Научная статья на тему 'Направления научных исследований в высшей педагогической школе Сибири (1960-1980-е гг. )'

Направления научных исследований в высшей педагогической школе Сибири (1960-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / РЕГИОН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УЧЕНЫЙ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ХОЗДОГОВОРНАЯ ТЕМАТИКА / SIBERIA / REGION / PEDAGOGICAL INSTITUTE / SCIENTIST / TEAM RESEARCH WORK / RESEARCH AREAS / ORGANIZATION OF UNIVERSITY SCIENCE / FACULTY / ECONOMIC CONTRACT SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрик Валерий Владимирович

В статье рассматривается деятельность высших учебных заведений педагогического профиля Сибири по развитию ведущих научных направлений в 60-80-е гг. ХХ в. На основе архивных документов и материалов анализируются наиболее значительные достижения ученых педвузов региона в ведущих областях педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the activities of the institutions of higher pedagogical education in Siberia aimed at the development of the main scientific areas of research in the 60s-80s of the 20th century. On the basis of the documents and materials from the archives the most prominent achievements of the scientists of teacher training universities of the region in the leading branches of education are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Направления научных исследований в высшей педагогической школе Сибири (1960-1980-е гг. )»

Страницы истории

149

Keywords: Professorial Institute of Dorpat, scientific-pedagogical school, historical simulation, professors of new formation, continuity of traditions

References

1. [About the orders to foundation of the Professorial Institute]. Sb. postanovleniipo Ministerstvu

nar. prosv. T. 2. Tsarstvovanie imperatora Nikolaya I (1825-1855), otd. pervoe (1825-1839). Izd.II-e [The collection of Public Education Ministry’s orders. Vol. 2. The reign of imperator Nicolay I (1825-1855), first part (1825-1839)]. 2nd edition. St. Petersburg: V.S. Balashev Publ., 1875. (In Russ.)

2. Rossiiskiigosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [The Russian State Historical Archive]. F. 733. Op. 56.

3. [About the people, who were sent abroad by Public Education Ministry in order to get prepared to

become professors and teachers from 1808 to 1860 years]. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvyascheniya [The magazine of Public Education Ministry]. Part CXXI. St. Petersburg: I. Ogrizko Publ. 1864. (In Russ.)

4. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [The Russian State Historical Archive]. F. 733. Op. 51.

5. Karnaukh N.V. (2014) [Realization of training model for higher school teachers in Professorial

Institute of Derpat]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 3, pp. 104-113. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Karnaukh N.V. (2014) [The value of overseas scientific study in system of training of Russian professors in Dorpat]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’ turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki [Historical, philosophical and legal science, culturology and art history. Questions of theory and practice]. No. 12, pp. 94-99. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 09.02.15.

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ (1960-1980-е гг.)

ПЕТРИК Валерий Владимирович - д-р истор. наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: v.v.petrik@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность высших учебных заведений педагогического профиля Сибири по развитию ведущих научных направлений в 6080-е гг. ХХ в. На основе архивных документов и материалов анализируются наиболее значительные достижения ученых педвузов региона в ведущих областях педагогической науки.

Ключевые слова: Сибирь, регион, педагогический институт, ученый, научно-исследовательская работа, направления научных исследований, организация вузовской науки, профессорско-преподавательский состав, хоздоговорная тематика

Из 19 педагогических вузов, действовавших на территории Сибири в рассматриваемый период, наибольший объем научноисследовательских работ (НИР) проводился в Новосибирском, Томском, Иркутском, Барнаульском, Омском, Читинском и Красноярском институтах. Коллективами этих вузов осуществлялась разработка проблем

в области педагогики и психологии, естественных, физико-математических и гуманитарных, наук.

В Томском пединституте (ТГПИ) в 1960 г. научно-исследовательскую работу вели 190 преподавателей и научных сотрудников, в том числе 7 докторов и 38 кандидатов наук. Тематика ряда кафедр (зооло-

150

Высшее образование в России • № 4, 2015

гии, немецкого языка, основ сельского хозяйства и др.) имела региональную направленность [1, д. 22, л. 98]. Научно-педагогический коллектив ТГПИ, профессора Н.Ф. Тюменцев, В.В. Осокин, Ф.Ф. Шамахов, Г.И. Блинков, А.П. Дульзон, доценты И.В. Елизаров, Л.Ф. Пичурин, Ю.А. Кузьмина, Б.Г. Рейман, А.А. Белобородов, П.Ф. Чернецкий, В.М. Скрипченко принимали активное участие в межвузовских научных конференциях, совещаниях и съездах. С оригинальным докладом на Международном конгрессе (1964 г.) выступил профессор А.П. Дульзон. Книга этого ученого «Кет-ский язык» получила высокую оценку научной общественности в стране и за рубежом [1, д. 19, л. 83].

