Научно-исследовательская экспедиция школьников как актуальная форма привлечения детей к науке__
Седалищева Саргылана Николаевна
Научно-исследовательская экспедиция школьников как актуальная форма привлечения детей к науке (на опыте работы Комплексной научно-исследовательской экспедиции школьников «Верхоянье — полюс холода»)
Scientific expedition of schoolchildren as actual form of attracting schoolchildren to science (on the experience of the Comprehensive research expedition of schoolchildren «Verkhoyanie — the Pole of Cold»)
Аннотация. Более десяти лет непрерывно проводится Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников «Верхоянье — полюс холода». За эти годы в результате межулусного взаимодействия и сотрудничества были созданы экспедиции и в других районах: научно-исследовательская экспедиция «Юные натуралисты Томпо» (руководитель А. Н. Сыромятникова, учитель биологии Крест-Хальджаской СОШ Томпонского района), научно-исследовательская экспедиция «Эко-Бердигэс» (руководитель С. П. Оленова, учитель биологии Бердигестяхской СОШ с УИОП имени А. Осипова Горного района). С 2019 года создана республиканская сеть научно-исследовательских экспедиций школьников под названием «Школа Н. Г. Соломонова» в Мегино-Кангаласском, Горном, Сунтарском (для детей вилюйской группы улусов) районах. Таким образом, ведется расширение исследуемых территорий по всей Якутии.
Ключевые слова: образовательное пространство, экспедиция, республиканская сеть научно-исследовательских экспедиций, мониторинговые площадки
Abstract. For more than ten years, the Comprehensive Research Expedition of schoolchildren "Verkhoyanie — Pole of Cold" has been continuously conducted. Over the years, as a result of inter-ulus interaction and cooperation, expeditions in other areas were created: Research Expedition "Young Naturalists of Tompo" (headed
Седалищева
Саргылана Николаевна,
педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова» Верхоянского района Республики Саха, соискатель экстерной группы Института развития образования и повышения квалификации им. Н. С. Донского-II, г. Якутск e-mail: Sargulana_@mail.ru
Экспедиции
Svetlana
Sedalischeva,
Teacher of Additional Education, Center for Student Tourism and Excursions, Verkhoyansk District, the Republic of Sakha (Yakutia)
by A. Syromyatnikova, biology teacher of the Cross-Haldzha Secondary School of the Tompon District), Research expedition "Eco-Berdiges" (headed by S. Olenova, biology teacher of the Berdigestyakh Secondary School with A. Osipov UIOP in the Gorny District). Since 2019, a republican network of scientific research expeditions for schoolchildren under the name "N. G. School Solomonova" in Megino-Kangalassky, Gorny, Suntarsky (for children of the Vilyui group of uluses) districts. Thus, the expansion of the studied territories throughout Yakutia is ongoing. Keywords: educational space, expedition, republican network of research expeditions, research monitoring sites
Образовательное пространство в Якутии обладает уникальными ресурсами в естественных природных условиях. Климатические условия способствуют в познавательном плане глубже ощущать и осознать выработанный и накопленный опыт жизнедеятельности человека как части самой природы [Соломонов 2002]. Дети сельской местности наиболее адаптированы к жизни в естественных условиях. Род традиционных занятий, самобытные условия жизни на севере, народные промыслы дают возможность сельским детям приобрести еще в раннем возрасте необходимые жизненные навыки и умения, закаляют характер и прививают качества трудолюбия и уверенности в себе, развивают пытливый ум, исследовательское мышление. Принцип при-родосообразности в образовательной деятельности неразрывно связан в интегрировании общего образования с дополнительным образованием детей. В условиях ФГОС целесообразно продолжение учебного года во время летних каникул школьников в пятой четверти. Поэтому ежегодные экспедиции школьников в летнее время стали актуальной формой привлечения детей со школьных лет к науке [Соломонов et а1. 2008].
Таким образом, по инициативе чл.-корр. РАН, профессора Н.Г. Соломонова, под руководством бывшего директора «Центра детско-юношеского туризма и экскурсий» Верхоянского района Республики Саха А.П. Юмшановой и научным руководством доктора биологических наук Института биологии и проблем криолитозоны СО РАН Республики Саха А.П. Исаева для усиления общественной поддержки движения школьников «Шаг в будущее», для объединения школьников, педагогов, научных работников и привлечения внимания молодежи к основным проблемам своего региона начала свою работу программа «Верхоянье — полюс холода», предусматривающая комплексные научно-исследовательские экспедиции ученых, учителей и школьников в малоисследованные районы Крайнего Севера.
