Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как один из способов развития творческого мышления младших школьников'

Исследовательская деятельность как один из способов развития творческого мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / CREATIVE THINKING / MONITORING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцева Жанна Алексеевна

В статье рассматривается проблема критериев и методов оценки исследовательской деятельности. Представлен промежуточный результат работы экспериментальной площадки по оценке эффективности образовательной программы «Я исследователь», направленной на развитие творческого мышления школьников путем формирования исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activity As One of Methods of the Development of Junior Schoolchildren's Creative Thinking

The problems of criteria and methods of research activity evaluation are considered in the article. The intermediate result of the work of the experimental platform for evaluating the effectiveness of the educational program "I Am a Researcher" aimed at developing creative thinking of schoolchildren through the formation of research skills is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как один из способов развития творческого мышления младших школьников»

исследовательская деятельность в современном образовании

исследовательская деятельность как один из способов развития творческого мышления младших школьников

В статье рассматривается проблема критериев и методов оценки исследовательской деятельности. Представлен промежуточный результат работы экспериментальной площадки по оценке эффективности образовательной программы «Я - исследователь», направленной на развитие творческого мышления школьников путем формирования исследовательских умений. Идея исследовательского метода появилась в педагогике в последней трети XIX века и была сформулирована биологом А.Я. Гердом, историком М.М. Стасюлевичем в России и химиком Р.Э. Армстронгом, естествоиспытателем Т. Гексли в Великобритании.

Вопросу оценки исследовательской деятельности уделялось достаточно много внимания (как любой образовательной деятельности) во все времена, так как, во-первых, это является результатом освоения ребенком образовательной программы, во-вторых, это - результат работы педагога, и в третьих, это - результат работы всего образовательного учреждения.

Долгое время, и порой сегодня, результатом исследовательской деятельности

Ж.А. Стародубцева

Ключевые слова:

исследовательская

деятельность,

исследовательские

умения, творческое

мышление,

мониторинг,

педагогический

эксперимент

является участие ученика в конкурсном мероприятии и занятое им призовое место.

Стоит иметь в виду, что выступления на НПК с завоеванными призами это - лишь формальный образовательный результат (мнение жюри часто субъективно, а исследовательскую работу порою делает сам педагог).

А что происходит с ребенком, как изменяется его мышление? Ведь главным смыслом учебного исследования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личностной позиции в образовательном процессе.

Современному обществу всегда был нужен творческий человек, способный быстро ориентироваться в потоке информации, быстро принимать правильные решения, активно обосновывать свою позицию. Сегодня эта проблема особенно актуальна, так как окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем современному человеку недостаточно опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы, а все чаще приходится проявлять поисковую (творческую) активность, творчески мыслить.

В связи с вышесказанным, в период модернизации дополнительного образования, с учетом рекомендаций к программам дополнительного образования детей, а также на основе методических материалов А.И. Савенкова [6] в 2008 году мною была разработана программа дополнительного образования «Я - Исследователь!» [7].

Цель программы: развитие творческого мышления учащихся, через формирование исследовательских умений.

Задачи:

1. Развитие у школьников потребностей и способностей искать новое, видеть проблемы.

2. Развитие активной мыслительной деятельности через конструирование гипотез, через формирование умений анализировать результаты, делать выводы

3. Формирование знаний о методах исследования и умений их применения на практике.

Существует мнение, что развитие творческого мышления происходит путем решения задач ТРИЗ, приобщения к художественному творчеству, поэзии, искусству и т. д. Однако в исследовательской литературе [3,11] выделяются такие операции творческого мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация. Большинство из них используется в качестве исследовательских умений. В связи с этим была выдвинута гипотеза - «исследовательские умения и навыки способствуют развитию творческого мышления школьников». Для доказательства или опровержения гипотезы в Центре экологии, краеведения и туризма г. Зеленогорска в 2010 г. началось педагогическое исследование по теме «Формирование творческого мышления школьников через развитие исследовательских умений на материале программы дополнительного образования детей «Я исследователь!». Цель педагогического исследования: доказать развитие творческого мышления школьников через формирование исследовательских умений на материале дополнительной образовательной программы «Я - Исследователь!». Существуют различные методы педагогического исследования: метод наблюдений, метод бесед и интервью, метод тестирования, метод анкетирования, метод обобщения независимых характеристик, метод рейтинга, метод педагогического эксперимента. Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания [1]. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончании, либо только в конце экспериментального исследования. Если исследователь не располагает двумя группами — экспериментальной и контрольной, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента, при работе в обычных условиях [5].

цель педагогического эксперимента оценить эффективность программы дополнительного образования детей «Я - Исследователь!»

Главным условием проведения эксперимента стало соблюдение принципа единственного различия. Это значит, что все факторы, оказывающие влияние на объект эксперимента, должны быть одинаковы (равенство начальных условий: дети 7-8 лет, из одного - 2-го класса, занимающиеся по единой программе основной школы, у одних педагогов), за исключением изучаемого (в данном случае - эффект воздействия дополнительной образовательной программы).

