Editorial
Good Practice for Developing Policy Briefs
Vitaliy Koikov
Head of the Center for the Education and Science Development, Republican Center for Health Development,
Nur-Sultan, Kazakhstan
Abstract
An analysis of the experience of the leading countries of the world indicates that the formation of policies based on advanced scientific and evidence can accelerate the implementation of reforms, avoid common mistakes and increase the likelihood of long-term success. In order to ensure the practice of systematic and regular use of evidence in the health policy making, it is necessary to introduce the practice of developing Policy Brief on topical issues in the health system, conducting Policy Dialogue, creating Rapid Response Service and access for researchers and policymakers to Clearing house centers for the collection and dissemination of information and knowledge.
Policy Briefs are an effective tool for transferring research findings to policymaking. This review contains a description of the basic principles and stages of writing a Policy Brief, requirements for the structural elements of a Policy Brief and their design.
The implementation of good practice in developing Policy Brief on current issues (problems) of health policy, conducting political dialogues with the involvement of all interested parties, as well as creating an understanding among policy makers of the need to use the policy options proposed in the Policy Brief as a basis for decision-making will contribute to creating a culture of use evidence of the highest quality in the professional activities of policy makers and managerial decision makers in the field of health at the level of central and local government bodies. All this will provide the conditions for creating an effective health system.
Key words: Policy Briefs, Evidence-informed Policy.
Саяси кыскаша аныктамаларды (Policy Brief) жасау уш^ жаксы тэжiрибе
Койков В.В.
Б/'л/'м жэне гылымды дамыту орталыгынын жетекшШ, Денсаулы; са;тауды дамыту республикалы;
орталыгы, Нур-Султан, ^азацстан
Туйшдеме
Влем^н, жетекшi елдернщ тэжiрибесiн талдау алдынгы ;атарлы гылыми дэлелдерге нег/'зделген саясатты ;алыптастыру реформаларды жеделдетуге, жалпы ;ателiктерге жол бермеуге жэне уза; мерз/'мд/' сэтт/'л/'кт/'н ы;тималдыгын арттыруга мYмкiндiк берет/'нд/'г/'н кэрсетедi. Денсаулы; са;тау саясатын ;алыптастыру кез/'нде дэлелдемелердi жYйелi жэне тура;ты тYрде ;олдану тэжiрибесiн ;амтамасыз ету Yшiн денсаулы; са;тау жYйесiндегi эзектi мэселелер бойынша саясатты ;алыптастыруга арналган аналитикалы; шолулар жасау (Evidence Briefs for Policy, Policy Brief), саяси диалогтар (Policy Dialogue) жYргiзу, жедел эрекет ету ;ызмет/'н (Rapid Response Service) жэне зерттеушiлер мен полисимейкерлер Yшiн а;парат пен бiлiмдi жина;тап таратудын Клирингтiк орталы;тарын (Clearing house) енг/'зу ;ажет.
Саяси ;ыс;аша аны;тамаларды (Policy Brief) ;уру гылыми зерттеу жумыстарынын нэтижелерiн саясатты ;уру саласына усынудын ти/'мдi ;уралы болып табылады. Бул шолуда саяси ;ыс;аша аны;тамаларын (Policy Brief) жазудын нег/'згi цагидаттары мен кезендерi, онын ;урылымды; элементте^не ;ойылатын талаптар жэне дизайны сипатталган.
Денсаулы; са;тау саласы саясатынын эзектi мэселелерi бойынша саяси ;ыс;аша аны;тамаларды дайындаудын жа;сы тэжiрибесiн енг/'зу, барлы; мYдделi тараптардын ;атысуымен саяси диалогтар жYргiзу, сонымен ;атар, саясаткерлер арасында саяси ;ыс;аша шолуда усынылган саясат нус;аларын шеш/'м ;абылдау барысында не^з ретiнде пайдалану денсаулы; са;тау саласынын орталы; жэне жерг/'л/'ктi денгейлерiнде бас;арушылы; шеш/'м ;абылдайтын тулгалардын арасында эте жогары денгейдегi на;ты деректердi пайдалану мэдениетiн ;алыптастыруга ы;пал етедi. Мунын бэрi, эз кезег/'нде, денсаулы; са;таудын ти/'мдi жYйесiн муруга жагдай жасайды.
Krnmmi сездер: саясатты эз/'рлеуге аналитикалы; шолу, дэлелдi саясат.
Надлежащая практика разработки аналитических обзоров для формирования политики
(Policy Brief)
Койков В.В.
Руководитель Центра развития образования и науки, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан
Резюме
Анализ опыта ведущих стран мира указывает на то, что формирование политики на основании передовых научных и фактических данных может ускорить внедрение реформ, позволит избежать общепринятых ошибок и увеличить вероятность долгосрочного успеха. Для обеспечения практики системного и регулярного использования доказательств при формировании политики в области здравоохранения необходимо внедрение практики подготовки аналитических обзоров для формирования политики (Evidence Briefs for Policy, Policy Brief) по актуальным проблемным вопросам в системе здравоохранения, проведения политических диалогов (Policy Dialogue), создания служб оперативного реагирования (Rapid Response Service) и обеспечения доступа исследователей и полисимейкеров к Центрам сбора и распространения информации и знаний (Clearing house).
Аналитические обзоры для формирования политики (Policy Brief) являются эффективным инструментом передачи результатов научных исследований в сферу формирования политики. Данный обзор содержит описание основных принципов и этапов написания Policy Brief, требования к структурным элементам Policy Brief и их оформлению.
Внедрение надлежащей практики подготовки Policy Brief по актуальным вопросам (проблемам) политики здравоохранения, проведение политических диалогов с вовлечением всех заинтересованных сторон, а также создание понимания у полисимейкеров необходимости использования как основы при принятии решений вариантов политики, предложенных в Policy Brief, будут способствовать созданию культуры использования фактических данных наивысшего качества в профессиональной деятельности лиц, формирующих политику и принимающих управленческие решения в области здравоохранения на уровне центральных и местных органов управления. Всё это позволит обеспечить условия для создания эффективной системы здравоохранения.
Ключевые слова: аналитические обзоры для формирования политики, доказательная политика.
Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center for Education and Science Development, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000
Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: [email protected]
J Health Dev 2019; 2(32): 4-19 UDC 61:001.89; 61:001.92 Recieved: 21-09-2019 Accepted: 28-09-2019
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Введение
Политика в области здравоохранения, формируемая как национальном, так и на региональном уровне, является важным инструментом улучшения здоровья населения. В этой связи на лиц, формирующих политику (полисимейкеров) в области здравоохранения, возлагается высокая ответственность за эффективность принимаемых политических решений. Принятая в 2012 году на 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ региональная политика здравоохранения - Здоровье-2020 в качестве основы для достижения стратегических целей и задач по улучшению здоровья жителей стран Европейского региона определила необходимость «использования фактических данных (доказательств) при формировании политики», т.е. при разработке управленческих решений на всех уровнях здравоохранения [1]. Необходимость внедрения указанной политики, прежде всего, остро стоит перед странами с низким, средним, выше среднего уровнем дохода, поскольку в условиях недостаточного финансирования социального сектора экономики в данных странах достаточно актуальна проблема рационального использования средств и ресурсов. Примеры успешного внедрения практики использования фактических данных (доказательств) при формировании политики отмечаются во многих Европейских странах, включая Казахстан [2]. Вместе с тем данная практика не имеет системного распространения
и регулярного использования [3].
