Научная статья на тему 'Особенности организации исследовательской деятельности студентов будущих учителей математики'

Особенности организации исследовательской деятельности студентов будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ / RESEARCH ACTIVITY / A WOULD-BE-TEACHER OF MATHEMATICS / ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL TRAINING / AN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багачук А. В.

В статье рассмотрен технологический аспект формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе предметной подготовки. Описаны особенности организации исследовательской деятельности студентов при изучении математики в контексте современных тенденций образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багачук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZING STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY OF WOULD-BE-TEACHERS OF MATHEMATICS

The present article reviews the technological aspect of forming the students' research activity of would-be-teachers of mathematics in the course of their major training. The peculiarities of organizing the students' research activity in the course of studying mathematics with account of modern educational tendencies are described.

Текст научной работы на тему «Особенности организации исследовательской деятельности студентов будущих учителей математики»

Библиографический список

1. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика 1986.

2. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский пединститут, 1986. - Ч. 1.

3. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский пединститут, 1989. - Ч. 2.

Bibliography

1. Usova, A.V. Formirovanie u shkoljnikov nauch-nihkh ponyatiyj v processe obucheniya. - M.: Pedagogika 1986.

2. Usova, A.V. Psikhologo-didakticheskie osnovih formirovaniya u uchathikhsya nauchnihkh ponyatiyj: uchebnoe posobie. - Chelyabinsk: Chelyabinskiyj pedinstitut, 1986. - Ch. 1.

3. Usova, A.V. Psikhologo-didakticheskie osnovih formirovaniya u uchathikhsya nauchnihkh ponyatiyj: uchebnoe posobie. - Chelyabinsk: Chelyabinskiyj pedinstitut, 1989. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 01 августа 1998 г.

УДК 378.14

Bagachuk A.V. PECULIARITIES OF ORGANIZING STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY OF WOULD-BE-TEACHERS OF MATHEMATICS. The present article reviews the technological aspect of forming the students' research activity of would-be-teachers of mathematics in the course of their major training. The peculiarities of organizing the students' research activity in the course of studying mathematics with account of modern educational tendencies are described.

Key words: research activity, a would-be-teacher of mathematics, organizational-methodological conditions, professional training, an educational technology, a system of organizational forms.

А.В. Багачук, доц. КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: bagachuk@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

В статье рассмотрен технологический аспект формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе предметной подготовки. Описаны особенности организации исследовательской деятельности студентов при изучении математики в контексте современных тенденций образования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, будущий учитель математики, организационно-методические условия, профессиональная подготовка, образовательная технология, система организационных форм.

В последние десятилетия развитие общества характеризуется все более возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания окружающего мира, возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Поэтому огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. В связи с этим во всех сферах жизнедеятельности общества, включая систему образования, становится ощутимой потребность в специалистах, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные задачи в нестандартных условиях; готовых к сотрудничеству, к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию; отличающихся мобильностью и конструктивностью. Однако в настоящее время качество профессиональной подготовки будущих учителей в силу ряда причин не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к специалистам на рынке образовательных услуг. Выпускников педагогических вузов зачастую справедливо упрекают в излишней академичности и узкой специали-зированности предметных знаний, их недостаточной профессиональной ориентации; отсутствии исследовательской позиции, неготовности и неспособности к творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Мониторинг качества различных аспектов подготовки студентов - будущих учителей математики в процессе их обучения в педагогическом вузе [1], анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам качества современного образования позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся традиционная система организации

исследовательской учебно-познавательной деятельности студентов в определенной степени устарела, что негативным образом сказывается на качестве подготовки будущего учителя. Как показывают опросы студентов 1-4 курсов математического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева на протяжении последних лет, активно принимают участие в различных видах исследовательской деятельности (в том числе внеучебной) в среднем не более 10 % из числа опрошенных, в то время как 30-35 % выразили свое желание участвовать в такого рода деятельности. Причем, основная причина подобной ситуации заключается, по мнению респондентов, в отсутствии системной организации исследовательской деятельности студентов, особенно на младших курсах. В основном участие большинства студентов в исследовательской работе ограничивается курсовым и дипломным проектированием.

