Научная статья на тему 'Истинные и мнимые ценности в военной прозе Л. Ржевского'

Истинные и мнимые ценности в военной прозе Л. Ржевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
571
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ВТОРАЯ ВОЛНА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ / ВОЕННАЯ ПРОЗА / ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ / AXIOLOGY / THE SECOND WAVE OF RUSSIAN EMIGRATION / MILITARY PROSE / ORIGINAL AND IMAGINARY VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалов А. А.

Статья посвящена ценностной системе военной прозы Л.Д. Ржевского (на примере романа «Между двух звезд»). Рассмотрены «подлинные» и «мнимые» ценности, представленные в военной прозе Л. Ржевского. Указано, что и подлинные, и мнимые ценности интерпретированы в романе в контексте исторического пути России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINAL AND IMAGINARY VALUES IN THE MILITARY PROSE BY L. RZEVSKY

Article is devoted a valuable system of military prose by L.Rzhevsky (the novel «Between two stars»). In article the «original» and «imaginary» values presented in military prose of L.Rzhevsky are considered. It is specifi ed, as original and imaginary values are interpreted in the novel in a context of a historical way of Russia.

Текст научной работы на тему «Истинные и мнимые ценности в военной прозе Л. Ржевского»

ФИЛОЛОГИЯ

А.А. КОНОВАЛОВ кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected] Тел. 768 1 5 78

ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ Л. РЖЕВСКОГО

Статья посвящена ценностной системе военной прозы Л.Д. Ржевского (на примере романа «Между двух звезд»). Рассмотрены «подлинные» и «мнимые» ценности, представленные в военной прозе Л. Ржевского. Указано, что и подлинные, и мнимые ценности интерпретированы в романе в контексте исторического пути России.

Ключевые слова: аксиология, вторая волна русской эмиграции, военная проза, подлинные и мнимые ценности.

Л.Ржевский является одним из самых значительных прозаиков «второй волны» русской эмиграции, по-новому осмыслившим тему Второй мировой войны и судеб целого поколения - россиян, европейцев, американцев - в этой войне. Тема Второй мировой войны представлена в прозе Л.Д. Ржевского (роман «Между двух звезд» и др.) в контексте трудного жизненного выбора, который осуществляют герои (Заряжский, Милица, Кожевников, Володя Заботин, Федор Федорович Плинк и другие). Этот выбор часто связан с разрушением старой («советской») системы ценностей, ее обновлением, с иным, чем до войны, осмыслением судьбы России и россиян. Россия, ее предназначение, ее путь в мире является одной из высших ценностей в аксиологической парадигме творчества Л. Ржевского. Но как одну из высших ценностей Л. Ржевский интерпретировал отнюдь не сталинскую и даже не советскую Россию. Это Россия -«за гранью» политических режимов и диктаторов, вечная, вневременная Родина с ее непреходящими этическими и эстетическими ценностями и великой культурой. Именно к этой вечной, вневременной России, к «деве-Руси», разными, порой трагическими или даже роковыми путями приходят герои прозы Л. Ржевского, в частности - военного романа «Между двух звезд».

К этой «вневременной» России как земному воплощению небесной Истины обращается в своем дневнике двадцатилетний москвич Володя Заботин, примкнувший к власовской РОА (Российской освободительной армии), чтобы освободить родину от тоталитарного сталинского режима. Но временный («тактический») союз с немцами ради освобождения России становится страшной, роковой ошибкой Володи Заботина, как и других бойцов РОА, которые вступили в ряды «пораженцев» не ради спасения собственной жизни, а по идеологическим

© А.А. Коновалов

соображениям. Обращаясь к вечной - не «белой» и не «красной» - России Володя Заботин цитирует «Заклинание» М. Волошина (цикл «Возношения», Коктебель, 1920; «Неопалимая купина: стихи о войне и революции»):

«Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений Возникнет праведная Русь.

Я за нее одну молюсь И верю замыслам извечным.

Ее куют ударом мечным,

Она мостится на костях,

Она, святыня в ярых битвах,

На жгучих строится мощах,

В безумных плавится молитвах»1.

