Научная статья на тему 'Блочно-модульная технология в преподавании биологии'

Блочно-модульная технология в преподавании биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модульная технология / теория поэтапного формирования мыслительной деятельности / теория управления школой (по результатам) / принципы блочно-модульного обучения / рефлексия / требования / этапы / действия учителя / переход на модульное обучение / блочно-модульная программа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салова Ольга Владимировна

Автор делится опытом преподавания биологии на основе блочно-модульной технологии, выделяет последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение, рассматривает содержание этапов: создания схемы ориентационной основы деятельности, формирования материальной деятельности, внутренней речи, внешней речи, интериоризации действий; предлагает целевую программу действий по усвоению конкретного содержания; требования к заданиям; требования к организации деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная технология в преподавании биологии»

Образование в регионах

Автор делится опытом преподавания биологии на основе блочно-модульной технологии, выделяет последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение, рассматривает содержание этапов: создания схемы ориентационной основы деятельности, формирования материальной деятельности, внутренней речи, внешней речи, инте-риоризации действий; предлагает целевую программу действий по усвоению конкретного содержания; требования к заданиям; требования к организации деятельности обучающихся.

Салова Ольга Владимировна,

учитель биологии МОУ Лянторовская средняя общеобразовательная школа №4

г—

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

Каковы могут быть действия учителя при подготовке к переходу на блочно-модульное обучение?

________ ^

Ключевые слова: модульная технология; теория поэтапного формирования мыслительной деятельности; теория управления школой (по результатам); принципы блочно-модульного обучения; рефлексия; требования, этапы, действия учителя; переход на модульное обучение; блочно-модульная программа

Теоретические основы блочно-модульной технологии

Опираясь на разработанную П.Я. Гальпериным теорию поэтапного формирования мыслительной деятельности, теорию управления школой (по результатам) П.И. Третьякова и Т.И. Шамовой, я положила в основу преподавания курса биологии методику, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управ-

ление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Поэтому принципы, которыми я руководствуюсь в педагогической деятельности, содержат принципы модульного обучения, которые будут представлены ниже .

Блочно-модульная технология - сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений.

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

1.Принцип модульности, этот принцип включает:

> конструирование учебного материала так, чтобы он обеспечивал достижение каждой поставленной дидактической цели;

> интегрирование в соответствии с учебным материалом различных видов и форм обучения, подчиненных достижению намеченных целей;

> интегрирование в соответствии с учебным материалом различных видов и форм обучения, подчиненных достижению намеченных целей.

Этот принцип полностью подчиняется психологической теории поэтапного формирования умственных действий учащихся и состоит из следующих этапов:

1) Этап создания схемы ориентационной основы деятельности. На этом этапе обучающиеся получают данные о цели деятельности и ее предмете, что обеспечивает им предварительное ознакомление с деятельностью и условиями ее выполнения. Таким образом, обучающиеся узнают, что является предметом учения и в какой последовательности они должны выполнять ориентационные, исполнительные и контрольные действия. Это еще не сама деятельность, а лишь система указаний на то, как учащийся должен осуществлять эту деятельность.

2) Этап формирования материальной деятельности. Здесь уже сами обучающиеся выполняют действия (например, изучают учебный материал, ведут наблюдения, обсуждают гипотезы и т.д.), но только во внешней форме - материальной или материализованной. Материальная форма имеет место тогда, когда обучающиеся сталкиваются с самими предметами изучения, а материализованная - когда выполняются действия на предметах «добывания» знаний, умений, навыков (учебник, электронные задания, проекты электронного учебника, биологический атлас, рабочая тетрадь, рекомендации и т.д.). Эти действия охватывают как ориентационную, так и исполнительную и контрольную деятельность, причем внимательное отношение ко всем трем сторонам деятельности имеет на данном этапе особое значение. Одновременно происходит название всех этих действий.

3) Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, то есть обобщенной.

4) Этап внутренней речи. Так же, как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму, идентичную образу, и подвергаясь автоматизации.

5) Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которой закрыт, а известен только конечный «продукт» этого процесса.

Таким образом, поэтапно обучающиеся приходят к овладению мыслительными действиями, совсем не похожими на действия внешние, но являющимися их производными.

