ТЕМА РЕЛИГИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
Н.Б. Баранникова
Ключевые слова:
учебник, религиозное образование, поздняя Античность, Средние века века Новое время.
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМЫ В УЧЕБНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ1
Рассмотрена историография изучения истории конфессионально ориентированной литературы для начального обучения, показаны различные направления и подходы к исследованию средневековых (Ш-^ вв.) и новоевропейских (XVI-XIX вв.) учебников как памятников, свидетельствующих об эволюции религиозной тематики в школьном обучении.
Учебная литература является одним из главнейших инструментов образования и воспитания. В раннем детстве она закладывает стереотипы сознания, внедряет основные понятия о мире, человеке, его месте и роли в этом мире и многие другие. Именно в учебной литературе проявляется и явный, и скрытый учебный план в отношении религиозного воспитания детей. Материал учебных книг предоставляет широкое исследовательское поле, на котором соединены педагогическая теория, педагогическая практика, общекультурные, конфессиональные и политические воззрения. Изучение проблемы воздействия конфессионального фактора на учебную и нравоучительную литературу включает в себя: анализ сущностных и функциональных особенно-
1 Работа поддержана грантами РГНФ 13-06-00149а и 14-06-00123а. Авторы выражают глубокую благодарность О.Е.Кошелевой за редакторскую работу над данной статьей.
стей указанного фактора в различных конфессиях христианской религии (католицизм, православие, протестантизм); выявление тенденций и закономерностей их изменения в контексте взаимодействия педагогики и религии; раскрытие роли конфессионального фактора в историческом развитии учебной литературы. В данной статье мы рассмотрим историю изучения в западной историографии Х1Х-ХХ вв. конфессиональных проблем в средневековых и ранненовоевропейских учебниках.
История учебных книг привлекала по преимуществу историков того или иного учебного предмета [26; 44; 13; 58; 65; 35; 29; 64; 39 ]. Но они уделяли мало внимания или совсем не уделяли внимание конфессиональным вопросам, связанным с созданием учебных книг. Только в работах Ф.Бюнгера и П.Габеле, разделенных более чем полувеком, тема религиозного содержания первых учебных книг для чтения нашла некоторое отражение. Педагог из Люнебурга Ф.Бюнгер издал в 1898 году труд, который стал «образцовой работой девятнадцатого столетия об учебной книге под общим названием «книга для чтения», заложившей основы обучения родной речи и литературы» [34, 8.9]. В труде, состоящем из семи больших разделов, Бюнгер прослеживает историю учебных книг для начальной школы начиная с 1524 г. до его собственных дней. На развитие книг для чтения Бюнгер смотрел как на непрерывный (или, по крайней мере, неизменный) прогресс. Он не забывал подчеркнуть его даже в подзаголовках разделов книги: «введение народной речи», «введение светской поэзии и стишков в букварях», «введение названий реальных предметов и описаний их», «введение мирских изображений», «введение изображений букв и их объяснений», «введение специальных текстов для начинающих», «введение материалов о германской родине» и т.д. Каждую такую позицию он иллюстрировал каким-либо новым изданием букваря. Слово «новый» одно из любимых слов автора, поскольку в его прогрессистской концепции оно необходимо заняло место положительного индикатора перемен, происходящих с учебными книгами и в них. Для Бюнгера обмирщение образования представляло собой важную сторону прогресса, поэтому специально на религиозной теме он останавливался лишь в те моменты истории учебных книг, когда возникала негативная реакция на «вечную секуляризацию» и наблюдалось усиление в части учебников религиозного содержания или когда внимание к религиозной теме являлось частью концепций тех великих педагогов, которых он выделяет особо [13, 8. 227-229,189-191,374-378,456-466, 494-502, 556-567].
