Научная статья на тему 'ИСТИННОЕ ИСКУССТВО И МИССИЯ ХУДОЖНИКА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ"'

ИСТИННОЕ ИСКУССТВО И МИССИЯ ХУДОЖНИКА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
580
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ / ХУДОЖНИК / ИСКУССТВО / ИСТИННОЕ / ГОГОЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Экажева З.В.

В данной статье анализируется тема искусства и предназначения художника в повести Н.В. Гоголя “Портрет”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТИННОЕ ИСКУССТВО И МИССИЯ ХУДОЖНИКА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ"»

УДК 1

Экажева З.В.

магистрант 2 курса филологического факультета Ингушский государственный университет

Научный руководитель: Кодзоева Ф.З.

доцент

каф. русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет

ИСТИННОЕ ИСКУССТВО И МИССИЯ ХУДОЖНИКА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Аннотация: в данной статье анализируется тема искусства и предназначения художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет ".

Ключевые слова: портрет, художник, искусство, истинное, Гоголь.

В данном исследовании мы ставим целью найти ответ на вопрос, как понимается тема творчества и предназначения художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет".

Тема искусства и предназначения художника всегда привлекала внимание писателей мировой литературы, в частности, Эдгара По («Овальный портрет»), О.Уайльда («Портрет Дориана Грея»), Н.В. Гоголя («Портрет») и других.

Мы остановимся на повести Н. В. Гоголя «Портрет» (1834г.), которая создавалась в годы, когда в обществе велась полемика о сущности искусства. В повести Гоголя мы видим двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. В первом случае художник проходит путь от таланта

к гибели: речь идет о молодом, талантливом и почти нищем художнике Чарткове, который находит в одной из антикварных лавок портрет ростовщика, портрет, потрясший его своим искусством. Этот портрет в конечном итоге и погубит Чарткова. Во второй части повествуется путь от совершения греха к добру, Н. В. Гоголь рассказывает о судьбе безымянного художника, некогда создавшего тот страшный портрет, олицетворение зла. "В картине художника, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах, есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство" [4, с. 49]. Художник дал возможность злу существовать через этот портрет. Образ антихриста, показанный Гоголем в ростовщике, проник в мир через чужую слабость.

Художник, объятый страхом, не заканчивает портрет, а ростовщик вскоре умирает. Гоголь показывает, какое зло может нести с собой живая натура, сколько злобы может быть заключено в чьей-то жизни. Встает другой вопрос: если главная цель искусства - сделать образ живым, запечатлеть в произведении саму жизнь, то почему порой излишняя живость натуры не приводит ни к чему хорошему? На это отвечает сам художник, рисовавший ростовщика: «Я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей работе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». [4, с. 69]. Художник продолжает работать, как вдруг понимает, что в нем проснулось внезапное чувство зависти к его ученику, работы которого пользуются большим вниманием в кругу любителей и знатоков.

Зло ищет лазейки, червоточинки в человеческих душах, чтобы погубить их, но все равно не может победить, потому что прекрасное и чистое еще живет. "И во сколько раз, - говорит Гоголь словами художника, - торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья, во

сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны!" [7, с. 206].

История Чарткова была иной. Купив странный портрет в лавке, он находит в нем сверток с тысячью червонцев внутри. "И как взглянул он ещё раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том!" [4, с. 91]. Чарткова погубила его страсть к деньгам. Скорее, не страсть - её как таковой не было, а обычная жадность. И молодой художник оказался слишком слаб, чтобы противостоять соблазнам.

Его работы превращаются в штампы, твердо заученные, он покупает свою славу, а не зарабатывает. Некая дама приходит к нему с просьбой нарисовать ее дочку: «На Lise сейчас платье; я бы, признаюсь, не хотела, чтобы она была в платье, к которому мы так привыкли; я бы хотела, чтоб она была одета просто и сидела бы в тени зелени, в виду каких-нибудь полей, чтобы стада вдали или роща, чтобы незаметно было, что она едет куда-нибудь на бал или модный вечер. Наши балы так убивают душу, так умерщвляют остатки чувств» [4, с. 85].

Грех убивает талант, умаляет его, страсти уничтожают. Стоит погасить едва разгоревшееся пламя и его уже не вернешь, как ни пытайся, да и озарение приходит слишком поздно. "С его очей вдруг слетела повязка, - пишет Гоголь про Чарткова, понявшего, что он потерял свой талант безвозвратно. - Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди, может быть развившегося теперь в величии и красоте, может быть также исторгнувшего бы слезы умиления и благодарности." [7, с. 203].

Пытаясь вернуть талант, Чартков принимается за работу, он надеется, что в нем осталась хотя бы крупица дара. Наконец, он сходит с ума и умирает в полной нищете. Чарткова, разумеется, прельстили возможности, открывшиеся для него после находки в раме тысячи червонцев. Лишенный до этого богатства,

он быстро перешел от маленьких желаний обеспечить себе хотя бы нормальные условия для работы к роскошной одежде, помадам, духам и полному пресыщению и деградации. Но Чартков оказался слишком слабым. Он уничтожил свою душу грехами, убил свой талант и зря растратил жизнь.

Художник, показанный нам во второй части "Портрета", соприкоснулся в своем искусстве с самой сущностью дьявола, но он смог очиститься после долгого покаяния и пребывания в монастыре. Картина художника, которую он, словно, во искупление, написал после долгих лет самоотречения, молитвы и поста, была прекрасна. Она стала венцом его творчества и, наконец, прямой противоположностью той дьявольской сущности, что была отражена в портрете ростовщика.

Гоголь говорит о том, как искусство может нести в мир добро или зло, о том, какую огромную силу может иметь произведение, сколько судеб способно поломать злое и сколько хорошего может сделать доброе. Зло, когда-то впущенное безымянным художником в мир, продолжает свой путь: погубив Чарткова, портрет таинственно исчезает. Где и когда он появится вновь? Сможет ли его новый владелец противостоять соблазну? С точки зрения писателя, художник в ответе за свое произведение, в ответе за то, что несет в мир его творчество. Как сказал Пушкин, "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Таким образом, Гоголь говорит нам о том, что настоящий талант надо сохранить и вырастить, ведь за каждое творение художник несет ответственность; главная цель живописца - «пробуждать чувства добрые». «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. Гоголь пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Баль В.Ю. Мотив "живого портрета" в повести Н.В. Гоголя "Портрет": текст и контекст // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2009. №323, С. 87-92

Баль В.Ю. Мотив "живого портрета" в повести Н.В. Гоголя "Портрет": текст и контекст: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01. Томск, 2011, С. 135

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, С. 325

Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 9 т. Т. 3 Повести. М.: Русская книга, 1994. С.

224

Дунаев М.М. Н.В. Гоголь// Вера в горниле сомнений. - М., 2003. С. 146-147 Мальцева О. А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе. Л., 1986. С. 79 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М., 1971. С. 203-208 Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века. М., 2014, С. 174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.