УДК 782
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕР И БАЛЕТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА
© 2010 А.В.Лазанчина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 24.11.2009
Статья освещает исследование музыкознанием проблематики современных отечественных опер и балетов. Автором осуществлена систематизация исследовательских подходов в изучении данного вопроса и приведены примеры наиболее известных трудов по избранной теме.
Ключевые слова: музыкальный театр; современная отечественная опера; современный отечественный балет; отечественные композиторы ХХ века; исследовательский подход; Куйбышевский / Самарский театр оперы и балета; либреттология; музыкальная драматургия; сценическое решение спектакля.
Современная отечественная опера и балет имеют богатую историю и на протяжении всех лет существования вызывали и продолжают вызывать к себе устойчивый исследовательский интерес. Разнообразные подходы к изучению данного музыкально-театрального феномена в определенной мере диктовались реалиями своего времени и освещали различные аспекты существования и развития названных жанров. Можно констатировать, что к первому десятилетию XXI века работы, посвященные музыкально-театральным сочинениям современных отечественных авторов, образовали внушительный список. Цель данной статьи - систематизировать различные исследовательские подходы к изучению современных отечественных опер и балетов - подразумевает краткое описание истории исследования вопроса; выявление различных исследовательских подходов к изучению жанров современной оперы и балета; перечисление примеров наиболее известных исследований, соответствующих обозначенным подходам; характеристику каждого подхода с точки зрения его жизнеспособности и научной состоятельности.
Либреттологический подход. В рамках этого подхода можно выделить исторически первый (возникший в 30-е годы XX века) особый аспект анализа произведений музыкально-театрального жанра - «сюжетно-тематический» (Л.Данько1). Такой подход подразумевает разбор сочинений почти исключительно с позиций содержания либретто. Поскольку наиболее ценными и значимыми произведениями признавались произведения, развивающие героико-патриотическую тему, обозначенный аспект подразумевал подробный анализ
Лазанчина Анна Васильевна, старший преподаватель кафедры истории, теории музыки. E-■mail:Lazaжa@mail. ги
1 Данько Л. Заметки о поэтике оперы // Стилевые тенденции в советской музыке 1960 - 1970-х годов: Сб. науч. тр. - Л.: 1979 - С. 4.
сюжета и оценку либретто опер и балетов, в первую очередь, в плане исторической достоверности. К работам такого плана относятся книги С.Катоновой, Т.Маталаевой, Ин. Попова, Л.Третьяковой2, где современная отечественная опера и балет рассматриваются в числе других музыкальных жанров. Названный подход к исследованию конкретных музыкально-театральных произведений демонстрируют в том числе статьи А.Демченко, Л.Поляковой и А.Сохора3. Интерес исследователей вызывали также современные сюжеты в отечественных музыкально-театральных жанрах. В случае обращения к данной теме авторы статей - В.Ванслов, А.Гозенпуд, Г.Касаткина, Ин. Попов4 - оценивали произведения с позиций актуальности отражаемых событий. Проблемам интерпретации современной темы в отечественных операх разных лет посвящена статья М.Черкашиной5. Названный подход не исчерпы-
2 Катонова С. Музыка, рожденная революцией. - Л.: 1968; Маталаева Т. Тема революции в творчестве советский композиторов. - М.: 1974; Попов Ин. Великая отечественная война в советской музыке. - М.: 1970; Третьякова Л. Героика в русской и советской музыке. - М.: 1985.
3 Демченко А. Русские советские оперы на революционную тему (60 - 70-е годы) // Музыкальный современник: сб. ст. - Вып. 4. - М.: 1983. - С. 71 - 84; Полякова Л. Оперы о Великой отечественной войне // Музыка в борьбе с фашизмом: сб.ст. - М.: 1985. - С. 30 - 45; Сохор А. Воплощая Ленинскую тему // Октябрь и музыка: Сб. ст. - М.: 1977. - С. 203 - 234.
