Научная статья на тему 'Исследовательская компетенция студентов: к вопросу ее формирования в рамках проектной и исследовательской деятельности в и вне вуза'

Исследовательская компетенция студентов: к вопросу ее формирования в рамках проектной и исследовательской деятельности в и вне вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ / RESEARCH COMPETENCE / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / THE REASONS OF DIFFICULTIES IN THE FORMATION OF THE RESEARCH COMPETENCE / THE SCIENTIFIC-RESEARCH SEMINAR / STUDENTS'' OLYMPIAD IN GERMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина Елена Геннадьевна

Цель статьи рассмотреть возможности развития исследовательской компетенции у студентов вуза в рамках научного исследовательского семинара и проектно-исследовательской деятельности вне вуза. Объектом представленного в статье исследования становится исследовательская компетенция, а предметом способы / возможности формирования и развития названной компетенции у студентов вуза. В статье будут рассмотрены два способа формирования исследовательской компетенции: в условиях научно-исследовательского семинара в вузе и через включение обучающихся во внешние (вне учебного заведения) исследовательские проекты. Задачами статьи являются: определение исследовательской компетенции и ее составляющих, описание способа формирования исследовательской компетенции в рамках авторского семинара, направленного на исследование национальных концептов, анализ исследовательских проектов, выполненных для студенческой олимпиады по немецкому языку, рассмотрение причин возникновения трудностей в процессе формирования исследовательской компетенции при работе над проектами. Практическое применение полученных результатов исследования возможно в рамках любого научно-исследовательского семинара в вузе или спецкурса, при написании курсовой работы, выполнении исследовательского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research competence of students: its formation within the framework of project and research activities IN and OUT of the higher school

The purpose of the article is to observe the formation of students' Research competence in the higher school within the framework of the scientific-research seminar and in Research projects. The object of analysis is the Research competence, and the subject is its formation and difficulties in the process. We are going to describe two ways of the formation of the students' Research competence: within the framework of the scientific-research seminar in higher school and with students' involvement in Research projects (out the university). The tasks of the article are: a definition of the Research competence and its composing items; a description of the forming ways of the Research competence within the framework of the scientific-research seminar aimed to the analysis of National concepts; scan of Research projects done by students for the Olympiad in German; review of reasons of difficulties which appear in the formation of the Research competence in project work. The theoretical results can be applied in scientific-research seminars or in an optional course in higher school, in writing of courseworks in different scientific projects.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетенция студентов: к вопросу ее формирования в рамках проектной и исследовательской деятельности в и вне вуза»

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

52

RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS: ITS FORMA T/ON WITHIN THE FRAMEWORK OF PROJECT AND RESEARCH A CTIVITIES IN AND OUT OF THE HIGHER SCHOOL

Koshkina Elena Gennadievna, PhD of Philology, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Higher School of Economics, Moscow

The purpose of the article is to observe the formation of students' Research competence in the higher school within the framework of the scientific-research seminar and in Research projects. The object of analysis is the Research competence, and the subject is its formation and difficulties in the process. We are going to describe two ways of the formation of the students' Research competence: within the framework of the scientific-research seminar in higher school and with students' involvement in Research projects (out the university). The tasks of the article are: a definition of the Research competence and its composing items; a description of the forming ways of the Research competence within the framework of the scientific-research seminar aimed to the analysis of National concepts; scan of Research projects done by students for the Olympiad in German; review of reasons of difficulties which appear in the formation of the Research competence in project work. The theoretical results can be applied in scientific-research seminars or in an optional course in higher school, in writing of courseworks in different scientific projects.

Keywords: a Research competence; the project and research activities; the reasons of difficulties in the formation of the Research competence; the scientific-research seminar; students' Olympiad in German.

