Научная статья на тему 'Актуальность формирования мировоззрения будущего врача с учетом современных проблем биоэтики'

Актуальность формирования мировоззрения будущего врача с учетом современных проблем биоэтики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
последипломное образование / биоэтика / эйтаназия / post-graduate education / bioethics / euthanasia

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Площенко Ю. А., Яровенко В. В.

Статья посвящена одному из важных аспектов воспитательной работы, проводимой во время последипломного обучения. На сегодняшний день наше государство и общество выдвигает целый ряд требований, которым должен соответствовать современный врач, а именно соблюдать морально-этические принципы. Крайне важно не только обучить специалиста, дать ему необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков, но воспитать профессионала, который в последующем будет выполнять свой долг с учетом современных требований биоэтики. Одним из нерешенных вопросов биоэтики применительно к нашей специальности является отношение к смерти и прекращению жизни эйтаназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALITY IN FUTURE DOCTORS' WORLD VIEW FORMATION TAKING INTO ACCOUNT UP-TO-DATE BIOETHICAL PROBLEMS

The paper is centered around the major aspect of post-graduate education. Today our state and society put in claims towards the health care workers and health care system in general. Much attention is paid to keeping within the moral and bioethic principles. It is important not only to train doctors well, to provide them with the latest medical theory and to develop their practical skills, but to widen their outlook in accordance to the moral and bioethic demands. One of the most difficult problems to be solved is the attitude to the death and to euthanasia.

Текст научной работы на тему «Актуальность формирования мировоззрения будущего врача с учетом современных проблем биоэтики»

Актуальт проблемы сучасноТ медицины

направленные усилия преподавателей. 4. A free online Talking Dictionary of English Pronuncia-

tion [Electronic resource]. - Access mode: Литература http://www.howjsay.com/

1. ХНМУ. Офщшний сайт [Електронний ресурс]. - Ре- 5. English-club [Electronic resource]. - Access mode: жим доступу: http://knmu.kharkov.ua/ http://www.english-club.tv/

2. ETS.org [Electronic resource]. - Access mode: 6. MERCK [Electronic resource]. - Access mode: http://www.toefl.org/ http://www.merck.com/

3. IELTS. English for international opportunity [Electronic resource]. - Access mode: http://www.ielts.org/

Реферат

ДОСВ1Д ВИКЛАДАННЯ АНГЛ1ЙСЬКОЮ МОВОЮ ПО ТЕМАТИЦ1 ВНУТР1ШНЬ01 МЕДИЦИНИ СТУДЕНТАМ: ТРУ-ДНОЩ1 ПРОЦЕСУ НАВЧАННЯ I ШЛЯХИ IX ПОДОЛАННЯ Журавльова Л.В., Янкевич A.A.

Ключов1 слова: навчання англомовних студента, спткування викладачю та студента, пщручники та методичы вказвки.

В статп проведено анал1з низки специф1чних труднощ1в, з якими зустр1чаються викладач1 в процеа навчання англомовних студенев на кафедр1 внутршньоТ медицини. Розглянут1 питання спткування студенев i викладач1в, пщготовки молодих спец1алют1в до викладання англшською мовою, створення навчальних поабниш i методичних вказ1вок, а також особливосп роботи бтя л1жка хворого. На nifl-CTaei власного досвщу запропоноваш вар1анти покращення якосп викладання.

Summary

EXPERIENCE IN ENGLISH-LANGUAGE TEACHING FOREIGN STUDENTS ON INTERNAL DISEASES: HARDSHIP IN TEACHING AND WAYS TO OVERCOME IT Zhuravleva L.V., Yankevitch A.A.

Key words: foreign students, English-language training, teacher-student interaction.

The paper represents the analysis of some specific troubles typical for English-language teaching foreign students on internal diseases. A special attention is paid to the teacher-student interaction, to the language training of young specialists, to creating the manuals, text-books and certain documents in English, as well as to the coming in touch with the patients.

