педагогические науки
Луговский Владимир Алексеевич, Кох Марина Николаевна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ...
УДК 378.147 (075.8)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
© 2018
Луговский Владимир Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология и педагогика» Кох Марина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» Кубанский государственный аграрный университет (350044, Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, е-mail: [email protected])
Аннотация. Медиакомпетентность - способность человека к системному осмыслению действительности, критическому отношению к фактам, сообщениям, текстам, это свойство личности, обуславливающее конкурентоспособность современного человека во всех сферах его жизнедеятельности. Анализ работ других авторов по проблеме позволил определить медиакомпетентность как феномен психики человека, имеющий уровневое строение, первопричиной которого является познавательная потребность человека, возникающая на основе инстинктивных влечений, в результате обучения и воспитания в рамках специальных образовательных программ. Выделены показатели медиакомпетентности. Целью данной статьи стало обоснование ведущей роли исследовательских методов обучения в развитии медиакомпетентности обучающихся в вузе. В качестве метода исследования уровня медиа-компетентности автор предлагает использовать метод анализа продуктов деятельности, где в качестве объекта исследования выступают тексты докладов студентов по учебной дисциплине. По результатам исследования выявлен достаточно низкий уровень медиакомепетентности по основным показателям. На основе чего, делается вывод о необходимости формирования ценности научного знания, позволяющего студенту ориентироваться во всем потоке медиаинформации и мотивирующего его на дальнейшую исследовательскую работу. Инструментом формирования медиакомпетентности обучающихся в вузе автор предлагает рассматривать учебную деятельность, организованную с применением исследовательских методов обучения.
Ключевые слова: информационное общество, информация, компетентность, медиакомпетентность, медиао-бразование, потребность, мотив, ценность, критическое мышление, знание, уровневое развитие, фактор развития, показатели медиакомпетентности, исследовательские методы обучения.
RESEARCH METHODS OF TRAINING AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MEDIA COMPATIBILITY ATTENDING IN THE HIGH SCHOOL
© 2018
Lugovsky Vladimir Alekseevich, doctor of historical sciences, professor,
head of the department "Psychology and Pedagogy" Kokh Marina Nikolaevna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Kuban State Agrarian University (350044, Russia, Krasnodar, Kalinina Street, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. Media competence is a person's ability to systemically comprehend reality, critical attitude to facts, messages, texts, this property of a person, which determines the competitiveness of a modern person in all spheres of his life activity. The analysis of the work of other authors on the problem made it possible to define media competence as a phenomenon of the human psyche, having a level structure, the primary cause of which is the cognitive need of a person, arising on the basis of instinctual drives, as a result of training and education within the framework of special educational programs. Indicators of media competence. The purpose of this article was to substantiate the leading role of research methods of teaching in the development of media competence of students in a university. As a method of investigating the level of media competence, the author suggests using the method of analyzing the products of activity, where the texts of students' reports on the subject matter are used as the object of research. Based on the results of the study, a fairly low level of media competence was identified in terms of key indicators. On the basis of which, it is concluded that it is necessary to form the value of scientific knowledge, which allows the student to navigate the entire flow of media information and motivates him to further research work. The author proposes to consider the educational activity organized using research methods of teaching as a tool for forming media competence of students in a university.
Keywords: information society, information, competence, media competence, media education, need, motive, value, critical thinking, knowledge, level development, development factor, media competence indicators, research methods of teaching.
На сегодняшний день постиндустриальное общество - это новый период в истории современной цивилизации, начало которого обусловлено изменениями в экономике, политике и духовной сфере. Научно-техническая революция середины XX века сделала ведущими направлениями производства отрасли, связанные с высокоинтеллектуальными технологиями, а главными ресурсами в развитии общества знания и информацию.