Анализ опыта ведущих стран мира указывает на то, что формирование политики на основании передовых научных и фактических данных может ускорить внедрение реформ, позволит избежать общепринятых ошибок и увеличить вероятность долгосрочного успеха. В частности для системы здравоохранения, где расходы обычно растут, политика с учетом фактических данных (Evidence-informed Policy - EIP) может помочь лицам, занимающимся формированием политики, сделать систему более эффективной и устойчивой [4]. В этой связи, для Казахстана особо остро стоит вопрос формирования культуры использования фактических данных наивысшего качества в профессиональной деятельности лиц, формирующих политику и принимающих управленческие решения в области здравоохранения на уровне центральных и местных органов управления. Для этого, прежде всего, необходимо внедрить практику системного и регулярного использования инструментов EIP, включая подготовку аналитических обзоров для формирования политики.
Цель настоящего обзора состоит в том, чтобы дать описание основным принципам и этапам написания аналитических обзоров для формирования политики и рассмотреть моменты, которые могут увеличить эффективность их успешного внедрения.
Место Policy Brief среди других инструментов EIP
Для обеспечения практики системного и регулярного использования доказательств в при формировании политики в области здравоохранения необходимо внедрение практики подготвки аналитических обзоров для формирования политики (Evidence Briefs for Policy, Policy Brief) по актуальным проблемным вопросам в системе здравоохранения, проведения политических диалогов (Policy Dialogue), создания служб оперативного реагирования (Rapid Response Service) и обеспечения доступа исследователей и полисимейкров к Центрам сбора и распространения информации и знаний (Clearing house) (рисунок 1) [5].
Аналитические обзоры для
формирования политики представляют из себя специализированный подход к оформлению научных данных для лиц, ответственных за формирование политики, и являются одним из инструментов, входящих в базовый набор инструментов EIP. При этом отправной точкой для подготовки данных аналитических документов считаются политические вопросы,
а не полученные или определенные данные научных исследований [6].
Аналитический обзор для формирования политики пишется в расчете не только на лиц, формирующих политику, но и на все заинтересованные стороны, что ставит перед разработчиками данного документа задачу обеспечить его доступность, актуальность, легкость в использовании и применимость на местном уровне.
Существует ли какое-то единое определение данных аналитических документов. В современной литературе можно встретить различные виды терминов, содержащих слово «Brief» применительно к документам, содержащим аналитические выкладки по вопросам формирования политики. Также как и в переводе на русский язык используются разные определения - «аналитический обзор» / «краткая справка» / «краткая сводка» для формирования политики. Различные международные агентства и организации дают свои определения данному понятию. Так
организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет свои Policy Brief как «четкое, краткое и обобщенное изложение страновых экономических обзоров и сегодняшних глобальных политических вызовов» [6]. В рекомендациях поддерживаемых ВОЗ проектов Supporting the Use of Research Evidence (SURE) и EVIPNet предлагается использовать термин «Evidence Brief for Policy -EBP», под которыми подразумеваются краткие
аналитические обзоры для формирования политики, включающие описание проблемы политики, суммирование лучших имеющихся данных для прояснения масштаба и природы проблемы, описание вероятного влияния ключевых вариантов решения проблемы и соображения о потенциальных препятствиях для реализации вариантов политики, а также стратегии для устранения этих барьеров [7].
О
«ntlACt
О
о
Аналитический обзор для формирования политики
(Evidence Briefs for Policy, Policy Brief)
Политический диало!
(Policy Dialogue)
Центр сбора и распространения информации н знании
(Clearing House)
Служба оперативного реагирования (Rapid Response Service)
Краткий отчет, в котором данные научных исследований подаются таким образом, чтобы они были доступны, актуальны, легки в использовании и применимы на местном уровне. Позволяет рассмотреть проблему в области политики с обобщением наилучших фактических данных, обосновать все факторы, важные л ля формирования политики, предложить варианты решения, описать их наиболее вероятное воздействие и способы реализации
Встреча полисимсйкеров И заинтересованных сторон обычно в формате совещания или семинара, на котором проводятся организованные дискуссии но какому-либо вопросу, имеющему приоритетное значение. Позволяет полнеимейкерам принимать во внимание данные научных исследований наряду с мнениями, опытом п подразумеваемыми знаниями людей, которых затрагивают решения поданному вопросу
Постоянно обновляемое хранилище документов, которое работает но принципу "одного окна" для пользователей, которым нужны высококачественные и актуальные данные научных исследований но той или иной теме. Даст нолнеимейкерам и заинтересованным сторонам возможность легко получать данные научных исследований высокого качества в легкой ш использования форме
Группа аналнткков-иеслсдоватслей, предоставляющих
нолнеимейкерам удобный для использования синтез данных научных исследовании наивысшего качества в сроки, которые устанавливаются лицами, формирующими политику (в течение нескольких дней шш недель). Даст полиснмейкерам возможность оперативно получить доступ к данным научных исследований для использования в своей работе по формированию политики.
Рисунок 1 - Инструменты EIP
Центр по контролю и профилактике заболеваний CDC определил четыре типа информационных документов, которые могут быть использованы для четкой передачи фактических данных по вопросам общественного здоровья (рисунок 2):
1. Information Brief, включающий обзор исследований по методу политики, подходу, или другой соответствующей теме.
2. Issue Brief, содержащий краткую информацию о наилучших имеющихся данных о проблеме в области общественного здоровья с последствиями политики. Данный обзор уместен, когда вариантов политики не существуют, и проблема все еще находится на стадии ее идентификации.
3. Policy Brief, основывающийся на конкретном вопросе политики и предоставляющий обзор фактических данных и передового опыта по проблеме и вариантам политики.
4. Impact Policy Brief, предоставляющий краткую информацию о
наилучших имеющихся фактических данных по вопросам здравоохранения, экономическому или бюджетному воздействию одного или нескольких вариантов политики для решения проблемы в сфере общественного здоровья [8].
Наиболее распространенным и устоявшимся термином, обозначающим документ, в котором предлагается обоснование выбора конкретной политической альтернативы или действия является «Policy Brief». Среди русскоязычных терминов наиболее удачным и широко распространенным - «аналитический обзор для формирования политики».