П.Габеле в 1962 г. завершил работу, которую он назвал «Педагогические эпохи в зеркале букваря» [31]. В этой публикации выстроена хронологиче-
ски функциональная периодизация истории букваря. Автор выделил разные подходы к функциям и задачам букваря и выстроил их в соответствии с хронологией появления. К ХХ веку он отнес две концепции: а) развлекающий ребенка, исходящий от его вкусов букварь; б) букварь симбиоза, совместной жизни ребенка и взрослых. XIX век дал концепцию наглядного букваря. Предшествующее столетие - рассудочного, «рассудительно-го-до-ясности» букваря. XVII век - пансофистическая книга для начального обучения, дающая элементы универсального знания. Первая половина XVII века стала окончанием предыдущего периода, который длился от самого начала букваря, то есть с XV века. Этот первый период Габеле назвал периодом «религиозного букваря». С переходом от эпохи к эпохе возможно сохранение элементов предыдущих функций. Поэтому Габеле специально кратко остановился, например, на религиозном аспекте в рациональных букварях XVIII в. [30, 8.23-24].
В других работах религиозная тематика первых книг для чтения обычно рассматривается вместе с иными темами и аспектами содержания и жанров помещенных в начальные учебники текстов - вместе с баснями Эзопа, этическими советами и проч. Отмечается негативное отношение католической церкви к чтению книг как опасности для здоровья души, ограничение в XVI-XVIII веках круга чтения добропорядочного школяра историями из Священного Писания, духовными «книгами утешения и наставления» и моральными аллегориями. Говоря о протестантских книгах, различные авторы подчеркивают исключительную важность самостоятельного чтения школярами назидательных историй и басен, поскольку обучение истинной вере в лютеранской концепции должно происходить уже на базе обученного грамоте человека [44, 8.8; 64, 8.18-22; 23, 8Ж; 43, 8.77].
Исследования содержания английских пособий для чтения показали, что превалирование естественнонаучного и производственного материала, часто поданного сразу слишком детально, над историческим и материалом библейских текстов возникло в XVIII-XIX вв. вследствие, вероятно, того, что такой «негуманитарный» материал рассматривался доктринально нейтральным и более отвечающим задаче создания начальных учебных пособий, по необходимости не имевших выраженной моноконфессиональной направленности. Гораздо раньше других западноевропейских стран обучение чтению стало рассматриваться в Британии возможным не на основе религиозных текстов. Естественнонаучные описания оставались в этих пособиях неизменными на протяжении десятилетий, неоднократно устаревая по своему содержанию, но продолжая выполнять роль наставника в чтении и метаконфессио-
нальной грамотности, в так называемой образованности [45].
Первые книги для чтения, особенно буквари, в ХХ веке обратили на себя пристальное внимание не только историков дидактики преподавания различных предметов, особенно родного языка, не только социальных историков образования, но и ряда исследователей истории учебных книг как междисциплинарного направления между историей книг, историей школы, историей грамотности, чтения и истории культуры целом. В первой половине и середине ХХ века особенно большое число такого рода публикаций вышло в США, где внимание историков образования привлекла тема учебников в связи с тем, что еще с первых лет после завоевания независимости создание своих учебников и воспитание с их помощью нового, идеального человека, строящего в Новом Свете рай на земле, прочно вошли в педагогический дискурс американцев [53; 50; 25 etc.]. Темой истории учебников американцы заинтересовались в начале ХХ века, результатом этого первого периода внимания к старым учебникам стали работы К.Джонсона «Школы и учебники прежних времен» и Д.Литлфилда «Ранние (первые) школы и учебники Новой Англии» [42; 48]. Это направление было продолжено и в послевоенное время. Основополагающая работа Ч.Баттерворта охватила переходный период в Англии XVI века от латинской азбуки и катехизиса к английской азбуке и пособиям по обучению чтению и катехизации на английском языке. Интересно, что в условиях послевоенного блокирования автор выбрал именно период становления национального типа букваря и корпуса обучающих англиканской религии текстов [14].
После второй мировой войны фундамент исследований истории учебников как в Америке, так и в Европе закладывался в основном в 60-70-е годы. Основное внимание уделялось учебникам для средней школы, которые гораздо лучше сохранились от эпохи Средневековья и Раннего Нового времени. Начальное обучение шло нередко на основе пособия, которое имел только учитель, и временных (стираемых в процессе обучения) либо недолговечных (обрывки пергамена, черепки, береста) основ для упражнений в письме [3]. Ситуация меняется с появлением печатных изданий - довольно быстро важное место занимают пособия для начального обучения, доступные самим школярам. Хотя они интенсивно использовались вплоть до дематериализации, все же со временем степень их сохранности возрастает. Появляется возможность изучения пособий XVII-XVIII веков de visu. Работа Д.Нитца 1961 г. две главы специально посвящает ранним американским начальным пособиям по орфографии и книгам для чтения. Но и в этой работе специально не было уделено внимание месту религиозных вопросов
в учебниках. Данная тема, вероятно, не считалась в то время важной темой для историка учебной литературы в США, но темой важной для историка религиозного образования в целом. Не выделяется религиозная тема и в исследованиях, написанных в 1990-х - начале 2000-х гг., хотя по ходу изложения ей отводится уже больше места [18; 49].