4 Ванслов В. Новые черты музыки и хореографии в балете о современности // Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. - Вып. 3. - Л.: 1979. - С. 5-36; Гозенпуд А. О современности в опере // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. - Вып. 1. - Л.: 1962. - С. 219 - 237; Касаткина Г. Современная тема в оперном творчестве Н.Жиганова // Музыка и современность: Сб. ст. -Вып. 9. - М.: 1975. - С. 95 - 130; Попов Ин. Опера и современный герой // Музыкальная жизнь. - 1983 - № 18. - С.2 - 3.
5 Черкашина М. Советская опера вчера и сегодня: проблемы интерпретации современной темы // Музыкальное
вался, однако, исследованиями вышеизложенных тем; отдельных авторов волновал более широкий их круг: тема народа6, комедийность сюжетной основы7 и др. Собственно либреттологический подход акцентировал проблему изменения литературного произведения, составляющего основу сюжета сочинения музыкально-театрального жанра8. Этот аспект достаточно популярен до сих пор при анализе произведений балетного жанра9. Он облегчает знакомство или изучение нового произведения, оказывает значительную помощь постановщикам и исполнителям при разработке сценического решения конкретного образа или облика всего спектакля.
Социо-идеологический подход10. Отечественное музыкознание, как научное направление, в определенные периоды истории вынуждено было в большей степени отражать официальную идеологию социалистического общества. Одним из первых идеологов в области советского искусства был первый советский нарком просвещения А.Луначарский, многократно освещавший вопросы музыки в целом и конкретно современных произведений музыкально-театральных жанров11. Долгое время находясь на посту председателя Союза композиторов СССР, вынужденно придерживался этого подхода в оценке музыкально-театральных произведений своих коллег Т.Н.Хренников12. В
искусство и формирование нового человека: Сб. ст. - Киев: 1982. - С. 63 - 77.
6 Грошева Е. Образ народа в советской опере // Советская опера: Сб. крит. ст. - М.: 1953. - С.234 - 249; Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. - Вып. 10.
- Л.: 1971. - С. 32 - 59.
7 Данько Л. Комическая опера в ХХ веке. - Л.: 1986; Ку-риленко Е. И юмор, и ирония, и сатира (комедийный сюжет в современном советском балетном театре) // Музыкальный современник: Сб. ст. - Вып. 6. - М.: 1987. -С. 147 - 168.
8 Кириллина Л. «Огненный ангел»: Роман Брюсова и опера Прокофьева // Московский музыковед: Сб.ст. - Вып. 2.
- М.: 1991. - С. 136 - 156; Комарницкая О. А.Н. Холми-нов и его опера «Братья Карамазовы» // Искусство и образование. - 2008. - № 5. - С. 21 - 30; Мнацаканова Е. Прокофьев и Толстой. Народная идея оперы «Война и мир» // Музыка и современность: Сб. ст. - Вып. 4. -С. 162 - 186; Шавердян А. Опера и ее литературный первоисточник // Советская опера: Сб. крит. ст. - М.: 1953.
- С. 132 - 144.
9 Михайлова Е. Балеты Р.К.Щедрина в образовательном дискурсе // Искусство и образование. - 2008. - № 5. -С. 103 - 113; Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. - М.: 1970.
10 Здесь и далее автор использует собственные термины в определении подходов исследования современной отечественной оперы и балета, по его мнению, наиболее точно отражающие суть каждого из них.
11 Луначарский А. Статьи и речи. - М.: 1971.
12 Хренников Т. О состоянии и задачах советского оперного
творчества // Советская опера: Сб. крит. ст. - М.: 1953. -
С. 68 - 93.
60 - 80-е годы данный подход к исследованию современных музыкально-театральных жанров выливался в поиски черт «соцреализма» в театральном и музыкальном искусстве в целом и его конкретных проявлениях в отдельных произведениях. В настоящее время такой подход к исследованию может быть оценен как рудименталь-ный, но в свое время он был представлен достаточно многочисленно работами Ю.Кремлева, Ин. Попова, Г.Хубова, Б.Ярус-товского13. Современная негативная оценка давления «соцзака-за» на музыковедение того времени дана в статье Г.Игдаловой14.