В 1970-х гг. в Томском педвузе сформировались три ведущих научных направления: «Вопросы совершенствования управ-лениянародным образованием», «Научнопедагогическое обучение перехода школы на новое содержание образования» и «Совершенствование профессионально-педагогической направленности в подготовке учителей» [1, д. 19, л. 89]. С 1978 г. в ТГПИ велись исследования по проблеме развивающегося обучения учащихся. Научными руководителями этих работ являлись доценты В.П. Смирнов, А.В. Деттерер и М.Н. Пальянов. Ученые занимались разработкой вопросов познавательной активности школьников в учебной и воспитательной работе. С этой целью в пединституте была создана лаборатория развивающего обучения, которая совместно с научно-исследовательскими институтами общей педагогики, средств и методов обучения АПН СССР и Томского филиала СО АН СССР осуществляла исследования на базе средней школы № 9 г. Томска. В изысканиях по этой теме были задействованы ученые и из других сибирских городов: Новосибирска, Красноярска, Барнаула и Омска [2, л. 12-13].

В числе главных направлений научной работы Иркутского педагогического ин-

ститута (ИГПИ), сформировавшихся в 1960-е гг., следует назвать следующие: экономика народного образования, система нравственного воспитания учащихся в единстве профессионального обучения и внеклассной воспитательной работы, педагогическое руководство развитием общественной активности и самостоятельности школьников, история социально-экономического развития Сибири, физика магнит-ныхявлений, основные научные проблемы охраны природы, Сибирь в художественной литературе, методологические вопросы физики, товары Иркутской области. Результаты научных исследований обобщались в статьях, монографиях. В 1960 г. увидели свет два тома «Ученых записок ИГПИ », которые стали издаваться регулярно. Наиболее успешно научные исследования велись профессорами В.А. Бура-вихиным, В.Г. Асеевым, В.В. Богдановым, В.Д. Паком, Б.А. Бельтюковым, доцентами А.А. Кащаевым, В.Д. Кудрявцевой, В.Н. Бухаровым, Н.Н. Нестеровым, Н.Я. Люнь-ковым, В.Г. Томиловым. В 1961 г. в издательстве «Учпедгиз» вышла монография (в виде учебника для национальных школ) профессора В.Д. Кудрявцева «Методика русского языка в 5-8 классах бурятской школы». В 1967 г. были опубликованы две монографии - доцентов А.П. Мещерской -«Первые марксисты в сибирской ссылке» и В.Г. Тюкавкина - «Сибирская деревня накануне Октября» [3, д. 443, л. 129].

Если в 1960-1970-е гг. в научно-исследовательской работе ИГПИ преобладали распыленность, «мелко- и многотемье », то к концу 1980-х гг. на ряде кафедр произошло укрупнение тематики, некоторые темы были исключены из координационных планов как неперспективные. При этом каждая кафедра стала работать в русле единой проблемы. Например, по комплексной коллективной теме «Учитель сельской школы» под руководством доцента В.Г. Томилова в НИР участвовали сотрудники шести подразделений ИГПИ. А разработка пробле-

Страницы истории

151

мы «Сознательная дисциплина школьников » объединила все кафедры данного вуза [3, д. 3229, л. 4-5].

Проблемы организации научно-исследовательской работы находились в центре внимания руководства Новосибирского пединститута (НГПИ). Только за первую половину 1960-х гг. ученым советом НГПИ десять раз рассматривались вопросы совершенствования НИР в вузе [4, л. 53]. В рассматриваемый период под руководством известных ученых, профессоров А.П. Сляднева, В.А. Цыбенко, В.Я. Плоткина, Э.Н. Горюхина, Ю.В. Шарова, М.М. Шор-никова, Ж.Р. Пивоварской и других развивались исследования по проблемам педагогических и исторических наук. Так, профессор М.М. Шорников осуществлял координацию и организацию научных исследований по истории в западносибирском регионе. В 1960 г. под его непосредственным руководством был разработан сводный план научно-исследовательских работ по историческим наукам [5, л. 10-12].

