Познавательный потенциал школьного экологического туризма в Якутии
Ноговицын Виктор Петрович,
кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией экологии и устойчивости экосистем Севера Института естественных наук Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова E-mail: nvp11_52@mail.ru
В статье обсуждаются итоги работы лаборатории экологии и устойчивости экосистем севера со школьниками в форме неформальной познавательной экологической школы. Организация школьных экологических экспедиций проектным методом работы на долинах реки Лена позволяют раскрыть исторические, археологические, географические, этнографические, биологические возможности территории для юных исследователей. Познавательная активность школьников о памятниках природы способствуют школьникам раскрыть свои задатки и реализовать свой личностный потенциал по естественно-научному изучению родного края. Итоги работы рекомендуют образовательным организациям развивать школьный научно-познавательный туризм.
Ключевые слова: Якутия, лаборатория экологии, школьники, научно-экологическая школа, экспедиция, туризм, познавательный потенциал, река Лена.
о с
U
сэ см о см
03
Введение. В 2019 г мы отметили столетие дополнительного образования в России, в составе которого имеется и история школьных краеведческих экспедиций. В Якутии они были начаты еще в начале ХХ века [1]. У её истоков стоял Герой труда Староватов Пётр Хрисанфович, который провел большую геолого-краеведческую работу по изучению природных ресурсов Вилюйского бассейна. Он в 20-х годах прошлого века практически заложил начало краеведческому принципу преподавания естественных дисциплин в школе, прививая любовь к изучению родной природы и начал работу по организации первых школьных экспедиций-походов по родному краю. В ходе школьных экспедиций Староватов воспитал целую плеяду исследователей и работников системы образования, сельского хозяйства и промышленности [2]. Сегодня по Болонскому соглашению в стране начинает развиваться неформальное образование, в основе которого заложен индивидуальный подход к развитию задатков школьника, что позволяет человеку более эффективно реализовать свой личностный потенциал. В наше высококонкурентное и быстротекущее время смысл жизни каждого россиянина, следовательно, и уровня жизни каждого и общества в целом будет зависеть от достижения человеком уровня личности. А полноценное развитие творческих способностей школьников, что и определяет уровень развития личности, зависит от развития интеллекта. Интеллект, как известно, может развиваться на основе сопряженного взаимодействия с инстинктом, интуицией и разумом, что предопределяет традиционную приро-досообразность человечества. Следовательно, одним из средств правильного мировоззренческого воспитания школьников может быть познавательный туризм окружающей среды. При этом современный этап нашей жизни диктует школьникам самосовершенствоваться во многом на уровне научно-познавательных экспедиций.
Цель: Создание научно-экологической школы «Экология и устойчивое развитие экосистем Севера» для развития школьного экологического образования и познавательного туризма в Якутии.
Методы исследования: наблюдение, беседа, описание, составление схем, карт, обобщение, анализ, тестирование, анкетирование, проектный метод, инвентаризация, инструментальные методы биоиндикации, биометрический, филогенетический методы, метод георадара и метод поверхностного импеданса, метод GPS приемника, метод радарных измерений.
Основная часть и итоги исследований. В стратегии развития туристской индустрии в республике, утвержденного постановлением Пра-
вительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2009 года № 236 говорится, что «Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристической деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики. Именно они формируют общественное представление о туризме так таковом, стремление человека к познаю окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества». По ходу работы наши намерения стали основываться на поручениях Президента Российской Федерации от 29 августа 2014 года № П-2014 председателю Правительства Российской Федерации, президенту РАН, принятых решений Правительством Российской Федерации от 12 февраля 2016 года № АД-П8-716, Указе Президента В.В. Путина от 1 декабря 2016 г. под № 462 «О стратегии научно-технологического развития РФ». Но, анализ современного этапа развития туризма в Якутии утверждает, что туристская отрасль должна пройти немало этапов, прежде чем стать одной из ведущих отраслей экономики Якутии [3]. Ускорению развития экологического туризма на Севере может способствовать всемирно известная река Лена, парк «Ленские столбы» [4]. что позволяет нам большую часть своей работы связать с её долинами. Исследователи отмечают необходимость совершенствования круизной инфраструктуры, оборудовать места стоянок к природным и культурным памятникам, подготовить местное население к предпринимательству, обеспечить материально-техническим оборудованием музеи, дома культуры [5].
