исследовательская деятельность в современном образовании
исследовательская деятельность как один из способов развития творческого мышления младших школьников
В статье рассматривается проблема критериев и методов оценки исследовательской деятельности. Представлен промежуточный результат работы экспериментальной площадки по оценке эффективности образовательной программы «Я - исследователь», направленной на развитие творческого мышления школьников путем формирования исследовательских умений. Идея исследовательского метода появилась в педагогике в последней трети XIX века и была сформулирована биологом А.Я. Гердом, историком М.М. Стасюлевичем в России и химиком Р.Э. Армстронгом, естествоиспытателем Т. Гексли в Великобритании.
Вопросу оценки исследовательской деятельности уделялось достаточно много внимания (как любой образовательной деятельности) во все времена, так как, во-первых, это является результатом освоения ребенком образовательной программы, во-вторых, это - результат работы педагога, и в третьих, это - результат работы всего образовательного учреждения.
Долгое время, и порой сегодня, результатом исследовательской деятельности
Ж.А. Стародубцева
Ключевые слова:
исследовательская
деятельность,
исследовательские
умения, творческое
мышление,
мониторинг,
педагогический
эксперимент
является участие ученика в конкурсном мероприятии и занятое им призовое место.
Стоит иметь в виду, что выступления на НПК с завоеванными призами это - лишь формальный образовательный результат (мнение жюри часто субъективно, а исследовательскую работу порою делает сам педагог).
А что происходит с ребенком, как изменяется его мышление? Ведь главным смыслом учебного исследования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Современному обществу всегда был нужен творческий человек, способный быстро ориентироваться в потоке информации, быстро принимать правильные решения, активно обосновывать свою позицию. Сегодня эта проблема особенно актуальна, так как окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем современному человеку недостаточно опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы, а все чаще приходится проявлять поисковую (творческую) активность, творчески мыслить.
В связи с вышесказанным, в период модернизации дополнительного образования, с учетом рекомендаций к программам дополнительного образования детей, а также на основе методических материалов А.И. Савенкова [6] в 2008 году мною была разработана программа дополнительного образования «Я - Исследователь!» [7].
Цель программы: развитие творческого мышления учащихся, через формирование исследовательских умений.
Задачи:
1. Развитие у школьников потребностей и способностей искать новое, видеть проблемы.
2. Развитие активной мыслительной деятельности через конструирование гипотез, через формирование умений анализировать результаты, делать выводы
3. Формирование знаний о методах исследования и умений их применения на практике.
Существует мнение, что развитие творческого мышления происходит путем решения задач ТРИЗ, приобщения к художественному творчеству, поэзии, искусству и т. д. Однако в исследовательской литературе [3,11] выделяются такие операции творческого мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация. Большинство из них используется в качестве исследовательских умений. В связи с этим была выдвинута гипотеза - «исследовательские умения и навыки способствуют развитию творческого мышления школьников». Для доказательства или опровержения гипотезы в Центре экологии, краеведения и туризма г. Зеленогорска в 2010 г. началось педагогическое исследование по теме «Формирование творческого мышления школьников через развитие исследовательских умений на материале программы дополнительного образования детей «Я исследователь!». Цель педагогического исследования: доказать развитие творческого мышления школьников через формирование исследовательских умений на материале дополнительной образовательной программы «Я - Исследователь!». Существуют различные методы педагогического исследования: метод наблюдений, метод бесед и интервью, метод тестирования, метод анкетирования, метод обобщения независимых характеристик, метод рейтинга, метод педагогического эксперимента. Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания [1]. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончании, либо только в конце экспериментального исследования. Если исследователь не располагает двумя группами — экспериментальной и контрольной, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента, при работе в обычных условиях [5].
цель педагогического эксперимента оценить эффективность программы дополнительного образования детей «Я - Исследователь!»
Главным условием проведения эксперимента стало соблюдение принципа единственного различия. Это значит, что все факторы, оказывающие влияние на объект эксперимента, должны быть одинаковы (равенство начальных условий: дети 7-8 лет, из одного - 2-го класса, занимающиеся по единой программе основной школы, у одних педагогов), за исключением изучаемого (в данном случае - эффект воздействия дополнительной образовательной программы).
Программа «Я - Исследователь!» состоит из трех разделов [7]:
- «Азбука исследователя» включает специальные занятия по приобретению учащимися знаний, а также по развитию умений и навыков исследовательского поиска. Сюда относятся умения, знания и навыки видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- «Исследовательская практика» - проведение с учащимися исследовательской работы по конкретной теме. Этот раздел выступает в качестве центрального. В его основе индивидуальная работа педагога с ребенком либо работа малыми группами (2-3 человека).
