Научная статья на тему 'Истина, добро и красота как ценности философии и медицины'

Истина, добро и красота как ценности философии и медицины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6636
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЫ / ЦЕННОСТИ / ГАРМОНИЯ / IDEALS / VALUES / HARMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полищук Анна Иннокентьевна

Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии и медицины, синтеза истины, добра и красоты, отраженного в творчестве практически любого философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUTH, GOOD AND BEAUTY AS VALUES OF PHILOSOPHY AND MEDICINE

Th e object of the present paper is the investigation of one of fundamental problem in philosophy and medicine a synthesis of truth, good and beauty, refl ected in creation of any philosopher.

Текст научной работы на тему «Истина, добро и красота как ценности философии и медицины»

ЛИТЕРАТУРА

1. Огурцов А.П. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. — 1994. — №3. — С.

2. Биотехнологии и культура. — М., 2004

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. — М., 1990.

4. Ляуш Л.Б., Сабурова В.И. Мировоззрение и биоэти-ческие представления Российских студентов-медиков. // Медицинское право и этика. — 2002. — №2. — С.82-94.

5. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. — 1992. — №3. — С. 104-113.

6. Сабурова В.И. Преподавание биоэтики в контексте Болонской декларации. // Всероссийская учебно-методическая конференция «Биомедицинская этика в высших медицинских учебных заведениях». — М., 2005.

7. Сторожаков Г.И., Зубков В.В., Белоусов Д.Ю., Малышева Е.А. Создание и деятельность этических комитетов // Вестн. РГМУ — 2001. — №3. — С. 18-22.

Информация об авторах: з664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра философии

Блохина Нина Никодимовна — доцент, к.ф.н.,

Музалевская Любовь Владимировна — старший преподаватель.

© ПОЛИЩУК А.И. — 2011

ИСТИНА, ДОБРО И КРАСОТА КАК ЦЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Анна Иннокентьевна Полищук (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав. — к.ф.н., доц. А.И. Круликовский)

Резюме. Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии и медицины, синтеза истины, добра и красоты, отраженного в творчестве практически любого философа.

Ключевые слова: идеалы, ценности, гармония.

TRUTH, GOOD AND BEAUTY AS VALUES OF PHILOSOPHY AND MEDICINE

A.I. Polischuk (Irkutsk State Medical University)

Summary. The object of the present paper is the investigation of one of fundamental problem in philosophy and medicine — a synthesis of truth, good and beauty, reflected in creation of any philosopher.

Key words: ideals, values, harmony.

Без решения для себя проблемы идеала не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, в том числе и медицина.

Для выяснения субстанциального единства всех человеческих идеалов и их средоточия — истины, добра и красоты — наиболее продуктивным является анализ в его исторической трансформации.

Слово «истина» является заимствованным из старославянского языка от «исть» — настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса «-ина». Истина — это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаённости.

Извечна гармония истины, добра и красоты. Величайшие умы человечества всегда видели в ней её нравственно-эстетический смысл.

Для того чтобы постигнуть тайны философского мышления, надо критично оценить наследие великих греков. Уже в античной философской классике можно обнаружить истоки классического понятия идеала как единства истины, добра и красоты, к которым должен стремиться всякий человек.

По убеждению Сократа, Платона и Аристотеля, именно в греческом полисе можно было реализовать идеал «калокагатии» (от греч. Как^ — прекрасный и adatos — хороший)

Вспомним слова великого Платона: «От красивых образов перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте».

Истина — величайшая социальная и личная ценность; она укоренена в жизни общества, играя в нём важную социальную и нравственно — эстетическую роль. В мифологическом образе истина — прекрасная, гордая и благородная женщина, иногда это богиня люб-

ви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями — вечными символами мира.

Согласно Платону, стремление к истине и красоте как высшему благу есть исступлённость, восторженность, влюблённость. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

«Истина есть великое слово и ещё более великое дело. Если дух и душа человека ещё здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь», — эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносно и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека [2].

Истина, добро и красота как явления гармонии человеку, тесно связаны. Идеалы добра — гармоничны, идеалы прекрасного — добры. Ключевые позиции по этим проблемам занимали Аристотель, И. Кант и В. Соловьев. «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» — замечательные слова. В. Соловьёва [4].

Природа, по Аристотелю, дала человеку в руки оружие- интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, нравственного низменными в своих половых и вкусовых инстинктах. Эти слова как нельзя лучше говорят о человеческой сущности — она вся во власти его нравственности. Но самая большая нравственная ответственность ложится на врачующего медика. И Кант формулирует нравственный долг в форме нравственного закона или категорического императива. Стержнем нравственности

является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей.

В учении И. Канта убедительно показывается «субъективный» характер истины, поэтому невозможен всеобщий её критерий. Познания мира осуществляется разумом человека на основе априорных форм рассудка. Процесс постижения истины должен идти по пути исследования законов разума.

В. Соловьёвым была сделана попытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всеединства устраняет кантовскую непознаваемость «вещей в себе» и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания. Истина для В. Соловьёва — абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам.

В русском сознании красота бытия в значительной мере отождествляется с помощью определяющей во все времена характер человека веры во всеобщую бытийную человеческую справедливость, коллективное счастье, братство, дружбу всех трудящихся людей и народов на началах красоты, добра и истины.

Истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов.

Философия всеединства и связанная с нею проблема красоты являются важнейшими в нашей отечественной культуре на рубеже веков. Приверженцем этих идей был и Рерих. Понятие красоты у него необычайно ёмкое и многогранное, он связывает его со многими чувствами, мыслями и деятельностью человека. Не случайно он упоминал многих русских мыслителей и особенно

выделял среди них Толстого, Достоевского, Соловьёва, Лосского был солидарен с ними, утверждая синтез таких понятий, как красота и добро. Оригинальность концепции Рериха, заключается в том, что он включил в понятие красоты ценности, близкие всем народам вне зависимости от политических, религиозных и национальных различий. Эти ценности не имеют временных границ. Сам Рерих так излагал своё кредо: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!...и нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы».

Современный уровень медицины нуждается в эрудированном, высококвалифицированном специалисте, обладающем высокой культурой и потому способным подойти к человеку в единстве всех его характеристик. Изучение философии обеспечивает формирование и развитие мировоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетических установок, гуманистических идеалов и ценностных ориентаций врача, с помощью которых он может успешно решать экзистенциальные и профессиональные задачи. Глубокое изучение отдельных болезней, отдельных сторон жизнедеятельности человека в норме и патологии предполагает рассмотрение их во взаимосвязи по отношению ко всей человеческой целостности и неделимости.

Особенностью взаимосвязи философии и медицины выступает тот факт, что объектом их выступает человек. Если проблема человека в его связи с миром является стержневой в философии, то предметом медицины выступает такая сторона человеческой жизнедеятельности как здоровье и болезнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. — 4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков

М.,1968. до наших дней. — СПб.,1994.

2. Гегель Г.Ф. Сочинения. — М.,1956. 5. Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х т. — М.: Мысль,1988.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. 6. Философская энциклопедия. — Т.1-5. — М.,1993.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра философии

Полищук Анна Иннокентьевна — старший преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.