Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская позиция / учитель / ученик / творческая деятельность / research position / teacher / student / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Надежда Николаевна

В статье рассмотрено соответствие исследовательской деятельности В.А. Сухомлинского как выдающегося педагога-практика и руководителя школы выявленным А.М. Скотниковой типам исследовательской позиции и их параметрам. Актуальность содержания статьи состоит в том, что условия педагогической деятельности В.А. Сухомлинского протекавшей в условиях «холодной войны» практически аналогичны требованиям к деятельности современных учителей в условиях санкционной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH POSITION OF V.A. SUKHOMLINSKY AS A TEACHER AND PRINCIPAL

The article considers the compliance of the research activities of V.A. Sukhomlinsky as an outstanding teacherpractitioner and head of the school identified by A.M. Skotnikova types of research position and their parameters. The relevance of the content of the article lies in the fact that the conditions of pedagogical activity of V.A. Sukhomlinsky, which took place in the conditions of the Cold War, are almost similar to the requirements for the activities of modern teachers in the conditions of the sanctions war.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-86 УДК 37

Савина Н.Н.

Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета, г Елабуга, Россия

E-mail: nanikosavina@mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

В статье рассмотрено соответствие исследовательской деятельности В.А. Сухомлинского как выдающегося педагога-практика и руководителя школы выявленным А.М. Скотниковой типам исследовательской позиции и их параметрам. Актуальность содержания статьи состоит в том, что условия педагогической деятельности В.А. Сухомлинского протекавшей в условиях «холодной войны» практически аналогичны требованиям к деятельности современных учителей в условиях санкционной войны.

Ключевые слова: исследовательская позиция, учитель, ученик, творческая деятельность.

Savina N.N.

Elabuga Institute (branch) of Kazan Federal University, Elabuga, Russia E-mail: nanikosavina@mail.ru

RESEARCH POSITION OF V.A. SUKHOMLINSKY AS A TEACHER AND PRINCIPAL

The article considers the compliance of the research activities of V.A. Sukhomlinsky as an outstanding teacher-practitioner and head of the school identified by A.M. Skotnikova types of research position and their parameters. The relevance of the content of the article lies in the fact that the conditions of pedagogical activity of V.A. Sukhomlinsky, which took place in the conditions of the Cold War, are almost similar to the requirements for the activities of modern teachers in the conditions of the sanctions war.

Key words: research position, teacher, student, creative activity.

Цель исследования: выявить соответствие содержания профессионально-исследовательской деятельности В.А. Сухомлинского типам и параметрам исследовательской позиции.

Профессионально-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского пришлась на послевоенное время, отмеченное самоотверженным трудом народа, направленным на восстановление разрушенного войной хозяйства. Несмотря на тяжелейшие материальные и людские потери, уже в ходе первой послевоенной пятилетки в стране была восстановлена и укреплена материальная база науки. Возник ряд таких новых научных центров, как: Институт ядерных проблем, Институт радиотехники и электроники. Возросла сеть научно-исследовательских учреждений. Была создана отечественная атомная техника, развивалась ядерная физика, крупные успехи были достигнуты физиками в овладении регулируемой термоядерной реакцией. На ускоренные темпы развития науки влияло не только желание измученного народа вернуться к нор-

мальным условиям жизни, но и начавшаяся новая, «холодная» война, означавшая длительное идеологическое, экономическое и военное противостояние двух мировых систем.

Холодная война между Советским Союзом и Западом диктовала условия первенства во всех отраслях жизни страны. Принципиально важное значение для ускорения технического прогресса страны имели теоретические работы в области автоматики и телемеханики, физики полупроводников и радиотехники, вычислительной математики, внедрение в производство быстродействующих электронных счетных машин. Высокие достижения науки в этих областях были неразрывно связаны с деятельностью академиков М.В. Келдыша, Н.Н. Боголюбова, И.М. Виноградова, А.Ф. Иоффе, А.Ю. Ишлин-ского, А.Н. Колмогорова, А. Л. Минца, И.Г. Петровского, А.Н. Тихонова и других крупнейших ученых.