УДК378.147.88 ВАК РФ 13.00.08

© Кошкина Е.Г., 2018

КОШКИНА Елена Геннадьевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра Немецкого языка, Департамент иностранных языков, Национальный исследова тельский университет "Высшая школа экономики" Москва ejena-koshkinaigiyandex.ru

ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКАЯКОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ: К ВОПРОСУ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В И ВНЕ ВУЗА

Цель статьи - рассмотреть возможности развития исследовательской компетенции у студентов вуза в рамках научного исследовательского семинара и проектно-исследовательской деятельности вне вуза. Объектом представленного в статье исследования становится исследовательская компетенция, а предметом - способы / возможности формирования и развития названной компетенции у студентов вуза. В статье будут рассмотрены два способа формирования исследовательской компетенции: в условиях научно-исследовательского семинара в вузе и через включение обучающихся во внешние (вне учебного заведения) исследовательские проекты. Задачами статьи являются: определение исследовательской компетенции и ее составляющих, описание способа формирования исследовательской компетенции в рамках авторского семинара, направленного на исследование национальных концептов, анализ исследовательских проектов, выполненных для студенческой олимпиады по немецкому языку, рассмотрение причин возникновения трудностей в процессе формирования исследовательской компетенции при работе над проектами. Практическое применение полученных результатов исследования возможно в рамках любого научно-исследовательского семинара в вузе или спецкурса, при написании курсовой работы, выполнении исследовательского проекта. Ключевые слова: исследовательская компетенция; проектная деятельность; исследовательская деятельность; причины трудностей в процессе формирования исследовательской компетенции; научный исследовательский семинар; студенческая олимпиада по немецкому языку.

I

В приказе Министерства образования и науки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в разделе "Характеристика профессиональной деятельности выпускников" говорится о том, выпускник должен быть готовым к различным видам профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской, т.е. проведению прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, что является составной частью профессиональной компетенции выпускника.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов должна быть неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные задачи.

Научно-исследовательская деятельность студентов - это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной по-

знавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию исследовательских способностей и умений.

Успешная научно-исследовательская деятельность определяется наличием сформированной исследовательской компетенции (далее ИК).

Под исследовательской компетенцией принято понимать совокупность личностно-ос-мысленных исследовательских знаний, умений, навыков, опыта деятельности, ценностных ориентации, поведенческих моделей, сформированных в процессе исследовательской деятельности" [4,25]

Содержание исследовательской компетенции определяется содержанием его составляющих - когнитивного (совокупность знаний и понятий, необходимых для постановки и решения исследовательскихзадач), мотивацион-ного (осознание исследователем значимости исследовательской деятельности), ориентировочного (умение установить необходимость в каких-то знаниях и создать алгоритм для получения этих знаний)и,наконец, операционного или технологического (умения выполнять определенные исследовательские действия для решения задач) компонентов [2,27-34].

Рассмотрим подробно, из каких конкретно знаний,умений и навыков складывается исследовательская компетенция.

Это, прежде всего, библиографические умения, навыки работы со справочной литературой, умения систематизировать теоретический материал и логично его излагать, умение находить и наблюдать явления, умения анализа проблемной ситуации, установление и формулирование проблемы, поиск способов решения проблемы, умение точно и полно фиксировать полученные данные, анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов, умение формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами, умение оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости.

В условиях высшей школы формирование исследовательской компетенции должно быть включено в содержание каждой учебной дисциплины, особенно спецкурсов и научных исследовательских семинаров (далее НИС). Студентов следует, кроме того, активно привлекать к участию во внешних проектах, где они должны были бы продемонстрировать свои исследовательские способности.

Далее мы хотели бы поделиться своим опытом и рассмотреть, как можно работать над формированием ИК в рамках НИСа и привлекая студентов к участию во внешних проектах.

НИС направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.

В рамках научно-исследовательских семинаров студенты учатся выявлять научную сущность проблем в профессиональной области, решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза, оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.