Исходя из этих данных темами научно-исследовательских работ лаборатории экологии и устойчивости экосистем Севера Института Естественных наук Северо-Восточного федерального университета за 2012-2019 гг. стали: «Развитие научно-образовательных, кадровых и технологических ресурсов для обеспечения экологической безопасности природопользования в экстремальных природно-климатических условиях Северо-Востока России при реализации стратегических проектов освоения региона»; «Аналитический обзор результатов фундаментальных исследований институтов ЯНЦ СО РАН, СВФУ им. М.К. Аммосова, ЯНИИСХ, ведущих институтов РАН и СО РАН по проблеме «Природа, человек, техника и хозяйство Средней Лены: прошлое и настоящее» и разработка предложений по их прикладному использованию в народном хозяйстве Республики Саха (Якутия)»; «Разработка научных основ развития научно-образовательных экспедиций школьников, студентов, научной молодежи и туристической деятельности в бассейне р. Лена и в арктических районах Якутии (на примере Аллаиховского и Верхоянского улусов)».
Обсуждение итогов научных исследований привели нас к следующим умозаключениям и результатам:
1. Успешное продвижение туристских услуг зависит не только от учета интереса различных
категорий рекреантов, а в большей степени от рекреационного потенциала территории [6]. Наш анализ имеющейся научной литературы и собственные предварительные исследованиям во время полевых экспедиций, установили, что Средняя и Нижняя Лена представляют огромный потенциал для развития экологического туризма. На первый план работы выходит Средняя Лена, где много достопримечательностей, например, первая вспышка биоразнообразия в атдабанском, ботомском, тойонском веках и гипостратотипы томмотского века Кембрийского периода, которые датируются 520530 млн лет. Местности на долине реки: «Аччы-гый и улахан Кырыы Таас» (малые и большие гребни камней), речки «Лабыйа», «Буотама», «Туойдах», местность «Ой-Муран», село «Тит Арыы», Бизонарий, местность «Дирин урэх» -истоки древнейшей жизни не только предков современных людей на земле, но и первых скелетных животных на Земле. Происхождение песчаных дюн и их роль в экосистеме ещё не определены с точки зрения науки, что повышает интерес ученых и школьников. Береговые скалы, стоянки и рисунки (петроглифы) первобытных людей, почвенно-растительный покров, остатки плейстоценовой мамонтовой фауны, животное и летающее население долин реки интересны для студентов и туристов, интересующихся наукой об истории жизни. Лена-Амгинское междуречье - район становления якутского этноса, следовательно, эта территория представляет интерес для этнографов и любителей истории. Характеристика экосистем долины на отрезке Кытыл Джура - Маймага и их биоразнообразие интересны для экологов и биологов.
2. Всего исследовано 36 археологических объектов на правом берегу реки Лены: 18 писаниц и 18 стоянок, участвовали в открытии 12 ранее неизвестных стоянок и 2 писаниц. На всех стоянках школьниками были собраны материалы - орудия каменного века и фрагменты керамики от раннего неолита до якутской эпохи. Впервые проведена работа по картированию памятников природы и истории МР «Хангалас-ский улус». Участниками экспедиции составлен кадастр мамонтовой фауны Средней Лены, изучены места произрастания таких эндемичных растений, как терескен ленский, изучен геологический разрез кембрийского периода с окаменевшими остатками первых скелетных животных, живших в Кембрийском море около 500 млн лет назад. Участники экспедиции исследовали такие уникальные памятники природы как Лабыйа, Буотама, Булуус, водопад Курулуур, Турук хайа, Тукулан, Куруннах, находящиеся на правом берегу Лены. Учеными и школьниками исследованы «Хрустальная гора», речка «Сиинэ» и Ой-Муранский рифовый массив на левобережье реки.
