18. Стокшус, К. О понятии экологической культуры 19. Яковлева, Е.В. Развитие экологической культуры
общества / К. Стокшус // Проблемы формирования совре- личности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук /
менной экологической культуры. - Вильнюс, 1987. - С. 24 Е.В. Яковлева. - М., 1996.
- 30.
УДК: 378:001.891
ЕА. Смольская
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Л.В. Ведерникова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА:
ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ
В статье рассматривается сущность понятия «исследовательская позиция», а также принципы и педагогические условия, определяющие эффективность процесса становления исследовательской позиции будущего педагога.
Исследовательская позиция педагога, становление, рефлексивность, интерактивность, проективность.
The article considers the essence of the concept «research position», and the principles and pedagogical conditions defining the efficiency of the formation process of research position of the future teacher.
Research position of a teacher, formation, reflection, interactivity, projectivity.
Престиж и статус любого высшего учебного заведения определяется, прежде всего, фундаментальными разработками в области научных исследований. Поэтому отношение к науке в должно быть особым, исходящим из понимания необходимости расширения области научных изысканий, с одной стороны, и подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе и после его завершения, с другой [14]. Но сейчас, к сожалению, научно-исследовательская подготовка студентов оставляет желать лучшего, что значительно ослабило ее влияние на их профессиональное становление. У значительной части студентов не сформированы умения исследовательской деятельности и собственно исследовательская позиция в целом.
В науке сложились определенные теоретические предпосылки для решения проблемы становления исследовательской позиции личности: представления о приоритетном характере в развитии человека его индивидуальных субъектных свойств (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Д.А. Леонтьев и др.), о роли исследовательской позиции в развитии школьников (Н.Б. Шумакова, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др.).
Психологические аспекты исследовательской позиции личности, ее отношений к окружающей действительности рассматривались Л.Н. Цой, А.Э. Штейнмец, М.В. Пискуновой, И.Ф. Игропуло, В.Н. Мясищевой, О.В. Осиповой, В.Д. Шадриковым, Д.Г. Забелиным, Н.Б. Шумаковой, А.М. Скотниковой и др. Большое значение в понимании природы познавательной активности, лежащей в основе становления исследовательской позиции личности, имеют работы ряда отечественных и зарубежных ученых (С.М. Бондаренко, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н. Поддьяков, М.И. Лисина, А.И. Савенков, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.М. Лейтес, Э. Торндайк и др.). Обобщая сказанное, можно сделать вывод о серьезной разработанности в научной литературе педагогической категории «исследовательская деятельность», проблем становления исследовательской позиции и применения будущим педагогом в учебном процессе различных технологий, ориентированных на развитие у обучаемых исследовательских способностей.
Вместе с тем проблематика становления исследовательской позиции как педагогической исследовательской активности и собственно процесс познания не получили достаточного освещения в педагогической теории и практике. Проанализировав достаточно обширный ряд источников, посвященных проблемам исследовательской деятельности студентов, становления их исследовательской позиции в вузе и вопросам их профессиональной подготовки, мы отразили определение понятия «исследовательская позиция» с точки зрения компетентностного, системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов в табл. 1.
Анализ различных трактовок сущности понятия «исследовательская позиция» показывает, что под данным термином большинство исследователей понимают личностные качества. Нам импонирует рассмотрение данного понятия именно в этом ключе.
Исследовательская позиция педагога, на наш взгляд, - это педагогическая исследовательская активность, возникающая в процессе педагогической рефлексивной деятельности и проявляющаяся в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, поиска.
Таблица 1
Понятие «Исследовательская позиция» с точки зрения различных авторов
Автор Содержание понятия «Исследовательская позиция»
Н.В. Богомолова Внутренне осознанное отношение личности к реальной действительности, проявляющееся в активной реакции на изменения, происходящие в мире, и готовности к поиску и решению возникающих проблем
Е.В. Доманский Внутренняя мотивация подходить к любой возникающей проблеме
Е.А. Житко Потребность в поисковой активности
Е.Е. Змеева, Т.А. Сазанова, А.Ф. Терпугов Активность, предполагающая системное аналитическое видение своей практики, при которой основой становится постоянное прогнозирование и моделирование различных вариантов
Г. А. Гладышева Внутренняя мотивация подходить к любой возникшей перед ним проблемы с творческой позиции
Л.И. Боровиков В одном случае - это позиция, проникнутая духом анализа, целенаправленного, вдумчивого поиска истины, постижения существа рассматриваемого вопроса; в другом - это позиция воспитательная, решающая сугубо практические воспитательнообразовательные задачи
А.А. Плигин Периодический и продолжительный внутренний поиск, глубоко осмысленная и творческая переработка информации научного характера, работа мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действие путем «проб и ошибок», озарение, личные и личностные открытия
О.Г. Петрова Свой взгляд на мир, самостоятельность и активность познания (его отношенческий компонент)
А.В. Залецкая Некоторая устойчивая личностная характеристика, отражающая определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира
И.Г. Бессонова, А.А. Бизяева Активная профессиональная педагогическая рефлексия педагога по отношению к своей деятельности и себе, как ее субъекту, с целью конструктивного преобразования профессиональной деятельности и дальнейшего самосовершенствования
И.А. Романовская Генерализованное образование личности будущего учителя, в основе которого лежит система мотивационно-ценностных отношений к исследовательской деятельности, а также к себе как к исследователю педагогических реалий
Необходимость становления исследовательской позиции в вузе связана, с одной стороны, с современными актуальными требованиями к специалисту с высшим образованием, с другой, - с некоторыми недостатками профориентационной работы в школе. Современного первокурсника часто характеризует отсутствие направленности на будущую профессиональную деятельность, нежелание заниматься получаемой в вузе профессией в будущем, нежелание и неумение заниматься исследовательской деятельностью. При этом, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда, будущий специалист уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности должен быть субъектом своего образования, заинтересованным в получении качественных знаний, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершин профессионализма, готовым и способным заниматься самосовершенствованием. Становление исследовательской позиции
будущего педагога понимается нами как последовательное овладение теоретической базой, необходимым уровнем профессионализма и исследовательская активность, достаточные для организации собственной исследовательской деятельности.