Просветительско-популяризаторский подход. В качестве одной из важнейших задач музыковедения на протяжении многих лет фигурировало музыкальное просветительство. Этой цели как нельзя лучше служили брошюры, созданные в жанре путеводителя и призванные ознакомить рядового слушателя с содержанием нового музыкально-театрального произведения. Названный подход нашел свое отражение в многочисленных «путеводителях-пояснениях» А. Бретаницкой, Е.Бонч-Осмоловской, Л.Поляковой, Ю.Фрид-лянд, и др. по отечественным операм15. Описательный тип изложения являлся характерной чертой и путеводителей по отечественным балетам, авторами которых являлись П.Карп, Г.Орджоникидзе, Н.Семеновская, Р.Фархадова, и др.16. В брошюрах-путеводителях большая часть посвящена истории создания произведения, освещению его сценической жизни, разбору сюжета и либретто. Лучшие образцы работ этого жанра демонстрируют соединение разных методов исследования, при котором текст включает кроме точечного описания сюжета по действиям и картинам, отдельные фрагменты музыкального анализа. Данный подход, как и либреттологический, представляется логичным при ознакомлении с новым произведением, а потому остается акту-
13 Кремлев Ю. Эстетические проблемы советской музыки. - Л.: 1959; Попов Ин. Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке. - М.: 1971; Хубов Г. «В бурю» // Советская опера: Сб. крит. ст. - М.: 1953. -С. 444 - 45; Ярустовский Б. Образ положительного героя в советской опере // Там же - С. 117 - 131.
14 Игдалова Г. Советская героико-патриотическая опера в аспекте социалистического мифосознания // Русская культура и мир: Тез. док. уч. межд. науч. конф. Нижего-род.пед. ин-т ин. яз. - Н. Новгород: 1993. - С. 286 - 288.
15 Бонч-Осмоловская Е. Опера В.Шебалина «Укрощение строптивой». - М.: 1962; Бретаницкая А. «Нос» Д.Д.Шостаковича. - М.: 1983; Полякова Л. «Семья Тараса» Д.Кабалевского. - М.: 1953; Фридлянд Ю. Опера «Игрок» С.Прокофьева. - М.: 1979.
16 Карп П., Левин С. «Каменный цветок» С.С.Прокофьева - Л.: 1963; Орджоникидзе, Г. «Отелло» А.Ма-чавариани. - М.: 1958; Семеновская Н. Балет С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке». - М.: 1961; Фархадова Р. Балет «Семь красавиц» Кара Караева. - Баку: 1957.
альным до нашего времени. Описательный принцип изложения является одним из традиционных в музыковедении, и также неизбежен при характеристике малознакомого сочинения. Научная же ценность названных работ определяется в зависимости от глубины постижения каждым конкретным автором особенностей музыкальной композиции сочинения, и качества его отражения в тексте.
Информационно-исторический подход. Идее музыкального просветительства служили «театральные летописи» - традиционная форма изданий о истории и деятельности отечественных музыкальных театров. В рамках исторических очерков в этих книгах рассматривались и постановки современных отечественных опер и балетов, обычно в контексте всего театрального репертуара. Среди большого количества изданий о различных российских музыкальных театрах следует выделить наиболее крупные и точные, каковыми являются летописи столичных академических театров - Большого театра в Москве и театра оперы и балета имени С.М.Кирова в Петербурге17. Известны также книги об истории Одесского, Минского. Львовского, Пермского, Горьковского и других театров18. Красочно иллюстрированные фотоматериалами, издания о провинциальных театрах являются ценным познавательным материалом для рядового читателя, но «грешат» обидным количеством фактических ошибок и неточностей, поскольку их авторы не всегда тщательно исследуют документальные источники. Наиболее убедительно и самоценно выглядят сводные афиши репертуаров19. Информационно-исторический подход является необходимым при исследовании истории театра, разнообразные сведения об истории коллективов требуют систематизации и научного обобщения, однако факты, приведенные в таких изданиях, нуждаются в основательной проверке.