Научно-исследовательские семинары позволяют студентам освоить работу в команде, грамотно выстраивать профессиональную коммуникацию, а также представлять результаты собственных и групповых исследований \

Задачами разработанного нами НИСа "Через язык к менталитету нации" (входит в образовательную программу бакалавриата "Иностранный языки межкультурная коммуникация" первого курса) становятся:

- сообщение основополагающих теоретических моментов (история вопроса, основные термины, методы и алгоритм анализа) - основная / базовая часть теоретического курса;

- расширение теоретической базы посредством десятиминутных докладов по отдельным дополнительным вопросам - дополнительная / факультативная часть теоретического курса;

- организация практических работ в мини-группах для формирования / развития / совершенствования конкретных исследовательских умений - практическая часть курса;

- организация проектно-исследовательс-кой деятельности студентов в мини-группах (анализ одноименных концептов в разных лин-гвокультурах с целью установления их национальной специфики) - заключительная часть практического курса (составляющая итогового контроля по дисциплине).

Результаты своих групповых (3-5 человек) исследовательских проектов студенты представляют в конце семестра в виде 20 -минутного выступления на русском языке, обязательно сопровождаемого презентацией в Power Point.

1 См.подробнее: https://www.hse.ru/ba/oriental/nis

Такое выступление является частью ИТОГО- Таблица 1 - Этапы работы над всеми основными ВОГО контроля И представляет собой резуль- составляющими исследовательской компетенции тат практического применения а) знаний, полученных в теоретической части НИСа и б) умений, сформированных путем практических упражнений.

После презентации исследовательская группа обязана в течение 10 минут ответить на вопросы экспертов(3-4 человека, выбираются из наиболее сильных студентов) и зрителей (оставшаяся часть студенческой аудитории). В заключении желающие могут высказать свое мнение по представленному проекту, отметить сильные, слабые стороны, выразить критику и т.д.

Таким образом, в рамках НИСа осуществляется поступательная работа над всеми основными составляющими исследовательской компетенции (табл. 1).

Формированию исследовательской компетенции студентов способствует их активное привлечение к участию во внешних проектах. Об одном из таких проектов пойдет речь далее. Это студенческая олимпиада по немецкому языку 2, проведенная в 2016-2017 гг. Гете-институтом при поддержке DAAD (Германской службы академических обменов ведущих университетов России. Особенность этого мероприятия заключалась в его командном характере (команда состояла из трех участников) и в представлении его результатов в форме исследовательского проекта.

Составляющие исследовательской компетенции В чем выражаются Реализация в рамках НИСа

когнитивная совокупность понятий < работа с источниками (библиографические умения, навыки работы со справочной литературой, умения систематизировать материал и логично его излагать) знакомство с основными понятиями: «Национальная концептосфера», «Концепт», «Номинативная плотность концепта», «Рекуррентность концепта», «Номинативное поле концепта», «Паремиологическое поле концепта», «Ассоциативное поле концепта»

мотивационная осознание исследователем значимости исследовательской деятельности установление различия в одноименных национальных концептах с целью выявления культурно-специфических особенностей восприятия действительности в рамках определенной лингвокультуры и (2) ее (действительности) последующего отражения на когнитивном уровне (особенности концептуализации) > важно для успешной межкультурной коммуникации.

ориентировочная умение а) установить необходимость в определенных знаниях (что конкретно надо знать, чтобы проводить исследование) 61 создать алгоритм для получения этих знаний а) знать, что представляют собой национальные концепты, как их сравнить б) установить алгоритм исследования: инвентаризация единиц исследования, их семантико-когнитивный анализ, установления содержания и структуры концепта в той и другой лингвокультуре, сравнительный анализ

операционный / технологический компонент (выполнение определенных исследовательских действия для решения задач) Гипотеза различие культур сводится к отличающимся друг от друга национальным концептосферам (= упорядоченная совокупность концептов народа)