- «Мониторинг» включает деятельность по отслеживанию результатов обучения по программе: итоговое тестирование, выступления на мини-конференциях, конкурсах по защите исследовательских работ и проектов. Для обучающихся это - презентации результатов собственной работы, умение аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы, принимать критику.
Программа построена по принципу «логарифмической спирали» из 3-х основных витков (уровней) + подготовительный + высший уровень, когда на каждом из витков осуществляется освоение 3-х разделов, но каждый раз на более высоком уровне сложности. Содержание «витков» ориентировано на возрастные особенности учащихся, например:.
• 1-й уровень, тема 3 - «Наблюдение и наблюдательность». Знакомство с наблюдением как с методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения.
• 2-й уровень, тема 3 - «Наблюдение в научных исследованиях». Применение наблюдения в научных исследованиях, открытия, сде-
ланные на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдений.
• 3-й уровень, тема 3 - «Техника наблюдений и экспериментирования». Планирование наблюдений и экспериментов. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов?
Образовательным продуктом программы является: 1) проделанная и оформленная «Исследовательская работа» и 2) ее защита на конференции. А оценкой - уровень развития исследовательских умений, согласно диагностическим критериям, разработанным применительно к программе, оценки выступления на основе протоколов заседания секции и как следствие - призовое место. Главным результатом является констатация динамики в развитии творческого мышления.
механизм реализации эксперимента заключается в том, что один раз в неделю в течение 2010 года педагоги дополнительного образования проводили двухчасовые индивидуальные практические и групповые теоретические занятия в экспериментальной группе. Ребята получали задания по проведению индивидуальных учебных исследований, наблюдений в домашних условиях, после чего результаты обрабатывались и оформлялись в виде автореферата; педагоги готовили ребят к выступлению с докладом по результатам исследования на городской конкурс исследовательских и проектных работ младших школьников «Умное поколение». В ходе собеседования, а также на основе выполнения тестовых заданий и анализа предложенных ситуаций, также разработанных мною, была проведена оценка исследовательских умений по диагностическим критериям.
Оценка уровня развития творческого мышления детей проводилась педагогом-психологом в начале года - до запуска эксперимента и по окончании реализации программы 1-го уровня, в сравнении. Использовали комплекс тестов Е. Туник [8,9,10], в которых оценку творческого мышления проводили по следующим параметрам:
1. Беглость (легкость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей и определяется общим числом ответов.
2. Гибкость - способность к быстрому переключению, и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3. Оригинальность - это своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, определяется числом редко приводимых ответов.
4. точность - стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
По предварительным результатам первого года эксперимента 90% детей (18 чел.) экспериментальной группы показали высокий уровень исследовательских умений, необходимых для 1-го уровня освоения программы, из них у 94,4% (17 чел.) произошли «+» изменения в развитии творческого мышления (у 10 чел. с «низкого» - на «высокий», у 7 человек со «среднего» - на «высокий»), и только у одного ребенка уровень творческого мышления остался без изменений, на среднем уровне для данного возраста. В связи с тем, что эксперимент рассчитан на пять лет (трехгодичная программа и три экспериментальные группы), окончательный вывод о влиянии развития исследовательских умений на развитие творческого мышления школьников на материале программы «Я - Исследователь!» можно будет сделать лишь по окончании 2015 года.
Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию, поэтому, несмотря на многовековую историю изучения творческого мышления, оно продолжает оставаться недостаточно исследованным.
литература
1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе, 1976 /С.И. Архангельский - М., 1976.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект, 1982 /Ю.К. Бабанский -М.: Педагогика, 1982. С. 75.
3. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. С. 94.
4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения, 2000 г. /П.И. Образцов - Орел: Орловский гос. техн. ун-тет, 2000. С. 145.
5. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований /В.М. Полонский - М.: Педагогика, 1987. 144 с.
6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2005.
7. Стародубцева Ж.А. Программа «Я - Исследователь» /Ж.А. Стародубцева - Зеленогорск, ЦЭКиТ, 2008.
8. ТуникЕ.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты /Е.Е. Туник - СПб.: СПбУПМ, 1997.
9. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона /Е.Е. Туник - СПб.: СПбУПМ, 1997.
10. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности /Е.Е. Туник - СПб.: Иматон, 1998.
11. http://www.uroki.net/docxim/docxim11.htm Методы педагогического исследования.