Научная статья на тему 'Исследования проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития'

Исследования проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION / DEVELOPMENT / INTERRELATION / INTERDEPENDENCE / DEVELOPING EDUCATION / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме взаимосвязи обучения и развития. В работе раскрываются и анализируются взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученыхпедагогов и психологов на взаимозависимость обучения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the Problem of Interrelation and Interdependence Between Education and Psychological Development

The article provides the review of the researches devoted to the problem of interrelation of education and psychological development. The author reveals and analyzes the views of the leading scientists, teachers and psychologists in our country and foreign countries on interdependence of education and psychological development.

Текст научной работы на тему «Исследования проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития»

УДК 378 ББК 74.480.26

Викина Надежда Алексеевна

соискатель г. Челябинск Vikina Nadezhda Alexeevna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Совершенствование развития умений рациональной организации учебного труда студентов вузов Further Rational Work Organization Skills Development of University Students

В статье рассматривается актуальность развития умений рациональной организации учебной работы студентов вузов. Раскрыты принципы, способствующие развитию искомых умений. Даётся описание модели развития умений рациональной организации учебной работы студентов. Предложена модель развития умений рационального учебного труда студентов Приведены показатели сформированности умений самостоятельного учебного труда, в котором реализуются исследуемые умения.

The article deals with the importance of the rational work organization skills development of the university students. It considers the pedagogical principles that contribute to the development of the above mentioned skills. The model of the students’ rational work organization development is described. The author puts forward the model of the students’ rational work organization development and gives the indices of the self-work skills maturity where the skills under study are realized.

Ключевые слова: учебный труд, рациональная организация, педагогический принцип, компетентностный подход, междисциплинарный подход, модульный подход.

Key words: school work, rational organization, pedagogical principle, competence approach, interdisciplinary approach, module approach.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в России за последние десятилетия, изменили цели, содержание и функции образования. Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство, участие России в Болонском процессе создают условия для перехода от традиционной отечественной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой парадигме: «непрерывное образование на протяжении всей жизни». На сегодняшний день согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года главной целью образовательной политики является обеспечение современного качества профессиональной подготовки на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным по-

требностям личности, общества, государства. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, объективно выдвинули проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров в число приоритетных. Актуальным становится образование, имеющее практикоориентированный характер. В современных условиях социальный заказ государства и общества ориентирует высшую школу на усиление практической направленности обучения с учётом российских и мировых потребностей рынка труда. Происходят изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании. Эти изменения ориентируют образование на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, профессиональную компетентность.

На основании анализа практики и требований, предъявляемых современным обществом к качеству подготовленности выпускников высших учебных заведений, способных самостоятельно решать образовательные задачи на профессионально-компетентном уровне, нами спроецирована модель развития умений рациональной организации учебной работы студентов вузов. Мы полагаем, что для решения любой исследуемой задачи и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методической стратегии, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах к познанию.

Понятие подхода имеет весьма широкое значение: он определяется как стратегический принцип или их совокупность; отождествляется с определенной мировоззренческой позицией; соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации.

На основе анализа философской, педагогической, психологической литературы нами были выбраны для достижения цели настоящего исследования следующие подходы: на общенаучном уровне - компетентностный и междисциплинарный, на конкретно-научном - модульный.

На основе интеграции компетентностного, междисциплинарного и модульного подходов нами разработана модель развития умений рациональной организации учебной работы как фактора повышения профессиональной компетентности студентов вуза. По мнению В.К. Дьяченко, процесс разработки и реализации модели представляет собой особую, специально организованную, совместную деятельность участников педагогического процесса [2].

В исследовании мы разделяем мнение Е.Ю. Никитиной о том, что подход -это основа исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях [5].

Использование синтеза компетентностного, междисциплинарного и модульного подхода позволило нам разработать модель развития умений рациональной учебной работы студентов. В рамках нашего исследования синтез искомых подходов позволяет решать такие задачи, как:

• формирование устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности;

• учёт конкретных условий учения и оптимальных норм времени;

• контроль и коррекцию достигнутых результатов развития умений рациональной организации учебной работы студентов.

Моделирование исследуемого нами процесса мы осуществляли на основе соотнесения функциональных и педагогических принципов, под которыми мы понимаем систему основных требований к построению образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает решение стоящих перед ним задач.

