Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СОВОКУПНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ольга Владимировна, Симонова Галина Ивановна

В статье представлены результаты исследования по выявлению наиболее важных в профессиональной подготовке студентов колледжа исследовательских умений. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, профессиональных стандартов будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Повышение результативности профессиональной деятельности возможно при формировании у студентов исследовательских умений. На основе результатов обобщения нами выделена совокупность исследовательских умений, обусловленная спецификой подготовки студентов колледжа. Предложены индикаторы для каждого исследовательского умения, которые являются основанием для определения уровня сформированности у студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SKILLS OF COLLEGE STUDENTS: CHARACTERISTICS AND INDICATORS OF FORMATION

The article presents the results of a study to identify the research skills for college students that are most important in professional training. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education, professional standards, future specialists should be ready to independently and effectively solve problems in the field of professional activity. Improving the effectiveness of professional activity is possible when students develop research skills. Based on the results of the generalization, we have identified a set of research skills due to the specifics of the training of college students. Indicators are proposed for each research skill, which are the basis for determining the level of formation of college students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ»

202//2 ■

О. В. Калашникова, Г. И. Симонова

УДК 377.5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ

дна из основных задач российской экономики связана с развитием кадрового потенциала конкретных отраслей. Система среднего профессионального образования должна обеспечивать создание условий для формирования личности, соответствующей запросам современной экономики. Согласно ФГОС будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени освоения ими общих и профессиональных компетенций, заявленных требованиями современного рынка труда.

К сожалению, современный выпускник-специалист этим требованиям не всегда отвечает. Это связанно с определенным консерватизмом педагогических кадров, их нехваткой, с ощутимым дефицитом современного оборудования в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, при этом одной из основных проблем является отсутствие реальной связи с работодателями, незнание их запроса. Это приводит к тому, что молодые специалисты могут приступить к практической работе на предприятии лишь после дополнительного обучения, что свидетельствует о необходимости повышения качества подготовки выпускников колледжей.

По мнению исследователей Е. В. Амахи-ной, Ю. К. Бабанского, профессиональное образование должно отличаться четкостью в опре-

делении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в профессиональной деятельности.

Анализ литературы [6; 8] позволил прийти к заключению, что блок общепрофессиональной подготовки является достаточно стабильным, но при этом необходимо иметь в виду, что он также представляет собой развивающийся элемент содержания подготовки специалиста среднего звена, который изменяется под влиянием научно-технического и социального прогресса.

Изучение ФГОС СПО [9], анализ учебных планов позволили определить совокупность требований к дисциплинам общепрофессионального цикла обучения в колледже. В первую очередь, это объединение учебных предметов в систему знаний, умений и профессионального опыта, раскрывающую научные основы средств труда, продуктов и предметов труда, технологических процессов.

Важное требование заключается в выработке у студентов умения на практике использовать общетехнические знания и способности, самостоятельно и непрерывно повышать свой культурно-технический уровень соответственно развивающимся производству, науке и технике. Также одним из требований является формирование у будущих высококвалифицированных специалистов среднего звена способности творческого технического мышления, необходимого для прочного и сознательного усвоения профессиональных знаний и умений, участия в изобретательской и рационализаторской работе. Необходимо создать условия для повышения культурно-технического уровня, которые будут способствовать пониманию и принятию студентами ответственности за качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Наряду с профессиональными компетенциями студента, важно учесть и общие компетенции, например, такие, как умение работать в команде, эффек-

тивно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; планировать и реализ-овывать собственное профессиональное и личностное развитие; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности и др. Именно качественно сформированные общие компетенции студента помогают эффективно осваивать дисциплины общепрофессиональной направленности, что, в свою очередь, выступает пропедевтикой для освоения профессиональных компетенций. Следует отметить, что проблема обеспечения целостности и системности освоенных компетенций в результате изучения общепрофессиональных дисциплин у студентов колледжа является актуальной.

Готовность работать на современных предприятиях формируется в период обучения студентов в колледже и предполагает вовлечение студентов в исследовательскую деятельность в рамках блока общепрофессиональных дисциплин. Результатом исследовательской деятельности, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания, является активное овладение новыми знаниями, развитие интеллектуально-творческих способностей и активизация личностной позиции обучающихся, что и определяет сформированность исследовательских умений.