Информация стала фактором социальной действительности, порождающим социальное неравенство. Начиная с 70-х годов прошлого столетия социологи стали говорить о качественно новой зарождающейся элите общества, которая объединяет в себе людей, обладающих знанием о наиболее прогрессивных вариантах развития производства и общества в целом. Интеллектуальный капитал становится доминирующим фактором производства [1-4]. Информация доступна всем, однако лишь часть населения способна ее полноценно усвоить и рационально использовать в своих целях, то есть реально
ею владеть. Сегодня такие специфические способности человека принято обозначать понятием «медиакомпетентность». На наш взгляд, медиакомпетентность - термин, возникший в связи с различиями людей по уровню способности владеть информацией в смысле ее понимания, осмысления и осознания ее реальной ценности. В современном обществе медиакомпетентность выполняет следующие функции: коммуникативную, культурологическую, адаптивную, развивающую, аксиологическую и аналитическую [5]. На наш взгляд, способность к анализу и оценке медиатекстов, их критичному осмыслению и интерпретации обеспечивает современному человеку достаточный уровень конкурентоспособности во всех сферах его жизнедеятельности [6].
Имеющиеся на сегодняшний день исследования по проблеме носят в основном прикладной характер и реализуются как целевые исследовательские программы либо проводятся при поддержке грантов, прежде всего, в рамках теории и методики профессионального образо-
Lugovsky Vladimir Alekseevich, Kokh Marina Nikolaevna pedagogical
RESEARCH METHODS OF TRAINING AS MEANS ... sciences
вания. Медиакомпетентность, представляет собой, прежде всего, ряд способностей человека, вид компетентности (Р. Кьюби, Дж. Поттер и В. Вебер, А.В. Федоров и др.). А.В. Федоров дает следующее определение понятия: «Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [7].
Авторы обращающиеся к проблеме медиакомпетент-ности говорят о развитии феномена, его становлении на жизненном пути личности. С.Л.Троянская предлагает следующие уровни развития медиакомпетентности:
1) медиакритика как аксиологический феномен, ориентированный на совершенствование готовности личности к оценочной деятельности, с аналитическим, рефлексивным и ценностным (социально-ответственным подуровнем);
2) знание о медиа с информативным и инструментально-техническими подуровнями;
3) медиапотребление с компетенциями восприятия и интерактивной деятельности;
4) медиаконструирование с инновационным и креативным подуровнями [8].
Большинство авторов первопричиной медиакомпе-тентности указывают мотивы личности. О роли мотивации в познавательной активности человека писал Л.С. Выготский: «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция» [9].
В основе мотивов человеческой деятельности лежат потребности. Психологические концепции потребностей большинства современных авторов базируются на представлении о многоуровневости потребностей. Общий принцип построения иерархии заключается в том, что та или иная группа потребностей соответствует определенному виду деятельности и выстроена вертикально в соответствии с законом развития потребностей: более высокий уровень отражает более высокую ступень социализации. Началом каждой группы потребностей является определенный биологический прототип, свойственный почти в равной мере и животным, и младенцу (К. Б. Каверин, Г. Мюррей, А. Маслоу, П.В. Симонов и др.). Медиакомпетентность как способность к анализу и оценке медиатекстов, их критичному осмыслению и интерпретации связана с познавательной потребностью личности. Познавательная потребность относится ко вторичным, психогенным потребностям, возникающим на основе инстинктивных влечений, в результате обучения и воспитания [10].
Основанием познавательной потребности является врожденный ориентировочный рефлекс, где информация, первоначально - это раздражитель, на который человек реагирует. На первом, начальном уровне, существует так называемая потребность в новых впечатлениях, которая наиболее ярко выражена у детей раннего возраста. Новизна, необычность информации в этом возрасте обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляет наблюдать, осмысливать, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации. Эти процессы представляют основу для следующего уровня познавательной потребности - любознательность человека. Уровень характеризуется личностным отбором информации, которая к нему поступает, более целенаправленной познавательной активностью, личностным отношением к знанию. Именно на этом уровне проявляется собственно потребность в знании [11]. Логично предположить, что следующий уровень развития познавательной потребности человека характеризуется тем, что познавательная потребность уже не стихийна, а 144
отражает жизненные ценности личности. На этом этапе познавательная потребность проявляется как стремление человека к определенной области знаний, связанной с профессиональной деятельностью личности. Это информация, которая признана профессиональным сообществом в качестве значимой, достоверной - то есть является для человека ценной. Данный вывод является переходом на понятие ценности личности.