Интересно, что эти же строки волошинского «Заклинания» выбрал в качестве эпиграфа к своей книге «Облик генерала Власова (записки военного священника)»2 протоиерей Александр Киселев. Книга А. Киселева была опубликована в нью-йоркском издательстве русской эмиграции «Пути жизни» - достаточно хорошо известном эмигранту «второй волны» Л. Ржевскому, офицеру Красной Армии, после немецкого плена и лагеря оказавшемуся за рубежом, в США. Однако в книге А. Киселева стихотворение М. Волошина «Заклинание» из цикла «Возношения» (Коктебель, 1920) названо «Заклятием».

Герои романа Л. Ржевского оказываются «меж-

1 Волошин М. Усобица: Стихи о революции. Львов: Живое слово, 1923. С.11.

2 Put' Zhizni, St. Seraphim Foundation, Inc. 322 West 108 Street New York, N.Y. 10025, U.S.A.Printed in U.S.A. by Computoprint Corporation 335 Clifton Ave., Clifton, N.J. 07011.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ду двумя звездами»: красной пятиконечной звездой большевизма и белыми звездами американского флага, символизирующими ценности западной демократии. «В то время, действительно, вопрос жить или не жить зависел от двух пятиконечных звезд: красной - советской и белой - американской»3, - писала поэтесса «второй волны» русской эмиграции Валентина Синкевич в предисловии к вышедшему в московском издательстве «Терра - Спорт» сборнику прозаических произведений Л. Ржевского. Но название романа можно трактовать и шире - во вневременном, философском плане. Герои живут «между двух огней» - между жизнью и смертью, звездами смерти и жизни, между сталинской властью и гитлеровским режимом, между двумя войнами - Первой и Второй мировой. Образ «звезд смерти», стоявших над Россией в кровавую и жестокую сталинскую эпоху, присутствует, например, в «Реквиеме» А. Ахматовой: «Звезды смерти стояли над нами / И безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами черных марусь»4.

«Звезды смерти» - это библейский образ, восходящий к Книге Бытия и Апокалипсису. «...И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба...» (Мф. 24, 29). Образ «звезды смерти» очень важен для Апокалипсиса: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод» (Отк. 8, 10). «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце И воздух от дыма из кладязя Из дыма вышла саранча на Землю...» (Отк. 9,1-3). Образ «звезды смерти» в творчестве А.Ахматовой детально проанализирован С.В. Бурдиной в статье «Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» (Филологические науки. 2001. №6. С. 3-12).

«Звезды жизни» - это, прежде всего, звезды любви и веры. Именно любовь (к женщине, родине, миру, людям, Богу) является высшей ценностью в аксиологической парадигме творчества Л. Ржевского. Герои романа «Между двух звезд» проходят «испытание любовью», равно как и «испытание войной», но далеко не все это испытание выдерживают.

В аксиологической парадигме военной прозы Л. Ржевского идея Блага, понятия Истины, Добра

3 Ржевский Л. Между двух звезд. Роман. Повести. Рассказы. М.: Терра-Спорт, 2000. С. 276.

4 Ахматова А.А. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009. С. 120.

и Красоты неразрывно связаны с образом России, с интерпретацией особого исторического пути России. Идея Блага как таковая представлена в романе «Между двух звезд» как категория, неотделимая от патриотизма. Благо понимается героями романа не только как общечеловеческая категория, но и прежде всего как Благо России, как реализация ее исторического предназначения - благого по своей сути.

В то же время в романе представлен образ поруганной женственности, оскверненной Любви. Любовь является высшей ценностью в аксиологической парадигме военной прозы Ржевского, но Любовь осквернена и поругана войной. Идея оскверненной и растоптанной войной Вечной Женственности находит свое отражение в образах Милицы и Руфи (роман «Между двух звезд»). «Нет, скажи. Ты мне скажи! - хрипло заговорил он, переходя на «ты» и трудно выдавливая слова из горла, -Это можно простить? Это можно забыть? Девушку вот эту... Грудку ее открытую, опозоренную, все это, все?! Ты вот можешь?!»5.

Триада «Любовь, Надежда, Вера» тесно связана в военной прозе Ржевского с христианской системой ценностей, с идеей благого и милосердного христианского Бога. Однако война с ее жестокостью и варварством противоположна христианской системе ценностей, поэтому с наибольшей теплотой Ржевский повествует о тех героях - и русских, и немцах, и американцах, которые смогли даже на фоне всеобщего разложения и распада найти в себе искру человечности по отношению к слабым - женщинам, старикам, детям.

