• пути внутреннего личностного преобразования информации не могут быть прослежены, так как механизмы восприятия и переработки любой информации индивидом скрыты от внешнего наблюдателя;
• результаты отдельных воздействий на человека не могут быть определены однозначно, они «переплетаются», интегрируются с предыдущими и сопутствующими влияниями;
• при изучении (диагностике) каких-либо показателей развития личности не могут быть однозначно определены начальные параметры, так как они не совпадают с началом функционирования системы;
• до сих пор отсутствуют (да и возможны ли они в принципе?) сколько-нибудь надежные средства диагностики состояния личности на входе в образовательное взаимодействие.
Обозначенные научные положения послужили основой организации и проведения опытно-экспериментальной работы по реализации в образовательном процессе организационно-педагогических условий вариативности технологического образования как средства индивидуально-личностного развития школьников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения межшкольный учебный комбинат «Центр индивидуального развития» г. Сургут.
На первом - констатирующем - этапе (2004 - 2005 гг.) проводилось изучение научно-педагогической литературы по проблемам развития технологического образования школьников, а также социальной и образовательной ситуации в стране и регионе; выявлялись возможности межшкольного учебного комбината по обеспечению направленности технологического образования школьников на их индивидуально-личностное развитие; проектировались направления и формы организационно-педагогической деятельности, обеспечивающей достижение целей исследования.
На данном этапе, в частности, было выявлено, что не обеспечены запросы 30% обучающихся на получение профильного образования в соответствии с индивидуальными потребностями. Кроме того, в сложившейся демографической ситуации снижение численности учащихся 10-11 классов приведет к трудностям в удовлетворении индивидуальных запросов обучающихся старших классов.
На втором - формирующем - этапе (2006 - 2010 гг.) велась научная разработка организационно-педагогических условий, обеспечивающих вариативность технологического образования обучаемых в межшкольном учебном комбинате, осуществлялось их внедрение в образовательную практику. Опытно-экспериментальная работа начиналась в рамках Программы развития МОУ МУК № 1 на 2006-2010 гг. «Ресурсный центр» (Грант Губернатора ХМАО-Югры). Программа включала следующие подпроекты:
- «Информатизация учебно-воспитательного процесса», направленный на создание единого информационного образовательного пространства учреждения, на повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
- «Сетевая организация предпрофильной подготовки и профильного обучения» (Грант Губернатора ХМАО-Югры, 2008 г.), направленный на обеспечение общедоступности качественных
образовательных услуг, на повышение эффективности использования образовательных ресурсов;
- «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения учащихся», основная цель которого - создание системы психолого-педагогического сопровождения для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- «Городской юнкоровский пресс-центр» (Грант Главы города, 2006 г.), направленный на объединение молодежи и расширение молодежного пространства в новой структуре журналистского направления.
На данном этапе решались следующие задачи:
• Анализ ресурсных возможностей межшкольного учебного коьбината для создания на его базе Центра индивидуального развития.
• Внесение соответствующих изменений в функциональные обязанности работников учреждения.
• Разработка моделей взаимодействия комбината с образовательными учреждениями и другими организациями и предприятиями города.
• Разработка моделей основных образовательных программ по сферам деятельности.
• Создание учебно-методического комплекса для реализации программ по сферам деятельности.
• Организация экспертизы открытых образовательных программ.
• Разработка комплекса мер по повышению квалификации и переподготовки педагогического персонала.
В ходе реализации программы в комбинате были созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие вариативность технологического образования как средство индивидуально-личностного развития школьников. Это послужило основанием для внедрения на базе межшкольного учебного комбината проекта «МОУ МУК - Центр индивидуального развития». Реализация проекта обеспечивает принципиально новую миссию организации - создание среды индивидуального развития по предоставлению комплекса образовательных услуг (технологии жизненного самоопределения).
Третий - обобщающий - этап опытно-экспериментальной работы (2011 - 2012 гг.) был связан с подведением итогов, аналитическим сопоставлением и обобщением результатов констатирующего и формирующего экспериментов; выявлением эффективности проведенной исследовательской работы, текстовым оформлением ее теоретических и практических результатов.
Таким образом, в исследовании были учтены основные условия эффективности проведения эксперимента: тщательный анализ состояния проблемы модернизации технологического образования школьников в соответствии с современными социальными потребностями; конкретизация гипотезы на основе изучения проблемы в теории и практике; разработка показателей, критериев для оценки эффективности внедрения в практику разработанных организационно-педагогических условий обеспечения вариативности технологического образования школьников как средства их индивидуально-личностного развития; корректное определение числа экспериментальных объектов с учетом цели и задач эксперимента.
Библиографический список
1. Никодимова, Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения: науч.-метод. пособие. - Вологда, 2004.
2. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие. - Магнитогорск, 2000.
Bibliography
1. Nikodimova, E.A. Metodika vihbora i ocenki sravniteljnoyj ehffektivnosti lichnostno-orientirovannihkh tekhnologiyj obucheniya: nauch.-metod. posobie. - Vologda, 2004.
