Научная статья на тему 'Специфика существования единоверческого прихода в условиях свободы вероисповедания (на примере села Усть-Горского Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии)'

Специфика существования единоверческого прихода в условиях свободы вероисповедания (на примере села Усть-Горского Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОВЕРИЕ / EDINOVERIE / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / OLD BELIEF / СТАРОВЕРИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ / ОБРЯДЫ / RITUALS / КРЕЩЕНИЕ / BAPTISM / ВЕНЧАНИЕ / WEDDING / ОКОРМЛЕНИЕ / ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / СИБИРЬ / SIBERIA / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / TOBOLSK PROVINCE / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / OMSK DIOCESE / ПРОТИВОРАСКОЛЬНИЧЕСКАЯ МИССИЯ / ANTI-SCHISMIAN MISSION / PARISH REGISTERS / GUIDANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Константин Юрьевич

Анализируется история единоверческого прихода, открытого в Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии в начале XX в. Рассматриваются ранее не известные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Омской области, раскрывающие особенности внутренней жизни самого молодого в Западной Сибири единоверческого прихода. В рассматриваемый исторический период его территория находилась на стыке Тобольской и Томской губерний и епархий, в условиях этноконфессиональной чересполосицы. Рассматриваются взаимоотношения православных, единоверцев и старообрядцев. Теоретическое значение изучения этой проблемы актуально в условиях возрождения старообрядных приходов в рамках Русской православной церкви. Практическая значимость исследования определяется высоким интересом россиян и жителей других стран к выявлению своих предков, составлению родословных и историй семей. Основное внимание в работе уделено анализу метрических книг данного прихода, сравнению задач существования единоверия и реальной практики на примере конкретного прихода. Представленные факты и выводы являются частью уже проведенной авторами работы по интеграции данных единоверческих, православных и иудейских метрических книг, относящихся к территории Еланской волости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF EDINOVERIE PARISH EXISTENCE UNDER FREEDOM OF RELIGION (FOR EXAMPLE, UST’-GORSKY VILLAGE YELANSK VOLOST TYUKALINSK DISTRICT OF TOBOLSK PROVINCE)

The history of the Edinoverie parish, discovered in the Elanskaya volost of Tyukalinsky district of the Tobolsk province at the beginning of the 20th century, is analyzed. The previously unknown archival documents, stored in the State archives of the Omsk region, revealing features of the inner life of the youngest in Western Siberia Edinoverie Parish. In the historical period under review, its territory was located at the junction of the Tobolsk and Tomsk provinces and dioceses, in the conditions of an ethno-confessional intersection. Relations between Orthodox, cobelievers and old believers are considered. The theoretical significance of studying this problem is important in the conditions of the revival of the Old Believer parishes within the framework of the Russian Orthodox Church. The practical importance of the study is determined by the high interest of Russians and residents of other countries to identify their ancestors, compile genealogical trees and family histories. The main attention in the work is given to the analysis of the metric books of this parish, comparison of the tasks of the existence of the same faith and real practice on the example of particular parish. The facts and conclusions reflected in the article are a part of the work already carried out by the author on the integration of the data of Edinoverie, Orthodox and Jewish registers relating to the territory of the Elanskaya volost.

Текст научной работы на тему «Специфика существования единоверческого прихода в условиях свободы вероисповедания (на примере села Усть-Горского Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии)»

УДК 281.93

00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-117-122

СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО ПРИХОДА В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА УСТЬ-ГОРСКОГО ЕЛАНСКОЙ ВОЛОСТИ ТЮКАЛИНСКОГО УЕЗДА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ)

К. Ю. Иванов

Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Белово

Анализируется история единоверческого прихода, открытого в Еланской волости Тюкалинского уезда То -больской губернии в начале XX в. Рассматриваются ранее не известные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Омской области, раскрывающие особенности внутренней жизни самого молодого в Западной Сибири единоверческого прихода. В рассматриваемый исторический период его территория находилась на стыке Тобольской и Томской губерний и епархий, в условиях этноконфессиональной чересполосицы. Рассматриваются взаимоотношения православных, единоверцев и старообрядцев. Теоретическое значение изучения этой проблемы актуально в условиях возрождения старообрядных приходов в рамках Русской православной церкви. Практическая значимость исследования определяется высоким интересом россиян и жителей других стран к выявлению своих предков, составлению родословных и историй семей. Основное внимание в работе уделено анализу метрических книг данного прихода, сравнению задач существования единоверия и реальной практики на примере конкретного прихода. Представленные факты и выводы являются частью уже проведенной авторами работы по интеграции данных единоверческих, православных и иудейских метрических книг, относящихся к территории Еланской волости.

