Научная статья на тему 'Исследуя молодежь Юга России: воспитание и толерантность в регионе'

Исследуя молодежь Юга России: воспитание и толерантность в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
316.647.5 / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЮГ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЭТНОС / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ETHNIC TOLERANCE / SOUTH / CIVIC EDUCATION / YOUTH / ETHNICITY / CIVIC VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камнев Дмитрий Григорьевич

Статья посвящена изучению роли гражданского образования в деле поддержания межэтнической толерантности в среде молодежи на Юге России. В настоящее время институт образования может эффективно проводить гражданское воспитание молодого поколения, воспринятые молодежью универсальные гражданские ценности должны стать фундаментом межэтнической толерантности на Юге России и в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researching the South Russian youth: education and tolerance in the region

Article is devoted the role of civic education in the maintenance of inter-ethnic tolerance among young people in the South of Russia. At present the Institute of Education can effectively carry out civic education of the younger generation. Youth perceived universal civic values should be the foundation of inter-ethnic tolerance in the South of Russia and in the whole country.

Текст научной работы на тему «Исследуя молодежь Юга России: воспитание и толерантность в регионе»

УДК 316.647.5

Камнев Дмитрий Григорьевич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Россия, Москва

Старший преподаватель общеуниверситетской кафедры государственных финансов

Кандидат политических наук E-Mail: [email protected]

Исследуя молодежь Юга России: воспитание и толерантность в регионе

Аннотация: Статья посвящена изучению роли гражданского образования в деле поддержания межэтнической толерантности в среде молодежи на Юге России. В настоящее время институт образования может эффективно проводить гражданское воспитание молодого поколения, воспринятые молодежью универсальные гражданские ценности должны стать фундаментом межэтнической толерантности на Юге России и в стране в целом.

Ключевые слова: Межэтническая толерантность; Юг; гражданское воспитание; молодежь; этнос; гражданские ценности; культура.

Dmitry Kamnev

National Research University Higher School of Economics (HSE)

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Researching the South Russian youth: education and tolerance in the region

Abstract: Article is devoted the role of civic education in the maintenance of inter-ethnic tolerance among young people in the South of Russia. At present the Institute of Education can effectively carry out civic education of the younger generation. Youth perceived universal civic values should be the foundation of inter-ethnic tolerance in the South of Russia and in the whole country.

Keywords: Ethnic tolerance; South; civic education; youth; ethnicity; civic values; culture.

Российская Федерация является самой большой по площади страной в мире, занимает 17 098 246 км2, в состав населения страны входит более 200 национальностей и этнических групп, это делает нашу страну уникальным национально-территориальным образованием на планете Земля. Самым полиэтничным регионом России по праву является территория Юга страны, своими географическими границами она совпадает с Южным и Северо-Кавказским федеральными округами Российской Федерации, которые были образованны Приказом Президента РФ Д.А. Медведева от 19 января 2010 г. В состав федеральных округов входят 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, КабардиноБалкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, 2 края - Краснодарский и Ставропольский, 3 области - Астраханская, Волгоградская и Ростовская. Что примечательно, в основном 7 федеральных округов РФ состоят из краев и областей, но в состав Северо-Кавказского федерального округа входят 6 национальных республик и Ставропольский край, с г. Пятигорск

- центр федерального округа. Территория Северо-Кавказского федерального округа составляет 1% от площади России, жители русской национальности не имеют абсолютного большинства в национальном составе населения округа. Полиэтничность, разнообразие самобытных культур формируют межнациональную культуру на Юге единой страны.

Е.В. Морозова, анализируя политическую культуру Юга России, подчеркивает, российский Юг не является социокультурной однородностью. «Являясь периферией как христианской, так и исламской цивилизаций, регион представляет собой зону, где ярко проявляется их противостояние. Здесь сложились две большие группы народов: автохтонные, не отличающиеся этническим единством, но имеющие схожие общекавказские культурные традиции, и славянские, в основном сформировавшиеся к концу XIX в., центром притяжения которых были казачьи войска. Это социокультурное противостояние отражается и в системах базовых ценностей, и в политических ориентациях, и в моделях политического поведения» [8, с.2]. Замечание Е.В. Морозовой очень важно, оно позволяет нам увидеть главные стержневые различия, которые генерируют внутренние скрытые от посторонних глаз процессы, плоды которых подспудно зреют, схлопываются, вырываются наружу в виде неприглядных и жестоких антагонизмов жителей региона. Изучая вопрос межнациональной толерантности на Юге России, стоит учитывать отмеченные российским исследователем различия.