17 Грошева Е. Большой театр Союза ССР. Обзор творческой деятельности 1917 - 1975 гг. - М.: 1978; Буданова Т. Государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова. - Л.: 1966.
18 Беляков Б. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком (1778 - 1980). - Горький: 1980; Дмитрии Г., Антонова К. Челябинский оперный (1956 - 1966). - Челябинск: 1967; Келлер И. Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный академический театр оперы и балета имени П.И.Чайковского. - Пермь: 1971; Паламарчук О., Пилипюк В. Львовский государственный академический театр оперы и балета им. Ивана Франко - Киев: 1988; Розен Л., Шумакова Л. Одесский театр оперы и балета. - Одесса: 1964; Смольский Б. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета. - Минск: 1963.
19 Язовицкая Э. Репертуар советского оперного театра за 1951 / 52 - 1961 / 1962 // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. - Вып.3. - М.;Л.: 1964. - С. 143 - 174.
Музыкально-аналитический подход подразумевает различные ракурсы исследования, когда музыкальная сторона произведений рассматривается с позиций музыкальной драматургии и композиции, стиля, жанра и т.д. Анализ музыкальной драматургии реализуется в выявлении особенностей конструкции целого, соотношения отдельных элементов друг с другом и в создании посредством вышеназванного целостной структуры. Основы музыкально-драматургического анализа оперного текста относительно классического наследия изложены в книге М.Друскина20. Примером «образцового» музыкально-драматургического анализа оперного текста на наш взгляд является книга Э.Фрид о «Хованщине» Мусорг-ского21, демонстрирующая исчерпывающую глубину интонационного анализа, полноту разнообразных точек зрения в многоаспектности исследования, научную корректность и аргументированность выводов. Разработанный на основе асафь-евских принципов исследования, музыкально-драматургический подход использует в своих очерках об опере ХХ века Б.Ярустовский22. В отдельных моментах приближающимися к этой высочайшей планке можно назвать аналитические статьи Л.Александровского, А.Баевой, А.Тара-канова23 и др. Специфические проблемы музыкальной драматургии современной отечественной оперы (композиция целого, трактовка конфликта, роль песенного начала) на примере анализа конкретных произведений музыкально-театрального жанра отечественных композиторов освещаются в работах Л.Гавриловой, И.Топилиной, Р.Коса-чевой, В.Линденберги, Л.Поляковой24 и др. Му-
20 Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы на материале классического наследия. - Л.: 1952.
21 Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусорского. - Л.: 1974.
22 Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы ХХ века.
- М.: 1978.
23 Александровский Л. Музыкальная драматургия оперы С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» // Из истории русской и советской музыки. - М: 1971. - С. 189 -206; Баева А. Принципы моделирования жанра и музыкальная драматургия в опере Стравинского «Похождения повесы» // Музыкальный современник: Сб.ст. - Вып. 6.
- М.: 1987. - С. 127 - 147; Тараканов М. Музыкальная концепция балета Р.Щедрина «Анна Каренина» // Музыкальный современник: Сб.ст. - Вып. 2. - М.: 1977. -С. 124 - 153.
