Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя'

Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / PROFESSIONAL TRAINING / THE CERTIFICATION OF WORK / CAREER / CAREER GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яровых Юлия Владимировна

Рассматривается вопрос влияния исследовательской деятельности в условиях системы непрерывного образования на профессиональную карьеру современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL CAREER OF THE CONTEMPORARY TEACHER

The article considers the question of influence of research activities in the system of continuous education at the professional career of the contemporary teacher.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя»

УДК 377.4 (14.37.27)

Ю. В. Яровых

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Рассматривается вопрос влияния исследовательской деятельности в условиях системы непрерывного образования на профессиональную карьеру современного учителя.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, профессиональная переподготовка, итоговая аттестационная работа, карьера, карьерный рост.

До недавнего времени в системе подготовки учителя основное внимание уделялось вопросам развития и адаптации молодого специалиста, при этом недостаточно часто рассматривались вопросы профессионального роста уже работающего педагога. Однако в последнее время все более возрастает значимость непрерывного образования, обучения в течение всей жизни, обновления квалификаций и компетенций, предъявляются новые требования к системе профессиональной поддержки уже работающих учителей. Это выражается в большой практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, создании стимулов для постоянного профессионального роста (карьеры).

Карьера - сложное понятие, представляющее интерес для изучения этого феномена рядом гуманитарных наук, таких как психология, социология, педагогика. Проведем краткий этимологический анализ понятия карьера. В психологии карьера рассматривается как процесс самореализации личности, своих возможностей в профессиональной деятельности, сущностной характеристикой которого является продвижение, рассматриваемое в широком смысле в виде общей последовательности этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной, трудовой и т. д. Социология определяет карьеру как последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека; успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной или иной иерархии. В педагогике карьера определяется как осознанный профессиональный рост, определяющий профессиональную уверенность и повышающий ответственность педагога за результаты своей деятельности. Независимо от разницы в трактовке данного понятия успешность карьеры в любой сфере обуславливается тремя основными факторами:

1. Способностью человека адаптироваться к быстро меняющимся условиям организационной и окружающей среды.

2. Принятием личностью на себя ответственности за развитие карьеры.

3. Постоянным стремлением личности к самообразованию [1].

Долгое время термин «карьера» употреблялся в основном в негативном значении рядом с термином «карьеризм». Одним из доказательств этому служит данное в Советском энциклопедическом словаре разъяснение термина «карьеризм» как погони за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванной корыстными целями в ущерб общественным интересам. В словаре русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой читаем аналогичную трактовку термина: «Карьеризм - погоня за карьерой. Стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах». Также неодобрительно еще в недавнем прошлом звучали слова «карьерист» и «карьерный». Карьерист - человек, думающий о личном успехе, стремящийся составить себе карьеру, не считаясь с интересами общего дела. Достаточно устойчивыми оказались следующие выражения: «из карьерных соображений», «карьерный сотрудник» и т. д. Однако следует заметить, что в настоящее время профессиональная карьера приобретает все более гибкий характер, обучение становится непрерывным и пролонгируется на всю жизнь.

Говоря о карьере педагога, стоит выделить ряд противоречий в самой педагогической деятельности. Процесс развития профессионального опыта учителя сопряжен с непрерывным преодолением многочисленных проблем, обусловленных падением престижа учительской профессии из-за ее материального неблагополучия, а также с разрешением обширного спектра теоретических и практических противоречий. К многочисленному ряду противоречий следует отнести такие: между динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью рядового учителя массовой общеобразовательной школы к их осуществлению; между личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между потребностью общества в расширении образовательных услуг и сокращением рабочего времени учителей [2]. В связи с этим карьера в переложении на педагога приобретает новую окраску, предполагает не только и не столько продвижение по должностным ступеням, сколько процесс реализации человеком своих возможностей. На

наш взгляд, это связано с тем, что в «общественный образ учителя вкладываются идеальные представления, связанные с его способностью сеять разумное, доброе, вечное. В российской традиции образ учителя ассоциируется с духовным наставником, властителем дум, просветителем. Учитель в общественном сознании всегда был прежде всего воспитатель, творец мировоззрения, а уж потом предметник [3]. Общеизвестно, что в условиях советского строя учитель действовал в строгих идеологических рамках, качественно выполняя образовательный и воспитательный заказ на подготовку кадров для индустриальной экономики социалистического государства.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в связи с развалом СССР, уходом с политической арены КПСС произошла деидеологизация общества, потеря общественных и нравственных ориентиров. Следствием снижения социальной эффективности системы образования в переходный период стал закономерно низкий социальный статус учителей [4]. В качестве положительного момента преобразований стоит отметить обретение свободы альтернативного выбора в определении типа учебного заведения, позволяющего учителю в большей степени реализовать свои творческие потенции. В связи с конкуренцией в условиях формирующегося рынка образовательных услуг увеличилась заинтересованность школы в инициативном, находящемся в творческом поиске, инновационно мыслящем и действующем педагоге.

