Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КАМПУС ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КАМПУС ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / инновационное развитие / малая технологическая компания / ключевые компетенции / кампусный университет / исследовательский кампус / качественная внешняя среда / инновационные товары и услуги / economy / innovative development / small technology company / key competencies / campus university / research campus / high-quality external environment / innovative goods and services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Э. А., Зубарев А. Е., Красота Т. Г.

В условиях четвертой промышленной революции комплекс факторов влияют на устойчивое инновационное развитие экономики. Среди них можно выделить следующие факторы: институты развития, кампусные университеты, малые технологические компании, единая инфраструктура, научное знание, интеллектуальный капитал, инвестиции и другие. При этом создалась ситуация, когда необходимо создание новых механизмов использования указанных факторов. Одним из обязательных условий реализации, инновационной по своему характер механизмом является кампусный университет. С его помощью можно было бы обеспечить высокое качество подготовки кадров, в том числе, инновационного направления. Эффективно действую малые технологические компании, осуществляющие свою деятельность в партнерстве с кампусным университетом. Здесь же создаются условия и факторы, способствующие инновационному развитию. Эксклюзивные ключевые компетенции малых технологических компаний формируются под влиянием доминирующих элементов среды, где осуществляется ее деятельность и они вместе действуют как система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research Campus is a Factor in the Formation of Key Competencies of Small Technology Companies

In the context of the fourth industrial revolution, a set of factors affect the sustainable innovative development of the economy. Among them, the following factors can be distinguished: development institutions, campus universities, small technology companies, unified infrastructure, scientific knowledge, intellectual capital, investments and others. At the same time, a situation has arisen when it is necessary to create new mechanisms for using these factors. One of the prerequisites for the implementation of an innovative mechanism is a campus university. With its help, it would be possible to ensure high quality training, including innovative training. Small technology companies operating in partnership with the campus university operate effectively. It also creates conditions and factors for innovative development. The exclusive core competencies of small technology companies are formed under the influence of the dominant elements of the environment.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КАМПУС ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №3 (70)

иг

УДК 330.342:378.4

Э. А. Гасанов, А. Е. Зубарев, Т. Г. Красота

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КАМПУС - ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Гасанов Э. А., д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедры экономической теории и таможенного дела (ХГУЭП), тел. (4212) 37-49-43, e-mail: eyvaz_gasanov@mail.ru; Зубарев А. Е., д-р экон. наук, профессор. директор Института экономики и управления (ТОГУ), тел. (4212) 73-40-03, e-mail: 000008@pnu.edu.ru; Красота Т. Г., заведующая кафедрой экономики, управления и финансового права ФГБОУ ВО «ПГУ имени Шо-лом-Алейхема», тел. (4262) 22-34-37, e-mail: mail.ru: kaf_euiip@prgusa.ru

В условиях четвертой промышленной революции комплекс факторов влияют на устойчивое инновационное развитие экономики. Среди них можно выделить следующие факторы: институты развития, кампусные университеты, малые технологические компании, единая инфраструктура, научное знание, интеллектуальный капитал, инвестиции и другие. При этом создалась ситуация, когда необходимо создание новых механизмов использования указанных факторов. Одним из обязательных условий реализации, инновационной по своему характер механизмом является кампусный университет. С его помощью можно было бы обеспечить высокое качество подготовки кадров, в том числе, инновационного направления. Эффективно действую малые технологические компании, осуществляющие свою деятельность в партнерстве с кампусным университетом. Здесь же создаются условия и факторы, способствующие инновационному развитию. Эксклюзивные ключевые компетенции малых технологических компаний формируются под влиянием доминирующих элементов среды, где осуществляется ее деятельность и они вместе действуют как система.

Ключевые слова: экономика, инновационное развитие, малая технологическая компания, ключевые компетенции, кампусный университет, исследовательский кампус, качественная внешняя среда, инновационные товары и услуги.