Независимо от формата Policy Brief всегда готовятся в ответ на прямой запрос от лица, принимающего политические решения, или их разработка инициируется самими разработчиками при выявлении проблемных вопросов в области своей деятельности, требующих политического решения. Policy Brief - этот краткие, сжатые документы, предназначенные для лиц, вырабатывающих политику и иных заинтересованных сторон.
Хотя считается, что содержание и формат
этих документов могут быть самыми разными (они могут быть нацелены или не нацелены на решение проблемы, могут содержать (или не содержать) варианты политических решений, могут защищать (или не защищать) конкретные решения и могут основываться (или не основываться) на научных данных, или содержать (или не содержать) ссылки на такие данные) [6], в данном обзоре сделан акцент на разработке Policy Brief, основанном на фактических данных
и результатах высококачественных научных исследований. Именно данный формат Policy Brief ВОЗ рекомендует внедрять в странах, ставящих задачу по формированию культуры использования фактических данных наивысшего качества в профессиональной деятельности лиц, формирующих политику и принимающих управленческие решения в области здравоохранения [6, 7, 9].
Рисунок 2 - Типы аналитических обзоров (согласно рекомендациям CDC, 2018) [8]
С учетом вышесказанного предлагается следующее определение понятия «Policy Brief» («аналитический обзор для формирования политики») - это краткий аналитический отчет, в котором проблема в области политики рассматривается с обобщением наилучших фактических данных (как данных глобальных
Этапы разработки Policy Brief
Представляя из себя аналитический документ, в основе которого лежит проведение поиска, отбор и синтез научных данных, Policy Brief требует соблюдения определенной этапности действий в процессе своей разработки (рисунок 3).
На этапе идентификации и выбора приоритетной для решения проблемы следует прийти к единому мнению о том, какая проблема нуждается в решении (за исключением тех случаев, когда полисимейкеры ставят задачу перед исследователями подготовить варианты решения конкретной проблемы). Учитывая ограниченность ресурсов для подготовки (и дальнейшего применения) Policy Brief, важно решить, какие именно вопросы из всего спектра потенциальных проблем, требующих решения, необходимо изучить в первую очередь. Для выбора приоритетной проблемы может проводиться опрос/интервьюирование среди ключевых стейкхолдеров (в т. ч. путем
исследований (систематических обзоров), так и местных фактических данных), обосновываются все факторы, важные для формирования политики, предлагаются варианты решения и описываются их наиболее вероятное воздействие и способы реализации.
организации фокус-групп) или обсуждение проблемных вопросов в рамках встреч и дискуссий, сбор предложений (по телефону, на сайте) и т.д. [6, 10].
Следующим шагом является создание «координационного комитета» для подготовки Policy Brief, включающего 5-7 ключевых лиц из числа полисимейкеров, исследователей и представителей ключевых заинтересованных сторон, которые будут выполнять роль независимых экспертов, оценивающих и корректирующих действия разработчиков Policy Brief на всех этапах его разработки. Основными критериями для включения экспертов в состав координационного комитета должно быть хорошее знание темы и готовность способствовать процессу разработки Policy Brief и организации дальнейшего политического диалога. Встречи команды разработчиков EBP должны происходить с периодичностью как минимум 1 раз в месяц [6, 11].
ля подготовки Policy Brief
Проблема может быть идентифицирована на основе выбора одного ¡13 приоритетных вопросов политики, требующих решения (озвученного в программных и стратегически?; документах, в рамках встреч и совещаний) или в рамках исполнения конкретных прямых поручений государственного органа управления. При выборе наиболее приоритетной проблемы, по которой требуется разработка Policy Brief, необходимо ответить на такие вопросы как: Насколько важна для решения данная проблема? Существуют ли практически выполнимые решения этой проблемы? Имеются ли соответствующие данные исследовании? Есть ли заинтересованность в информированном обсуждении проблемы ИЛИ возможных ее решений?
Координационный комитет» создается путем определения 5-7 ключевых лиц (из числа представителен ключевых стейкхолдеров, экспертов в той области, по которой готовится Policy Brief), которые на протяжении всего процесса написания Policy Brief будут выполнять роль независимых рецензентов. Члены «координационного комитета» могут привлекаться в качестве независимых рецензентов ко всем основным этапам написания Policy Brief - уточнению проблемы, определению ключевых заинтересованных сторон для подготовки Policy Brief, сроков п плана работ по проекту, выбору вариантов политики и стратегии реализации и обязательно к оценке окончательного проекта Policy Brief,
Команда разработчиков Policy Brief должна включать: руководителя, обеспечивающего руководство и _ координацию разработки Policy Brief, специалиста-методолога, знакомого с политике Г: и политическим Создание контекстом и методами разработки Policy Brief, ведущего специалиста, знакомого с поиском и оценкой команды по I источников литературы и синтезом, специалиста по связям, специалиста по координации подготовки разработке I политического диалога. В команде разработчиков Policy Brief один из разработчиков может брать на себя Policy Brief ж несколько из вышеуказанных функций. Необходимо определить обязанности всех членов команды, продолжительность и частоту их занятости в проекте, обеспечить прозрачность работы и своевременное выявление конфликта интересов между членами команды Policy Brief п координационным комитетом.
Подготвка [дерева проблем | Ъ плана работь
Этап разработки Дерева проблем не является обязательным, но его подготовка помогает уточнить реальную проблему, ее последствия, прямые и косвенные факторы (причины), возможные заинтересованные стороны, потенциальные барьеры, которые необходимо решгггь.
В соответствии с выявленными причинно-следственными связями разрабатывается план работ (рекомендуемый формат плана работ представлен в приложении 1 к настоящему Регламенту). План работ отрабатывается с координационным комитетом и всеми членами команды Policy Brief.
"Определение*
ключевых [заинтересованных сторон
Определение заинтересованных сторон необходимо для получения информации по вопросам, имеющим отношение к разработке Policy Brief (около 10-1? заинтересованных лиц в качестве ключевых информаторов), а также для дальнейшего обсуждения проекта Policy Brief (около 18-24 участников в качестве участников диалога) и его распространения
Разработка Policy Brief осуществляется:
• согласно структуре и требованиям к оформлению, указанным в таблице 2,
• на основе поиска доказательств (результатов научных исследований глобального уровня и местного Разработка ] значения) и их оценки (с помощью инструмента AMSTAR и кон трольного списка SURE), Policy Brief J * на основе получения информации от ключевых информаторов, при регулярном (в ходе подготовки) и
итоговом (на выходе) обзоре качества Policy Brief через согласование проекта с координационным комитетом
При оценке качества Policy Brief рецензенты должны ответить на следующие вопросы:
• Рассматриваются ли в Policy Brief вопросы первостепенной важности и описывается ли контекст, в котором данные вопросы решаются или будут решены'1 Описана ли в Policy Brief проблема, расходы на ее решение и варианты решении, а также ключевые соображена по их реализации?
• Основан ли Policy Brief на систематических, и прозрачных методах поиска, отбора и оценки синтезированных научных данных?