На наш взгляд, уровневость в развитии медиаком-петности проявляется в том, что, первоначально, меди-акомпетентность связана с деятельностью, инициируемой потребностями человека. На более высоком уровне своего развития медиакомпетность ассоциирована с деятельностью, мотивообразующим фактором которой являются ценности личности. Обоснование такому предположению находим у Д.А. Леонтьева. Согласно автору, потребности являются результатом взаимодействия человека с миром «один на один», как субъект потребности он всегда одинок и изолирован. Ценности, наоборот, человек усваивает как член социальных общностей в которые он включен. Человек взаимодействует с миром через ценности как представитель определенных групп. Потребности направляют человека изнутри, ценности притягивают к себе извне [12; 13].
Познавательная потребность как и любая другая способна воспроизводиться, то есть, чем больше человек познает, тем больше он желает узнать. Сформированные ценности человека определяют во многом его объект познания и становятся фактором, определяющим в дальнейшем его познавательную деятельность.
В психологии признан факт принципиальной ненасыщаемости познавательной потребности. Осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность, а реализация процесса познания в определенной среде способствует усвоению ценностей этой среды. Данный факт объясняет мнения ученых, которые говорят о необходимости разработки специальных программ по развитию медиакомпетентности личности [8]. Эти программы подразумевают, прежде всего, деятельность обучения, в ходе которой, как предполагается, идет развитие медиакомпетентности личности.
На наш взгляд, наиболее продуктивным и приближенным к реальной жизни является вариант, когда меди-акомпетентность является результатом освоения ОПОП ВО и рассматривается в качестве компонента профессиональной компетентности обучаемого, независимо от направления подготовки.
А.В. Федоров под медиаобразованием понимает процесс с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Автор считает, что обретенная в процессе медиаобразования меди-акомпетентность способствует активному использованию информации поступающей из СМИ, интернета [7].
Проблеме формирования медиакомпетентности в условиях профессионального образования посвящены работы Д. Бааке, К. П. Троймана, У. Зандер, Д. Майстер и др. Медиакомпетентность с точки зрения авторов -результат личностно-субъективных обретений студента в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению к медиа [7].
Исследователи занимающиеся данной проблемой отмечают, что современная концепция медиаобразова-ния скорее направлена на внедрение новых технологий получения информации, в то время как в тени остается проблема разработки методов адекватной психологической защиты сознания обучающихся от агрессивных информационных воздействий, развития критического мышления. Проблема, на наш взгляд, в недостаточном концептуальном обосновании подобных образовательных программ. Исходя из анализа работ по проблеме,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Луговский Владимир Алексеевич, Кох Марина Николаевна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ...
концептуальной основой образовательных программ в части реализации цели формирования медиакомпете-ности личности видим теоретические основы проблемы интеллекта и ценностно-смысловой сферы человека.
Интеллект человека характеризуется способностью к анализу, синтезу, абстракции, сравнению и обобщению, то есть, это способности, которые обуславливают медиакомпетентность личности. Сравнение выступает первичной формой теоретического и практического познания, анализ и синтез обеспечивает более глубокое познание действительности [14].
Способность к мышлению обеспечивает необходимый уровень психической активности человека и является основанием для формирования критического мышления. Критическое мышление позволяет человеку выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Детальное определение понятия «критическое мышление» дают R.W. Paul, M. Scrivea Под критическим мышлением авторы понимают интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия [15].
В деятельности учения критическое мышление проявляется в овладении студентом разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способности выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения [16].
Экспериментальные исследования показали эффективность применения в формировании критического мышления у обучающихся исследовательских, тренин-говых, проблемных методов обучения [5; 8].