Примечательно, что администрация и общественные организации НГПИ, особенно в 1980-е гг., содействовали установлению творческих связей с ведущими научными центрами страны - СО АН СССР, СО АМН и СО ВАСХНИЛ СССР. Сформированные учеными-педагогами комплексные темы вошли в суперпрограмму «Сибирь ». Всего сотрудники НГПИ вели НИР по 12 темам республиканского значения, посвященным актуальным вопросам реформы общеобразовательной школы, применению ЭВМ в учебном процессе, трудовому воспитанию и профориентации молодежи, методическому обеспечению учительского труда. К их разработке было привлечено 80% научно-педагогических работников, 50% студентов и большое число учителей - выпускников НГПИ. Так, в разработке комплексной, значимой для народного образования темы «Повышение воспитательной функции урока» участвовали 54 преподавателя, 60 учителей области и около

300 студентов дневной и заочной форм обучения [6, л. 137]. Деятельность ректората НГПИ по сокращению мелкотемья, организации комплексных исследований и созданию координационных советов по НИР была одобрена Министерством просвещения РСФСР (отмечено приказом Минпроса в 1982 г.). Одновременно в вузе на общественных началах были созданы метрологическая служба, патентное обслуживание, обеспечена полнота и своевременность госрегистрации изучаемых тем [7, л. 125].

Новосибирский пединститут ежегодно выполнял план по изданию и подготовке научной продукции, в соответствии с которым выпускалось 4-7 межвузовских тематических сборников научных трудов по комплексным темам исследований, 3-5 монографий, 25-40 учебных пособий и методических рекомендаций по таким разделам основных курсов, которые плохо обеспечивались соответствующей литературой. Общий объем издательской деятельности НГПИ в конце 1980-х гг. составлял 130160 печатных листов. Помимо этого, ежегодно профессорско-преподавательским составом публиковалось 100-120 статей, из них более половины - в центральной печати [8, л. 138].

Значительный объем НИР проводился в таких крупных педвузах региона, как Омский, Красноярский, Барнаульский и Читинский. С середины 1960-х гг. в БарГ-ПИ под руководством профессора П.П. Костенкова велись исследования по проблеме улучшения профориентационной работы в школе. Входивший в эту проблематику вопрос «Трудовое воспитание как педагогический процесс» стал темой докторской диссертации ученого, которую он успешно защитил в 1970 г. [9, л. 42-43].

Ректорат и общественные организации Читинского пединститута во второй половине 1970-х - 1980-е гг. стремились сконцентрировать усилия ученых на двух основных направлениях научных исследований,

152

Высшее образование в России • № 4, 2015

выполнявшихся по заданию Минпроса РСФСР и АПН СССР: «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла »(научный руководитель - доцент М.Н. Ахметова) и «Педагогические основы подготовки к учебной и внеклассной работе в школе» (научный руководитель - доцент Б.Л. Лига). Каждое из этих направлений объединяло ряд крупных комплексных и групповых тем, таких как «Дифференцированное физическое воспитание и пути повышения двигательной подготовленности детей школьного возраста» (научный руководитель - доцент С.М. Бажуков), «Механизмы адаптации организма человека и животных», «Логико-психологические основы построения преподавания предмета» и др., которые разрабатывались кафедрами философии, теоретической физики, истории, зоологии, русского языка, анатомии и физиологии [10, л. 23].

В Красноярском и Омском педвузах развернулись исследования проблем гуманитарных и психолого-педагогических наук. Сотрудниками КрасГПИ за вторую половину 1970-х гг. было выполнено договорных исследовательских работ на сумму свыше 900 тыс. руб. [11, л. 69]. В Омском пединституте разрабатывались проблемы адаптации молодых специалистов в условиях работы в сельской школе. В исследованиях по данной проблеме активное участие принимали преподаватели кафедр общественных наук и педагогики начального обучения (В.С. Пашкин, С.С. Мартынова, И.А. Вишняков, Н.В. Чиналева, А.А. Пет-русевич, А.И. Макаров и др.) [12, л. 61].