Ученые и конструкторы А.Н. Туполев, О.К. Антонов, А.С. Яковлев в эти годы созда-

ли новые образцы сверхскоростных самолетов. В области химических наук были получены ранее неизвестные типы полимеров, обладающих высокой термической устойчивостью (работы А.Н. Несмеянова, Н.М. Жаворонкова и др.). Новые открытия в области астрономии были связаны с именами академиков В.А. Амбарцу-мяна и В.Н. Фесенкова. Мировую известность получили труды академика А.Н. Бакулева в области медицины.

Развитие естественных наук и техники осуществлялось во многом за счет развития научных методов исследования и, в свою очередь, развитие методов научного познания способствовало развитию науки и техники. Создавались высокопроизводительные станки-автоматы, сложнейшие машины и аппараты, автоматические линии, состоящие из ряда специальных станков. Возникновение атомной промышленности открыло новые возможности для прогресса страны. Кроме этого, все больше усиливался синтез между смежными науками, отдельные науки все чаще использовали данные смежных дисциплин и опирались на эти данные. Прогресс в той или иной науке стали определять успехами не только в данной области знаний, но и в смежных областях.

Развитие техники, непрерывное совершенствование процессов производства требовало специалистов, способных управлять новыми сложными машинами, автоматическими линиями и станками. Для их подготовки необходимы были выпускники школ, основательно владеющие знаниями основ наук, с высоким умственным потенциалом. В связи с этим возрастало значение общеобразовательной школы.

Учителя не остались в стороне от развития инициативы и активности ученых и трудящихся страны. Их творческий подъем был направлен на решение таких вопросов, как повышение эффективности воспитательной работы в школе, осуществление политехнического обучения, совершенствование содержания школьного образования, освоение новых учебных дисциплин, развитие умственных сил учащихся; приобщение и педагогов, и учащихся к исследовательской работе и т. д.

Наиболее яркой личностью в среде учителей этого периода был видный педагог, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный

учитель школы УССР, директор школы села Павлыш Кировоградской области Украинской ССР В.А. Сухомлинский (1918-1970 гг.).

Его профессионально-педагогическая деятельность поражает диапазоном и глубиной взглядов и убеждений. Но прежде всего, как воин, гражданин и педагог В. А. Сухомлинский направил свои усилия на формирование гуманной личности растущего человека. В круг его профессиональных интересов входили вопросы формирования культуры желаний человека (ребенка), культурного уровня семьи, культуры общения, эстетической и экологической культуры, культуры умственного труда, гражданского и трудового воспитания и т. д.

В. А. Сухомлинский приобрел широкую известность и признание как автор оригинальной, новаторской по своей сущности педагогической системы, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью педагогического процесса, нравственном смысле школьной жизни, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и т. д.

Многие педагогические идеи, разработанные В. А. Сухомлинским, изучены и нашли развитие и освещение в статьях и монографиях ученых. Так, особенности урока в дидактической системе В.А. Сухомлинского рассмотрены А.Я. Розенбергом [6]. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника, включающей философские аспекты, педагогические закономерности и принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского освещено в монографии Т.В. Челпа-ненко [13]. На основе комплексного подхода в монографии В.Г. Рындак осмыслены и систематизированы многие новаторские идеи В.А. Сухомлинского [7]. И.П. Ильинская рассмотрела проблемы формирования эстетической культуры у младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского [2], С.А. Курно-сова выполнила анализ идей трудового воспитания детей в работах В.А. Сухомлинского [4], Н.А. Крыжская акцентировала своё внимание на изучении проблемы актуализации эмоционально-волевых детерминант самовоспитания личности школьников в творчестве В.А. Сухомлинского [3]. Т. А. Юденко систематизировала взгляды В.А. Сухомлинского о самообразовании

и работе с книгой [15] и т. д. К сожалению, мы не обнаружили работ, посвященных рассмотрению исследовательской позиции выдающегося педагога-практика и руководителя сельской школы, его вклада в приобщение учителей к профессионально-исследовательской деятельности.

Изучению опыта профессионально-творческой деятельности и педагогическому наследию В.А. Сухомлинского были посвящены международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, но в программы их работы также не были включены вопросы, раскрывающие исследовательскую позицию В.А. Сухомлинского.

