Эдебиет:
1. Хайруллин Б.Е., Молдабаева Р.М., Индекс здоровья детей и подростков в возрасте 12-18 лет в Республике Казахстан. - Материалы -11 съезда врачей и провизоров Республики Казахстан. Астана, 2002. - Том 2. 149-1506. (г. Астана, 4-5 декабря 2002г.)
2. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., М., - 1991. - 276б
3. Кучма В.В. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей //Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - 51-53б.
4. Балтабаева Е.К. Здоровый образ жизни - задача всего общества. - Материалы -11 съезда врачей и провизоров Республики Казахстан. Астана, 2002. - Том 1. 55-56б. (г. Астана, 4-5 декабря 2002г.)
5. Безруких М. М. Возрастные особенности физиологических систем подростков. М., 1989. - С. 249-254
6. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы) - М., 1999. - 149с.
ЭртYрлi багдарламалык оку жуйеамен камтылган жогары оку орындары студенттершщ жалпы эмоциональдык жуйес мен функциональдык калыптасу жуйелерше ыкпал ететш факторларга талдау
Тулегенова А.М., Шарбаков А.Ж., Сулейменов Б.К.
^аз1рп жаедайда, жасвспiрiмдер мен студент жастарыньщ организмiне 8серiн тигiзетiн 8ртYPлi зиянды факторлардыц мацызы кYннен кYнге артып отырган кезде, бул м8селе вте взект болып табылады. Сол себептен бiз вз жумысымызда студенттердщ эмоциональдык ж8не функциональдык жаедайларына 8сер ететш факторларга токталып втудi жвн деп санадык.
Факторы влияющие, на общие эмоциональные и функциональные системы студентов высших учебных заведений первых курсов, обучающихся по различным программам
Тулегенова А.М., Шарбаков А.Ж., Сулейменов Б.К.
В данной статье описаны факторы влияющие на общее эмоциональное и функциональное состояние студентов высших учебных заведений, а также приведены результаты анкетирования.
The factors influemsed on general emotional and functional state of students which study in universities
Tulegenova A.M.,Sharbacov A.Zh.,Suleymenov B.K.
The factors influenced on general emotional and functional state of students which study in universities, results of survey are described in this article.
УДК 61:001.32;61:659.1
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
А.Т. Толеу, А.К. Тургамбаева АО «Медицинский университет Астана», г. Астана
Известно, что появление дневных стационарозамещающих технологий стало ответом на необходимость обеспечить удовлетворенность населения в высококачественной медицинской помощи, одновременно выполнить требование разработки и внедрения прогрессивных форм и методов организации работы больничных и внебольничных медицинских организаций. К тому же всегда остро стоял вопрос о рациональном использовании имеющихся материально-технических ресурсов и кадрового потенциала. Одной из таких форм стали нетрадиционные формы госпитализации - дневной стационар при поликлиниках [1].
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи детям в форме стационарозамеща-ющей помощи предоставляется в дневных стационарах, палатах дневного пребывания и стационарах на дому в порядке, определяемом уполномоченным органом. Стационарозамещающая помощь, предоставляемая в дневных стационарах, и палатах дневного пребывания, включает диагностические, лечебные мероприятия, в том числе лекарственное обеспечение по медицинским показаниям в пределах списка основных (жизненно важных) лекарственных средств, утверждаемого уполномоченным органом [2].
В рамках данной диссертационной работы нами проведено социологическое исследование по анализу мнения пациентов и оценке ими работы дневного стационара при городской детской больнице №2 г. Астаны. Нас интересовали вопросы, какие причины со стороны врача дневного стационара привлекательны для пациентов, какие факторы в работе дневного стационара вызывают удовлетворенность или неудовлетворенность пациентов. В анкетировании участвовали родители детей в возрасте от 1 до 17 лет, которые проходили лечение или получили медицинскую помощь в виде диагностических услуг - всего 185 человек.
Многие родители довольны медицинским обслуживанием, обстановкой в условиях дневного стационара. Они удовлетворены отношением медицинского персонала к своему делу, к пациентам. Однако, как показывает анализ данных полученного материала, число удовлетворенных качеством медицинской помощи не достигает и половины (таблица 1).
Один из вопросов, на который отвечали родители детей, пролеченных в дневном стационаре, звучал так: «Какие качества своего врача Вы особенно цените?». Как видно из таблицы, оценивались самые разные качества лечащего врача. Наибольшее число положительных оценок получили квалификация, знания врача: 42,7% ответивших.
Таблица 1. Оценка пациентами качеств лечащего врача
Знания, квалификация Скромность, вежливость Чуткость, внимательность Организованность, обязательность
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Положительная 79 42,7 31 16,8 57 30,8 30 16,2
Отрицательная 106 57,3 154 83,2 128 69,2 155 83,8
Всего 185 100,0 185 100,0 185 100,0 185 100,0
Остальные же вопросы получили более низкую оценку: вежливость и скромность отметили 16,8% пациентов; внимательность и чуткость - 30,8%, а обязательность и организованность получили положительный отклик лишь у 16,2% пациентов.
