Т.М. Костригина
Исследовательский проект «Воздух»
Публикуем работу, занявшую 3-е место в номинации «Исследовательский проект» Международного конкурса «Проектная деятельность в детском саду».
Костригина Татьяна Максимовна - воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Алан» (Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия)
Вид проекта: среднесрочный, групповой, и сследо вательский.
Продолжительность проекта: 4 недели.
участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Место проведения: МАДОУ №9 «Алан» старшая группа № 11.
Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знание, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать ситуацию успеха, оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с богатством природы воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
4. Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Что такое воздух?
Зачем он нужен людям и растениям?
Как можно увидеть воздух?
Предполагаемый результат: познавательный досуг совместно с родителями, оформление проектной папки.
Результаты проекта
1. Дети будут иметь представление о воздухе.
2. Могут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку.
3. Приобретут знание о том, что воздух нужно беречь от загрязнения.
Занимательные опыты для детей
1 опыт. «Где спрятался воздух?»
Показать детям пустой прозрачный пакет и спросить: «Что в пакете?» Конечно же, они скажут, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и раскройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к детям и покажите, что стало с пакетом, спросите, что в пакете. Пусть дети потрогают пакет. Поставьте один палец вниз,
а остальные пальцы вверх и сожмите пакет. Станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и дети попробуют сжать пакет, после этого вместе с детьми откройте пакет. Воздух выйдет, а пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. Почему же его не было видно?
Потому что он невидимый, прозрачный, бесцветный.
2 опыт. «Как увидеть воздух?»
Дать детям трубочки для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку
на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха - ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот и нос, а потом его выдыхаем. Можем ли мы увидеть воздух, которым дышим? Давайте попробуем. Пусть дети погрузят трубочки стакан с водой и подуют. На воде появились пузыри? Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки -поднимаются вверх или отпускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет, потому что воздух легкий, он легче воды.
3 опыт. «Воздух при нагревании расширяется»
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.
4 опыт. «Ветер - это движение воздуха»
Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер -это движение воздуха.
5 опыт. «Подпрыгивающая монета»
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставьте бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочите ободок горлышка и положите сверху большую монету. Теперь налейте в таз теплую воду. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
6 опыт. «Отчего получаются мыльные пузыри?»
Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите малыша, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем.) Почему мыльные пузыри получаются разного размера - то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало внутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь.)
Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь.
1. Летящий мыльный пузырь лопается, когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит.
2. Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.
Способы охраны воздуха(рисунки)
• фильтры на заводах и фабриках;
• посадка растений;
• использование невредных видов транспорта, топлива;
• создание организаций по охране окружающей среды.
День защиты окружающей
среды - 5 июня
Тема: «Воздух-невидимка»
Цели:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения.
2. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способы его обнаружения, способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Научить детей выполнять элементарные опытные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
4. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Сформировать у каждого ребенка начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Материалы и оборудование: сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, емкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли, вертушки.
Ход занятия. Организационный момент
(Звучит легкая приятная музыка.)
Воспитатель.
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
- Дети, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей.)
Воспитатель. Я загадаю загадку, и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!
(Ответ детей - воздух.)
Основная часть
Воспитатель. Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой, расскажете родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу (под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть, давайте все вместе скажем волшебные слова: «чок-чок-чок, открывайся, сундучок» (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достает оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.
Воспитатель сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский.) А теперь давайте наполним его кубиками.
(Дети выполняют. По мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета.)
Воспитатель. Что сейчас в пакете?
Дети. Кубики.
Воспитатель. Какой стал пакет?
Дети. Большой, выпуклый, он раздулся.
Воспитатель. Почему? (Ответы детей.)
(Вместе с детьми делается вывод: выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нем вещества.)
Воспитатель. А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?
Дети. Ничего.
Воспитатель. Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?
Дети. Воздух!
Воспитатель. Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?
Дети. Шипение, так выходит воздух.
Воспитатель. А воздух вы видите? Что можно о нем сказать?
Дети . Невидимый.
Воспитатель. А какой он по цвету?
Дети. Бесцветный.
Воспитатель. А по запаху?
Дети. Без запаха.
Воспитатель. Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу «лабораторию». (Дети садятся к столам.)
Практическая часть
Опыт 1. «Обнаружение воздуха»
Воспитатель. Дети, возьмите в руки пустой стакан. Что в нем? (Ответы детей.)
Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.
Дети. Стакан внутри сухой.
Воспитатель. Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей.)
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей.)
Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода ее не намочила. Подтвердить вывод: в стакане есть воздух, который не пускает воду.
Воспитатель. А теперь еще раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?
Дети. Пузыри.
Воспитатель. Откуда они взялись?
Дети. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Опыт 2. «Как увидеть воздух»
Воспитатель. Дети, но воздух мы все-таки можем увидеть, а как это сделать, я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Мы выдыхаем в трубочку воздух, и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух легкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.
Опыт 3. «Как почувствовать воздух»
Воспитатель. А еще мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок.) Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей.)
Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха. Когда воздух перемещается
над землей с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озерах и океанах. Ветер может быть разным, легким и приятным. А может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.
Ребенок (читает стихотворение).
Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черемух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
Опыт 4. «Воздух есть во всех предметах»
Воспитатель предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.
Воспитатель. Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?
Дети . Да, нет (мнения разделились).
Воспитатель. Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?
Дети. Не знаем, воздух.
Воспитатель. Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. (Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха.) В губке тоже есть воздух.
- А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей.)
Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.
Вывод: воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.
Физкультурная минутка. Проводится игра «Четыре стихии». Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперед.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4раза.)
Усложнение. Воспитатель дает одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
Дети возвращаются на свои места.
Опыт 5. «Запахи воздуха»
Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас еще с одним свойством воздуха. Вы сказали, что воздух не имеет запаха. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. На столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?
Дети. Ничего, пусто, воздух.
Воспитатель. Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух. (Возможны варианты на усмотрение воспитателя.)
Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.
Вывод: чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
Заключительная часть
Беседа с детьми.
Воспитатель. Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый - на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. Для чего нужен воздух?
Дети. Мы им дышим!
Воспитатель. Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы.)
Какой воздух нам нужен?
Дети. Чистый, свежий!
Воспитатель. Где можно встретить чистый воздух?
Дети. В лесу, в парке, в горах, на море.
Воспитатель. А что значит чистый воздух?
Дети. Это когда легко и свободно дышится.
Воспитатель. Всегда ли нам воздух друг?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель. А где бывает грязный воздух?
Дети. Рядом с заводом, где из трубы идет дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.
Воспитатель. А что значит грязный воздух?
Дети. Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы воздух был чистым и легко дышалось людям, животным, растениям?
Дети. Сажать деревья, беречь леса и парки, поливать асфальт водой от пыли и т. д.
Воспитатель. У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.
1. в е т е Р
2 Д □ ж Д ь
3. з и м а
4. в о д а
5 т У ч а
6. п У X
Загадки
1. Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
2. Кто это такой садовник, Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? (Дождь)
3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
4. С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда, Руби хоть топором. Нагрей ее и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам -Зовут ее (Вода )
5. Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам казалось, шла с бедой. Оказалось, шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. (Туча)
6. Ветер дует «ух-ух-ух»... С тополей сбивает (Пух)
Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово - воздух. ■