В контексте четвертой промышленной революции кампусный университет способен создавать эффективную комбинацию науки, образования, бизнеса и отдыха, соответствующую уникальным хозяйственным задачам. При этом кампусный университет сформирует анклавную модель инновационного развития. В ней можно выделить доминирующие элементы: институциональные;

© Гасанов Э. А., Зубарев А. Е., Красота Т. Г., 2023

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 3 (70)

научные, образовательные, технологические, инфраструктурные, НИОКР и коммерциализация инноваций.

Кампусный университет в контексте инновационного развития экономики функционирует более эффективно, поскольку:

1) все расположено рядом, доступно, комфортно и является идеальным местом для общения, новых творческих знакомств и активной социальной жизни;

2) предлагает больше возможностей для учебы и общего развития человеческого капитала, имеется спортивные площадки, научные центры и лаборатории, театр, галереи, творческие студии, библиотеки, клубы и многие другие;

3) формирует множество стратегических альтернатив креативного развития человеческого капитала;

4) создано уникальная атмосфера для учебной, научной и предпринимательской деятельности;

5) способствует разработке инновационных проектов и их коммерциализации.

Кампусных университетов можно условно разделить на несколько категорий: по размеру, по расположению и по специализацию (бакалаврские и исследовательские) [2]. Исследовательские кампусы оборудованы современными научными лабораториями, исследовательскими центрами и все ориентировано на получения лучшего высшего образования и качественной научно-исследовательской работы. Здесь предлагается программы магистратуры, аспирантуры, докторантуры, включая MBA, программ школ экономики, права, бизнеса, медицины и другие

Исследовательский кампус концентрирует мощь локальной научно - образовательной сферы, усиливает поток инновационных идей, их генерирование и содействие их реализаций. В нем заключены значительные возможности реализации созидательных потенций обучающихся. Подобный кампус характеризуется открытостью к изменениям, гибкостью, непротиворечивостью, то есть восприимчивостью к эксклюзивным научно-образовательным решениям. При этом обладает способностью создавать условия для коммерциализации инноваций. Исследовательские кампусы - это локальные пространственные сосредоточения эффективных сопряженных университетов, научных центров и научно - исследовательских институтов, специализирующихся на создании и распространении инноваций и имеющих соответствующих созидательных инфраструктур. Эффективное функционирование исследовательского кампуса предполагает высокого уровня развития локальной научно - образовательной сферы. Это предполагает значительной интегрированности ра-

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

ботников университетов в производственных структурах, ориентации экономической стратегии на достижение инновационных целей в долгосрочном периоде.

Во многих развитых странах сформировались и эффективно функционируют кампусные университеты, которые стали уникальным элементом глобальной конкурентоспособности [3]. Сни благодаря гибкой логистике, обладают высокими возможностями для динамичного взаимодействия университетов, научных организаций и малых технологических компаний. Согласованное их действие порождает синергетический эффект и повышает восприимчивость к инновациям.

В новых условиях подготовка высококвалифицированных кадров, повышение уровня их креативности становится детерминирующим фактором развития малых технологических компаний. Здесь доминирующий видом труда выступает интеллектуальный труд и соответственно повышается гибкость, адаптивность и активность малых технологических компаний.

Однако количество малых технологических компаний существенно меньше, а нерешенных задач значительно больше. Заимствование институтов и моделей, показавших свою эффективность - глобальная практика. В современных условиях кампусные университеты становятся частью «полюсов конкурентоспособности» [4]. Это объединения технологических компаний, исследовательских организаций и научно - образовательных центров, расположенных на одной территории. Сни включены в совместную деятельность и предназначены для накапливания синергии в эксклюзивных инновационных проектах. Их задача - повышение международной привлекательности и конкурентоспособности за счёт осуществления инновационного прорыва в производстве и диффузия инноваций.

Ключевые компетенции малых технологических компаний в контексте «полюсов конкурентоспособности» формируются в рамках инновационной стратегии, необходимой качественной среды и развиваются целенаправленно [5]. Доминирующими составляющими качественной среды, обеспечиваемые кампусным университетом, по нашему мнению, являются: научная, интеллектуальная, технологическая, промышленная и правовая база и другие.

