ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
И. Г. Анушкевич
З. А. Пожидаева
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ:
лирический жанр дружеского послания
Каким образом на литературном занятии создать условия, способствующие творческому самовыражению учащихся и развитию креативного мышления?
Аннотация. В статье рассматриваются приемы работы с лирическим жанром дружеского послания, способствующие более глубокому пониманию художественного произведения, лучшему пониманию эпохи XIX века.
Ключевые слова: «лицейский дух», жанр дружеского послания, мини-исследование, поэтика жанра, культ дружбы, афоризм, каллиграфия, акростих, пафосная доминанта, тональность, символ.
«Ужели их забуду, друзей души моей...»
Задача, поставленная перед педагогами в рамках традиционного в школе выездного семинара, -подготовить занятие для 56 человек десятиклассников - была непростая. Это должен быть не обычный урок, а двухчасовое мероприятие, опирающееся на учебные, воспитательные цели, способствующее творческому самовыражению учащихся и развитию креативного мышления учеников. Кроме того, подготовка к семинару проходила под девизом: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», так как в эти октябрьские дни праздновалось 200-летие Царскосельского Императорского Лицея.
Почти 60 старшеклассников - это три класса: с углубленным изучением английского языка, химико-биологического профиля и гуманитарного. Таких разных детей можно увлечь нестандартной постановкой задач, заинтересовать доступными каждому мини-исследованиями. Какой литературный материал мог бы отражать тематику выездного семинара? Конечно же, это дружеские послания лицеистам, написанные в разные годы А. С. Пушкиным. Именно в них выражен «лицейский дух» «святого братства», который заражает дружеским участием и верностью юношеским идеалам. Эти стихотворения позволяют сделать исторические открытия, углубить представления учащихся об эпохе начала XIX века. Обращение к лирике великого русского поэта помогло наполнить занятие эмоциями, вспомнить на примере дружеских посланий каноны других лирических жанров: стихотворного письма, эпиграммы, элегии.
Создание коммуникативной модели, наполнение диалогических ситуаций спецификой конкретных ситуаций и креативными мотивировками - в этом был смысл преподавания на занятии. Участие в коммуникации - с командой единомышленников, с преподава-
телями, с виртуальными друзьями и читателями - все это способствовало творческому отношению к слову. И учащиеся с большим интересом после разбора пушкинских дружеских посланий создавали свои экспромты - стихи в альбом. Название сборника «Рука в руке» было не случайным: с самого начала была продумана тематическая нить, связывающая все части занятия, -это рука (ладошка) как символ единомыслия, открытости, братства, солидарности. На каждом столе - вырезанные веселые оранжевые «ладошки», на которых были напечатаны списки групп, а в конце занятия десятиклассники на обратной стороне этих листочков написали свои впечатления от заданий, от общения. Вот они: «Отличный урок! Мы вынесли для себя много нового, сплотили наш коллектив, нам было очень интересно и увлекательно. Спасибо!!!», «... мы поговорили об очень важных вещах и поняли, как дорожим друг другом!», «Это занятие помогло нам выразить себя в литературной сфере, выразить свои эмоции», «Спасибо за потрясающее занятие, которое оставило след в душе, нам было очень приятно принимать участие в нем. Мы Вас любим!»
На других «ладошках» ученики записывали афоризмы про дружбу, а присутствующие на занятии учителя на этих же веселых страничках каждому ученику написали послание-комплимент. Это было сюрпризом для детей!
Сама обстановка мероприятия была необычна: свечи на столах, перья и чернила. Учащимся предлагалось создавать свои творческие работы, используя шрифты XIX века. Музыкальное сопровождение учебного материала было позитивным и разнообразным: от классической музыки до мелодий, известных и любимых подростками. Презентация, сопровождающая рассказ учителя, помогла ощутить историческую атмосферу XIX века, позволила доступно и четко сформулировать задания для учащихся.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
31
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Два часа пролетели незаметно, и вот последний аккорд: ученики, учителя, классные руководители, взявшись за руки, образовали круг (оберег от зла, ненависти) и вспомнили задушевные строки А. С. Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен...