Известен ряд работ, посвященных проблеме формирования, организации исследовательской деятельности учащихся различных ступеней образования (Е.Д. Андреева, Н.В. Гафу-рова, В.А. Далингер, Т.Е. Климова, А.В. Леонтович, Г.Н. Лобова, А.С. Обухов, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, А.В. Хуторской, А.В. Ястребов и др.). Так, в докторской диссертации А.В. Ястребова разработаны теоретико-методические основы моделирования научных исследований в процессе обучения студентов педагогического вуза. Им предложена технология конструирования исследовательских задач по математике, разработаны модели подготовки к исследовательской деятельности для одного студента и академической группы [2]. Т.Е. Климовой выделены основные педагогические условия развития научно-исследовательской культуры будущего учителя, среди них особое внимание автор акценти-

рует на проектировании «рефлексивно-креативной среды» [3]. В работах А.И. Савенкова описана авторская модель обогащения содержания образования, основным элементом которой является исследовательское обучение, с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности. На основе сформулированных автором принципов исследовательского обучения разработана оригинальная структура образовательной программы, даны рекомендации по подготовке учителя-предметника к работе в условиях реализации данной модели [4]. В основе подхода к организации исследовательской деятельности учашдхся, предложенного А.В. Леонтовичем, лежит идея создания «многопозиционной образовательной среды, функционально представляющей собой аналог научной школы» [5, с. 66], которая является необходимым условием становления и развития исследовательской позиции личности учащегося в процессе предметной подготовки.

Анализ современного состояния проблемы организации исследовательской деятельности учащихся позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость данного явления в педагогической науке и образовательной практике, оно не реализует своих объективных возможностей в полной мере. Причины подобной ситуации видятся нам в следующем:

- отсутствие нормативной базы, фиксирующей общественную значимость развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе;

- неготовность большинства педагогов к работе в поисковом режиме, низкий уровень развития их методологической культуры;

- недостаточное использование современных диагностических методик, представлений о природе одаренности, психологических средств поддержки при выявлении и развитии творческих способностей учащихся;

- несоответствие программно-методического обеспечения исследовательской работы учащихся современным требованиям и уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий;

- отсутствие системы социальных гарантий и протекционистских мер для поддержки и стимулирования стремления как преподавателей, так и обучающихся к творческому росту и научным достижениям.

На процесс становления будущего учителя можно воздействовать двумя способами: через совершенствование образовательного процесса и через конструирование внеучебной образовательной среды, способствующей развитию личностных качеств студента, обеспечивающих его профессионально-педагогическую компетентность. В этой связи в настоящее время актуальна проблема поиска обновленных технологий организации учебной и внеучебной исследовательской деятельности студентов на уровне кафедры, факультета, вуза.

Под исследовательской деятельностью студента будем понимать личностно и социально значимую продуктивную деятельность, осуществляемую в рамках образовательного процесса в вузе средствами познания в соответствии с логикой научного поиска, продуктом которой являются субъективно новые знания об исследуемом объекте [6]. Отметим, что в результате такого рода деятельности, субъективный характер "открытий" может приобретать определенную объективную значимость и новизну.

Исходя из основных задач подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, можно выделить следующие цели исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики: 1) углубление и развитие математических знаний, их перенос в профессиональную деятельность учителя; 2) овладение технологией проведения самостоятельных научных исследований, а также умение работать в научном коллективе; 3) формирование умений организации исследовательской деятельности учащихся в процессе математической подготовки; 4) развитие ценностного отношения к собственной исследовательской деятельности и формированию исследовательской деятельности учащихся.

Для достижения обозначенных целей необходима соответствующая организация исследовательской деятельности будущих учителей математики, стимулирующая их вовлечение в творческий процесс изучения и освоения научных методов; обеспечивающая право студентов на участие в научно-исследовательской деятельности, осуществляемой различными подразделениями вуза; предоставляющая возможность для самореализации личностных творческих способностей. При этом исследовательскую деятельность студентов необходимо рассматривать, с одной стороны, как деятельность по овладению навыками исследовательского труда в будущей профессии, с другой - собственное исследование студента, результаты которого могут быть представлены в виде доклада на научной конференции, статьи в научном сборнике, сообщения на спецсеминаре и др.