Научная база как начальный этап формирования ключевых компетенций малых технологических компаний обеспечивается интеллектуальными ресурсами. Главным источником их формирования является кампусный университет, который является системообразующим звеном эффективной инновационной деятельности. Академическая деятельность кампусного университета и научные исследования, проводимые им, - это важнейшая опора для развития национальной инновационной системы [6]. Научные факторы способствует развитию образовательного уровня, формирует

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 3 (70)

высокий уровень ключевых компетенций малых технологических компаний. В данном процессе участвуют такие структуры кампусного университета как бизнес - инкубаторы, технопарки, технологические платформы, научные образовательные центры и др.

Практическое значение имеет вхождения кампусного университета в общую национальную инновационную систему. Специфика развития малых технологических компаний требует целенаправленной подготовки кадров, которые влияют на развитие малых технологических компаний [7]. Следовательно, очень важно подготовка и сохранение необходимой интеллектуальной базы для развития малого технологического предпринимательства. В рамках кампусного университета можно достичь качественного обучения и фокусироваться на новом образовательном парадигме - STEM - образовании (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Глобальная передовая практика подтверждает, что STEM-образование помогает готовить ценные кадры для полноценной работы в технологических компаниях сразу после выпуска из университета [8].

Важнейшей основой качественных ресурсов и формирования ключевых компетенций малых технологических компаний являются бизнес - инкубаторы кампусного университета. Это структуры, которые создают наиболее благоприятные условия для стартового развития малых технологических компаний, находящихся на стадии создания, либо на начальной стадии работы на рынке. Они помогают малым технологическим компаниям выживать на самом сложном этапе их развития. При этом создают условия для роста, среду для быстрого накопления опыта и формирования бизнес - связей, а также снижают риск банкротства и «провала» вновь созданных малых технологических компаний. Главное отличие бизнес - инкубатора от любой другой формы поддержки инновационной деятельности - это люди, которые выполняют наставнические функции, функции партнеров по развитию, наставников бизнеса [9].

Интенсивная концентрация качественных ресурсов и формирование полюсов конкурентоспособности реализуется и в такой организационной форме как технопарки кампусного университета, которые могут поддерживать малые технологические компании на разных стадиях развития. На одном полюсе располагаются бизнес - инкубаторы, поддерживающие «старт-ап» и компании «спин-офф», а на другом полюсе коммерческие предприятия, предоставляющие офисные помещения для крупных технологических компаний. Целевые партнеры технопарков - это технологические, консалтинговые и технологические компании, целью деятельности которых является создание и выпуск инновационных товаров и услуг. При этом происходит снижение издержек за счет расположения всех партнеров на одной компактной площадке с высокой концентрацией работников разного профиля [10].

В современных условиях существует необходимость в интеграции усилий кам-пусных университетов и технологического предпринимательства для обновления

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

бизнес - моделей [11]. Это позволит получить новые идеи, осуществлять их воплощение в виде коммерческого результата. Обоюдная выгода от такого взаимодействия для всех партнеров велика. Технологический бизнес как обладатель уникальных компетенций в ходе создания и коммерциализации инноваций, может получить стимул для развития высокотехнологичных производств, используя потенциал региональных университетов и глобальных стандартов [12]. Они, в свою очередь, смогут получить дополнительные доходы, осуществляя научные исследования, что на современном этапе особенно актуально для кампусного университета. В современных условиях место и роль кампусного университета в такой интеграции обусловлена тем, что:

1) кампусный университет выполняет функцию передачи знаний от одного поколения к другому;

2) оперативно реагируют на экзогенные изменения, в том числе в спросе на научные и высококвалифицированные работники;

3) активно участвуют в формировании спроса на высококвалифицированные работники;

4) лаборатории как особые структурные подразделения университета, позволяют интегрировать научный потенциал, а также осуществить эффективное взаимодействие с промышленными компаниями, учитывая запросы сферы производства и формируя отношения с внешними контрагентами на рынке.

Взаимодействие между кампусным университетом и малыми технологическими компаниями может быть реализовано в различных формах:

1) организация сетевой сферы реализации образовательной программы;

2) стратегическое партнерство, промышленно-инновационный проект и др.