Кроме разработок психолого-педагогического цикла, ученые в педвузах Сибири вели исследования и по хоздоговорной тематике. В НГПИ на кафедрах теоретической физики, анатомии и физиологии человека и животных, общей физики, химии, методики преподавания физики и ТСО, всеобщей истории хоздоговора выполнялись

на сумму около 190 тыс. руб. ежегодно [8, л. 140]. Ученые-философы Иркутского пединститута иностранных языков выполняли значительный объем исследований по социологической тематике. На основе заключенных хоздоговоров ими были разработаны планы социального развития Братского лесопромышленного комплекса, Усть-Илимской и Братской ГЭС, Карлук-ской птицефабрики, Иркутской автобазы № 1. Общая стоимость хоздоговорных тем во второй половине 1970-х гг. составила около 120 тыс. руб. В их разработке принимали активное участие доценты Н.М. Лаптев, Г.Ф. Куцев, И.И. Затулко, Л.С. Кря-тянский, лаборант Л.С. Клыпина [13, с. 35]. Красноярский, Омский, Иркутский и Томский пединституты заключали хоздоговоры с предприятиями и организациями: Крас-ГПИ и ОмГПИ - ежегодно на 200 тыс. руб., ИГПИ и ТГПИ - более чем на полмиллиона [14, л. 146].

Вместе с тем, наряду с несомненными достижениями, в организации научно-исследовательской работы в наиболее крупных педвузах региона были и существенные недостатки. Значительно тормозило развитие НИР слабое их финансирование Министерством просвещения РСФСР. Бюджетных ассигнований, выделявшихся в рассматриваемый период на исследовательскую деятельность вузов педагогического профиля, явно не хватало. Сложности возникали с публикацией сборников научных трудов, т.к. количество и объем печатных изданий строго лимитировались Минпросом. Не была преодолена и разобщенность в работе различных организационных форм НИР профессорско-преподавательского состава. Все это затрудняло работу научных секторов педвузов и негативно сказывалось на научно-исследовательской деятельности ученых.

В еще более сложном положении при проведении НИР оказались менее крупные пединституты Сибири, которые не обладали достаточным кадровым и научным по-

Страницы истории

153

тенциалом. К примеру, в Бийском, Новокузнецком, Ишимском, Тобольском, Лесосибирском педвузах за 1960-80-е гг. не было проведено ни одной авторитетной научной конференции, работа по укрупнению тематики НИР и сокращению «мелко- и многотемья » не велась, наблюдалась разобщенность в исследованиях [15, л. 90-91].

Архивные материалы свидетельствуют, что ректораты, НИСы, ученые советы, общественные организации названных вузов редко рассматривали и анализировали вопросы научной деятельности сотрудников [16, л. 5-6].

К этой группе примыкал и ряд педвузов (Абаканский, Горно-Алтайский, Бурятский, Кызыльский), функционировавших в национальных республиках и областях Сибири. Характерными особенностями постановки научно-исследовательской работы в них были отвлеченность, малая практическая значимость и неактуальность тематической направленности, допускались факты распыления научных сил и средств, параллелизма и дублирования. Большая часть тем не была связана друг с другом и носила чисто демонстративный характер. Имелись случаи, например в АбГПИ и БурГПИ, когда НИР прекращались, так и не достигнув цели [17, л. 11-12]. В Г-АГПИ и КызГПИ длительное время отсутствовали специалисты высшей квалификации - доктора наук, профессора, что затрудняло проведение фундаментальных исследований. Определенные сложности возникали в этих вузах и с публикацией научных работ преподавателей [18, л. 11].

Литература

1. Центр документации новейшей истории

Томской области (ЦДНИТО). Ф. 321. Оп.

10.

2. ЦДНИТО.Ф.607. Оп. 13. Д. 156.

3. Государственный архив Иркутской облас-

ти (ГАИО). Ф. Р-842. Оп. 1. Д. 443.

4. Государственный архив Новосибирской

области (ГАНО). Ф. П-4б. Оп. 64. Д. 62.

5. ГАНО. Ф. П-4б. Оп. 69. Д. 137.

6. ГАНО. Ф. П-4б. Оп. 96. Д. 47.

7. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 99. Д. 71.

8. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 96. Д. 47.

9. Центр хранения архивного фонда Алтайско-

го края (ЦХАФАК). Ф. Р-385. Оп. 1. Д. 23.

10. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. Р-177. Оп. 2. Д. 1344.

11. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф. 26. Оп. 10. Д. 296.

12. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 17. Оп. 113. Д. 207.

13. Иркутский государственный лингвистический университет (исторический очерк). Иркутск, 1998. 200 с.

14. Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДНИИО). Ф. 143. Оп.146. Д. 51.

15. ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 121. Д. 567.

16. Центр документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюмО). Ф. 124. Оп. 150. Д. 130.

17. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. П-1. Оп. 1. Д.7207.

18. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГАРТ). Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 58.

Статья поступила в редакцию 13.01.15.

AREAS OF SCIENTIFIC RESEARCH AT HIGHER SCHOOL OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN SIBERIA IN 1960-1980s

PETRIK Valeriy V. - Dr. Sci. (History), Prof., National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: v.v.petrik@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to the activities of the institutions of higher pedagogical education in Siberia aimed at the development of the main scientific areas of research in the 60s-80s of the 20th century. On the basis of the documents and materials from the archives the

154 Высшее образование в России • № 4, 2015

most prominent achievements of the scientists of teacher training universities of the region in the leading branches of education are being analyzed.

Keywords: Siberia, region, Pedagogical Institute, scientist, team research work, research areas, organization of university science, faculty, economic contract subject

1. Tsentr dokumentatsiinoveyshey istorii Tomskoy oblasti (TSDNITO) [Documentation Center of

the Modern History of the Tomsk Region (DCMHTR)]. F. 321, op. 10, d. 22.

2. TSDNITO [DCMHTR], F. 607, op. 13, d. 156.

3. Gosudarstvennyy arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [State Archive of the Irkutsk Region (SAIR)]. F.

R-842, op, 1, d. 443.

4. Gosudarstvennyi arkhiv Novosibirskoy oblasti (GANO) [State Archive of the Novosibirsk Region

(SANR)]. F. P-46, op. 64, d. 62.

5. GANO [SANR], F. P-46, op. 69, d. 137.

6. GANO [SANR]. F. P-46, op. 96, d. 47.

7. GANO [SANR], F. P-4, op. 99, d. 71.

5. GANO [SANR], F. P-4, op. 96, d. 47.

9. Tsentr khraneniya arkhivnogo fonda Altaiskogo kraya (TSHAFAK) [Center Archive Fund of the

Altai Territory (CAFAT)]. F. R-385, op. 1, d. 23.

10. Gosudarstvennyy arkhiv Chitinskoy oblasti (GACHO) [State Archive of the Chita Region (SACR)].

F. R-177, op. 2, d. 1344.

11. Tsentr khraneniya i izucheniya dokumentov noveishei istorii Krasnoyarskogo kraya (TSHIDNIKK) [Center for Preservation and Study of Documents of Recent History of Krasnoyarsk Territory (CPSDRHKT)]. F. 26, op. 10, d. 296.

12. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Omskoi oblasti (TSDNIOO) [Documentation Centre of the Modern History of the Omsk Region (DCMHOR)]. F. 17, op. 113, d. 207.

13. Irkutskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet (istoricheskii ocherk). Irkutsk, 1988. 200 s. [Irkutsk State Linguistic University (historical overview)]. Irkutsk, 1998. 200 p.

14. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Irkutskoi oblasti (TSDNIIO) [Documentation Centre of the Modern History of the Irkutsk Region (DCMHIR)]. F. 143, op. 146, d. 51.

15. TSHAFAK [CAFAT], F. P-1, op. 121, d. 567.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Tyumenskoi oblasti (TSDNITO) [Documentation Centre of the Modern History of the Tyumen Region (DCMHTR)]. F. 124, op. 150, d. 130.

17. Natsional’ nyi arkhiv Respubliki Buryatiya (NARB) [National Archives of the Republic of Buryatia (NARB)]. F. P-1, op. 1, d.7207.

18. Tsentral’nyi gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tyva (TsGART) [Central State Archive of the Republic of Tuva (TSGART)]. F. R-11, op. 1, d. 58.

References

The paper was submitted 13.01.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.