К сожалению, до сих пор вопросы специфики карьеры педагога изучены недостаточно. Впервые внимание карьерному росту субъекта (педагога) уделено на уровне государственной политики Российской Федерации в рамках Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. при рассмотрении системы непрерывного профессионального образования как приоритетного направления развития общества. Согласно этому документу сегодня именно педагог является главным лицом преобразований в системе образования.

В связи с этим в современной школе на педагога возлагается почетная миссия - соединять традиции с инновациями, новые технологии с классическими приемами педагогической науки, реализация которых доступна только учителю нового поколения, учителю-исследователю. Одним из организационно-педагогических условий формирования профессиональной карьерной успешности педагога является вовлечение его в исследовательскую деятельность. Традиционной формой повышения профессиональной компетентности учителей и директоров школ является обучение на курсах повышения квалификации и профессиональ-

ной переподготовки на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров ТГПУ. По итогам освоения программы профессиональной переподготовки учебным планом предусмотрено написание итоговой аттестационной работы, являющейся в свою очередь исследовательским проектом слушателя.

Исходя из нашего опыта организации профессиональной переподготовки в ТГПУ, подчеркнем, что педагогическое исследование в современном мире многогранно и многофункционально. При этом у каждого исследования существует своя преимущественная направленность. Согласно классификации, предложенной В. И. Загвязинским, можно выделить следующие направления исследований:

1. Исследование - методический поиск. Существует в рамках проблем и задач, связанных с изучением отдельного предмета или вида деятельности - от методики преподавания школьной дисциплины до методики организации деятельности в летних оздоровительных лагерях

2. Исследование педагогическое. Охватывает общие проблемы воспитания, развития личности в образовательном процессе, вопросы организации образования, управления им.

3. Исследование социально-педагогическое. Рассматривает образование как часть социальной сферы, выделяет способы реализации социального заказа образованию, оценивает влияние самого образования на социальное развитие и общественный прогресс.

4. Исследование психолого-педагогическое. Изучает способы диагностики, индивидуального подхода, аспекты личностного развития обучаемых и воспитуемых.

5. Исследование образовательно-валеологиче-ское. Освещает проблемы сохранения и умножения здоровья, вопросы становления культуры здоровья и здорового образа жизни молодого поколения и роли образования в этих процессах.

6. Исследование в области педагогической культурологии. Рассматривает процессы вхождения детей, подростков, юношей в культуру, проблемы ее сохранения, трансляции, «культуротворчества» в образовании [5].

Исходя из анализа тематики итоговых аттестационных работ, выбранных слушателями ФПКиПК ТГПУ, окончивших свое обучение в 2008 г., согласно вышеприведенной классификации, темы количественно распределились по следующим направлениям (см. диаграмму).

Анализ материалов показал, что направленность исследования слушателя опосредованно связана с тематикой программы профессиональной переподготовки.

Исследование:

Методический поиск

Педагогическое

Социально-педагогическое

Психолого-педагогическое

Образовательно-валеологическое

В области педагогической культурологии

Специальности: 1 - менеджмент организации, 2 - информатика,

3 - география, 4 - история, 5 - педагогика и методика начального образования, 6 - логопедия

Так, содержание итоговых аттестационных работ, представленных к защите слушателями группы профессиональной переподготовки по специальности «менеджмент организации», направлено прежде всего на вопросы управления качеством основного общего образования, формирование компетентности педагога, непрерывное профессиональное развитие учителя, методическое сопровождение управления образованием, дополнительное образование детей, профильное обучение, инновационную деятельность ОУ, качество образования с позиции его результата и влияния на развитие ОУ Директорам, заместителям руководителей учреждений общего образования, а также представителям кадрового резерва наиболее привлекательны педагогические исследования, затрагивающие вопросы организации образования, аспекты управления образованием.

В итоговых аттестационных работах слушателей специальности «информатика» можно выделить следующие направления: применение ИКТ, технологий на уроках, создание электронных пособий и информационных систем, разработка учебных презентаций. Будущие специалисты в области преподавания информатики приоритетно отдают предпочтение исследованиям методического поиска, связанным с задачами, поставленными в рамках одного предмета.