Ключевые слова: единоверие, старообрядчество, староверие, православие, метрические книги, обряды, крещение, венчание, окормление, генеалогия, Сибирь, Тобольская губерния, Омская епархия, противорасколь-ническая миссия.

Единоверие, возникшее на рубеже XVIII-XIX вв., в условиях гонений со стороны государства и официальной церкви, как стремление части старообрядцев к легализации своего вероисповедного статуса, после распада империи и потери официальным православием статуса государственной религии достаточно быстро растворилось либо в православии, либо в старообрядчестве. Однако на рубеже XX-XXI вв. внутри РПЦ по инициативе отдельных священнослужителей стали формироваться «старообрядные приходы», которые имеют определенное сходство с дореволюционным единоверием.

Изучение этого религиозного феномена началось сравнительно недавно и ведется в основном в рамках работ по истории и культуре старообрядчества. В современной отечественной историографии имеются отдельные работы, охватывающие всю территорию дореволюционной России, но не весь период существования единоверия [1-4].

На территории Западной Сибири лучше всего эта проблематика изучена Л. Н. Сусловой на материалах Тобольской [5-8], а К. Ю. Ивановым и В. Н. Ильиным - Томской епархии [9-15], из частей которых в конце XIX в. была сформирована Омская епархия. Е. М. Бежан охарактеризовала единоверие на территории и Тобольской, и Томской губерний, но только для первой половины XIX в. [16, 17]. Общим в этих работах является не-

высокая оценка качественной стороны единоверия как способа привлечения старообрядцев в рамки господствующей церкви.

Источниковой базой написания работы послужили архивные материалы, выявленные в Государственном архиве Омской области, ранее не опубликованные, раскрывающие особенности жизни единоверческого прихода, открытого уже после дарования подданным Российской империи свободы вероисповедания, на территории со сложным этно-конфессиональным составом населения.

Возникновение д. Усть-Горской относится к последнему десятилетию XVIII в. Основали ее крестьяне - переселенцы из Исетской волости Ялуторовского округа Белослюдцев, Подерин и Седымов на берегу р. Оми, между двух грив. При этом река отделяла деревню от волостного (приходского) села. В посвященном переселенческим селениям издании указывался в качестве примерного года основания 1785 г. [18, с. 536], но в исповедной ведомости за 1788 г. селение с таким названием отсутствует [19, л. 326-360 об.]. В одной из современных краеведческих работ в качестве даты основания указан 1791 г. [20, с. 44]. В исповедной ведомости за 1801 г. в деревне перечислен уже 21 двор [21, л. 298-300]. В 1986 г. деревня фактически умерла - из нее уехал последний житель [20, с. 58].

Деревня входила в состав прихода Богоявленской церкви с. Еланского; среди жителей волости и

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 5 (194)

прихода имелись православные, старообрядцы (поповцы и беспоповцы-поморцы), протестанты (лютеране), католики, иудеи [22, с. 255]. Отношения между православными и старообрядцами в начале XX в. (до появления единоверческого прихода) характеризуются следующим образом: «Православные относятся к раскольникам снисходительно, а последние к первым до некоторой степени враждебно» [22, с. 255]. Непосредственно перед открытием единоверческого прихода характеристика принципиально не меняется: «Уклонений из православия в раскол не бывает» [23, с. 663].

Точной информации о старообрядцах у местного причта не было - в 1900 г. указано общее их количество в Еланском приходе, но без указания места жительства [22, с. 255], а в 1914 г. указано место жительства (д. Усть-Горская), но без указания их численности [23, с. 663].

