Научная статья на тему 'Исследования по истории и современному состоянию учебников начального обучения словесности(библиографический список в помощь исследователю)'

Исследования по истории и современному состоянию учебников начального обучения словесности(библиографический список в помощь исследователю) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования по истории и современному состоянию учебников начального обучения словесности(библиографический список в помощь исследователю)»

в помощь ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

о.в. кабашева, в.Г. Безрогов

исследования по истории и современному состоянию учебников начального обучения словесности (библиографический список в помощь исследователю)1

1. Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте / Б. В. Агаджанов // Проблемы современного образования. - 2010. - № 2. - С. 50-77. (http://www.pmedu.ru/res/2010_2_6.

2. Адамович Е. А. К вопросу о том, какой должна быть книга для чтения в 1-ГУ классах / Е. А. Адамович, Н. В. Архангельская // Начальная школа. - 1959. - № 10. - С. 78-81.

3. Адамович Е. А. О книге для чтения / Е. А. Адамович // Начальная школа. - 1966. - № 12. - С. 54-58.

4. Андрезен Л. Азбука XVIII века и книга О. В. Масинга «АБД и книга для чтения для детей» / Л. Андрезен // Проблемы начального обучения в историческом аспекте. - Вильнюс, 1976. - С. 8-10.

5. Баранникова Н. Б. Эволюция педагогических идеалов в букварях В. П. Вахтерова 1900 - 1920-х гг. / Н. Б. Баранникова, В.Г. Безрогов, Г. В. Макаревич // Пора читать: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900 - 1917 гг.: сб. науч. трудов и материалов / под ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова. - М.: НПБ им. К. Д. Ушинского; Языки славянской культуры, 2010. - С. 262-269.

6. Баранникова Н.Б. Литературно-дидактический канон в «крестьянском» букваре В. Н. Сатарова 1900-х годов / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, Г. В. Макаревич // Мировая словесность для детей и о детях. Вып.16. - М.: МПГУ 2012. - С. 130-138.

7. Бричок С. Традицп укладання букварiв для початковоТ школи УкраТни: юторичний аспект / С. Бричок // Науковий вкник. — Чершвщ, 2003. — Вип. 179: Педагогжа та психолопя. — С. 44-51.

8. Букварь - это молот: учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917-1932 гг.: сборник научных трудов и материалов / пд ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова. - М.: НПБ им. К. Д. Ушинского РАО; Азимут; Тровант, 2011. - 367 с.

9. Варданян А. У Учебные модели в армянском букваре / А. У Варданян, Г. А. Варданян // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1984. - Вып. 14. - С. 80-83.

10. Вашуленко М. С. Дидактичш можливосп букваря у збагаченш словникового запасу першокласниюв / М. С. Вашуленко // Проблеми сучасного пщручника. — К., 2007. — Вип. 7. — С. 57-67.

11. Веселицкий А. Учебные пособия в итальянской школе / А. Веселицкий // Народное образование. - 1977. - № 3. - С. 94-98.

12. Горшкова С. Е. Русская поэзия в хрестоматиях для церковно-при-ходских школ конца XIX - начала XX века / С. Е. Горшкова // Детская литература и воспитание: сб. научн. тр. Межд. научно-практич. конф. «Детская литература и воспитание», Тверь, 12-14 мая 2005 г. Вып. 2. -Тверь, 2005. - С.114-120.

13. Даваа К. Д. Ленинская тема в программах и книгах для чтения тувинской национальной школы / К. Д. Даваа // Проблемы школьного учебника. Вып. 10. - М.: Просвещение, 1982. - С. 138-143.

14. Дарчевска И. Старинные славянские азбуки и буквари: (к вопросу о единой истории древнеславянского литературного языка в ареале «Греко-славянского мира») / И. Дарчевска // Советское славяноведение. - 1979. - № 4. - С. 56-66.