Одним из механизмов реализации подобного сетевого взаимодействия выступают технологические платформы - коммуникационный инструмент, направленный на динамизацию общих усилий в сфере создания инновационных технологий, товаров, услуг, работ. Они эффективно обеспечивают общего видения научно-технологического развития и общего подхода к разработке технологий [13]. Функционирующие технологические платформы объединяют многих участников - ассоциации, кам-пусные университеты, усилия которых направлены на создания инноваций, на привлечение инвестиций для НИОКР на основе общих интересов.

В кампусном университете примером объединения науки, образования и бизнеса могут быть научно-образовательные кластеры. Это конвергенция наук - экология и биотехнология, строительства и урбанистика, креативная индустрия, устойчивое развитие, гуманитарная и цифровая технология и многие другие. Они представляют собой научно-образовательное пространство, состоящий из кафедр, научных лабораторий или факультетов, НИИ и компаний-партнеров, обеспеченные необходимой инфраструктурой инновационного развития [14]. Здесь создаются современная инфраструктура, лаборатории, студии на базе современных технологий. Студенты на этой

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 3 (70)

основе получать новые знания, навыки и могут заниматься научными исследованиями.

В табл. 1 представлены научно-образовательные факторы формирования ключевых компетенций малых технологических компаний.

Таблица 1

Факторы, формирующие ключевые компетенции малых технологических компаний

Факторы Формирование ключевых компетенций малых инновационных фирм

Кампусный университет предпринимательского типа - формирование компетенций по научно-исследовательской и инновационной деятельности; - формирование предпринимательских способностей; - формирование человеческого капитала.

Бизнес-инкубатор, технопарк - организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации; - территориальная, научная, технологическая и промышленная инфраструктура для реализации инновационных проектов.

Технологические платформы - коммуникационный механизм, ориентированный на активизацию усилий по созданию перспективных технологий, новых товаров (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения научных исследований и разработок и организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон: науки, образования, производства, бизнеса, государства и гражданского сектора.

Научные образовательные кластеры - драйвер развития и интеллектуальный каркас городских агломераций; - структура, объединяющая усилия науки, образования и бизнеса; - развитие стадий научных исследований и опытно-конструкторских разработок; - формирование высококвалифицированных специалистов.

Следующая составляющая - это технологическая база, которая предполагает развитие научно-технического сотрудничества. Технология входит в структуру материально-технической базы кампусного университета. В качестве носителей технологий выступают - патенты на изобретения, лицензии, техническая документация, полуфабрикаты, где воплощены инновационные идеи. Создание инноваций сложный процесс и сопряжено рисками. Для развития ключевых компетенций малых технологических компаний необходимо их тесное взаимодействие со многими партнерами, что может быть реализовано в различных формах. У малых технологических компаний зачастую отсутствует или ограничен доступ к инвестициям и кредитным ресурсам, которые необходимы для осуществления инновационных процессов. Кредитные ставки для малого бизнеса зачастую превышают их стоимость для крупных компаний, что ставит под вопрос дальнейшую их жизнеспособность. В «одиночку» малым

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

технологическим компаниям будет сложно осуществлять инновационную деятельность, осуществлять ее коммерциализацию. В рамках кампусного университета очень важно налаживать экономические отношения, основанные на обмене патентами, их покупки и продажи.

Развитию материально-технической базы способствует международное техническое содействие, которое предоставлено на многосторонней или двусторонней, или частной основах. Данное содействие может быть направлено на увеличение потенциала малых технологических компаний. Это приведет к росту производительности труда, повышению рентабельности, прибыльности.