проведение исследования согласно установленному алгоритму / выбранной методике анализа 1) Установление состава номинативного поля - языковых средств (прямые номинанты и их синонимы), номинирующих концепт, семантические компоненты которых рассматриваются как когнитивные дифференциальные признаки концепта, понимаемые как «отдельный признак объекта, осознанный человеком и отображенный в структуре соответствующего концепта как отдельный элемент его содержания» [Попова, Стернин, с. 128] 2) Установление состава паре-миологического поля: смысл паремии интерпретируется как отражение когнитивного признака концепта 3) Установление состава ассоциативного поля - ассоциатов. которые далее анализируются как языковые средства объективации когнитивных признаков

Формулирование выводов в соответствии с поставленными целями и задачами 4) Установление набора (состава) когнитивных признаков концепта. которые в зависимости от степени своей эксплицированности, яркости упорядочиваются в определенную полевую структуру: наиболее яркие располагаются ближе к ядру, наименее яркие сдвигаются на периферию 5) Установление национальной специфики концепта

Оценка результатов проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости

2 Доп. инф. см.: https://deutscholympiade.ru/ru/projekt/

Логика состязаний сводилась к тому, чтобы допустить к разработке проектов творческих участников с хорошо сформированной коммуникативной компетенцией. Поэтому первый этап был направлен на контроль сформированное™ лингвистического компонента коммуникативной компетенции, т.е. знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования языковыми (в частности, лексико-грамматическими) средствами общения.

Как следует из таблицы 2, более трети команд не справилась с языковым тестом и была выведена из соревнования.

Таблица 2 - Сравнительные данные

Здесь необходимо подчеркнуть взаимосвязь иноязычной компетенции и исследовательской. Вслед за О.М. Козаренко3, мы полагаем, что успех иноязычной исследовательской деятельности определяется степенью сформированное™ обеих составляющих, исследовательской компетенции и иноязычной компетенции. Согласно О.М. Козаренко, иноязычная исследовательская компетенция (далее ИИК) студента формируется с опорой на 1) знания по специальности и иноязычные знания, 2) иноязычные умения, расширяющие познавательные возможности студентов в его профессиональной подготовке, 3) личностные ценности, учитывающие особенности межкультурного понимания.

По словам ученого, ИИК "выражается в умении сформулировать и выразить посредством иностранного языка содержание исследова-

3 Ольга Михайловна Козаренко, доцент "Кафедры "Иностранные языки -1" Финансового университета при Правительстве РФ, автор многочисленных статей по проблемам формирования иноязычной исследовательской компетенции студентов.

ния, как в устной, так и в письменной формах (именно: проблематику исследования, причинно-следственные связи, критическую оценку, предположение, логические связи, аргументацию, выводы)".

Творческая часть олимпиады заключалась в создании видеоролика (60-100 сек.) по одной из тем: "Die (Berufs) Welt, die uns gef?llt" (рассказ о своей профессиональной области), "DeutscheSpuren in meinerStadt/Region" (страноведческий ракурс), "Wer zusammen sucht, der findet das Beste" (эффективность командной работы в реализации проектов), "DeutschRussische Welt: gestern-heute-morgen" (акцент на истории Российско- Германских отношениях).

Анализируя полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что все ролики соответствовали формальному критерию - продолжительности сюжета (60-100 секунд) и наличию в ролике двух составляющих - картинки и звука (Bild und Ton).

Большинству участников также удалось композиционно грамотно выстроить сюжет (введение, основная часть, заключение), донести до зрителя основной посыл и отразить главную идею в соответствии со своим уровнем владения языком, а вот сделать видео оригинальным (многие ограничились монологами участников) и гармоничным (присутствие в равной степени музыки, актерской игры, оригинального изложения темы, красочной подачи) удалось далеко не всем4.

Третий этап олимпиады показал, что сфор-мированность творческой составляющей является недостаточной, кода речь идет о решении задачи по созданию интеллектуального продукта. Не хватает оригинальности, как на этапе идеи, так и на этапе ее реализации.

Недостаточное присутствие творческой составляющей сказывается, несомненно, на общем результате исследовательского проекта. Творческий же подход к решению исследовательской задачи есть залог его успешной реализации.