Богатство природных ресурсов, многообразие климатических зон и многонациональное население России являются ее государственным достоянием, которое было достигнуто самоотверженной работой многих предшествующих поколений сограждан. В настоящее время, как и в прошлом и в будущем, основной задачей для граждан и высшего руководства страны является сохранение и приумножение всего нашего общенационального наследия. Территориальное единство в многонациональной стране как Россия возможно лишь в условиях поддержания в стране всеобщей межнациональной толерантности, особое значение это имеет для тех регионов, которые в 90-е гг. испытали на себе хаос сепаратизма.

О. Васильева в своей статье солидарна с оценками российских специалистов по этническим отношениям и констатирует, что этносы на Юге России в настоящее время предпринимают попытку переосмысления национально-этнической самоидентификации в новых исторических условиях. Результатом чего становится разделение общества на этнические сегменты с одновременным построением новой этнической иерархии и отказом от гражданской консолидации. Поэтому федеральные и региональные власти должны предпринять максимум усилий по интеграции населения, результатом которого станет отказ от властной этнической доминанты в пользу приоритета инициатив гражданских сообществ и распространение межэтнической толерантности [3, с. 36].

В статье под толерантностью, понимается ее классический смысл, которая в российской и зарубежной научной литературе имеет достаточно разработанные подходы и трактовки, поэтому остановлюсь на юридическом определении термина толерантности - терпимости, подчеркнув тем самым его правовой общепризнанный смысл. В статье №1 «Декларации принципов терпимости», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. изложена следующая трактовка: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребности. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [1].

Согласно Декларации, наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости среди людей является воспитание, этому посвящена статья №4 «Воспитание». Воспитание начинается с обучения людей их общим правам и свободам, тем самым происходит дополнительный процесс обеспечения существования данных прав и поддерживается стремление к защите прав других. Для этого необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны вскрывать следующие источники нетерпимости: политические, социальные, экономические, культурные и религиозные. Означенные нетерпимости закладывают в индивиде чувства отчуждения, стремление решать возникающие сложности в социуме с помощью насилия и попрания общественных и государственных законов, традиций. «Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями» [1]. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных и культурных ценностях. Важной декларативной идеей, заложенной в документе, является то, что воспитание должно подавлять чувство страха и отчуждения к неизвестному, малопонятному, которое противоречит нашему представлению и не укладывается в рамки нашего мышления. «Незнакомое - чуждое» должно быть проанализировано через призму уникальности и неповторимости мира и живущих в нем людей. Отличия от общепризнанного, доминирующего в настоящее время в представлениях подавляющего большинства жителей, не должно быть мгновенно отвергнуто тем более, если это непонимание затрагивает отмеченные выше источники нетерпимости, т.к. самобытность вызревает в этносе долговременно, затрагивает исторические, социальные и культурные аспекты, и в целом имеет в своей основе рациональное объяснение.

Данная идея воспитания универсальна и должна быть положена в основу любой системы образования, и в процессах гражданского воспитания молодежи Юга России. В данной статье используется термин «воспитание», он является общеупотребительным и своим смыслом характеризует процесс обучения индивидов тому или иному знанию. Термин «воспитание» ни в коем случае не несет в себе негативную нагрузку, а образование молодежи в статье рассматривается с позиций добровольного акта передачи знаний индивидами другим индивидам посредством коммуникации между ними.

Объединяющим фактором для молодежи на Юге России могут стать единые гражданские ценности, которым они будут воспитываться в образовательных учреждениях региона, на публичных открытых площадках, организованных общественными организациями под эгидой профессиональных педагогов, лекторов и под контролем государственных структур отвечающих за образование граждан. Российский исследователь М.А. Ковалева указывает:

«Под гражданскими ценностями понимаются социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности к себе, другим людям, обществу, государству. К гражданским ценностям также относятся: патриотизм, толерантность и независимость убеждений, ответственность и гражданский долг, активная гражданская позиция и др.» [7, с. 228].