Как любая педагогическая категория, исследовательская позиция выстраивается на принципах. Мы выделяем следующие принципы, способствующие становлению исследовательской позиции будущего педагога: рефлексивность, интерактивность и проективность.
Рефлексивность, предполагающая осмысление собственного исследовательского опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов исследовательской деятельности. По мнению И. Г. Бессоновой [1], рефлексивность поведения педагога обуславливает понимание и осознание необходимости в рефлексии профессиональной деятельности и себя, глубокое переживание окружающей действи-
тельности с точки зрения рефлексирующего субъекта, которые предопределяют его поведение. М. Н. Борытко [5] понимает рефлексивность как осмысление собственного опыта: профессионального для пе-дагогов-практиков, жизненного - для студентов (с переносом его в сферу будущей профессиональной деятельности).
Интерактивность (предполагающая осознание, формирование ценностных ориентиров собственно исследовательской позиции). Эта позиция подразумевает выделение типичных алгоритмов и освоение техники педагогического взаимодействия, освоение методов исследования педагогической деятельности становятся основой для развития профессиональной самооценки. Она характеризуется развитой познавательной активностью педагогов.
Проективность, предполагающая развитие исследовательского самосознания, утверждение исследовательской позиции в педагогической деятельности, самопроектирование собственного профессионального стиля, способов утверждения профессиональных ценностей в педагогической деятельности. Основано на выводах О. А. Абдуллиной, С. Г. Вер-шловского, А.В. Кирьяковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Д. Повзуна, Т.К. Смыковской, Н.Д. Хмель и других исследователей. Поскольку проект -это замысел, план, то проективность в профессиональной подготовке педагога-исследователя предполагает актуализацию его индивидуально-творческого начала.
Становление исследовательской позиции будущего педагога - это планомерная работа, которая предполагает качественное преобразование всех ее содержательных компонентов постепенно. На эффективность процесса становления исследовательской позиции молодого специалиста, на наш взгляд, влияют следующие педагогические условия: концептуально-целевые, стимулирующе-мотивацион-
ные, содержательно-технологические, организационно-реализационные, диагностические, и контроль-но-регулирующие.
Концептуально-целевые условия воплощают современные требования к учителю-исследователю: к его исследовательской позиции, его основным функциям в образовательном процессе. Они предполагают достижение конкретного результата, на который направлена подготовка специалиста в вузе. В контексте нашего исследования конечной целью является становление исследовательской позиции будущего педагога (исследовательских качеств, познавательной активности, инициативности, творческого мышления, самостоятельности, способности прогнозировать и анализировать имеющуюся информацию и др.).
Стимулирующе-мотивационные условия.
Прежде чем обучать будущих учителей исследовательским умениям и навыкам, их необходимо заинтересовать в процессе исследования, создать устойчивые мотивации исследовательской деятельности. Педагог в данном случае выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности,
благодаря которым у студента формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности студентов должны быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку будущего педагога к самостоятельной жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения последних, они могут выступать только следствием при успешном решении первой задачи - искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности. Большая социальная значимость нами видится в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью студента, а проблема, которую он раскрывает, субъективно интересна и значима для него.
Содержательно-технологические условия. Эти условия обеспечивают ознакомление с общенаучными подходами, изучению психолого-педагогической реальности в соответствии с методологическими принципами (объективности, развития, детерминизма, всесторонности, практики). Для студентов наглядную практическую ценность представляет использование в исследовательской работе универсальных методов познания: анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования. Конкретные знания по методологии исследования будущие педагоги получают, знакомясь с этапами научного поиска и определяя по конкретной учебной теме объект исследования, предмет, цель, задачи, гипотезу. Для ориентировки в вопросах планирования необходимо изучение понятия психолого-педагогического эксперимента, его виды, методы диагностики на этапах проведения. Все эти знания, практические умения и навыки исследовательской работы обладают востребованностью не только потому, что используются при написании обязательных творческих работ по учебному плану. Они применяются студентами при осуществлении самостоятельных исследований, во время специальной исследовательской практики в школе, а главное, в своей будущей профессиональной деятельности.
