Научная статья на тему 'Лед и вода. Диалектика превращений'

Лед и вода. Диалектика превращений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ / ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛЬДА / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Шиян Игорь Богданович, Щербакова Наталья Рифкатьевна

Изменение агрегатных состояний воды одна из самых увлекательных тем в дошкольных образовательных программах, посвященных знакомству с неживой природой. Превращения льда в воду, воды в пар и наоборот очевидное чудо! Именно в понимании такого рода чудесных вещей и явлений (а не только в знакомстве или даже в восхищении ими) происходит развитие мышления ребенка. Красота превращения воды в лед и пар не только в быстроте и видимости изменений, но и в том, что на наших глазах существенные характеристики объекта изменяются на противоположные: из холодного он становится горячим, из твердого мягким, из непрозрачного прозрачным. Возможности обсуждения противоположных отношений в процессе превращения воды в лед были проанализированы О. Р. Галимовым в рамках исследования диалектического мышления дошкольников. Проблемы проведения занятий, связанных с исследованием детьми противоположных характеристик явлений окружающего мира, стали предметом обсуждения на семинаре воспитателей и научных руководителей в экспериментальном детском саду № 1602 ВАО г. Москвы. Особое внимание на семинаре было уделено технологии построения обсуждений на занятиях. По итогам обсуждений были выработаны методические рекомендации по проведению таких занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Шиян Игорь Богданович, Щербакова Наталья Рифкатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лед и вода. Диалектика превращений»



И. Б. Шиян, кандидат психологических наук,

О. А. Шиян, кандидат педагогических наук,

Н. Р. Щербакова, педагог ДОУ № 1 602 г. Москвы

Лед и вода.

Диалектика превращений

Изменение агрегатных состояний воды - одна из самых увлекательных тем в дошкольных образовательных программах, посвященных знакомству с неживой природой. Превращения льда в воду, воды в пар и наоборот - очевидное чудо! Именно в понимании такого рода чудесных вещей и явлений (а не только в знакомстве или даже в восхищении ими) происходит развитие мышления ребенка. Красота превращения воды в лед и пар не только в быстроте и видимости изменений, но и в том, что на наших глазах существенные характеристики объекта изменяются на противоположные: из холодного он становится горячим, из твердого - мягким, из непрозрачного - прозрачным. Возможности обсуждения противоположных отношений в процессе превращения воды в лед были проанализированы О. Р. Галимовым в рамках исследования диалектического мышления дошкольников1. Проблемы проведения занятий, связанных с исследованием детьми противоположных характеристик явлений окружающего мира, стали предметом обсуждения на семинаре воспитателей и научных руководителей в экспериментальном детском саду № 1602 ВАО г. Москвы. Особое внимание на семинаре было уделено технологии построения обсуждений на занятиях. По итогам обсуждений были выработаны методические рекомендации по проведению таких занятий.

Оборудование

Для занятия понадобятся блюдца для льда, стакан или другая прозрачная емкость с водой, кубики льда (для каждого ребенка и еще два -для воспитателя). Желательно, чтобы лед был не подтаявшим, и таять начинал тогда, когда дети начнут брать его в руки. Один из кубиков на столе у воспитателя должен быть подтаявшим, чтобы можно было продемонстрировать лужицу талой воды как иллюстрацию к процессу таяния. Если занятие предполагает построение вместе с детьми схемы наблюдаемых превращений, то необходимы также разноцветные квадраты для схематизации (обязательно, чтобы в наборе были черный, белый, серый и разделенный по диагонали черно-белый квадраты).

Введение

Поскольку в ходе занятия анализируются взаимоисключающие отношения, в его начале

1 Галимов О. Р. Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1992.

воспитатель активизирует детский опыт оперирования противоположными отношениями. Одним из способов такой активизации может быть игра «Наоборот».2

Воспитатель: «Я буду говорить слово, а вы то, что этому слову будет наоборот, противоположным». Список слов желательно подготовить заранее, чтобы избежать случайных повторов и заминок (такое часто случается, когда первые наиболее очевидные слова названы). В ходе игры воспитатель оказывает детям помощь в поиске наиболее точной противоположности.