Среди современных европейских ученых, начавших специально изучать учебники для начальных классов как особого вида источник, непохожий на учебники для средней школы и требующий своей методологии рассмотрения, пальму первенства на настоящий момент можно отдать Гизеле Тайштлер, составившей всегерманскую базу данных по немецкоязычным букварям и опубликовавшей на их основе соответствующий каталог [62]. Из всего многообразия подходов к истории букваря Г.Тайштлер прежде всего выделила подход, связанный с букварем как свидетельством распространения грамотности. Хотя, конечно, люди в разные эпохи осваивали грамоту и без всяких букварей, тем не менее создание и распространение специальных книг для обучения чтению свидетельствует о возникновении на рубеже Средневековья и раннего Нового времени больших потребностей в приобретении грамоты, о кампаниях по индоктринированию населения в той или иной идеологии посредством обучения грамоте по утвержденным цензурой учебникам. Г.Тайштлер показывает, как возникновение и распространение учебников может демонстрировать степень прогресса в обучении населения грамоте [63]. В отличие от своих предшественников [64, 8.8], Тайштлер резонно объединяет историю букварей и начальных книг для обучения чтению, поскольку они нередко являлись второй, завершающей частью букваря, в то время как первую составляла азбука.
Сводную работу по учебникам конца ХУ11-ХУ111 столетия составил Х.Роммель, однако, он подошел к вопросу, с одной стороны, как книговед и библиограф, описывая технологию изготовления учебников, их распространение, размеры гонораров авторов и цены в книжных магазинах, предоставляя читателю обширный биобиблиографический указатель авторов учебных книг в XVIII столетии, а с другой - излагал настолько общие вопросы относительно их содержания, что его работа в настоящее время имеет только относительный интерес, хотя и не утратила своего значения. Когда Роммель переходит к конкретным вопросам, то каждому из них он отводит минимум места, причем не всегда рационально. Например, теме религии в учебниках отведено всего 6 страниц, в основном это - пересказ того, что именно из библейских историй было включено в некоторые из учебников данного столетия [57, 8.195-201].
Не случайно более содержательны в рассматриваемом аспекте исследования учебной литературы в эпоху Средневековья, время господства религиозного мировосприятия. Сложность и фрагментарность имеющегося от данного времени материала, разделенность обучения письму, чтению и просто молитвам на слух перед приведением к первому причастию и исповеди заставляют с большой тщательностью подходить к каждому памятнику учебной литературы, сохранившемуся в различных рукописных редакциях и списках, к каждому описанию возможного педагогического процесса. Одной из наиболее серьезных проблем является атрибуция того или иного текста или сочинения в целом как школьного и его привязка к определенному уровню школьного, домашнего или индивидуального ученического обучения: нередко одни и те же книги могли использоваться и в начальном, и в дальнейшем обучении [33; 19; 4]. Помимо этого сложным для исследователей-медиевистов вопросом является соотношение формального и неформального в конфессионально ориентированном обучении. Известно, что значительная или даже большая часть начального религиозного образования приобреталась внутри семьи и ее окружения, куда входили крестные родители, воспитатели (во временной семье, куда принимали ребенка на взращивание - институт воспитательства был достаточно развит в Средние века) и приходящие учителя. Символ веры и основные молитвы на первых порах заучивались на слух вне текстуальной основы, последующие учителя в школах и монастырях лишь укрепляли предыдущее знание и укореняли его на буквах и строчках священных страниц. Представления о «взрослении в вере» были связаны не с ее преподаванием, но с индивидуальным мистическим опытом человека. Первая молитва, первая исповедь и первое причастие отмечали начальные вехи на этом пути. Переход к чтению от изученного алфавита и способа распознавания слов осуществлялся на литургических книгах - таких, как Псалтирь и Антифонал, в которых «буквы были написаны крупно и отдельно друг от друга, поэтому легки для чтения» [52, р.145-146]. Специальные пособия существовали до этого момента (алфавитные таблицы и слова первых молитв) и появлялись после него (руководства по грамматике, в том числе «донаты», и словари), когда переходили к изучению значения и форм слов, а затем к написанию собственных текстов все возрастающей сложности и каллиграфического совершенства, сначала в прозе, а потом и в стихах. Помимо литургических книг пособиями для «продвинутого» чтения выступали морализирующие собрания изречений наподобие «Дистихов Катона». Многомерность средневековой словесности, одновременно исполнявшей многие, в том числе
дидактические, роли с помощью одних и тех же текстов, приводит к необходимости выработки медиевистами особых подходов к выявлению, классификации и реконструкции учебных книг традиционной Европы.
