Научная статья на тему 'Исследовательский практикум для учащихся начальной школы'

Исследовательский практикум для учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОПЕДЕВТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАКТИКУМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательский практикум для учащихся начальной школы»

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

сти учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Чтобы повышать качество образования, необходимо овладеть методами и средствами измерения этого показателя процесса обучения. Определенным достижением на этом пути следует рассматривать метод системного подхода к оценке качества обучения.

Система образования, как и всякая система, характеризуется целостностью, структурностью, взаимосвязью со средой, иерархичностью, множественностью описаний1.

Системный подход в оценке качества образования - это методологическое направление, выделяющее по определенному принципу в целостном образовательном процессе некую группу элементов (систему) и рассматривающее взаимодействие внутри нее и с внешними объектами (со средой). При таком подходе необходимо выделить компоненты образовательной деятельности (определенным образом организованного процесса), выявить их функции в системном целом, а также процесс взаимодействия компонентов, обеспечивающий воспроизводство целого, установить все факторы саморазвития процесса образования в качестве относительно самостоятельной части общего социального процесса.

Оперируя понятием «социальная норма» качества образования, мы можем отметить, что она дифференцируется по иерархическим уровням организации (управления) самой образовательной системы. Для всех типов подсистем образовательной системы страны можно выделить следующие компоненты социальной нормы по качеству образования:

• федеральный компонент;

• региональный компонент;

• особый компонент данного учебного заведений;

• индивидуальный компонент социальной нормы по качеству образования данного обучаемого.

Таким образом, можно говорить о реализации многоуровневой и многомерной пространственной модели системы социальных норм по качеству образования и развития современного человека. При этом общая структура такой многомерной пространственной модели совпадает с общей структурой требований к современному человеку2.

Анализ опыта работы образовательных учреждений показывает, что в практике проверки и оценки результатов обучения по-прежнему имеют место

1 Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования// Открытое образование. Научно-практическое образование. 2002. №3.

2 Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повыше-

ние качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М., 2007.

существенные недостатки, снижающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Многие из них традиционны, другие особенно ярко проявились в практике в последние годы и в известной мере стали тормозом в развитии школьного (и не только школьного) образования, внедрения новых технологий обучения, в частности, зачетно-модульной системы.

Развитие зачетно-модульной или модульнорейтинговой систем непосредственно связано с совершенствованием проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

Модульная система обучения, в основе которой иное, чем сегодня построение содержания образования, требует изменения не только организации усвоения, но и форм контроля и оценки учебных достижений обучающихся. Поскольку текущий контроль становится весьма затруднителен, а зачастую и невозможен, то основным средством контроля становится аттестация обучающихся по итогам освоения модуля.

А поскольку учебный курс может содержать весьма значительное число модулей, то можно предусмотреть не только оценивание освоения каждого из них, но и всех модулей в целом. Такая оценка по своему характеру может быть уже не усредненной (3 - 4 - 5), а накопительной, т.е. суммой баллов за усвоение содержания курса через оценку модулей, его составляющих. Такая оценка называется рейтинговой. А система в целом становится модульнорейтинговой3.

Системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса направлен на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Педагогическая система представляется как совокупность социально педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению новых качеств, несвойственных отдельно взятым образующим ее компонентам.

Оценивая структуру зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода, можно отметить, что оно в целом соответствует основным требованиям этого подхода: обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

3 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

44

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2009

Предлагаемый читателю опыт раскрывает основные идеи исследовательского и проектного методов обучения и показывает их возможности для формирования системы начальных научных понятий, исследовательских умений учащихся начальной школы

Заварзина Наталья Николаевна,

учитель начальной школы гимназия г. Лабытнанги

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как можно организовать исследовательскую деятельность учеников начальной школы?

Исследовательский и проектный метод обучения; пропедевтика исследования младших школьников; практикум

«Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а в последствии Аркесилай, заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами...

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это...

М. Монтень

Предлагаемый в этой статье опыт описывает реализацию авторской программы исследовательского практикума1.

Основная цель практикума: сформировать пропедевтическую систему научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику испытывать радости открытия нового знания, познания себя и окружающего мира.

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности сред-

1 Заварзина Н.Н. Программа исследовательского практикума для учащихся начальной школы «Путешествие в страну новых знаний» - М.: АПКиППРО, 2008. - 16с.

ний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Мы пытаемся решить эту проблему через исследовательскую программу.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создает надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка - самообучение и саморазвитие.

Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка мы рассматриваем как один из эффективных путей развития его творческих способностей.

Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создает для этого определенные условия.

Исследовательская практика ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение.

При создании данной программы мы опирались на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка, предложенные А.И. Савенковым в работе «Как научить младшего школьника приобретать знания»:

1. Актуализация проблемы.

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчёта.

10. Доклад (защита перед сверстниками).

Вся исследовательская и проектная деятельность обучающихся, входе реализации программы строится нами на основе этих этапов. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, какой-то сворачиваться.

Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей мы объединяем в три основные группы:

• фантастические - ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;

• эмпирические (экспериментальные) - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих рекомендаций по поводу выбора темы исследований:

• тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;

• тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

• тема должна быть оригинальна;

• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор темы проекта - это только начало. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

Задача педагогов - сопровождать детей при проведении ими исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Рабочая тетрадь помогает педагогу вести ученика по пути «обучение через открытие».

Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы Обращение к детям Привет дорогой путешественник!

Приглашаем тебя в удивительную страну Новых Знаний. Тебе, наверное, известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а интереснее всего добывать их самостоятельно. Как это сделать?

Это можно сделать в ходе собственных наблюдений, опытов, экспериментов. Знания, полученные таким путём, обычно самые прочные.

Чтобы научиться этому, надо овладеть основами исследовательской деятельности. В дороге нас будет сопровождать твоя рабочая тетрадь. Она такая умная, что будет для тебя и учебником, и тетрадью для проведения исследования.

Рабочая тетрадь поможет тебе добывать знания самостоятельно! Вместе со своими друзьями ты совершишь увлекательное путешествие за новыми знаниями и умениями, познакомишься с практикой проведения собственных исследований. Практические задания научат тебя добывать новые знания самостоятельно. Вопросы натолкнут тебя на новые мысли и рассуждения. Краткие тексты ты прочитаешь и запомнишь. Новые термины ты постараешься понять. Все это ты научишься применять их в своей работе.

Мы начинаем путешествие в страну новых знаний. Обращали ли вы внимание на то, что обучение и учение - два разных дела? Обучение - это дело преподавателей, учителей; они вас обучают, то есть: излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то; заинтересовывают вас знаниями; убеждают в пользе учения; учат вас учиться; спрашивают, контролируют, оценивают вас. Итак, обучение -процесс ускоренной передачи знаний и опыта от старших поколений - младшим (от учителя к ученику).

Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Как происходит обучение в школе?___________

2. Что вы делаете в это время (когда учитель вас обучает)?______________

3. Как вы думаете, для того чтобы преподавать, учителю нужны специальные знания и умения?

4. Прочитайте внимательно народную притчу и попробуйте объяснить её смысл: «Если дать человеку одну рыбу- он будет сыт один день, двух рыб -хватит на два дня. Но если его научить ловить рыбу он будет жить долго».

5. Как вы понимаете формулу «учиться = учить себя»?

Практическая работа «Народная мудрость об учении»

Обсудите пословицы:

1. Ученье - свет, а неученье - тьма.

2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

3. Идти в науку - терпеть муку, но без муки нет науки.

4. Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

6. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Основы исследовательских знаний Мы формулируем правила постановки цели и задач исследования

Формулирование цели исследования - это ответ на вопрос: «Что нужно сделать для решения поставленной проблемы?».

Цель, как правило, начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, определить, построить, узнать, создать и т.п.

Например:

«Выяснить, почему весной на деревьях появляются почки».

«Узнать, почему птицы осенью улетают в тёплые края».

«Сформулировать правила поведения людей в природе».

Задачи исследования всегда уточняют цель, описывают основные шаги.

Например, исследуя появление весной почек на деревьях, можно поставить следующие задачи:

Узнать от чего зависит появление почек.

Каковы индивидуальные особенности деревьев.

Собрать материал о строении почек.

Провести фотографирование появления листочков на деревьях во дворе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая работа «Цели и задачи исследования»

Сформулируй и запиши цели и задачи собственного исследования________________

Мы формулируем правила постановки гипотезы исследования

Гипотеза — это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов: предположим, допустим, возможно. В основе гипотезы всегда лежит идея, догадка, какая-то предположительная мысль о решении проблемы. Её общая формула такова: если сделать, осуществить то-то, применить такую-то идею, то получится такой-то результат. Гипотез может быть несколько. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. В конце своего исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Практическая работа «Найди возможную причину события»

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

Мы изучаем методы исследования

Понятие метод (от греческого слова мето-дос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и правил для достижения поставленной цели.