В 1896 г. была освящена Благовещенская церковь переселенческого поселка (села) Михайловского, в приход которой были перечислены некоторые селения Еланского прихода (расстояние между приходскими селами - 27 верст), что вызвало недовольство части старожильческого населения этих деревень. К моменту открытия единоверческого прихода в новом православном приходе треть прихожан являлись старообрядцами поморского зако-нобрачного согласия, сосредоточенными в трех деревнях - Чинявиной (здесь были моленная и наставник), Козиной и Тайлаковой. Причт Михайловского прихода, в отличие от Еланского, обладал более подробной информацией о взаимоотношениях внутри прихода: «Православное население относится к раскольникам различно: переселенцы - с пренебрежением, а старожилы сочувственно; к православным же раскольники относятся недоброжелательно и иногда враждебно. Так как раскольники принадлежат большею частью к зажиточным жителям, то их благосостояние служит им для совращения православных, и хотя явных случаев совращения в раскол не было, но все же православные, живущие среди раскольников, холодно относятся к церкви и не радеют об исполнении долга исповеди и Св. Причастия» [22, с. 256-258; 23, с. 665].

Л. И. Мискина упоминает о существовании в д. Усть-Горской «молебного» дома, построенного в начале XX в. [20, с. 57, 126], но не уточняет ни время его постройки, ни конфессиональную принадлежность.

Самостоятельный приход при Николаевской единоверческой церкви д. Усть-Горской был открыт указом Священного Синода от 29 ноября 1913 г. Содержание священника и псаломщика было отнесено на местные средства [23, с. 1070]. Практически все прихожане единоверческого Усть-Горского прихода проживали в селениях православных Еланского и Михайловского приходов.

Метрические книги Усть-Горского прихода велись с 1914 г. (первое крещение было совершено в 20-х числах марта, первое венчание - 23 апреля, первое отпевание - 18 апреля) по 1919 г. (записи о крещении и отпевании - по конец года, а о венчании - по 6 февраля); ныне хранятся в Государственном историческом архиве Омской области [2426]. Предполагаем, что с восстановлением советской власти деятельность прихода прекратилась.

В 1914-1917 гг. приход окормлял о. Григорий Громов. Его рукоположение во священника к Усть-Горской церкви состоялось 4 февраля 1914 г., а до этого он был церковнослужителем при Николаевской единоверческой церкви г. Санкт-Петербурга [24, 25, 27, с. 1109].

В 1917-1919 гг. приходским священником являлся о. Севастиан Скосырский (1862-1937). Ранее он служил в с. Новокарасукском Тюкалинского округа с сентября 1898 г. псаломщиком, исполняя обязанности помощника противораскольнического окружного миссионера, а с ноября 1912 г. - диаконом [23, с. 1194; 24, 26, 28, 29, с. 8].

На основании записей в метрических книгах Усть-Горского прихода были проанализированы совершенные за шестилетний период требы. Результаты отражены в таблице.

Причт в отношении своей паствы использовал термины «единоверец», «православный единоверец», «православный старообрядец», что свидетельствует о нечеткости, размытости границ вероисповедной принадлежности прихожан.

Требоотправления в Усть-Горском единоверческом приходе (1914-1919 гг.)

Год Крещения Венчания Отпевания Всего треб

мужчины женщины об. п. пар человек мужчины женщины об. п.

1914 19 13 32 5 10 21 19 40 77

1915 24 22 46 22 44 20 19 39 107

1916 28 26 54 3 6 22 18 40 97

1917 28 24 52 8 16 14 9 23 83

1918 40 39 79 19 38 17 21 38 136

1919 43 44 87 10 20 41 22 63 160

Итого 182 168 350 67 134 135 108 243 660

Записи о присоединении «из раскола» встречаются редко и почти в половине случаев связаны с родом Рагозиных (Рогозиных). В метрической книге за 1915 г. имеется одна запись в первой части книги о присоединении на правах единоверия пятилетнего ребенка [24, л. 123 об. - 124] и две записи во второй части книги - у невест [24, л. 125 об. -127]. В 1916 и 1917 гг. - по одной записи в первой части [25, л. 62 об. - 63; 21, л. 86 об. - 87]. В 1918 г. к православию присоединены перед венчаниями жених [26, л. 21 об. - 22] и (без оговорки «на правах единоверия») невеста [26, л. 2 об. - 3, 21 об. -22], крещена новорожденная дочь родителей-поморцев [26, л. 6 об. - 7]. В январе 1919 г. к православию «из раскола» присоединена перед венчанием невеста [24, л. 18], а 15 марта - сразу три подростка Рагозиных (дети двух родных братьев) [24, л. 6 об. - 7].