Такая разминка поможет детям выделять противоположные характеристики льда и воды.

Тема

Воспитатель называет тему занятия: «Сегодня мы с вами поговорим о льде и воде».

2 Об этом и других способах активизации детской способности оперировать противоположностями можно прочитать подробнее в книге: О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. Чего на свете не бывает. - М., 1994.

После этого читает детям стихотворение:

Я - холодная ледышка!

Я - такая, как водичка!

Лишь холодною зимой

Можешь ты играть со мной.

Часть первая.

Говорим о льде и воде

Воспитатель задает вопрос: «Ребята, а что мы знаем про лед? Лед, он какой?»

Дети перечисляют характеристики льда.

Воспитатель: «А вода какая?»

Во время перечисления характеристик воды важно подчеркивать те, которые противоположны льду. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода мягкая и т. д. Можно помогать детям, например, напоминая: а вот вы говорили, что лед твердый, а вода? Если дети называют не соответствующие действительности характеристики, им необходимо возражать.

Часть вторая.

Изучаем лед и воду

В этой части занятия, опираясь на наблюдения и экспериментирование, необходимо сравнивать лед и воду и четко указывать детям -где речь идет о сходстве, а где о различии.

Воспитатель раздает детям кубики льда и продолжает разговор: «Давайте посмотрим, какой еще лед, а какая вода?» Для демонстрации характеристик воды воспитатель использует прозрачную емкость с водой. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий». Если дети ее сами не называют, им можно помочь: «А легко ли лед удержать на ровной ладошке или двумя пальцами? Смотрите, он выпрыгивает из ладошки!»

Следует обратить внимание на то, чтобы называемые характеристики противопоставлялись друг другу, но в то же время соответствовали действительности. Например, если дети говорят, что лед холодный, а вода теплая, нужно напомнить им, что вода тоже может быть очень холодной, почти как лед, а вот лед теплым - нет. Если дети говорят, что лед прозрачный, нужно подчеркнуть, что прозрачным он становится, когда пригреет солнышко.

Часть третья.

Противоположности и противоречие

Теперь надо подытожить сравнение: указать на противоположности, а потом - поставить пе-

ред проблемой. Это ключевой момент, здесь детям надо дать подумать - послушать реплики, не спешить, проанализировать каждую.

Главное в этой части - проблема поиска опосредствования, ситуации сосуществования противоположностей.

Воспитатель напоминает детям те противоположные характеристики, которые они называли в ходе занятия. Подытоживает: значит, у нас получается, что вода и лед - совсем разные! Лед и вода не одно и то же, они отличаются!

А вот в стихотворении говорится, что «ледышка - такая, как водичка»! Странно! Почему автор так сказал? А действительно, бывает ли такое чудо (но не в сказке, а в жизни), что это лед и вода одновременно?

Необходимо дождаться ответа детей, что лед тает и превращается в воду, или что вода замерзает и превращается в лед. Если будет названо только одно определение, воспитатель должен помочь детям: «И наоборот - когда лед тает, он превращается в воду (или «...когда вода замерзает, она превращается в лед»). Получается, что когда лед тает или вода только замерзает, то мы имеем дело одновременно и со льдом, и с водой!

Если кто-либо из детей говорит, что лед превращается в воду на ранних этапах обсуждения (при исследовании характеристик воды и льда), то необходимо задать вопрос: «Так что же, получается, что лед и вода - одно и то же?», и возразить, обращаясь к только что названным противоположным характеристикам).

Часть четвертая. Объединение

В этой части мы обсуждаем обратный вопрос: если раньше мы спрашивали - когда

бывает одновременно и лед и вода, то тут - чем же является скользкий тающий кубик - водой или льдом?