Конспект занятия
Цель занятия:
• создать атмосферу творчества, соучастия, содружества;
• выпустить сборник творческих работ учащихся.
Задачи:
• формирование творческих коллективов, предоставление возможности каждому ученику самовыразиться, почувствовать дух коллективизма, дружеского участия, «заразить» «лицейским духом» «святого братства», «духом песен»;
• провести мини-исследование: определить каноны лирического жанра дружеского послания на основе стихотворений А. С. Пушкина, посвященных друзьям-лицеистам;
• обратившись к знакомым текстам с точки зрения жанра дружеского послания, в известном открыть новое и подвести учащихся к внимательному, «профессиональному» чтению;
• через изучение поэтики дружеского послания подойти к более глубокому пониманию художественного произведения, к лучшему пониманию эпохи начала XIX века (дружеское послание и культ дружбы в дворянской жизни при Александре I);
• подготовить учащихся к творческой работе - написанию стихотворения в жанре дружеского послания.
Оформление зала:
6 столов на 56 человек, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, на столах - подсвечники, чернила, перья, папки с материалами.
Ход занятия, рассчитанного на 2 часа:
1. Эмоциональный старт «В начале жизни школу помню я...»
2. Чтение дружеских посланий А. С. Пушкина. Беседа о дружбе.
3. Мини-исследование «Бог помочь вам, друзья мои!»
4. Практикум. Выбор дружеских посланий.
5. Творческая работа «В альбом другу»
6. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Итоги занятия.
1. Звучит песня о школьной дружбе.
Здравствуйте, дорогие десятиклассники! Мы рады
приветствовать вас на нашем занятии «Ужели их забуду, друзей души моей.». О чем будет наша беседа? О поэзии, о Лицее, о нас с вами, о дружбе, о школе.
Все мы родом из детства, все мы родом из школы. Школа. Будет ли она вам так же дорога, как сегодня, спустя годы? А вот А. С. Пушкин в одном из своих стихотворений писал: «В начале жизни школу помню я.» Все ли, вспоминая о прекрасной поре своей жизни - детстве, связывают ее со школой? Наверное, нет. А Пушкин так сказать мог.
Как вы думаете, почему?
Главное в школьной жизни, что вспоминается через годы, - это, конечно же, дружеские связи. Отношения людей друг другу - это всегда было важно в разных коллективах в любые эпохи. Не случайно, одна из главных и самых важных заповедей Господа - «Возлюби ближнего, как самого себя». Однако добрые отношения между людьми с глубокой древности вызывали сомнение. Древние римляне создали поговорку «Человек человеку волк». А в начале двадцатого столетия писатель Алексей Ремизов, ужаснувшись равнодушию, с каким относятся друг другу люди, написал: «Человек человеку - бревно».
Но поэзия всегда старалась говорить о лучшем в человеке. Пушкин видел свою заслугу поэта в том, что «чувства добрые лирой пробуждал». Среди высоких и прекрасных чувств, воспеваемых поэтом, есть одно, едва ли не главное - чувство дружбы.
2. Чтение дружеских лицейских посланий А. С. Пушкина к лицеистам: «Товарищам», «Разлука» (прощание с Кюхлей - Вильгельмом Кюхельбекке-ром), «В альбом Пущину», «Дельвигу»
Беседа по вопросам:
- Что вы узнали о товарищах Пушкина по Лииею из этих стихотворений?
- Что можно сказать о самом поэте, читая эти послания?
- Как меняется интонация стихотворения в зависимости от адресата?
Отношения Пушкина к друзьям, запечатленные в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений. В его посланиях приоткрывается для нас душа поэта со всей ее страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью и широтой. И мы понимаем, что среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Пушкин, есть один, особый, - талант дружбы.