3. Проведенные раскопки стоянки древнего человека у речки «Мухатта» МО «Едяйский наслег»
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о т о от
з
и о со
о с
CJ
см
03
под руководством к.и. н В.М. Дьяконова дали уникальные результаты. В ходе 7-дневных работ на шурфе обнаружено множество изделий, отщепов, костей и других материалов, использованных древним человеком. Уникальность исследований подтверждается тем, что в Институте акселераторных анализов в г. Кавасаки в Японии по костям животных были выявлены 2 радиоуглеродные даты для культурных слоев Дюктайской (11610-11350 гг. до н.э.) и Белькачинской культур (3500-3110 гг. до н.э.).
4. В ходе экспедиции «По следам биологической экспедиции Л.В. Бианки 1926 г.», посвященной 90-летию этого события, было собрано 9698 экз. насекомых, обнаружено 12 видов мелких млекопитающих и установлено обитание 132 видов птиц. В ходе «Комплексной экспедиции по изучению памятников природы и истории Средней Лены» получены следующие основные результаты: 1) найдены и описаны новые местонахождения гнезд сапсана на участке р. Лены от уч. Тинная (граница Олекминского и Ленского улусов) до с. Синск. Установлено, что численность сапсана на береговых скалах средней Лены достаточно высока и от с. Тинная до с. Исит сапсан встречается через 3050 км, а от с. Кытыл-Джура до с. Синск - через 10-12 км береговой линии; 2) подтверждено, что в пещерах скал Средней Лены с древних времен обитали хищные птицы. 3) установлено обитание в районе новых видов животных (щитомордник, хохлатый осоед, мохноногий курганник); 4) в устье р. Мухатта открыта стоянка древнего человека эпохи мезолита (8-10 тыс. лет назад); 5) переданы в зоопарк «Орто-Дойду» для его живой коллекции 3 экземпляра гадюки и 1 щитомордник (впервые за всю историю зоопарка).
5. Возможности ботанического туризма Якутии имеют перспективы на всей её огромной территории [7]. Школьники ознакомились с региональными особенностями природы Якутии, с растительными ландшафтами, научились составлять лесоводственно-геоботанические описания лесов и кустарниковых сообществ, собирать, этикетировать, сушить гербарий высших сосудистых растений, мхов и лишайников. В ходе работ школьники узнали множество доминантных видов деревьев, кустарников, лесных трав, кустарничков, узнали об их лекарственных и пищевых свойствах, об их потенциале в качестве биотехнологического сырья. Ребята поняли, что такое лесная экосистема, увидели внутренние невидимые связи между всеми компонентами лесного мира, выстроили причинно-следственные связи между различными явлениями в лесу. В ходе походов школьники приобрели новые знания в рамках программы и выбранной исследовательской темы, расширили свой кругозор, ознакомились с методами научных исследований, при-
обрели навыки полевых работ. Кроме того, они овладели навыками обсуждения и обобщения полученных результатов, формулирования выводов, научились готовить устный доклад, выступать, отвечать на вопросы. В конце экспедиции ребята обобщали и обсуждали свои результаты работ. Сообща выводили итоги исследований, писали практические рекомендации по охране изученных ландшафтов. Главными факторами нарушения экосистем лесов определили не осторожное обращение с огнём во время паления прошлогодней травы, несанкционированные рубки, приведшие к таянию вечной мерзлоты и к превращению лесов в термокарстовые просадочные болота (лээ-би). Эти данные привели их к мнению о необходимости проведения мелиоративных работ, осушению болот и поверхностное улучшение земель.
6. Получены результаты обследования строения многолетней мерзлоты двумя наиболее высокопроизводительными и дешевыми методами: методом георадара и методом поверхностного импеданса. Обнаружены выходы льда и отражения от стенки провала. Во время экспедиции учащиеся научились прокладывать георадарные профили с помощью GPS приемника, заполнять журналы полевых измерений для метода поверхностного импеданса, выполнять первичную интерпретацию радарных измерений по полученным радарограммам. Выполнены установки приемных антенн для приема сигналов радиостанции на коротких волнах, расположенных в г. Якутске, проведены пробные измерения уровня сигналов согласно расписанию работы радиостанций. Учащиеся научились работать с современными цифровыми приемниками, которые позволяют вести непрерывную запись уровня поля.