Более десяти лет непрерывно проводятся Комплексные научно-исследовательские экспедиции школьников «Верхоянье — полюс холода». За эти годы были проведены
Научно-исследовательская экспедиция школьников как актуальная форма привлечения детей к науке
Седалищева Саргылана Николаевна
экспедиции по направлениям: эколого-биологические, орнитологические, палеонтологические, историко-краеведческие и физико-технические.
Главная особенность экспедиции — ее комплексность, которая:
• выражается через решение в процессе экспедиции задач, где обучение ведется с использованием исследовательской технологии на реальных объектах в полевых условиях в сочетании с задачами оздоровления и гражданско-патриотического воспитания;
• интегрирует определенные области нескольких наук со школьным образованием;
• осуществляет реальный практический подход к изучению той или иной науки;
• создает реальную научно-образовательную среду для решения совместных задач учителя, ученика и ученого;
• является одной из форм работы с детьми, направленной на создание условий для реализации их интеллектуального и творческого потенциала.
Экспедиционные исследования способствуют активному вовлечению школьников в учебно-исследовательскую деятельность по изучению своей малой родины, воспитанию чувства патриотизма.
В течение 13 лет проведена огромная работа по привлечению школьников к научному образованию. За эти годы мы трудились с ведущими научными сотрудниками ИБПК СО РАН, АН РС (Я), ЯНЦ СО РАН, ИКФИА СО РАН, ИГИиПМНС СО РАН, СВФУ имени М.К. Аммосова, а также ведущими учеными из России (из Москвы, Санкт-Петербурга и др.) и международных стран: Германии, Финляндии, Польши, Китая, Японии. Все это курировал д. биол. н. ИБПК СО РАН, наш научный руководитель А.П. Исаев.
Впоследствии в результате межулусного взаимодействия и сотрудничества были созданы экспедиции и в других районах: научно-исследовательская экспедиция «Юные натуралисты Томпо» (руководитель А.Н. Сыромятникова, учитель биологии Крест-Хальджаской СОШ Томпонского района), научно-исследовательская экспедиция «Эко-Бердигэс» (руководитель С.П. Оленова, учитель биологии Бердигестяхской СОШ с УИОП имени А. Осипова Горного района). Научным куратором является А.П. Исаев. Под его руководством на этой экспедиции работали и работают более десятка ведущих научных сотрудников.
Также с 2019 года создана республиканская сеть научно-исследовательских экспедиций школьников под названием «Школа Н.Г. Соломонова» в Мегино-Кангаласском, Горном, Сунтарском (для детей вилюйской группы улусов) районах. Таким образом, ведется расширение исследуемых территорий по всей Якутии.
н
Экспедиции
Основной целью Комплексной научно-исследовательской экспедиции школьников (КНИЭШ) «Верхоянье — полюс холода» является создание научно-исследовательских мониторинговых площадок через вовлечение широкого круга исследователей в изучение северных территорий и развитие исследовательских и творческих способностей учащихся посредством поисково-исследовательской работы.
В ходе КНИЭШ «Верхоянье — полюс холода» были созданы научно-исследовательские мониторинговые площадки в Эльгетском, Эгинском, Адычинском, Борулахском наслегах Верхоянского района, в которых школьниками, учителями и научными сотрудниками ежегодно проводятся мониторинги и наблюдения:
1.
орнитологии
озеро
2.
3.
мониторинговая площадка Намы в Эгинском наслеге;
мониторинговая площадка по флоре и фауне на реке Туостаах в Адычинском наслеге;
мониторинговая площадка по флоре и изменению почв на горе Кисилях в Эльгетском наслеге;
4. мониторинговая научно-исследовательская площадка по физико-техническому и палеонтологическому направлению на Провале реки Батагайка;
5. мониторинговая площадка по орнитологии, энтомологии и териологии на участке Хаа^1-Алыыта, а также по этнографии в окрестностях Борулахского наслега.
На этих научно-исследовательских мониторинговых площадках разработана целенаправленная программа работы и проложены тропы маршрутов.
Первая научно-исследовательская мониторинговая площадка — озеро Намы Эгинского наслега
Озеро Намы объявили зоной покоя. Намы расстилается более чем на 10 км, находится на территории Эгинского наслега. Озеро состоит из Маленького Намы и Большого Намы. Маленькое озеро Намы имеет длину 8 км, ширину 5 км. Расстояние между озерами 100-150 метров. Вокруг озера растут редкие деревья, кустарники, травы. Лес расположен в южной части озера. Много сенокосных угодий. На озере Намы задерживается на короткое время стая розовых чаек и редких птиц размером с голубя, длина туловища 32-35 см, общий окрас бело-розовый.
Более десяти лет на озере Намы проводится целенаправленное наблюдение за полетами, пролетами птиц с 25 мая по 6 июня во время сезона охоты на уток.
Участники экспедиции проводят наблюдение по двум методам: учет птиц в стационаре и маршрутный учет птиц по окрестностям озера.