Вызывает интерес общая динамика крещений в военные годы - если в православных приходах количество крещений в военные годы сокращается, то в единоверческом приходе наблюдается стабильность. Общим же является рост крещений в 1918 г.

Во второй части метрических книг вызывает интерес вероисповедная принадлежность вступающих в брак. Всего в нескольких случаях она не указана (в рамках статистической погрешности). Крайне редко оба венчающихся записаны единоверцами, но более половины браков заключено между православными. К сожалению, не удалось выявить распоряжений Омской духовной консистории относительно регламентации требоотправ-лений в единоверческих приходах, как это можно сделать для Томской епархии, где формально допускались браки лишь единоверцев, а при смешанном браке требовали подписку о воспитании детей от этих браков в духе официального православия [27, кн. 18, с. 209-211]. Возможно, высокая доля браков между православными и крайне низкая между единоверцами является признаком наличия региональной (от епархии к епархии изменяющейся) практики ограничения священников единоверческих приходов.

Ни в первой, ни во второй части метрических книг Усть-Горского прихода нет, в отличие от метрических книг Еланского, Михайловского и прочих соседних православных приходов, записей об отчислении прихожан от православия в старообрядчество.

В третьей части метрических книг вероисповедание не указано (не было погребений инославных и иноверных), поэтому анализ записей в рамках данной статьи задачей и не ставился.

Благодаря анализу архивных материалов и справочной литературы выявлено, что создание единоверческого прихода явилось вынужденным компромиссом между государством и официальной церковью, с одной стороны, и тайными старообрядцами, с другой стороны. Оба священника имели предварительную подготовку к работе со старообрядцами - работа либо в противораскольниче-ской миссии, либо в одном из старейших единоверческих приходов страны. Среди прихожан была высока доля тех, кто приходил в церковь лишь за обрядовой стороной и легализацией актов гражданского состояния, но при этом продолжал считаться православным, а поручителями при венчании и восприемниками при крещении выступали для узкого круга близких родственников (в этом случае не являлись препятствием ни река, ни удаленность своей деревни от храма). Проследить судьбу прихода после восстановления советской власти пока не удалось; для этого требуется работа с местной периодикой и ведомственными архивами.

Составление единой базы данных [30] по метрическим книгам разных конфессий с ограничением территории (в данном случае - Еланской волости) позволит повысить качество изучения таких научных тем, как историко-демографическая характеристика старожильческого и переселенческого населения юга Западной Сибири, церковно-го-сударственные и межконфессиональные отношения. Дальнейшее изучение заявленной проблемы позволяет решать и такой популярный ныне запрос со стороны общества, как составление родословных [30-32].

Список источников и литературы

1. Павлова О. А. Единоверие в контексте правительственной и церковной политики России в XVIII - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород, 2007. 28 с.

2. Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб.: Алетейя, 2011. 200 с.

3. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII - начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013. 27 с.

4. Палкин А.С. Единоверие в середине XVIII - начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та; Университетское изд-во, 2016. 338 с.

5. Суслова Л. Н. Старообрядчество и власти в Тобольской губернии в конце XVIII - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2002. 24 с.

6. Суслова Л. Н. Единоверие в Тобольской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. // Проблемы истории России. Вып. 7: Источник и его интерпретации: сб. науч. тр. Екатеринбург: Волот, 2008. С. 212-244.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

7. Суслова Л. Н. Организация единоверия на территории Тобольской губернии в конце XVIII - начале ХХ в. // Историческая наука на рубеже веков. Статьи и материалы научной конференции, посвященной 60-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Екатеринбург: Волот, 2008. С. 171-182.

8. Суслова Л. Н. Меры служебного поощрения и взыскания единоверческого духовенства Тобольской епархии по клировым ведомостям единоверческих церквей за 1874-1915 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2015. Т. 3-3, № 53. С. 177-180.

9. Иванов К. Ю. Единоверие как способ борьбы со старообрядчеством (на примере Томской епархии) // Культурное наследие Азиатской России: Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса (Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск: Изд-во Тобольск. гос. пед. ин-та, 1997. С. 107-108.