24 Гаврилова Л. Некоторые черты композиционной драма-
тургии советской оперы 70-х годов (на примере «Марии
Стюарт») // Выразительные средства музыки: Межвуз. сб. ст. - Красноярск: 1988; Косачева Р. О роли песенного начала в драматургии современной советской оперы // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. - М.: 1982. - С. 96 - 132; Линденберга В. В поисках современности (оперное творчество композиторов Советской Прибалтики и новые черты музыкальной драматургии). Исследование. - Л.: 1988; Полякова Л. Некоторые вопросы драма-
зыкальная драматургия отечественного балета не реже становилась объектом исследований в отдельных статьях и развернутых трудах25. Причем, балет во многих работах рассматривался именно как театральный жанр, объединяющий музыку и хореографическое действие. То есть музыкальная драматургия сочинения разбиралась в неразрывной связи с драматургией хореографической. Этот подход демонстрируют статьи С.Давлекамовой, К.Саквы, Ю.Слонимского и др.; музыковед Х.Кашкай выносит обозначение ракурса исследования в название всей работы -«Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в азербайджанском балете»26. Музыкально-драматургический подход на наш взгляд, один из самых важных и существенных для постижения композиторского замысла произведения. Выявление закономерностей и особенностей конкретного музыкально-театрального сочинения в связи с жанром или драматургией литературного сочинения позволяет охарактеризовать авторскую концепцию, оценить произведение с позиций традиций и новаторства. В качестве отдельного ракурса исследования отечественной оперы и балета необходимо указать так называемый «жанровый» аспект, подразумевающий исследование художественных образцов музыкального театра с позиций воплощения тех или иных жанровых черт и их пограничных сочетаний. Среди целого ряда самобытных и научно значимых статей27 глубиной и масштабностью исследо-
тургии советской оперы // Вопросы музыкознания: Сб.ст.
- Т. 3. - М.: 1960. - С. 86 - 123.
25 Богданова А. О балете А.Эшпая «Ангара» // Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. - Вып. 4. - М.: 1982. - С.154 - 160; Катонова С. Музыка советского балета. - Л.: 1980; Советский балетный театр 1917 - 1967. - М.: 1976; Тараканов М. Музыкальная драматургия в советском балете // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров: Сб. ст. - М.: 1982. - С. 133 - 183; Чернова Н. О балетах больших и малых (к вопросу о драматургических принципах балетного спектакля) // Там же - С. 184 - 230.
26 Давлекамова С. «Золотой век» Д.Шостаковича -Ю.Григоровича // Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. - Вып. 5. - С. 146 - 166; Саква К. Единство замысла и воплощения // Музыка России. - Вып. 2. -М.: 1978. - С. 213 - 232; Слонимский Ю. Поговорим о «Каменном цветке» // В честь танца. - М.: 1968. - С. 290
- 298; Кашкай Х. Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в азербайджанском балете. - М.: 1987.
27 Басюк М. Камерная опера как жанровая разновидность оперы XX века // Проблемы музыкальных жанров: Сб. трудов. - Вып. 54. - М.: 1981. - С. 72 - 88; Галушко М. Новая жизнь песенной оперы // Стилевые тенденции в советской музыке 1960 - 1970-х годов: Сб. науч. тр. - Л.: 1979. - С. 18 - 33; Куриленко Е. Понятие жанра современного балета // Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. - Вып. 4. - М.: 1982. - С. 87 - 104; Москович Е. Рок-опера. К проблеме жанра (на примере рок-оперы «Тиль Уленшпигель» Р.Гринблата и «Юнона и Авось» А.Рыбникова) // Музыкальные жанры: История и совре-
вания выделяется работа Л.Данько «Комическая опера в XX веке»28. В названном труде рассматривается генезис жанра, прослеживается его эволюция, дается типология и анализируются наиболее яркие образцы (в том числе такие современные отечественные оперы, как «Нос» Д.Шостаковича, «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева). Научно новыми и актуальными для своего времени стала идея автора о влиянии комической оперы на появление нового жанра -мюзикла. Такой подход к изучению музыкально-театральных произведений позволяет выявить стилистические тенденции и приемы музыкальной драматургии, общие для целого ряда сочинений; дает возможность осуществить выводы о специфике их сценического решения на различных театральных подмостках. Анализ музыкального сочинения с позиций специфики композиторского стиля реализует интересы исследователей в узко-профессиональном плане, акцентируя специфику использования композитором отдельных средств музыкальной выразительности в создании целого. Авторы многочисленных статей (чаще всего музыковеды или композиторы) анализируют конкретные сочинения также с позиций стилистической преемственности и новаторства. В сферу научного исследования этого подхода попадают вопросы лада и тональности29, вокальной интонации30, гармонии31, оркестрового письма32 и др. Такие статьи, посвященные локальным проблемам, обычно невелики по масштабу и четко структурированы. Выход на уровень стилистиче-
менность: тезисы докладов. - Горький: 1989. - С. 115 -118; Сабинина М. Опера-оратория и моноопера // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. - М.: 1982. -С. 19 - 63; Ткаченко В. Новая разновидность оперного жанра (к проблеме освоения рок-оперы на советской сцене) // Теоретические проблемы советской музыки: Сб. науч. тр. - М.: 1988. - С. 126 - 138; Шапилов В. Жанровые принципы камерной лирико-психологической оперы в русской и советской музыке// Теоретические проблемы советской музыки: Сб. науч. тр. - М.: 1988. - С. 75 - 90.