В теории П.Я Гальперина использованы и достижения кибернетики. Ее главный принцип состоит в управлении процессом обучения. При модульной технологии обучения управление достаточно результативно, что и позволяет преобразовать внутренние действия во внешние и, тем самым, ускорить развитие обучающихся. Такие их способности, как мышление, память, внимание, остаются в тени ориентационных, исполнительных и конкретных действий, а вся эмоциональная жизнь обучающегося сводится к заботе о формировании мотивации к обучению.

В своей теории ученый выделяет полную ориентировочную основу действий, которая и определяет связь между всеми последующими уроками изучения и овладения каждой учебной темой и тем самым соединяет все эти уроки в целостную систему логически связанных учебных занятий с доминирующей самостоятельной деятельностью обучающихся.

Исходя из вышесказанного, применяя модульную технологию обучения, учитель развивает способность обучающихся участвовать в управлении и самоуправлении через саморазвитие. Самоуправление и соуправление проходит через реализацию шести «само» (по П.И. Третьякову):

«самосознание - самоопределение - самовыражение - самоутверждение- самореализация - саморазвитие».

Кроме этого, модульное обучение является очень интенсивной технологией, поэтому важно учитывать рекомендации Ю.К. Бабанского, разработавшего теорию оптимизации, требующую организовывать обучение с наименьшей затратой сил, времени, средств.

Основы теории модульного обучения были бы неполными, если бы оно не опиралось на рефлексивный подход.

Краткий психологический словарь определяет рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних технических актов и состояний. Декарт определял рефлексию как сосредоточение на содержании своих мыслей, углубление человека в самого себя. Гегель подметил такую важную сторону рефлексии, как взаимное отображение одного в другом. Все это дает основание сказать, что рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывает оценки других. Поэтому, составляя задания, я начинаю с цели, завершаю контролем, а каждый блок модуля - рефлексией ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого я использую следующие структурные единицы рефлексии:

> «Я» - как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

> «МЫ» - насколько мне было комфортно работать в нашей группе, я помогал товарищам, они мне помогали, чего было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой?

> «Дело» - я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен, в чем я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы?

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

63

Образование в регионах

Результат: мотивация к деятельности.

Если планомерно развивать учебное сотрудничество между учителем и учеником, учеником и одноклассниками, то одним из результатов их совместной деятельности будут их рефлексивные знания - основа умения учиться.

2. Последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение.

Первый шаг.

Провести первичное структурирование содержания учебного курса с целью выделения стержневых линий целостного курса, а затем и основных линий для каждого класса.

Пример структурирования содержания курса «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне:

> освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

> овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

> развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,

концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

> воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

> использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Это первый уровень структурирования содержания образования.

Второй шаг состоит в том, чтобы на каждый класс составить технологическую карту. Возможный вариант карты может выглядеть так:

Технологические карты по каждому классу

Стержневые линии Ведущие знания Второстепенные знания Сопутствующее повторение Трудно усваиваем. темы Пути преодоления затруднений

Составив такую карту, представляешь все содержание предмета, сложности его изучения.

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

Третий шаг на пути реализации блочного - модульного обучения - это создание блочномодульной программы (БМП). Она состоит из совокупности модулей в блоке. Для создания блочномодульной программы необходимо весь программный материал разбить на блоки (блоком чаще всего является раздел программы). В каждом блоке выделить модули, сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ) на 3 уровнях, согласно государственному образовательному стандарту. Комплексная дидактическая цель, сформулированная на 3 уровнях, необходима для формирования знаний, умений, навыков и применения этих знаний для последующего усвоения учебного содержания, для практики, жизни и, главное, для духовного развития личности.

I уровень.

Дать представление о каких-то фактах, событиях. Дидактические цели первого уровня при формулировании могут начинаться следующими словами: познакомить, дать понять, сообщить данные, рассмотреть, научить...

II уровень.

Это уровень присвоения знаний, пересказа. Дидактические цели второго уровня при формулировании могут начинаться следующими словами: изучить, составить, повторить, написать, зарисовать, закрепить, обеспечить, подготовить, сообщить, проконтролировать.

III уровень.

Это уровень умений и навыков. Дидактические цели третьего уровня при формулировании могут начинаться следующими словами: обобщить, систематизировать знания, закрепить, повторить, применить знания, сделать, отработать навыки, стремиться, составить алгоритм, план, выявить умения самостоятельной работы с учебниками.