Формирование исследовательских умений студентов колледжа осуществляется при освоении программы обучения по специальности среднего профессионального образования. Общепрофессиональная подготовка предусматривает овладение системой знаний и умений в области базовых наук, способствующих формированию специалиста этого уровня. Содержание общепрофессиональной подготовки обеспечивает освоение студентами общих основ производства, перспективных тенденций его развития. Оно является, как правило, общезначимым для ряда групп специальностей или одной профессиональной группы, однако содержание определяется с позиций требований к специалисту определенного профиля.

Исследовательские умения формируются в процессе учебной деятельности в колледже.

Они представляют собой необходимую и достаточную совокупность умений, освоение которых студентами в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин повысит результативную профессионализацию выпускников колледжа. Анализ сущностных признаков исследовательских умений обучающихся (М. И. Станкин, П. В. Середенко, В. И. Андреева, А. В. Хуторской) позволил нам выделить совокупность умений, которые соответствуют задачам подготовки специалистов среднего звена. Основанием для отбора совокупности формируемых исследовательских умений у студентов колледжа является логика исследовательской деятельности, соответствующая логике производственных процессов. Совокупность исследовательских умений должна, на наш взгляд, отражать последовательность исследовательской деятельности. Если каким-либо умением студенты не овладели, на следующем этапе деятельности у них возникают трудности и, как следствие, не достигается результат производственной деятельности.

Нами определена совокупность исследовательских умений студентов колледжа, которая включает умения проблематизации, це-леполагания, планирования деятельности по решению учебно-производственной проблемы, систематизации научных теорий и подходов к решению конкретных учебно-производственных задач, организации исследовательского поиска с использованием объектов профессиональной деятельности, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности. Для каждого умения нами конкретизированы индикаторы и их значения, которые отражают сформированность исследовательского умения у студентов колледжа. Для каждого компонента в ходе исследования выделены конкретные индикаторы, которые представлены в таблице 1.

При формировании исследовательских умений студентов колледжа необходимо начинать с формирования умения проблемати-зации. На наш взгляд, проблематизация является основополагающим умением и способствует повышению субъектности обучающихся, построению их индивидуального по-

202//2 ■

ж

Индикаторы исследовательских умений студентов колледжей

Таблица 1.

Исследовательские умения студента колледжа Индикатор

Умение проблематизации Проведение качественного анализа учебно-производственной ситуации

Выделение и формулирование учебно-производственных проблем

Выдвижение гипотез

Умение целеполагания Формулирование цели в контексте исследовательской деятельности и профессиональных задач

Построение задачного ряда для достижения поставленной цели

Осуществление уточнение цели и задач с учетом средств их достижения

Умение планировать деятельность по решению учебно-производственной проблемы Определение алгоритма действий по проверке выдвинутых гипотез

Прогнозирование результатов для каждого этапа деятельности

Проектирование графика планирования с выделением сроков, исполнителей, предполагаемых результатов

Умение систематизировать научные теории и подходы к решению конкретных учебно-производственных задач Владение терминологией профессиональной деятельности

Анализ профессиональной научно-технической литературы

Подбор соответствующих научных способов деятельности для решения учебно-производственных задач

Умение организовать исследовательский поиск с использованием объектов профессиональной деятельности Использование для проверки гипотез и реализации плана исследовательской деятельности приборами и механизмами

Применение программного обеспечения для цифрового сбора и обработки информации

Анализ результатов профессиональной деятельности в соответствии с определенными критериями

Умение демонстрации результатов научно- исследовательской деятельности Написание научного текста

Владение логикой изложения результатов научной деятельности

Презентация научно-исследовательской работы

знавательного поля, их личностному самоопределению, что является приоритетным в становлении конкурентоспособного выпускника. Нами выделены индикаторы исследовательского умения проблематизации: проведение качественного анализа учебно-производственной ситуации, выделение учебно-производственных проблем, формулирование выявленных проблем, выдвижение гипотез. Данные индикаторы формируются целостно и раскрывают сформированность умения проблематизации.