УДК 616 - 089.5:614.253.4:140.8:608.1

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ

Площенко Ю.А., Яровенко В.В. Днепропетровская государственная медицинская академия

Статья посвящена одному из важных аспектов воспитательной работы, проводимой во время последипломного обучения. На сегодняшний день наше государство и общество выдвигает целый ряд требований, которым должен соответствовать современный врач, а именно соблюдать морально-этические принципы. Крайне важно не только обучить специалиста, дать ему необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков, но воспитать профессионала, который в последующем будет выполнять свой долг с учетом современных требований биоэтики. Одним из нерешенных вопросов биоэтики применительно к нашей специальности является отношение к смерти и прекращению жизни - эйтаназии.

Ключевые слова: последипломное образование, биоэтика, эйтаназия На сегодняшний день наше государство и об

щество выдвигают целый ряд требований, которым должен соответствовать современный врач. Следовательно, еще большая ответственность ложится на тех, кому поручено воспитание молодого специалиста. Кроме высочайших профессиональных качеств, доктор должен постоянно соблюдать морально-этические принципы.

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Сегодня понятие

"биомедицинская этика", существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, Па-рацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики.

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня содержание современной биомедицинской этики.

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), которого называют "отцом медицины". Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны

обязанности врача перед больными, перед своими коллегами по ремеслу, основным смыслом ее является принцип «не навреди».

Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (14931341 гг.). "Модель Парацельса" - это форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентами понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то "модель Парацельса" - это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип "делай добро", благо, или "твори любовь", благодеяние, милосердие. Врачевание -это организованное осуществление добра.

Третий принцип "соблюдения долга" или деон-тологическая модель основана на понятии нравственной безупречности - в смысле соответствия поведения врача определенным этическим нормам . Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность "должных" правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Если человек способен действовать по безусловному требованию "долга", то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

В отличие от медицинской этики на уровне деонтологической модели, в биоэтике основным вопросом становится конфликт прав. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение "основного вопроса" медицинской этики -вопроса об отношении врача и пациента. Биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества, который включает этические комитеты при больницах, этические комиссии в научно-

исследовательских учреждениях, специализированные биоэтические организации, объединяющие наряду с медиками священников, юристов, специалистов по биомедицинской этике и других граждан. Их задача - решение вопросов, связанных с выработкой рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона.

В условиях демократического общества за последнее десятилетие значительно возросло правосознание наших граждан, постоянно повышаются требования как к качеству оказания

медицинской помощи населению, так и к соблюдению этических норм. Молодой врач, только пришедший в практическое здравоохранения, почти всегда оказывается не готовым к решению этих проблем. Поэтому именно на этапе последипломного образования за время обучения в интернатуре крайне важно не только просто обучить специалиста, дать ему необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков, но воспитать профессионала, который в последующем будет выполнять свой долг с учетом современных требований биоэтики.

Если проанализировать огромное количество спорных ситуаций в отношениях врач-пациент-родственник, то, к сожалению, превалировать будут биоэтические случаи, связанные со смертью. Наша кафедра анестезиологии, интенсивной терапии и медицины неотложных состояний ФПО проводит последипломную подготовку по следующим специальностям «Анестезиология», «Детская анестезиология», «Медицина неотложных состояний». Отличительной характеристикой этих специальностей является лечение больных крайне тяжелых, терминальных, проведение реанимационных мероприятий - т.е. все то, о чем непосвященные говорят: «Они борются со смертью...».

Одним из нерешенных вопросов биоэтики применительно к нашей специальности является отношение к смерти и прекращению жизни -эйтаназии. Здесь правовое сознание пациента, восходящее до осознания "права на достойную смерть", вступает в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило "не навреди", но и заповедь -"не убий".

Будущему врачу, который уже выбрал для себя специальность, стоящую лицом к лицу со смертью, необходимо различать некоторые понятия:

- эйтаназия: легкая безмятежная смерть, наступившая естественным путем или с помощью специальных мер;

- добровольная эйтаназия: вызывание у страдающего больного легкой и безмятежной смерти по осмысленному требованию больного с помощью различных медикаментозных и других средств;

- принудительная эйтаназия: вызывание легкой и безмятежной смерти не по его требованию, а по решению родственников, общества и его законодательных институтов;

- милосердное убийство: юридический эквивалент понятиядобровольная эйтаназия;

- пассивная эйтаназия: разновидность добровольной или принудительной эйтаназии, когда прекращение необходимой поддерживающей терапии влечет за собой смерть;

- активная эйтаназия: разновидность добровольной или принудительной эйтаназии, когда смерть вызывается применением специальных средств.