В прозе Л. Ржевского представлен некий альтернативный взгляд на Вторую мировую войну и судьбу России в этой войне. Великая Отечественная осмыслена в прозе Ржевского и как вторая Гражданская война, в которой многие представители молодого «военного» поколения решились на роковой и ошибочный шаг - воевать вместе с немцами «против большевиков» или же воевать и против немцев, и против Красной армии. Понятное и даже благородное желание противостоять тоталитарному сталинскому режиму оборачивается для многих героев Л. Ржевского поиском некой «третьей» силы, на которую они могли бы опереться в борьбе против сталинской власти. Этой силой многие герои военной прозы Ржевского (Володя Заботин, Плинк, Богаевский и др.) ошибочно считают немцев. Ржевский рисует образы и героев, и «пораженцев», но даже пораженцы - бойцы РОА, власовцы, те, кого традиционно считают предателями Родины,

5 Ржевский Л. Между двух звезд. Роман. Повести. Рассказы. М.: Терра-Спорт, 2000. С. 106.

ФИЛОЛОГИЯ

выглядят у него искренне заблуждающимися людьми, решившими, что лучше идти «хоть с чертом», но против Сталина.

«Я, - сказал Ф.Ф. (передаю приблизительно), -считал и считаю пораженчество законной формой борьбы с ненавистным народу правительством. Союз с Г итлером при всех условиях был бы меньшим злом, чем оказание поддержки Сталину.

- Правильно! - перебил Жилин. - Гитлер, скажем, чорт, а большевизм - тысяча чертей»6, - так обсуждают выбор жизненного пути оказавшиеся «между двух огней» (между Гитлером и Сталиным) герои романа «Между двух звезд».

Однако, присоединяясь к «черту» (Гитлеру), и Володя Заботин, и бывший поручик Белой армии Федор Федорович Плинк, и Кожевников, и Богаевский постепенно теряют собственную душу, разрушают привычную для себя систему ценностей и не обретают взамен новой. «И теперь для меня не тайна, - рассуждает Володя Заботин в своем «Дневнике», являющемся вставным сюжетным элементом романа «Между двух звезд», - что немцы никакие не «освободители», что наш союз с ними - только тактический ход для обеих «высоких договаривающихся сторон»... Как все сложно! Ясно только, что как ни обернись дело, гражданская война неизбежна на нашей многострадальной родине. Кровь будет заливать ее еще долго. Трудно во всем этом разобраться, можно только верить7». Здесь Володя Заботин косвенно цитирует знаменитую тютчевскую строку: «В Россию можно только верить» (Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять.»).

Вера в то, что из «крови, пролитой в боях» и «праха, обращенных в прах», на костях и страданиях возникнет некая новая Россия, характерна для многих героев романа «Между двух звезд». О «новой России», которая восстанет, как Феникс из пепла, на крови многочисленных жертв, рассуждают и Заряжский, и Кожевников, и Плинк, и Богаевский, и Володя Заботин. Никто из них не может смириться с мыслью о том, что принесенные жертвы напрасны.

Эта вера в Россию, в глубокий смысл ее исторического пути является одной из важных элементов ценностной системы творчества Л. Ржевского. Об историческом пути России беседуют встретившиеся в немецком лагере солдаты и офицеры Красной армии и эмигранты «первой волны», многие из которых в Гражданскую войну воевали в рядах Добровольческой армии. Узники немецких лагерей станут по окончании Второй мировой войны либо невозвращенцами, как сам Л. Ржевский, либо

6 Ржевский Л. Между двух звезд. Роман. Повести. Рассказы. М.: Терра-Спорт, 2000. С. 276.

7 Там же, С. 325.

узниками сталинских лагерей, жертвами страшной системы ГУЛАГа. Так, в немецких концлагерях, а затем и в сталинском ГУЛАГе, встретятся «первая» и «вторая» волна русской эмиграции. И для «первой», и для «второй» волны русской эмиграции одной из высших ценностей останется Россия.