28 Данько Л. Комическая опера в XX веке. - Л.: 1986.
29 Хархута И. К вопросу тональности в опере Д.Шостаковича «Нос» // Проблемы музыкальной науки: Сб.ст. - Вып. 7. - М.: 1989. - С. 158 - 174.
30 Асланьян М. Некоторые наблюдения над вокальным стилем оперы С.Прокофьева «Игрок» // Проблемы музыкальной науки: Сб.ст. - Вып. 7. - М.: 1989. - С. 142 -157; Девятова О. Опера «Мария Стюарт» С.Сло-нимского: Об интонационной природе вокального мелоса - Свердловск: 1989.
31 Волховская Е. «Мария Стюарт» в системе гармонического мышления С.Слонимского // Советская музыка 70 -80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: Сб. науч. тр. - Л.: 1989. - С. 125 - 141.
32 Благодатов Г. Применение оркестра в советской опере // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. - Вып. 3. -
Л.: 1964. - С. 100 - 114; Рубцова В. Заметки об оркестре в
операх С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Дуэ-
нья» и Д.Шостаковича «Нос» // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. - Вып. 15. - Л.: 1977. - С. 120 - 138.
ских обобщений подразумевает более глубокое и масштабное исследование, иногда разрастающееся до диссертационного33. Данный исследовательский подход является необходимым при изучении отдельного музыкально-театрального произведения и достаточно плодотворным при обращении к сочинениям, принадлежащим перу одного композитора. В большинстве случаев подобный подход освещает лишь одну определенную грань музыкальной ткани сочинения и может стать первым этапом полномасштабного изучения произведения.
«Постановочный» подход. Современные отечественные опера и балет как произведения музыкально-театрального жанра могут быть исследованы с позиций их сценического воплощения. В этом случае объектом исследования становится не музыкальное произведение, а спектакль на конкретной театральной сцене. Сценическая судьба музыкально-театральных произведений волнует и музыкальных критиков, и историков-музыковедов. Исследователей интересуют причины невостребованности того или иного произведения театральными коллективами, причины «жизнеспособности» или быстрого «забвения» спектакля. Статьи подобного типа, констатирующие различие сценических решений, но не дающие их глубокого анализа, решаются в жанре рецензии на спектакль и публикуются в периодической печати34. Из этого списка выделяются как более глубокие статьи, демонстрирующие сравнение сценических версий спектаклей35. В рамках постановочного подхода наиболее интересными и глубокими, на наш взгляд, являются статьи, принадлежащие самим создателям спектакля - режиссерам, дирижерам, балетмейстерам. Такой ракурс можно считать исполнительским, поскольку авторы освещают проблему «изнутри». В качестве примеров таких работ можно привести
33 Швидко Н. «Маддалена» Прокофьева и проблема становления его раннего оперного стиля: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М.: 1988.