7. Под руководством д.б.н. Исаева А.П. на местностях «Батагайка» и «Сууллар-Хайа» вместе со школьниками - членами экспедиции «Вер-хоянье - Полюс холода» по направлению «Палеонтология» собрано, описано и привезено в музей «Центра детско-юношеского туризма и экскурсий» пос. Батагай более 150 костных остатков 14 представителей мамонтовой фауны. Учащиеся научились определять остеологический (костный) материал различных групп животных ледникового периода, делать описание костей, овладели методами палеонтологических исследований в полевых условиях. Участники экспедиции, работавшие в палеонтологическом отряде, выказали большой интерес к изучению древних животных, проявили работоспособность и способности к палеонтологической науке.
8. Рейтинг СВФУ имени М.К. Аммосова в большей степени зависит от качества работы в общеобразовательных школах республики, которые разбросаны на 3 млн км2, их более 600, 72% из них считаются малокомплектными, что
снижает качество учебы в школах. Для повышения эффективности воспитательной работы и качества учебы в школах существует необходимость организации взаимодействия этих школ с университетом. Для этого нами разработанный проект «Орто Дойду» приказом руководителя Ростуризма О.П. Сафоновым под № 411-Пр-14 от 01 декабря 2014 г. включен в Реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), но экономический кризис в стране отложил реализацию проекта.
9. В связи с организацией широкомасштабных исследовательских работ Российской Академией Наук (и институтов ФАНО) по изучению природных, медико-биологических и социально-экономических проблем развития Республики Саха (Якутия) нами готовится проект комплексной работы СО РАН, Республики Саха (Якутия), Северо-Восточного Федерального университета с участием Институтов ЯНЦ СО РАН, Института теплофизики СО РАН, Института биофизики СО РАН, Палеонтологического института РАН «Научно-образовательный и экспериментальный центр «Батамай-Лен-ские Столбы», который получил поддержку совместного заседания Правительства РС(Я) и членов Президиума РАН 27.06.2015 г.
10. Как мы отметили наиболее популярным на Севере туризмом является круизный туризм, поэтому для выявления туристского потенциала реки Лены нами обследована территория Нижней Лены. Местность «Батамай» Кобяйского улуса - транспортная артерия серебра, свинца из местности Аркачан, Эндебал. Национальный природный парк «Усть-Вилюйский» - уникальное место для орнитологии. Местность «Смородичный», расположенный на фарватере реки Лена в 2 км от районного центра МР «Кобяйский улус» - первый вал Верхоянского горного хребта на р. Лена, что позволяет создать открытый музей реки Лены и Верхоянских гор. Есть публикации, которые утверждают возраст ленских столбов, что скалы начали формироваться 560-540 млн лет назад, а нынешние формы они приобрели около 400000 лет тому назад [8].
11. В Жиганском эвенкийском национальном районе интерес туристов может вызвать культура эвенков, происходящяя из Бохайского государства в Манчжурии. Во времена существования Чжурчженской империи (от VI до XIII вв) в Манчжурии корейцы, эвенки, эвены и многие малочисленные народы Дальнего Востока были в составе Бохайского государства. По легенде, когда монголы разрушили Бохайское государство в XIII в, эвенки (возможно и эвены) по рекам Алдан и Лена приплыли к берегам реки Ле-
ны под современным названием Жиганск. Видимо, слово «жиганск» происходит от эвенкийского слова «эдьээн»-родина. Эти гипотезы, при дальнейшем исследовании, могут стать основой разработки туристских проектов в с. Жиганск. Остров «Аграфена» на территории Жиганского национального района и легенда об якутской удаганке - история особая, интригующая туристов особенностями тонкоматериального мира из-за чего остров, сохранил свою флору более двух веков. Пересечение границы полярного круга на теплоходе - незабываемое впечатление для туристов. Истории рек «Муу-на», «Мэнкэрэ», «Нуотара», богатые народными байками, которые необходимо изучить для гидов круизного туризма.