Актуальт проблемы сучасно! медицины

Будущим врачам необходимо четко понимать разницу между названными понятиями, а при обсуждении вопроса об эйтаназии преподавателю можно привести следующие «за и против» в этом сложном вопросе.

Задача врача - сохранять и продлевать жизнь, а не прекращать или укорачивать её. Это неизменный тезис медицины - от Гиппократа до наших дней. Сохранять и продлевать жизнь надо. Но продлевать жизнь, а не затягивать смертъ. То есть эйтаназия должна применяться в тех случаях, когда нет надежды на осмысленную жизнь, превратившуюся для больного в сплошные страдания. Неосознающие своих страданий люди не могут быть субъектами эйтаназии, например, психические больные, больные, находящиеся в коме и др. Следовательно, эйтаназии могут быть подвергнуты только те больные, которые удовлетворяют следующим специальным требованиям:

а) больной, неизлечимость заболевания которого подкреплена достоверными объективными исследованиями и не вызывает сомнений у группы врачей, хорошо знакомых с научным состоянием данной проблемы;

б) больной не просто неизлечим: он страдает от болей, дыхательных, диспептических или иных расстройств, которые невозможно устранить без постоянного выключения сознания;

в) больной не просто неизлечим и страдает от физических мучений - он неизбежно умрёт в ближайшие дни или недели, и нет никакой надежды, что за это короткое время в медицине появятся средства, излечивающие данную болезнь.

2. При наличии множества аналгетиков, транквилизаторов, наркотиков, блокад и т.п. нет нужды применять эйтаназию - человека можно избавить от страданий, не лишая его жизни. Что такое жизнь? Физиологические отправления? Психическая продукция интеллекта? Участие в социальных отношениях общества? Гармоничная жизнь подразумевает всё упомянутое и ещё многое другое. Физическая немощность, прикованность к постели при сохранении интеллекта означает, что человек живёт, и ни о какой эйтаназии не может быть и речи. Но если боли лишают человека интеллекта и налицо остальные условия, перечисленные выше (неизлечимость болезни и т.п.), почему надо оставлять функционировать тело, в котором сохранились только физиологические отправления? И разве дело только в болях? А мучительное диспноэ, непрекращающаяся рвота, нарушение глотания, непроизвольное мочеиспускание и дефекация, язвы, пролежни, гной? А жертвы запоздалой или неумелой реанимации, чьи вегетативные функции поддерживаются искусственно без всякой надежды на улучшение в будущем?

Тем не менее, если медикаментозными или иными методами можно устранить страдания, то надо сохранять жизнь, пусть даже ограниченную

определёнными рамками

3. Начав с добровольной эйтаназии, общество может свободно перейти на принудительную, потому что исчезнет представление о святости и неприкосновенности человеческой жизни. Законодательство должно чётко ограничить условия и обстоятельства применения эйтаназии.

В соответствии с ныне действующим законодательством эйтаназия подпадает под понятие убийства, так как предполагает в себе факторы, характеризующие убийство как юридическую категорию без смягчающих обстоятельств:

она предпринимается с предварительным умыслом лишения жизни и причинения смерти;

она подразумевает организацию действия или бездействие, способствующие наступлению смерти или влекущие смерть;

она противоправна, так как в большинстве законодательств не разрешена или оговорена как преступление.

И в УК Украины мы можем найти не одну статью, характеризующую деяние эйтаназии. Например, ст. 139 УК. - неоказание помощи больному; ст. 115 - преступление, совершённое умышленно; ст. 119 - преступление, совершённое по неосторожности; ст. 125 - оставление в опасности.

В нашей стране эйтаназия не разрешена. В сегодняшней Украине неразрешение эйтаназии есть благо. В условиях жизненной неустроенности, психических стрессов и разного рода конфликтов стремление людей к эйтаназии может оказаться гипертрофированным, и при отсутствии законодательного запрета найдётся достаточно много охотников реализовать эти, нередко сиюминутные желания больных. Юридический запрет эйтаназии является сегодня благом ещё и потому, что правосознание нашего общества весьма далеко от желаемого идеала.