Л. Ржевский - одним из первых в русской военной прозе, посвященной Второй мировой - рассказал о немецком плене, жизни в оккупации, а затем и о «горячке и горечи бегства от своих», когда бывшие узники немецких концлагерей оказывались узниками ГУЛАГа. В центре «Дневника Володи Заботина» - трагическая история выдачи узников немецких концлагерей и бойцов РОА сталинскому правительству. Ржевский рассказывает о том, как становились «невозвращенцами» люди, искренне преданные России, но в силу тех или иных обстоятельств - ранения, попытки выйти из окружения и проч. - попавшие в немецкий плен. На родине их ожидали лагеря и новые лагерные сроки. Единственной возможностью спасения была попытка любой ценой остаться в Европе или эмигрировать в США. Но очень немногим это удалось - Л. Ржевский был одним из тех, кто уцелел и остался за рубежом. «Страшной ценой изгнания» он купил себе свободу и жизнь.

Роман Ржевского «Между двух звезд», первоначально опубликованный в эмигрантском журнале «Грани», очень понравился И.А. Бунину. Человеческую и литературную встречу Л. Ржевского и И. Бунина можно назвать судьбоносной встречей «первой» и «второй» волны русской эмиграции. «В «Гранях» с большим интересом, а иногда и с волнением прочел «Между двух звезд»: ново по теме и есть горячие места»8, - писал И.А. Бунин Л. Ржевскому 21 января 1952 года.

В романе «Между двух звезд» Ржевский показывает как истинные (общечеловеческие), так и мнимые (узкие, партийные, расовые и классовые) ценности. Истинные ценности связаны с христианской культурой и идеей благого христианского Бога. Мнимые с тоталитарными режимами - как сталинским, так и гитлеровским. Мнимые ценности, связанные с поверхностным интересом, а на самом деле - равнодушием к людям, выявляет Ржевский и в западной модели демократии. Мнимые ценности («мнимые величины», как в одноименном романе Нарокова) приводят к братоубийственным войнам и миллионам жертв. Подлинные, вечные ценности спасают человека и человечество от ложных кумиров.

Понимание вечных и мнимых ценностей, представленное в военной прозе Л. Ржевского, во

8 Там же, С. 11.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

многом созвучно идеям русской религиозной философии начала ХХ века. Е. Трубецкой и Л. Карсавин писали об утверждении вечного и неизменного смысла человеческого существования, о том, что назначение человека - служить этому вечному и вневременному смыслу. С. Франк говорил о свободном творчестве индивидуального человеческого духа, о том, что смысл жизни связан с реализацией глубоких и благих душевных влечений. В философии Н. Бердяева духовное единство складывается на основе любви. Обращение вовлеченного в катаклизмы войн и революций человека к высшим ценностям отражено в последней молитве Володи Заботина.

«Боже! Святая Пречистая Дева Мария! Иисусе

Христе, ангелы-хранители! Помилуйте нас в этот страшный час. Простите прегрешения наши, вольные и невольные. Спасите нас от жестокой гибели. Укрепите бедствующие души наши и несчастные, разбитые сердца. С верой, надеждой и любовью предаем себя воле вашей.»9, - так обращается Володя Заботин к благому христианскому Богу и силам небесным. Эта молитва во многом отражает аксиологическую парадигму военной прозы Л. Ржевского. Центральное место в этой парадигме занимает триада «Вера, Надежда и Любовь». Но и к любви, и к надежде, и к вере Л. Ржевский подходит в контексте исторического пути России и судьбы Родины.

9 Там же, С. 343.

Библиографический список

1. Агеносов В.В. Леонид Ржевский (Суражевский): две строчки времени.Литература русского зарубежья. М.: Терра-Спорт, 1998.

2. Адамович Г. Повести Л. Ржевского. - Новое русское слово, 1961 - 4 апр.

3. Ахматова А.А. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе М.:«Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. С. 120.

4. Бурдина С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием». Филологические науки. - 2001. №6. С. 3-12.

5. Волошин М. Усобица: Стихи о революции. Львов: Живое слово, 1923.

6. Ржевский Л. Между двух звезд. Роман. Повести. Рассказы. М.: Терра-Спорт, 2000.

A.A. KONOVALOV

ORIGINAL AND IMAGINARY VALUES IN THE MILITARY PROSE BY L. RZEVSKY

Article is devoted a valuable system of military prose by L.Rzhevsky (the novel «Between two stars»). In article the «original» and «imaginary» values presented in military prose of L.Rzhevsky are considered. It is specified, as original and imaginary values are interpreted in the novel in a context of a historical way of Russia.

Key words: axiology, the second wave of Russian emigration, military prose, original and imaginary values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.