• Учтены ли в Policy Brief соображения качества, применимости к местным условиям и справедливости при обсуждении синтезированных научных данных'*
• Разбит ли Policy Brief на разделы? Был ли аналитический обзор проверен с точки зрения качества научных данных и системной актуальности'1
ланпрованпе п проведение политического| диалога
Политический диалог проводггкя с обсуждением на нём проекта Policy Brief с привлечением представителей ключевых заинтересованных сторон (обязательным условием является привлечение представителен государственного органа управления), При этом доля участников, не являющихся сотрудниками организации-разработчика должна составлять не менее 60%.
После доработки Policy Brief с учетом результатов полотпческого диалога осуществляется его публикация и размещение на официальном сайге органнзашш-разработчнка, а также отправка Policy Brief с f 1 сопроводительным письмом в адрес соответствующего государственного органа. Также разрабатывается
Публикация и Т распространения, предусматривающий информирование заинтересованных сторон (распространение распростране- J печатной и электронной версии Policy Brief, в т.ч. через СМИ, проведение индивидуальных презентации), Tie Policy Brief консультирование с заинтересованными сторонами (интервью, фокус-группы, общественные слушания}, вовлечение заинтересованных сторон (политические диалоги, нелевые брифинга или диалога, предназначенные для охвата определенных аудитории, двусторонние встречи, рабочие или консультативные группы)
Рисунок 3 - Этапы разработки Policy Brief
При создании команды по разработке Policy Brief необходимо привлекать специалистов, понимающих контекста проблемы (включая политические процессы и устройство системы здравоохранения) и владеющих навыками анализа проблем в системе здравоохранения, поиска и анализа данных исследований, умеющие хорошо писать, общаться с лицами, вырабатывающими политику и другими заинтересованными сторонами, организовывать и проводить политические диалоги. В целом, несмотря на рекомендуемое распределение членов команды разработчиков Policy Brief по
функционалу (см. рисунок 3), фактически группы, занимающиеся написанием аналитических обзоров, обычно невелики - за подготовку и написание большей части Policy Brief, как правило, отвечают один-два человека [6, 11].
Этап разработки Дерева проблем не является обязательным, но его подготовка помогает уточнить реальную проблему, ее последствия (прямые и косвенные), причины (прямые и косвенные), возможные заинтересованные стороны, потенциальные барьеры (рисунок 4).
Рисунок 4 - Дерево проблем при разработке Policy Brief
В соответствии с выявленными причинно-следственными связями разрабатывается план работ. В Таблице 1 представлена рекомендуемая форма плана работы для подготовки Policy Brief. Вместе стем содержание и сроки работпокаждому конкретному Policy Brief будут определяться внешними факторами - доступностью информации по проблеме и необходимостью проведения дополнительных исследований (например, опросов и/или интервьюирования ключевых стейкхолдеров на этапе выявления проблемы, имплементационных исследований в отношении отдельных компонентов вариантов политики и т.д.). План работ обязательно должен отрабатываться с координационным комитетом и всеми членами команды по разработке Policy Brief, поэтому его подготовка чаще всего может занимать несколько недель. Важно на данном этапе определить все возможные заинтересованные стороны, которые будут вовлекаться на определенных этапах разработки (например, около 10-15 заинтересованных лиц в качестве ключевых информантов при уточнении проблемы) и обсуждения проекта Policy Brief EBP (около 18-24 участников в качестве участников диалога) [6, 11].
Этап разработки Policy Brief
осуществляется в соответствии с
установленными требованиями к структурным элементам и их оформлению (таблица 2). Основными принципами подготовки и написания Policy Brief являются сфокусированность на одной из приоритетных проблем; основанность на доказательствах наивысшего качества; краткость и лаконичность изложения материала; понятность для читателей (использование научного языка должно быть сведено к минимуму, документ должен быть понятен для широкой аудитории); доступность и легкость использования документа целевой аудиторией; возможность привлечения внимания потенциальной аудитории, чтобы создать благоприятное впечатление; выполнимость предлагаемых вариантов политических решений на практике [12-19].
Разработка Policy Brief осуществляется на основе поиска доказательств (результатов научных исследований глобального уровня и местного значения) и их оценки (с помощью инструмента AMSTAR и контрольного списка SURE), получения информации от ключевых информаторов.
Таблица 1 - Рекомендуемая форма плана работы для подготовки Policy Brief
Оценка качества Policy Brief преимуществ каждого варианта политики;
Задание Ответственное лицо Дата сдачи Комментарии
Назначьте команду, которая будет готовить аналитический обзор, и определите политику, которой обзор будет посвящен
Описание и диагностика проблемы
Описание проблемы и потребностей в информации
Поиск и оценка научных и фактических данных и иной информации
Первый проект описания проблемы
Внутреннее рецензирование и внесение изменений в описание проблемы
Варианты политики
Определение потенциальных программ и услуг, процессов организации и управления в системе здравоохранения, на уровне которых требуется решение проблемы + потребностей в информации (в особенности, в систематических обзорах)
Поиск и оценка научных и фактических данных и иной информации
Поиск согласия по вариантам политики (по отдельным элементам или пакетам актуальных программ или услуг, процессов организации и управления в системе здравоохранения)
Первый проект описания вариантов политики
Внутреннее рецензирование и внесение изменений в варианты политики
Стратегии реализации
Выявление препятствий к успешной реализации варианта политики, стратегий их устранения и потребностей в информации (в особенности, в систематических обзорах)
Поиск и оценка научных и фактических данных и иной информации
Первый проект описания стратегий реализации
Внутреннее рецензирование и внесение изменений в описание стратегий реализации
Завершение работы над полным текстом аналитического обзора
Подготовка названия, обложки, ключевых положений, основного содержания, списка использованных источников, описание методов, благодарностей (включая спонсоров), конфликта интересов
осуществляется периодически в ходе разработки Policy Brief и по завершении работ с привлечением членов координационного комитета. Ключевыми составляющими проводимой оценки являются [6, 11]:
• Приоритетность и контекст (Проблемный вопрос, лежащий в основе Policy Brief, должен рассматриваться на государственном уровне, и должен рассматриваться как приоритетный многими, если не всеми заинтересованными сторонами);
• Проблема (Проблема должна быть описана с учетом показателей, схем сравнения и альтернативных вариантов; анализа причин проблемы и ее влияния на определенные группы населения; местных данных из источников официальной статистики; данных научных исследований на глобальном и местном уровнях);
• Варианты политики (Варианты политики должны быть описаны с учетом оценки
недостатков (потенциального вреда) каждого варианта политики; расходов / экономической целесообразности для каждого варианта политики; раскрытия компонентов каждого варианта политики, а также взглядов и опыта заинтересованных сторон);
• Реализация вариантов политики (Реализация вариантов политики должна быть описана с учетом анализа препятствий для реализации каждого из вариантов политики; определения стратегий преодоления этих препятствий; выявления преимуществ, недостатков и стоимости каждой стратегии);
• Методы (Методы должны быть описаны или в отдельной вкладке или в приложении и включать в себя детали исследованных баз данных, ссылки на «контрольный список» вопросов по качеству, применимости в местных условиях систематических обзоров, местных данных);
• Качество, применимость к местным условиям и справедливость (В отношении систематических обзоров и местных данных должна проводиться оценка качества, применимости к местным условиям и оценка справедливости; пробелы в научных данных, можно заполнять с помощью данных мониторинга и оценки, проводимых самими авторами Policy Brief);
• Формат разделов (Policy Brief должен быть составлен в одном из следующих форматов: Двухуровневый формат (например, 1:12, т.е. - 1 страница ключевых сообщений и 12 страниц основного отчета) или трехуровневый формат (например, 1:3:25, т.е. - 1 страница ключевых положений, резюме на 3 страницах и 25 страниц основного отчета), а также содержать список использованных источников для читателей, желающих получить дополнительную информацию);
• Процесс рецензирования (Policy Brief должен быть проверен с точки зрения качества научных данных и системной актуальности в рамках с привлечением к рецензированию как минимум одного полисимейкера, как минимум одного из представителей местных заинтересованных сторон, как минимум одного исследователя. Для публикации Policy Brief под эгидой ВОЗ в рамках реализуемого проекта EVIPNet должно быть обеспечено внешнее рецензирование с привлечением как минимум одного полисимейкера из другой страны EVIPNet, как минимум одного исследователя из другой страны).