10. Иванов К. Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири второй половины XIX - начала ХХ века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 29 с.

11. Иванов К. Ю. Формирование сети единоверческих приходов в Томской епархии в XIX - начале ХХ века // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: материалы международной научной конференции (23-24 ноября 2006 г.) / отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. С. 167-176.

12. Иванов К. Ю. Русская Православная Церковь и старообрядчество юга Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. // Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX-ХХ вв.): исторические очерки / ред. кол. В. А. Волчек, А. М. Адаменко,

B. А. Овчинников. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 198-216.

13. Ильин В. Н. Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832-1905 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2007. 25 с.

14. Ильин В. Н. Единоверие в XIX в. на территории Томской губернии // Известия Алтайского гос. ун-та. 2012. Т. 4-2, № 76. С. 85-91.

15. Ильин В. Н. Административно-силовые методы причисления старообрядцев к единоверию в Томской губернии // Известия Алтайского гос. ун-та. 2017. Т. 4-2, № 76. С. 58-62.

16. Бежан Е. М. Конфессиональная политика государства и церкви в отношении старообрядцев и русских сектантов Западной Сибири в первой половине XIX века: автореф. дис.... канд. ист. наук. Омск, 2008. 23 с.

17. Бежан Е. М. Законодательство о старообрядческих браках и семье и особенности его реализации в Западной Сибири в первой половине XIX в. // Омский научный вестник. 2008. № 5 (72). С. 52-55.

18. Материалы для изучения быта переселенцев, водворенных в Тобольскую губ. за 15 лет (с конца 70-х годов по 1893 год). Т. 1: Историко-статистическое описание: 100 поселков / предисл. А. Станкевича. М.: Типография Общества распространения полезных книг, 1895. V, 541 с.

19. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Ф-16. Оп. 2. Д. 13.

20. Мискина Л. И. Нижнеомский район: вехи истории: учеб. пособие. Омск: Б. и., 2003. 336 с.

21. ГИАОО. Ф. Ф-16. Оп. 2. Д. 41.

22. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии / сост. К. Ф. Скальский. Омск: Типография A. K. Демидова, 1900. 428 с.

23. Справочная книга Омской епархии / сост. И. Голошубин. Омск: Типография «Иртыш», 1914. IV, 1250 с.

24. ГИАОО. Ф. Ф-16. Оп. 6. Д. 1235.

25. ГИАОО. Ф. Ф-16. Оп. 6. Д. 1292.

26. ГИАОО. Ф. Ф-16. Оп. 6. Д. 1422.

27. Беликов Д. Н. Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880-е годы) // Изв. Император. Том. ун-та. Томск, 1900. Кн. 16. С. 1-48; 1901. Кн. 18. С. 49-246.

28. Скосырский Севастьян Киприянович // Жертвы политического террора в СССР. URL: http://lists.memo.rU/d30/f264.htm#n150 (дата обращения: 08.04.2018).

29. Отчет Омского епархиального противосектантского и противораскольнического миссионера Д. Несмеянова о состоянии сектантства и раскола в Омской епархии и деятельности миссионеров за 1909 год // Омские епархиальные ведомости. 1910, 1 мая. № 9 (ч. офиц.).

C. 7-20.

30. Древо жизни. URL: https://genery.com/about_the_program/ (дата обращения: 08.04.2018).

31. Дневник ^stant^ Ivanovа // Генеалогический форум ВГД. URL: http://forum.vgd.ru/1524/ (дата обращения: 08.04.2018).

32. Иванов WebSite. URL: https://www.myheritage.com/site-30688771/иванов?lang=RU (дата обращения: 08.04.2018).

Иванов Константин Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета (ул. Советская, 41, Белово, Россия, 652600). E-mail: kons-ivanov@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 24.04.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-117-122

SPECIFICITY OF EDINOVERIE PARISH EXISTENCE UNDER FREEDOM OF RELIGION

(FOR EXAMPLE, UST'-GORSKY VILLAGE YELANSK VOLOST TYUKALINSK DISTRICT OF TOBOLSK PROVINCE)

K. Yu. Ivanov

Belovo Institute (Branch) of Kemerovo State University, Belovo, Russian Federation

