Научная статья на тему 'Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов'

Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТИ БИОЭТИКИ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / BIOETHIC THINKING / TASKS AND VALUES OF BIOETHICS / MEDICAL LAW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Музалевская Любовь Владимировна, Блохина Нина Никодимовна

Статья посвящена посвящена проблемам преподавания биоэтики в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF BIOETHIC THINKING FORMATION IN THE MEDICAL STUDENTS

Th e paper is devoted to the problem of bioethics teaching.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов»

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© МУЗАЛЕВСКАЯ Л.В., БЛОХИНА Н.Н. — 2011

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Любовь Владимировна Музалевская, Нина Никодимовна Блохина (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав. — к.ф.н., доц. А.И. Круликовский)

Резюме. Статья посвящена посвящена проблемам преподавания биоэтики в медицинском вузе. Ключевые слова: биэтическое мышление, задачи и ценности биоэтики, медицинское право.

ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF BIOETHIC THINKING FORMATION IN THE MEDICAL STUDENTS

L. V Muzalevskaya, N.N. Blokhina (Irkutsk State Medical University)

Summary. The paper is devoted to the problem of bioethics teaching.

Key words: bioethic thinking, tasks and values of bioethics, medical law.

В древности говорили о враче: «Поклянись, вступая». Всем известная клятва Гиппократа есть не что иное, как моральный кодекс врача. Не медицинские знания и методики исцеления, предложенные отцом медицины, выдержали испытание временем, а именно его напутствие врачу. Речь идет о том, каким должно быть его отношение к людям и к своему профессиональному делу, о том, что врач должен быть человеком прекрасным, справедливым и добрым. О чем же свидетельствуют эти факты, да и вся история развития медицины? Они подтверждают, что профессиональная компетентность в медицине имеет свою специфику и включает не только знания, умения и навыки, но, что особенно важно, нравственные качества врача, то есть то, во имя чего используется подготовка специалиста-медика, какими ценностями при этом он руководствуется, применяя свои знания: «Я направляю режим больных к их выгоде, сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости....В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного...»

«Профессия врача требует самоотверженности, чистоты души и величия помыслов», — по словам практикующего врача А.П.Чехова, — и не всякий обладает этими качествами в необходимом объеме. Следовательно, их нужно формировать и воспитывать. Один из патриархов российской медицины академик Б.В. Петровский называл основами формирования и воспитания медицинского работника деонтологию. В современных условиях развития общества и медицинского знания норм деонтологии становится уже недостаточно для решения многих проблем. Ей на смену приходит биоэтика, и мы говорим о целесообразности формирования био-этического мышления студентов медицинских вузов. Биоэтика касается, прежде всего, этической культуры, смысложизненных вопросов добра и зла, порядочности, совести и человечности. Одна из ее задач, — в качестве учебной дисциплины, — помочь студенту-медику развить и укрепить необходимые для работающего в системе здравоохранения душевные, духовные и интеллектуальные возможности.

Актуализация преподавания биоэтики в медицинском образовании обусловливается нынешним специфическим состоянием медицинской деятельности, ее

«Если мы вновь начнем хотя бы размышлять об этике и о нашем духовном отношении к миру, уже одним этим мы вступим на путь, который ведет от антикультуры к культуре».

Альберт Швейцер

местом и значением в современной культуре. В качестве новой, — исторически, — дисциплины она является в высшей степени практической наукой, то есть знанием — не ради знания, а ради помощи как пациенту, так и самому врачу в его профессиональном росте.

Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации как традиционной, так и медицинской этики. И обусловлено это, прежде всего, вниманием к правам человека вообще, и в медицине, в частности, в связи с созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования. Развитие биоэтики имеет своей целью комплексное решение проблем современной медицины, а также формирование соответствующей этической культуры профессионального сообщества медиков. Биоэтика помогает освоить новые этические регулятивы, осознать моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей работе специалисты медицинского профиля.