Разработка Policy Brief должна завершаться проведением политического
диалога, который позволяет объединить вместе полисимейкеров и все заинтересованные стороны для организованного обсуждения проекта Policy Brief. Планируя проведение политического диалога авторам необходимо разослать Policy Brief всем участникам заранее до начала диалога (обычно как минимум за две недели), чтобы участники успели прочитать и обдумать его, проконсультироваться с представителями тех организаций, которых будут представлять участники диалога. В исключительных случаях политический диалог может понадобиться провести без заблаговременного уведомления участников в силу срочности проблемы или политической целесообразности. Цель проведения политического диалога связана с проведением дискуссии и внимательного рассмотрения проблемы, содействия принятию взвешенного и обоснованного решения относительно политики здравоохранения [20, 21].
После доработки Policy Brief с учетом результатов политического диалога разрабатывается План распространения, предусматривающий информирование
заинтересованных сторон (распространение печатной и электронной версии Policy Brief, в т.ч. через СМИ, проведение индивидуальных презентаций), консультирование с
заинтересованными сторонами (интервью, фокус-группы, общественные слушания), вовлечение заинтересованных сторон (политические диалоги, целевые брифинги или диалоги, предназначенные для охвата определенных аудиторий, двусторонние встречи, рабочие или консультативные группы) [6, 11].
Основные структурные элементы Policy Brief и требования к их оформлению
Policy Brief должен иметь четкую последовательность в изложении материала по проблемному вопросу политики и включать ключевые положения, резюме и полный отчет. Такой формат представления EBP позволяет читателю уже с первой страницы - ключевых положений - оценить важность документа и решить, заслуживает ли он прочтения до конца. Резюме должно давать описание проблемы и объяснять, почему существующие подходы к решению проблемы должны быть изменены, какие варианты политических решений в основном документе предлагаются и каково видение по их внедрению [5].
Полный отчет должен последовательно раскрывать:
1. Описание проблемы, ее значимости и масштаба, причин проблемы и тех последствий, которые она вызывает, т.е. показывать актуальность проблемы для выработки политики в данной области;
2. Описание возможных вариантов политики для решения проблемы, включая подробное изложение преимуществ предлагаемых подходов, их потенциальных недостатков, экономического эффекта и используемых ресурсов, основных компонентов (необходимых шагов) и отношения со стороны заинтересованных сторон;
3. Описание видения по внедрению вариантов политики, включая изложение потенциальных барьеров и стратегий их преодоления [6].
С учетом рекомедаций, данных в руководствах SURE [6,10,12,16,21] и инструментах SUPPORT для формирования политики в области здравоохранения на основе научных данных (STP) [4,11,13,15,17,20], предлагаются следующие требования к структуре и оформлению Policy Brief (таблица 2).
Таблица 2 - Основные элементы Policy Brief и требования к их оформлению
Структурный элемент Требования к оформлению Policy Brief
Подэлемент
1 2 3
Титульный лист Для Policy Brief объемом до 5 страниц титульный лист не требуется, но все подэлементы указываются на первом листе перед основным текстом
Информация об организации Указывается полное наименование, ведомственная принадлежность (если имеется) и логотип организации-разработчика
Название Policy Brief Должно отражать предлагаемую стратегию действий для решения проблемы, по возможности оно должно быть коротким и информативным
Ф.И.О. авторов Не обязательно указывать, если информация раскрывается на обороте титульного листа
Дата публикации Указывается год. Если публикуется драфт Policy Brief (для обсуждения на политическом диалоге), то указывается конкретная дата (день, месяц, год) публикации данной версии
Оборот титульного листа Информация размешается или на обороте титульного листа или на отдельной странице сразу же вначале (после содержания перед ключевыми сообщениями). Для Policy Brief объемом до 5 страниц титульный лист не требуется - авторы и организации указываются на первом листе, остальная информация кратко приводится в конце обзора, либо в сносках.