Как это происходит? Как получается, что лед тает? Когда? А помните, мы обратили внимание, что лед скользкий? Почему?

Он потому и выскальзывает из рук, что его края тают от тепла пальцев и покрываются водой! И прозрачным, как вода, лед становится, когда начинает таять!

«А когда лед скользкий, это вода или лед?» Необходимо помочь детям дать ответ, что это одновременно и лед, и вода. Когда лед тает, он твердый, но не такой, как раньше; все прозрачнее становится. А вот смотрите, у меня сколько воды в блюдце! И не ухватишь кусочек льда - такой скользкий (воспитатель демонстрирует свое блюдце с давно подтаявшим льдом). Вот и получается, что «ледышка, как водичка» для того, у кого она тает на руке! А когда на улице бывает скользко? Когда сначала было тепло, а потом стало холодно и вода замерзает!

Вот в это время получается, что это и вода, и лед одновременно! Важно, чтобы этот вывод появился именно как результат обсуждения, с обращением к детским наблюдениям, опыту, экспериментированию со льдом и водой. Напомним, что предлагаемое занятие направлено на развитие способности оперировать противоположностями в ходе анализа сложных явлений, а не просто на знакомство с различными агрегатными состояниями воды.

Важным средством организации детского мышления может стать схема. Если дети имеют опыт схематизации, то, подводя итог занятию, в схеме можно выразить обнаруженные в его ходе диалектические отношения3. Однако составление схемы может быть и впервые предложено детям в ходе этого занятия. Необходимо только чтобы ее использование было обоснованным и помогало в подведении итогов занятия, а не, наоборот, затрудняло его.

3 Подробнее о диалектических мыслительных действиях превращения, опосредствования, объединения, их развитии в дошкольном возрасте можно прочитать в книгах и статьях: Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1987, № 4. - С. 135-139. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. - Уфа: Вагант, 2006. Диалектическое обучение. Сост. И. Б. Шиян. - М.: Эврика, 2005. Диалектическая психология. Под ред. Е. Е. Крашенинникова. - Уфа, Вагант, 2005, и др.

Схема

Здесь главное - объяснить, зачем схема. Схема нужна, например, для того, чтобы рассказать другому, что было у нас на занятии, и при этом рассказать правильно. Если мы поставим неправильный значок в схеме, то и рассказ о воде и льде получится неправильный.

Воспитатель: «Представьте себе, что мы хотим объяснить кому-то эти чудесные свойства льда! Объяснить с помощью значков! Лед мы обозначим черным квадратом, а воду белым (воспитатель закрепляет на доске на одном уровне черный и белый квадраты). Смотрите, этот квадрат черный, а этот, наоборот, белый. Мы их выбрали, потому что лед тоже совсем другой, чем вода: он ..., а вода... (повторяются обсуждавшиеся в ходе занятия противоположные характеристики).

А как обозначить тающий лед? Каким квадратом? Какого цвета?»

Если дети называют красный, желтый и т. д., воспитатель показывает квадрат соответствующего цвета и возражает: «Ну что же в нем общего со льдом и водой, ведь нам нужно передать, что тающий лед - одновременно и лед, и вода. Как же это передать цветом квадратика?» Этому требованию соответствуют только серый или черно-белый квадраты. Если дети называют один из этих цветов, нужно спросить - а почему именно такой цвет они предлагают. Если дети затрудняются в обосновании, им можно помочь, объяснив, что серый свет получается, если взять немножко белого, немножко черного, или что в разделенном на две части черно-белом квадрате - немножко ото льда, немножко от воды, а значит, и лед и вода одновременно - лед, который тает и превращается в воду!

Если дети затрудняются с выбором цвета, им можно показать имеющиеся квадраты разных цветов и помочь выбрать черно-белый или серый с помощью наводящих вопросов (подчеркивая цвета, которыми обозначены лед и вода).

Воспитатель подытоживает: «Смотрите, этот квадрат действительно и черный, и белый одновременно!» - и располагает серый или черно-белый квадрат между черным и белым.

