Editorial
Health Policy and Systems Research is the Basis for Successfully Achieving Global and National Development Goals
Vitaliy Koikov
Republican Center for Health Development, Head of the Center for the Education and Science Development, Astana, Kazakhstan
Abstract
The growing processes of the world political and economic transformation and changes taking place in the world force us to look for effective mechanisms and tools that help to achieve development goals and maintain the achieved results for a long time. Health policy and systems research (HPSR) can be the basis for successfully achieving global and national development goals. This review includes a description of the main objects and methods in the field of HPSR, the factors determining the success of their results, the system of support for research in this field at the international level, as well as the necessary steps to develop evidence-informed policy and HPSR in Kazakhstan. Conducting HPSR and effectively transferring research results to policy and decision-making we can accelerate the implementation of reforms, avoid common mistakes and increase the likelihood of long-term success.
Key words: Evidence-Informed Policy, Health Policy and Systems Research.
fleHcaynbiK ca^Tay canacbrn,qafbi caacaT neH wy^enepfli 3eprrey - wahaHflbiK waHe yrnTbiK flaMy MaKcarrapbma Ta6biCTbi weTyain Heri3i
B.B. Komkob
fleHcaynbi; ca;maydb daMbimy pecny6nuKanb; opmanbFb, EiniM xsHe rbinbiMdbi daMbimy opmanbrbHb^ xemeKwici, AcmaHa ;anacb
TYMiHfleMe
QneMdiK cancu xsHe экономuкaпblкl mpaHctyopMauunHbiq ecin Kene xam^aH npouecmepi xsHe sneMde opbiH anambiH e3eepicmep 6i3ee daMy Ma;cammapbHa ;on xemmyee xsHe ;on xemmineeH Hsmuxenepdi y3a; ya;bm 6oUb xondayra KeMeKmecemiH muiMdi MexaHU3Mdep MeH xypandapdb i3deyee msx6yp emedi. fleHcaynbi; ca;may cancamb MeH deHcaynb; ca;may xYuenep'rn 3epmmey ranaMdb; xsHe ynmmbi; daMy Ma;cammapbHa ma6bicmbi xemy ylh Heei3 6onyb mymkh. Eyn ¡.uonyda deHcaynb; ca;may cancamb MeH xYuenepi canacbrndafbi Heei3ei o6beKminep MeH sdicmepdiH, cunammaMacbi, onapdbH, HsmuxenepiHiq ma6bicmbinbirbiH aHbi;maumbiH fyaKmopnap, ocbi canadarb 3epmmeynepdi xanb;apanb; de^eeude ;onday xYueci, coHdau-a; dsnendeMenep MeH 3epmmeynep Heei3iHde K,a3a;cmaHdarb cancammb daMbimy 6oUbHwa xaxemmi xadaMdap xaMmbnraH. deHcaynb; ca;may cancamb MeH xYuenepi. fleHcaynbi; ca;may cancamb MeH xYuenepi 6oUbHwa 3epmmeynep xYpei3in, 3epmmey HsmuxenepiH cancam;a xsHe wewiMdep ;a6bndaybHa muiMdi mYpde Kewipy pefyopManapdb xY3eee acbpydb me3demedi, xannb xamenepdi 6ondbpMaudb xsHe y3a; Mep3iMdi ma6bc;a bxmuMandbFbH apmmbpadb.
TYuiHdi c&3dep: dsnendi cancam, deHcaynb; ca;may cancamb xsHe xYuenepdi 3epmmey.
Исследования в области политики и систем здравоохранения - основа для успешного достижения глобальных и национальных целей развития
В.В. Койков
Республиканский центр развития здравоохранения, руководитель Центра развития образования и науки, Астана, Казахстан
Резюме
Усиливающиеся процессы мировой политической и экономической трансформации и изменения, происходящие в мире, вынуждают искать эффективные механизмы и инструменты, которые помогают достичь целей развития и поддерживать достигнутые результаты в течение длительного времени. В качестве основы для успешного достижения глобальных и национальных целей развития могут выступать исследования в области политики и систем здравоохранения. Данный обзор включает описание основных объектов и методов в области политики и систем здравоохранения, факторов, определяющих успешность применения их результатов, системы поддержки исследований в данной области на международном уровне, а также необходимых шагов по развитию в Казахстане политики с учетом фактических данных и исследований в области политики и систем здравоохранения. Проведение исследований в области политики и систем здравоохранения и эффективная передача результатов исследований в сферу политики и принятия решений может ускорить внедрение реформ, позволит избежать общепринятых ошибок и увеличить вероятность долгосрочного успеха
Ключевые слова: политика с учетом фактических данных, исследования политики и систем здравоохранения.
Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center for Human Resources & Science Development, Republican Center for Health Development, Astana, Kazakhstan Postal code: 010000
Address: Imanova Str. 13, Astana, Kazakhstan Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: [email protected]
J Health Dev 2018;3 (28): 8-19
UDC 61:001.92 Recieved: 23-09-2018 Accepted: 28-09-2018
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Введение
Одной из ключевых целей экономических, социальных и политических реформ любого государства является рост и поддержание конкурентоспособности, обеспечение устойчивого развития. В этой связи, для Казахстана, находящегося на этапе стремительного реформирования и развития, вполне закономерной стала амбициозная цель, озвученная Главой государства, по вхождению в 30-ку наиболее развитых стран к 2050 году [1].
Усиливающиеся процессы
мировой политической и экономической трансформации и изменения, происходящие в мире, вынуждают искать эффективные механизмы и инструменты, которые помогают достичь целей развития и поддерживать достигнутые результаты в течение длительного времени. При этом, учитывая тесную взаимосвязь между здоровьем населения страны, с одной стороны, и экономическим ростом с другой [2], необходимо рассматривать данные инструменты и применительно к системе здравоохранения.
Анализ опыта ведущих стран мира и рекомендаций международных организаций указывает на то, что в качестве основы для успешного достижения глобальных и национальных целей развития могут выступать исследования в области политики и систем здравоохранения (Health policy and systems research - HPSR) [3]. Не случайно на одном из престижных мировых форумов в данной области - Пятом Глобальном симпозиуме по исследованиям систем здравоохранения (http://healthsystemsresearch.org/hsr2018/), прошедшем с 8 по 12 октября 2018 года в г. Ливерпуль (Великобритания) в качестве одной из ключевой тем обсуждения стала роль исследований в области политики и систем здравоохранения в достижении Целей устойчивого развития, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.
Спецификой исследований в области политикиисистемздравоохранения является то, что они носят междисциплинарный характер и включают в себя вопросы и методы экономики, социологии, антропологии, политологии, общественного здравоохранения и эпидемиологии, которые вместе дают исчерпывающее
представление о том, как системы здравоохранения реагируют и адаптируются к политике здравоохранения, и как политика здравоохранения может формироваться с учетом широких детерминант здоровья [4]. Исследования в области политики и систем здравоохранения позволяют получать доказательства и выявлять те факторы, связи и закономерности, которые дают возможность лицам, формирующим политику в области здравоохранения, принимать наиболее подходящие и рациональные решения. Тем самым данные исследования способствуют развитию «политики с учетом фактических данных» (Evidence-Informed Policy - EIP), обязательства по внедрению которой взял на себя Казахстан, присоединившись к пилотному проекту в странах Европейского региона ВОЗ по созданию сети по вопросам использования данных научных исследований при формировании политики (Evidence-Informed Policy Network - EVIPNet) [5].
Учитывая то, что роль доказательств в принятии управленческих решений в системе здравоохранения Казахстана все еще является вторичной и системный подход к этому процессу отсутствует [6], особое значение приобретает принятия действенных мер по внедрению EIP в национальной системе здравоохранения. К числу необходимых шагов в данном направлении относятся наращивание потенциала ключевых стейкхолдеров -генераторов знаний» (исследователей) и полисимейкеров - в вопросах распространения и использования результатов научных исследований в формировании политики, создание эффективной Платформы практического применения знаний, позволяющей сократить имеющийся разрыв между результатами научных исследований и сферой принятия политических решений, внедрение в РК инструментов EIP, обеспечивающих предоставление для лиц, формирующих политику, необходимые высококачественные фактические данные [7]. При этом одним из основных источников доказательств должны выступать исследования в области политики и систем здравоохранения, проводимые как на национальном, так и на глобальном уровнях.