По орнитофауне можно отметить работу учащегося Арылахской школы Данила Гоголева, который в течение
Научно-исследовательская экспедиция школьников
как актуальная форма привлечения детей к науке__
Седалищева Саргылана Николаевна
четырех лет собирал материал по новым видам птиц Верхоянского района. Работа привлекательна тем, что в ней составлен список обнаруженных в литературных источниках и в ходе экспедиций новых видов птиц, а также выявлены причины их появления в Верхоянском районе.
Вторая научно-исследовательская мониторинговая площадка — река Туостаах Адычинского наслега
Растительность Верхоянских гор изучена спорадически. Известно, что в условиях Верхоянья виды растений и сообщества имеют яркие черты, демонстрирующие успешное приспособление к суровым условиям Якутии. Во время полевых работ учащиеся непосредственно знакомятся с особенностями лиственницы Каяндера, составом, структурой и состоянием слагаемых ею северо-таежных горных лесов и редколесий. В высокогорьях редколесья сменяются ценозами из кедрового стланика, имеющего свои специфические эколого-биологи-ческие особенности, которые школьники могут сами увидеть и провести научные исследования по их изучению. В горах Якутии практически все леса и редколесья пройдены пожарами. На примере послепожарных сообществ различных стадий восстановления ребята знакомятся со вторичными сукцессион-ными процессами. В высокогорьях развиты горные тундры и каменистые лишайниковые пустыни, представляющие собой почти лишенные растительности гольцы, где безраздельно господствуют многочисленные виды эпилитных лишайников. Здесь ученые подробно рассказывают учащимся об особенностях горных тундр, о биологии, экологии тундровых видов и лишайников, их особых свойствах, позволяющих им успешно произрастать в суровых условиях высокогорий. Одними из особенно любопытных растительных объектов гор Верхоянья являются уникальные криофильные реликтовые степи, развитые в пределах пояса горных лесов на южных и юго-восточных склонах. Они являются реликтами плейстоценовой эпохи. Здесь произрастают реликтовые краснокнижные виды растений, которые учащиеся сами могут найти среди густого травостоя из сухолюбивых видов. Таким образом, пройдя весь путь от предгорных равнин до гольцов, дети видят вертикальную смену поясности и хорошо запоминают эту закономерность.
Одной из лучших работ, вызвавших наибольший интерес как со стороны школьников, учителей, родителей, так и среди ученых, является школьная научно-исследовательская работа «Каротиноиды и кормовая ценность хвоща пестрого, произрастающего в районе Полюса холода». Хвощ пестрый — уникальное тебеневочное (зимнепастбищное) растение Якутии. Об использовании этого растения на тебеневке и его удивительных питательных свойствах восхищенно писали многие исследователи. Академик А. Миддендорф и другие авторы отмечали, что
Экспедиции
будущим исследователям необходимо обратить серьезное внимание на это интереснейшее растение. Ребята вместе с учеными-ботаниками и биохимиками изучили распространенность, экологию этого вида, сезонное изменение состава и содержания каротиноидов в его побегах.
Третья научно-исследовательская мониторинговая площадка — гора Кисилях
Экспедиции, проведенные с целью разработки ботанико-экологических основ создания экологической тропы в известные Кисиляхские горы, также имели успешные результаты. Восхождение на эти горы популярно не только среди местного населения, но и среди российских и иностранных туристов. В связи с этим соответственно актуализируются задачи предупреждения риска превышения антропогенных нагрузок на природу этих гор. Основная задача, поставленная перед учащимися, учителями и учеными — выявить предельно допустимые нагрузки на тропу, чтобы оптимизировать поток туристов и тем самым защитить природные экосистемы.
Выраженная поясность проявляется не только в смене растительности и животного мира, но и состава, структуры почв. Вдоль экологической тропы были заложены почвенные разрезы и отобраны образцы для лабораторного анализа физико-химического состава и свойств почв.
Организация тропы, основным принципом которой является «не навредить природе», а также регулярная уборка территории и патрулирование с помощью ребят, будет хорошим примером для туристов и туристических фирм. Если вдохновение поразительной по красоте местностью сопровождается рассказом об ее истории и особенностях, то в целом эта комбинация может иметь большой познавательный эффект. Необходимо добавить, что прохождение по горным тропам у школьников сопровождается преодолением физических (пешие походы в горы с полным снаряжением) и морально-психологических трудностей, романтикой полевой жизни (проживание в палатках, полное самообслуживание и др.), что оказывает прекрасное оздоровительное воздействие на детей.