- Что, по-вашему, может быть символом дружбы?
Символ дружбы - рука. Подать руку, пожать руку,
стиснуть ладонь означает согласие, единомыслие, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
монетах. У славян изображения руки охраняло от демонов. Подать кому-нибудь руку - это означает помощь в несчастье, в нужде, в беде. Две руки, протянутые одна к другой из облаков, - символ супружеской верности, нарушить которую ничто не должно. Поэтому изображение ладошек - на ваших столах.
У Пушкина есть строки:
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем друг другу руки...
На ладошках, которые вы найдете в папке, запишите афоризм, дающий определение дружбы. Подпишите работу.
(Афоризм - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага». Аристотель) - собрать работы.
Стихотворение поэта XYIII века Ю. Нелединского-Мелецкого:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствии всегда бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями - не быть я создана.
Вы видите, что первые буквы стихов образуют слово «Дружба». Такое стихотворение называется акростихом. (с греч. «краестишие»)
Иногда в таких стихотворениях зашифровывалось имя адресата:
Успех сопутствовал не часто,
Мне редко улыбалось счастье На сложных жизненных дорогах,
И в праздники и в дни недуга Ценю тебя всегда, как друга,
Единственного из немногих.
(Н. Глазков)
Часто акростихом были написаны стихотворения в жанре дружеского послания.
Так что же такое - дружеское послание? Проведем исследование, определим особенности этого лирического жанра.
3. Исследование «Бог помочь вам, друзья мои!» (Каноны лирического жанра дружеского послания)
Работать будем по группам. Откройте папки и прочитайте внимательно задание. Время на исследование - 15 минут.
Задание: перечитайте дружеские послания
А. С. Пушкина и ответьте на вопросы, заполните опорную схему на листке. •
• С какой целью поэт обращается к жанру дружеского послания? Что он в них отображает? Ответы зафиксируйте в разделе ЗЖ - задача жанра. Например, цель оды - воспевание государственно значимых объектов, лиц; цель басни - нази-
дание, поучение; а какова цель дружеского послания?
• Как вы думаете, на какие группы по темам можно распределить дружеские послания? Ответы зафиксируйте в разделе КЖ - картина жизни (темы стихотворений - о чем произведение?) Например, тематический комплекс оды - темы государственные, религиозные, общественно значимые; элегии - темы, связанные с личными переживаниями: любовь, смерть, быстротечность жизни, природа,воспоминание.
• Можно ли отметить строгое построение стихотворений в жанре дружеского послания? Какова их композиция? Ответы зафиксируйте в разделе КОМПОЗИЦИЯ.
• Какова тональность, эмоциональная настроенность, пафосная доминанта дружеских посланий? Какие музыкальные инструменты смогли бы передать ваши ощущения? Какие краски хочется взять в руки для создания картины после прочтения стихотворения? Ответы зафиксируйте в разделе ТОНАЛЬНОСТЬ. Например, эмоциональная настроенность оды - восторг (труба, яркие краски), элегии - печаль (флейта, акварельные тона).
• Что можно сказать о языковом оформлении стихотворений? Какие предложения преобладают? Как называются эти фигуры речи? Какая лексика используется? Высокая или низкая, книжная или просторечная? Например, «воспеть», «вольность», «восторг», «О!» и т. п. - одическая лексика. Используются ли морфологические средства, например, уменьшительно-ласкательные суффиксы?
• Какие тропы вы отметили (эпитеты, метафоры, олицетворения)? Ответы зафиксируйте в разделе ЯЗЫК. (В. Маяковский в стихотворении «Дешевая распродажа» задорно и отчаянно предлагал продать свою будущую известность на «одно только слово, ласковое, человечье...»)
Схему заполнили?
Выберите рисунок, который мог бы быть символом жанра дружеского послания, поместите его в центр таблицы.