Целью данного обзора является описание основных объектов и методов в области политики и систем здравоохранения, факторов, определяющих успешность применения их результатов, системы поддержки исследований в данной области на международном уровне, а также необходимых шагов по развитию в Казахстане политики с учетом фактических данных и исследований в области политики и систем здравоохранения.
Исследования в области политики и систем здравоохранения: Объекты и методы исследований
В Рамках действий «Укрепление систем здравоохранения для улучшения результатов в области здравоохранения» ВОЗ определяет шесть основных составляющих систем здравоохранения, от которых зависит эффективность и результативность деятельности в сфере охраны здоровья [8] (Рисунок 1):
Рисунок 1 - Составляющие системы здравоохранения и точки приложения HPSR
Исследования систем здравоохранения как правило многодисциплинарны, т.е. опираются на целый ряд дисциплин, в частности социальные науки, включая экономику, социологию, антропологию, политологию, психологию, науку управления, географию и историю, а также эпидемиологию. Сочетание используемых дисциплин во многом зависит от характера рассматриваемого вопроса исследования. Например, исследование факторов, влияющих на удовлетворенность и мотивацию медицинских работников, скорее всего, будет основано на методах психологии и менеджмента, тогда как оценка используемой схемы финансирования отрасли основывается на экономических методах исследований, позволяющей понять финансовые последствия этой схемы и ее влияние на спрос на услуги, антропологических методах исследований, позволяющмх понять отношение
людей к этой схеме финансирования, эпидемиологических методах исследований, позволяющих понять ее последствия для здоровья населения [4].
Исследования в области политики здравоохранения касаются понимания того, как различные субъекты взаимодействуют в политическом процессе, чтобы способствовать достижению результатов политики. Исследования в области политики здравоохранения основаны на применении в значительной степени методов политологии для понимания поведения лиц, принимающих политические решения [4].
К числу наиболее распространенных методов исследований в области политики и систем здравоохранения относятся: обследования домашних хозяйств, анализ заинтересованных сторон, анализ затрат, интервенционное или операционное исследование (таблица 1).
Таблица 1 - Методы исследований в области политики и систем здравоохранения
Название метода Что изучается в рамках данного метода
Обследования домашних хозяйств • Влияние на доступ к медицинской помощи таких факторов как социально-экономический статус, медицинское страхование, домашние и индивидуальные особенности (например, образование, доступ к информации, расстояние до медицинского учреждения); • Влияние этих детерминант не только на выбор того, следует ли обращаться за медицинской помощью, но также и к кому обращаться за медицинской помощью (государственным или общественным учреждением, официальным или неформальным провайдером)
Анализ заинтересованных сторон • Выяление различных заинтересованных сторон, вовлеченных или потенциально затронутых конкретным политическим решением; • Оценка степени, в которой заинтересованные строны могут поддерживать или отклонять решение, и силы, с которой они должны влиять на исход
Анализ затрат • Выявление сравнительной эффективности различных медицинских организаций; • Сравнение затрат на альтернативные стратегии для предоставления сопоставимых преимуществ для здоровья и выгод от затрат, связанных с инвестированием в различные виды деятельности
Интервенционное или операционное исследование • Альтернативные вмешательства (управленческие решения, организационные меры и т.д.) рассматриваются как решения идентифицированной проблемы системы здравоохранения; • Оценка того, облегчили ли вмешательства эту проблему и как дальнейшее вмешательство может быть улучшено
В отличие от иных видов исследований, в которых устанавливаются четкие методологические стандарты, при исследованиях в области политики и систем здравоохранения нет единого методологического стандарта и выбор метода всегда будет определяться вопросом исследования и решаемой проблемой [10].
Источниками данных для
исследований в области политики и систем здравоохранения выступают как данные, полученные от отдельных лиц (потребителей медицинских услуг, поставщиков, менеджеров, лиц, формирующих политику и т.д.), так и различные документы и информационные системы (для вторичных данных) [9].