Отдельно можно выделить формулировки целей для семинаров, лабораторных работ: углубление, систематизация, закрепление; проверка знаний; формирование и реализация умений и навыков; умение самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; умение добывать нужную информацию, формировать творческое мышление; отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы, выступать перед аудиторией.

Глубокое и большое значение имеют правильно сформулированные развивающие и воспитательные задачи каждого блока, модуля.

Развивающие цели урока. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели.

При формулировании развивающих целей урока можно использовать слова:

а) развивать память, логическое мышление, наблюдательность, внимание активность, внимательность;

б) формировать умения выделять, сравнивать, сопоставлять факты, события, контролировать;

в) находить выход, средства деятельности, рациональное решение;

г) разрешать противоречия и проблемы.

Воспитательные цели урока. Общение - особый вид деятельности. Оно сопровождает все её разновидности. Если педагогу не удаётся правильно наладить общение с детьми, то крайне редко предметная деятельность оказывается результативной. При этом субъектность ребёнка ограничивается его деятельностью - он субъект собственной деятельности, а не процесса воспитания. Учащийся и не способен стать субъектом воспитания, т.к. не может ставить цели и вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса. Субъект воспитания на уроке - это всегда педагог - профессионал. Их взаимоотношения - сложная сторона воспитания. Педагог способен предвидеть результат организуемой деятельности учащихся и выстроить её с ориентацией на социально- ценностный результат. Поэтому на каждом уроке учителем должны быть поставлены воспитательные задачи. При формулировании воспитательных целей урока можно использовать слова:

> воспитывать гуманизм, патриотизм, коллективизм, уважение к старшим, взаимопомощь, аккуратность, исполнительность;

> чувства субординации, такта, отзывчивости, ответственности, долга;

> отрицательное отношение к терроризму, наркомании;

> прививать стремление к физическому здоровью, здоровому образу жизни.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) на 3 уровнях для каждого блока и отбором его содержания. Учитель выстраивает систему блоков, что представляет собой законченный шаг информации.

Пятый шаг связан с выделением в интегрирующих дидактических целях частных целей (ЧДЦ) и отбором содержания учебных элементов (УЭ), на которые делится все содержание модуля. Таким образом, выстраивается древо целей:

КДЦ - ИДЦ (блок) - ЧДЦ (модуль - урок)

Под эти цели подбирается содержание.

Шестой шаг- построение самого модуля. Он начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которая обозначается как УЭ-0, затем формулируются задания для входного контроля. Его цель состоит в том, чтобы установить готовность учащихся к активному обучению.

Затем следует определить все частные дидактические цели и создать учебные элементы. Каждый учебный элемент начинается с целевой установки, затем указывается система действий, которые нужно совершить, и заканчивается учебный элемент проверочным заданием, чтобы установить успешность усвоения знаний и внести коррекцию, если нужно.

После выполнения всех заданий предлагается сделать обобщение (резюме)- это предпоследний элемент модуля. Последним учебным элементом являет-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

65

Образование в регионах

Схематически всю систему действий можно представить следующим образом.

ся выходной контроль. Его цель состоит в том, чтобы проверить усвоение содержания модуля.

Таким образом, четко видно, что модуль представляет собой целевую программу действий по усвоению конкретного содержания.

Принципы и требования, используемые при разработке блочно-модульной программы.

Принципы:

1) Сочетание комплексных, интегративных и частных дидактических целей. Суть этого принципа состоит в том, что решение частных дидактических целей всех учебных элементов обеспечивает достижение интегративной цели модуля. Решение интегративных целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели всей блочно-модульной программы.

2) Принцип реализации обратной связи. Он лежит в основе управления процессом усвоения знаний, а значит, обязательной его контролируемости. Я уже рассказывала о необходимости введения входного, текущего и выходного контроля. Входной и выходной контроль может быть более жестким и осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (в конце учебного элемента) может осуществляться как «мягкий» контроль в форме само- и взаимоконтроля.

3) Учебное содержание и методический материал должны быть изложены доступно, конкретно, выразительно. Необходимо, чтобы учитель обращался лично к ученику.

Опыт показал, что наилучшая форма представления информации в модуле может быть следующей:

№ Учебный материал Советы учителя

УЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с указанием заданий

Требования к учебным модулям:

При формировании учебных модулей выделяется 3 группы требований: к самим заданиям, к организации деятельности учащихся, к деятельности учителя.

