УДК 37.06
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ
Попова С. Л., Алексеева Е. Н.
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация,
[email protected] [email protected] В статье рассматривается целесообразность научно-исследовательской деятельности
студентов ВУЗов. Сформулированы цели и задачи научно-исследовательской работы, обоснована необходимость научного руководства как особого вида деятельности. Представлены научно-исследовательские компетенции, приобретаемые в ходе научно-исследовательской работы. Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научное руководство, научно-исследовательская компетенция.
UDC 37.06
THEORETICAL ANALYSIS OF EXPEDIENCY OF UNIVERSITY STUDENTS RESEARCH WORK
Popova S. L., Alekseeva E. N.
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
[email protected] [email protected] The article discusses the expediency of research activities of university students. It formulates the goals and objectives of the research work, as well as the need for academic advising as a special type of activity. The research competences acquired during research work are presented.
Keywords: research work, academic advising, research competence.
Введение. На современном этапе развития науки и высшего образования в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения количества научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений. Данный тренд обусловлен необходимостью профессиональной подготовки квалифицированного специалиста.
Цели и задачи НИРС. Система научно-исследовательской работы студента (НИРС) включает в себя три составляющие образовательного процесса: учебную, научную и воспитательную [1]. Основной целью организации данного вида деятельности является освоение студентами основ профессиональной деятельности, приемов, методов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способности и готовности к инновационной деятельности [2]. Можно выделить следующие задачи НИРС:
• воспитание и самореализация личностных и творческих способностей;
• обучение методологии рационального поиска и использования знаний;
• ознакомление с методами работы с литературными источниками;
• получение навыков творческой научной и исследовательской деятельности;
• выявление способных студентов для последующего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и т. д.
В некоторой степени научно-исследовательская работа затрагивает всех студентов. Можно выделить следующие виды научно-исследовательской работы, в зависимости от которых можно различать степень реализации цели НИРС:
1. НИРС, включенная в учебную деятельность, т. е. проводимая в учебное время. Она представлена различными лабораторными работами, рефератами, курсовыми проектами, выпускными квалификационными (дипломными) работами, написание которых невозможно без
проведения, по меньшей мере, простых исследований. Данные работы предполагают развитие у студента критического и творческого мышления, аналитических, поисковых и профессиональных навыков.
2. НИРС, выполняемая во внеучебное время. Данный вид предполагает участие студентов в международных исследованиях по договору с зарубежными научными заведениями, в конкурсах на получение грантов, олимпиадах и конференциях (очных и заочных). Представленный тип НИРС, как правило, осуществляется заинтересованными научной деятельностью студентами.
Научное руководство как необходимый вид деятельности. В период с 2000 по 2016 гг. можно наблюдать тенденцию уменьшения числа лиц, поступающих в аспирантуру. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики численность аспирантов в 2000 г. составила 157437 человек, а в 2016 — 98352, при этом с защитой диссертации аспирантуру в 2000 г. закончили 9611 человек, а в 2016 — 3730. [3]. Таким образом, большинство студентов в настоящее время предпочитает работу на предприятиях и фирмах научной деятельности. Как следствие, перед высшими учебными заведениями стоит задача качественной подготовки студентов, разбирающихся не только основах своей специальности, но и в смежных областях. Такая подготовка позволит выпускнику выполнять свои служебные обязанности на более высоком уровне, а также будет способствовать его быстрому карьерному росту. Одним из способов качественной подготовки студентов авторам представляется научно-исследовательская работа, выполняемая во внеучебное время, когда студент вправе самостоятельно выбрать тему научного исследования и научного руководителя. В большинстве случаев ведение научно-исследовательской работы осуществляется с помощью научного руководителя, который, как известно, задает определенное направление и стиль написания исследовательских работ. Научное руководство — особый вид деятельности преподавателя, направленный на подготовку студента к самостоятельной исследовательской деятельности [4]. Принято выделять следующие формы научного руководства: опека, обсуждение и консультирование. Как правило, научное руководство осуществляется от развернутого и последовательного сопровождения студента (опека) к свернутому и эпизодическому (консультирование), позволяющему проявить свои творческие способности и самостоятельность. В настоящее время большинство высших учебных заведений с помощью государственной поддержки стимулируют ведение научно-исследовательской деятельности путем предоставления различных видов грантов и стипендий, что и обуславливает стремление большинства студентов к участию в научных конференциях, конкурсах, семинарах и т. д.
Преимущества научно-исследовательской деятельности. Осуществляя научно-исследовательскую деятельность, студент приобретает следующие научно-исследовательские компетенции:
• информационно-коммуникативные (способность поиска, отбора, обработки и транслирования информации; способность понять и воссоздать структуру текста; способность излагать мысль в рамках научного стиля речи; способность самостоятельно приобретать знания);
• теоретические (способность анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстракции и конкретизации, обобщения и теоретического моделирования);
• методологические (способность определить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования);
• эмпирические (готовность организовывать и проводить опросы, наблюдения, умение интерпретировать результаты исследования) [5].
Заключение. Научно-исследовательская деятельность позволяет студенту проявить свои творческие способности, индивидуальность, готовность к самореализации. Следует отметить, что НИРС несет в себе не только личностную, но и общественную ценность, представленную социальным заказом на удовлетворение потребности общества в квалифицированных кадрах.
Библиографический список.
1. Федосова, И. В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов / И. В. Федосова // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 6. — С. 65-67.
2. Калиновская, Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 1. — С. 75-78.
3. Официальная статистика. Наука, инновации и информационное общество [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения 17.07.18).
4. Шестак, В. П. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения / В. П. Шестак, И. А. Мосичева, Н. В. Скибицкий. — Москва : изд-во МЭИ, 2006. — 200 с.
5. Поведская, О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании / О. К. Поведская // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1. — С. 88-90.