Обобщение эффективного педагогического опыта, собственная деятельность в качестве преподавателя высшей школы позволили сформулировать педагогические принципы развития рациональной организации умений учебной работы, к числу которых мы относим: а) принцип профессиональной направленности; б) принцип совместной деятельности студентов и преподавателей; в) принцип технологичности.

Формирование профессионально-педагогической направленности будущих специалистов, на наш взгляд, включает в себя возникновение целого ряда важ-

ных компонентов: психологического, интеллектуального, морального характера, а также возникновение особых способностей, которые обусловливают потенцию, пригодность и социальное соответствие человека определенным требованиям избранной профессии с одной стороны и стремление развивать потребности к педагогической деятельности, готовность к осуществлению педагогической деятельности с другой стороны.

Анализ теоретических положений показал, что профессиональнопедагогическая направленность проявляется в нескольких аспектах: в ряде профессионально-личностных характеристик; в учебной, научной и педагогической деятельности; в создании необходимых условий для свободного творческого проявления личности студента и педагога в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности.

Сформировать профессиональную направленность личности возможно лишь в процессе реализации другого, не менее важного принципа, - принципа совместной деятельности преподавателей и студентов.

Принцип совместной деятельности (Г.М. Андреева, В. А. Кальней, Н.Ф. Радионова, Е.В. Руденский и др.) предполагает создание установки или готовности к определенному поведению в конкретной ситуации [1,3,6,7]. В нашем случае - это готовность к работе в команде, к взаимопониманию, к сотрудничеству. Сотрудничество рассматривается нами как тип взаимодействия и совместной деятельности, при котором «партнеры содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности» [2, с. 28].

В связи с этим обучение в условиях совместной деятельности по схеме субъект-субъектного взаимодействия приобретает большую значимость в модели развития умений рациональной организации учебной работы студентов, будущих учителей. В этих условиях студенты оказываются полноправными участниками профессионального образовательного процесса; возникают доверительные, непринужденные отношения; осуществляется совместная деятель-

ность студентов и преподавателей, рождается атмосфера творческого общения, на достаточном уровне решаются проблемы учебной работы студентов вузов.

Принцип технологичности связан с одной из важнейших закономерностей современного этапа развития общества - нарастающей технологизацией социального пространства, т.е. развитием и всё более широким распространением различного рода технологий во всех отраслях жизни и деятельности человека. Принцип технологичности опирается на технологический подход. [5, с.143]. В нашей поисково-исследовательской работе принцип технологичности призван решить следующие задачи:

• повышение самостоятельности будущих специалистов;

• разнообразие форм, методов и средств учения студентов;

• поэтапный контроль;

• на методическом уровне конструирование процесса профессиональной подготовки студентов, направленного на достижение заранее запланированного результата;

• определение педагогического инструментария развития умений рациональной организации учебной работы студентов.

В решении последней задачи мы принимаем точку зрения В. А. Кан-Калика в том, что формой и способом материализации и реализации мастерства как своеобразного уровня возможностей воздействия, которыми располагает педагог, является педагогическая техника как практический инструмент мастерства и практический уровень его реализации. [4, с.71]

Принцип технологичности предоставляет студентам возможность

• выбора индивидуальной образовательной траектории;

• выбора индивидуального образовательного маршрута;

• развития наиболее значимых для студентов умений рациональной организации учебного труда;

• выбора содержания, методов и средств развития искомых умений;

• в целом определение средств для получения профессионального образования.

Реализация принципа технологичности даёт возможность студентам учиться мыслить логично, системно, комплексно; искать и находить необходимую информацию, развивать умения, необходимые для рациональной учебной работы, овладевать новыми знаниями и умениями, необходимыми для повышения профессиональной компетентности в будущей образовательной деятельности.

Этапы развития умений рациональной организации учебной работы студентов, мы ввели в содержательный компонент и определили их как культурологический, информационный и деятельностно-поступочный.

Таким образом, в результате проделанной работы нами получена модель развития умений рациональной организации учебной работы студентов вузов.