34 Белова Е. Три версии одного балета (о балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок» на сценах Воронежского, Одесского и Ленинградского имени С.М.Кирова театров оперы и балета) // Советская музыка. - 1984. - № 7. -С. 68 - 70; Карагичева Л. Театр Кара Караева и его судьба // Советский балет. - 1988. - № 5. - С. 30 - 32; Чернова Н. Путь «Спартака» // Музыкальный современник: Сб. ст. - Вып. 2. - М.: 1977. - С. 103 - 123; Шехонина И. Второе рождение спектакля-ветерана // Музыкальная жизнь. - 1981. - № 11. - С. 4 - 5.
35 Иняхин А. Такие разные оперы // Театр. - 1994. -№ 3. - С. 43 - 48; Ладыгин Л. Музыкальное содержание балета «Ромео и Джульетта» и варианты его хореографического воплощения (опыт музыкально-хореографического анализа) // Московский музыковед. - Вып. 2. - М.: 1991. - С. 117 - 135; Черномурова И., Чистякова М. Двухголосная инвенция на тему Прокофьева («Маддалена» в Минске и Самаре) // Музыкальная академия. - 1992. -№ 2. - С. 111 - 115.
статьи Ю.Гамалея и Б.Покровского36. Общие и конкретные вопросы, касающиеся режиссерского решения современной отечественной оперы, освещаются с разной степенью подробности отдельными режиссерами в собственных монографических трудах. В качестве наиболее представительных из них необходимо назвать книги Е.Акулова, Б.Покровского, Н.Савинова и Л.Ротбаум37. Постановочный подход к исследованию современных отечественных произведений музыкально-теаральных жанров является, с нашей точки зрения, одним из самых плодотворных и эффективных, поскольку только он позволяет доказательно выявить степень реализации композиторского замысла в спектакле, сравнить различные постановки, оценить спектакль как целое явление музыкально-театрального жанра во всем комплексе его выразительных средств. Обратной стороной этого подхода является сложность его осуществления (поскольку наиболее профессионально такой анализ может быть произведен одним из создателей или участников спектакля) и субъективность оценки результата.
Культурологический и эстетический подходы. Мы намерено объединили два этих исследовательских подхода, поскольку они основаны на едином принципе - привнесения в музыкознание положений и методов из смежных гуманитарных дисциплин - культурологии, эстетики, литературоведения. К опыту смежных областей науки музыкознание стало обращаться со второй половины ХХ века, в наше время названные исследовательские подходы стали особенно популярными. Рецензии на современные постановки отечественных опер и балетов затрагивают не только узкоспециальные проблемы, но и вопросы философско-эстетического плана38; статьи о новых сочинениях выводят на уровень поэтики музыкально-театральных жанров39. Данный подход дает возможность рассмотреть новое произведение в контексте культурных явлений своего времени, оце-
36 Гамалей Ю. Ваш вариант лучше // Советский балет. -1991. - № 4. - С. 29 - 30; Покровский Б. Размышления об опере. - М.: 1979.
37 Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. -М.: 1978; Покровский Б. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. - М.: 1985; Савинов Н. Мир оперного спектакля: заметки режиссера. - М.: 1981; Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. Записки режиссера. - М.: 1980.
38 Бялик М. Вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели // Музыкальная академия. - 1999. - № 4.
- С. 9 - 14; Девятова О. Русская мистерия о царе-ироде // Музыкальная академия. - 1999. - № 3. - С. 47 - 53.
39 Данько Л. Заметки о поэтике оперы ... - С. 4 - 17; Хан-натва Е. Поэтика оперы А.Шнитке «Джезуальдо»: Лабиринты смыслов // Музыковедение. - 2008. - № 7. - С. 42
- 49; Яськевич И. Постмодернистские тенденции в современной отечественной опере // Музыкальная академия. -2007. - № 3. - С. 50 - 60.
нить его с позиций общих категорий гуманитарного знания.