Многие методы исследований и источники данных для исследований в области политики и систем здравоохранения применимы и в иных сферах исследований (общественном здравоохранении,
социологии, экономике здравоохранения и т.д.). Применяя же данные методы и источники при исследованиях в области
политики и систем здравоохранения исследователи основное внимание уделяют политике в области здравоохранения и системам здравоохранения - какими они являются; как осуществляется политика; как работают системы здравоохранения; и что можно сделать для улучшения реализации политики и функционирования систем здравоохранения [10]. При этом вопросы, связанные с исследованиями в области политики и систем здравоохранения, имеют широкий диапазон, включают в себя множество участников и могут изучаться на местном, национальном и глобальном уровнях.
Несмотря на различие используемых методов, исследователи в области политики и систем здравоохранения, должны обеспечить в исследовании соблюдение следующих основных этапов:
1. Определить фокус исследований и вопросы (которые должны соответсвовать запросам и потребностям лиц, формирующим политику, направлены на решение актуальных проблем в области
обеспечения здоровья);
2. Разработать исследование (выбрав наиболее информативные источники данных и методы исследований, соответствующие вопросу исследования);
3. Обеспечить качество и строгость исследования (в соответствии с определенной методологией и планом исследования);
4. Применить этические принципы (как на этапе проведения исследования, так и последующего внедрения его результатов) [10].
Факторы, определяющие
успешность внедрения исследований в области политики и систем здравоохранения
Польза от исследований в области политики и систем здравоохранения напрямую зависит от способности и готовности исследователей информировать лиц, формирующих политику и принимающих решения, а также от соответствия исследуемых проблем запросам и потребностям указанных лиц. Если исследования в области политики и систем здравоохранения проводится таким образом, что они не соответствуют потребности лиц, формирующих политику и принимающих решения, то они, вероятно, будет иметь ограниченную ценность. В этой связи на протяжении всего исследовательского процесса требуется постоянное привлечение лиц, формирующих политику и принимающих решения (в форме консультаций, обсуждения, презентации промежуточных результатов и т.д.). Это необходимо делать на всех этапах - от определения проблемы и вопросов исследования, до интерпретации данных и подготовки заключительного отчета. Такой подход позволит обеспечить актуальность и востребованность конечного продукта [4].
Важным условием является также обеспечение качества проводимых исследований. Исследователи должны использовать такие методы исследований, чтобы полученные данные были систематическими (для обеспечения определения, оценки и должного использования соответствующих научных данных) и прозрачными (чтобы другие люди смогли проверить какие именно
научные данные были использованы для обоснования решений, и какие были сделаны суждения об этих научных данных и последствиях их применения) [9].
Источники данных по
исследованиям в области политики и систем здравоохранения
Наряду с проведением самих исследований в области политики и систем здравоохранения на национальном уровне необходимо развивать и поддерживать практику использования исследователями и лицами, формирующими политику, результатов уже проведенных на уровне других стран исследований. Результаты подобных исследований в форме научных статей, аналитических отчетов для формирования политики (Policy Brief), систематических обзоров и мета-анализов можно найти на таких специализированных ресурсах как:
• Health Systems Evidence (www. healthsystemsevidence.org);
• Кокрановская библиотека (www. thecochranelibrary.com);
• Rx for change (http://www.cadth.ca/ index.php/en/compus/optimal-ther-resources/ interventions);
• PubMed (www.pubmed.gov);
• SUPPORT summaries (http://www. support-collaboration.org/summaries.htm) и т.д.
Необходимо понимать, что публикации по вопросам политики и систем здравоохранения относятся к конкретным странам, которые отличаются по своей политической системе и правовому полю, организации и финансированию системы здравоохранения, и поэтому перенос данной практики в условия системы здравоохранения РКдолжен осуществляться с учетом анализа имеющихся различий и существующих возможностей [9].
Проведению оценки качества систематических обзоров и их приемлемости для конкретных становых условий может способствовать использованиеспециальных оценочных инструментов, например -AMSTAR. AMSTAR - это инструмент, который позволяет пользователю сравнивать и оценивать систематические обзоры (что полезно в тех случаях, когда обзоры не согласуются друг с другом) или определять
местную применимость обзора. AMSTAR оценивает методологическое качество обзора по 37 важнейшим переменным качества в рамках 11 вопросов, и может использоваться для оценки качества любого систематического обзора [11].