Но врачу всегда необходимо помнить, что смерть не должна быть наказанием за прожитую жизнь! Для этого ее надо избавить от физических и психических мучений. Чтобы достичь безмятежности смерти, необходимо:

- совершенствовать медицинские действия, устраняющие физические страдания, часто сопровождающие смерть; в частности, необходимы нормальные дозы анальгетиков, транквилизаторов, снотворных;

- заниматься психологической подготовкой (воспитанием) человека в уважении к естественной смерти, которую надо лишить мистицизма и ореола наказания за грехи; это должно сократить естественный страх смерти;

- окружить умирающего не только физическим, но - что не менее важно - психическим покоем; для этого возле умирающего должен находиться Человек - сестра милосердия, психолог, педагог, священник, друзья, любимый родственник, врач.

Собственно представления о святости и не-

прикосновенности человеческой жизни надо культивировать уже с самого начала становления личности человека, с детства. Но высоко актуальным остается и проведение направленной работы кафедры в процессе обучения для формирования современного врача, соблюдающего все требования биоэтики.

Литература

1. Воячек В.И., Осипов В.П. Врачебная тайна и врачебная этика. - Л.: Мысль, 1975.

2. Иванюшкин А.Я., Дубова Е.А. Этико-гуманистические проблемы эвтаназии // Актуальные этико-деонтологические вопросы современной медицины : Тез. докп. научн-метод. конфер. - М., 1983. - С. 46-51.

3. Зильбер А.П. Этические комитеты и их роль в совершенствовании медицины критических состояний // Актуальные проблемы медицины критических состояний. - 1995. - Вып. 2. - С.166-172.

4. Зильбер А.П. Трактат об эйтаназии. - Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 1998. - 464 с.

5. Громов А.П. Эйтаназия. // Судебно-медицинская экспертиза. - 1992. - №4. - С. 3-6.

6. Писарев Д. И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. - М.: Медицина,. 1969. - 192 с.

7. Скоромец A.A., Скоромец Т.А. Нравственные аспекты эйтаназии // Вестник гипнологии и психотерапии. - 1991. - №1. - С.51-42.

8. Brahams D. Euthanasia in the Netherlands // Lancet. -1990. - V.335. - P. 591-592.

Реферат

АКТУАЛЬНЮТЬ ФОРМУВАННЯ СВ1ТОГЛЯДУ МАЙБУТНЬОГО Л1КАРЯ 3 УРАХУВАННЯМ СУЧАСНИХ ПРОБЛЕМ БЮЕТИКИ

Площенко Ю.О., Яровенко В.В.

Ключов1 слова: пюлядипломна осв1та, бюетика, эйтаназт

Стаття присвячена одному з важливих аспек^в виховноТ роботи, проведено! пщ час пюлядипломно-го навчання. На сьогодшшнш день наша держава й сусптьство висувае цтий ряд вимог, яким повинен вщповщати сучасний лкар, а саме - дотримуватись морально-етичних принцишв. Надто важливо не ттьки навчити фах1вця, дати йому необхщний багаж теоретичних знань i практичних навичок, але виховати професюнала, що надал1 буде виконувати свш обов'язок ¡з урахуванням сучасних вимог 6io-етики. Одним з невиршених питань бюетики стосовно до нашо'Г спец1альносп е ставлення до смерт1 й припинення життя - эйтаназп.

Summary

TOPICALITY IN FUTURE DOCTORS' WORLD VIEW FORMATION TAKING INTO ACCOUNT UP-TO-DATE BIO-

ETHICAL PROBLEMS

Ploshchenko Yu.A., Yarovenko V.V.

Key words: post-graduate education, bioethics, euthanasia.

The paper is centered around the major aspect of post-graduate education. Today our state and society put in claims towards the health care workers and health care system in general. Much attention is paid to keeping within the moral and bioethic principles. It is important not only to train doctors well, to provide them with the latest medical theory and to develop their practical skills, but to widen their outlook in accordance to the moral and bioethic demands. One of the most difficult problems to be solved is the attitude to the death and to euthanasia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.