Особой строкой следует остановиться на особенностях теологического рассмотрения проблемы истории начальных школьных книг. Религиозная педагогика время от времени обращалась к данному вопросу. В XVIII-XIX столетиях это происходило в основном в форме обсуждения эволюции содержания книг для чтения, а в последующие два столетия и с точки зрения отраженных в них методов преподавания, изобразительного ряда, сочетания светских и церковных текстов и т.д. Характерной чертой церковноо-риентированного подхода, к какой бы конфессии ни принадлежал тот или иной автор, является точка зрения на развитие религиозно ориентированных букварей и книг для чтения как на постоянный прогресс в деле духовного воспитания и обучения. Такая точка зрения элиминирует периоды кризисов, падения интереса к религии и отрицания религиозного воспитания, признавая их лишь в том случае, если они имеют внешнюю причину, вытекающую не из характера образования, авторства, содержания и методики применяемых книг, не из несоответствия используемой в обучении доктрины и ее формулировок текущему моменту, а из-за недостатка веры со стороны аудитории, влияния различных светских организаций и персон. Религиозное содержание учебников для начальной школы воспринимается как вечная необходимость, создающая для ребенка поддержку в том мире, куда он вступает. Это, с точки зрения церковных авторов разных христианских конфессий, своего рода «страхующая человеческую душу помощь», отсутствие которой наносит формированию человека серьезный урон, который впоследствии тяжело будет восполнить. «Жизненное поле» западной цивилизации или России, с их точки зрения, с древности пропитано христианством, и это необходимо давать почувствовать уже ученику первого класса. Подобное прогрессистское, оптимистическое и то же время императивно-требовательное видение темы, конечно, создает эмоционально приподнятую атмосферу исследования и веру в преодоление всех проблем как в нем, так и в реальной жизни, но оно не создает адекватной картины происходящего, не прорисовывает его многомерности и разносторонности. Подобное, вероучением определенное, отношение создает для авторов эпистемологические трудности [21; 32; 59 etc.]. Выход из них пробуют найти в систематизации и тематизации анализа содержания учебников по религиозным предметам. Такой анализ религиозных учебных книг, проведенный по строгим критериям оценки присутствия/отсутствия того или иного
фрагмента определенной религиозной темы, текстуального и визуального уровней ее презентации, воздействия на когнитивном, аттрактивном и иных уровнях, абстрагированный от выяснения степени ортодоксальности вероучительных вопросов, от проповеднического дискурса, характерен для наиболее интересных исследований конфессионального фактора в учебной литературе, проведенных теологами. Однако их авторы, если и обращаются к учебной литературе начальных этапов обучения, то по преимуществу лишь к учебникам по преподаванию собственно религии.