Организационно-реализационные условия определяют установление и удержание педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов. Они предполагают вовлечение будущих педагогов в исследовательскую практику (подготовка сообщений по проблемному вопросу изучаемой темы, доклады, рефераты, обзоры научных публикаций, курсовые и выпускные квалификационные работы, участие в конференциях и пр.) способствуют приобретению ими прочных знаний основ исследовательской работы, развитию исследовательских умений и навыков, что является необходимым усло-
вием их успешной работы по руководству детскими исследованиями в школе. Студенты также осваивают методики развития общих исследовательских умений и навыков, овладевают методами и приемами активизации учебно-исследовательской деятельности школьников. Особое внимание уделяется особенностям организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, ее мониторингу и рефлексии.
Диагностические условия обеспечивают изучение своей личности, процесса и результата ее становления, в том числе и профессионального. К таким условиям можно отнести анализ, осмысление и конструирование основы исследовательской деятельности, основанной на отражении себя как субъекта этой деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений, процесс мысленного анализа исследовательской проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы.
Контролирующе-регулирующие условия способствуют анализу, учету и коррекции процесса и результатов становления исследовательской позиции будущего учителя. Благодаря этим условиям происходит становление педагога-исследователя в вузе, способного не только к проведению самостоятельных исследований в области педагогики и психологии, но и к руководству исследовательской работой школьников.
Итак, мы рассмотрели понятия «исследовательская позиция», ее принципы и условия становления. Исследовательская позиция педагога в нашем понимании - это педагогическая исследовательская активность, которая возникает в процессе педагогической рефлексивной деятельности, и проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, и поиска. Становление исследовательской позиции будущего педагога, на наш взгляд, -это не стихийный процесс, а поэтапная работа, направленная на проявление стойкой исследовательской активности в педагогической деятельности, которая имеет свои принципы. На эффективность процесса становления исследовательской позиции молодого специалиста влияют такие педагогические условия, как: концептуально-целевые, стимулирующе-мотивационные, содержательно-технологические,
организационно-реализационные, диагностические, и контрольно-регулирующие. Благодаря этим принципам и условиям, на наш взгляд, и происходит становление педагога-исследователя в вузе, способного не только к проведению самостоятельных исследований в области педагогики и психологии, но и к руководству исследовательской работой школьников.
Литература
1. Бессонова, И.Г. Модель формирования профессиональной рефлексии будущего педагога / И.Г. Бессонова // Сибирский педагогический журнал. - № 1. - 2007. - С. 176 -183.
2. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. - Псков, 2004.
3. Богомолова, Н.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании физики / Н.В. Богомолова // Образовательная выставка. Номинация: «Инновации в преподавании общеобразовательных предметов». - Бийск, 2009.
4. Боровиков, Л.И. Методологические основы реализации личностно-созидающего подхода в процессе воспитания / Л.И. Боровиков // Сибирский учитель. - 2003. - № 4 (28). -С. 5 - 9.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М.Борытко. - Волгоград, 2001.
6. Гладышева, Г.А. Развитие исследовательских умений при обучении химии / Г.А. Гладышева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2004 - 2005 учебный год. -URL: http://festival.1september.ru/articles/213412/
7. Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции / Е.В. Доманский // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля. - URL: http://www. eidos.ru/journal/2003/0424.htm
8. Житко, Е.А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе / Е.А. Житко // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 2 апреля.
- URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-1.htm
9. Залецкая, А.В. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках математики / А.В. Залецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2008
- 2009 учебный год. - URL: http://festival.1september.ru/
articles/ 528226/
10. Змеева, Е.Е. О готовности учителя математики к работе в условиях профильного обучения / Е.Е. Змеева, Т.А. Саза-нова, А.Ф. Терпугов // Вестник Томского государственного университета. - 2004. - № 284. - С. 246 - 249.
11. Петрова, О. Г. Развитие исследовательской позиции учащихся при изучении биологи / О.Г. Петрова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды “Р0ИС-2006”» (Санкт-Петербург, 11 - 12 декабря 2006 г.). - СПб., 2006. - С. 66 - 68.
12. Плигин, А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования / А.А. Плигин // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. - С. 47 - 56.
13. Романовская, И.А. Формирование исследовательской позиции будущих учителей / И.А. Романовская // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 4 (33). - С. 344 - 347.
14. Степанова, С.Н. Этапы формирования и структура научно-исследовательской деятельности студентов университета / С.Н. Степанова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3.
- С. 152 - 158.