Наблюдение-эточувственное(преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений используют различные приборы: лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, кино- и видеокамеры. Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта.

Практическая работа «Наблюдение» Понаблюдай, как ведут себя твои одноклассники на уроках переменах, после урока физкультуры, столовой. Наблюдения оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Одноклассники на уроках Одноклассники на переменах Одноклассники после физкультуры Одноклассники после столовой

Эксперимент — более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Практическая работа «Эксперимент с реальными объектами» Задание: подготовьте целлофановые пакеты, или стеклянную банку оденьте их на листья комнатного растения, закрепите их, оставьте на некоторое время; посмотрите, что произойдёт; сделайте выводы:______

Мы изучаем методы исследования

Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств, например линейки, метра.

В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам: что больше, меньше; длиннее, короче и т. п. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то элементы объекта его свойства, признаки.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересе-кающиеся классы. Один из главных признаков классификации - указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Практическая работа:

1. Внимательно прочитай текст и сформулируй новые понятия:

Измерение - это________________________________

Сравнение - это________________________________

Анализ - это___________________________________

Классификация - это ___________________________

2. Составьте классификации:

Метод моделирования

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения.

Моделирование:

1. Исследование объектов познания на моделях.

2. Построение моделей реально существующих предметов и явлений.

3. Схема, изображение или описание какого- либо явления или процесса в природе и обществе.

Практическая работа «Биологическое моделирование».

Задание «Фантастическое существо».

Придумайте и опишите какое-нибудь фантастическое существо, отличающееся от созданного природой или человеком. Приведите доказательства целесообразности признаков, которыми вы наградили это существо. Обоснуйте с помощью рисунков, чертежей его строение, особенности образа жизни в соответствии с условиями жизнеобитания. Можно использовать готовые прототипы, описанные в научно-фантастической литературе. В этом случае необходимо назвать источник и указать на отличие «изобретения» от прототипа.

Рисунок (чертёж)

Метод моделирования

Вспомните, что такое модель, моделирование?

Задание: «Историко-географическое моделирование».

Используя лист бумаги, изобразите модель мира.

Этапы работы:

1. Нарисовать карту придуманного мира (материк, остров).

2. Обозначить на ней формы рельефа, реки, озёра, моря - дать им названия.

3. Составить описание растительного и животного мира.

4. Дать названия городам, проложить дороги и т.д.

5. Придумать список достопримечательностей страны.

6. Выступить с сообщением о своём государстве.

Основы исследовательских умений

Метод проектов. Учебное исследование

Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется.

В переводе с латинского проект («рго]е^ив») означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта.

Исследование представляет собой целенаправленный, планомерный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему.

Проблема - это трудная задача, решение которой на данный момент неизвестно. Она обычно формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ. Например, « Почему...?». « Что определяет...?», « Как должна...?» и т.д.

Проектная деятельность состоит из шести этапов

( .. 6. Оценка результатов проекта (коллективное обсуждение и самооценка участников)

5. Анализ полученной информации и формулирование выводов

4. Проверка гипотезы методами исследования

/ ©"'■ 1 3. Формулирование

гипотезы

исследования

2.Определение задач, ожидаемых результатов

1. Постановка проблемы и определение целей исследования

Задание: внимательно изучи этапы работы над проектом и напиши, что будешь делать на каждом из них.

1._______________________________________________

2._______________________________________________

3 .______________________________________________

4 .______________________________________________

5 .______________________________________________

6 .______________________________________________

Алгоритм исследования

Задание. Внимательно изучи этапы исследовательской работы и запиши, что ты будешь делать на каждом из них.

1._

2._

3._

4._

5._

6.

Задание. Внимательно изучи схему «Темы исследований и проектов». Выбери тему своего исследования. Почему ты ее выбираешь?

3. Внимательно выслушай ответ товарища и оцени его с помощью плана- рецензии.

4. Задавай вопросы товарищу после его доклада.

5. Выскажи своё мнение, указав сначала достоинства ответа, потом недостатки, если таковые будут.

План рецензии ответа товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к изучаемому объекту.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи.

6. Что посоветуете товарищу?

Мы создаём теоретический исследовательский проект

Теория - (от греч. наблюдение, исследование)

1. Обобщение опыта, общественной практики, общих закономерностей развития природы и общества.