Программа «Я - Исследователь!» состоит из трех разделов [7]:

- «Азбука исследователя» включает специальные занятия по приобретению учащимися знаний, а также по развитию умений и навыков исследовательского поиска. Сюда относятся умения, знания и навыки видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

- «Исследовательская практика» - проведение с учащимися исследовательской работы по конкретной теме. Этот раздел выступает в качестве центрального. В его основе индивидуальная работа педагога с ребенком либо работа малыми группами (2-3 человека).

- «Мониторинг» включает деятельность по отслеживанию результатов обучения по программе: итоговое тестирование, выступления на мини-конференциях, конкурсах по защите исследовательских работ и проектов. Для обучающихся это - презентации результатов собственной работы, умение аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы, принимать критику.

Программа построена по принципу «логарифмической спирали» из 3-х основных витков (уровней) + подготовительный + высший уровень, когда на каждом из витков осуществляется освоение 3-х разделов, но каждый раз на более высоком уровне сложности. Содержание «витков» ориентировано на возрастные особенности учащихся, например:.

• 1-й уровень, тема 3 - «Наблюдение и наблюдательность». Знакомство с наблюдением как с методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения.

• 2-й уровень, тема 3 - «Наблюдение в научных исследованиях». Применение наблюдения в научных исследованиях, открытия, сде-

ланные на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдений.

• 3-й уровень, тема 3 - «Техника наблюдений и экспериментирования». Планирование наблюдений и экспериментов. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов?

Образовательным продуктом программы является: 1) проделанная и оформленная «Исследовательская работа» и 2) ее защита на конференции. А оценкой - уровень развития исследовательских умений, согласно диагностическим критериям, разработанным применительно к программе, оценки выступления на основе протоколов заседания секции и как следствие - призовое место. Главным результатом является констатация динамики в развитии творческого мышления.

механизм реализации эксперимента заключается в том, что один раз в неделю в течение 2010 года педагоги дополнительного образования проводили двухчасовые индивидуальные практические и групповые теоретические занятия в экспериментальной группе. Ребята получали задания по проведению индивидуальных учебных исследований, наблюдений в домашних условиях, после чего результаты обрабатывались и оформлялись в виде автореферата; педагоги готовили ребят к выступлению с докладом по результатам исследования на городской конкурс исследовательских и проектных работ младших школьников «Умное поколение». В ходе собеседования, а также на основе выполнения тестовых заданий и анализа предложенных ситуаций, также разработанных мною, была проведена оценка исследовательских умений по диагностическим критериям.

Оценка уровня развития творческого мышления детей проводилась педагогом-психологом в начале года - до запуска эксперимента и по окончании реализации программы 1-го уровня, в сравнении. Использовали комплекс тестов Е. Туник [8,9,10], в которых оценку творческого мышления проводили по следующим параметрам:

1. Беглость (легкость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей и определяется общим числом ответов.

2. Гибкость - способность к быстрому переключению, и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3. Оригинальность - это своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, определяется числом редко приводимых ответов.

4. точность - стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

По предварительным результатам первого года эксперимента 90% детей (18 чел.) экспериментальной группы показали высокий уровень исследовательских умений, необходимых для 1-го уровня освоения программы, из них у 94,4% (17 чел.) произошли «+» изменения в развитии творческого мышления (у 10 чел. с «низкого» - на «высокий», у 7 человек со «среднего» - на «высокий»), и только у одного ребенка уровень творческого мышления остался без изменений, на среднем уровне для данного возраста. В связи с тем, что эксперимент рассчитан на пять лет (трехгодичная программа и три экспериментальные группы), окончательный вывод о влиянии развития исследовательских умений на развитие творческого мышления школьников на материале программы «Я - Исследователь!» можно будет сделать лишь по окончании 2015 года.

Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию, поэтому, несмотря на многовековую историю изучения творческого мышления, оно продолжает оставаться недостаточно исследованным.

литература

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе, 1976 /С.И. Архангельский - М., 1976.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект, 1982 /Ю.К. Бабанский -М.: Педагогика, 1982. С. 75.

3. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. С. 94.

4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения, 2000 г. /П.И. Образцов - Орел: Орловский гос. техн. ун-тет, 2000. С. 145.

5. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований /В.М. Полонский - М.: Педагогика, 1987. 144 с.

6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2005.

7. Стародубцева Ж.А. Программа «Я - Исследователь» /Ж.А. Стародубцева - Зеленогорск, ЦЭКиТ, 2008.

8. ТуникЕ.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты /Е.Е. Туник - СПб.: СПбУПМ, 1997.

9. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона /Е.Е. Туник - СПб.: СПбУПМ, 1997.

10. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности /Е.Е. Туник - СПб.: Иматон, 1998.

11. http://www.uroki.net/docxim/docxim11.htm Методы педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.