Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ'

Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащиеся с ОВЗ / исследовательская деятельность / самореабилитация / students with disabilities / research activity / selfrehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недумова Марина Александровна, Паршина Людмила Георгиевна

Статья посвящена проблеме возможностей самореабилитации учащихся с ОВЗ посредством исследовательской деятельности. Приводятся примеры исследований учащихся с ОВЗ по мониторингу показателей собственного здоровья, а также результаты их реализации в соотношении с динамикой улучшений в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недумова Марина Александровна, Паршина Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activity as a Means of Self Rehabilitation of Students with Disabilities

The article is devoted to the issue of the opportunities for students with disabilities to self-rehabilitate through research activities. Examples of researches conducted by students with disabilities on monitoring their own health indicators are provided, as well as the results of their implementation in relation to improvements in academic performance.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ»

Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ

Недумова Марина Александровна, Паршина Людмила Георгиевна

Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ

Research Activity as a Means of Self Rehabilitation of Students with Disabilities

Аннотация. Статья посвящена проблеме возможностей самореабилитации учащихся с ОВЗ посредством исследовательской деятельности. Приводятся примеры исследований учащихся с ОВЗ по мониторингу показателей собственного здоровья, а также результаты их реализации в соотношении с динамикой улучшений в учебной деятельности.

Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ, исследовательская деятельность, самореабилитация

Abstract. The article is devoted to the issue of the opportunities for students with disabilities to self-rehabilitate through research activities. Examples of researches conducted by students with disabilities on monitoring their own health indicators are provided, as well as the results of their implementation in relation to improvements in academic performance.

Keywords: students with disabilities, research activity, self-rehabilitation

Инклюзивное образование становится сегодня устоявшейся реальностью современной школы. В связи с этим важной задачей педагогов является не только комфортное включение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в процесс базового образования, но и формирование у таких обучающихся ответственного отношения к вопросам самочувствия и готовности к системной самореабилитации. В решении проблемы самореабилитации детей с ОВЗ большое значение имеет исследовательская деятельность учащихся по динамике собственных показателей здоровья.

При мотивировании детей к исследованию расширения возможностей собственного организма наши педагоги стараются наладить психологический контакт с ребенком, не нарушая границ его личностного пространства, добиваются доверительных отношений, откровенности и открытости.

Недумова

Марина

Александровна

кандидат педагогических наук, учитель физики ГБОУ Школа-интернат № 17, г. Москва

e-mail:

nedumarina@yandex.ru

Паршина

Людмила Георгиевна,

учитель географии ГБОУ Школа-интернат № 17, г. Москва e-mail:

lyu89796175@yandex.ru

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

п

Marina

Nedumova,

Ph. D. in Pedagogy, Teacher of Physics, Boarding School No. Moscow

17,

Lyudmila

Parshina,

Teacher of Geography, Boarding School No. 17, Moscow

В ходе взаимного педагогического общения ребенок с ОВЗ постепенно проникается мыслью, что работа по мониторингу показателей собственного здоровья может стать полезной не только лично для него в вопросе расширения возможностей организма (социально-психологических, опорно-двигательных, речевых, возможностей общей выносливости), но и стать примером, а иногда даже инструментом улучшения здоровья для других детей и даже взрослых с ОВЗ или инвалидностью.

Можно привести примеры подобных ученических исследований. Так, наша школьница, имеющая в качестве последствий детского церебрального паралича нарушения опорно-двигательного аппарата, способная писать, держа ручку только двумя подушечками ладоней, сумела изучить и проанализировать историю собственного обучения письму. Для этого ею были актуализированы личные воспоминания о прохождении реабилитации в специальных центрах, особенности упражнений лечебной физкультуры, изучены первые тетради с упражнениями по письму, фотографии занятий по развитию моторики рук, обоснован комплекс упражнений по развитию умений письма в настоящее время.

Следует отметить успех ученицы в формировании навыков письма вследствие целенаправленной исследовательской работы по влиянию упражнений по развитию моторики на графические навыки. Несмотря на то, что порою строчки ее письменного текста не всегда расположены точно по прямым линиям и направлены слегка под углом, на уроках она не отстает от класса при выполнении записей в тетради, хотя имеет некоторые трудности при выполнении рисунков и таблиц. Однако именно эти трудности ставят перед ребенком новые задачи для саморазвития и самореабилитации. Она старается улучшить графические умения, исследуя современные методики, следит, как совершенствуются ее собственные умения, делает конструктивные выводы. Так, например, еще в конце прошедшего учебного года при выполнении лабораторных работ по физике она оформляла все таблицы, пользуясь помощью учителя, но к концу первой четверти текущего учебного года вполне справляется с такой работой самостоятельно, даже без помощи линейки.

В школе также имеется позитивный опыт организации исследовательской работы с детьми, имеющими в качестве последствий детского церебрального паралича легкие расстройства аутистического спектра (РАС), говоря иначе — аутизм. Наши наблюдения показывают, что в данном случае познавательный интерес обучающегося к содержанию объекта исследования становится мощным стимулом развития возможностей его организма в направлении формирования коммуникативных умений.

Исследовательская деятельность как средство самореабилитации учащихся с ОВЗ

Недумова Марина Александровна, Паршина Людмила Георгиевна

В частности, при организации ученической конференции исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку» два учащихся, имеющие РАС, подготовили успешные выступления. Характер речевых нарушений каждого учащегося был различен. Если у первого из них были хорошо сформированы речевые умения, но имелись серьезные трудности в устном изложении ответов у доски даже перед одноклассниками, то у второго не было затруднений в публичных монологических высказываниях, но сама речь была несвязной с дефектами произношения. Исследовательская тема, которая так увлекла воспитанников, что они забыли об особенностях своей патологии, была посвящена физике, технике и космосу.

Следует отметить, что наши учащиеся с РАС в своей исследовательской деятельности использовали современные цифровые приложения, а результаты, получаемые с помощью этих цифровых программ, позволяли школьникам чувствовать себя состоявшимися исследователями. Можно привести некоторые примеры этих обучающих приложений, весьма полезных в проектной деятельности:

• Star Waik Kids — атлас космоса;

• Star Walk 2 Free—звездное небо и астрономия (см. по ссылке — https://www.softportal.com/software-40795-star-walk-2.html).

• Второе приложение обладает весьма широкими возможностями. Информация с указанного сайта: «Star Walk 2 — это приложение дополненной реальности, позволяющее в любой момент полюбоваться звездами и другими небесными телами при направлении смартфона на любой участок неба, при этом наблюдателю не помешает ни время суток, ни огни ночного города».

• В настоящих тезисах были представлены лишь некоторые моменты, раскрывающие наши подходы к использованию исследовательской деятельности для самореа-билиции детей с ОВЗ. Позитивным результатом работы является участие наших детей в публичных выступлениях на городских мероприятиях, посвященных проектам и исследованиям. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.