15. Двинская В.Т. Из истории хрестоматийных детских персонажей немецкой литературы XIX века / В. Т. Двинская // Проблемы детской литературы и фольклор: сб. научн. тр. - Петрозаводск, 2001. - С. 10-213.

16. Дзюбишина-Мельник Н. УкраТнський буквар. Iсторiя i сучасшсть / Н. Дзюбишина-Мельник // Мiжнародний конгрес украТшспв (3; 1996; Харюв). Третш мiжнародний конгрес украТшспв, 26-29 серпня 1996 р.: Мовознавство. — Х., 1996. — С. 44-51.

17. Дмитриев С. Д. О создании букваря родного языка: (на примере «Азбуки» для марийской школы) / С. Д. Дмитриев // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1982. - Вып. 10. - С. 165-168.

18. Ибрагимов Ф. И. Развитие методики обучения татарской грамоте и буквари / Ф. И. Ибрагимов; Казанский ГПИ. - Казань, 1969.

19. 1ванова О. В. Буквар - видання приоритетне / О. В. 1ванова // Проблеми сучасного пщручника: збiрник наукових праць. Вип. 8 / 1нститут педагогжи АПН УкраТни. - К. : Педагопчна думка, 2008. - С. 421-425. (http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc gum/psp/2008 8/5 01.

20. Киржаева В. П. «Первоначальный учебник русского языка для

мордвы-мокши» М. Е. Евсевьева: некоторые вопросы лингводидакти-ки / В. П. Киржаева // Научное наследие М. Е. Евсевьева и современность. - Саранск: МГПИ, 1992. - С. 78-84.

21. Киржаева В. П. Букварь А. Ф. Юртова и учебная литература для первоначального обучения инородцев / В. П. Киржаева // Авксентий Юртов: сб. ст., док. и матер. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004. - С. 32-39.

22. Киржаева В. П. Учебные книги М. Е. Евсевьева как средство религиозного воспитания мордвы-мокши / В. П. Киржаева // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Матер. Всесоюзн. научно-практич. конф. - Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1991. - С. 259-261.

23. Клименко О. З. кторичш витоки украТнськоТ букваристики / О. З. Клименко // Полiграфiя i видавнича справа. — Львiв, 1999. — № 35.

- С. 276-284.

24.Козак I. I. Ан^з загальних закономiрностей творення й оцшки на-вчальноТ книги з опанування грамоти кшця Х1Х - початку ХХ ст. / I. I. Козак // Семантика мови i тексту. - 1вано-Франгавськ: Плай, 2003. - С. 235-239.

25. Козак 1.1. Буквар 1907 року як багатоплановий документ епохи / I. I. Козак // Шлях освгги. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

26. Козак1.1. кторико-педагопчна характеристика украТнських бук-варiв кшця XIX - початку XXст.: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / I. I. Козак; Ш-т педагогжи АПН УкраТни. — К., 2004. — 20 с. (http://www. nbuv.gov.ua/ard/2004/04kiikps.zip)

27. Козак I. I. Особливосп графiчноТ мови глюстративного матерiа-лу букваря / I. I. Козак // Педагогжа i психолопя. - 2001. - № 3-4 (3233). - С. 158-166.

28. Козак 1.1. Особливосп украТнськоТ букварноТ традицГТ кшця Х!Х

- початку ХХ ст. / I. I. Козак // Матер. VII МiжнародноТ наук.-практ. кон-ференцГТ "Наука i освгга '2004". Т. 41. - Дншропетровськ: Наука i освгга, 2004. - С. 36 -38.

29. Козак I. I. Проблема вггчизняного букваротворення в перюд визвольних змагань украТнського народу 1917-1920 рр. / I. I. Козак // Наук. вкник Чершвецького ушверситету. - Вип.176. - С. 76-80.

30. Кондакова Т. И. Анонимные грамматики XVIII века и их авторы / Т. И. Кондакова // Проблемы рукописной и печатной книги. - М., 1976.