2. Klimova, T.E. Pedagogicheskaya diagnostika: ucheb. posobie. - Magnitogorsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 16.10.12
УДК 37.0
Konyaev Yu.A., Wakjira M.B. RESEARCH ACTIVITY AS PEDAGOGICAL CATEGORY. In article various aspects of research activity are opened. Treatments of the concept «research» of philosophy, psychology and pedagogic are presented. Components and classifications of research activity are considered. Key words: research, activity, research activity.
Ю.А. Коняев, д-р физико-математических наук, проф. каф. высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: [email protected]; М.Б. Вакджира, аспирант Российского университета дружбы народов, каф. высшей математики, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье раскрыты различные аспекты исследовательской деятельности. Представлены трактовки понятия «исследование» в философии, психологии и педагогике. Рассмотрены компоненты и классификации исследовательской деятельности.
Ключевые слова: исследование, деятельность, исследовательская деятельность.
Возрастание роли исследовательской деятельности обучающихся - устойчивая тенденция, характерная для всех учебных заведений. Исследовательская деятельность, является многогранной характеристикой и зависит от того, какое содержание вкладывается в данное понятие.
Первоначально понятие «исследование» возникло в философии. Данный вопрос рассматривался Рейс Декартом, Френсис Бэконом, Джон Локком и др. В результате их научной деятельности в области теории познания появились такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, теоретический анализ, индукция, дедукция и т.п., которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Рассмотрим основные трактовки понятия «исследование» в философии и психологии. В большой советской энциклопедии научное исследование - это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности. В философии - исследование - характерный для науки как специализированной формы познавательной деятельности способ производства нового знания. Известные философы Ф. Бэкон, И. Ла-катос, К. Поппер определяли исследование как метод научного познания [1]. В психологии «исследование», является общим термином, обозначающим любую попытку изучения проблемы путем сбора и/или анализа данных [2].
Выделим основные компоненты исследования, которые определяют последовательность любого исследования, независимо от того, в какой области знаний оно осуществляется:
- постановка задачи,
- предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса,
- формулировка исходных гипотез,
- теоретический анализ гипотез,
- планирование и организация эксперимента,
- анализ и обобщение полученных фактов, проверка исходных гипотез,
- окончательная формулировка новых фактов и законов,
- получение объяснений или научных предсказаний внедрение полученных результатов в производство (данный компонент имеет место при проведении исследований на производстве) [3].
Различают несколько классификаций видов исследований: по уровню, по наличию практического эффекта, по наличию связи с другими науками, по цели, по способу получения знаний и т.п.
С понятием исследования тесно связано понятие исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков. Продуктом исследовательской деятельности являются не только, а может быть, и не столько знания, которые приобрета-
Библиографический список
ются, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности. В этом аспекте исследовательская деятельность рассматривается как форма проявления активности субъекта (поисковой, познавательной, исследовательской) [4].
По определению Е.А. Шашенковой, «исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности» [5].
А.И. Савенков считает, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления [6]. При этом психологи традиционно понимают поисковую активность как активность, направленную на изменение ситуации или на изменение самого субъекта, его отношение к ситуации при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поиск появляется в условиях, которые не удовлетворяют субъекта и не могут быть изменены в рамках стереотипного, жестко запрограммированного поведения [7].
Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном осуществлении операции сравнения, выявлений причин, высказывании гипотез; их проверке, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений; в выборе из ряда гипотез наиболее рациональной, на основе, которой делаются определенные выводы.
На наш взгляд, понятие «исследовательская деятельность», наиболее полно раскрыто в работах А.Н. Леонтьева, так «исследовательская деятельность - это деятельность, предметом которой является выработка нового знания» [8].
1. Ткачева, И.А. Развитие исследовательской деятельности студентов технических специальностей в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
2. Котельников, H.H. Модель специалиста. Назначение. Содержание. Принципы и методы построения // Формирование личности специалиста в вузе. - Грозный, 1980.
3. Дьяченеко, М.И. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М.И. Дьяченеко, П.А. Кандыбович. Минск, 1978.
4. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1.
5. Инженер - философия - вуз / С.А. Лебедев, В.И. Медведев, О.П. Семенов [и др.] / под ред. И.А. Майзеля, А.П. Мозелова, Б.И. Федорова. - Л., 1990.
6. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М. 1935 - 1940. Репринтное издание. - М., 2000.
7. Справочник для студентов технических вузов: высшая математика: физика: теоретическая механика: сопротивление материалов / А.Д. Полянин, В.Д. Полянин, В.А. Попов [и др.]. - М., 2007.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, - М., 1977.
Bibliography
1. Tkacheva, I.A. Razvitie issledovateljskoyj deyateljnosti studentov tekhnicheskikh specialjnosteyj v processe izucheniya estestvennonauchnihkh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
2. Koteljnikov, H.H. Modelj specialista. Naznachenie. Soderzhanie. Principih i metodih postroeniya // Formirovanie lichnosti specialista v vuze. -Groznihyj, 1980.