Международное техническое содействие включает в себя организацию специальных групп, выезд экспертов на краткосрочной основе, работу иностранных консультантов, предоставление технологических грантов, обучение кадров на месте или с выездом [15]. Важным направлением научно-технического сотрудничества малых технологических компаний может быть международная исследовательская кооперация с учеными, специалистами из других стран. При этом международное научно-техническое сотрудничество предусматривает четкость правовых основ взаимодействия [16]. В результате активного участия малых технологических компаний в научно-техническом сотрудничестве производит новые технологии по патентам и лицензиям, а также передавать собственные разработки заинтересованным партнерам. Малые технологические компании могут получать гранты для осуществления совместных исследований в рамках международных проектов и работ. Развитие ключевых компетенций малых технологических компаний в сфере создания технологий привносит для страны и региона значительные преимущества. В табл. 2 представлены технологические факторы формирования ключевых компетенций малых технологических компаний.

Таблица 2

Технологические факторы формирования ключевых компетенций малых технологических

компаний в экономике

Наименование фактора Формирование ключевых компетенций малых инновационных фирм

Кампусный университет: продажа и покупка патентов, лицензий - производство инновационных товаров и услуг на базе приобретенных патентов, лицензий и технологий; - формирование технологического базиса за счет приобретения новых материалов, оборудования и пр. для малых технологических компаний.

Международное научно-техническое содействие - форма международного сотрудничества, включающая торговлю лицензиями на производство продукции, технологиями, методы, совместные научные разработки, осуществление технических проектов, строительство предприятий и других объектов, подготовку кадров малых инновационных фирм.

Международная исследовательская кооперация - получение зарубежных патентов на изобретения и модели; - совместные НИОКР; - создание инновационных подразделений, научно-исследовательских лабораторий, центров;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

- повышение показателей патентной частоты и патентной защиты инновационных товаров и услуг.

Привлечение, закрепление высококвалифицированных кадров - привлечение зарубежных специалистов для получения опыта в осуществлении инновационной деятельности; - подготовка кадров, имеющих знания, умения, навыков в инновационной сфере.

Практическое значение имеет, конечно, промышленная база кампусного университета и крупных технологических компаний, которые должны быть восприимчивы к создаваемым новым изделиям малых технологических компаний. Здесь заказы, кредиты, инвестиции и другие виды ресурсов притягивают малые технологические компании в это поле и объясняют их стремление интегрироваться. Кампусные университеты и крупные технологические компании могут передавать малым технологическим компаниям определенные стадии разработки инноваций. При этом происходит разделение стадий инновационного процесса. Эта система позволяет малым технологическим компаниям встраиваться в глобальные цепочки производства новых знаний, выполняя заказы крупных компаний, происходит как бы «втягивание» инноваций. А крупные технологические компании размещают свои R&D - центры. Это научно - исследовательские и опытно—конструкторские работы (НИОКР), комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.

Кампусные университеты и крупные технологические компании «окружены» малыми технологическими компаниями. Они дают заказы малым технологическим компаниям для выполнения тех работ, которые самим выполнять не экономично. Малые технологические компании более гибки, более наукоемкие. Они являются источником потока инноваций, что важно в конкурентной борьбе [17].

В глобальной передовой практике, в зависимости от стадии научно-производственного цикла выделяются следующие организации малых технологических компаний:

1) фаблесс-компания (фирма разработчик и заказчик);

2) фаундри компания (контрактный производитель);

3) фаблайт-компания;

4) OEM - компания;

5) CEM-компания; 6) EMS-компания;

7) ODM-компания [18].

Вышеназванные формы организации малых технологических компаний различаются наличием развитой производственной базой, циклом производственного процесса, видом предоставляемых услуги и др.

В российской практике, к примеру, в Хабаровском крае, действуют крупные технологические компании: «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (филиал компании «Сухой»), Хабаровский судостроительный завод, Амурский судостроительный завод, Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспорт-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

ного оборудования. В рамках Федерального закона 217-ФЗ указанные технологические компании осуществляют взаимодействие с малыми технологическими компаниями, созданными при университетах - ТОГУ и КнАГТУ, которые имеют доступ к высокотехнологичному оборудованию, приобретенному в рамках реализации программ развития инновационной инфраструктуры университетов.

Представим индустриальные факторы формирования ключевых компетенций малых инновационных фирм в экономике.