Биоэтика — это междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук, диалог медиков с пациентами и представителями общественности. Только таким образом может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. Специфика биоэтического мышления заключается в том, что поднимаются вопросы о границах человеческой жизни и ее непреходящей ценности. В этом диалоге влияние общественности отражается в различных законодательных актах. В литературе представлено понимание биоэтики через трансдисциплинарный подход. Трансдисциплинарность характеризует такие исследования, которые ведутся «через», «сквозь» дисциплинарные границы, выходя за пределы конкретных дисциплин. В этом диалоге формируется свой особый язык. Язык специальной дисциплины попадает в ситуацию диалога и включается в процесс приспособления к конкретной коммуникативной ситуации. В результате возникают основные понятия дисциплины, концепты или принципы.

Для студентов-медиков младших курсов, — а биоэтику начинают изучать, как правило, со 2-го или даже с 1-го курса, — этот язык и смысл основных понятий часто остается неясным, поскольку выделенных в государственной программе по биоэтике часов на усвоение материала не хватает. Но студенты должны уметь классифицировать различные морально-этические ситуации, которые могут возникать в их будущей практической деятельности, т.е. уметь определять принадлежность каждой ситуации к одному из 4-х видов нравственного действия — будь то казус, дилемма, нравственный поступок, подвиг или преступление. Для этого необходимым представляется сквозное преподавание биоэтики, то есть усвоение ее принципов в процессе изучения клинических дисциплин на протяжении всего обучения на конкретных примерах.

Биоэтика имеет, прежде всего, воспитательное значение, формируя ценностные ориентации студентов, что имеет немаловажное значение в профессиональном становлении будущего врача. Высокое качество подготовки специалистов в области здравоохранения является необходимым условием для преодоления кризиса системы здравоохранения в нашей стране. Переход к страховой медицине, продолжающаяся коммерциализация здравоохранения обостряют этические и правовые проблемы медицинской науки и практики, а также способствуют возникновению ценностных конфликтов, как в организации охраны здоровья, так и сознании и в поведении личности. Биоэтика должна стать формой критического самосознания профессионального сообщества медиков.

Одно из фундаментальных противоречий современной медицины состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом каждого человека, а зачастую реально оказывается привилегией ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Тогда как культурное сообщество, как известно, обязывает признать равенство людей в области права и моральных требований, предъявляемых к ним. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами — достоинством, свободой, индивидуальностью, самоценностью их здоровья и жизни.

Медицинская этика в эпоху социальных и научнотехнических революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем, связанных с искусственным оплодотворением, трансплантацией органов, генетическими исследованиями, использование медицинских технологий в военных целях и т.д.. Однако повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или нет, и в том и в другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.

Нормальное развитие медицины невозможно без постоянно проводящихся клинических испытаний и медико-биологических экспериментов с участием человека в качестве исследуемого объекта в процессе научного познания. Объективное знание является фундаментальной общественной ценностью, но может ли оно служить оправданием возможного риска для телесного и социального благополучия людей, выступающих в роли «объектов» исследовательской деятельности. Сколь бы ни была высока ценность объективного знания, она во всех случаях не должна быть рассматриваема как самоценность, ибо таковой является лишь человек, лишь жизнь во всех ее проявлениях.

Уважение человека как личности исходит из признания и уважения самодовлеющего значения его свобод-

ной воли, права и возможности играть определяющую роль при принятии решений, затрагивающих его телесное и (или) социальное благополучие. Человек должен рассматриваться как «хозяин» своего тела, без чьего осознанного и добровольного разрешения в принципе не должны проводиться никакие исследовательские, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции. Ему также принадлежат определенные права на доступ, контроль и распоряжение клинической, медико-биологической и иной информацией, полученной медиками в рамках проводимого ими исследования. Человек уважается как личность, если он на деле признается в качестве ответственного «автора» своей неповторимой и уникальной истории жизни.

Принцип благотворительности и милосердия составляет сердцевину призвания врачей и других медицинских работников. Он ориентирует медиков из чувства сострадания руководствоваться, прежде всего, благом данного конкретного пациента, отодвигая на второй план иные мотивы своей деятельности: познавательные, педагогические, коммерческие и т. д.

Справедливость предполагает принципиальное равенство возможностей для людей с точки зрения: а) доступности медицинской помощи и распределяемых медицинских услуг; б) вероятности разделить бремя риска для здоровья и жизни, страданий и ответственности.