The history of the Edinoverie parish, discovered in the Elanskaya volost of Tyukalinsky district of the Tobolsk province at the beginning of the 20th century, is analyzed. The previously unknown archival documents, stored in the State archives of the Omsk region, revealing features of the inner life of the youngest in Western Siberia Edinoverie Parish. In the historical period under review, its territory was located at the junction of the Tobolsk and Tomsk provinces and dioceses, in the conditions of an ethno-confessional intersection. Relations between Orthodox, co-believers and old believers are considered. The theoretical significance of studying this problem is important in the conditions of the revival of the Old Believer parishes within the framework of the Russian Orthodox Church. The practical importance of the study is determined by the high interest of Russians and residents of other countries to identify their ancestors, compile genealogical trees and family histories. The main attention in the work is given to the analysis of the metric books of this parish, comparison of the tasks of the existence of the same faith and real practice on the example of particular parish. The facts and conclusions reflected in the article are a part of the work already carried out by the author on the integration of the data of Edinoverie, Orthodox and Jewish registers relating to the territory of the Elanskaya volost.

Key words: Edinoverie, Old Belief, Orthodoxy, parish registers, rituals, baptism, wedding, guidance, genealogy, Siberia, Tobolsk province, Omsk diocese, anti-schismian mission.

References

1. Pavlova O. A. Yedinoveriye v kontekste pravitel'stvennoy i tserkovnoy politiki Rossii v XVIII v. - nachale XX v. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Edinoverie in the context of the government and church politics of Russia in the XVIII century - the beginning of the XX century. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. N. Novgorod, 2007. 28 p. (in Russian).

2. Kaurkin R. V., Pavlova O. A. Yedinoveriye vRossii (ot zarozhdeniya idei do nachalaXXveka) [Edinoverie in Russia (from the origin of the idea to the beginning of the 20th century)]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2011. 200 p. (in Russian).

3. Palkin A. S. Yedinoveriye v seredine XVIII - nachale XX vv.: obshcherossiyskiy kontekst i regional'naya spetsifika. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Edinoverie in the middle of the XVIII - early XX centuries: the all-Russian context and regional specificity. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Yekaterinburg, 2013. 28 p. (in Russian).

4. Palkin A. S. Yedinoveriye v seredine XVIII - nachale XX vv.: obshcherossiyskiy kontekst i regional'naya spetsifika [Edinoveriye in the middle of the XVIII - early XX centuries: the all-Russian context and regional specificity]. Yekaterinburg, Ural University Publ.; University Publishing House Publ., 2016. 338 p. (in Russian).

5. Suslova L. N. Staroobryadchestvo i vlasti v Tobol'skoy gubernii v kontse XVIII - nachale XX vv. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Old Believers and authorities in the Tobolsk province in the late XVIII - early XX centuries. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Yekaterinburg, 2002. 24 p. (in Russian).

6. Suslova L. N. Yedinoveriye v Tobol'skoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Edinoveriye in the Tobolsk province in the second half of the XIX - early XX century]. Problemy istorii Rossii. Vyp. 7: Istochnik iyego interpretatsii. Sbornik nauchnykh trudov [Problems of the history of Russia. V. 7: Source and its interpretation. Collection of scientific papers]. Yekaterinburg, Volot Publ., 2008. Pp. 212-244 (in Russian).

7. Suslova L. N. Organizatsiya yedinoveriya na territorii Tobol'skoy gubernii v kontse XVIII - nachale XX v. [Organization of a common religion in the territory of Tobolsk province at the end of the XVIII - beginning of the XX century]. Istoricheskaya nauka na rubezhe vekov. Stat'i i materialy nauchnoy konferentsii, posvyashchonnoy 60-letiyu istoricheskogo fakul'teta Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta im. A. M. Gor'kogo [Historical science at the turn of the century. Articles and materials of a scientific conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of History of the Ural State University named after A. M. Gorky]. Yekaterinburg, Volot Publ., 2008. Pp. 171-182 (in Russian).

8. Suslova L. N. Mery sluzhebnogo pooshchreniya i vzyskaniya yedinovercheskogo dukhovenstva Tobol'skoy yeparkhii po klirovym vedomostyam yedinovercheskikh tserkvey za 1874-1915 gg. [Measures of official encouragement and recovery of the co-religionist clergy of the Tobolsk diocese according to the clerical statements of the faithful churches for 1874-1915]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and practice, 2015, vol. 3-3, no. 53, pp. 177-180 (in Russian).