Мы рассматриваем подготовку будущего специалиста как сложный и многосторонний процесс, как систему, состоящую из множества элементов, которые функционируют, подчиняются и согласуются друг с другом. Модель развития умений рациональной организации учебного труда студентов как фактора повышения профессиональной компетентности будущих учителей имеет свою цель, задачи, содержание, методы и организационные формы, на которые сориентированы цели, задачи и содержание профессиональной подготовки будущих учителей.

Проектируя модель развития искомых умений студентов вузов, мы следовали важнейшему требованию, которое заключается в том, что основу любой модели составляют принципы, определяющие и формулирующие её цели. Поэтому проектирование рассматриваемого процесса осуществлялось нами на основе системы основных требований к построению образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает решение стоящих перед ним задач.

В оценочном комплексе модели выделены структурные характеристики умений рациональной организации учебной работы, критерии их сформирован-ности и уровни развития искомых умений.

Рис. 1. Модель развития у будущего учителя умений рациональной организации учебного труда

Таблица 1

Показатели степени сформированности умений самостоятельного учебного труда студентов вузов

№ п/п Уровень Показатели уровня

1. Неадаптивный Самостоятельные учебные действия выполняются неосознанно, неточно, с большими затратами времени

2. Частично-адаптивный Некоторые действия осознанны и точны, однако, время используется неэффективно, что часто не позволяет достигнуть успешного результата

3. Адаптивный Осуществляемые действия вполне осознаны и точны, выполняются быстро, но проявление инициативы в постановке и решении новых задач происходят от случая к случаю, нерегулярно и несистематично

4. Адаптивно-активный Самостоятельные учебные действия, в том числе и запланированные без постороннего руководства, выполняются быстро, осознанно, точно, рационально.

Наши исследования доказывают, что студентов необходимо обогатить определённым опытом и методами научного познания, для того чтобы они смогли с наименьшими затратами труда и времени самостоятельно усваивать информацию, пополнять знания, расширять свой кругозор. Умения рациональной организации учебного труда определяют технологический и операционный компоненты готовности и способности к самообразованию, так как они включают совокупность действий, оптимизирующих учебную деятельность студентов. Педагогическая сущность умений рациональной организации учебного труда способствует оптимальной организации самостоятельной учебной работы, самостоятельному регулированию студентами собственного поведения путём выбора оптимальных способов деятельности.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 112 с.

2. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст] : кн. для учителя / В. К. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.

3. Кальней, В. А. Школа: Мониторинг качества образования в школе [Текст] / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. - М. : Пед. об-во России, 2000. - 316 с.

4. Кан-Калик, В. Д. Педагогическое творчество [Текст] / В. Д. Канн-Калик, Н. Д. Ни-кандров. - М. : Педагогика, 1990.- 144 с.

5. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] : / Е.Ю. Никитина. - Москва: МАНПО, 2006.

- 154с. - КБК 5-98314-195-3 с.154

6. Радионова, Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Радионова Н. Ф. - Л., 1991. - 38 с.

7. Руденский, Е. В. Социальная психология [Текст] : курс лекций / Е. В. Руденский. -М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭ и У, 1998. - 224 с.

Bibliography

1. Andreyeva, G.M. Social Psychology [Text]: Textbook for Universities / G.M. Andreyeva.

- M.: Aspect Press, 1999. - 112 p.

2. Dyachenko, V.K. Cooperation While Studing: About Collective Way of Studies [Text]: Teacher’s Book / V.K. Dyachenko. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 192 p.

3. Kalney, V.A. School: Monitoring Education Quality at School [Text] / V.A. Kalney, S.E. Shishov. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. - 316 p.

4. Kan-Kalik, V.D. Pedagogical Creative Work [Text] / V.D. Kan-Kalik, N.D. Nikandrov. -M.: Pedagogika, 1990. - 144 p.

5. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of the University Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text]: / E.Yu. Nikitina. - Moscow: MANPO, 2006. - 154 p. -ISBN 5-98314 - 195-3

6. Radionova, N.F. Pedagogical Bases of Cooperation in Educational Process: Synopsis of Doctoral Thesis / N.F. Radionova. - L.: 1991. - 38 p.

7. Rudensky, E.V. Social Psychology [Text]: Lecture Course / E.V. Rudensky. - M.: INFRA - M; Novosibirsk: NGAE and U, 1998. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.