Медицина является древнейшей и важнейшей формой проявления солидарности как принципа, обеспечивающего выживание отдельного человека и человечества в целом. Болезни и травматизм затрагивают наши общие перспективы и интересы. Поэтому в наших общих интересах способствовать по мере возможности прогрессу медицинской науки и практики. Следует уважать готовность человека из чувства солидарности добровольно участвовать в качестве «объекта» клинических испытаний и медико-биологических экспериментов.

В связи со всем вышеизложенным, очевидна необходимость воспитательных мероприятий с целью формирования личности врача в духе уважения к жизни. Ибо в своей практической деятельности он будет сталкиваться с большим количеством неординарных ситуаций, для принятия решения в которых потребуется высокая степень ответственности, понимание долга перед отдельным пациентом и перед обществом. Учитывая значимость задачи, продолжается творческий поиск педагогических приемов по формированию у студентов особых навыков обсуждения проблемы, включающих активное слушание, анализ ситуации, аргументацию собственной позиции и умение принимать взвешенное решение с учетом главного критерия — блага пациента. А поскольку биоэтика не предлагает конкретных рецептов, ибо каждый случай в медицинской практике уникален, в учебном процессе широко используется прием открытых дискуссий. Также совместно с клиническими кафедрами моделируются ситуационные задачи, описывающие конкретные ситуации, возникающие в лечебной и научной деятельности врачей, при решении которых студенты имеют возможность применить теоретические знания и усвоить основные понятия и принципы биоэтики, а также соответствующих правовых норм, регламентирующих профессиональную деятельность врача

Очень важно, чтобы студент-медик уже с первого курса начал осознавать, что он, в сущности, уже принял решение стать профессиональным гуманистом, и что этот выбор очень важен не только для него, но и для всего человечества. Интенсивное развитие биоэтики, растущее внимание к ней, — и не только со стороны медицинской общественности, — позволяет надеяться, что медицина может помочь в становлении глобальной этики будущего, так как из всех видов человеческой деятельности именно медицинская является ежедневным и фактическим испытанием на человечность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Огурцов А.П. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. — 1994. — №3. — С.

2. Биотехнологии и культура. — М., 2004

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. — М., 1990.

4. Ляуш Л.Б., Сабурова В.И. Мировоззрение и биоэти-ческие представления Российских студентов-медиков. // Медицинское право и этика. — 2002. — №2. — С.82-94.

5. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. — 1992. — №3. — С. 104-113.

6. Сабурова В.И. Преподавание биоэтики в контексте Болонской декларации. // Всероссийская учебно-методическая конференция «Биомедицинская этика в высших медицинских учебных заведениях». — М., 2005.

7. Сторожаков Г.И., Зубков В.В., Белоусов Д.Ю., Малышева Е.А. Создание и деятельность этических комитетов // Вестн. РГМУ — 2001. — №3. — С. 18-22.

Информация об авторах: з664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра философии

Блохина Нина Никодимовна — доцент, к.ф.н.,

Музалевская Любовь Владимировна — старший преподаватель.

© ПОЛИЩУК А.И. — 2011

ИСТИНА, ДОБРО И КРАСОТА КАК ЦЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Анна Иннокентьевна Полищук (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав. — к.ф.н., доц. А.И. Круликовский)

Резюме. Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии и медицины, синтеза истины, добра и красоты, отраженного в творчестве практически любого философа.

Ключевые слова: идеалы, ценности, гармония.

TRUTH, GOOD AND BEAUTY AS VALUES OF PHILOSOPHY AND MEDICINE

A.I. Polischuk (Irkutsk State Medical University)

Summary. The object of the present paper is the investigation of one of fundamental problem in philosophy and medicine — a synthesis of truth, good and beauty, reflected in creation of any philosopher.

Key words: ideals, values, harmony.

Без решения для себя проблемы идеала не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, в том числе и медицина.

Для выяснения субстанциального единства всех человеческих идеалов и их средоточия — истины, добра и красоты — наиболее продуктивным является анализ в его исторической трансформации.

Слово «истина» является заимствованным из старославянского языка от «исть» — настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса «-ина». Истина — это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаённости.

Извечна гармония истины, добра и красоты. Величайшие умы человечества всегда видели в ней её нравственно-эстетический смысл.