А.М. Скотникова рассматривает исследовательскую позицию как развивающееся, целостное, сложное психическое образование, лежащее в основе реализации различных форм исследовательской активности, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного взаимодействия с действительностью, его готовностью к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире [8, с. 120]. Она выявила пять типов исследовательской позиции: 1) направленность на самостоятельное изучение и преобразование действительности; 2) направленность на новизну и вариативное осмысление действительности; 3) стремление познавать новое; 4) стремление к творчеству; 5) увлеченность исследовательским процессом [там же, с. 125]. Каждый тип исследовательской позиции отличается, по её мнению, своими параметрами. Так, для направленности на самостоятельное изучение и преобразование действительности характерны такие параметры, как креативность и побуждающие переживания. Направленность на новизну и вариативное осмысление действительности характеризуют способность выявлять существенные и далёкие отношения, формулировать отношения, мотивы исследовательской деятельности, стремление к новым впечатлениям, переживаниям, творчеству, независимости в мышлении и действиях, готовность справляться с ситуациями неопределенности и восприятие их как потенциальных источников новых идей. Стремление познавать новое представлено в работе А.М. Скотниковой мотивом презентации сво-

их способностей в процессе деятельности и средствами её результатов, побуждающими и оценочными переживаниями, ценностью получения новых впечатлений, познавательными потребностями и мотивом оказания своей работой помощи другим людям. Основными параметрами стремления к творчеству, по мнению А.М. Скотниковой, являются творческая направленность деятельности, уровень ин-тернальности и продуктивность мыслительной деятельности [8, с. 130]. Увлеченность исследовательским процессом проявляется в актуальном эмоциональном состоянии субъекта деятельности, побуждающих и оценочных переживаниях в процессе исследовательской деятельности [там же, с. 131]

Сам по себе факт осознания сельским учителем роли профессионально-исследовательской деятельности в условиях её слабой распространённости в профессионально-педагогической среде школы и непризнании в тот период времени многими учителями примечателен и свидетельствует о выдающихся способностях, прозорливости, стремлении выйти за пределы известного, развитом исследовательском мышлении В.А. Сухомлинского.

В деятельности этого выдающегося и прогрессивно мыслившего педагога исследовательская позиция как учителя, и как руководителя педагогического коллектива проявилась с особой силой. И многие из рассмотренных выше её параметром просматриваются, например, в следующем его высказывании: «По самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без элемента исследования, и, прежде всего потому, что каждая человеческая индивидуальность, с которой мы имеем дело, это в определенной мере глубоко своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов. Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования. Здесь необъятное поле индивидуальной работы директора с каждым учителем, здесь находки, открытия, радости и огорчения. Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя» [10, с. 73].

Одну из посильных задач руководства школой В. А. Сухомлинский видит в открытии перед учителем возможности для творческого исследования в процессе повседневного труда. «Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым. Не бойтесь исследований, - убеждает педагог-новатор, - в самой своей основе педагогический труд - настоящий творческий труд - стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключаются, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи, избавляется от очень серьезного недостатка, характерного для процесса воспитания, - от огорчительных неожиданностей.... А без умения предвидеть педагогический труд превращается для учителя в мучение» [10, с. 74]. Следует обратить внимание на то, что В.А. Сухомлин-ский делает оговорку и поясняет, что речь идет не о научно-исследовательской работе в строгом смысле этого слова и допускает, что можно работать творчески, но не заниматься исследованиями в том смысле, который вкладывается в это понятие там, где изучение фактов ведет к научным обобщениям. Он имеет в виду исследование проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся перед творчески работающим учителем по-новому, как только он становится «посредником между теорией и практикой».

В.А. Сухомлинский связывает творческую деятельность учителя с исследовательской деятельностью и неоднократно акцентирует внимание на творческом характере самой исследовательской деятельности, раскрывая ее значение для самого учителя. По его мнению, оно состоит «не только в том, что учитель увидел, изучил какую-то грань педагогического процесса, на которую до сих пор никто не обращал внимания. Творческое исследование коренным образом меняет взгляд учителя на собственный труд. В педагогическом деле учитель видит не каждодневное повторение одного и того же, не скучное однообразие совершенно одинакового изложения, закрепления и т. д., повторяющихся в разных классах, а всегда новое неповторимое творчество» [там же, с. 76] и «понять, почув-

ствовать красоту, творчество, вечную новизну и неповторимость этого труда поможет дух творческого поиска, творческого исследования» [там же, с. 77]. В этом высказывании выдающегося педагога находят отражение параметры всех пяти типов исследовательской позиции, выделенные А.М. Скотниковой.

