Научная статья на тему 'Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в ГБУДО «Школа космонавтики имени Р.В. Комаева»'

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в ГБУДО «Школа космонавтики имени Р.В. Комаева» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа космонавтики / космонавтика / астрономия / механика космического полета / school of cosmonautics / cosmonautics / astronomy / space flight mechanics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боциева Майя Анатольевна

Статья посвящена работе Школы космонавтики имени Р. В. Комаева в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности детей. Речь идет о дополнительном образовании по направлениям астрономии и космонавтики. Рассмотрены возможности учреждения, а также трудности, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боциева Майя Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and Project Activity of Students of R. Komaev School of Cosmonautics

The article is devoted to the work of R. Komaev School of Cosmonautics in the field of organizing academic research and project activities of children. This concerns supplementary education in astronomy and cosmonautics. The possibilities of the institution are discussed, as well as the challenges that educators in supplementary education face.

Текст научной работы на тему «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в ГБУДО «Школа космонавтики имени Р.В. Комаева»»

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

п

Боциева

Майя Анатольевна,

методист, ГБУДО «Школа космонавтики имени Р. В. Комаева», г. Владикавказ

е-mail:

mayabosieva@mail.ru Maya

Botsieva,

Methodologist, R. Komaev School of Cosmonautics, Vladikavkaz

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в ГБУДО «Школа космонавтики имени Р. В. Комаева»

Research and Project Activity of Students of R. Komaev School of Cosmonautics

Аннотация. Статья посвящена работе Школы космонавтики имени Р. В. Комаева в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности детей. Речь идет о дополнительном образовании по направлениям астрономии и космонавтики. Рассмотрены возможности учреждения, а также трудности, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования. Ключевые слова: школа космонавтики, космонавтика, астрономия, механика космического полета

Abstract. The article is devoted to the work of R. Komaev School of Cosmonautics in the field of organizing academic research and project activities of children. This concerns supplementary education in astronomy and cosmonautics. The possibilities of the institution are discussed, as well as the challenges that educators in supplementary education face.

Keywords: school of cosmonautics, cosmonautics, astronomy, space flight mechanics

Государственное бюджетное учреждение «Школа космонавтики имени Р. В. Комаева» работает с 5 февраля 2020 года и представляет собой уникальное для Северного Кавказа учреждение дополнительного образования. По дополнительным общеразвивающим образовательным программам занимаются дети от 7 до 17 лет. Работа ведется по двум направлениям: астрономия и космонавтика. Школа космонавтики была построена благодаря усилиям космического конструктора Руслана Владимировича Комаева и многих его соратников на месте Владикавказского планетария, пребывавшего в плачевном состоянии. Школа имеет в своем составе музей истории космонавтики, макеты космических аппаратов и зрительный зал на 30 мест для демонстрации полнокупольных научно-популярных фильмов. Образовательное учреждение располагает астрономической площадкой, где установлены два телескопа

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в Школе космонавтики имени Р. В. Комаева

Боциева Майя Анатольевна

ш

с тысячекратным увеличением, солнечные часы, модель Солнечной системы и лунодром с действующей моделью лунохода. Для проведения практических занятий в здании школы созданы невероятно интересные макеты космического корабля будущего и лунного модуля «Аполлон».

Рассматривая космическое образование как целый спектр воспитательной и образовательной деятельности, Школа космонавтики делит свою работу на несколько направлений. В рамках популяризации космонавтики в планетарии педагоги школы ежедневно проводят образовательные экскурсии по истории космонавтики и демонстрируют научно-популярные фильмы на куполе 360° в Звездном зале. Экскурсии пользуются огромным спросом у воспитанников школ, детских садов, у жителей и гостей нашего города. Сотрудники Школы космонавтики участвуют в просветительских акциях, читая лекции по астрономии. При наличии ясной погоды организуются вечерние наблюдения в телескоп.

Основная деятельность Школы — это реализация дополнительных общеобразовательных программ. Воспитанники Школы космонавтики приобретают знания по истории освоения космоса и ракетно-космической техники, астрономии, механике космического полета, основам проектирования и моделирования космических аппаратов, космической биологии и медицине, по управлению и программированию беспилотных летательных аппаратов. Учащиеся изучают устройство мини-спутников, космических кораблей, орбитальных станций. Обучение в Школе космонавтики — это возможность получить метапредметные знания и навыки, раздвинуть узкие рамки классического школьного образования. Младшие школьники расширяют свои познания по математике, истории и окружающему миру, учатся азам проектной и исследовательской деятельности. Ребята старшего возраста с удивлением обнаруживают, что, создавая и запуская модели ракет, они опираются на законы физики.