9. Ivanov K. Yu. Yedinoveriye kak sposob bor'by so staroobryadchestvom (na primere Tomskoy yeparkhii) [Edinoveriye as a way of fighting against the Old Believers (by the example of the Tomsk diocese)]. Kul'turnoye naslediye Aziatskoy Rossii: materialy I Sibiro-Ural'skogo istoricheskogo kongressa (Tobol'sk, 25-27 noyabrya 1997 g.) [Cultural heritage of Asian Russia: Materials of the I Siberian-Ural Historical Congress]. Tobolsk, Tobolsk State Pedagogical Institute Publ., 1997. Pp. 107-108 (in Russian).

10. Ivanov K. Yu. Staroobryadchestvo yuga Zapadnoy Sibiri vtoroy poloviny XIX- nachala XX veka. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Old Belief of the South of Western Siberia of the second half of the XIX - early XX century. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Kemerovo, 2001. 29 p. (in Russian).

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

11. Ivanov K.Yu. Formirovaniye seti yedinovercheskikh prikhodov v Tomskoy yeparkhii v XIX - nachale XX veka [Formation of a network of congregations in the Tomsk diocese in the XIX - early XX century]. Aktual'nyye problemy etnicheskoy, kul'turnoy i religioznoy tolerantnosti korennykh narodov Russkogo i Mongol'skogo Altaya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (23-24 noyabrya 2006 goda). Otvetstvennyy redaktor V. G. Babin [Actual problems of ethnic, cultural and religious tolerance of the indigenous peoples of the Russian and Mongolian Altai: materials of the international scientific conference (November 23-24, 2006). Editor-in-chief V. G. Babin]. Gorno-Altaisk, editorial and publishing department of the Gorno-Altaysk State University Publ., 2006. Pp. 167-176 (in Russian).

12. Ivanov K.Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i staroobryadchestvo yuga Zapadnoy Sibiri vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [The Russian Orthodox Church and the Old Believers in the south of Western Siberia in the second half of the XIX - early XX century]. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' yuga Zapadnoy Sibiri (XIX-XX vv.): istoricheskiye ocherki. Kemerovskiy gosuniversitet; red. kol. V. A. Volchek, A. M. Adamenko, V. A. Ovchinnikov [Russian Orthodox Church of the South of Western Siberia (XIX-XX centuries.): historical essays. Ed. col. V. A. Volchek, A. M. Adamenko, V. A. Ovchinnikov]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2007. Pp. 198-216 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Il'in V. N. Politika gosudarstvennoy vlastiiofitsial'noy tserkvi votnosheniistaroobryadtsevna territorii Tomskoy gubernii v 1832-1905 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The policy of state power and the official church in relation to the Old Believers in the territory of Tomsk province in 18321905. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Barnaul, 2007. 25 p. (in Russian).

14. Il'in V. N. Yedinoveriye v XIX v. na territorii Tomskoy gubernii [in the XIX century on the territory of Tomsk province]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestia of Altai State University, 2012, no. 4-2 (76), pp. 85-91 (in Russian).

15. Il'in V. N. Administrativno-silovyye metody prichisleniya staroobryadtsev k yedinoveriyu v Tomskoy gubernii [Administrative coercive methods to convert the old believers into the community of religion in the Tomsk province]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestia of Altai State University, 2017, no. 5 (97), pp. 58-62 (in Russian).

16. Bezhan E. M. Konfessional'naya politika gosudarstva i tserkvi v otnoshenii staroobryadtsev i russkikh sektantov Zapadnoy Sibiri v pervoy polovine XIX veka. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The confessional policy of the state and the church against Old Believers and Russian sectarians of Western Siberia in the first half of the 19th century. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Omsk, 2008. 23 p. (in Russian).

17. Bezhan E. M. Zakonodatel'stvo o staroobryadcheskikh brakakh i sem'ye i osobennosti yego realizatsii v Zapadnoy Sibiri v pervoy polovine XIX v. [Legislation on Old Believers' marriages and family and the peculiarities of its implementation in Western Siberia in the first half of the 19th century]. Omskiy nauchnyy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2008, no. 5 (72), pp. 52-55 (in Russian).