- С. 146-153.

31. Корзо М. А. О структуре и содержании букварных катехизисов московской печати XVII - начала XVIII века / М. А. Корзо // Славяноведение. - 2005. - № 2. - С. 61-71.

32. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI - XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствования / М. А. Корзо. - М.: Канон+, 2007. - 672 с. (Часть 5. «Букварные катехизисы»).

33. Красовская Н.А. Диалектная лексика в 'Азбуке" Толстого / Н. А. Красовская // Мировая словесность для детей и о детях. Вып.16. - М.: МПГУ 2012. - С. 177-183.

34. Круминг А. А. Печатные азбуки и буквари / А. А. Круминг, Е. Ю. Фарзтдинова // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1989. - С. 185-192.

35. Кудрявцева Е. В. Азбучные истины XVIII века / Е. В. Кудрявцева // Образование в пространстве культуры: сб. научн. статей. Вып.1. - М.: РИК, 2004. - С. 72-85.

36. Куприянова Т. Г. Гражданская книга в России первой четверти XVIII в. / Т. Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2001. -295 с. (Много библиографии, статистика издания начальных учебников).

37. ЛабренцеЛ. Латышский букварь / Л. Лабренце. - Рига: Звайгзне, 1988. - 125 с.

38. МагомедовА.Г. Опервомчеченскомбукваре//Ежегодникиберий-ско-кавказского языкознания. VI.—Тбилиси, 1979. — С. 290-333. (Ы±р:// www.arslanbek.ru/stati-i-doklady/o-pervom-cecenskom-bukvare-1979).

39. Макаревич Г. В. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х годов / Г. В. Макаревич, В. Г. Безрогов // «Букварь -это молот»: учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917-1932 гг. / Под ред. Т.С. Маркаровой, В.Г. Безрогова. - М.: НПБ им. К.Д. Ушинского РАО; Азимут; Тровант, 2011. - С. 125-132.

40. Малов, Евфимий, протоиерей. Мухаммеданский букварь (мис-сионерско-критический очерк). - Казань: тип. Имп. ун-та, 1894. - 120 с.

41. Мамедова Д. Н. Персонажи власти в литературе для детей советского времени / Д. Н. Мамедова // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. - М. 2002. - С. 131-157.

42. Маркс H. Л. Азбука-пропись XVII века (с Александрией). К азбуке 1667 года из собрания рукописей Московского публичного и Румянцевского музея, изданной Московским археологическим институтом / Н. А. Маркс. - М.: Моск. археол. ин-т, 1910. - 40 с.: ил.

43. МарксН. Л. К азбуке конца XVII века из собрания А. И. Успенского, изданной Московским археологическим институтом / Н. А. Маркс. - М.,

1909. - 28 с.: ил.

44. Маркс Н. А. Азбука-пропись времен царя Михаила Федоровича / Н. А. Маркс. - М.: Моск. археол. ин-т, 1911. - 16 с.

45. Мишина Е. А. Азбуки-свитки XVII-XVIII веков / Е. А. Мишина // От Средневековья к Новому времени: сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. - М.: Индрик, 2006. - С. 419-431.

46. Мишина Е. А. Азбуки-свитки XVII-XVIII веков: каталог рукописей / Е. А. Мишина // Книга в пространстве культуры. Вып. 1 (6). - М., 2010.

- С. 82-95.

47. Морозова Г. Буквар: спроба сощолопчного аналiзу / Г. Морозова // Вища освгга УкраТни. - 2005. - № 3. - С. 105-107.

48. Мошкова Л. В. Азбука-восьмилистка - «гадкий утенок» русского просвещения / Л. В. Мошкова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики.

- 2011. - № 3. - С. 87-88.

49. Мошкова Л. В. Букварь Кариона Истомина 1694 г.: (проблемы типологии) / Л. В. Мошкова // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д. Днепрова. - М., 1986. - С. 140-146.

