9. Каплуненко А.М. Историко-функциональный аспект английской идиоматики.- Ташкент, 1991.
10. Кунин А. В. Англо- русский фразеологический словарь в 2-х томах. 4-е изд., переработанное и дополненное. - М., 1984.
11. Кунин А.В. Английская фразеология. Теоретический курс. - М., Высш. шк., 1970. - 344 с.
12. Маджидов Х. Фразеологическая система современного таджикского литературного языка. Душанбе: Дониш, 2006. - 406 с.
13. Мария Джордж. Структурные семантические особенности фразеологических единиц с семантическим компонентом в русском языке в сопоставлении с английским: Автореф. дисс ... канд. филол. наук. - М.: 1999. - 16 с
14. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М., 1956.
15. Смит Л.П. Фразеология английского языка. - М., 1998. - 208 с.
16. Телия В.Н. Фразеология. // Общее языкознание: Внутренняя структура языка. - М.: Наука, 1972. - С. 456-515.
17. Телия В.Н. Что такое фразеология? - М.: Наука, 1966. - 86 с.
18. Фозилов М.Фархднги иборах,ои рехта. Т. I - II, Душанбе: Дониш, 1964
19. Хушенова С.В. Изафетные фразеологические единицы таджикского языка. - Душанбе: Дониш, - 1971. - 190 с.
НАЗИРОВА М.А. ВО^ИД^ОИ ФРАЗЕОЛОГИИ СУБСТАНТИВИИ ЦУЗЪИЁТИ РАНГИФОДАКУНАНДА ДОШТА ДАР ЗАБОЩОИ ГУНОГУНСОХТ
Мацола ба омузиши муцоисавии во^ид^ои фразеологии забонуои англисй, тоцикй ва русии маф^ум^ои рангифодакунанда дошта, умумият, монандй ва хусусиятуои забонии ин гуна иборауо бахшида шудааст.
NAZIROVA M.
SUBSTANTIVE PHRASEOLOGICAL UNITS WITH COLOR COMPONENTS IN DIFFERENT STRUCTURE LANGUA GES
Comparative analyses of English phraseological units containing colour components, their similarity and national pecularity in Tajik and English are considered in this article.
ХОДЖАЕВА МУБИНА ДЖАЛОЛОВНА,
старший преподаватель кафедры русского языка ТГУПБП. НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ПУШКИНА
Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина.
Поэт с многогранной душой - Пушкин был не только гениальным художником, но и великим явлением жизни русской. В признании именно
такого его значения сходятся между собою, - с различных точек зрения, -Гоголь, Белинский и Достоевский. Но великие явления, как в области нравственной природы, так и в области природы физической, имеют одно общее свойство: про них никогда нельзя сказать, что они изучены окончательно. Их глубокое значение, их сила и воздействие на окружающее никогда не раскрываются вдруг и сразу. Поэтому и Пушкин - несравненный выразитель коренных начал народного духа, могучий и вдохновенный ковач русского языка, мыслитель и певец, историк и гражданин - представляет неисчерпаемый материал для изучения. В его духовной природе, по мере созревания и расширения русской мысли, по мере более близкого знакомства со всем, что к нему относится, открываются все новые горизонты.
С него начинается у нас литература в её настоящем значении -выразительницы свойств и потребностей общества? Какую бы сторону её ни исследовать, приходится почти всегда подняться вверх по течению, к Пушкину. Ему ничто не было чуждо; его трезвый, проникновенный и свободный от исключительности ум, вооруженный гениальною силою выражения, отзывался на все проявления и вопросы окружающей жизни и сыпал искры при каждом её прикосновении, а его глубокая любовь к родине, исполненная чувства, заставляла его вникать во все условия её быта и истории.
Пушкин был исполнен чувства и искания правды. Но в жизни правда проявляется прежде всего в искренности в отношении к людям, в справедливости при действиях с ними.
Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, — это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.
Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина — верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта — это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.
В личности и произведениях А. С. Пушкина с исключительной глубиной, яркостью и красотой воплотились черты русского народа: исконная любовь к родной земле, непреодолимое стремление к воле, высокий гуманизм, благородство, светлый ум и стойкость характера, вера в лучшую жизнь всех людей.