18. Materialy dlya izucheniya byta pereselentsev, vodvorennykh v Tobol'skuyu guberniyu za 15 let (s kontsa 70-kh godovpo 1893 god). T. 1: Istoriko-statisticheskoye opisaniye: 100 poselkov. Predisloviye A. Stankevicha [Materials for studying of a life of the immigrants who were brought to Tobolsk province for 15 years (from the end of 70th years to 1893). V. 1: Historical and statistical description: 100 towns. Foreword by A. Stanke-vich]. Moscow, Tipografiya Obshchestva rasprostroneniya poleznykh knig Publ., 1895. V. 541 p. (in Russian).

19. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti [State historical archive of the Omsk region]. F. F-16. Op. 2. D. 13 (in Russian).

20. Miskina L. I. Nizhneomskiy rayon: vekhi istorii: uchebnoye posobiye [Nizhneomsky district: milestones of history: tutorial]. Omsk, 2003. 336 p. (in Russian).

21. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti [State historical archive of the Omsk region]. F. F-16. Op. 2. D. 41 (in Russian).

22. Omskaya yeparkhiya. Opyt geograficheskogo i istoriko-statisticheskogo opisaniya gorodov, sel, stanits i poselkov, vkhodyashchikh v sostav Omskoy yeparkhii. Sostavitel' K. F. Skal'skiy [Omsk diocese. The experience of geographical, historical and statistical descriptions of cities, towns, villages and settlements, members of the Omsk diocese. Compiled by K. F. Skalsky]. Omsk, Typografiya A. K. Demidova Publ., 1900. 428 p. (in Russian).

23. Spravochnaya kniga Omskoy yeparkhii. Sostavitel' I. Goloshubin [Reference book of the Omsk Diocese. Compiled by I. Goloshubin]. Omsk, Typografiya "Irtysh" Publ., 1914. IV, 1250 p. (in Russian).

24. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti [State historical archive of the Omsk region]. F. F-16. Op. 6. D. 1235 (in Russian).

25. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti [State historical archive of the Omsk region]. F. F-16. Op. 6. D. 1292 (in Russian).

26. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti [State historical archive of the Omsk region]. F. F-16. Op. 6. D. 1422 (in Russian).

27. Belikov D. N. Tomskiy raskol (Istoricheskiy ocherk ot 1834 po 1880-ye gody) [Tomsk schism (Historical essay from 1834 to 1880s)]. Izestiya Im-peratorskogo Tomskogo universiteta, 1900, vol. 16, pp. 1-48; 1901, vol. 18. pp. 49-246 (in Russian).

28. Skosyrskiy Sevast'yan Kipriyanovich [Skosyrsky Sevastiyan Kipriyanovich]. Zhertvy politicheskogo terrora v SSSR [Victims of political terror in the USSR] (in Russian). URL: http://lists.memo.ru/d30/f264.htm#n150 (accessed 8 August 2018).

29. Otchet Omskogo Yeparkhial'nogo protivosektantskogo i protivoraskol'nicheskogo missionera D. Nesmeyanova o sostoyanii sektantstva i raskola v Omskoy yeparkhii i deyatel'nosti missionerov za 1909 god [Report of the Omsk Diocesan anti-sectarian and anti-schismatic missionary D. Nesmeyanov on the state of sectarianism and schism in the Omsk diocese and the activities of missionaries for 1909]. Omskiye yeparkhiaTnyye vedomosti, 1910, no. 9 (Chast' neofitsial'naya), pp. 7-20 (in Russian).

30. Drevo zhizni [Tree of life] (in Russian). URL: https://genery.com/about_the_program/ (accessed 8 April 2018).

31. DnevnikKonstantina Ivanova[Konstantin Ivanov's diary]. Genealogicheskiy forum VGD [Genealogical forum All Russia Family Tree] (in Russian). URL: http://forum.vgd.ru/1524/ (accessed 8 April 2018).

32. Ivanov WebSite [Ivanov WebSite] (in Russian). URL: https://www.myheritage.com/site-30688771/мванов?lang=RU (accessed 8 April 2018).

Ivanov K. Yu., Belovsky Institute (Branch) of Kemerovo State University (ul. Sovetskaya, 41, Belovo, Russian Federation, 652600). E-mail: kons-ivanov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.