Соответственно если мы в воспитании индивида стремимся познакомить и укоренить в нем гражданские ценности, сделать его образцовым гражданином своего государства, то требуется обозначить самые общие характеристики, присущие гражданину. Выделив данные характеристики можно будет понять и подходы к организации воспитания, направленного на культивирование межэтнической толерантности на Юге России [5]. Общими чертами гражданина выступают следующие его характеристики: гуманистическое миропонимание и мировосприятие, базирующееся на культуре; участие в социально-педагогической деятельности (семейное воспитание, отношения в семейно-соседской общности, на производстве и др.); приобретение положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следование нормам и требованиям культуры гражданских отношений; дифференцированное восприятие информации; наличие потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысложизненное видение социальной реальности, ценностно-смысловое восприятие окружающего мира; осознание гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека [6, с. 46]. К довершению всего отмеченного стоит еще добавить и активную жизненную позицию, которая проявляется во всех сферах деятельности человека, и в быту и в учебе, в трудовом коллективе, тем более и в политической сфере. Вся деятельность гражданина нацелена на организацию окружающей его действительности по образцу с ценностями, которые им исповедуются в целях достижения его страной достойных результатов и закрепление ее в качестве одной из мировых держав, которая генерирует культурные ориентиры и нормативные смыслы для человечества.

Воспитание молодежи на Юге России должно стремиться к достижению отмеченных выше характеристик гражданина, усвоение молодым человеком гражданских ценностей, его почтительное отношение к своей малой родине и к России, все это будет способствовать толерантному отношению между гражданами разных этносов и вероисповедания. По мнению Г.Я. Гревцева: «Гражданское воспитание - это целенаправленный, специально организуемый процесс формирования гражданских качеств у учащегося, который предполагает освоение определенной системы знаний и умений, необходимых для успешной социализации» [4, с. 61].

Во время политической и социально-общественной трансформации в обществе, происходят объективные процессы, которые сопровождают процессы смены политической системы, изменения политической культуры в обществе. Традиционные каналы воспитания, такие как семья, СМИ перестают исполнять свою роль по социализации и воспитанию подрастающего поколения страны, так как новое время меняет устоявшиеся ценности, а классические институты воспитания не могут более перестроиться под новые ценности, оставаясь в своей основе консервативными. В последнее время в России, как и во всех странах все более активное влияние на молодежь оказывают СМИ, особенно так называемые «новые средства информации», которые наряду со своей основной деятельностью по информированию населения, исполняют дополнительную развлекательную функцию, такие как сеть Интернет и на ее основе технические средства. Молодому поколению, прежде всего, свойственно осваивать и пользоваться плодами технических свершений, попадая часто в зависимость от новых технических средств, фиксируемая психологами и врачами «компьютерная зависимость», тревожит и также объем информации, который предлагает сеть Интернет на суд неокрепшему разуму молодых людей, это все является новыми вызовами в деле воспитания молодежи. Перед научным сообществом, практиками стоит насущный вопрос об эффективном

использовании в новейших условиях СМИ для социализации и воспитания молодого поколения.

Единственным институтом, который смог достаточно в короткое время перестроиться и стал транслятором новых ценностей, проводя относительно эффективную работу по гражданскому воспитанию молодежи, на сегодняшний день является система образовательных учреждений, контролируемая и организуемая государственными структурами Российской Федерации. Контроль над процессом образования со стороны государственных структур обеспечивает качество и всеобщие стандарты образования, сохраняя тем самым культурное и образовательное единство страны, через одинаковые учебники и программы. Проживая в национальных республиках молодежь Юга страны, обучаясь в различных образовательных учреждениях, всегда смогут найти между собой общий язык взаимопонимания за счет единства образовательных программ, которые в идеале должны быть направлены на развитие общегражданских чувств у молодежи [2].

Помимо своей основной образовательной функции, обучение молодого поколения знаниям, которые будут ими востребованы в профессиональной сфере, учреждения образования должны стать местом досуга молодежи, где смогут функционировать специализированные секции и клубы по интересам. Например, полезным будет опыт открытия на базе учебного заведения клуба краеведов, историков, где молодежь, не обязательно учащиеся именно этого учебного заведения не в принужденной обстановке в кругу сверстников единомышленников смогут обсуждать интересующие их вопросы. А роль старшего наставника

- куратора клуба сводиться к тому, что через беседы и исторический опыт, проанализированных событий, участникам клуба будет подспудно формироваться их гражданственность, тем самым повышая толерантность у молодежи в регионе. Целесообразно также организовать в образовательных учреждениях секций по музыке, рисованию, по эстетической культуре молодежи. Молодое поколение, посещая данные секции, сможет научиться созерцать окружающий мир через призму прекрасного, вытеснив из своего сознания навязанные СМИ образы жуткого и опасного, что таит в себе нестандартное явление, необычный человек.