Одной из интересных работ является мониторинговое изучение кедровостланиковой гари в горах и морфометрические исследования кедрового стланика. На специально заложенных учетных площадках за 3 года проведены наблюдения за процессом зарастания свежей гари. Школьники с учителями и учеными следят за ростом и развитием растений после пожара, проводят морфометрические измерения, отмечают на микрокарте всходы, побеги, делают фотоснимки на цифровую камеру для микрокартирования площадок. Ребята учатся проводить анализ динамических процессов на гари и делать прогнозы. Следует отметить, что это в своем роде пионерная работа — ведь
Научно-исследовательская экспедиция школьников как актуальная форма привлечения детей к науке
Седалищева Саргылана Николаевна
на Северо-Востоке Якутии подобные научные работы ранее не были проведены. Морфометрические исследования кедрового стланика включали множество измерений осевых годичных приростов и в последующем — статистическую обработку полученных данных в программе Microsoft Excel. Затем результаты интерпретировались, и составлялся особый дендрохронологи-ческий ряд кедрового стланика, показывающий ход роста растений в связи с погодными условиями.
Четвертая научно-исследовательская мониторинговая площадка — Провал — река Батагайка
Провал Батагайка расположен в окрестностях пос. Бата-гай в верховьях одноименной речки, впадающей в Яну. На этом месте в результате интенсивной оттайки льдистых мерзлых грунтов образовался большой термокарстовый провал овальной формы.
На этом месте ежегодно и целенаправленно проводится экспедиция по физико-техническому направлению с ведущими научными сотрудниками ИКФИА СО РАН и СВФУ им. М.К. Аммосова. За эти годы можно отметить как самую лучшую работу выпускника Боронукской школы Вячеслава Горохова. Его темой стали «Исследования геоэлектрического разреза термокарстового провала "Батагайка" в Верхоянском районе», где он в течение трех лет исследовал строение и мощность крио-литозоны мерзлых пород провала с геофизическими методами.
Также на провале Батагайка проводятся палеонтологические экспедиции с ведущими научными сотрудниками СВФУ им. М.К. Аммосова и рядом российских ученых. За эти годы был написан ряд научных работ учащимися Борулахской и Батагайской школ.
Пятая научно-исследовательская мониторинговая площадка — участок Хааhы-Алыыта, окрестность Борулахского наслега
Борулахский наслег богат материально-духовной культурой в архитектурном зодчестве XVIII века. Очень хорошо сохранены юрты-балаганы, коновязи и сэргэ. Также в Борулах-ском наслеге сохранены культовые памятники дерево-куочай и др. Поэтому Борулахский наслег является ярким полигоном в изучении материальной культуры предков янских якутов.
Яркой работой в этом плане является работа учащейся Борулахской школы Анастасии Слепцовой «Описание балаганов и коновязей в Борулахском наслеге по материалам КНИЭШ "Верхоянье — полюс холода"». Ею были описаны и зафиксированы 81 балаган, 17 амбаров, 138 сэргэ.
Кроме всего этого, Борулахский наслег имеет очень богатую и своеобразную экосистему. Именно по материалам проведенных в Борулахском наслеге экспедиций было написано
н
Экспедиции
много уникальных научно-исследовательских работ по разным направлениям, таким как энтомология, орнитология и этнография. Все работы учащихся были многоплановыми научными проектами. Среди таких работ можно назвать исследование выпускника Борулахской школы Семена Чирикова по теме «Фауны пчел (Hymenoptera, Apoidea) Верхоянского района», в которой изучен видовой состав пчел. А на участке Хаа^1-Алыыта ежегодно проводится орнитологическая экспедиция по хищным птицам и териологическая экспедиция по американскому длиннохвостому суслику. По орнитологии можно отметить работы выпускников Борулахской школы Геннадия Слепцова и Назара Слепцова по теме «Хищные птицы Верхоянского района». Ими были описаны хищные птицы и их гнезда Борулахско-го и Адычинского наслегов. И
Литература
Исаев et а1. 2016 — Исаев А.П., Юмшанов М.А., Седалищева С.Н., Соломонов Н.Г., Григорьев Ю.М. Опыт работы школьной экспедиции «Верхоянье — полюс холода» // Научные исследования в заповедниках и национальных парках России. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию биосферного резервата ЮНЕСКО Национальный парк «Водлозерский» (Петрозаводск, 29 августа — 4 сентября 2016 г.). Петрозаводск, 2016. С. 92.
Соломонов 2002 — Соломонов Н.Г. Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. Якутск: ЯФ изд-ва СО РАН, 2002. 608 с.
Соломонов et а1. 2008 — Соломонов Н.Г., Ноговицын П.Р., ЗахароваВ.И., Адамова А.Д., Иванова С.П., Юмшанов М.А., Исаев А.П. Опыт организации научно-исследовательских экспедиций учащихся в Якутии // Вестник ЯГУ. Т. 5. № 3. Якутск: Якутский госуниверситет, 2008. С.28-35.