Таблица 1. Оценка пациентами качеств лечащего врача (продолжение)
Готовность консультировать семью Готовность по решению семейных и соц.проблем Врач делает активные посещения на дому Другое
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Положительная 57 30,8 17 9,2 13 7,0 2 1,1
Отрицательная 128 69,2 168 90,8 172 93,0 183 98,9
Всего 185 100,0 185 100,0 185 100,0 185 100,0
Далее были поставлены вопросы, больше других имеющие социальный оттенок. Это готовность лечащего врача консультировать по вопросам здоровья семью, готовность врача помочь в решении социальных проблем семьи и активные посещения участкового врача на дому. Положительный отзыв на эти вопросы получили соответственно в 30,8%; 9,2% и 7,05%. Два пациента (1,1%) отметили «другое», хотя не уточнили, что именно.
При детализации причин неудовольствия врачом со стороны потребителей медицинских услуг сделаны некоторые уточнения (таблица 2).
Равнодушие, отсутствие интереса к состоянию здоровья детей, собственно, так сказать, «к предмету своей деятельности» у врача отметили 15 родителей из 185 опрошенных, что составляет 8,1%; отсутствие к врачу полного доверия подчеркнули 30 респондентов (16,2%).
Таблица 2. Оценка респондентами причин неудовлетворенности медицинской помощью в дневном стационаре
Нет у врача интереса Отсутствие к Излишняя тороп- Большая
к состоянию здоровья врачу полного ливость врача на очередь на
ребенка доверия приеме или на дому прием к врачу
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Положительная 15 8,1 30 16,2 44 23,8 82 44,3
Отрицательная 170 91,9 155 83,8 141 76,2 103 55,7
Всего 185 100,0 185 100,0 185 100,0 185 100,0
Излишнюю торопливость, раздражающую родителей больных детей, мы обнаружили у 44 респондентов (23,8%). В ответах на поставленные вопросы можно найти и основную причину, объясняющую все выявленные факторы неудовольствия качеством медицинского обслуживания в дневном стационаре детской поликлиники со стороны родителей: большая очередь на прием к врачу, на что указали 44,3% родителей (82 из 185).
Таким образом, вырисовывается картина в целом не совсем высокого уровня удовлетворенности пациентов качеством полученных медицинских услуг. На фоне благожелательного отношения медицинского персонала к пациентам существует нерешенная проблема недоверия родителей к уровню квалификации врачей детской поликлиники, что, наверняка, находит свое отражение в повышенном потреблении медицинских услуг «узких специалистов», лабораторной службы. Такое положение дел отрицательно влияет на уровень здоровья детей, поскольку последние в этих условиях получают «обезличенную» медицинскую помощь.
Литература:
1. Дуйсекеев А.Д. Комбинированные полустационары // Здравоохранение
2. Казахстана, 2005г. -ЖЗ.-С.11-12.
3. Калининская А.А., Полатайко В.Н., Лиман О.Ф., Вишнякова И.А. Роль дневного стационара в повышении качества поликлинической помощи. //Здравоохр. -2007. - № 12. - 15 - 17.
Стационар алмастырушы медициналык кемек керсететш балалар поликпиникасыныц мэселелерi
Толеу А.Т., Тургамбаева А.К.
Осы диссертация аясында Астана к. №2 балалар ауруханасындагы кYндiзгi стационар жумысына, пациенттердщ пшрш талдау бойынша 8леуметпк зерттеу жумысы жYргiзiлдi. Бiздi кызыктырган сурактар, пациенттерге кYндiзгi стационар д8р8герлершщ кандай 8рекет унайды, кYндiзгi стационардыц кандай факторлары пациенттер арасында канагатанарлык немесе канагатанарлыксыз жаедай туындатады. Сауланмага, кYндiзгi стационарда ем немесе диагностикалык кызмет тYрiнде медициналык квмек алган, 1 жастан 17 жаска дешнп балалардыц ата аналары катысты, барлыгы - 185 адам.
Квптеген ата аналар кYндiзгi стационардыц жаедайына, медициналык кызмет кврсетуше разы. Олар медицина кызметкерлершщ пациентке деген катынасына канагаттанарлык. Алайда, кврсеттген сараптама н8тижесi бойынша медициналык кызмет сапасына канагаттанатындар саны жартысына де жетпейдк
Issues of pediatric clinics, which deal with outpatient medical care.
A.T.Toleu, A.K.Turgambaeva
As part of this thesis, we conducted a case study to analyze the views of patients and evaluating their work, day care for urban children's hospital 2 in Astana. We are interested in the questions what causes the physician attractive for day care patients, what factors in the day hospital cause satisfaction or dissatisfaction of patients. In the survey involved parents of children aged 1 to 17 years who were treated or received medical treatment in the form of diagnostic services - only 185 people.
Many parents are satisfied with medical care, the situation in a day hospital. They are satisfied with the attitude of medical staff for his work, to the patients. However, analysis of data obtained material, the number of satisfied with the quality of care is less than half.