2. Совокупность обобщенных положений, образующих какую- либо науку или её раздел.

Теоретические темы исследований касаются изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, кинофильмы и др.).

Практическая работа «Теоретическое исследование»

Примерные темы: Птицы Ямала» - наша энциклопедия. «Животные Ямала» - наша энциклопедия.

Выбери тему исследования. Используя дополнительные источники информации, проведи теоретическое исследование какого-то животного по заданному алгоритму:

1. Где живёт?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Чем питается?

3. Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид.

4. Поведение.

5. Внешний вид.

6. Кто главные враги.

7. Выступи с докладом на семинаре и получи оценку одноклассников.

Семинар

Новые понятия:

Семинар - особая форма групповых занятий по какому -либо предмету или теме при активном участии учащихся и слушателей.

Рецензия - критический разбор чего - либо.

Рекомендации к семинару:

1. Внимательно изучи текст рецензии.

2. Задай вопросы учителю, если тебе что-то непонятно.

Мы разрабатываем Фантастический проект

Фантастические проекты- проекты, относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям.

Практическая работа

(примерные темы по выбору): «Жилой дом будущего», «Моя улица в будущем», «Домашний робот» Рекомендации к выполнению задания:

Выбери тему исследования.

Подбери дополнительные источники информации.

Попробуй представить, как может выглядеть дом, улица или домашний робот в будущем.

Составь описание. Подготовь рисунки.

Мы создаём творческий проект «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

о Вспомни, что называют стихиями природы? о Какую пользу они приносят человеку? о Могут ли стихии природы нанести вред человеку?

Задание

1. Поделите тетрадную страницу на 4 части.

2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы.

3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы будете использовать в работе.

4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему?

5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы ( стихи, загадки, поговорки, интересные факты и др.)

6. Представьте результат работы товарищам.

Вода Земля

Огонь Воздух

Тема

Цель

Задачи:

Гипотеза_

Описание

(Рисунок(макет)

Задание. Опишите жизнь четырёх стихий мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.

«Жили-были стихии мира: королева Вода, королева Земля, царевичи Огонь и Воздух. У каждого были свои личные, необходимые обязанности. Вода текла по медным трубам и давала воду людям. Земля была универсальным полом, на ней строились дома, росли деревья, ходили люди... Огонь подогревал, жарил, парил, тушил пищу, а воздух продолжал род и жизнь на земле...»

Времени не хватило - сказка не закончена - продолжи её. Расскажи товарищам о том, что у тебя получилось: ____________________________________________

Мы проводим экспериментальное исследование

Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята, как вы понимаете слова М Пришвина «Охранять природу - значит охранять родину»?

Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость?

А как мы, можем помочь природе?

Практическая работа «Будь природе другом»

1. Разработка запрещающих знаков поведения в природе.

2. Проект «Экологические листовки».

3. Проект «Кодекс правил поведения людей в природе».

4. Давайте вместе разработаем следующие темы.

5. Оформим выставку своих работ.

6. Раздадим правила поведения в природе жителям нашего города.

Самооценка учебной деятельности СЕМИНАР «Моя самооценка»

Подумай и ответь на вопросы:

1. На занятиях я:

узнал _____________________________________________

понял _____________________________________________

научился___________________________________________

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности у меня были______________

4. Сам себе я желаю____________________________

Вот и кончается учебный год. Впереди лето. Подумайте, чем вы будете заниматься на каникулах. Посоветуйтесь с ребятами, родителями, учителями.

Запишите ваши намерения, составьте план. Теперь этот план будет называться вашим планом самообразования.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний и умений за пределами гимназии и школьных программ. Это самостоятельный поиск источников новых знаний, изучение и использование их.

ПАМЯТКА для успешного самообразования

Как работать с источниками информации (учебником, справочником, энциклопедией)

о Наметь цель, которую будет преследовать твоя работа. Намечая цель, подумай, что тебе должно дать выполнение исследовательского проекта.

о Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

о Выдели основные части, подчеркни главные мысли.

о Выбери наиболее нужную информацию: новые факты, сведения, события.

Как лучше запоминать

о Наметь цель: зачем надо запоминать (пригодится в жизни, будущей работе и т.д.). Чем интересней цель, тем лучше запоминать.

о Припомни всё, что тебе уже известно о данном материале (видел, слышал, читал, что знаешь о нём из других предметов).

о При изучении материала расчленяйте его на смысловые части, выделяйте в них главные мысли.