Более существенные результаты получены в светских исследованиях истории катехетического обучения в Европе. Интересные традиции подобного рода работ накоплены в скандинавских странах, где религиозное обучение и алфабетизация населения были тесно связаны друг с другом, проходили в несколько последовательных этапов и где сохранились подробные источники о распространении грамотности среди разных возрастных групп в течение различных исторических периодов. Одна из первых исследовательских групп была организована в начале 1970-х гг. в Университете г. Умеа, Швеция. Ее основал Э.Йоханссон, педагог, теолог, историк, архивист, демограф и социолог [61, р.25-30]. История грамотности и история развития катехизации вошли составными частями в спектр деятельности «Исследовательской группы по истории образования» при университете Умеа. В 1983 году подобная же группа была создана Р.Бродером при Университете Лаваля, в канадской провинции Квебек («Исследовательская группа по истории религиозного образования в Квебеке»). Начав с изучения собственных культурных и религиозных традиций в образовании, данные группы затем расширили поле своей деятельности до международного и межрелигиозного аспектов, перешли от формализованных подсчетов к исследованиям истории содержания и практик религиозного наставления [20; 7-12; 28; 6; 54; 55]. Франко-канадская группа рассмотрела всю историю школьного катехизиса у канадцев-франкофонов более чем за три века (с 1630 по 1964), реконструировала эволюцию теологического обоснования религиозного обучения и практики властей в этом направлении; пасторские стратегии по конфессиональному наставлению верующих; стратегии, связанные с факторами изменения языковой ситуации; перипетии переизданий, то есть страницы истории «производства катехизисов» разного уровня и предназначения, в том числе - отдельной строкой - миссионерских «катехизисов для местных», исполненных в переводе на индейские языки, переданные латинской графикой, иногда с параллельным французским, а в соседних англофонных регионах - английским текстом [41; 22].
Изучение ранних катехизисов Новой Франции Ж.Раймоном показало, что язык текстов в них стремились делать понятными для неграмотных и для детей. Спиритуальные аспекты рассмотрения вращались в XVII веке вокруг идеи страдания, моральные - вокруг необходимости жестких стандартов, доктринальные - центрировались исключительно на роли и значимости церкви [56]. Инициативу католиков-франкофонов Канады подхватил Католический институт в Париже, где была сформирована аналогичная группа под руководством Ж.Жоншере и Э.Жермен [7].
Таким образом, учебники начальной школы Средневековья и раннего Нового времени с точки зрения отражения и конструирования в них религиозных тем (т.е. роли конфессионального фактора в их историческом развитии) лишь в самое последнее двадцатилетие стали впрямую интересовать ученых. Интерес к данной теме растет среди историков, особенно под влиянием современных процессов в образовании, обостряющих проблему конфессионального или внеконфессионального учебника. Данный аспект, как нам кажется, еще не осознан в должной мере историками образования. Они предпочитают, если в редких случаях и рассматривать учебную литературу, то реконструировать по преимуществу процессы (де) конфессионализации в учебниках для среднего и высшего уровня образовательной системы. Большинством исследователей молчаливо полагается, что, так как дети в начальной школе весьма малы, то и говорить об их религиозной социализации нечего, поскольку религиозная социализация начинается только с того момента, когда подросток впервые сам задумывается о Боге. Иногда в таких книгах о конфессиональном факторе в образовании буквально ни одной страницы не отведено тому, что происходило в начальной школе изучаемого периода и региона. Даже при анализе содержания учебных планов и методов религиозного воспитания и обучения учебная книга как единый предмет, порожденный культурой, педагогикой, религией, политикой, этикой и философией, практикой преподавания, стереотипами повседневного воспитания и т.д. редко становится в центр изучения. Полагают: для реконструкции содержания образования можно выяснить лишь программу предмета, достаточную и без обращения к самим учебникам. Подобного рода подход представляется нам не вполне репрезентативным. Именно учебники наглядно показывают, насколько далека была подчас моделируемая с их помощью практика от самых разных теорий и программ (вне)религиозного обучения; проговариваются, например, такие идеи, которые данные теории и представляющие их тексты хотели бы неофициально имплантировать в новое поколение
учеников - подрастающих взрослых ближайшего будущего.