Информация об организации Указывается наименование организации-разработчика (или проекта/ инициативы), публикующей Policy Brief и краткое описание организации/ проекта/ инициативы (миссия и цели деятельности, связь деятельности с тематикой Policy Brief
Авторы Указывается Ф.И.О авторов, их аффилиация (должность, место работы), ученые/академические степени, звания
Финансирование Указывается в рамках средств какой организации /проекта был подготовлен Policy Brief и обеспечивались мероприятия по его поддержке (тренинги, рабочие совещания)
Конфликт интересов Указывается информация о любых профессиональных и коммерческих интересах, имеющих отношение к Policy Brief, играл ли спонсор роль в идентификации, отборе, оценке, обобщении и представлении данных в Policy Brief
Качество и экспертная оценка Указывается информация о проведенной экспертной оценке/рецензировании Policy Brief исследователями, политиками и заинтересованными сторонами
Благодарности Указываются благодарности лицам, которые поддержали подготовку Policy Brief, но которые не названы авторами
Цитирование Указывается форма ссылки (Ф.И.О. авторов, название Policy Brief, наименования издающей организации, года, количества страниц) в которой Policy Brief должен цитироваться в других публикациях
Содержание Для Policy Brief объемом до 5 страниц не требуется
Перечисление всех элементов Указываются наименования всех разделов, подразделов, приложений (при их наличии) и номера страниц
Перечень сокращений
Ключевые положения (основные идеи/ тезисы) Объем не более 1 страницы. Для короткой версии Policy Brief не требуется или указывается в виде краткой аннотации
Проблема Указывается краткое описание проблемы цели, которую кратко излагают доказательства для адресов политики
Варианты политики Указывается название вариантов политики и их основных элементов
Внедрение вариантов политики Указывается краткое описание барьеров реализации и того, что известно о стратегиях реализации для устранения барьеров
Резюме Представляется в более расширенной и наглядной форме нежели чем ключевые положения (объем не более 3 стр.), указываются ссылки на используемые источники. Для Policy Brief объемом до 5 страниц - объем резюме до 0,5 страницы
Проблема Указывается краткое описание проблемы цели, которую кратко излагают доказательства для адресов политики
Варианты политики Указывается название вариантов политики и их основных элементов
Внедрение вариантов политики Указывается краткое описание барьеров реализации и того, что известно о стратегиях реализации для устранения барьеров
Продолжение таблицы 2
Структурный элемент Требования к оформлению Policy Brief
Подэлемент
2 3
Основной отчет Включает обязательно разделы, связанные с описанием проблемы, вариантов политики и соображений по внедрению вариантов политики. Перед описанием данных разделов кратко указывается мотивация/причина побудившая авторов разработать Policy Brief. Общий объем основной части - не более 25 страниц
Проблема Проблема описывается с использованием статистических данных, по возможности наглядных диаграмм и схем, с анализом причин проблемы и ее влияния на определенные группы населения. Источником данных должны служить результаты научных исследований (необходимо делать ссылки на публикации), выполненных в РК и в мире (если данные исследования помогают обозначить масштаб проблемы и причинно-следственные связи) и фактические данные из официальных источников. Для Policy Brief объемом до 5 страниц - разбивка на подразделы не требуется
Наименования подразделов при описании проблемы зависят от характера проблемы. Как правило даный раздел содержит описание проблемы на всех соответствующих уровнях системы здравоохранения, которое должно включать:
Заголовок уровня 1 характер и бремя заболевания, фактора риска и др. аспекта, которым система здравоохранения должна управлять
Заголовок уровня 2 экономически эффективные программы, услуги и технологии, которые система здравоохранения должна обеспечивать для удовлетворения потребностей пациентов и граждан
Заголовок уровня 3 механизмы системы здравоохранения, которые определяют доступ и использование экономически эффективных программ, услуг и лекарств
Заголовок уровня 4 текущая степень реализации существующих стратегий и рекомендаций клинической практики
Также одним из рекомендуемых подходов к описанию проблемы может быть следующий:
Вводная информация Покажите как эта проблема привлекла к себе внимание (например, события, получившие резонанс, изменения (или отсутствие динамики) в показателях, отзывы об осуществлении нынешней политики/программы, общественная неудовлетворенность и т.д.
Формулировка проблемы Проблема может быть описана с точки зрения заболевания или факторов риска, охвата, качества и стоимости услуг или справедливого доступа к услугам (связанных с услугой или программой), системы оказания услуг, их финансирования и управления, реализации выработанной политики или программ и т.д.
Масштабы проблемы Используйте прямые сравнения для описания проблемы - сравнение с целевыми показателями, сравнение во временной динамик, сравнение по разным областям внутри страны, сравнение с другими странами и т.д.
Факторы, лежащие в основе проблемы Покажите - в чем заключаются причины проблемы на основе построения дерева проблем (само дерево проблем рекомендуется привести в приложении)
Варианты политики Пути решения проблемы (в основе которых должно лежать воздействие на факторы, лежащие в основе проблемы) должны быть структурированы в 3-4 варианта политики.
Основные элементы каждого варианта политики:
Обзор и контекст Укажите на решение какой проблемы и (или) причины основной проблемы) направлен данный вариант политики, в рамках каких элементов и подэлементов рассматривается данный вариант политики
Результаты обзора литературы Включает синтез данных исследований, которые авторы нашли для обоснования данного варианта политики с указанием количества найденных систематических обзоров и их качества
Продолжение таблицы 2
Структурный элемент Требования к оформлению Policy Brief
Подэлемент
1 2 3
Резюме основных результатов систематических обзоров и (или) исследований, имеющих отношение к варианту Представляется в форме таблицы. Все положения варианта политики должны опираться на результаты научных исследований (преимущественно систематических обзоров и мета-анализов). Для Policy Brief объемом до 15 страниц резюме основных результатов по каждому варианту политики не требуется изображать в табличной форме, но основные его элементы должны быть раскрыты в результатах обзора литературы с выделением ключевых элементов варианта решения
Включает ключевые результаты по следующим категориям:
Преимущества Включает одно или несколько положений о преимуществах, которые были обнаружены для каждого элемента варианта политики, со ссылкой на актуальность, качество, местную применимость
Потенциальный вред Включает одно или несколько положений о вреде, который был обнаружен для каждого элемента варианта политики в со ссылкой на актуальность, качество, местную применимость
Использование ресурсов, затраты и/ или экономическая эффективность Включает одно или несколько положений об использовании ресурсов, расходах и / или экономической эффективности, которые были найдены для каждого элемента варианта политики
Неопределенность в отношении выгод и потенциального вреда Включает краткое описание элементов варианта политики, для которых не было выявлено ни одного систематического обзора/результата исследований; для которых были найдены «пустые» обзоры; для которых недостаточно доказательств
Ключевые элементы варианта решения, которые были апробированы уже где-либо Включает одно или несколько положений о каждом из ключевых элементов варианта политики со ссылкой на актуальность, качество, местную применимость
Видение и опыт заинтересованных сторон Включает одно или несколько положений о взглядах и опыте заинтересованных сторон со ссылкой на актуальность, качество, местную применимость
Внедрение вариантов политики Для каждого варианта политики должны быть показаны потенциальные барьеры и стратегии преодоления этих барьеров
Потенциальные барьеры Представляется в форме таблицы и включает перечень потенциальных барьеров для. Для Policy Brief объемом до 5 страниц можно не использовать табличные формы для изложения потенциальных барьеров
Потенциальные барьеры для каждого варианта политики раскрываются по следующим категориям:
Получатели услуг К числу потенциальных барьеров могут относиться знания, компетентность, отношение, доступ к медицинским услугам, мотивация к изменениям
Медицинские работники К числу потенциальных барьеров могут относиться знания, компетентность, отношение, доступ к расходным материалам, мотивация к изменениям
Ограничения системы здравоохранения К числу потенциальных барьеров могут относиться недостаточность финансовых ресурсов, ненадлежащие процессы, недостаточность кадровых ресурсов, неудовлетворительная система закупок и распределения, недостаточность обучения, ненадлежащее управление, недостаточность надзора, ненадлежащее руководство, ненадлежащие внутренние коммуникации, ненадлежащие меры поощрения, ненадлежащие внешние коммуникации, недостаточность распределения полномочий, недостаточность в системах информационного обеспечения, недостаточность подотчетности, не отвечающие требованиям учреждения, бюрократия
Социальные и политические ограничения К числу потенциальных барьеров могут относиться идеология, недостаточность контрактов, недальновидность, ненадлежащая практика работы с донорами, противоречащие интересы, лидеры общественного мнения, ненадлежащие нормы, коррупция, конкурирующие приоритеты, политическая нестабильность
Продолжение таблицы 2
Структурный элемент Требования к оформлению Policy Brief
Подэлемент
1 2 3
Стратегии преодоления этих барьеров Приведите шаги, которые нужно будет указанием того, что известно об их пользе, вреде, расходах и т.д.