4 Критериями оценки видео стали: Fachbezug, Botschaft,

Originalst, Harmonie, Komposition.

прошли приняли участие

1 этап Регистрация команд-участников на сайте (+конкурс девизов) 618 команд

контроль сформированное™ лингвистического компонента коммуникативной компетенции 2 этап Комплексный языковой тест онлайн

творческая часть проекта 3 этап Творческий конкурс - видеопроекты 203 177

исследовательская часть проекта 4 этап Разработка мини-проекта по специальности. 159 75

5 этап Реализация отобранных мини-проектов и их презентация на сайте на немецком языке 75 74

> финал 18

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

56

На следующем этапе олимпиады командам предстояло продемонстрировать свой исследовательский талант и представить на суд жюри мини-проект, который по завершению подлежал экспертной оценке. Каждый проект был проанализирован жюри по следующим пунктам:

1 .Тема

2. Актуальность и значимость

Почему проект актуален?

Какой вклад вносит проект в свою область?

В чем заключается теоретическая и практическая значимость проекта?

3. Цели и предполагаемые результаты

4.Краткое поэтапное описание проекта

5.Библиография

Эксперты, оценивая проекты по предложенным критериям, отмечают, прежде всего, низкую актуальность предлагаемой исследовательской идеи.

Высокой значимостью обладают, по мнению жюри, исследования:

- затрагивающие актуальные общественные проблемы;

- имеющие ценность в рамках широкомасштабных государственных проектов;

- выполненные в рамках реализации метода CI.IL;

- предлагающие решение проблем обучения глухих и незрячих детей;

- связанные с защитой окружающей среды;

- ставящие в центр внимания вопросы международных отношений;

- посвященные проблемам сохранения здоровья;

- содержащие вопросы формирования финансовой грамотности студентов;

- исследующие проблему объективности информации в СМИ;

- предлагающие продуктивные методы обучения иностранному языку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- затрагивающие актуальные проблемы языкового развития и изменения;

- сосредоточенные на проблемах межкультурной коммуникации, в частности адаптации иност-

Помимо актуальности, важным для экспертов являлся материал исследования, который не всегда давал объективную картину, не охватывал реально существующего разнообразия взглядов на проблему, из-за чего исследование теряло свою значимость, а его результаты могли быть искаженными.

Кроме того, некоторые проекты не отличались оригинальностью идеи и предлагали заниматься тем, что давно уже создано и успешно функционирует.

Иногда недостаточно обоснованной являлась цель проекта: почему это должно было быть так, в чем заключается целесообразность предлагаемой идеи?

Финальное испытание - презентация исследовательских проектов в форме постера (по аналогии со стендовыми докладами).

При оценке исследовательского проекта жюри принимало в расчёт следующие критерии: оформление постера согласно определенным требованиям, креативность, соотношение наглядного и вербального компонентов; содержательная сторона; устная презентация результатов исследования; ответы на вопросы жюри.

Анализ сложностей данного этапа исследовательского проекта мы попытались представить далее в табличной форме (табл. 3).

Таблица 3 - Анализ заключительного этапа исследовательского проекта

трудность что требуется от исследователя действия исследователя наличие какой составляющей исследовательской компетенции требуется

выбор темы + определение перспективности и актуальности проекта многоаспектное видение проблемы < понимание современного состояния конкретной области исследования тщательное знакомство с литературой на интересующую тему + (!) помощь наставника (очертит круг или задаст рамки поиска) когнитивная (библиографические умения, навыки работы со справочной литературой и т.д.);

целесообразность и значимость понимание, насколько и для кого результаты исследования являются важными не ограничиваться узкими рамками, связать с более масштабными мероприятиями города, страны, мира наблюдение явлений и фактов (выбор объекта наблюдения,определения цели и задачи наблюдения, умение точно и полно фиксировать и анализировать полученные данные);