Как руководитель педагогического коллектива, В.А. Сухомлинский советует начинать приобщение учителя к исследовательской деятельности с показа методики наблюдения, изучения и анализа фактов. «Факты, - пишет он, - это реальное выражение, проявление объективных закономерностей педагогического процесса. Чтобы увидеть взаимосвязь, во-первых, того, что дает сама жизнь (ребенок пришел в школу с объективно существующими особенностями), во-вторых, того, что делает учитель, и, в-третьих, того, что будет достигнуто, надо уметь разбираться в сущности фактов» [там же, с. 74]. В.А. Сухомлинский был убежден в том, что «педагогический труд лишь тогда становится творческим процессом, а учитель лишь при том условии становится активной силой, воздействующей на личность воспитанника, когда он, учитель, не фиксирует все происходящее, а сам активно влияет на педагогическое явление, создает его. Как раз в том, что учитель, наблюдая, изучая, анализируя факты, творит педагогическое явление, и заключается важнейший элемент творческого исследования - предвидение» [там же, с. 74-75]. Придавая особое значение фактам, он считал, что без их изучения и анализа нет предвидения, творчества, богатой, полноценной духовной жизни, нет интереса и творческого отношения к педагогическому труду.

В качестве одного из важнейших условий приобщения учителей к творческому поиску В.А. Сухомлинский рассматривал необходимость самому директору быть исследователем. Раскрывая процесс своего приближения к исследовательской деятельности, он рассматривал работу в качестве воспитателя детского коллектива как длительный эксперимент, поставленный в естественных условиях, и пришел к выводу о том, что главное в школе - это живое, непосредственное наблюдение явлений учебно-воспитательной работы, размышления об этих явлениях, о взаимосвязи и зависимо-

сти между ними, то есть их анализ и активное влияние на них.

В.А. Сухомлинский считал научное исследование личности ребенка одним из главных условий научного руководства школой, педагогическим коллективом и, фактически, одним из направлений профессионально-исследовательской деятельности учителя. Он высказал мнение о том, что богатство методов изучения ребенка является очень важным элементом педагогической культуры учителя, придавая при этом первостепенное значение наблюдению как методу познания ребенка, результаты которого претворяются в методы и приемы индивидуального влияния на него.

Размышляя о сущности педагогического труда, В.А. Сухомлинский утверждается в мысли, согласно которой «не случайные удачи должны определять наш успех, не счастливые находки, а кропотливый поиск, анализ зависимости того, что получается от того, что делаешь» [10, с. 14]. Так же как К. Д. Ушинский, он был убежден в том, что «опыт невозможно передать, если сознанием того, кто хочет заимствовать опыт, не овладеет идея». Идея же может овладеть сознанием учителя, по мнению выдающегося педагога, только тогда, когда какие-то зависимости между педагогическими явлениями подмечены им в своей собственной работе и в работе товарищей, когда осмысление этих зависимостей побуждает искать что-то новое, думать над совершенствованием своего мастерства. «Многолетний опыт убеждает, - пишет В.А. Сухомлинский, - что самой сущностью педагогического творчества является мысль, замысел, идея, связанная с тысячами повседневных явлений» [10, с. 19]. Таким образом, у выдающегося педагога постепенно кристаллизуется мысль о необходимости осмысления учителем личной педагогической концепции, поиска им новых подходов к совершенствованию педагогической практики, накоплению новых знаний. Это положение можно рассматривать как ещё одно из направлений профессионально-исследовательской деятельности учителя.

В.А. Сухомлинский был сторонником применения исследовательского подхода не только в организации профессиональной деятельности учителя, но и в процессе обучения учащихся. Он считал очень важным, чтобы способ мыш-

ления школьников основывался на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, сопоставление, сравнение и анализ фактов, что способствует овладению учащимися формами и процессами мышления, обогащению понятиями. По мнению В.А. Сухомлинского, освобождение ученика от мыслительной деятельности, упрощение его учебного труда «притупляет пытливый ум» и превращает учебу в муку и каторгу (следует отметить, что здесь он солидарен с Я.А. Коменским). Исследовательский же элемент в обучении активизирует умственные силы и возвеличивает человека. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. ... Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребёнок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, явления к абстрактному обобщению» [9, с. 137]. Опыт овладения и оперирования детьми на уроках абстрактными понятиями, развития у них абстрактного мышления, организация активного наблюдения ими явлений природы, выявления причинно-следственных связей и др. стал впоследствии предметом изучения «умных уроков» многими исследователями [1; 14].