Однако, как показывает опыт преподавательской деятельности в вузе, современные студенты в большей мере ориентированы на тренинговые и проблемные методы обучения, в то время как исследовательские методы привлекают лишь отдельных студентов, тех, которые ориентированы в дальнейшем на научную работу. Здесь имеет место проблема отсутствия ценности научного знания в сознании студента. Решение видим в популяризации исследовательской работы обучающегося в вузе. Исследовательская группа методов реализуется в плане активного взаимодействия студента с научной средой вуза, где в качестве ценности рассматривается объективное, аргументированное научное знание, которое является результатом научных исследований. Ценностью признаются и источники такого знания: рецензируемые научные периодические издания, научные монографии, диссертационные исследования. Обретая статус личных ценностей, в свою очередь, подобного рода ценности мотивируют студента на поиск соответствующей информации и формируют в его сознании опорные точки для ориентации во всем потоке информации. Критичность мышления закрепляется в структуре личности и требование доказуемости, аргументированности переносится на любое утверждения поступающее извне.
Для определения уровня медиакомпетентности современных студентов нами был проведен анализ докладов, выполненных описанной выше группой студентов в течение семестра по дисциплине «Психология». Прежде всего, был проанализирован список литературы к тексту доклада. Из результатов проведенного анализа следует, что у студентов отсутствует способность ориентироваться в источниках, критически относиться к информации, о чем свидетельствует недостаточное обращение к первоисточникам информации (60 % позиций в списке литературы - электронная ссылка на тот или иной сайт). Анализ текста докладов показал, что лишь в 10 % студенческих докладов присутствует собственная точка зрения по тому или иному вопросу. Студенты испытывают затруднения при необходимости сравнить
мнения разных авторов, избегают обращаться к альтернативным точкам зрения по вопросу - лишь в 20 % докладов студенты проявили аналитические способности такого рода.
Таким образом, в 21 веке знания и информация стали ведущими факторами глобальных изменений в экономике, политике и духовной сфере общества. Наряду с позитивными тенденциями в развитии общества информационная революция обозначила проблему способности современного человека к целостному, системному осмыслению медиаинформации, отсутствие критического отношения к полученному знанию. Способность к анализу и оценке медиатекстов в современной науке обозначена понятием «медиакомпетентность». Медиакомпетентность - обретаемое свойство личности, имеющее уровневое строение. Ведущим фактором формирования медиакомпетности является потребность в познании, на более высоком уровне мотивообразующим фактором медиакомпетности являются ценности личности. Факт ведущей роли образовательной среды в формировании ценности истинного знания обуславливают идею о развитии медиаобразования в России. В отличие от мнения других авторов, полагаем, что наиболее приближенным к жизни является тот вариант медиао-бразования, когда формирование медиакомпетентности является функцией ОПОП (основная профессиональная образовательная программа). Ведущим инструментом в формировании медиакомпетентности обучающихся в вузе рассматриваем исследовательские методы обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. 784 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.
3. Крауч К. Постдемократия / пер. с англ. Н.В. Эдельмана. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 192 с.
4. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс, 2006. 592 с.
5. Байдаров Е.У. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст // Материалы международной научной конференции. г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. 2010. 762 с.
6. Кох М.Н. К вопросу о формировании медиаком-петентности как актуального свойства человека в современном обществе // материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2018 г.). Сборник статей / Отв. ред. О.Е. Павловская; ФГБОУ ВО «КубГАУ». - Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2018. - 304 с. С. 176-179.
7. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // «Инновации в образовании». - Москва. 2007. № 10. C. 75-108.
8. Троянская С.Л. Медиакомпетентность личности в процессе образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й международной конф: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под научн. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, - Вып. 13. - СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. Ч. I. 582 с. С. 138-142.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 502 с.
10. Исачкова Л.Н., Леошко В.П. Образовательные нужды и потребности как объективная экономическая основа рыночного развития современного вуза Экономика и предпринимательство // Экономика и предпринимательство. 2015 г. № 5 (2). С. 908-911.
11. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2001.
12. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14.
Lugovsky Vladimir Alekseevich, Kokh Marina Nikolaevna RESEARCH METHODS OF TRAINING AS MEANS ...
pedagogical sciences
Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 448 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999. 720 с.
15. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform. National Council for Excellence in Critical Thinking. 1987.
16. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, 2007. 284 с.
Статья поступила в редакцию 19.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018
146
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)