Переход от Средневековья к Раннему Модерну обусловил важность начального обучения чтению и, соответственно, статус пособий, организующих такой процесс, потребность в подобного рода изданиях. С.Хелленкампс, Ж.-Л.Ле Кам и Э.Конрад пишут в предисловии к специальному номеру «Журнала по педагогическим наукам», посвященному пособиям по чтению XVI-XVIII вв.: «Иметь возможность читать необходимое условие не только для приобретения знаний практически по всем школьным предметам, а также для дальнейшего обучения и проведения научных исследований, но и для участия в общественной жизни в современном мире вообще. ...Это «инструмент культуры» модерна, поскольку [в эпоху модерна] без навыка чтения вести самостоятельный и приносящий радость образ жизни становится невозможно» [38, S.1]. Выпуск журнала показывает научную традицию, заложенную изданиями начала 2000-х гг., дающую новые перспективы изучения учебников Старой Европы именно с точки зрения их составления, копирования, рашространения в качестве книг для чтения, содержавших и текстуальный канон, и средства его постижения. Данные работы позволяют увидеть, как сфера учебных книг дополняется учебниками для обучения чтению, как Европа слушания и письма (в основном, еще на латыни) становится еще и Европой чтения, причем все более и более на родном для той или иной местности языке [33; 37; 15; 47; 46; 24; 40; 60].
Первые учебники начальной школы, появившиеся на заре современной Европы, предстают в науке XIX - начала XXI вв. предметом комплексных исследований, демонстрируют исследователям и практикам, насколько богатым и многогранным источником истории образования, даже ее контекста, они могут быть.
Литература
1. Asheim I. Glaube und Erziehung bei Luther. - Heidelberg, 1961.
2. Bailyn B. Education in the Forming of American Society: Needs and Opportunities for Study. - N.Y., 1960.
3. Baldzuhn M. Schoolbooks // Transforming the medieval world. Uses of pragmatic literacy in the Middle Ages. A CD-ROM and book. Ed. by F.J.Arlinghaus, M.Ostermann, O.Plessow and G.Tscherpel. - Turnhout, 2006. - S. 259-286.
4. Beaujouan G. L'enseignement de l'arithmétique élémentaire à l'Université de Paris aux XIIIe et XIVe s. // Hommage à Millos Vallicrosa. - Barcelona, 1954. - T. 1.
5. Belok M.V. Forming the American Minds: Early School-Books & their Compilers (1783-1837). - Moti Katra, 1973.
6. Boily B. Le catéchisme du diocèse de Québec - 1702 - Son auteur - Ses sources - Son contenu. Thèse de doctorat (théologie). - Paris, 1966.
7. Brodeur R. & B. Caulier, éd. Enseigner le cathéchisme. Autorités et institutions XVIe-XXe siècle. - Paris, 1997.
8. Brodeur R. Catéchisme et identité culturelle dans le diocèse de Québec de 1815. - Sainte-Foy, 1998.
9. Brodeur R. et J. Hamelin et al., éd. Les catholiques d' expression française en Amérique du Nord . - Turnhout, 1995.
10. Brodeur R. et J.-P. Rouleau, éd. Une inconnue de l'histoire de la culture - La production des catéchismes en Amérique française. - Sainte-Foy, 1986.
11. Brodeur R. Les catéchismes au Québec 1702-1963. - Sainte-Foy, 1990.
12. Brodeur R. Produire des catéchismes ou modeler des peuples! De l'Europe continentale au Québec, en passant par l'Angleterre, l'Irlande et les États-Unis (XVIe-XIXe siècles) // Revue d'histoire de l'Église de France. - 84, 212(janv.-juin 1998). - Р.39-54.
13. Bünger F. Entwicklungsgeschichte des Volksschullesebuches. - Leipzig, 1898.
14. Butterworth C.C. The English Primers (1529 - 1545). Their Publication and Connection with the English Bible and the Reformation in England. -Philadelphia, 1953.
15. Campi E. et al. Scholarly Knowledge. Textbooks in early modern Europe.
- Geneva, 2008.
16. Carpenter C. History of American Schoolbooks. - Philadelphia, 1963.
17. Charlton, Kenneth. Women, Religion and Education in Early Modern England. - L., 1999.
18. Crain P. The Story of A: The Alphabetisation of America from the "New England Primer" to "Scarlet Letter". - Stanford, 2000.
19. Das Doctrinale des Alexander de Villa Dei, ed. T.Reichling. - Berlin, 1893.
20. Dawson N. -M. Le catéchisme de Sens en France et au Québec. - Québec, 2000.
21. Die Kinderfragen: der erste Deutsche Katechismus. MDXXI. Hrsg.und mit einer Einleitung und einem Abriss der Brüdergeschichte versehen von A.Kästner.