Проблемно-дискуссионный подход. Названный исследовательский подход нашел отражение в жанре «круглого стола», проводившегося в разные годы профессиональными музыкально-театральными журналами «Советская музыка», «Балет», «Театр» и секциями Всероссийского театрального общества (ВТО). Предметом исследования здесь становились как отдельные музыкально-театральные произведения и их постанов-ки40, так и проблемы музыкально-театральных жанров в целом41. Участие в этих дискуссиях профессионалов-музыкантов, критиков, музыковедов, делает эти дискуссии научно-значимыми в глазах исследователя. Данный подход, подтверждая мысль о том, что истина рождается в споре, позволяет участникам высказывать абсолютно противоположные мнения. Такой тип подачи материала демонстрирует многообразие аспектов оценки музыкально-театрального произведения, но каждое мнение выражено достаточно кратко и по большей части лишено доказательной базы.
В данной статье мы перечислили основные подходы к изучению произведений музыкально-театральных жанров современных отечественных композиторов, дали им названия и охарактеризовали с точки зрения исторической перспективы и научной ценности. Следует признать, что в чистом виде обозначенные нами подходы используются современным музыкознанием сравнительно редко - даже в рамках небольшой статьи исследователи применяют их два и более. Традиционно объединяются такие подходы, как «либреттоло-гический» и «музыкально-драматургический» «либреттологический» и «стилистический»43; «стилистический» или «музыкально-драматурги-
42-
ческий» и «постановочный»44 и т.д. Тем более объединение подходов характерно для масштабных исследований - книг, монографий, диссерта-ций45. Применение нескольких исследовательских подходов в рамках одной работы позволяет комплексно рассмотреть проблему, выйти на «стык» наук, что является характерной чертой современного гуманитарного знания.
40 Нестьева М. Целостность спектакля - где она? // Музыкальная академия. - 2007. - №1. - С. 126 - 136.
41 Васильев В. Опера: слушать или смотреть? // Музыкальная академия. - 2006. - № 1. - С. 104 - 109; Эпическая опера - как ее ставить? // Музыкальная академия.
- 1996. - № 1. - С 114 - 150.
42 Друскин М. Опера Пащенко «Помпадуры» // История и современность: сб.ст. - Л.: 1960. - С. 261 - 267; Друскин М. Опера Д.Кабалевского «Кола Брюньон» // Там же. - С. 237 - 247; Медриш И. «Музыкальные ключи» оперы «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича // Музыка и время. - 2007. - № 8. - С. 24 - 27.
43 Богданова А. О некоторых особенностях стиля оперы Д.Д.Шостаковича «Игроки» // Музыкальный современник: сб.ст. - Вып. 5. - М.: 1986. - С.75 - 89.
44 Кашкай Х. Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в балете А.Меликова «Легенда о любви» // Музыка и хореография современного балета.
- М.: 1982. - С. 161 - 183; Милка А. Яркая партитура, интересное воплощение. Новая опера Слонимского «Мария Стюарт» // Советская музыка. - 1982. - № 2. -С. 26 - 31; Рубцова В. Опера рождена для сцены // Музыка России. - Вып. 2. - М.: 1978. - С. 145 - 172.
45 Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - Изд. 2-е, доп. - М.: 1971; Гаврилова Л.В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского (парадигмы метатекста): Автореф. дис. ... докт. искусствовед. -СПб.: 2001; Степанова О. Театр масок в опере С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». - М.: 1972; Тараканов М. Ранние оперы Прокофьева. - Магнитогорск: 1996.
RESEARCH APPROACHES TO THE STUDY OF OPERAS AND BALLETS BY RUSSIAN COMPOSERS OF THE 20TH CENTURY
© 2010 A.V.Lazanchina°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article covers the history of musical study problems of contemporary operas and ballets. The author has systematized research approaches to the study of this issue, has given examples of the most famous works on the chosen topic.
Key words: musical theatre, contemporary Russian opera; contemporary Russian ballet, contemporary composers of the XX century, research approach, Kuibyshev / Samara Opera and Ballet House, libretthology, musical dramaturgy, scenic concept of the performance.
o
Lazanchina Anna Vasilevna, Senior lecturer of History and Theory of Music Department. E-mail:Lazanca@mail ru