50. Мошкова Л. В. Конфессиональный фактор и судьба первого восточнославянского букваря / Л. В. Мошкова // Церковь в общественной жизни славянских народов в эпоху Средневековья и раннего Нового времени: материалы конференции. - М.: Индрик, 2008. - С. 67-71.

51. Мошкова Л. В. Рукописная книга в руках детей в XVIII-XIX веках / Л. В. Мошкова // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: традиции и новации в истории педагогической культуры: Материалы Седьмой национальной научн. конф. Москва, 17 ноября 2011 г. - М.: АСОУ 2011. - С. 89-93. - (Историко-педагогическое знание. Вып. 40).

52. Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси: описание изданий и указатель литературы / Е. Л. Немировский. -М.: Пашков дом, 2010. - 342 с.

53. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М.: Педагогика, 1973. - 605 с.

54. Очерки по истории начального образования в России / Н. А. Константинов, В. Я. Струминский.- 2- е изд., испр. и доп.- М.: Учпедгиз, 1953.- 271 с.

55. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов

СССР: вторая половина XIX в. - М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

56. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - начало XX в. - М.: Педагогика, 1991. - 445 с.

57. Полякова И.Ф. Региональная книга для чтения: поиски и решения / И. Ф. Полякова // Детская литература и воспитание: сб. научн. тр. Междунар. научно-практич. конф. «Детская литература и воспитание», Тверь, 12-14 мая 2005 г.: Вып. 2. - Тверь, 2005. - С.157-160.

58. Попков А. В. Из истории иллюстрирования школьных учебников / А. В. Попков // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1978. - Вып. 6. - С. 197-210.

59. Пора читать: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900-1917 гг.: сб. науч. трудов и материалов / Под ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова.- М.: НПБ им. К. Д. Ушинского; Языки славянской культуры, 2010.

60. Старинина Э. В. О применении информационного подхода к дидактическим исследованиям: [к анализу текста букваря и книг для чтения] / Э. В. Старинина // Советская педагогика - 1971. - № 7. - С. 54-63.

61. Тополь Е. О некоторых особенностях построения книги для чтения / Е. Тополь // Проблеми на учебника: Междунар. симпозиум: докл.и изказвания. - София, 1973. - С. 253-257.

62. Требования к новому букварю / АПН РСФСР. - М.-Л., 1948. - 16 с.

63. Филиппова О.А. Школьные буквари: политика идентичности в советской и независимой Украине // Власть времени: социальные границы памяти / Под ред. В.Н.Ярской и Е.Р.Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2011. С.207-221.

64. Фiзешi О. Й. Буквар як зааб соцiалiзацiт особистосп першоклас-ника / О. й. Фiзешi // Гуманггарний вкник Переяслав-Хмельницького держ. пед. ун-ту iм. Григорiя Сковороди. Сер. "Педагогжа i психолопя". - 2003. - Спец. вип. № 3. - С. 148-153.

65. Фiзешi О. Й. Виховна спрямовашсть змюту букваря О. Маркуша "Зорниця" (1925) / О. й. Фiзешi // Мат. Всеукр. наук. - практ. конф. "Розвиток змюгу освгги як юторико-педагопчна проблема". 30-31 жовт. 2003р. // Науковий вкник Чершвец. ун-ту iм. Юрiя Федьковича. Сер. "Педагогжа". - Чершвщ, 2003. - С. 179 - 184.

66. Фiзешi О. Й. Громадянське виховання в контекст "Азбуки" Августина Волошина / О. й. Фiзешi // Науковий вкник Ужгород. нац. ун-ту. Сер. "Iсторiя". - Ужгород, 2003. - Випуск 8. - С. 148-154.

67. Фiзешi О. Й. Громадянське виховання першокласниюв у процеа вивчення Букваря / О. й. Фiзешi // Науковий вкник Ужгород. нац. ун-ту. Сер. "Педагогжа. Сощальна робота". - Ужгород, 2002. - Вип.5. - С.76-82.