Для того чтобы постигнуть тайны философского мышления, надо критично оценить наследие великих греков. Уже в античной философской классике можно обнаружить истоки классического понятия идеала как единства истины, добра и красоты, к которым должен стремиться всякий человек.

По убеждению Сократа, Платона и Аристотеля, именно в греческом полисе можно было реализовать идеал «калокагатии» (от греч. Как^ — прекрасный и adatos — хороший)

Вспомним слова великого Платона: «От красивых образов перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте».

Истина — величайшая социальная и личная ценность; она укоренена в жизни общества, играя в нём важную социальную и нравственно — эстетическую роль. В мифологическом образе истина — прекрасная, гордая и благородная женщина, иногда это богиня люб-

ви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями — вечными символами мира.

Согласно Платону, стремление к истине и красоте как высшему благу есть исступлённость, восторженность, влюблённость. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

«Истина есть великое слово и ещё более великое дело. Если дух и душа человека ещё здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь», — эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносно и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека [2].

Истина, добро и красота как явления гармонии человеку, тесно связаны. Идеалы добра — гармоничны, идеалы прекрасного — добры. Ключевые позиции по этим проблемам занимали Аристотель, И. Кант и В. Соловьев. «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» — замечательные слова. В. Соловьёва [4].

Природа, по Аристотелю, дала человеку в руки оружие- интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, нравственного низменными в своих половых и вкусовых инстинктах. Эти слова как нельзя лучше говорят о человеческой сущности — она вся во власти его нравственности. Но самая большая нравственная ответственность ложится на врачующего медика. И Кант формулирует нравственный долг в форме нравственного закона или категорического императива. Стержнем нравственности

является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей.

В учении И. Канта убедительно показывается «субъективный» характер истины, поэтому невозможен всеобщий её критерий. Познания мира осуществляется разумом человека на основе априорных форм рассудка. Процесс постижения истины должен идти по пути исследования законов разума.

В. Соловьёвым была сделана попытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всеединства устраняет кантовскую непознаваемость «вещей в себе» и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания. Истина для В. Соловьёва — абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам.

В русском сознании красота бытия в значительной мере отождествляется с помощью определяющей во все времена характер человека веры во всеобщую бытийную человеческую справедливость, коллективное счастье, братство, дружбу всех трудящихся людей и народов на началах красоты, добра и истины.

Истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов.

Философия всеединства и связанная с нею проблема красоты являются важнейшими в нашей отечественной культуре на рубеже веков. Приверженцем этих идей был и Рерих. Понятие красоты у него необычайно ёмкое и многогранное, он связывает его со многими чувствами, мыслями и деятельностью человека. Не случайно он упоминал многих русских мыслителей и особенно

выделял среди них Толстого, Достоевского, Соловьёва, Лосского был солидарен с ними, утверждая синтез таких понятий, как красота и добро. Оригинальность концепции Рериха, заключается в том, что он включил в понятие красоты ценности, близкие всем народам вне зависимости от политических, религиозных и национальных различий. Эти ценности не имеют временных границ. Сам Рерих так излагал своё кредо: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!...и нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы».

Современный уровень медицины нуждается в эрудированном, высококвалифицированном специалисте, обладающем высокой культурой и потому способным подойти к человеку в единстве всех его характеристик. Изучение философии обеспечивает формирование и развитие мировоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетических установок, гуманистических идеалов и ценностных ориентаций врача, с помощью которых он может успешно решать экзистенциальные и профессиональные задачи. Глубокое изучение отдельных болезней, отдельных сторон жизнедеятельности человека в норме и патологии предполагает рассмотрение их во взаимосвязи по отношению ко всей человеческой целостности и неделимости.

Особенностью взаимосвязи философии и медицины выступает тот факт, что объектом их выступает человек. Если проблема человека в его связи с миром является стержневой в философии, то предметом медицины выступает такая сторона человеческой жизнедеятельности как здоровье и болезнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. — 4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков

М.,1968. до наших дней. — СПб.,1994.

2. Гегель Г.Ф. Сочинения. — М.,1956. 5. Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х т. — М.: Мысль,1988.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. 6. Философская энциклопедия. — Т. 1-5. — М.,1993.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра философии

Полищук Анна Иннокентьевна — старший преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.