Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК С ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PRIMARY SCHOOL STUDENT WITH DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / LIFE COMPETENCIES / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Находкина Любовь Иннокентьевна

В статье рассматривается проблема развития жизненной компетенции младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Целью исследования является исследование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств. Дается описание диагностических мероприятий как основной стартовой составляющей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в нашем случае дети с задержкой психического развития. В диагностике представляется решение следующих задач: характеристика общего развития и личностных качеств испытуемых по результатам наблюдений; изучение семьи ребенка с ОВЗ: беседа и опрос родителей; систематизация информаций и результатов об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Находкина Любовь Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF LIFE COMPETENCE AS AN INDICATOR OF THE LEVEL OF PERSONAL QUALITIES OF CHILDREN WITH HIGH SCHOOL OF YOUNGER SCHOOL AGE

The article deals with the problem of developing the life competence of primary school children with disabilities. The purpose of the study is to study the life competencies of primary school children with disabilities with the determination of the level of development of personal qualities. The article describes diagnostic measures as the main starting component in working with children with special educational needs, in our case, children with mental retardation. In the diagnosis, the solution of the following tasks is presented: the characteristics of the General development and personal qualities of the subjects based on the results of observations; the study of the family of a child with disabilities: interview and survey of parents; systematization of information and results about the levels of development of personal qualities of primary school children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

9. Клюшникова Е.А., Некрасова А.А. Трезвость - как социальная норма и социальная ценность // Трезвость и проблемы современной России: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Южноуральск, 23-24 февраля 2019 г.). Тюмень: Трезвая Тюмень, 2019. С. 103-108.

10. Язык УСТ [Электронный ресурс] URL:http://trezvayatyumen.ru/yazyk-ust.html (дата обращения: 01.02.2019).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Находкина Любовь Иннокентьевна Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» ГО «город Якутск» (г. Якутск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития жизненной компетенции младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Целью исследования является исследование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств. Дается описание диагностических мероприятий как основной стартовой составляющей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в нашем случае дети с задержкой психического развития. В диагностике представляется решение следующих задач: характеристика общего развития и личностных качеств испытуемых по результатам наблюдений; изучение семьи ребенка с ОВЗ: беседа и опрос родителей; систематизация информаций и результатов об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

Ключевые слова: младший школьник с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, жизненные компетенции, личностные качества.

Annotation. The article deals with the problem of developing the life competence of primary school children with disabilities. The purpose of the study is to study the life competencies of primary school children with disabilities with the determination of the level of development of personal qualities. The article describes diagnostic measures as the main starting component in working with children with special educational needs, in our case, children with mental retardation. In the diagnosis, the solution of the following tasks is presented: the characteristics of the General development and personal qualities of the subjects based on the results of observations; the study of the family of a child with disabilities: interview and survey of parents; systematization of information and results about the levels of development of personal qualities of primary school children with disabilities.

Keywords: primary school student with disabilities, limited health opportunities, life competencies, personal qualities.

Введение. Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ является основным педагогическим условием для создания специальных условий для его благополучного развития и социализации. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи «особенному» ребенку специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная образовательная программа, с включением внеурочной деятельности, направленная на социализацию ребенка с ОВЗ [1]. Для этого исследование диагностики личностных качеств каждого ребенка с ОВЗ является необходимым условием организации грамотной адресной помощи в инклюзивной практике.

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) является важнейшим документом, который определяет перспективу развития освоения жизненной компетенции детей с ОВЗ [2, 3].

Изложение основного материала статьи. Цель статьи: исследование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ.

В исследовании приняли участие трое учащихся с легкой задержкой психического развития СОШ №21 города Якутска.

Диагностика ставила перед собой решение следующих задач:

1. Характеристика общего развития и личностных качеств испытуемых по результатам наблюдений.

2. Изучение семьи ребенка с ОВЗ. Беседа и опрос родителей.

3. Систематизация информаций и результатов об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

Первая задача. Пронаблюдав за испытуемыми, и собрав достаточное количество данных, мы составили следующие характеристики на детей, предварительно данные ребенка пронумеровали шифром:

1. Характеристика общего развития и личностных качеств обучающегося 01: возраст - 9 лет, пол -мужской, способ организации учебного процесса: инклюзивное обучение.

Особенности Результаты диагностики

Инициативность Никогда не выступает начинателем нового дела

и Круг общения, коммуникативные качества Занимаемая позиция в классе, группе: изолированный; Предпочитаемый круг общения: семья; Авторитетные взрослые:

я родители

& ю О Контактность Вступает в контакт: в зависимости от настроения; Дистанцию в общении: соблюдает

Мотивация Низкая школьная мотивация Школьная дезадаптация

Поведение Не отклоняется от нормы

я Тревожность Ситуативная

Агрессивность Агрессивность носит ситуативный характер

Возбудимость Эмоциональные вспышки очень редки

н о Самооценка и уровень Низкая самооценка; Средний уровень притязаний

О притязаний

Адаптация Частичная адаптация

2. Характеристика общего развития и личностных качеств обучающегося 02: возраст - 9 лет, пол -мужской, способ организации учебного процесса: инклюзивное обучение.