Требования к заданиям:

> в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей;

> они должны быть дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;

> в заданиях стремиться осуществлять проблем-ность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения;

> модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности обучающихся лежал механизм усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация;

> в модуле должно быть предусмотрено повторение изучаемого - это может быть обобщение изученного, составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д. Главное, чтобы содержание всех учебных элементов интегрировалось целью модуля.

Требования к организации деятельности обучающихся:

> ученик должен учиться сам в зоне своего ближнего развития;

> он должен осуществлять самоуправление и взаимоуправление учебно-познавательной деятельностью;

> школьник должен учиться общаться со своими товарищами и с учителем;

> ученику должна быть предоставлена возможность работать в своем темпе, но учиться распределять свое время;

> каждый ученик должен осуществлять рефлексию по ходу учения и в конце каждого учебного занятия.

Эти основные требования следует использовать при выборе формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся.

66

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

Требования к деятельности учителя:

Деятельность учителя принципиально меняется. Его главная задача - это разработать блочномодульную программу, сам модуль, через который осуществляется управление обучением школьников. На самом учебном занятии его задача - мотивировать, т.е. осуществлять мотивационно - рефлексивное управление обучением.

Появляются совершенно иные формы обучения. Общение осуществляется через модули, которые позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу. Отношение к обучению становится более приоритетным. При блочномодульном обучении максимальное время отводится на самостоятельную работу. Школьники учатся целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает им возможность осознать себя в учебной деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы.

Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся как через модули, так и непосредственно.

Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками. Поэтому при блочно-модульном обучении нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Кроме этого, для перехода на блочно-модульное обучение необходимо создать определенные условия.

Первое условие связано с мотивацией учителя: я могу, мне это необходимо.

Второе условие связано с готовностью обучающихся к выполнению самостоятельной учебнопознавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих умений.

Третье условие - это создание учебно-методического комплекса обучающегося (УМКа обучающихся).

УМКа обучающегося - это совокупность взаимосвязанных элементов, педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения, с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества.

Основная задача комплекса - помочь обучающимся осознать целостную картину изучаемого материала, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, а, следовательно, повысить результативность учебного процесса.

УМК обучающегося - это структурообразующий элемент при использовании блочно-модульной системы обучения. В основу моделирования комплекса, как целостной системы педагогических средств обучения, положены принципы системности, модульности и экономии учебного времени.

Основными элементами УМК обучающегося являются: курс лекций по предмету, комплект технологических карт для ученика, комплект методических рекомендаций для выполнения практических работ, методические рекомендации для раз-

работки творческих работ, мониторинг учебной деятельности обучающихся (диагностика обучаемости, обученности, диагностика по определению способностей ребенка самостоятельно учиться), контрольно- зачетный банк данных (вводный, промежуточный, самоконтроль, выходной контроль), рефлексия, резюме.

Пользуясь таким комплексом, обучающийся может не только самостоятельно организовать усвоение нового материала и сделать самооценку, но и сэкономить время для творческой и индивидуальной работы. Функция учителя при этом сводится не к простому «накачиванию» обучающихся знаниями, а к информационно - контролирующей и консультативно - координирующей. Между учителем и обучающимся складываются принципиально новые взаимоотношения, которые позволяют обеспечить осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня знаний.

Макромодуль «Теоретические знания»

Курс лекций теоретического материала является важным элементом УМК обучающегося, в нем рассматриваются основные теоретические положения, раскрываются идеи и логика его построения. На лекциях развивается умение логически мыслить и анализировать явления, самостоятельно мыслить. Правильно построенная лекция предполагает активную, напряженную работу. Фиксация лекционного материала требует от обучающихся навыков кратко, последовательно записывать основные положения выводов, формулировки, умения делать схемы, таблицы и т.д.

Технологическая карта ученика разрабатывается для каждого модуля. Он включает отдельно взятое занятие, в котором отражаются содержание задания и советы учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов от репродуктивных к проблемным, краткие конспекты и т.д.).

Макромодуль «Практические знания и навыки»

Комплект методических рекомендаций для выполнения практических работ направлен не только на закрепление теоретических знаний, но и развитие мыслительных способностей, коммуникативных умений, умений работать самостоятельно и в группе, выявляет «белые пятна» и благополучно их ликвидирует.

Кроме этого, для того чтобы вовлечь ученика в активную учебно-познавательную деятельность, используются различные приемы учебной деятельности по формированию общеучебных умений и навыков.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.