Таблица 3

Индустриальные факторы формирование ключевых компетенций малых технологических

компаний

Наименование фактора Формирование ключевых компетенций малых инновационных фирм

Крупные производственные предприятия - организация и внедрение малой инновационной компании по типу «фаблесс-компания», фаундри-компания, фаблайт-компания, ОЕМ-компания, СЕМ-компания, ЕМ8-компания, ОБМ-компания; - повышение показателя конкурентоспособности по экономическим показателям за счет снижения затрат, модернизации оборудования и пр.; - формирование компетенций, позволяющих развивать высокотехнологичный бизнес, ориентированный на рынок; - участие в совместных исследованиях, проектирование инновационного продукта и выпуска нового конкурентоспособного товара.

В современных условиях важной составляющей деятельности малых технологических компаний являются также инновационные услуги. На наш взгляд, данное направление может включать в себя:

1) создание инновационных услуг как нового направления развития малых технологических компаний;

2) оказание необходимых инновационных услуг со стороны государственных органов исполнительной власти, некоммерческих организаций и пр. для содействия развитию и осуществлению деятельности малых технологических компаний

Важно, однако, понимать, что малые технологические компании мобильнее на внешних рынках и использование ими новых технологий дают результаты гораздо быстрее. Новые технологии изменяют концепцию масштаба. Их использование позволяет малым технологическим компаниям осуществлять полный спектр высокотехнологичных операций, которые традиционно считаются прерогативой крупных технологических компаний. Это позволило малым технологическим компаниям взять в подряд многие аспекты деятельности, и в частности оказание услуг. Находив собственную нишу, они способны создавать новые рынки услуг. Отрасли, в которых малые технологические компании могут осуществлять свою деятельность, достаточно многообразны. В сфере услуг это может быть аутсорсинг, инжиниринг, консалтинг и др. На рынке инжиниринговых услуг малые технологические компании могут лучше

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 3 (70)

приспособиться к запросам потребителей, предложить более широкий спектр технологических услуг. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры и развитие:

1) региональных центров инжиниринга для малых технологических компаний;

2) инжиниринговых центров кампусного университета;

3) инновационных территориальных кластеров и других.

В табл. 4 представлены сервисные факторы формирование ключевых компетенций малых технологических компаний.

Таблица 4

Сервисные факторы в формировании ключевых компетенций малых технологических компаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование фактора Формирование ключевых компетенций малых технологических компаний

Крупные компании, оказывающие услуги инжиниринга, аутсорсинга, консалтинга - оказание инновационных услуг на условиях субподряда у крупных компаний. - формирование и развитие собственных малых технологических компаний в сфере оказания высокотехнологичных услуг.

Интеллектуальное лидерство - формирование компетенций по созданию и развитию различного вида инновационных услуг; - повышение качества и конкурентоспособности предоставляемых инновационных услуг

Заметим, что важно развитие тех хозяйствующих субъектов, которые заняты оказанием услуг малым технологическим компаниям по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры сопровождения инновационных проектов. Можно говорить о перспективах развития малых технологических компаний в сфере услуг и возможностях и формирования их ключевых компетенций. В новых условиях необходимы определенные факторы, которые будут способствовать накоплению знаний, опыта, умений и навыков в различных сферах инновационной деятельности малых технологических компаний.

Промышленная база создает особый тип взаимодействия крупных и малых технологических компаний. Это дает возможность последним создавать целые технологические линии, процессы по производству инновационных товаров и услуг.

Ускоренное формирование ключевых компетенций малых технологических компаний в сфере услуг имеют свои отличительные черты. Нематериальные услуги, отсутствие ее вещественной формы требует от предпринимателя, работников специфических навыков и умений ее оказания. При формировании же ключевых компетенций в сфере услуг для малых технологических компаний важным становится интеллектуальное преимущество. Достичь этого можно за счет способности работать эффективнее конкурентов в своей сфере.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

Библиографический список

1. Гасанов Э.А. Устойчивое инновационное развитие цифровой экономики в контексте четвертой промышленной революции. Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2022. 134 с.