Разделяя точку зрения сторонников конструктивизма, претендующего на роль новой образовательной парадигмы и находящегося в настоящее время в стадии своего становления [7], а также неопрагматического подхода к реформированию отечественной системы образования [8], мы считаем, что развитие исследовательской инициативности будущих учителей, восприимчивости к новому и др. возможно при условии активного включения студентов педагогических вузов в поиск, исследование и решение значимых для них профессиональных проблем в процессе предметной подготовки. Последнее в свою очередь предполагает создание организационно-методических условий, позволяющих подчеркнуть интеллектуальное достоинство каждого студента, особую ценность его точки зрения; способствующих развитию персонального подхода к решению проблем, уникального видения ситуации и индивидуального стиля мышления. В этом случае формирование исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно в процессе всего времени обучения в педагогическом вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности. В свете этих идей, как показывает опыт работы автора в педагогическом вузе, а также, учитывая содержание образовательного процесса в течение четырехлетнего цикла обучения (бакалавриат), можно условно выделить следующие этапы формирования исследовательской деятельности: 1) подготовительный (I курс); 2) базовый (II-III курс); 3) творческий (IV курс); 4) профессиональный.

Проблема формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики может быть решена не только посредством отбора содержания образования, но и выбором используемых технологий организации рассматриваемого вида деятельности. При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать, с одной стороны, особенности математики как предметной области (абстрактность, необходимость проведения логических обоснований, доказательств, характер исследуемых проблем и гипотез). Каждый из этапов в структуре исследовательской деятельности студентов в процессе их предметной подготовки имеет специфику, которая определяется предметными особенностями самих проблем, гипотез, видами действий студентов, присущими математике. С другой стороны, выбор технологий организации исследовательской деятельности будущих учителей математики обуславливается профессиональным контекстом. Неотъемлемой частью профессионально-педагогической компетентности учителя является владение и использование различных традиционных и инновационных педагогических технологий организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Следуя принципу непрерывности профессиональной направленности математической подготовки студентов, сформулированному А.Г. Мордковичем, освоение профессии осуществляется через собственный опыт будущего учителя, полученный в педагогическом вузе с позиций субъекта обучения [9]. Поэтому формы, методы, средства, приемы организации исследовательской деятельности должны предъявляться студенту в качестве «неявного» содержания образования, достоинства и ограничения которых познаются сначала «изнутри». Таким образом, специфика организации исследователь-

ской деятельности студентов в процессе изучения математики определяется особенностями предметного содержания и профессиональным контекстом.

Рассмотрим дидактические возможности организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики на подготовительном этапе (рис. 1). Особое место на подготовительном этапе, по нашему мнению, занимают такие формы организации, как научно-популярный лекторий, на котором происходит знакомство студентов с современными актуальными проблемами, как в области математики, так и в области современного образования, путями их решения и перспективами развития, а также учебные мастер-классы. В процессе работы последних преподаватели демонстрируют на примере решения той или иной исследовательской задачи, как осуществляется научный поиск, каковы основные этапы исследования и их содержание, то есть происходит знакомство студентов с технологией научного творчества. Теоретический анализ мастер-классов, изучение научных методов познания осуществляется на спецсеминарах. При этом, в данном случае предпочтительнее использование не репродуктивных технологий, сводящихся к простому информированию студентов, а передача знаний, когда преподаватель (специалист сферы образования и др.) демонстрирует их реализацию при решении конкретной исследовательской задачи, а затем комментирует свою деятельность, обосновывая выбор той или иной стратегии решения и оценивая ее эффективность, используя при этом активные методы обучения (активные нетрадиционные лекции, обучение в сотрудничестве, дискуссионные методы и др.). В таком случае будущие учителя получают не