На основании сформированного умения проблематизации студент логично переходит к овладению умением целеполагать. Ряд исследователей (А. П. Гладкова, Ю. Н. Галагу-

зова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова) акцентируют внимание ставить цели и задачи, но не рассматривают их как самостоятельные умения. На наш взгляд, для качественной подготовки будущих специалистов целепола-гание правомерно рассматривать как самостоятельное умение. Подтверждают нашу позицию и исследования Н. М. Яковлевой. Выделяя целеполагание как ключевое исследовательское умение студентов колледжа, предлагаем совокупность индикаторов, которые необходимо учитывать при его формировании: формулирование цели, построение задач-ного ряда для достижения поставленной цели и задач, последующее их уточнение при необходимости.

В логике организации исследовательской деятельности вслед за целеполаганием переходим к формированию у студентов колледжа умения планировать исследовательскую деятельность. Для становления квалифицированного специалиста следует целенаправленно работать над развитием умения планировать в рамках учебно-исследовательской деятельности в процессе общепрофессиональной подготовки. Планирование осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Если студент научился грамотно, четко, корректно целеполагать, то планирование осуществляется достаточно просто. В качестве индикаторов умения планирования деятельности студентов колледжа мы выделяем умение самостоятельно определять алгоритм действий по проверке выдвинутых гипотез, прогнозировать результат для каждого этапа деятельности, проектировать график планирования с выделением сроков, исполнителей, предполагаемых результатов.

Для поиска оптимальных способов решения проблемы и достижения поставленных целей необходимо формировать у студентов колледжей умение систематизировать научные теории и подходы. Существенной идеей, исходя из анализа научных работ Н. А. Семеновой, А. П. Гладковой, является овладение различными способами деятельности, а не знаниями об этих способах (не знание формул, а умение их применять, решать задачи с их помощью). Авторы рассматривают аспекты работы с информацией, нам же представляется, что следует в современных условиях развития производств на другом уровне подходить к решению учебно-производственных задач и соответственно формировать именно умение систематизировать научные теории и подходы. В трудах Ю. К. Бабанского также выделяется группа учебно-организационных умений, характеризующаяся умениями обучающихся планировать собственную деятельность. Анализ рассмотренных подходов позволил уточнить индикаторы исследовательского умения систематизировать научные теории и подходы, отражающие специфику профессиональной деятельности: владение терминологией профессиональной деятельности,

анализ профессиональной научно-технической литературы, подбор соответствующих научных способов деятельности для решения учебно-производственных задач.

Исследовательская деятельность, осуществляемая в рамках профессиональной подготовки студентов колледжа, является всегда организованной. С этой целью необходимо, на наш взгляд, формировать у студентов колледжа умение организовать исследовательский поиск с использованием объектов профессиональной деятельности. В контексте профессиональной подготовки и повышения ее качества существенное значение принадлежит данному умению. Анализ классификаций исследовательских умений позволяет утверждать, что не рассматривается в качестве умения использование приборов и механизмов для осуществления исследовательской деятельности студентов колледжей. Подготовка студентов колледжа к реализации исследовательской деятельности в контексте профессиональной деятельности обуславливает необходимость выделения умения организовать исследовательский поиск с использованием объектов профессиональной деятельности. В качестве индикаторов, характеризующих данное умение, выступают использование для проверки гипотез и реализации плана исследовательской деятельности приборами и механизмами, применение программного обеспечения для цифрового сбора и обработки информации, анализ результатов профессиональной деятельности в соответствии с определенными критериями.

И завершающим этапом научно-исследовательской деятельности является умение демонстрации ее результатов. В связи с этим важным является выделение умения демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности. В этом контексте можно обратиться к трудам Н. А. Семеновой, которая, рассматривая исследовательские умения, выделяет умения и навыки представления результата своей работы. Данная характеристика является сущностной применительно к исследовательским умениям студентов колледжа, но автор не конкретизирует ее. Изучая точку зрения исследователей Ю. Н. Гала-

202//2 ■

я

гузовой, Г. В. Сорвачевой, Г. Н. Штиновой, следует отметить, что они включили в проектировочные умения лишь овладение научным стилем изложения информации. Однако представление результатов научно-исследовательской работы не ограничивается этим умением и требует уточнения, расширения и детализации. Мы, в свою очередь, предлагаем формирование адекватного современному социальному заказу и требованиям ФГОС СПО умения демонстрации резуль-атов научно-исследовательской деятельности студентов. Индикаторами данного умения определяем написание научного текста, владение логикой изложения результатов научной деятельности, презентацию научно-исследовательской работы.