Заключение

Воспитатель: «Мы с вами сегодня узнали, что лед и вода не похожи, а еще, что бывают такие чудесные моменты, когда лед и вода есть

одновременно, когда лед превращается в воду, и наоборот.

Квадратики я оставлю, и они помогут вам вспомнить о чудесном превращении. А вдруг вечером придут ваши родители и удивятся - что это за непонятные квадратики на доске. А как вы им объясните? Квадратики о чем рассказывают? О превращении льда в воду, и наоборот!

В завершение можно снова поиграть в игру «Наоборот», называя противоположные характеристики льда и воды, упоминавшиеся на занятии.

Результатом воплощения приведенных методических рекомендаций стало занятие, проведенное Н. Р. Щербаковой в старшей группе.

Тема: Агрегатные состояния воды Программное содержание

• формировать представления детей об агрегатных состояниях воды;

• учить детей находить противоположности;

• развивать диалогическую речь детей, учить детей отстаивать свою точку зрения;

• развивать познавательные способности детей, творческое мышление, умение оперировать противоположными отношениями;

• воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, к друг другу, желание помогать;

• вызывать положительные эмоции.

Оборудование

• игрушка - ворона Каркуша;

• миска для стирки;

• утюг;

• блюдце и кусок льда для каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется «Скажи наоборот», и предлагаю вам сыграть в нее. Согласны? Тогда внимательно слушайте, я буду начинать, а вы продолжать предложение, и менять слова наоборот.

• Днем светло, а ночью... (темно).

• Камень тяжелый, а пух. (легкий).

• Ручей узкий, а река. (широкая).

• Дедушка старый, а внук ... (молодой).

• Летом жарко, а зимой. (холодно).

• Лев смелый, а заяц ... (трусливый).

• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).

• Слон большой, а мышка. (маленькая).

• Золушка добрая, а мачеха. (злая).

• Лед твердый, а вода. (мягкая).

Воспитатель: Понравилась вам игра? Ой,

я так с вами заигралась, что забыла рассказать -я вам принесла удивительную вещь. Я принесла вам каждому по кусочку льда! Казалось бы, проще простого - зимой льда вон сколько! Мы катаемся на нем, и падаем, и из-за этого даже злимся на него! А я вот задумалась - все-таки удивительная вещь этот лед!

(Воспитатель раздает каждому ребенку по кусочку льда на блюдцах).

Воспитатель: Всем хватило льда? Вот послушайте, про лед есть даже стихотворение:

Я - холодная ледышка!

Я - такая, как водичка!

Лишь холодною зимой

Можешь ты играть со мной.

Воспитатель: А что мы знаем про лед? Какой он? Возьмите его в руки.

Дети: Твердый, скользкий, холодный, непрозрачный.

Воспитатель: А что это такое происходит с нашими кусочками льда?

Дети: Они тают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитатель: Во что превращается наш лед? Что это такое течет?

Дети: Течет вода. Лед превращается в воду.

Воспитатель: П равильно, лед п ревратился в воду. А почему так происходит, что лед тает?

Дети: Лед тает от тепла.

Воспитатель: Да, наши ладоши теплые, они нагревают холодный лед, и он начинает таять. Смотрите, сколько уже воды натекло в ваши блюдца. А что мы можем сказать о воде? Какая она?

Дети: Вода жидкая, мокрая, холодная, текучая.

Воспитатель: Давайте попробуем сравнить лед и воду. Интересно, похожи они между собой или разные?

• Лед твердый, а вода, (мягкая, жидкая).

• Вода прозрачная, а лед. (непрозрачный, мутный).

• Лед скользкий, а вода. (не скользкая).

Значит, лед и вода совсем разные и совсем

непохожие? Может быть, есть что-то общее у них, одинаковое?

Дети: Лед холодный и вода холодная.

Воспитатель: Вода ведь и теплая может быть, а лед нет.