Обсуждение схем.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
33
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Формулировка определения жанра дружеского послания. Дружеское послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к какому-либо лицу (лицам) - один из самых распространенных в первой трети XIX века жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания со времен Горация. Главный признак любого стихотворного послания - наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт. Важность этого признака обусловлена тем, что содержание и стиль послания напрямую зависят от общественного положения и характера того лица, кому адресовано стихотворение.
В лицейских посланиях Пушкина ощутима античная стихия (Феб - второе имя Аполлона, Вакх - бог виноделия, музы - покровительницы искусств), слышны вакхические мотивы, появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью.
Посланиями обменивались многие «друзья единых муз» в 1810-1830-е годы: А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Этот жанр оказался актуальным и для поэтов «серебряного века» - символистов и акмеистов.
Дружеское послание - свободный, неканонический жанр.
Этот жанр в 1810-е - 1820-е гг. можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных жанров романтической лирики. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений.
4. Тренировочные задания.
Из двух текстов выбрать стихотворение в жанре дружеского послания. Прочитать его выразительно. Аргументировать свой выбор.
- «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Зимний вечер»
- Отрывок из стихотворения «19 октября», «Зимнее утро»
- «Бог помочь вам, друзья мои...», «К морю»
- «В Сибирь», «Поэту»
- «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
- «К другу-стихотворцу», «К***»
- Стихотворение «19 октября 1827»
Бог помощь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
А. С. Пушкин
- Что вам говорит название этого стихотворения?
- У лицеистов по-разному сложились судьбы. Это отразилось и в стихотворении. Сравните 2 строфы и скажите, в чем их основное различие.
- Ритмический рисунок, виды рифм, рифмовок, строк?
- Повтор строчки в двух катренах, опоясывающая рифмовка мужских и женских рифм - все это напоминает о кольцевой композиции произведения, о круге.
Круг, кольцо - оберег, символ жизни, верности.
В честь окончания Лицея в июне 1817 года директор Егор Энгельгардт надевает каждому лицеисту первого, пушкинского, выпуска чугунное кольцо на палец - символ крепкой дружбы. И они теперь «чугунники»: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».
Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Пушкин пишет стихи на расставание. У многих лицеистов были альбомы, куда записывались пожелания друзей.
Мода на альбомы пришла в Россию в XYIII веке из Франции и очень скоро получила широкое распространение. Были альбомы светских дам, куда поэты вписывали свои стихи и экспромты - строфы, сочиненные на лету, без предварительного обдумывания.
Сложился даже такой жанр - стихи в альбом.
Из «Евгения Онегина»:
Конечно, вы не раз видали Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали С конца, с начала и кругом.
***
Кто любит более тебя Пусть пишет далее меня.
***
Из современных альбомов:
Пишите, милые подруги,
Пишите, милые друзья,
Пишите все, что вы хотите, -Все будет мило для меня.
***
Прошу альбом не пачкать,
Листы не вырывать,
Имя и фамилию Полностью писать.
***
Пусть пошлет тебе аллах Парня в джинсовых штанах!
***
Из цветов люблю я розу,
А из птичек - соловья,
А из девочек - не знаю,
А из мальчиков - тебя.
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Ваши родные и близкие, друзья, одноклассники, учителя - люди, с которыми привычно и радостно жить. Сколько счастья дарят нам родные и близкие люди!
Давайте им мы посвятим альбом, найдем ласковые, нежные задушевные слова - напишем пожелания своим друзьям.
Оформим лист в альбом. Пожелания могут быть написано прозой или в стихотворной форме.
И погрузимся в прошлые века, зажжем свечи, возьмем в руки перья и в тишине предадимся творчеству.
5. Творческая работа. (20 мин.)
Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
6. Учителя приготовили вам сюрприз - на своих «ладошках» прочтете их послания.
От встреч, улыбок, размышлений В душе пусть вашей навсегда Запечатлится тень волнений,
Душа поймет гармонию стиха.
Наши «ладошки» мы бы хотели получить обратно не пустыми.