Мудрость и пленительность произведений Пушкина, духовное богатство его личности - незаменимая школа нравственности для людей всех возрастов. Детство и юность, зрелость и старость находят в его жизненном и творческом опыте немало драгоценного. Читая стихи Пушкина, мы как бы припадаем к неиссякаемому источнику возвышенного, гуманного, изящного.
А. С. Пушкин ценил дружбу и умел беззаветно любить достойных, близких по духу людей. Он мог весело и беззаботно подтрунивать над товарищами в часы досуга и плакать от радости, обнимая друга-декабриста,
осужденного на каторгу. Он был верен прочной, неподдельной дружбе и посвятил ей немало взволнованных строк:
Опять я ваш, о юные друзья!
Туманные сокрылись дни разлуки,
И к брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Много стихов А. С. Пушкин посвятил лицейским друзьям. Эти обращения и послания проникнуты глубокой искренностью и доброжелательностью:
Узнай любовь, неведомую мне;
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине.
В этом стихотворении Пушкин также доказывает свою верность и преданность лицейским друзьям:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. И, конечно, навсегда останутся в памяти строки, обращённые к друзьям-лицеистам, которые стали гимном благородному чувству дружбы:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен...
Нельзя не согласиться с Пушкиным, что дружба, как и любовь, необходима человеку. Как горяч и искренен поэт в дружеских посланиях, как свято для него понятие "дружества"! Пушкин печален и одинок, когда рядом с ним нет верного друга:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запел бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет.
В послании "К Чаадаеву" (1821) мы вновь видим Пушкина, верного, преданного, страдающего от разлуки:
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Любовью и благодарностью проникнуты строки этого стихотворения, посвященного другу - "ценителю душевных сил", человеку, который "в минуту гибели над бездной потаенной поддержал недремлющей рукой", который "другу заменил надежду и покой", "душу оживлял советом иль укором".
Но свои стихи А. С. Пушкин посвящал не только друзьям-лицеистам, но и дорогим ему людям. Мы вспоминаем дружеское послание, согретое
удивительным душевным теплом и посвященное няне поэта, Арине Родионовне. С какой-то необыкновенной лаской и заботой пишет он строки: Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
А пушкинские стихи о любви! Их по праву называют шедеврами мировой лирической поэзии. Он пишет о женщине возвышенно, трепетно и благородно. Восторженные признания, шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства, самозабвение и самоотверженность пронизывают стихи, обращённые к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Лирика Пушкина - зеркало его души. Каждое стихотворение является частичкой его жизни. Горячий, впечатлительный, быстро воспламеняющийся Пушкин увлекался многими. В одних влюблялся легко и на короткие мгновенья, других любил
С таким тяжелым напряженьем,
С такою нежною, томительной тоской,
С таким безумством и мученьем.
Менялись подруги, возлюбленные, адресаты его лирических признаний, но неизменными оставались великое служение Любви и Красоте, нежность и преданность тем, кто пробудил в душе поэта высокое чувство, благодарность Женщине - источнику творческого вдохновения:
Довольно! в гордости моей Я мыслить буду с умиленьем:
Я славой был обязан ей -А может быть, и вдохновеньем.
В лирике Пушкина возникает поэтически обобщенный образ Любви, который постоянно сопутствует вдохновению:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Уже в зрелые годы, осмысливая пройденный путь и пытаясь заглянуть в будущее, Пушкин назовет любовь в числе величайших жизненных ценностей наряду с трудом и творчеством.
Любовь для Пушкина - святое чувство. Для него "дорого любви мученье", он даже готов умереть ради любви, но умереть любя. Об этом он пишет в стихотворении "Пробуждение" (1816).
Читая стихи Пушкина, мы ощущаем искренность и благородство поэта. Красота для него - "святыня". Поэт беззащитен перед красотой, его сердце на неё отзывается восторгом. Но восторг перед красотой не делает поэта ветреным, легкомысленным поклонником каждой красавицы. Его чувство к любимой глубоко и неизменно, даже если судьба разлучила его с ней ("Талисман").
Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы - что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.
Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести, Пётр Андреевич Гринёв, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Перед отъездом на службу Гринёв получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринёва представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь - термин широко понимаемый. Если для Гринёва-отца честь - это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринёв-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
Смысл жизни Андрея Петровича Гринёва в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошёл на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины — честная служба на благо Отечества.