выработка алгоритма реализации проекта конкретные шаги воплощения проекта в жизнь предложение уникального нового подхода к решению проблемы операционная (исследовательские действия для решения задачи: анализ исходных данных, явлений и фактов > выявление проблемы > формулировка гипотезы > разработка идеи исследования, его технологию и методику, проведение эксперимента) творческая составляющая

анализ полученных результатов лаконичное и точное описание с правильной расстановкой акцентов на его сильных сторонах описание полученных результатов в соответствии с заданной целью и задачами исследования умение обобщить, осуществить самоконтроль и самооценку

представление перспективности исследования прогнозирование дальнейших / возможных результатов предложение перспективного ракурса исследования / изучение другого аспекта проблемы умение вероятностного прогнозирования

ранных студентов в иноязычнои среде.

Как следует из вышеизложенного, проблематичным для начинающих исследователей может быть каждый шаг в подготовке своего проекта - от выбора темы до выработки алгоритма реализации проекта и прогнозирования возможных результатов. Как решить проблему с определением перспективности и актуальности проекта? Новичку в науке справиться с этим можно путем тщательного знакомства с литературой на интересующую тему. Но, на наш взгляд, в этом деле ему требуется наставник. Он очертит круг или задаст рамки поиска таким образом, чтобы у начинающего исследователя сформировалось многоаспектное видение проблемы.

После того, как обнаружена актуальная проблема, нужно постараться представить ее решение оригинальным способом (творческая составляющая исследовательской компетенции), удостоверившись в его уникальности. Конечноже, проект должен быть целесообразным, а его значимость не стоит ограничивать узкими рамками, а следует связать с более масштабными мероприятиями, проходящими в городе, стране, мире. Очень важно пошагово продумать конкретные шаги воплощения проекта в жизнь и дать их лаконичное и в то же время точное описание с правильной расстановкой акцентов на его сильных сторонах. На последнем этапе стоит спрогнозировать желаемые результаты и еще раз подчеркнуть их важность.

Завершая описание Олимпиады, которую мы рассмотрели как один из способов формирования у студентов исследовательской компетенции, остановимся на следующих важных выводах:

- знание языка, сформированность коммуникативной компетенции, наличие творческой составляющей во многом способствуют успешной реализации исследовательского проекта;

- недостаточная сформированность таких составляющих исследовательской компетенции, как когнитивная (нехватка знаний и понятий, необходимых для постановки и решения исследовательских задач), ориентировочная (установление необходимости в каких-то знаниях и создание алгоритма для получения этих знаний), технологическая (выполнение опреде-

ленных исследовательскихдействий для решения задач), а также мотивационная (значимость исследовательской деятельности для конкретного исследователя) сказывается негативно на результативности исследования и его качестве.

В заключение следует отметить, что для эффективного воспитания исследователя в рамках высшей школы, необходимо, во-первых, как можно раньше и по возможности часто ставить студента в условия исследовательского поиска, начиная со сбора библиографии по предложенной проблеме, так как именно этот первый шаг во многом предопределитуспешность проекта в будущем. Помня о важности первичного погружения в научно-исследовательскую деятельность, преподаватель-наставник должен постоянно контролировать и направлять начинающего исследователя, оставляя ему при этом простор для самостоятельного принятия решения.

Следует помнить о содержательных составляющих исследовательской компетенции, над которыми следует работать, как над каждой отдельно, так и в их логическом единении:

- совокупность знаний определенной области;

- умения видеть и решать проблемы н основе выдвижения и обоснования гипотез;

- умение ставить цель и планировать деятельность;

- умение осуществлять сбор и анализ необходимой информации;

-умение выбирать наиболее оптимальные методы;

- умение выполнять эксперимент;

-умениепредставлять результаты исследования;

- способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Таблица 4 - Приложение

Aspekt Kriterien Punkte (insg.)

Poster - formale Vorgaben eingehalten, alle notwendigen Komponenten vorhanden (z.B. Name, Titel, Frage, Ergebnisse) - übersichtlich + lesbar - anschaulich, gutes Verhältnis von Wort & Bild 6

£ 0) ■е - Kreativität +1 (zusätzl.)