68. Фiзешi О. Й. Виховна спрямовашсть змюту букварiв в украшсь-ких школах Закарпаття (друга половина XIX - кшець XX столггтя): ав-тореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.й. Фiзешi; Прикарпат. ун-т iM. В.Стефаника. — 1вано-Франювськ, 2004. — 20 с. (http://www.nbuv.gov. ua/ard/2004/04foypks.zip).

69. Чутко Н. Я. О видах знаний по истории в книгах для чтения (на примере темы Великой отечественной войны) / Н. Я. Чутко // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1982. - Вып. 10. - С. 183-189.

70. Эланго А. Книга для чтения в эстонской народной школе во второй половине XIX века / А. Эланго // Проблемы начального обучения в историческом аспекте. - Вильнюс, 1976. - С. 18-21.

71. Balz, Eva. The implementation of state ideology through primers in Stalinism and national socialism: a comparative analysis of family depictions 1933 - 1941 / E. Balz. - Berlin, Humboldt-Univ., 2010. - 95 S., XXXII Bl.

72. Baumard M. Les discours de la methode/ M. Baumard // Le Monde de l'education. - Paris, 2004. - № 330. - P. 26-27. [Сравнение методов обучения письму, чтению и счету во французской школе и общего "духа школы" периода 1947-1950 гг. со школой начала XXI в. - в пользу прошедших лет.]

73. Beck, Oswald. Hinführung zum Kinder- und Jugenbuch im Lesebuch der Primarstufe / O. Beck // Aus "Wundertüte" und "Zauberkasten": über die Kunst des Umgangs mit Kinder- und Jugendliteratur. - Frakfurt/Mein: Peter Lang, 2000. - S. 271-290.

74. Bödeker, Hans Erich. Das Kind als Leser: Untersuchungen über die Entwicklung der Lesefähigkeit des Kindes im 2. und 3. Schuljahr / H. E. Bödeker // Jugendschriften-Warte. - 1962. - Jg. 14. - S. 25-26, 29-31.

75. Börrnert, René. Ernst Thälmann als Erziehungsvorbild in der DDR: Vermittlung über Schulbuch, Kinderliteratur und Pionierzeitschrift in den 70/80er Jahren / R. Börrnert // Kinderzeitschriften in der DDR / Hrsg. C. Lüth. - Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2007. - S. 60-89.

76. Boyer, Ludwig. Lesen lehren international: Ansätze zu einer weltweiten Sicht des Erstleseunterrichts / L. Boyer. - Wien: Österr. Gesellschafts-u.Wirtschaftsmuseum, 1999. - 159 S.

77. Briegel E. Das Bild der Frau aus ausgewählten Schulbüchern der BRD

und der DDR / E. Briegel. - Augsburg, 1982.

78. Brockerhoff, Karl-Heinz. Mit Liedern und Granaten: DDRSchullesebücher über Soldaten in Ost und West / K.-H. Brockerhoff. - Bonn, Bad Godesberg, 1972.

79. Bütow, Wilfried. Aufgaben im Lesebuch oder Was Text und Bild im Zusammenspiel können / W. Bütow, B. Schütze // Grundschulunterricht. -1994. - Jg. 41. - № 11. - S. 17-20.

80. Chartier, Anne-Marie. Cultural perspective on literacy teaching and methods for young readers / A.-M. Chartier // Paedagogica historica. - 2008. - Vol. 44. - № 1/2. - S. 7-29.

81. Crismore, A. G. Investigating visual displays in basal reading textbooks / A. G. Grismore, B. M. Hunter // Solving problems in literacy: learners, teachers and researches: National reading conference yearbook, 35. Rochester // eds. J. A. Niles, R. Lalik. - The National Reading Conference, 1986.

82. Croghan, Martin J. Role models and readers: a sociological analysis / M. J. Croghan. - Washington, University Press of America, 1980.