Воспитатель: А теперь задам вам самый главный вопрос. Подумайте и скажите, вода и лед - это одно и то же или нет?

Дети объясняют и отстаивают свою позицию. Соглашаются они или нет, они должны обосновать свой ответ. Если дети склоняются в пользу какой-то одной позиции («одно и то же», или «разное»), воспитатель поддерживает противоположную ей.

Воспитатель: Что же у нас получается? Мы можем сказать, что вода и лед разные, но в то же время они одинаковые. Давайте отложим пока в сторону наши блюдца со льдом.

Физкультминутка (в этот момент она нужна не только из гигиенических соображений, но и чтобы продлить время таяния льда).

Сюрпризный момент: воспитатель достает игрушку Каркушу.

Воспитатель: Вы знаете, я пришла к вам не одна. Со мной пришла моя подружка ворона Каркуша. Каркуша, поздоровайся с детьми. (Ворона здоровается с детьми, затем что-то шепчет воспитателю на ухо). Вы знаете, что мне сейчас рассказала Каркуша. Оказывается, она пришла к вам за помощью. Ей сегодня надо идти к Филе на день рождения. Она нарядилась, но по дороге у нее с головы слетел бантик и испачкался. Она очень расстроилась и не знает, что ей теперь делать. Может быть, мы поможем ей? Что нужно сделать с бантиком, чтобы он опять стал чистым?

Дети: Надо постирать бантик.

Воспитатель: Для того чтобы постирать бантик, нам нужна вода. А где ее взять? Посмотрите, что случилось с вашим льдом? Он растаял и получилась вода. Давайте я соберу всю воду вот в эту емкость (воспитатель выливает воду из блюдец в миску). Много получилось воды, хватит, чтобы Каркуше постирать бантик. Ой, какая она холодная, даже можно сказать - ледяная.

Воспитатель стирает бантик, продолжая обсуждение: Вот вода ледяная, холодная, как лед! А может ли быть такое, что это и лед и вода одновременно?

Дети: Это когда лед тает! (Воспитатель помогает детям прийти к такому выводу, подчеркивая ледяную температуру воды и обращая их внимание на момент таяния льда - ведь оставшиеся у них в блюдцах льдинки продолжают таять.)

Воспитатель: Ну вот, бантик твой готов, Каркуша. Чем ты недовольна? Ребята, Каркуша говорит, что бантик какой...

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Не хочет Каркуша идти в мокром бантике. Что же нам делать? Как высушить его?

Дети предлагают варианты ответов.

Идея о том, что бантик можно высушить с помощью утюга, не появилась в ходе детского обсуждения, и воспитатель помогает детям: Я знаю более быстрое решение! Послушайте мою загадку и отгадайте, что нам поможет высушить бантик.

Чтоб белье погладить враз,

В руки мы берем сейчас

Бытовой прибор такой

Пар пускает он крутой (утюг).

Давайте попробуем погладить наш мокрый бантик. (Воспитатель гладит ленту). Посмотрите, что это такое поднимается в воздух?

Дети: Это пар поднимается.

Воспитатель: Да, это пар. А что случилось с нашей ленточкой? Она совсем сухая. Потрогайте ее. А куда же делась вода?

Дети: Вода испарилась.

Воспитатель: Да, вода превратилась в пар и испарилась в воздухе. Что же у нас получается? Сначала был лед, и он превратился в воду, а вода превратилась в пар. Когда лед превратился в воду? (Когда его погрели наши ладошки). Когда вода превратилась в пар? (Когда погладили горячим утюгом). Мы с вами выяснили, что может быть лед и вода одновременно. А вода и пар одновременно может быть?

После напряженного обсуждения дети пришли к согласию, что существует такой маленький промежуток времени, в который капелька воды начинает подниматься в воздух.

Воспитатель подытоживает: смотрите, казалось бы, я принесла вам самую простую ледышку, а сколько чудесных превращений нам удалось с ней совершить! ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.