Системы поддержки исследований в области политики и систем здравоохранения на международном уровне
Исследования в области политики
и систем здравоохранения проводятся как в рамках национальных систем здравоохранения, так и на глобальном уровне. При этом большое значение имеет координация усилий отдельных стран, создание эффективной коммуникации всех заинтересованных сторон, выработка единых руководящих принципов и подходов. Целый ряд международных организаций работают в данном направлении (таблица 2).
Таблица 2 - Международные организации по исследованиям в области политики и систем
Организация Миссия Цели
AHPSR (создан в 1998 году) Содействие созданию и использованию исследований в области политики и систем здравоохранения в качестве средства укрепления систем здравоохранения стран с низким и средним уровнем дохода • Предоставление уникального форума для сообщества по вопросам политики в области здравоохранения и системных исследований; • Поддержка институционального потенциала для проведения и изучения политики и систем здравоохранения; • Стимулирование генерации знаний и инновацийдляобученияиустойчивости в системах здравоохранения; а также • Повышение спроса и использования знаний для укрепления систем здравоохранения
HSG (создана в 2012 году) Созыв исследователей, политиков и исполнителей со всего мира для разработки области исследований систем здравоохранения и раскрытия их коллективного потенциала для создания, обмена и применения знаний для укрепления систем здравоохранения • Содействие созданию новых знаний; • Поддержка перевода знаний, ориентированного на преодоление создания знаний с практическим применением,и • Содействие исследованиям по применению новых знаний в реальных условиях
1АНР (создана в 1977 году) Содействие здоровью, борьба с неравенством в отношении здоровья и развитие социальной солидарности • Содействиенаучномуанализупроблем общественного здравоохранения; • Международное сравнение и обсуждение вопросов политики здравоохранения
здравоохранения
К числу наиболее авторитетных относится:
• Альянс за исследования в области политики и систем здравоохранения (The Alliance for Health Policy and Systems Research - AHPSR, http://www.who.int/alliance-hpsr/en/) - международное партнерство, организованное Всемирной организацией здравоохранения, и объединяющее более
350 партнеров по всему миру;
• Health Systems Global -HSG (http://www.healthsystemsglobal. org/) - международная организация, объединяющая исследователей и лиц, формирующих политику, полностью посвященная продвижению исследований систем здравоохранения и переводу знаний;
• Международная ассоциация по
вопросам политики здравоохранения (International Association of Health Policy - IAHP, https://iahponline.wordpress.com/) -международная сеть ученых, медицинских работников и активистов с целью содействия научному анализу проблем общественного здравоохранения, форум для международного сравнения и обсуждения вопросов политики здравоохранения.
Обоснование актуальности
для Казахстана развития практики исследовний в области политики и систем здравоохранения
Результаты проведенного
ситуационного анализа «Использование данных научных исследований при формировании политики здравоохранения в Казахстане - анализ ситуации для внедрения сети EVIPNet-Европа», проведенного при поддержке Европейского регионального бюро ВОЗ указывают на наличие ряда возможностей, которые могут способствовать развитию системы исследовний в области политики и систем здравоохранения [12]. Так, за последние 25 лет отечественное здравоохранение претерпело значительные изменения, в том числе в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы, Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы и реализуемой в настоящее время Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаульщ» на 20162019 годы. Методологической основой реформ в системе здравоохранения стала реализация Министерством здравоохранения совместного проекта Правительства РК и Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения в Республике Казахстан» (2008-2015 гг.). Данный проект был нацелен на модернизацию системы здравоохранения и приведение ее в соответствие с международными стандартами, включая среди прочего наращивание потенциала в сфере формирования политики, анализа систем здравоохранения, стратегического планирования и менеджмента
здравоохранения, доказательной медицины, оценки медицинских технологий.
Основными направлениями
проводимых реформ стало формирование единой национальной политики по вопросам охраны здоровья через усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия, развитие информационных систем здравоохранения, усиление профилактических мероприятий,
скрининговых исследований и т.д. В числе основных приоритетов, стоящих перед национальной системой здравоохранения до 2019 года, стоит развитие общественного здравоохранения, интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения, обеспечение качества медицинских услуг, реализация Национальной политики лекарственного обеспечения, повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения и обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения.