12. Нижняя Лена способна быть геопарком международного уровня. Хищные птицы, стерх, перелетные птицы, места их гнездования представляют особый интерес для орнитологов. Местность «Сииктээх», «Кюсюр», «Ленская труба», речка «Булкуур» и другие способны интересовать многих своими природными особенностями, историей. Дельта р. Лены. Остров Тит-Ары - северный форпост леса в Якутии, остров Столб и их окрестности. Первая русская международная полярная станция на острове Са-гастыр (1882-1884 гг). МБС «Лена-Норден-шельд». Лагерь ГУЛАГа. История освоения Северного Морского пути. История п. Тикси. Полярная обсерватория Института космофизиче-ских исследований и аэрономии им. Шафера СО РАН. Необходимо при этом отметить, что 32,9% площади МР «Булунский улус» является природоохранной зоной. Исследование флоры и фауны, например, нерпы, снежного барана, черношапочного сурка, овцебыка, осетра, налима, омуля могут оказать существенное содействие в развитии экологического туризма. Например, первая экологическая катастрофа в Якутии - итог деятельности рыбзаводов в 40-е годы XX в, что может повториться при рыночной экономике. Памятники русской культуры и культуры других этносов со времен заселения Лены в XVII веке от Витима до территории Жиганского, Булунского улусов - особая тема для познавательного туризма [9].
13. О перспективах орнитологического туризма на Лене сказано много [10]. Выполнен Международный научно-образовательный проект «Три белых журавля, два пролетных пути, один мир», инициированный Международным фондом охраны журавлей при финансировании немецкого отделения Всемирного фонда дикой природы. В эту работу были вовлечены ученые, преподаватели и школьники США, Китая и Якутии по изучению, сохранению трех наиболее редких видов журавлей (американского, японского и сибирского). В последние два года наши школьники побывали в составе международных экспедиций в Мексике, Гонконге. С 2003 г. Якутия принимает участие в органи-
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о
т о
от
з
и о со
о с
U
см со
зации и проведении «Дня журавля», инициированного Рабочей группой по журавлям Евразии. В настоящее время ежегодно «День журавля» отмечают в России, Казахстане, Украине, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Кыргызстане и Иране. С 2015 г. «Неделя журавля» проводится на базе республиканского зоопарка «Орто-Дойду», ФГБУ НП «Ленские Столбы», в школах Аллаиховского, Момского, Верхоянского, Усть-Алданского, Усть-Майско-го, Томпонского, Таттинского, Хангаласско-го и Намского районов. Новшество оказалось успешным и получило международный резонанс. В 2018 г. в работе «Недели Журавля» приняли участие доктор Джордж Арчибальд, основатель Международного фонда охраны журавлей, и Дженнифер Спирс, член совета директоров и активный спонсор фонда. Д-р Арчибальд считает необходимым поддержать научно-социальный и экопросветительский проект Н.Г. Соломонова, включающий обмен наблюдениями за миграцией и поведением журавлей школьниками Якутии, Китая, США, Канады, Японии и Австралии.
14. Исполняя пункты договора о сотрудничестве между СВФУ и Университетом иностранных языков «Хангук» Республики Корея была организована международная комплексная научно-исследовательская экспедиция «Лена» по изучению культурно-туристического, исто-рико-этнографического состояния по маршруту Якутск - Сангар - Жиганск - Якутск. Первая, ознакомительная поездка состоялась в августе-сентябре 2017 г. по приказу ректора СВФУ. Делегация посетила п. Сангар, с. Жи-ганск, с. Кыстатыам, ознакомилась с социально-экономическим положением улусов, культурой населения, посетили социальные объекты, туристические базы. Одним из специфичных моментов исследований социальных аспектов развития коренных народов Севера является проблема социальной адаптации. Особенностью социализации представителей северян является ее тесная взаимосвязь с процессом этнической социализации, связь с традициями, так как особый исследовательский интерес вызывает изучение процессов развития арктических поселений - поселков, городов. Село Кыстатыам в своем роде действительно является уникальным поселением, так как является обладателем уникального статуса эвенкийского муниципального образования. В рамках соглашения делегация СВФУ имени М.К. Аммосова в марте 2018 г. посетила г. Сеул, ознакомилась с учебными заведениями, работающими с Россией, приняла активное участие в работе научно-практической конференции «Understanding Northeastern Siberia and the Arctic Region: Society, Culture, and Poitics» 9 марта [11].