В “Капитанской дочке” мы встречаем очень много героев, для которых принцип “Береги честь смолоду” является главным в жизни. Для Пушкина понятие “честь” ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринёв, находясь в плену у Пугачёва, прямо говорит ему в глаза: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”.
Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.
К сожалению, сейчас очень мало таких людей, как Петр Гринёв, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.
Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причём в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но ещё не осознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях последующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто ещё недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, непосредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчёркивает глубокую органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.
Ключевые слова: созвездие имен, многогранная душа, гениальный художник, великое явление, верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта, общечеловеческие ценности, восторженные признания, шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.
2. Воеводин В. Повесть о Пушкине, Ленинград, 1955 год.
3. Дугин Л. Лицей, Москва, 1987 год.
4. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 / Сост. М. А.
Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991.
5. Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995.
6. Пушин И.И. Записки о Пушкине. Письма, Москва, 1989 год.
7. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. 2-е изд. М., 1990.
ХОДЖАЕВА М.Дж.
АРЗИШ^ОИМАЪНАВИВА АХЛОЦИДАР АШЪОРИ ПУШКИН
Дар мацола асноде аз асар^ои А.С. Пушкин гирд оварда шудаанд, ки дар ощо масъалаи таргиби ахлоци уамида цои намоенро ишгол менамояд. Муаллиф цайд менамояд, ки дустй, мууаббат, меуру шафцат, ростцавлй, гамхорй, раумдилй, ки дар асар^ои Пушкин цой доранд, инчунин аз маф^ум^ои актуалии замони мо низ мебошанд.
KHOJAEVA M.D.
PUSHKIN’S MORAL IDEAS IN HIS WORKS
The author of article emphasizes the moral ideals sung by the poet in his work. They are: fidelity to a duty, cleanliness of the soul, honesty, kindness which are actual in our time. These universal human values on which kept and will be kept the world, penetrated almost in all Pushkin’s works.
ХАМИДОВА НАРГИС,-
унвонцуи кафедраи забони тоцикй ва арабии ДДХБСТ
РАВАНДХОИ АДАБB ВА ТАХАВВУЛИ ТАРXУМАИ ШЕЪРИ РУСB ВА TOXMB
Баргардонии осори классикони адабиёти гузашта ва муосири тохику рус анъанахои дерин ва бое доранд. Тахрибаи эходии насли пешина ва калонсоли тархумонони рус, монанди В.Жуковский, В.Державин, О.Румин, И. Сельвинский, К.Липскеров, В.Левик, С.Шервинский, А.Адалис, Я.Козловский, Т.Стрешнева, Г.Регистон, Д.Самойлов, С.Липкин, Н.Гребнев, Ю.Нейман ва дигарон дар тархумаи ашъори шоирони тохик барои падид омадани як мактаби хосе замина гардид.
Хусусан, дар солхои 70-уми асри ХХ тархума ва нашри шеъри тохикЬ ба забони русЬ афзоиш ёфт. Дар ин давра интишори махмеахои дастхамъЬ ба алогамандони русзабон бештар расмият пайдо кард. Яке аз ин гуна махмеахо «Шоирони Тохикистон» (1972) аст, ки намунаи ашъори 45 шоири форсу тохики асрхои 10-20-ро дар бар мегирад. Мураттибон Р.Х,ошим ва М.Левин кешидаанд, ки асосан аз тархумахои тайёр намунахои русии маснавию достон, гасидаву иазал, гитъаву рубоЬ, мусаддасу мусаллас, мухаммасу мураббаъ, тархеъбанду мустазод ва фардиёти шуароро интихоб намоянд.
Тархумахои ашъор ба галами мутархимони маъруфи рус С.Липкин,
В.Державин, В.Левик, И.Сельвинский, А.Адалис, К.Липскеров, М.Фофанова, М.Лозинский, А.Кочетов, И.Гурова, Т.Стрешнева, О.Румер, Л.Пеньковский, Н.Заболотский, М.Замаховская, Ю.Нейман, Б.Гуляев, В.Звягинтсева, Т.Спендиарова, П.Карп ва дигарон мансуб аст. Гирдоварии маводи ин китоб бо ду рох хараён гирифтааст:
1. Rисмати зиёди ашъор аз тархумахои пешина вориди ин махмеа шудаанд;