обезличенную информацию, они становятся свидетелями и участниками самого процесса принятия решений, знакомятся с тем, как осуществляется перенос усвоенных знаний в области предметных, психолого-педагогических дисциплин в профессиональную деятельность учителя. Все это способствует формированию научного мышления и мировоззрения через интеграцию образовательного процесса и науки. В результате этого возрастают глубина понимания изучаемого материала, познавательная активность и творческая самостоятельность студентов, так как они получают большее удовлетворение от занятий, комфортнее и увереннее чувствуют себя. Вниманию студентов представляется наглядная модель решения проблемы с применением новой информации. Кроме того, происходит своеобразная идентификация с успешными действиями демонстратора, что является стимулом для осуществления собственной исследовательской деятельности. Такого рода «когнитивное моделирование» [10] возможно активно использовать на мастер-классах. Все перечисленные выше организационные мероприятия, призванные, в том числе, стимулировать студентов к участию в научно-исследовательской работе различных подразделений вуза, могут проводиться в рамках Дней той или иной кафедры, Дней науки и др. На подготовительном этапе формирования исследовательской деятельности описанные выше организационные формы встраиваются в содержание предметного блока дисциплин. На базовом этапе лекторий, мастер-классы и спецсеминары приобретают междисциплинарный характер, что способствует формированию у студентов представлений о взаимосвязи изучаемых учебных дисциплин.

Рис. 1. Модель системы организационных форм исследовательской деятельности студентов (подготовительный этап) Обозначения: СИ - самостоятельное исследование; НПЛ - научно-популярный лекторий; УМК - учебный мастер-класс; ССМ- спецсеминар; НС - научная студия; НПРК - научно-практическая конференция; ОЛ - олимпиада; ПРОЛ - практикум по решению олимпиадных задач.

Студийная форма организации исследовательской деятельности студентов преобладает в основном на младших курсах и объединяет студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине. Ее основные цели - расширение и углубление знаний в той или иной области, развитие интересов и способностей студентов в избранных ими областях знаний, формирование исследовательских умений (информационно-аналитических, проектировочных, диагностических и

др.). В рамках научной студии может быть распространена работа проблемных групп, занятых решением какой-либо одной, общей для всей группы задачи. Такие группы впоследствии, на старших курсах, могут являться уже самостоятельными организационными единицами и состоять из студентов разных курсов. Их участники либо коллективно решают одну проблему, либо распределяют между собой частные аспекты проблемы. Особенно хочется подчеркнуть, что работа студий

должна осуществляется под руководством как преподавателей вузов, так и студентов-старшекурсников с использованием личностно ориентированных технологий (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, проектная деятельность и др.), которые предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его предметной подготовки, способностей и задатков. Такие технологии, по нашему мнению, могут быть достаточно органично и легко интегрированы в систему традиционного обучения, не затрагивая его содержания. Что касается содержательного аспекта развития исследовательской деятельности студентов в рамках работы научных студий, то необходимо отметить, что, во-первых, они могут быть приближены к форме семинарских занятий, дополняющих учебную программу. В этом случае основная цель их деятельности - более полное, детальное усвоение основного круга знаний, умений, навыков и способов деятельности, получаемых в вузе. Во-вторых, участие в работе научной студии может предоставлять студенту возможность освоить знания, умения, навыки и способы деятельности, выходящие за пределы программного курса; такая форма организации исследовательской деятельности студентов способствует отбору будущих специалистов в определенной области науки, развитию самостоятельности и личной инициативы. В-третьих, большое значение имеет обеспечение связи студенческого научного творчества в рамках работы студии со школой: с одной стороны, вневузовская работа студентов обогащается практическим опытом научного творчества, с другой, это приносит ощутимую пользу общеобразовательным учреждениям. По этой причине весьма полезной оказывается работа, осуществляемая в научных студиях под руководством как преподавателей вуза, так и опытных школьных учителей, по анализу конкретных педагогических ситуаций, возникающих в процессе предметной подготовки учащихся, поиску различных путей их решения, прогнозированию возможных последствий. Организация такого рода деятельности возможна в условиях диалога как особой дидакти-ко-коммуникативной среды посредством имитации социально-ролевых и пространственно-временных условий будущей профессиональной деятельности. Благодаря этому меняется характер взаимоотношений между студентами: возрастает чувство уважения друг к другу, самокритичность, поскольку студент, имеющий опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. Студенты приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей. Не менее важным в данном случае, на наш взгляд, оказывается также формирование рефлексивных умений студентов, чему способствует осмысление собственной деятельности и опыта других учителей. В связи с этим целесообразно организация так называемой непрерывной педагогической практики для участников студии. Основной формой отчетности студенческих научных студий являются научные доклады по разработанным научным проблемам, рефераты, научные дискуссии. Развитие работы студий, постановка и разработка студентами научных проблем, на наш взгляд, должны широко освещаться в органах печати факультета, вуза, на сайте вуза (возможно, постоянно действующая студия, в работе которой задействовано большое количество студентов, создаст свой сайт или web-страницу).