- Leipzig, 1902.
22. Doctrine Chrestienne, du R.P.Ledesme de la compagnie de Iesus. Traduicte en Langage Canadois, autre que celuy des Montagnars, pur la Conuersion des habitans dudit pays. Par le R.P.Breboeuf (Jean de Brébeuf) de la mesme
Compagnie. - Québec, 1870.
23. Dyrhenfurth-Gräbsch I. Geschichte des deutschen Jugendbuches. -Hamburg, 1951.
24. Einen Platz im Himmel erwerben. Bücher und Bilder im Dienste mittelalterlicher Jenseitsfürsorge, hrsg. von M.E.Müller und C.Heitzmann. - Wiesbaden, 2012.
25. Elson R.M. Guardians of Tradition: American Schoolbooks of the Nineteenth Century. - Lincoln, 1964.
26. Fechner H. Geschichte des Volksschullesebuchs // Kehr K. Geschichte der Methodik des deutschen Volksschulunterrichts. - Bd. 1,2. - Gotha, 1879. 2.Aufl.
- Gotha, 1889.
27. Fleming S. Children & Puritanism. The Place of Children in the Life and Thought of the New England Churches, 1620-1847. - New Haven, 1933.
28. Fleurent M. L'éducation morale au petit séminaire de Québec 1668-1857. Thèse de D. ès L. (histoire). - Université Laval, 1977.
29. Gabele P. Die Prägung der Fibel (Über den Inhalt bisheriger Fibeln u. ihre Weltansicht im Kleinen). Diss. - Mainz, 1954.
30. Gabele P. Pädagogische Epochen im Abbild der Fibel // Grömminger, Arnold (Hg.) Geschichte der Fibel. - Frankfurt am Main-Berlin-Bern, 2002.
31. Gabele P. Pädagogische Epochen im Abbild der Fibel. - München, 1962.
32. Götz G. Das Gottes - und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahthunderts.
- Augsburg, 1993.
33. Grubmüller K. (Hg.) Schulliteratur im späten Mittelalter. - München, 2000.
34. Haas I. Vorwort // Bünger F. Entwicklungsgeschichte des Volksschullesebuches. - Glashütten im Taunus, 1972 (repr. 1898).
35. Hahn F. Die evangelische Unterweisung in den Schulendes 16. Jahrhunderts.
- Heidelberg, 1957.
36. Hébert L.-P. Le Nehiro-Iriniu du Père de La Brosse ou « l'influence d'un livre » // R.Brodeur et J.-P.Rouleau. Une inconnue de l'histoire de la culture - La production des catéchismes en Amérique française. - Sainte-Foy, 1986. - P.57-83.
37. Heinzer F. Über das Wort hinaus lesen? - Der Psalter als Erstlesebuch und die Folgen für das mittelalterliche Verhältnis zum Text // Text und Text in lateinischer und volkssprachiger Überlieferung des Mittelalters. Freiburger Kolloquium 2004, hrsg. von E.C.Lutz, W.Haubrichs und K.Ridder. - Berlin 2006. - S. 147-168.
38. Hellenkamps S., Le Cam J.-L., Conrad A. Introduction: schoolbooks and reading in early modern lessons // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. -Sonderheft 17. - 2012.
39. Helmers H. Geschichte des deutschen Lesebuchs in Grundzügen. -
Stuttgart, 1970.
40. Humanisten edieren. Gelehrte Praxis im Südwesten in Renaissance und Gegenwart, hrsg. von S.Holtz, A.Schirrmeister u. S.Schlelein. - Stuttgart, 2014.
41. Jan Baptist Tshitshisahigan (Père Jean-Baptiste de La Brosse). Nehiro-Iruniui Aiamihe Massinahigan, Shatshegutsh, Mitinekapitsh, Iskuamiskutsh, Netsgekatsh, Misht', Assinitsh, Shekutimitsh, Ekuanatsh, Ashuabmushuanitsh, Piakuagamitsh, Gaie missi missi nehiro-iruniui Astshinitsh. - Uabistiguiatsh (Québec), 1767.