Заключение С указанием на то, как должны реализовываться варианты политики вместе или есть более приоритетные, какие стратегии преодоления барьеров приоритетны
Список использованных источников Список источников может составлять до 150-200. По каждому источнику указываются полные выходные данные. Ссылки оформляются в едином формате (обычно ванкуверский стиль). Для он-лайн публикаций наряду с полными выходными данными указывается ссылка на веб-страницу и дата доступа. Для Policy Brief объемом до 5 страниц - список использованных источников может составляет от 6 до 15
Приложения Не обязательно включать приложения в короткой версии Policy Brief.
Информация о том как проводилась идентификация и оценка надежности и приемлемости систематических обзоров и мета-анализов Краткое описание методологии оценки использованных источников данных -систематических обзоров и мета-анализов (в т.ч. основных критериев оценки и балльной шкалы оценки), по которой проводилась оценка и результаты которой представлены далее в таблицах.
Результаты оценки использованных источников данных - систематических обзоров и мета-анализов Представляются в форме таблиц включающих: оценку качества (уровня надежности) систематического обзора/мета-анализа с использованием специальных инструментов - контрольного списка SURE или критериев AMSTAR; описание систематических обзоров, подкрепляющих каждый вариант политики с оценкой их уровня качества (например по шкале AMSTAR) и приемлемости для Policy Brief);
Дополнительные элементы (не обязательные):
«Дерево проблем» Включает наглядную схему, показывающую причино-следственные связи по изучаемой проблеме и ее последствиям
Обязательным условием является обеспечение наглядности представления информации в Policy Brief путем соблюдения рекомендуемого формата по представлению разделов отчета, максимального
использования диаграмм и таблиц при представлении количественных данных и динамики определенных показателей. На все использованные глобальные и местные научные данные и данные официальной статистики должны даваться ссылки, дополнительная информация справочного характера должна приводиться в виде вставок по тексту Policy Brief или в приложениях [6, 11]. Требования к отдельным элементам оформления Policy Brief представлены в таблице 3.
Основным условием разработки Policy Brief является использование фактических и научных данных на всех этапах - от постановки проблемы до поиска решений по внедрению вариантов политики. Источниками информации должны служить как местные данные (результаты исследований в стране, официальные данные органов статистики, данные из информационных систем здравоохранения), так и глобальные
данные (результаты опубликованных оригинальных исследований, обзорные публикации и т.д.) (рисунок 5), а также так называемая «серая литература» (к которой могут быть отнесены рекомендации, руководства и иные публикации авторитетных агенств WHO, ECDC, CDC, NICE и др..) При этом, при выборе источников научных данных предпочтение должно отдаваться систематическим обзорам и мета-анализам, которые являются идеальной отправной точкой для поиска научных данных о проблеме, влиянии потенциальных вариантов решения проблемы или оценки возможности их реализации [19].
Четко выраженные критерии отбора помогают направлять процесс поиска и оценки систематических обзоров и обеспечивают прозрачность данных мероприятий. В качестве данных критериев могут служить минимальные методологические требования, типы групп населения, пациентов или проблем, которые необходимо решить, рассматриваемые типы мероприятий, варианты решений, устройство системы здравоохранения или стратегии реализации.
Таблица 3 - Требования к отдельным элементам оформления Policy Brief
Элемент оформления Требования к оформлению Policy Brief
Компонент
Ссылки на использованные источники Обычно их рекомендуется указывать в виде номера соответствующего источника в списке литературы, заключенного в квадратные или круглые скобки. Ссылки на использованные источники ставятся по тексту основной части текста Policy Brief и в резюме. При этом в отношении систематических обзоров и мета-анализов необходимо указывать в тексте уровень качества (например, «В систематическом обзоре высокого качества показано...»). В разделе «ключевые положения» ссылки не ставятся
Вставки по тексту Policy Brief Небольшие текстовые блоки (отделенные от основного текста рамкой в виде ячейки, залитой цветным фоном, с меньшим размером шрифта чем размер шрифта основного текста), которые вставляются по основному тексту Policy Brief и которые позволяют подкрепить тест Policy Brief дополнительной (справочной) информацией. Объем и количество вставок по тексту Policy Brief будут зависеть от общего объема Policy Brief. Нижеуказанные элементы могут быть вынесены в приложения.
Справочная информация о Policy Brief Содержит описание основных принципов, этапов и целей разработки Policy Brief
Вопросы справедливости Содержит описание того насколько проблема может непропорционально повлиять на некоторые группы в обществе
Поиск научных данных о проблеме Содержит информацию об источниках информации на национальном и международном уровне, принципах поиска данных научных исследований о проблеме, вариантах политики и аспектах их реализации. Указывается стратегия поиска, а также то как проводилась оценка качества и применимости систематических обзоров
Определения и единицы измерения Содержит описание определений и единиц измерения для используемых в тексте показателей
Международный опыт Содержит описание международного опыта по выявлению аспектов проблемы, поиску вариантов политики, стратегий внедрения и т.д.
Разбивка по разделам (Формат) Рекомендуется трехуровневый формат (например, 1:3:25, т.е. - 1 страница ключевых положений, резюме на 3 страницах и 25 страниц основного отчета).
При этом, ограничение систематических обзоров конкретным перечнем стран или групп стран может исключить важные научные данные (зачастую научные и фактические данные наилучшего качества). Поэтому наиболее
оптимальным вариантом будет включение в Policy Brief систематических обзоров по исследованиям, проведенным в конкретных условиях, соответствующих контексту вопросов, рассматриваемых в Policy Brief [22].
Раздел Policy Brief Источники для поиска научных и фактических данных попроблемам
в устройстве системы - , " 1 в клиническои практике и общественном здоровье здравоохранения
Уточнение проблемы Вводная информация Местные данные: • Сайты аналитических центров, • Сайты органов по статистике, • Национальные ресурсы научно-технической информации и др.