Наряду с указанными выше формами организации исследовательской деятельности студентов предлагаются и такие, ставшие уже традиционными в системе профессионального образования, формы как: научно-практические студенческие

Библиографический список

конференции, предметные олимпиады, подготовку к участию в которых планируется осуществлять на специальных практикумах.

Следует отметить, что выбор указанных форм организации исследовательской деятельности студентов на подготовительном этапе ее формирования не случаен, поскольку благодаря такой системе организационных форм реализуются мо-тивационная, информационно-познавательная, а также ориен-тационно-формирующая функции данного вида деятельности.

Для повышения качества исследовательской деятельности студентов важно, чтобы предложенная система была преемственной при переходе от курса к курсу в связи с возрастающей ролью самостоятельной творческой работы студентов. Учитывая это, некоторые из организационных форм на следующих этапах формирования исследовательской деятельности студентов видоизменяются. Так, например, студийная работа, преобладающая в основном на младших курсах, перерастает в работу проблемных семинаров, творческих лабораторий, педагогических мастерских, где студенты имеют возможность обсудить промежуточные результаты собственных исследований. Творческие проектные группы - одна из действенных форм студенческого научного творчества. Основной задачей этих групп является самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей и совместная организационная работа с кафедрами по использованию результатов, полученных студентами. Студенты в составе таких групп кроме самостоятельного выполнения научной работы, могут заниматься подбором научной литературы, материалов для разработки конкретных научных исследований (реферативные бюро), выступать с докладами и проводить отдельные эксперименты. Наряду с этим на следующих этапах появляются и совершенно новые формы организации исследовательской деятельности студентов: дискуссионные клубы, научные семинары (совместные с магистрантами, аспирантами и преподавателями), круглые столы, телекоммуникационные проекты и др. К числу последних можно отнести и так называемые студенческие научные общества или научные общества молодых ученых и студентов.

На каждом этапе формирования исследовательской деятельности основным ее продуктом является самостоятельное исследование (оно изображено в центре рис. 1), которое может быть представлено в виде: реферата, доклада (в том числе, стендового) на семинаре, конференции различного уровня, публикации тезисов, статьи, конкурсной работы, курсового аттестационного проекта или выпускной квалификационной работы и т.п. При этом результаты исследовательской деятельности, полученные студентами самостоятельно, становятся от этапа к этапу все более значительными.

В заключение отметим, что в настоящее время осуществляется опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации в образовательную практику Института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева предложенной технологии организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики. Результаты использования этой технологии с одной стороны, убедили нас в перспективности представленных идей, с другой стороны, обозначили ряд проблем, которые предстоит решать. К ним относятся: необходимость переноса содержания профессиональной исследовательской деятельности будущего учителя в предметную плоскость образовательного процесса. Кроме того, необходимо преодолевать профессиональные стереотипы поведения преподавателей.

1. Гендин, А.М. Студенты педагогического вуза о качестве своей подготовки к учительской деятельности и профессиональных планах. Социологический анализ / А.М. Гендин, Н.И. Дроздов, М.И. Сергеев. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010.

2. Ястребов, А.В. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза: дис. ... д-ра. пед. наук. - Ярославль, 1997.

3. Климова, Т.Е. Интеллектуальная технология формирования опыта научно-исследовательской деятельности студентов // Южно-Уральский педагогический журнал. - 2009. - № 1.

4. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.

5. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 5.

6. Багачук, А.В. О повышении качества научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Качество профессионально-педагогической подготовки учителя: межвуз. сб. науч. тр. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.

