Научная статья на тему 'Теоретический анализ целесообразности проведения научно-исследовательских работ студентами вузов'

Теоретический анализ целесообразности проведения научно-исследовательских работ студентами вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH WORK / ACADEMIC ADVISING / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Светлана Леонидовна, Алексеева Елена Николаевна

В статье рассматривается целесообразность научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗов. Сформулированы цели и задачи научно-исследовательской работы, обоснована необходимость научного руководства как особого вида деятельности. Представлены научно-исследовательские компетенции, приобретаемые в ходе научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF EXPEDIENCY OF UNIVERSITY STUDENTS RESEARCH WORK

The article discusses the expediency of research activities of university students. It formulates the goals and objectives of the research work, as well as the need for academic advising as a special type of activity. The research competences acquired during research work are presented.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ целесообразности проведения научно-исследовательских работ студентами вузов»

УДК 37.06

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Попова С. Л., Алексеева Е. Н.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация,

[email protected] [email protected] В статье рассматривается целесообразность научно-исследовательской деятельности

студентов ВУЗов. Сформулированы цели и задачи научно-исследовательской работы, обоснована необходимость научного руководства как особого вида деятельности. Представлены научно-исследовательские компетенции, приобретаемые в ходе научно-исследовательской работы. Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научное руководство, научно-исследовательская компетенция.

UDC 37.06

THEORETICAL ANALYSIS OF EXPEDIENCY OF UNIVERSITY STUDENTS RESEARCH WORK

Popova S. L., Alekseeva E. N.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

[email protected] [email protected] The article discusses the expediency of research activities of university students. It formulates the goals and objectives of the research work, as well as the need for academic advising as a special type of activity. The research competences acquired during research work are presented.

Keywords: research work, academic advising, research competence.

Введение. На современном этапе развития науки и высшего образования в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения количества научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений. Данный тренд обусловлен необходимостью профессиональной подготовки квалифицированного специалиста.

Цели и задачи НИРС. Система научно-исследовательской работы студента (НИРС) включает в себя три составляющие образовательного процесса: учебную, научную и воспитательную [1]. Основной целью организации данного вида деятельности является освоение студентами основ профессиональной деятельности, приемов, методов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способности и готовности к инновационной деятельности [2]. Можно выделить следующие задачи НИРС:

• воспитание и самореализация личностных и творческих способностей;

• обучение методологии рационального поиска и использования знаний;

• ознакомление с методами работы с литературными источниками;

• получение навыков творческой научной и исследовательской деятельности;

• выявление способных студентов для последующего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и т. д.

В некоторой степени научно-исследовательская работа затрагивает всех студентов. Можно выделить следующие виды научно-исследовательской работы, в зависимости от которых можно различать степень реализации цели НИРС:

1. НИРС, включенная в учебную деятельность, т. е. проводимая в учебное время. Она представлена различными лабораторными работами, рефератами, курсовыми проектами, выпускными квалификационными (дипломными) работами, написание которых невозможно без

проведения, по меньшей мере, простых исследований. Данные работы предполагают развитие у студента критического и творческого мышления, аналитических, поисковых и профессиональных навыков.

2. НИРС, выполняемая во внеучебное время. Данный вид предполагает участие студентов в международных исследованиях по договору с зарубежными научными заведениями, в конкурсах на получение грантов, олимпиадах и конференциях (очных и заочных). Представленный тип НИРС, как правило, осуществляется заинтересованными научной деятельностью студентами.

Научное руководство как необходимый вид деятельности. В период с 2000 по 2016 гг. можно наблюдать тенденцию уменьшения числа лиц, поступающих в аспирантуру. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики численность аспирантов в 2000 г. составила 157437 человек, а в 2016 — 98352, при этом с защитой диссертации аспирантуру в 2000 г. закончили 9611 человек, а в 2016 — 3730. [3]. Таким образом, большинство студентов в настоящее время предпочитает работу на предприятиях и фирмах научной деятельности. Как следствие, перед высшими учебными заведениями стоит задача качественной подготовки студентов, разбирающихся не только основах своей специальности, но и в смежных областях. Такая подготовка позволит выпускнику выполнять свои служебные обязанности на более высоком уровне, а также будет способствовать его быстрому карьерному росту. Одним из способов качественной подготовки студентов авторам представляется научно-исследовательская работа, выполняемая во внеучебное время, когда студент вправе самостоятельно выбрать тему научного исследования и научного руководителя. В большинстве случаев ведение научно-исследовательской работы осуществляется с помощью научного руководителя, который, как известно, задает определенное направление и стиль написания исследовательских работ. Научное руководство — особый вид деятельности преподавателя, направленный на подготовку студента к самостоятельной исследовательской деятельности [4]. Принято выделять следующие формы научного руководства: опека, обсуждение и консультирование. Как правило, научное руководство осуществляется от развернутого и последовательного сопровождения студента (опека) к свернутому и эпизодическому (консультирование), позволяющему проявить свои творческие способности и самостоятельность. В настоящее время большинство высших учебных заведений с помощью государственной поддержки стимулируют ведение научно-исследовательской деятельности путем предоставления различных видов грантов и стипендий, что и обуславливает стремление большинства студентов к участию в научных конференциях, конкурсах, семинарах и т. д.

Преимущества научно-исследовательской деятельности. Осуществляя научно-исследовательскую деятельность, студент приобретает следующие научно-исследовательские компетенции:

• информационно-коммуникативные (способность поиска, отбора, обработки и транслирования информации; способность понять и воссоздать структуру текста; способность излагать мысль в рамках научного стиля речи; способность самостоятельно приобретать знания);

• теоретические (способность анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстракции и конкретизации, обобщения и теоретического моделирования);

• методологические (способность определить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования);

• эмпирические (готовность организовывать и проводить опросы, наблюдения, умение интерпретировать результаты исследования) [5].

Заключение. Научно-исследовательская деятельность позволяет студенту проявить свои творческие способности, индивидуальность, готовность к самореализации. Следует отметить, что НИРС несет в себе не только личностную, но и общественную ценность, представленную социальным заказом на удовлетворение потребности общества в квалифицированных кадрах.

Библиографический список.

1. Федосова, И. В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов / И. В. Федосова // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 6. — С. 65-67.

2. Калиновская, Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 1. — С. 75-78.

3. Официальная статистика. Наука, инновации и информационное общество [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения 17.07.18).

4. Шестак, В. П. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения / В. П. Шестак, И. А. Мосичева, Н. В. Скибицкий. — Москва : изд-во МЭИ, 2006. — 200 с.

5. Поведская, О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании / О. К. Поведская // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1. — С. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.