83. Czech, Gabriele. Das Lesebuch der DDR zwischen 1966 und 1989 / G. Czech // Deutschunterricht in der DDR 1949-1989. - Fankfurt/M., 1992.- S.373-380.

84. Das Lesebuch : zur Theorie und Praxis des Lesebuchs im Deutschunterricht / Hrsg. S. Ehlers. - Baltmannsweiler : Schneider-Verl. Hohengehren, 2003. - VI, 209 S. - (Diskussionsforum Deutsch ; 12).

85. Durkin, D. Influences on basal reader programs / D. Durkin // The elementary school journal. - 1987. - Vo., 87. - P.331-341.

86. EkolaJ. Oppikirjan arviointikriteerien kehittely peruskoulu I-IV luok-kien opettajien arviointien pohjalta / J. Ekola // Research reports / Dep. Of educaton, Univ. of Jyvaskyla. - 1978. - № 64. - 168 S.

87. Erlbruch, Wolf. Karl Philipp Moritz, Neues ABC-Buch / W. Erlbruch, H. Hollmer. - München: Kunstmann, 2000. - 64 S.

88. Fay, Johanna. Wie fange ich an? / J. Fay, S. Weinhold // Die Grundschulzeitschrift. - 2008. - Jg. 23. - № 215/216. - S. 56-59.

89. Fibeln und erster Leseunterricht: Überlegungen, Anregungen, Materialien / Hrsg. K. Meiers. - Frankfurt, Main: Arbeitskreis Grundschule, 1986. - 303 S. - (Beiträge zur Reform der Grundschule; 64).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90. Filippova, Olga. Politics of identity through school primers: discursive construction of legitimate image of state, nation and society in soviet and independent Ukraine / O. Filippova // Anthropology of East Europe

Review. - 2009. - Vol. 27. - № 1. - P. 29-36.

91. Göttlicher, Wilfried Gilbert. "Maiandacht und Sommergäste": Ländliche Lebenswelt und Modernisierung in österreichischen Erstlesebüchern, 1945-1970 / W. G. Göttlicher. - Wien: Univ. Wien, 2010. -237, III S.

92. Göttlicher, Wilfried Gilbert. Ländliche Lebenswelt und Modernisierung in österreichischen Erstlesebüchern der Jahre 1948-1964 / W. G. Göttlicher // Österreich in Geschichte und Literatur. 2010. - Jg. 54. - № 2. - S. 162-179.

93. Grasshoff H. Ivan Fedorovs griechischrussiche-kirchenslavisches Lesebuch von 1578 und der Gotaher Bukvar' von 1578 (1580) / H. Grasshoff, J. S. G. Simmons. - Berlin: Akademie Verlag, 1969. - 29 S., 33 Taf.

94. Grömminger, Arnold. Die deutschen Fibeln der Gegenwart: eine Analyse ihrer Bildunginhalte, aufgezeit an der Darstellung des kindlichen Lebensraumes / A. Grömminger. - Weinheim: Julius Beltz, 1970. - 316 S.

95. Grömminger, Arnold. Die Fibeln nach dem zweiten Weltkrieg bis zur Gegenwart / A. Grömminger // Geschichte der Fibel / Hrsg. A. Grömminger. - Frankfurt, Main u.a.: Lang, 2002. - S. 187-200.

96. Heinze, Carsten. The discursive construction and (ab)uses of a "German childhood" in primers during the time of national socialism 19331945 /C.Heinze // Paedagogica Historica:International Journal of the History of Education, 48:1, 2012. P. 169-183.

97. Hutton R. A. Children's reading in home and school / R. A. Hutton. -L.: Partridge, 1926. [Детское чтение для школы и дома.]

98. Kalkavan, Zeynep. Spuren türkischer Kultur in Texten für die Primarstufe: eine Untersuchung zu sprachlichen und kulturhistorischen Hintergründen für den Unterricht in multinationalen Klassen / Z. Kalkavan. - Hamburg: Kovac, 2008. - XVIII, 391 S.