15. Итоги работы лаборатории экологии и устойчивости экосистем севера ИЕН опубликованы
в БД Web of Science - 3, Scopus - 5, ВАК - 7, РИНЦ - 16.
16. Научному руководителю лаборатории д.б.н., член-корреспонденту РАН Соломонову Н.Г. решением Президиума Российской Академии естествознания от 6.11.2015 г. присвоено почетное звание «Основатель научной школы».
17. Сотрудник лаборатории Исаев Аркадий Петрович защитил докторскую диссертацию на тему: «ТЕТЕРЕВИНЫЕ ПТИЦЫ ЯКУТИИ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЧИСЛЕННОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ» в Институте систематики и экологии животных СО РАН. Приказ о выдаче дипломов доктора наук 819/нк 17.07.2015 г.
18. Сотрудник лаборатории Шемякин Евгений Владимирович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности 03.02.04 «Зоология» на тему «Пространственная организация населения птиц Алданского нагорья» (18.04.2018 г.).
19. Опубликована одна монография заведующего лабораторией Ноговицына В.П. о воспитании творческих способностей школьников [12].
Заключение.
1. Республика располагает большим потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Этому способствуют множество исторических, археологических, географических, этнографических, биологических памятников на долинах реки Лены. Применение научного подхода в планировании и организации внутреннего и въездного туризма на территории муниципальных образований - главное условие эффективного развития научно-познавательного туризма в целом. Школьные научно-познавательные экспедиции способны пробудить интерес детей к экологическим и этническим видам туризма на территории всей республики.
2. Интерес школьников к вопросам экологического туризма может способствовать реализации в Якутии проектов и программ с учетом создания материально-технической базы для комфортного и безопасного отдыха людей, ибо эффективность организации туристской деятельности в промышленности, сельском хозяйстве зависит от устойчивых знаний, способствующих созданию условий для развития внутреннего и въездного туризма, расширению географии и созданию новых туристических баз и комплексов, музеев под открытым небом.
3. Огромная территория с большим потенциалом полезных ископаемых, природных ресурсов, большое количество малочисленных населенных пунктов, малокомплектная организационная структура общеобразовательных школ, зависимая от административно-территориального деления республики предполагают цен-
трализацию технологического образования, что требует начало развития научно-образовательных туров с учетом развития социального туризма для общеобразовательных школ, учащихся, студентов средних специальных и высших учебных заведений. Подготовка высококвалифицированных специалистов по добыче полезных ископаемых на вечной мерзлоте, на дне океана, технологов развития энергетически экономных, экологически комфортных домов, технологов сельского хозяйства на северных территориях страны зависит от возрождения исконных традиций народа по взаимосвязи с природой, окружающей средой, воспитания школьников через экологическое образование.
4. Подводя итоги выполненных работ по научно-образовательному направлению, следует указать на эффективность экспедиционных исследований при работе с детьми и молодежью. Участие в экспедициях стимулирует у них интерес к исследовательской деятельности, формирует патриотическое сознание, повышает экологическую культуру, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру, укрепляет уверенность в себе, создает необходимые условия для самореализации и приобретению навыков работы. В связи с организацией широкомасштабных исследовательских работ по программе «Якутия - регион нового развития» необходимо усилить работы по проведению экспедиционных, экспериментальных исследований школьников, студентов и молодых ученых на основе проектного метода работы.
5. Коммерциализация итогов научных исследований по географии, истории, археологии, палеонтологии, орнитологии, этнографии, экологии позволит повысить эффективность работы туристских организаций республики. Раскрытие возможного туристского потенциала Национального Парка «Ленские Столбы» и прилежащих территорий, транспортной схемы Средней и Нижней Лены с учетом межрегионального и международного сотрудничества поднимет имидж не только парка, Северо-Восточного федерального университета, но и всей республики и страны. Выявление возможных механизмов внедрения современных технологий в развитии туризма и транспортной схемы реки на территории Республики Саха (Якутия) позволит создать дополнительные рабочие места в сельской местности.