Космическое моделирование требует обширных разносторонних знаний: нужно знать, как создать 3D-модель ракеты, как рассчитать ее параметры, напечатать на 3D-принтере, как запрограммировать полет. Дистанционное зондирование Земли с помощью спутников подразумевает отличное знание географии и информатики.

Занятия в Школе космонавтики проводятся как в классической форме лекций и семинаров, так и в форме ситуационных игр с применением ГГ-технологий. Поэтапно ребята знакомятся с историей пилотируемых полетов, исследованием планет, развитием ракетно-космической техники. Познают устройство Вселенной, учатся различать созвездия, решать сложные астрономические задачи, готовятся к олимпиадам по астрономии. На практике учащиеся осваивают умение обращаться

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

ш

с инструментами, с гордостью демонстрируют свои модели. Дети начинают с бумажных фигур и, нарабатывая опыт, переходят к сборным моделям, а в финале разрабатывают свои трехмерные модели из пластика.

Наша организация сама проводит общегородские и республиканские конкурсы проектов в рамках празднования Дня космонавтики, со своими обучающимися участвует в региональных, всероссийских и международных конкурсах. Развивая сетевое взаимодействие, школа плотно сотрудничает с учреждениями образования и культуры, такими как Северо-Кавказский горно-металлургический институт, Северо-Осетинский государственный университет, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования республики. Для вовлечения школьников в проектную работу при реализации дополнительных программ в школе разработана серия несложных тренингов, викторин, конкурсов и ситуационных игр, чтобы заинтересовать воспитанников, дать минимальный необходимый запас знаний и навыков. Эти элементы программы пользуются большой популярностью. Педагоги-наставники с помощью старших воспитанников проводят мастер-классы и другие мероприятия для широкого круга школьников. Познавательный квест «Космическое приключение» неизменно вызывает большой интерес у детей-участников.

Занимаясь в нашей образовательной организации, воспитанники постепенно знакомятся с различными направлениями космической науки, игры внутри макетов космических кораблей позволяют попробовать себя в роли инженера-конструктора, баллистика, пилота, планетолога, космического биолога. Одним из традиционных видов занятий является работа с симу-ляторами. Для наибольшей наглядности часть учебного класса школы выполнена в виде модуля орбитальной станции (превращается в космический корабль). Компьютеры связаны в общую сеть, что позволяет контролировать работу из «Центра управления полетом». Дополнительные панели управления хоть и не являются рабочими, но позволяют познакомить ребят с различными системами жизнеобеспечения космического корабля. Для большей достоверности дети надевают символические костюмы-скафандры. На тренажерах проводятся «полетные» тренировки и разыгрываются целые сценарии экспедиций (полет на МКС, пилотируемая лунная экспедиция, полет на Венеру, высадка лунохода). Очень привлекательны для детей виртуальные прогулки по Международной космической станции, на космодромы, в музеи космической техники, которые совершаются с помощью WR-технологий.

Проектная работа внутри школы также набирает обороты. Отдельным направлением являются теоретические исследовательские работы по истории космонавтики, астрономии,

270

Исследователь^евеаг^ег • 3/2023

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в Школе космонавтики имени Р. В. Комаева

Боциева Майя Анатольевна

механике космического полета, космобиологии. Такие работы воспитанники выполняют уже в первый год обучения и в зависимости от уровня представляют их в школе, на городских, республиканских и всероссийских конкурсах.

Как и другие наставники, педагоги Школы космонавтики сталкиваются с проблемами. Сухие научные факты отпугивают детей, зачастую темы детских исследований не соответствуют возрасту и уровню подготовки школьников. Либо нет активной деятельной позиции учащегося в процессе работы, когда ребенок не творит, не решает проблему, а является просто исполнителем, либо нет должного уровня познавательной активности, то есть не достигается сама цель научного поиска. Инновационное высокоточное оборудование требует создания новых образовательных методик, адаптации дополнительных программ, повышения знаний и компетенций педагогов дополнительного образования. И тут на первое место выходит личность наставника, его профессионализм и желание достигать хороших результатов. Синтез усилий наставника, администрации, родителей и нацеленности на высокие достижения дает ребенку хорошую платформу для развития.

В планах Школы космонавтики дальнейшее развитие, улучшение материальной базы учреждения, повышение уровня квалификации сотрудников.

Получив знания, познакомившись со сложностью космических профессий, «примерив их на себя», оценив свои качества, каждый из воспитанников сам выбирает свою дорогу во взрослую жизнь. Я надеюсь, что среди них будут и те, кто свяжет свою жизнь с космосом и пойдет учиться в профильных вузах, чтобы работать в космической отрасли. щ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.