Внимание к исследованиям наблюдается и в группе профессиональной переподготовки по спе-

циальности «география», однако их исследования направлены в основном на разработку конкретных модулей школьной программы, например историко-географическому освоению территорий. Слушателями рассматриваются вопросы методики преподавания предмета, а также организации самостоятельной работы учащихся на уроках, большое внимание уделяется методическому обеспечению образовательного процесса.

Как показал проведенный нами анализ, представители предметной области «история» наиболее активны при выборе тематики сферы педагогической культурологии, что связано прежде всего со спецификой преподаваемой дисциплины. Тематика аттестационных работ слушателей преимущественно касается проблем развития народного образования, процессов становления и закрепления традиций народа (в частности, коренного населения Томской области), а также вопросов методики преподавания предмета в условиях современного социума.

Будущие специалисты в области педагогики и методики начального образования предпочитают широкий спектр тематики исследований социально-педагогической, психолого-педагогической, ва-леологической направленности, так как являются своего рода «универсальными» специалистами при обучении и воспитании младших школьников. Выявлено, что итоговые аттестационные работы слушателей специальности «педагогика и методика начального образования» главным образом связаны с рассмотрением вопросов теоретических основ преподавания и воспитания в начальной школе, обоснованием выбора той или иной образовательной технологии для оптимальной организации педагогического процесса, охватывают проблемы здоровьесбережения и экологического воспитания младших школьников.

Слушатели, освоившие программу профессиональной переподготовки, дающую право ведения профессиональной деятельности в сфере логопедии, предпочитают педагогические и психологопедагогические исследования, связанные с коррекцией тех или иных речевых и неречевых дефектов с использованием индивидуального подхода, используя диагностику и анализируя результаты. Исследовательский интерес будущих специалистов-логопедов выявил следующие направления: создание комфортной предметно-развивающей среды, организация логопедической работы в образовательных учреждениях, устранение неречевых дефектов, развитие связной речи, устранение фонетических и фонематических недостатков речи.

Можно констатировать, что итоговая аттестационная работа, выполненная слушателями курсов профессиональной переподготовки, является од-

25

20

15

10

5

0

1

2

3

4

5

6

ним из важных и перспективных видов исследовательской деятельности, предполагающей:

- осознание творческой поисковой деятельности, создание новой информации из ранее привлеченной, самостоятельное нахождение новых и эффективных решений существующих школьных проблем;

- расширение общенаучной и предметной эрудированности педагога, его общекультурного кругозора;

- активизацию творческого потенциала учителя-предметника, способности к нестандартным подходам и решениям;

- овладение методологией научного практического поиска, а также последовательностью операций и действий, методиками и алгоритмами действий.

С нашей точки зрения, обучение на курсах профессиональной переподготовки направлено на формирование исследовательской компетентности педагога и, в свою очередь, влияет на возможные маршруты его карьерного роста в трех направлениях - в социальной, квалификационной и должностной сферах. Социальная карьера педагога предполагает возможность участия и победы в

конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», в различных конкурсах, проводимых методическими службами города, в конкурсах авторских разработок муниципального, регионального, федерального уровня, в конкурсах грантовой поддержки, творческих мастерских. Квалификационная карьера педагога может рассматриваться как положительные результаты при очередной аттестации на повышение категории, результаты участия в инновационной жизни на разных уровнях как позитивный показатель при соискании почетных званий и наград. Должностная карьера педагога в современных условиях означает естественным образом закономерный более быстрый переход от одного звена иерархической цепи к другому (руководитель методического объединения в школе, заместитель директора по научно-методической работе в школе, директор школы и т. д.) [6].

Становится очевидным, что именно исследовательская компетентность, получившая развитие и закрепление на ФПКиПК, является основой для развития предметно ориентированных компетенций, помогает преодолевать трудности, позволяет стать педагогу более гибким, а следовательно, более успешным в жизни.

Список литературы

Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 224 с.

Винниченко Н. Л., Гельфман Э. Г., Ревякина В. И., Румбешта Е. А. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (68). С. 165-168.

Настявин И. М. Школа и учитель в современных условиях // Региональное сообщество: инновации и традиции. 2007. № 1. С. 1-21 Лернер П. Новое содержание образования: повседневное знание становится основным // Народное образование. 2008. № 7. С. 165-172 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 176 с.

Шейразина Р., Александрова М. Возможность карьерного роста учителя // Народное образование. 2006. № 8. С. 90-97.

Яровых Ю. В., специалист, аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: yulia10@list.ru

Материал поступил в редакцию 30.04.2013.

Y. V Yarovykh

RESEARCH ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL CAREER OF THE CONTEMPORARY TEACHER

The article considers the question of influence of research activities in the system of continuous education at the professional career of the contemporary teacher.

Key words: research and development activities, professional training, the certification of work, career, career growth.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: yulia10@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.