6. Повышение конкурентоспособности туристского продукта может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую рекламную кампанию своего региона, так как продвигает и продает только свой собственный про-
дукт. Поэтому задача создания образа республики, её имиджа, бренда, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей. Государственная поддержка туристской инфраструктуры должна осуществляться в рамках целевых программ, что требует включения рекламы различных объектов туризма в эти программы.
7. Учитывая известность реки Лены во всём мире, её предполагаемый богатый туристский потенциал, устойчивость круизного рынка к кризисным явлениям, необходимость повышения жизненного уровня населения Ленского, Олек-минского, Хангаласского, Мегино-Хангалас-ского, Усть-Алданского, территории г. Якутска, Намского, Кобяйского, Жиганского и Булун-ского районов Правительству Республики Саха (Якутия) целесообразно изучение и научное обоснование туристской инфраструктуры бассейна Средней и Нижней Лены на программной основе. При предельной дороговизне электроэнергии, ГСМ, отсутствии малой авиации государственное планирование круизных туров по рекам республики имеет колоссальное значение для экономик муниципальных образований.
Литература
1. Золотые страницы дополнительного образования детей в Якутии: сборник статей / Респ. ресурсный центр «Юные якутяне». - Якутск: Цикл, 2018.- 280 стр.
2. Кротов М. «Вилюйский краевед», Якутское книжное издательство, 1966 г.- 84 с.
3. Борисова А.А. Анализ современного состояния туристской отрасли в Республике Саха (Якутия) // Экономика, управление, финансы: VII Междунар науч. конф. (г. Краснодар, Э40 февраль 2017 г.) - Краснодар, издательский дом «Новация, 2017. С. 134-136.
4. Тотонова Е. Е., Алексеев Д.А., Амарян М.А., Васильева М.Ф., Ефремов Д.А., Слепцова А.Л., Стрекаловская О.В. Выявление потенциала развития туризма природного парка «Ленские Столбы» // Арктика XXI век. Гуманитарные науки / 2017. № 2 (12). С. 23-37.
5. Охлопкова Д. К., Петухова А.А., Захарова Н.Г. Современное состояние речного кру-изного туризма в Республике Саха (Якутия) // Социодинамика.- 2019. № 12. С. 134-147.
6. Асташина Н.И. Перспективы диверсификации сервисной деятельности при организации рекреационного природопользования // БГЖ. 2014. № 4 (9). С. 123-124.
7. Исаев А. П., Кривошапкин К.К. Перспективы развития ботанического туризма в Якутии // Вестник СВФУ. 2017. № 3 (59). С. 5-12.
8. Степанов С. Ленские столбы - каменный лес Якутии. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/ media/gelio/lenskie-stolby - катеппуь^чак^п-5d2ff1c28600e100ac744124 03.07.2020.
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о
т о
от
з
и о со
9. Комплексные экспедиции лаборатории экологии и устойчивости экосистем ИЕН СВ-ФУ имени М.К. Аммосова. Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/fond-tselevogo-kapitala/news_detail.php? SECTION_ ID=&ELEMENT_ID=110485 26.11.2018.
10. Исаев А. П., Соломонов Н.Г., Ноговицын В.П., Шемякин Е.В., Кириллин Р.А., Габышев В.Ю. О развитии орнитологических туров в природном парке «Ленские столбы» // Вестник Бурятского государственного университета. Биология. География. 2017. № 3. С. 122-129.
11. Этнический фактор социальной адаптации населения арктических поселков (на примере эвенкийского муниципального образования села Кыстатыем) / В.П. Ноговицын, А.И. Ноев, Н.А. Стручкова [и др.] //Understanding Northeastern Siberia and the Arctic Region: Society, Culture, and Politics: HK International conference, March 9, 2018, Minerva complex, Hankuk University of Foreign Studies (HUFS) Seoul, Korea / hosted by: Inststute of Russian Studies, HUFS, North-Eastern Federal University in Yakutsia; sponsored by: National research Foundation of Korea. - Seoul, Korea, 2018. -С. 68-73. - Библиогр.: с. 70-71 (5 назв.).
12. Ноговицына В.П. Историко-культурный контекст воспитания как основа формирования творческих способностей современных школьников [Текст]: [монография] / В.П. Ноговицын; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Сев.-Вост. федер. ун-т имени М.К. Аммосова». - М.: АНО Изд. Дом «Науч. обозрение», 2018.- 174 с., ил., табл.
educational potential of the school ecotourism in yakutia
Nogovitsin V.P.