Методы, направленные на формирование гражданского сознания у учащихся должны превалировать на ряду и с другими методами: организации гражданской деятельности;

стимулирования гражданского поведения; контроля, самоконтроля и диагностики формирования гражданских качеств, в образовательных учреждениях.

Личность постоянно находиться в процессе познания окружающего мира и накопления навыков, полученные знания в процессе жизненного опыта порой не могут объяснить незнакомые явления, личность не может выработать подходы и решения возникающих житейских задач. Поэтому педагог в рамках данного метода целенаправленно организовать восприятие учеником новых знаний, общественных норм.

Предложение о внедрении в образовательных учреждениях клубов по интересам, где их участниками должна стать местная молодежь, звучит с учетом современных условий, где существует множество соблазнов для молодежи, наивно, но стоит всегда помнить, что молодежь в своих интересах различна. В России существуют такие населенные пункты, в которых отсутствуют досуговые центры для населения, а образовательные учреждения смогут заместить отсутствие или нехватку подобных центров.

Конечно же, внедрение данного предложения потребует значительных финансовых средств, проведение организационно-подготовительных мероприятий в образовательных учреждениях, внесение изменений в существующее законодательство об образовании в России, но все понесенные федеральным и региональными бюджетами расходы сполна окупятся спокойствием в толерантной среде Юга России.

Направленное воспитание молодежи на Юге России должно обеспечивать усвоение молодым поколением универсальных гражданских ценностей. В свою очередь гражданские ценности должны и уже в настоящее время являют собой объединяющую основу для совместного проживания граждан различных этносов на Юге России, где в условиях толерантности обеспеченны достойные условия для удовлетворения собственных высоких потребностей и процветания Юга, как неотъемлемой и великолепной части России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация объединенных наций. Декларации. Декларация принципов

терпимости. [Электронный ресурс]. иКЬ:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата

обращения 15.03.2014).

2. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора // Социологические исследования. - 2010.

- № 12. - С. 18 - 27.

3. Васильева О. Политическое управление этнокультурным процессом на Юге России в конце XX - начале XXI в. // Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 7.

- С. 30 - 36.

4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед наук. - Челябинск, 2006. - 384 с.

5. Денисова Г.С., Клименко Л.В. Особенности региональной идентичности населения Юга России // Социологические исследования. - 2013. - №7. - С. 25-34.

6. Капустина З.А. Воспитание гражданственности в условиях обновленной России // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 45 - 49.

7. Ковалева М.И. Гражданское воспитание как фактор социализации личности в современном обществе России и США // Философия образования. - 2011. - № 6.

- С. 226 - 233.

8. Морозова Е.В. Современная политическая культура Юга России // Полис. - 1998.

- №6. - С. 113-131.

Рецензент: Галкина Елена Вячеславовна, профессор кафедры общей социологии и политологии, доктор политических наук, Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета.

REFERENCES

1. Organizacija ob#edinennyh nacij. Deklaracii. Deklaracija principov terpimosti.

[Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (data

obrashhenija 15.03.2014).

2. Avksent'ev V.A., Aksjumov B.V. Portfel' identichnostej molodezhi Juga Rossii v uslovijah civilizacionnogo vybora // Sociologicheskie issledovanija. - 2010. - № 12. -C. 18 - 27.

3. Vasil'eva O. Politicheskoe upravlenie jetnokul'turnym processom na Juge Rossii v konce XX - nachale XXI v. // Rossija i musul'manskij mir. - 2012. - № 7. - S. 30 - 36.

4. Grevceva G.Ja. Grazhdanskoe vospitanie kak faktor socializacii shkol'nikov: dis. ... dra ped nauk. - Cheljabinsk, 2006. - 384 s.

5. Denisova G.S., Klimenko L.V. Osobennosti regional'noj identichnosti naselenija Juga Rossii // Sociologicheskie issledovanija. - 2013. - №7. - S. 25-34.

6. Kapustina Z.A. Vospitanie grazhdanstvennosti v uslovijah obnovlennoj Rossii // Pedagogika. - 2003. - № 9. - S. 45 - 49.

7. Kovaleva M.I. Grazhdanskoe vospitanie kak faktor socializacii lichnosti v sovremennom obshhestve Rossii i SShA // Filosofija obrazovanija. - 2011. - № 6. - C. 226 - 233.

8. Morozova E.V. Sovremennaja politicheskaja kul'tura Juga Rossii // Polis. - 1998. - №6.

- S. 113-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.