2. Стефанович М. Что такое кампус университета? Лучшие кампусы вузов за рубежом. URL : http://www.hotcourses.ru>what-is... (дата обращения : 04.04. 2023).

3. Кампус сегодня - глобальный элемент международной конкурентоспособности. URL : http://www.hse.ru>news>expertise (дата обращения : 03.08. 2023).

4. Черноуцан Е.М., Трюэль Ж-Л., Аракелова И.В. Полюса конкурентоспособности как модель организации инновационного пространства Франции: специфика, эффективность, возможность применения в России // Менеджмент и бизнес-адми-нистирование. 2018. № 4. С. 167-185.

5. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Генерирование стратегии инновационного развития предприятий в контексте Индустрии 4,0 // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2021. № 1. С. 193-196.

6. Кудрявцева С.С., Шинкевич А.И. Управление национальной инновационной системой в открытой макроэкономике. Казань : Изд-во КНИТУ, 2019. 108 с.

7. Томский А. inDiver: от Якутска до Кремниевой долины. История создания глобальной технологической компании. М.: Альпина Паблишер, 2020. 256 с.

8. Успаева М.Г., Гачаев А.М. STEM-образование: научный дискурс и образовательные практики // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 9. С. 110-117.

9. Комарова С.В. Теоретико-методологический анализ выбора модели бизнес-инкубаторов // Бизнес. Образование, Право. 2019. № 4. С. 174-180.

10. Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития. М.: Инфра-М, 2022. 245 с.

11. Непобедимая компания: как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших / А. Остервальдер, И. Пинье, Э. Фред, А. Смит. М.: Альпина Паблишер, 2021. 386 с.

12. Gasanov E.A. Standarts Aimed at Producing Technological Advances Are the Basis of Modernization and Innovative Development of the Russian Economy // The Journal of Economics Niigata University. 2013. № 3. P. 137-153.

13. Сидорова А.А. Зарубежный опыт стратегического сотрудничества университетов и бизнеса в экономике знаний // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 1. С. 88-99.

14. Фишман Б.Е. Научно-образовательный центр инструмент развития университета // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 113-120.

15. Задумкин К.А., Теребова С.В. Международное научно-техническое сотрудничество: сущность, содержание и формы // Проблемы развития территории. 2009. Вып. 1. С. 22-30.

16. Правовое регулирование международного научно-технического сотрудничества: российский опыт и лучшие мировые практики / под ред. А.А. Васильева. Барнаул : Азбука, 2022. 295 с.

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 3 (70)

17. Фридлянова С. В малом бизнесе все больше инноваций. URL: https://www.is-sek.hse.ru>news (дата обращения: 17.11.2022).

18. Заболоцкий А.А. Новые возможности ускоренной, неиндустриальной фаблесс-схемы развития отрасли цифровой микроэлектроники // Инновации. 2010. J№ 3. С. 50-53.

19. Мостик между наукой и производством. Что такое инжиниринг? URL: http://www.enginrussia.ru (дата обращения: 12.11. 2022)

Title: The Research Campus is a Factor in the Formation of Key Competencies of Small Technology Companies

Authors' affiliation:

Gasanov E.A. - Khabarovsk State University of Economics and Law, Khabarovsk, Russian Federation

Zubarev A.E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Krasota T.G. - Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russian Federation

Abstract: In the context of the fourth industrial revolution, a set of factors affect the sustainable innovative development of the economy. Among them, the following factors can be distinguished: development institutions, campus universities, small technology companies, unified infrastructure, scientific knowledge, intellectual capital, investments and others. At the same time, a situation has arisen when it is necessary to create new mechanisms for using these factors. One of the prerequisites for the implementation of an innovative mechanism is a campus university. With its help, it would be possible to ensure high quality training, including innovative training. Small technology companies operating in partnership with the campus university operate effectively. It also creates conditions and factors for innovative development. The exclusive core competencies of small technology companies are formed under the influence of the dominant elements of the environment.

Keywords: economy, innovative development, small technology company, key competencies, campus university, research campus, high-quality external environment, innovative goods and services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.