Inhalt - Thema getroffen, Frage beantwortet - logische Argumentation 6

£ Vortrag - Teamarbeit, Bezug aufeinander, Übergänge - anschaulich + verständlich - Bezug auf Poster 6

sprachlicher Ausdruck - grammatikalisch und lexikalisch korrekt - Phonetik, Diktion - passender Stil/Register (ab B2) 9 (3 pro Person, Summe)

с с Antworten - Versteht Frage & adäquate Antwort - inhaltlich richtig, nachvollziehbar - sprachl. Ausdruck 6

CL И Fragen - Anzahl - inhaltlich sinnvoll 2

gesamt 35(+1)

ЪС

I

LU

о

UJ

Во-вторых, заниматься развитием личности исследователя можно и нужно, выходя за пределы своего учебного заведения. Об успешности такой деятельности свидетельствует описанный в данной статье опыт Олимпиады, который, на наш взгляд, уникален, так как для многих это стало первым погружением в мир проектно-исследовательской работы, результаты которой видят как коллеги, так и эксперты в своей области, готовые предоставить объективную критику и дать совет, необходимые начинающему исследователю.

Литература:

1. Гуськова Н.В. Лингвистические и социокультурные аспекты изучения иностранного языка (на

примере английского языка) // Евразийский Научный журнал. - 2015. - №12. - http://journalpro.ru/ articles/li ngvisticheskie-i-sotsiokulturnye-aspekty-izuche niya-i nostra n nog o-yazyka-na-pri me re-angliyskogo-yaz/

2. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностью подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. - М.: Педагогика, 2000. - С. 27-34.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М. : ACT: Восток-Запад, 2007.-314 с.

4. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа :автореф.дис____канд. пед. наук/Л.А. Черняева. - Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2011. - 25 с.

< а

ш

58

THE PECULIARITIES OF STUDYING JURISPRUDENCE IN A MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION ACCORDING

TO THE REQUIREMENTS OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD

Krugova Natalya Vladlmlrovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor

Stepanova Lubov Viktorovna, Senior Lecturer

Tishchenko Vladimir Ivanovich, PhD of Medical science

Department of Forensic Medicine with the Course of Law, Tver State Medical Academy, Tver

The peculiarities of teaching the course of law in medical school in accordance with the new Federal State Standard Curriculum and growing needs for the knowledge law in the nowadays Russia are discussed in the article.

Keywords: education; law; fields of law; professional aspects of teaching; methodic of teaching; a medical worker.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08

© Кругова Н.В., 2018 © Степанова Л.В., 2018 © Тищенко В.И., 2018

КРУГОВА Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, юрист т'/капа П@гатЫег. г и

СТЕПАНОВА Любовь Викторовна, старший преподаватель, юрист

ТИЩЕНКО Владимир Иванович, кандидат медицинских наук

кафедра Судебной медицины с курсом правоведения, Тверской государственный медицинский университет, Тверь

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВОВЕДЕНИЕ" В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье обсуждаются особенности изучения дисциплины "Правоведение" в медицинском вузе в соответствии с программой нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при возрастающей потребности в правовых знаниях на современном этапе развития страны.

Ключевые слова: образование; правоведение; отрасли права; профессиональные особенности; методы обучения; медицинский работник.

I

В настоящее время во всех вузах России изучается дисциплина "Правоведение" независимо от выбранной специальности. Она дает студентам необходимый минимум знаний о правовой системе РФ и охватывает все важнейшие отрасли права. Особенности изучения данной дисциплины в медицинском вузе обусловлены её актуальностью, целями, задачами и аспектами правового регулирования вопросов, относящихся к деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников.

Актуальность дисциплины "Правоведение" заключается в том, что юридические знания могут понадобиться любому специалисту в будущей практической деятельности, в том числе и медицинскому работнику. В настоящее время резко возрастает роль права,т.к. именно с его помощью решаются важные задачи развития общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.