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
The article discusses the results of the work of the laboratory of ecology and sustainability of ecosystems of the North with schoolchildren in the form of an informal educational environmental school. The organization of school ecological expeditions using the project method of work on the Lena river valleys allows to reveal the historical, archaeological, geographical, ethnographic, and biological possibilities of the territory for young researchers. Educational activity of schoolchildren about natural monuments helps students to reveal their potential and realize their personal potential in the natural-scientific study of their native land. The results of the work recommend
that educational organizations develop school scientific and educational tourism.
Keywords: Yakutia, ecology laboratory, schoolchildren, scientific
and ecological school, expedition, tourism, educational potential,
Lena river.
References
1. Golden pages of continuing education for children in Yakutia: collection of articles / Rep. Resource Center «Young Yaku-tians». - Yakutsk: Cycle, 2018.- 280 p.
2. Krotov M. "Vilyui local historian", Yakut book publishing house, 1966-84 p.
3. Borisova A.A. Analysis of the current state of the tourism industry in the Republic of Sakha (Yakutia) // Economics, Management, Finances: VII International scientific. conf. (Krasnodar city, E40 February 2017) - Krasnodar, Novation Publishing House 2017, pp. 134-136.
4. Totonova E.E., Alekseev D.A., Amaryan M.A., Vasilyeva M.F., Efremov D.A., Sleptsova A.L., Strekalovskaya O.V. Identification of tourism development potential of the nature park «Lena Pillars»// Arctic XXI century. Humanities / 2017. No. 2 (12). P. 23-37.
5. Okhlopkova D. K., Petukhova A.A., Zakharova N.G. The current state of river cruise tourism in the Republic of Sakha (Yakutia) // Sociodynamics.- 2019. No. 12. P. 134-147.
6. Astashina NI. Prospects for diversification of service activities in the organization of recreational nature management // BGG. 2014. No. 4 (9). S. 123-124.
7. Isaev A. P., Krivoshapkin K. K. Prospects for the development of botanical tourism in Yakutia // Bulletin of NEFU. 2017. No 3 (59). P. 5-12.
8. Stepanov S. Lena pillars - stone forest of Yakutia. Access mode: https://zen.yandex.ru/media/gelio/lenskie-stolby-kamen-nyi-les-iakutii-5d2ff1c28600e100ac744124 07/03/2020.
9. Complex expeditions of the laboratory of ecology and sustainability of ecosystems IEN NEFU named after MK K. Ammosov. Access mode: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/fond-tse-levogo-kapitala/news_detail.php? SECTION_ID=&ELEMENT_ ID=110485 11/26/2018.
10. Isaev A. P., Solomonov N.G., Nogovitsyn V.P., Shemyakin E.V., Kirillin R.A., Gabyshev V. Yu. On the development of ornithological tours in the Lena Pillars nature park // Bulletin of the Buryat State University. Biology. Geography. 2017. No. 3. P. 122-129.
11. Ethnic factor of social adaptation of the population of Arctic villages (on the example of the Evenki municipality of the village of Kystatyem) / V.P. Nogovitsyn, A.I. Noev, N.A. Struchkova [et al.] // Understanding Northeastern Siberia and the Arctic Region: Society, Culture, and Politics: HK International conference, March 9, 2018, Minerva complex, Hankuk University of Foreign Studies (HUFS) Seoul, Korea / hosted by: Inststute of Russian Studies, HUFS, North-Eastern Federal University in Yakutsia; sponsored by: National research Foundation of Korea. - Seoul, Korea, 2018. - P. 68-73. - Bibliography: p. 70-71 (5 titles).
12. Nogovitsyna V.P. The historical and cultural context of education as the basis for the formation of the creative abilities of modern schoolchildren [Text]: [monograph] / V.P. Nogovitsyn; Feder. state author educate. institution of higher Education «NorthEast. Feder. University named after M.K. Ammosov.» - M.: ANO Ed. House «Scientific. Review», 2018.- 174 p., ill., tab.
о с
u
см
co