42. Johnson C. Old-Time Schools and School-Books. - N.Y., 1904.
43. Kamp-Franke E. Ehe - une Hausstand, haeusliche Erziehung und Schule. Eie Studie zu Luthers Auffassung des Verhältnisses von Gesellschaft und Erziehung. - Marburg, 1994.
44. Krumbach C.J. Geschichte und Kritik der deutschen Schullesebücher. 2 Bde. - Leipzig, 1894-1896.
45. Layton D. Reading science: images of science in some nineteenth century reading lesson books // Paradigm: Newsletter of the Colloquium on Textbooks, Schools and Society. - 10. - 1993. - P.1-13.
46. Lesen und Schreiben in der Stadt. Literaturbetrieb im spätmittelalterlichen Straßburg, hrsg. von S.Mossman, N.F.Palmer und F.Heinzer. - Berlin-Boston, 2012.
47. Lesevorgänge. Prozesse des Erkennens in mittelalterlichen Texten, Bildern und Handschriften, hrsg. v. E.C.Lutz u.a. - Zürich, 2010.
48. Littlefield G.E. Early Schools and School-Books of New England. - Boston, 1904.
49. Monaghan E.J. Learning to Read and Write in Colonial America. -Worcester, 2005.
50. Nietz J.A. Old Textbooks: Spelling, Grammar, Reading, Arithmetic, Geography, American History, Civil Government, Physiology, Penmanship, Art, Music, as Taught in the Common Schools from Colonial Days to 1900. - Pittsburg, 1961.
51. Nietz J.A. The Evolution of American Secondary School Textbooks. -Rutland, 1966.
52. Orme N. From Childhood to Chivalry. The education of the English kings and aristocracy 1066-1530. - L.-N-Y., 1984.
53. Pierce B.L. Civic Attitudes in American School Textbooks. - Chicago, 1930.
54. Porter F. Catéchisme du diocèse de Québec 1702. - Montréal, 1958.
55. Porter F. L'institution catéchistique au Canada: Deux siècles de formation religieuse, 1633-1833. - Montréal, 1949.
I B.r. Be3poroB, H.B. BapaHHUKOBa
56. Raymond G. Le premier catéchisme de la Nouvelle-France : celui de Jean de Bréboeuf // R.Brodeur et J.-P. Rouleau. Une inconnue de l'histoire de la culture - La production des catéchismes en Amérique française. - Sainte-Foy, 1986. - P.17-49.
57. Rommel H. Das Schulbuch in 18.Jahrhundert. - Wiesbaden, 1968.
58. Rüge W. Lübecker Schulbücher des 16. Jahrhunderts // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. - 8. - 1900.
59. Schilling H. & S.Ehrenpreis (Hrsg.) Erziehung und Schulwesen zwischen Konfessionalisierung und Säkularisierung. Forschungsperspektiven, europäische Fallbeispiele und Hilfsmittel. - Münster, 2003.
60. Schriftkultur und religiöse Zentren im norddeutschen Raum, hrsg. von P.Carmassi, E.Schlotheuber und A.Breitenbach. - Wiesbaden, 2014.
61. Selander S.-A. Encounters with Egil Johansson, Theologian // Alphabeta Varia. Orality, Reading and Writing in the History of Literacy. Festschrift in honour of Egil Johansson on the occasion of his 65th birthday. March 24, 1998. Ed. By Daniel Lindmark. - Umea, 1998.
62. Teistler G. Fibel-Findbuch. Deutschsprachige Fibeln von den Anfängen bis 1944. Eine Bibliographie. - Osnabrück, 2003.
63. Teistler G. Fibeln als Dokumente für die Entwicklung der Alphabetisierung: ihre Entstehung und Verbreitung bis 1850 // Alphabetisierung und Literalisierung in Deutschland in der frühen Neuzeit. - Tübingen, 1999. - S.255-281.
64. Tischer H. Geschichte des deutschen Volksschullesebuchs. Von den Anfängen bis zu Mitte des 19. Jahrhunderts. Diss. - Erlangen-Nürnberg, 1969.
65. Wendt P. Kurze geschichtliche Entwicklung des Volksschullesebuchs von Anfang bis zur Gegenwart. - Langensalza, 1912.