Сам тонкий исследователь души ребенка, В.А. Сухомлинский отмечает, что важнейшим оттенком эмоционального состояния поисков является удивление - перед истиной, перед силой человеческого ума, перед собственной мыслью. «Эмоциональное состояние удивления истиной, - считает он, - развивает в духовной жизни каждой личности и коллектива чуткость к не раскрытому, неведомому, неисследованному в науке. Там, где дети, особенно подростки, переживают удивление истиной в процессе своего повседневного обучения, господствует состояние творческого поиска, желание знать и познавать» [12, с. 265]. Не случайно в Павлыш-ской средней школе на уроках биологии, физики, химии, математики и географии подростку отводилась роль активного исследователя, а старшеклассники объединялись в научно-пред-

метные кружки. Таким образом, у учащихся школы также формировалась исследовательская позиция, соответствующая таким выделенным А.В. Скотниковой типам, как направленность на новизну и вариативное осмысление действительности; стремление познавать новое; стремление к творчеству; увлеченность исследовательским процессом

Исследование сущности фактов, явлений, закономерностей, причинно-следственных связей В.А. Сухомлинский рассматривает как важный стимул воздействия на внутренние психические процессы школьника. Он был убежден в том, что «именно «думание», мыслительное исследование материала, о котором получено первое представление, как раз и есть самая сущность изучения нового материала - активная психическая функция умственных сил. Чем значительнее удельный вес думания в процессе изучения нового материала, тем более осмысленным, вдумчивым становится подход ученика ко всему, что он наблюдает, слушает, делает, видит вокруг себя. Чем больше ученик думая исследует и исследуя думает, тем легче ему учиться по мере овладения новыми знаниями» [10, с. 256]. Таким образом, выдающийся педагог определил для себя, коллектива учителей и коллектива учащихся руководимой им школы, векторы умственного развития подрастающего в условиях «холодной войны» молодого поколения. Фактически это было для него, фронтовика, продолжение Великой Отечественной войны.

Это был новый фронт, в котором он активно участвовал и, можно утверждать, побеждал.

Многие педагогические идеи В.А. Сухомлинского продолжают свою жизнь в современной общеобразовательной школе. Они приобрели новое звучание в ФГОС третьего поколения [5], в котором акцентировано внимание на повышение эффективности усвоения школьниками знаний и учебных действий, формирование у учащихся навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской деятельности, развитие личности, ее способностей и т. д.

В условиях нашего времени, отмеченного принятием Западом многочисленных пакетов санкций, являющихся фактически модернизированным проявлением «холодной войны» и направленных на сдерживание развития России, как никогда актуально решение на основе принципа преемственности с идеями В.А. Сухом-линского таких проблем, как развитие у обучающихся научного типа мышления; способности формирования новых знаний, в том числе способности формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных; овладение школьниками базовыми навыками исследовательской деятельности; навыком выявления и связывания образов, умением анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики и др. Основным условием их эффективного решения является формирование у современного учителя и у учащихся исследовательской позиции

22.06.2023

Список литературы:

1. Даньшов П.Н., Рындак В.Г. Педагогический потенциал урока мышления (на основе идей В.А. Сухомлинского). Омский научный вестник №2(66). 2008. - С. 105-108.

2. Ильинская И.П. Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Берегиня. 777. Сова. 2013. №3(18). - С. 219-224.

3. Крыжская Н.А. К проблеме актуализации эмоционально-волевых детерминант самовоспитания личности школьников в творчестве В.А. Сухомлинского / Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3(43).

4. Курносова С.А. Идеи трудового воспитания детей в работах В.А. Сухомлинского / Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. №1(25). - С. 2-6.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] URL - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401333920/ (дата обращения: 07.07.2023).

6. Розенберг А.Я. Урок в дидактической системе В.А. Сухомлинского /А.Я. Розенберг // Василий Александрович Сухомлинский и сучасшсть: материалы Четвертых всеукраинских пед. чтений. - Вип. 4. 1997. - 245 с.

7. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского / В.Г. Рындак. - Изд-е 2-е. М.: Пед. вестн., 2003. - 340 с.

