Научная статья на тему 'ОБРАЗ-СИМВОЛ ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ" И РОМАНА О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ")'

ОБРАЗ-СИМВОЛ ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ" И РОМАНА О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1773
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ / ХУДОЖНИК / ОБРАЗ / СИМВОЛ / ГОГОЛЬ / УАЙЛЬД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Экажева З.В.

Данное исследование посвящено творчеству писателей 19 века: Н.В.Гоголя и Оскара Уайльда, на примере произведений которых исследуется роль символа портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ-СИМВОЛ ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ПОРТРЕТ" И РОМАНА О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ")»

УДК 1

Экажева З.В.

магистрант 2 курса филологического факультета Ингушский государственный университет

Научный руководитель: Кодзоева Ф.З.

доцент

каф. русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет

ОБРАЗ-СИМВОЛ ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» И РОМАНА О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»)

Аннотация: данное исследование посвящено творчеству писателей 19 века: Н.В.Гоголя и Оскара Уайльда, на примере произведений которых исследуется роль символа портрета.

Ключевые слова: портрет, художник, образ, символ, Гоголь, Уайльд.

В данном статье нами исследуется повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», для определения функции образа-символа портрета в названных произведениях, определить их сходство и различия.

Оскар Уайльд писал, что «Всякое искусство поверхностно и в то же время символично. Те, кто пытаются проникнуть глубже поверхности, идут на риск. Те, кто пытаются разгадать символы, тоже рискуют» [8, с. 136].

Сами образы-символы зашифровано передают то, что в действительности хотел сказать автор, но не сделал этого по тем или иным причинам. Они создают

подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл написанного. Кроме того, символы могут объединять разные произведения, связывая их, таким образом, в культурном пространстве, создавая переклички и ссылки между творениями разных авторов, разных эпох и разных стилевых направлений. Образы-символы - это неотъемлемая часть художественной литературы, поскольку именно они и создают её «художественность». Понимание символов - ключ к пониманию произведения. Таким символическим образом становится портрет в произведениях Н.В. Гоголя и О. Уайльда. Описания портретов появляются в произведениях буквально с первых строк. В «Портрете» Н. В. Гоголя это старое полотно «в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым». «Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью» [4, с. 35]. В романе О. Уайльда это «портрет во весь рост молодого человека необыкновенной красоты», на полотне был искусно воссоздан «образ грациозного, прекрасного юноши», этот юный Адонис будто сотворен из «слоновой кости и лепестков роз». Портрет сразу же начинает оказывать пагубное воздействие на главных героев произведений Н.Гоголя и О.Уайльда.

Оба героя духовно опустошаются. Портреты, созданные Чартковым, утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. Он становится «модным живописцем во всех отношениях». Чартков уже и забыл, что значит быть художником: «Нет, я не понимаю, — говорил он, — напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник». Как точно Н. В. Гоголь описал изменения, произошедшие с Чартковым: «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные,

определенные, давно изношенные формы» [4, с. 59]. Художник понимает, что не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Герой романа О. Уайльда, некогда ценивший высокое искусство, пытается вновь пробудить в себе любовь к прекрасному, но ограничивается жалким коллекционированием драгоценных камней, полотен, музыкальных инструментов, к которым быстро теряет интерес. «Он часто увлекался идеями, заведомо чуждыми его натуре, поддаваясь их коварному влиянию, а затем, постигнув их сущность, насытив свою любознательность, отрекался от них». Дориан не может и не хочет искоренить те пороки, тягу к которым в нем пробудил лорд Генри. Оба портрета в произведениях Н.В. Гоголя и О. Уайльда являются олицетворением зла, которое они несут людям. А зло должно быть наказано. Но у Н. В. Гоголя этого не происходит: злосчастный портрет украден. Автор ясно дает понять читателю, что абсолютное зло не может быть уничтожено, оно так и будет скитаться по миру до скончания времен. Оно будет проявляться то там, то тут, и искоренить его невозможно. Многие до Чарткова становились «жертвами» портрета, попадали под его влияние. Автор портрета «прямодушный, честный в душе человек» впервые почувствовал настоящую черную зависть к своему ученику. Товарищ его, «весельчак», был следующим, кому портрет попал в руки. И с этим человеком произошли разительные перемены: он «почувствовал тоску такую... точно, как будто бы хотел кого-то зарезать». Ни племянник предыдущего владельца, ни последующие обладатели портрета не могли вынести этого гнетущего чувства, присутствия дьявола. Портрет меняет людей совершенно в противоположную сторону. В романе же Дориан Грей стал единственным, кто испытал на себе губительную власть греха, отравляющее душу влияние портрета. Его портрет также меняет его в противоположную сторону. В самом начале мы видим невинного юношу, а в финале получаем порочного, молодого телом, но с прогнившей душой старца. Портрет помогает не только охарактеризовать личность героев, но и оказывает разрушительное воздействие на их судьбу. Образы портретов олицетворяют зло - демонические силы. Под

влиянием портрета герои изменяются, превращаясь в порочных людей, что в итоге и приводит их к гибели. И только возвращение к идеалам добра, к вечным библейским истинам - единственный путь искоренения зла, искупления греха.

Оба писателя не случайно используют образ-символ портрета, выведенный ими в заглавиях своих произведений: он помогает выявить идейный замысел. Для Чарткова портрет ростовщика становится искушением: ведь как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. В романе же искуситель - лорд Генри, но он Мефистофель лишь на словах, Дориан же становится дьяволом на деле. Именно портрет дает юноше возможность познать порок в совершенстве. Оба героя духовно опустошаются: портреты, написанные Чартковым, удовлетворяют заказчиков, но не имеют никакого отношения к настоящему искусству; Дориан, некогда ценивший высокое искусство, пытается вновь пробудить в себе любовь к прекрасному, но он не может и не хочет искоренить те пороки, тягу к которым в нем пробудил лорд Генри. В конце концов, портрет является причиной гибели героев: Чартков начинает скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к смерти. Дориан Грей наконец-то хочет избавиться от прошлого, выйти из-под влияния портрета, обрести покой. Что ж, его желание исполнено: юноша убивает себя, пытаясь уничтожить портрет.

Итак, два великих писателя, имея разные эстетические ориентации, создали два уникальных произведения, в чем-то схожих, в чем-то отличающихся. И в повести, и в романе фигурирует образ-символ портрета, который играет одну и ту же роль в жизни главных героев - приводит их к гибели. Авторы показывают читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Белинский В. Г. Избранные статьи. - М.: издательство «Детская литература», 1981г. С. 256

Борхес Х.Л. Новые расследования. - С.-Петербург: издательство «Амфора», 2000г, С. 132

Вересаев В.В. Гоголь в жизни. - М.: издательство «Московский рабочий», 1990г. С. 201

Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М.: издательство «АСТ», 2011г, С. 224 Иванов В.И. Собрание сочинений. Т.2. - М., 1974г, с. 169 Манн Ю.В. Постигая Гоголя. Учебное пособие. - С.-Петербург, 2005г, С. 79-83 Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: издательство «Интелвак», 2003г.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. - М.: издательство «Эксмо», 2010г, С. 320 Соболева О.Л. Справочник школьника - М.: издательство «АСТ-ПРЕСС», 2001г, С. 134

Степанов Н.Л. Гоголь творческий путь. - М., 1959 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.