Одним из источников поддержки реформ вобластиздравоохранения является специальная бюджетная подпрограмма «Формирование государственной политики в области здравоохранения», включающая две подпрограммы: «Проведение социологических, аналитических
исследований и оказание консалтинговых услуг» и «Поддержка реформирования системы здравоохранения». В рамках данной программы уполномоченный орган ежегодно размещает государственный заказ на проведение исследований и разработок по различным актуальным вопросам формирования политики.
Расширению практики использования доказательств при формировании политики способствуеттакже внедрение современного менеджмента и проектного управления в работу центрального и местных органов управления здравоохранением и медицинских организаций [12].
Вместе с тем Ситуационный анализ также указывает и на то, что несмотря на все меры, предпринятые за последние годы, целый ряд факторов сдерживает развитие и ограничивает применение результатов исследовний в области политики и систем здравоохранения. Так, до сих пор нет систематического и последовательного, институционализованного подхода
к формированию политики с учетом фактических данных - отмечается нехватка в государственных органах управления
высококвалифицированных экспертов с достаточным практическим опытом и объемом компетенций, в т.ч. в вопросах использования лучших научных данных, что также ограничивает возможности для быстрого внедрения Е1Р. Недостаточная интеграция информационных систем в системе здравоохранения препятствует непрерывности поступления информации и ограничивает возможности операционного анализа [12].
Наряду с недостатками поступления и использования доказательств в сферу формирования политики имеют место недостатки и в системе проведения исследований, в т.ч. исследований политики и системы здравоохранения. К ним относятся недостаточное финансирование научных исследований в области здравоохранения, недостаточное развитие инфраструктуры для проведения высококачественных исследований, недостаточный потенциал научных работников и качествоисследований в области здравоохранения. Результаты большинства научных исследований недоступны лицам, формирующим политику, и они не используются при разработке политики. При этом, политические обещания, недостаток финансовых ресурсов и кадров часто больше влияют на выбор политики,
нежели чем научные и фактические данные [12]. Результаты проведенного ситуационного анализа указывают на необходимость расширения практики проведения высококачественных научных исследований в области политики и системы здравоохранения, усиления возможности передачи научных и фактических данных в сферу формирования политики, в т.ч. практики регулярного проведения диалогов по вопросам политики.
Казахстанским исследователям
необходимо шире использовать возможности участия в программах проведения исследований в области политики и систем здравоохранения на глобальном и региональном уровнях, финансируемых различными международными
организациями. В настоящее время большая часть финансирования для исследований в области политики и систем здравоохранения принадлежит донорским организациям, таким как Департамент международного развития Великобритании (DFID), Норвежское правительственное агентство по сотрудничеству в целях развития (NORAD), Африканский институт политики развития (AFIDEP), Wellcome Trust, ВОЗ [13].
Заключение
Безусловно исследования в области политики и систем здравоохранения не являются единственным фактором, влияющим на формирование политики в области здравоохранения. Вместе с тем, их роль среди других факторов чрезвычайно велика. Для развития системы исследований в области политики и систем здравоохранения необходимо обеспечить создание такого порядка, при котором лица, принимающие управленческие решения в сфере здравоохранения, и другие заинтересованные стороны для определения направлений развития здравоохранения будут пользоваться данными научных исследований наивысшего качества. Для этого необходимы следующие шаги:
1. Повышение осведомленности всех заинтересованных сторон (исследователей и лиц, формирующих политику) о важности и необходимости использования лучших научных данных, в т.ч. данных исследований в области
политики и систем здравоохранения, за счет:
1.1.Включения блока тем по практике, основанной на фактических данных в программы подготовки будущих специалистов здравоохранения в магистратуре и докторантуре, а также в систему непрерывного профессионального развития работающих специалистов -работников Центральных и местных органов управления здравоохранением, ВУЗов, НИИ, НЦ (ключевые компетенции, которые должны развиваться у исследователей, а также лиц, вовлеченных в процесс разработки и формирования политики - поиск источников доказательной информации по вопросам формированияполитики, оценка публикаций, систематических обзоров и мета-анализов, в т.ч. с использованием оценочного инструмента AMSTAR, использование инструментов EIP (подготовка Policy Brief, Rapid review, проведение политических диалогов и т.д.));