99. Kempowski, Walter. Lesenlernen - trotz aller Mehtoden: ein Exkurs über Fibeln / W. Kempowski. - Braunschweig: Georg-Eckert-Inst. für internat. Schulbuchforschung, 1987. - 20 S.

100. Kohout, Pavel. Das Kinderlesebuch: zur Situation der tschechischen Schule in Wien in den 80er Jahren / P. Kohout // Die Wiener Tschechen 1945-2005: zur Geschichte einer Volksgruppe / Hrsg. H. Basler u. a. - Wien: Tschech. Kulturhistorisches Inst., 2006. - S. 212-215.

101. Laherand, Meri-Liis. Von den Ermahnungen des ABC-Hahns bis zu den selbständigen Wahlentscheidungen: zum autonomen Lerner in den

estnischen ABC-Büchern 1951-1994 / M.-L. Laherand // Integration als Problem in der Erziehungswissenschaft / Hrsg. A. Liimets. - Frankfurt, Main u.a.: Lang, 2001. - S. 165-171.

102. Lesebuchdiskussion 1970-1975 / Hrsg. H. Geiger. - München: Fink, 1977. - (Uni-Taschenbücher, Bd. 641). [Дискуссия о книгах для чтения в 1970-1975 гг. (ФРГ)].

103. Literatur für Einsteiger: Leseförderung durch Erstleseliteratur / Hrsg. M. Dahrendorf. - Weinheim: Juventa, 1998. - 96 S. - (Beiträge Jugendliteratur und Medien; Beiheft 9).

104. Mager, Baerbel. Zum Maedchen- und Frauenbild in Kinderliteratur der DDR: am Beispiel der Fibeln und der "ABC-Zeitung" 1950-1990 / B. Mager // Ambivalenzen der Paedagogik: zur Bildungsgeschichte der Aufklaerung und des 20. Jahrhunderts: Harald Scholtz zum 65. Geburtstag. - Weinheim: Deutscher Studien-Verl., 1995. - S. 281-288.

105. Marenbach, D. Das Lesebuch fuer die Grundschule / D. Marenbach // Das Schulbuch: Funktion und Verwendung im Unterricht / Hrsg. H. Hacker.

- Bad Heilbrunn, 1980.

106. Marker G. Literacy and literacy texts in Muscovy: a reconsideration / G. Marker // Slavic Review. - 1990. - Vol. 49. -№ 1. - P. 74-89.

107. Matthes, Eva. Von "Guck in die Welt" zum "Lesen und Lernen": Schulpolitische Entwicklungen in der SBZ am Beispiel der Fibel / E. Matthes, G. Teistler // Zeitschrift für Grundschulforschung. - 2008. - Jg. 1. - № 2. - S. 116-132.

108. Matthes, Eva. Freund- und Feindbilder in Fibeln und Staatsbürgerkundebücher der DDR / E. Matthes // Freund- und Feindbilder in Schulbüchern. - Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2010. - S. 75-85.

109. McEneaney, John E. Teaching them to read Russian: four hundred years of the Russian bukvar / J. E. McEneaney // The reading teacher. - 1997.

- Vol. 51. - № 3. - P. 210-226.

110. Meyer, Reinhold. Die Bedeutung der Literatur in Lesebüchern der DDR für die ideologische Bildung und Erziehung der sozialistischen Persönlichkeit : Diss. / R. Meyer. - München, 1978.

111. Neijs K. Literacy primers: construction, evaluation and use / K. Neijs. - Paris: UNESCO, 1961. - 113 p. [Буквари: построение, оценка, использование.]

112. Pantle, Ulrich. Bei uns in der Stadt: Kindliche Lebenswirklichkeiten und fiktive Stadträume in deutschsprachigen Fibeln / U. Pantle // Candide.