Предложенные нами взаимосвязанные, основанные на логике разворачивания учебно-исследовательской деятельности, исследовательские умения в совокупности образуют интегрированную структуру исследовательских умений студентов колледжа.

Таким образом, исходя из задач подготовки студентов колледжа к работе в условиях современных производств при реализации цикла общепрофессиональной подготовки существенное значение принадлежит формированию исследовательских умений студентов колледжа. Качество подготовки обеспечивается целенаправленным формированием совокупности выделенных нами исследовательских умений студентов колледжа: проблематизации, целеполагания, планирования деятельности по решению учебно-производственной проблемы, систематизации научных теорий и подходов к решению конкретных учебно-производственных задач, организации исследовательского поиска с использованием объектов профессиональной деятельности, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования по выявлению наиболее важных в профессиональной подготовке студентов колледжа исследовательских умений. В соответствии с требованиями Федерального государ-

ственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, профессиональных стандартов будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Повышение результативности профессиональной деятельности возможно при формировании у студентов исследовательских умений. На основе результатов обобщения нами выделена совокупность исследовательских умений, обусловленная спецификой подготовки студентов колледжа. Предложены индикаторы для каждого исследовательского умения, которые являются основанием для определения уровня сформированности у студентов колледжа.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка студентов колледжа, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, исследовательская деятельность, исследовательские умения, совокупность исследовательских умений, индикаторы исследовательских умений.

SUMMARY

The article presents the results of a study to identify the research skills for college students that are most important in professional training. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education, professional standards, future specialists should be ready to independently and effectively solve problems in the field of professional activity. Improving the effectiveness of professional activity is possible when students develop research skills. Based on the results of the generalization, we have identified a set of research skills due to the specifics of the training of college students. Indicators are proposed for each research skill, which are the basis for determining the level of formation of college students.

Key words: secondary vocational education, professional training of college students, Federal State educational standard of secondary vocational education, research activity, research skills, set of research skills, indicators of research skills.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева М. П. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. -88 с.

2. Амахина Е. В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб. -13 (36). - 2007. - С. 161-168.

3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 327 с.

4. Галагузова Ю. В., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами студентов: пособие для студентов - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. - 375 с.

5. Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений обучающихся во внеурочной деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар. - 2012. - № 4.- С. 91-94.

6. Зуев В. М., Вертиль В. В., Гермаид-зе Г. Е. Конкурентность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования. - Екатеринбург: Из-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. - 154 с.

7. Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. - М.: МПГУ, 2008. - 37 с.

8. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. - М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2007. - С. 2032.

9. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. -368 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ #activity=106.

11. Яковлева Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педаго-

гического вуза (на материале педагогики): дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1977. -192 с.

С. М. Каплунович, И. Я. Каплунович

УДК: 378

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАК ОДИН

ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

условиях перехода современного общества к инновационной экономике, жизни и работе в «цифре» в адрес профессиональных образовательных учреждений все чаще слышатся призывы развивать у будущих специалистов не только «жесткие» профессиональные компетенции (Hard skills), связанные с технической, четко алгоритмизированной стороной деятельности, а еще и «мягкие» универсальные компетенции (Soft skills), к которым можно отнести коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, умение саморазвиваться.

Дискутировать по поводу весомости и значимости тех или иных компетенций мы не будем, но очевидно следующее: в быстро меняющемся мире будущие специалисты должны быть готовы к тому, что на протяжении своей профессиональной жизни им придется сменить или освоить несколько профессий или направлений деятельности. Время, когда одна профессия была на всю жизнь, закончилось. Цифры говорят сами за себя. Так, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.