7. Чошанов, М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. - 2000. - № 4.

8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

9. Мордкович, А.Г. Обеспечивая педагогическую направленность // Вестник высшей школы. - 1985. - № 12.

10. Бандура, А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

Bibliography

1. Gendin, A.M. Studentih pedagogicheskogo vuza o kachestve svoeyj podgotovki k uchiteljskoyj deyateljnosti i professio-naljnihkh planakh. Sociologi-cheskiyj analiz / A.M. Gendin, N.I. Drozdov, M.I. Sergeev. - Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU im. V.P. Astafjeva, 2010.

2. Yastrebov, A.V. Modelirovanie nauchnihkh issledovaniyj kak sredstvo optimizacii obucheniya studenta pedagogicheskogo vuza: dis. ... d-ra. ped. nauk. - Yaroslavlj, 1997.

3. Klimova, T.E. Intellektualjnaya tekhnologiya formirovaniya opihta nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti studentov // Yuzhno-Uraljskiyj pedagogi-cheskiyj zhurnal. - 2009. - № 1.

4. Savenkov, A.I. Soderzhanie i organizaciya issledovateljskogo obucheniya shkoljnikov. - M.: Sentyabrj, 2003.

5. Leontovich, A.V. Konceptualjnihe osnovaniya modelirovaniya issledovateljskoyj deyateljnosti uchathikhsya // Shkoljnihe tekhnologii. - 2006. - № 5.

6. Bagachuk, A.V. O povihshenii kachestva nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti studentov v pedagogicheskom vuze // Ka-chestvo professionaljno-pedagogicheskoyj podgotovki uchitelya: mezhvuz. sb. nauch. tr. - Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU im. V.P. As-tafjeva, 2004.

7. Choshanov, M.A. Process neprerihvnogo konstruirovaniya i reorganizacii // Direktor shkolih. - 2000. - № 4.

8. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. - M.: Pedagogicheskoe obthestvo Rossii, 2002.

9. Mordkovich, A.G. Obespechivaya pedagogicheskuyu napravlennostj // Vestnik vihssheyj shkolih. - 1985. - № 12.

10. Bandura, A. Teoriya socialjnogo naucheniya. - SPb.: Evraziya, 2000.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 372.367

Biryulina T.S. THE INNER(spiritual)-MORAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND CONTRADICTION. This article deals with some problems and contradictions ofinner-moral education as a key part of school education. The given research shows that the traditional teaching means and technologies need refreshment and improvement.

Key words: inner-moral development of the individual, inner(spiritual)depression, moral ideal, vital treasures (valuables), moral qualities, highly-moral school environment (society), social teaching cooperation (parnership), the system of values.

Т.С. Бирюлина, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: bts-1969@yandx.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В статье рассматриваются некоторые проблемы и противоречия духовно-нравственного воспитания как ключевого звена образовательного процесса. Данное исследование в области нравственного воспитания показывает, что в условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления и совершенствования.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие личности, духовная депрессия, нравственный идеал, жизненные ценности, моральные качества, высоконравственная школьная среда, социально-педагогическое партнерство, система ценностных ориентаций.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность. Совершенно очевидно, что никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и общества в целом. В условиях провозглашения российским правительством курса на стабильное политическое, экономическое и социальное развитие необходимо четко осознавать, что оно невозможно без образования и воспитания молодежи в духе высокой нравственности.

Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование общей культуры и межличностных отношений.

Очевидно, что ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями.

Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями» [1, с. 248]. Однако можно ли четко определить, какие общественные отношения господствуют сегодня в нашей стране?

Условия, в которых живет современная молодежь, сложны и противоречивы. Потоки информации (малопонятной, негативной, а, зачастую, аморальной), захлестывают неокрепшее сознание молодых людей. Воздействие информационных потоков из большинства средств СМИ на массовое сознание молодежи идет бесконтрольно и с непредсказуемыми результатами. Подрастающему поколению свойственна эмоциональная, волевая и духовная незрелость. «Характеризуя сегодняшнее состояние общественного сознания граждан России, напрашивается одно определение - оно находится в состоянии духовной депрессии» [2, с. 188].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.