- 2009. - № 1. - S. 71-95.

113. Rabel, Mirjam. Die Eigenfibel im Erstleseunterricht: zum Einsatz eines alternativen Arbeitsmaterials / M. Rabel // Grundschulmagazin. -2003. - Jg. 71. - № 3-4. - S. 13-16.

114. Reindl, Petra: Das Rollenbild im Grundschullesebuch: eine vergleichende Betrachtung des DDR-Lesebuchs der 4. Klasse ,Lesebuch 4' (Volk und Wissen) und des Lehrwerks ,Kinder lesen'(Verlag: Schrödel) / P. Reindl. - 1988.

115. Rothemund, Wolfgang. Das Bild der Familie in den Lesebüchern der Deutschen Demokratischen Republik / W. Rothemund. - Frankfurt/Main, 1991.

116. Schopf,Roland. KeinHerkunftsbewusstsein undkein Zielbewusstsein: Beobachtungen zum geistigen Schwebezustand in Lesebüchern der 60e Jahre / R. Schopf // Deutschunterricht zwischen Bildungsnot und Bildungkrise: Rückblicke auf die Zeit 1945/46 bis 1968 / Hrsg. J. Hohmann. - Frankfurt/M.: Lang, 1992. - S. 101-125.

117. Schründer-Lenzen, Agi. Mit oder ohne Fibel - was ist der Königsweg für die multilinguale Klasse?: eine empirische Bilanz des Schriftspracherwerbs von Kindern nichtdeutscher Herkunftssprache in den ersten drei Schuljahren / A. Schründer-Lenzen, S. Mücke // Deutsch als Zweitsprache lernen / Hrsg. H. Bartnitzky, A. Speck-Hamdan. - Frankfurt, Main: Grundschulverb., 2005. -S. 210-222. - (Beiträge zur Reform der Grundschule; 120).

118. Schulz, Bernhard. Der literarische Unterricht in der Volksschule: rine Lesekunde in Beispielen. Bd.1: Erstes bis viertes Schuljahr / B. Schulz. -Duesseldorf: August Bagel, 1965. - 264 S.

119. Stürmer, Verena. Kinderalltag in den Fibeln der Nachkriegszeit -Heile Welt in Zeiten der Not? / V. Stürmer // Zwischen Ruinen, Restauration und Neuorientierung. - Münster, Westfalen: LIT, 2009. - S. 79-99.

120. Teistler, Gisela. Vom Erstleser zum „Bücherwurm": sind Bücher (k) ein Fibelthema / G. Teistler // Grundschule. - 1988. - Jg. 20. - Heft 9. - S. 36-43.

121. Tuer A. W. History of the horn-book / A. W. Tuer. - NY; L.: Blom, 1968. - 486 p. [Подробная история «роговой книжки» и ее модификаций. Воспроизведение лондонского издания 1896 г.]

122. Tumbull J. H. The New England Primer and its predecessors / J. H. Tumbull. - Philadelphia, 1882. [«Ново-английский букварь» и его предшественники (США).]

Примечания:

1 Сост. О.В.Кабашевой при участии В.Г.Безрогова. Работа поддержана грантами РГНФ 10-06-01113а и 11-06-00275а. Данный указатель дополняет уже опубликованные: Безрогов В.Г. Букваристика: зарубежная исследовательская литература (Материалы к библиографическому указателю) // «Пора читать»: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900 - 1917 гг.: Сб.науч.трудов и материалов. М., 2oi0. С.273-285; Кабашева О.В. Исследования российских букварей. Библиографический указатель // «Букварь - это молот»: Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917-1932 гг. Сборник науч. трудов и материалов. М., 2011. С.347-367; Аверьянова Л.Н. и др. Старинных учебников новое слово: Материалы к научному коллоквиуму. CD-ROM. М.: НПБ им.К.Д.Ушинского, 2012. В некоторых случаях для прояснения содержания публикации приведены краткие аннотации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.