Напишите на них о своих впечатлениях от занятия, от нашего общения.
Фото ладошки с надписями
Звучит песня о школе.
Возьмемся за руки, друзья, образуем круг - оберег от зла и ненависти и вспомним задушевные строки поэта:
Стихотворение Б. Ахмадуллиной:
Всего-то, чтоб была свеча, свеча простая, восковая,
И старомодность вековая Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
И Пушкин ласково глядит.
И ночь прошла, и гаснут свечи, И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит. Ученики зачитывают работы. Фото девочка свеча ладошка
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское село!
Приложение 1
Стихотворные экспромты «В альбом другу»
Спасибо, друзья, что мне помогали,
В любой ситуации находили слова,
В горе-печали меня не бросали.
Нас не разлучит плохая молва!
Бармашова Валерия
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
35
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Спасибо вам, мои друзья!
Спасибо за любовь, за верность!
Вы помогали мне всегда При трудностях неимоверных.
Пискунова Екатерина
Улыбки ваши мне помогают жить.
Клянусь, я дружбой буду дорожить!
И это, верно, подарок судьбы,
Что в дни печали со мною - вы!
Левина Анастасия С любовью другу я письмо пишу.
Желаю в день ненастный наслажденья, Поверь, я очень-очень дорожу Сладостью приятного общенья.
Клопкова Евгения
На руинах небесных созвездий,
На глашатых старушки-судьбы,
В завещанье космической бездны Нарисовано слово: «Дружи!»
Лазарева Анастасия
Вдруг ты уйдешь - не будет света.
Весь мир покроет пустота...
Представь: зовешь - и нет ответа,
Нет, и не будет никогда.
Но, друг, у нас есть в жизни вечность,
Она одна для нас с тобой,
Где звезд холодных бесконечность Мою судьбу сплела с твоей судьбой!
Азарнова Наталия
Желаю другу счастья, во все лицо - улыбку,
Желаю вскоре встретить вторую половинку!
Хочу, чтоб были счастливы, интеллигенты и дружны! Счастья, радости, верной и крепкой любви!
Тарасов Андрей
Литература
1. Воспитание автора и читателя // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы». 2007. - №1.
2. Мастер-класс «Основы литературного творчества» // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы. - 2008. - №1.
3. Кошелев В.А. Последняя «лицейская годовщина» Пушкина // Литература в школе. - 2010. - №6.
4. Коленчикова Н.В. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» -Литература в школе, №1. - 2007.
5. Воскобойников В.П. Когда Пушкин был маленьким. Уроки литературы. Приложение к журналу //Литература в школе. - 2011. - №6.
Р.И. Султанов
J Ч
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ
истории как средство развития творческих способностей обучающихся
Как создать на уроке учебную деятельность развивающего типа, отвечающую требованиям ФГОС СПО?
Аннотация. В работе представлен опыт преподавателя колледжа по использованию на уроках продуктивных задач по истории России, способствующих развитию творческого мышления обучающихся.
Ключевые слова: продуктивные задачи, развитие исторического мышления, активизация учебной деятельности, дифференцированное обучение, учебная деятельность развивающего типа.
Как показывают международные исследования, российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт [1,3].
Все эти недостатки отражаются и на качестве преподавания истории в школе и колледже. Обучение истории пока не на той высоте, которая отвечала бы современным требованиям. Несмотря на то, что в
настоящее время усилилось внимание к изучению истории нашего общества, качество знаний, которые получают обучающиеся, оставляет желать лучшего. Причины этого явления различны. Одной из важнейших причин низкого качества знаний у современной молодежи, по-нашему, является недостаточная работа по развитию творческой деятельности обучающихся на занятиях по истории и обществознанию. Без творческого применения знаний и способов деятельности нет их полного и качественного усвоения (что сегодня особо актуально), следовательно, и достижения необходимого уровня развития мышления [1,2, 3].
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011