о Установи связь между смысловыми частями текста.

о Понимание - необходимое условие запоминания. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив, надо установить причину явления, факта.

Как сравнивать о Установите основание для сравнения о Установите цель сравнения: для чего сравниваешь?

о Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего, выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

о По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями, которые сравниваешь, о Сделай вывод из сравнения.

Как обобщать о Выделите главное понятие из данного вам задания.

о Проверьте, как вы понимаете его смысл, о Отберите основные типичные факты из материала. данной темы.

о Сравните их между собой, выделите общее, главное, проанализируйте материал, проследите его развитие.

о Сделайте вывод, найдите закономерность, главную идею, закон.

Как работать с книгой

о Умей выделять главное в тексте, рисунке, таблице, о Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника.

о Составляй схемы, рисунки, таблицы по тексту учебника.

о Научись сравнивать изучаемые явления,делать обобщения и выводы.

о Научись анализировать содержание рисунков, о Учись самостоятельно изучать отдельные темы учебников, составлять план, приводить примеры.

Каршинова Любовь Владимировна,

к.п.н., доцент ФГОУ АПКиППРО

ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Как воспитывали мужественного мужчину и женственную женщину наши предки?

Культурный опыт русского народа; нравственные основы; экскурс в семейную традиционную культуру

Поднимая вопрос о семейной культуре будущего, нельзя не напомнить, что «новое - это хорошо забытое старое», а культура в историческом пути своего развития всегда формировалась с учетом культурного опыта предыдущих поколений. Культурный опыт наших собственных предков долгое время «выпалывался» как сорняки, поэтому в настоящее время, зачастую, преподносится в весьма искажённом виде. А ведь народная культура - это самодостаточная целостная система, в которой есть место и философии, и естествознанию, и экологии, и здоровьесбережению, и многому другому, что называется жизненным опытом поколений.

Позволю себе сделать краткий экскурс в традиционную семейную культуру не для того, чтобы бессмысленно повторять и возрождать всё, что было когда-то, а для того, чтобы извлечь из этого феномена опыт и смысл, построить на его основе лучшее новое.

Первое, с чего необходимо начать разговор - это нравственные основы семьи. Условимся принимать за нравственность особую форму общественного сознания, в которой проявляется порождающее начало Вселенной через разум человека, его внутренние установки, внешние действия. Нравственные основы крестьянской семьи были высокими. Жизнь не была «мёдом» В одной избе жили до 30-40 человек. Это были и старики, и дети, и подростки, и молодожены, и бабы, и мужики. Выросшие юноши приводили в дом к своей матери молодых жён и становились мужьями, а повзрослевших девушек выбирали в жёны и уводили к своим матерям юноши. В одном доме жили несколько семей. А этнографические источники говорят, что в избе были мужская и женская стороны, и лавки, на которых спали, также были

на разных сторонах. Возле каждого крестьянского дома была баня, которая топилась по мере надобности, и семейные пары уединялись в ней. И никогда дети даже не догадывались об определенных отношениях между отцом и матерью. По мере взросления они получали знания и в этой области. Дом был школой, в которой ежедневно шёл процесс обучения. Разновозрастные дети играли вместе в одни и те же игры. Это была обстановка, в которой младшие боялись старших и не позволяли себе озорства, а старшие - стеснялись младших и не позволяли себе расслабиться перед ними. Игра и учила и воспитывала.

Приход в жизнь каждого ребёнка считался божественным даром, был желаем. Ведь для этого и соединялись двое, чтобы продолжить род, рожать и воспитывать детей. В народе считалось, что космическое назначение женщины - зачать, выносить и выкормить. Космическое назначение мужчины - быть охотником, воином, защитником. Беременная женщина соблюдала жесткую «обереговую» систему для того, чтобы ничто не могло навредить жизни, которая в ней зарождается. Костюм женщины был устроен по принципу капусты и, это скрывало её тело и её состояние от посторонних глаз. В нужное время в дом приглашалась «повитуха» - та, которая занималась родовспоможением, и, она определяла момент рождения новой жизни с точностью до часа.

Рождение ребенка, как и зачатие, происходило в бане. Баня - это место, где по народным поверьям соединялись «тёмные» и «светлые» силы. Баня чистила и смывала все «плохое», «наносное», «темное» и наделяла «животворящими» качествами. Под роженицу стелили 9 снопов и накрывали простынкой. Муж вместе с женой «участвовал» в родах, но при этом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.