1.2.Создания эффективной мотивации и формирование культуры использования фактических данных наивысшего качества в профессиональной деятельности на всех уровнях управления здравоохранением (путём включения требований по использованию методов и инструментов EIP в должностные инструкции специалистов, положения государственных органов управления и их структурных подразделений, карты процессов (бизнес-процессы), планы работы и т.д.);
1.3.Внедрения стратегии, направленной на стимулирование выработки политики на основе результатов исследований политики и систем здравоохранения, в т.ч. путем разработки механизмов быстрого реагирования и усиления роли консультативных органов по вопросам политики (к данным органам относятся Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг, Общественный совет МЗ РК и др.);
2. Совершенствование практики получения, адаптации и применения данных исследований, в т.ч. исследований в области политики и систем здравоохранения, за счёт:
2.1.Повышения компетентности исследователей по вопросам планирования и проведения исследований, передачи результатов исследований в сферу практики и политики здравоохранения;
2.2.Содействия распространению результатов научных исследований, в т.ч. исследований в области политики и систем здравоохранения, посредством Policy Brief, Rapid Review, проведения политических диалогов;
2.3. Совершенствования материально-технической базы научных организаций и методологии исследований путём расширения арсенала используемых методов и современных цифровых технологий;
2.4.Усиления координации исследований на межведомственном и междисциплинарном уровнях;
3. Внедрение эффективных механизмов коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, в т.ч. стейкхолдерами в сфере формирования политики, организации и управления системой здравоохранения, за счёт:
3.1.Проведения регулярных встреч, форумов и семинаров, обеспечивающих открытый диалог лиц, формирующих политику, и исследователей, а также разработки интерактивных платформ по актуальным вопросам в сфере организации и управления здравоохранением с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых;
3.2.Усиления роли и активизации и/ или создания работы профессиональных объединений, в т.ч. объединений специалистов, работающих в сфере менеджмента, государственного управления, общественного здравоохранения;
3.3.Развития международной коммуникации исследователей и лиц, формирующих политику, путём активного участия в работе международных объединений (например, на основе членства, подписки на рассылки, участия в конференциях, пилотных проектах и программах, поддерживаемых Health Systems Global, International Association of Health Policy и др.).
4. Обеспечение доступа всех заинтересованных сторон к фактическим данным в области здравоохранения, в т.ч. к первичным данным и результатам исследований в области политики и систем здравоохранения за счёт:
4.1.Развития национального портала научных исследований в области здравоохранения, обеспечивающего полнотекстовый доступ к результатам исследований, выполненных на национальном уровне;
4.2.Интеграции информационных ресурсов в Единой информационной системе здравоохранения и обеспечение качества их контента;
4.3.Обеспечивая доступа к международным базам данных научно-технической информации, в т.ч. базам данных по исследованиям в области политик и систем здравоохранения (Health Systems Evidence, Rx for change и др.).
Реализация всех указанных мероприятий позволит обеспечить внедрение и расширение практики, формирования политики на основании передовых научных и фактических данных. Проведение исследований в области
политики и систем здравоохранения и эффективная передача результатов исследований в сферу политики и принятия решений может ускорить внедрение реформ, позволит избежать общепринятых ошибок и увеличить вероятность долгосрочного успеха. Для системы здравоохранения, в которой расходы обычно растут, данный подход может помочь лицам, занимающимся формированием политики, сделать отрасль более эффективной и устойчивой.
Развитие исследований в области политики и систем здравоохранения особенноактуальнодлярешенияглобальных проблем в сфере охраны здоровья. Так, текущий год является годом 40-летия принятия Алма-Атинской декларации по первичной медико-санитарной помощи
(ПМСП). Безусловно, подводя итоги реализации инициатив, озвученных в Алматинской декларации, можно отметить прогресс в охвате ПМСП по всему миру. Тем не менее, мы все еще далеки от решения детерминант здоровья и растущих потребностей в области здравоохранения в XXI веке и от реализации видения здоровья, поддерживаемого системами здравоохранения, ориентированными
на ПМСП [14]. В этой связи успешность реализации Астанинской декларации по ПМСП, принятие которой планируется на Глобальной конференции по ПМСП в Астане (25-26 октября 2018 года), во многом будет зависеть от проведения исследований в области политики и систем здравоохранения по данной тематике как в национальных, так и глобальных масштабах.
Литература
1. Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, Акорда, 14 декабря 2012 г [электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan. kz/. Дата обращения: 29 сентября 2018 года.