3. Djyacheneko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih (osobennosti deyateljnosti studentov i prepodavateleyj vuza) / M.I. Djyacheneko, P.A. Kandihbovich. Minsk, 1978.
4. Alekseev, N.G. Koncepciya razvitiya issledovateljskoyj deyateljnosti uchathikhsya / N.G. Alekseev, A.V. Leontovich, A.S. Obukhov, L.F. Fomina // Issledovateljskaya rabota shkoljnikov. - 2002. - № 1.
5. Inzhener - filosofiya - vuz / S.A. Lebedev, V.I. Medvedev, O.P. Semenov [i dr.] / pod red. I.A. Mayjzelya, A.P. Mozelova, B.I. Fedorova. - L., 1990.
6. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: v 4 t. / pod red. D.N. Ushakova. - M. 1935 - 1940. Reprintnoe izdanie. - M., 2000.
7. Spravochnik dlya studentov tekhnicheskikh vuzov: vihsshaya matematika: fizika: teoreticheskaya mekhanika: soprotivlenie materialov / A.D. Polyanin, V.D. Polyanin, V.A. Popov [i dr.]. - M., 2007.
8. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj / A.N. Leontjev, - M., 1977.
Статья поступила в редакцию 16.10.12
УДК 371 «73»
Legenchuk D.V. GOAL-SETTING ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE SUCCESSION OF MULTI-LEVEL VOCATIONAL EDUCATION. The article examines the role and place of purposeful learning activities and learning in modern education, and their value in line with the concept of successive secondary and higher vocational education in the modern Russian education reform.
Key words: concept, education, training, continuity, pedagogical goals, process, system, education system, the funds target.
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета,
г. Курган, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается роль и место учебно-познавательной деятельности обучающего и обучающегося в современном образовании, и их эволюция в условиях реформирования современного российского образования.
Ключевые слова: концепция, образование, обучение, преемственность, педагогические цели, процесс, система, система образования, средства, цель.
Конечная цель подготовки в профессиональной школе нам видится в коэволюционном достижении субъектами УПД адекватности между объективным содержанием знания и субъективным его восприятием, осознанием. По мнению М.А. Весны, «Достижение данной образовательной цели возможно при установлении "обратной причинно-рефлексивной связи" между субъектами учебного познания и представителями научного сообщества, олицетворяющими "реальную" науку» [1, с. 26].
Конструктивная роль в управлении УпД, кроме преподавателя, принадлежит сознательному стремлению студента к участию в этом процессе. В результате совместной деятельности студенты воздействуют на преподавателя, зачастую изменяя характер его действий. Управляющий и управляемый субъекты образовательного процесса взаимозависимы и взаимосвязаны, изменяя характер своего профессионально-педагогического взаимодействия на основе изменений в содержании образования.
Управление УПД - это взаимодействие преподавателя и студента, которое носит характер целенаправленного становления самоуправляемого субъекта деятельности учебного познания. Студент становится субъектом соуправления не сразу и не вдруг. Личность студента развивается в условиях совместной УПД с преподавателем, сначала при управляющем воздействии преподавателя, на более высоком качественном уровне -в управляющем взаимодействии, в условиях равноправного со-управления, и только за тем - в режиме самоуправления студентом своей УПД. Главная задача преподавателя - это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно, глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, развивать широту их взглядов и глубину мышления. От студентов требуются внимательное, вдумчивое восприятие содержания материала, изучение его с заинтересованностью, активная творческая самостоятельная работа [2, с. 5].
Многие ученые полагают, что деятельность обучения должна быть направлена на создание необходимых и достаточных
организационно-педагогических условий и обеспечение успешности деятельности учения, с основой на партнерство, соуправ-ление, превращая взаимоотношения преподавателя и студента в субъект-субъект-объектные. После того, как педагогом получена информация, как усвоено содержание образования студентом, начинается развитие педагога и студента в совместной деятельности. Студент становится соучастником форм, методов и средств обучения, которые использует преподаватель - в этом заключается опосредованное управление УПД. Контрольно-оценочный компонент позволяет дифференцировать студентов по уровню успешности усвоения содержания образования, выявить их типичные особенности.
Такие отношения можно считать как наиболее эффективную парадигму учения по сравнению с традиционной: в совместном развитии субъектов уПд возможна дифференциация и учет особенностей студентов.
И здесь основой является группа задач:
- развитие творческого потенциала студента на основе взаимной с педагогом профессионально-педагогической коэволюции;
- стремление обоих субъектов к самореализации и самовыражению в учебно-познавательном процессе;
- поиск наиболее выгодных форм и методов учебного взаимодействия;
- развитие технологии общения;
- ставка на индивидуальные особенности, когнитивный стиль студентов.
В.Я. Ляудис выделяет семь форм взаимодействия участников УПД: введение в деятельность, разделенное действие, имитирующее действие, поддержанное действие, саморегулируемое действие, самопобуждающее действие, самоорганизуемое действие. Каждая форма сотрудничества характеризуется своей системой отношений и позицией студентов. Каждое действие может быть описано с помощью независимых характеристик; формы, обобщенности, развернутости, освоенности действия [2, с. 56].