Формулировка проблемы
Масштабы проблемы
Health Systems Evidence http://www.health systemsevidence. org Systematic Review Data Repository (SRDR) https ://srdr. ahrq.gov/ PubMed HSR Queries http://www.nlrn.nih.gov/nichsr/liedges/search.html
Факторы, лежащие в основе проблемы
Определение вариантов политики Преимущества Cochrane Library http://www.cochranelibrary.com Health-evidence.ca http://healtli-evidence.ca
Потенциальный вред
Использование ресурсов, затраты и/или экономическая эффективность Cochrane Library http://www.cocliranelibrary.com
Ключевые элементы варианта решения, которые были апробированы уже где-либо PubMed HSR Queries http://www.nlni.nih.gov/mchsr/hedges/search.htnil
Видение и опыт заинтересованных сторон
Поиск решений по реализации вариантов ПОЛИТИКИ Потенциальные барьеры Получатели услуг Медицинские работники Ограничения системы здравоохранения Социальные, политические ограничения Health Systems Evidence http://www.healthsystemsevidence.org Rx for Change https://www.cadth.ca/rx-change Systematic Review Data Repository (SRDR) https:// srdr. ahrq. gov/
Стратегии преодоления этих барьеров
Рисунок 5 - Источники для поиска научных и фактических данных [19]
Систематические обзоры необходимо критически оценивать с точки зрения их надежности (качества) и применимости к вопросам, рассматриваемым в рамках Policy
Brief c использованием стандартизированных инструментов оценки (Контрольный список SURE [23], Критерии AMSTAR [24]).
Заключение
Аналитические обзоры для формирования политики (Policy Brief) являются эффективным инструментом передачи результатов научных исследований в сферу формирования политики. Внедрение надлежащей практики подготовки Policy Brief по актуальным вопросам (проблемам) политики здравоохранения, проведение политических диалогов с вовлечением всех заинтересованных сторон, а также создание понимания у полисимейкеров необходимости использования как основы при принятии
решений вариантов политики, предложенных в Policy Brief, будут способствовать созданию культуры использования фактических данных наивысшего качества в профессиональной деятельности лиц, формирующих политику и принимающих управленческие решения в области здравоохранения на уровне центральных и местных органов управления. Всё это позволит обеспечить условия для создания эффективной системы здравоохранения.
Литература
1. Здоровье-2020: Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Всемирная организация здравоохранения, Копенгаген, 2013. - 28 с.
Zdorov'e-2020: Osnovy evropeiskoi politiki v podderzhku deistvii vsego gosudarstva i obshchestva v interesakh zdorov'ia i blagopoluchiia (Health 2020: a European policy framework supporting action by the entire state and society for health and well-being) [in Russian]. Vsemirnaia organizatsiia zdravookhraneniia, Kopengagen, 2013: 28 p.
2. Julia Scarlett, Kristina Köhler, Marge Reinap et. al. Evidence-informed Policy Network (EVIPNet) Europe: success stories in knowledge translation. Public Health Panorama, 2018; 4 (2): 147-271.
3. Vitaliy Koikov. Exploring the Kazakh evidence-informed policy-making landscape - Results of a situation analysis (SA). European Journal of Public Health, 2017; 27(suppl_3): 242.
4. Oxman A.D., Lavis J.N., Lewin S., Fretheim A. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP). 1. What is evidence-informed policymaking? Health Research Policy and Systems, 2009, 7(Suppl 1):S1.
5. Vitaliy Koikov. Tools for Evidence-informed Health Policy: Evidence Briefs for Policy. Journal of Health Development, 2017; 3 (24): 8-14.
6. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence-Based Policy Briefs:
1. Getting started. Version 2.1 [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure.
7. Evidence-based policy briefs. In: World Health Organization, 2018. Website. [Cited 10 Sep 2019]. Available from URL: https://www.who.int/evidence/sure/policybriefs/en/.
8. Resources for Writing Briefs, 2018. In: Center for Disease Control and Prevention. Website. [Cited 10 Sep 2019]. Available from URL: https://www.cdc.gov/policy/polaris/training/policy-resources-writing-briefs.html.
9. Evidence Briefs for policy. In: World Health Organization. Website [Cited 10 Sep 2019]. Available from URL: (https://www.who.int/evidence/resources/policy_briefs/en/.
10. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence-Based Policy Briefs:
2. Prioritising topics for policy briefs. Version 2.1 [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure
11. Lavis J.N., Permanand G., Oxman A.D., Lewin S., Fretheim A. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP). 13. Preparing and using policy briefs to support evidence-informed policymaking. Health Res Policy Syst. 2009, 7(Suppl 1):S13.
12. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence-Based Policy Briefs:
3. Clarifying the problem. Version 2.1. [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure.
13. Lavis J.N., Wilson M., Oxman A.D., Lewin S., Fretheim A. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policy-making (STP). 4. Using research evidence to clarify a problem. Health Res Policy Syst 2009, 7(Suppl 1):S4.
14. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence-Based Policy Briefs:
4. Deciding on and describing policy options. [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure.
15. John N. Lavis, Michael G. Wilson, Andrew D. Oxman, Jeremy Grimshaw, Simon Lewin, Atle Fretheim. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP) 5: Using research evidence to frame options to address a problem // Health Research Policy and Systems Volume 7 Supplement 1, 2009: SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP).
16. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence-Based Policy Briefs: 5. Identifying and addressing barriers to implementing policy options. Version 2.1 [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure.
17. Fretheim A, Munabi-Babigumira S., Oxman A.D., Lavis J.N., Lewin S. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP). 6. Using research evidence to address how an option will be implemented. Health Res Policy Syst. 2009, 7(Suppl 1):S6.
18. Lavis J.N., Oxman A.D., Grimshaw J. et al. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP) 7: Finding systematic reviews. Health Res Policy Syst. 2009;7 (Suppl 1):S7.
19. Lavis J.N. Finding and using research evidence. Hamilton, Canada: McMaster Health Forum; 2013
20. Lavis J.N., Boyko J., Oxman A.D., Lewin S., Fretheim A. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP). 14. Organising and using policy dialogues to support evidence-informed policymaking. Health Res Policy Syst. 2009, 7(Suppl 1):S14.
21. The SURE Collaboration. SURE Guides for Preparing and Using Evidence- Based Policy Briefs: 7. Organising and running policy dialogues. [updated November 2011]. The SURE Collaboration, 2011. Available from URL: www.evipnet.org/sure.
22. Matthias Egger, George Davey-Smith, Douglas Altman. Systematic Reviews in Health Care: Meta-Analysis in Context, 2nd Edition. London: BMJ Books, 2001: 506 p.
23. Specialist Unit for Review Evidence (SURE) 2015. Questions to assist with the critical appraisal of systematic reviews. Internet resource. [Cited 10 Sep 2019]. Available from URL: https://www.cardiff.ac.uky_ data/assets/pdf_file/ 0006/212775/SURE_Qualitative_checklist_2015.pdf.
24. Shea B.J., Reeves B.C., Wells G., Thuku M. et al. AMSTAR 2: a critical appraisal tool for systematic reviews that include randomised or non-randomised studies of healthcare interventions, or both. BMJ. 2017: 21; 358:j4008.