Poslanie Prezidenta Kazahstana Nursultana Nazarbaeva narodu Kazahstana «Strategija «Kazahstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva» (Message of the President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the People of Kazakhstan "Strategy" Kazakhstan-2050": a new political course of the established state") [in Russian]. Astana, Akorda, 14 dekabrja 2012 g [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://adilet.zan.kz/. Data obrashhenija: 29 sentjabrja 2018 goda.
2. Самутин К.А. Здоровье населения как составной элемент экономической политики государства // Российское предпринимательство. - 2012. - Том 13. - № 11. - С. 131-136.
Samutin K.A. Zdorov'e naselenija kak sostavnoj jelement jekonomicheskoj politiki gosudarstva (Public health as an integral part of the state economic policy) [in Russian]. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012;13(11): 131-136.
3. WHO: Changing Mindsets - Strategy on Health Policy and Health Systems Research. 2012, Geneva: World Health Organization, Website. [Cited 29 Sep 2018]. Available from URL: https://www.who.int/.
4. Briefing note 1: What is Health Policy and Systems Research and why does it matter? Alliance for Health Policy and Systems Research, June 2007. Website. [Cited 29 Sep 2018]. Available from URL: https://www.who.int/.
5. EVIPNet Europe Annual report 2015 (2016). In: WHO Regional Office for Europe. Website [Cited 2 Sep 2018]. Available from URL: http://www.who.int/.
6. Рамазанова А., Кюхенмюллер Т., Вуйнович М., Койков В. Синергия «Здоровье - 2020», «Денсаулык» и EVIPNet: новые возможности для решения проблем системы здравоохранения Казахстана //Медицина. 2017. - №2 (176).- С. 2-5.
Ramazanova A., Kjuhenmjuller T., Vujnovich M., Kojkov V. Sinergija «Zdorov'e - 2020», «Densaulyк;» i EVIPNet: novye vozmozhnosti dlja reshenija problem sistemy zdravoohranenija Kazahstana (Synergy «Health - 2020», «Densaulyk» and EVIPNet: new opportunities to solve the problems of the health system in Kazakhstan) [in Russian]. Medicina. 2017; 2 (176): 2-5.
7. Койков В.В. Инструменты Evidence-Informed Policy в здравоохранении: Аналитический обзор для формирования политики // Journal of Health Development, 2017.-№ 3 (22).-С.8-14.
Kojkov V.V. Instrumenty Evidence-Informed Policy v zdravoohranenii: Analiticheskij obzor dlja formirovanija politiki. Journal of Health Development, 2017.-№ 3 (22).-S.8-14.
8. Everybody's Business: Strengthening Health Systems to Improve Health Outcomes, WHO's Framework for Action, WHO, Geneva, 2007. Website. [Cited 29 Sep 2018]. Available from URL: https://www.who.int/.
9. Anne Mills; Health policy and systems research: defining the terrain; identifying the methods, Health Policy and Planning, Volume 27, Issue 1, 1 January 2012, Pages 1-7.
10. Lucy Gilson Health Policy and Systems Research: A Methodology Reader. Alliance for Health Policy and Systems Research, World Health Organization, 2012. Website. [Cited 29 Sep 2018]. Available from URL: https://www.who.int/.
11. Briefing note 4: Systematic Reviews in Health Policy and Systems Research. Alliance for Health Policy and Systems Research, September 2009. Website. [Cited 29 Sep 2018]. Available from URL: https://www.who.int/.
12. Ситуационный анализ «Использование данных научных исследований при формировании политики здравоохранения в Казахстане - анализ ситуации для внедрения сети EVIPNet-Европа», 2018 (в печати).
13. Jiayin Xue, Bhavini Murthy, Nhan T Tran and Abdul Ghaffar. Goal setting and knowledge generation through health policy and systems research in low- and middle-income countries, Health Research Policy and Systems, 2014, 12:39
14. Hans Kluge, Ed Kelley, Shannon Barkley, Naoko Yamamoto, Alexey Tsoy. Ainur Aiypkhanova et al. How primary health care can make universal health coverage a reality, ensure healthy lives, and promote wellbeing for all, The Lancet, Volume 392, Issue 10156, 2018, P. 13721374.