8. Скотникова А.М. Исследовательская позиция личности: сущность, роль, строение, типы /Исследователь/Reseacher/ - 2009. -№3-4. - С. 118-134. https://cyberleninka.rU/article/n/issledovatelskaya-pozitsiya-lichnosti-suschnost-rol-stroenie-tipy/viewer (дата обращения: 07.07.2023).

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - С. 25-266.

10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - С. 6-384.

11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - С. 9-204.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - С. 205-394.

13. Челпаненко Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника: монография [Текст] Т.В. Челпаненко. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2009. - 176 с.

14. Челпаненко Т.В. «Уроки мышления» в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2012. №3(31). - 149-152 с.

15. Юденко Т. А. В .А. Сухомлинский о самообразовании и работе с книгой 2007 [Электронный ресурс] URL - https://cyberleninka. ru/article/n/v-a-suhomlinskiy-o-samoobrazovanii-i-rabote-s-knigoy/viewer (дата обращения: 07.05.2023).

References:

1. Danshov, P.N. and Ryndak, V.G. (2008) The pedagogical potential of the lesson of thinking (based on the ideas of V.A. Sukhomlinsky). Omsk Scientific Bulletin, No. 2 (66), pp. 105-108.

2. Ilyinskaya, I.P. (2013) Problems of formation of aesthetic culture of younger schoolchildren in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky. Bereginya. 777. Owl. No. 3 (18), pp. 219-224.

3. Kryzhskaya, N.A. (2017) To the problem of actualization of emotional-volitional determinants of self-education of the personality of schoolchildren in the work of V.A. Sukhomlinsky. Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 3(43).

4. Kurnosova, S.A. (2015) The ideas of labor education of children in the works of V.A. Sukhomlinsky. Vestnik KRAUNTS. Humanitarian sciences, No. 1 (25), pp. 2-6.

5. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education" . Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 / (date of access: 07/07/2023).

6. Rosenberg, A.Ya. (1997) Lesson in the didactic system of V.A. Sukhomlinsky. Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky and contemporary life: materials of the Fourth All-Ukrainian Ped. readings. Issue 4, 245 p.

7. Ryndak, V.G. (2003) The lessons of Sukhomlinsky. 2nd edition. M.: Ped. vestn., 340 p.

8. Skotnikova, A.M. (2009) Research position of personality: essence, role, structure, types. Researcher, No. 3-4, pp. 118-134. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-pozitsiya-lichnosti-suschnost-rol-stroenie-tipy/viewer (accessed 07.07.2023).

9. Sukhomlinsky, V.A. (1979) I give my heart to children. Selected pedagogical works: In 3 volumes. Vol. 1. Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal. M.: Pedagogy, pp. 25-266.

10. Sukhomlinsky, V.A. (1980) Pavlyshskaya secondary school. Generalization of the experience of teaching and educational work in a rural secondary school. Selected pedagogical works: In 3 volumes. Vol. 2. Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal. M.: Pedagogy, pp. 6-384.

11. Sukhomlinsky, V.A. (1981) Conversation with the young director of the school. Selected pedagogical works: In 3 volumes. Vol. 3. Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal, A.I. Sukhomlinskaya. M.: Pedagogy, pp. 9-204.

12. Sukhomlinsky, V.A. (1981) Wise power of the team (Method of educating the team). Selected pedagogical works: In 3 volumes. Vol. 3. Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal, A.I. Sukhomlinskaya. M.: Pedagogy, pp. 205-394.

13. Chelpanenko T. V. (2009) Didactics V.A. Sukhomlinsky. Development of the didactic idea of the harmony of mental and physical labor of a schoolchild: monograph. Orenburg: Publishing House of the OGPU, 176 p.

14. Chelpanenko, T.V. (2012) «Lessons of thinking» in the didactic system of V.A. Sukhomlinsky. Bulletin of the Chelyabinsk Academy of Culture and Arts, No. 3 (31), pp 149-152.

15. Yudenko, T.A. (2007) V.A. Sukhomlinsky about self-education and work with the book. Availble at: https://cyberleninka.ru/article/n/v-a-suhomlinskiy-o-samoobrazovanii-i-rabote-s-knigoy/viewer (date of access: 05/07/2023 ).

Сведения об авторе:

Савина Надежда Николаевна, научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы Елабужского института (филиал) Казанского федерального университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: nanikosavina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.