Особенности Результаты диагностики

Инициативность Никогда не выступает начинателем нового дела

е Круг общения, коммуникативные качества Занимаемая позиция в классе, группе: изолированный Предпочитаемый круг общения: сверстники; семья Авторитетные взрослые: мама, брат

(В е & б О Контактность Легко и охотно вступает в контакт: время от времени Контактирует только при необходимости Дистанцию в общении: соблюдает

Мотивация Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

Поведение (проявления) Не отклоняется от нормы

Тревожность Ситуативная

и я я Агрессивность Признаки агрессивности в поведении не проявляются

Возбудимость Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек; Эмоционально уравновешен

н о Самооценка и уровень адекватная самооценка; средний уровень притязаний

О притязаний

Адаптация частичная адаптация

3. Характеристика общего развития и личностных качеств обучающегося 03: возраст - 9 лет, пол -мужской, способ организации учебного процесса: частичное инклюзивное обучение, обучение на дому.

Особенности Результаты диагностики

Инициативность Редко сам начинает какое-либо новое дело

и я Круг общения, коммуникативные качества Занимаемая позиция в классе, группе: изолированный Предпочитаемый круг общения: ребята младше по возрасту, семья. Авторитетные взрослые: родители

& ю О Контактность Легко и охотно вступает в контакт; Дистанцию в общении: не соблюдает

Мотивация Низкая школьная мотивация

Поведение Не отклоняется от нормы

Тревожность Личностная: реактивная

и я Агрессивность Признаки агрессивности присутствуют в поведении ребенка; Агрессивность носит ситуативный характер

Возбудимость Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки; Проявляется

я во время недовольства

н о Самооценка и уровень Адекватная самооценка; низкий уровень притязаний

О притязаний

Адаптация Дезадаптация

Таким образом, по индивидуальным характеристикам общего развития и личностных качеств обучающегося видно, что из троих детей с особыми образовательными потребностями двое находятся на инклюзивном обучении.

Вторая задача. Изучение семьи ребенка с ОВЗ всегда начинается со сбора информации. Для этого использовали эмпирические методы: беседа и опрос родителей. По результатам беседы сделали краткую социальную карту семьи:

Социальная карта семьи обучающегося 01.

1. Сколько детей в семье / семье опекуна: один

2. Какой ребенок по счету в семье / семье опекуна: первый

3. С кем ребенок проживает: отец, мать

4. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни: -

5. Условия жизни ребенка: отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место

6. Кто из взрослых:

- помогает делать домашние: мать

- находится с ребенком в случае болезни: отец, мать

- гуляет с ребенком: мать, отец

- помогает решать конфликты: отец, мать Социальная карта семьи обучающегося 02

1. Сколько детей в семье / семье опекуна: двое

2. Какой ребенок по счету в семье / семье опекуна: второй

3. С кем ребенок проживает: мать, брат

4. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни: -

5. Условия жизни ребенка: уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место

6. Кто из взрослых:

- помогает делать домашние задания: мать

- находится с ребенком в случае болезни: мать

- провожает и встречает из школы: мать

- гуляет с ребенком: мать

- помогает решать конфликты: мать Социальная карта семьи обучающегося 03

1. Сколько детей в семье / семье опекуна: трое

2. Какой ребенок по счету в семье / семье опекуна: третий

3. С кем ребенок проживает: отец, мать, брат, сестра

4. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни: старшие братья и сестры

5. Условия жизни ребенка: уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место

6. Кто из взрослых:

- помогает делать домашние задания: мама, сестра

- находится с ребенком в случае болезни: родители

- гуляет с ребенком: сестра, брат

- помогает решать конфликты: отец, мать

Таким образом, мы видим, что из трех семей одна семья является многодетной. Две семьи полные, одного ребенка воспитывает только мать.

Далее, для диагностики жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств провели опрос. Родителям необходимо было ответить на 37 вопросов по 5 направлениям, связанных с конкретными представлениями, умениями и навыками в каждой области жизненной компетенции ребенка. Выбор оценки производилась по закрытым вариантам ответов, такие как:

- оценить важность овладения ребенком умениями представленными в анкете: 3 - очень важно; 2 -важно; 1 - второстепенно;

- оценить доступность этих умений для ребенка по следующей шкале: 3 - уже умеет; 2 - может освоить, доступно; 1 - доступно частично или не в полном объеме; 0 - недоступно.

Полученные результаты опроса были сгруппированы по основным направлениям жизненной компетенции детей с ОВЗ младшего школьного возраста и представлены в рисунках №1, №2, №3.

Важность и доступность овладения умениями 01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дифференциации осмысление адекватно возрасту своего социального окружения.

Дифференциация и осмысление картины мир а

Овладение навыками коммуникации

Овладение социально-бытовыми умениям г. используемыми в повседневной жизни

Ричкм'гме идекки шых иреде гик |енин о собственных возможностях и ограничениях

1-1 ДосЧУНН'.Н'ТЬ Ы Важное 1Ъ

Рисунок №1

Важность п доступность овладения умениями 02

Дифференциациям осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, цениостейи

Дифференциация и осмысление картины мира

Овл а д ение на выка ми ко мму ника ции

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях п ограничениях

н Доступность в Важность Рисунок №2

Важность п доступность овладения умениями 03

Дифференциациян осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, ценностей и

Дифференциация и осмысление картины мира Овл а д ение на выка ми ко мму ника цин

Свл а д енне социально ■ бытовыми у меи мш I, I кполь зу емыш Iв повседневной жизни

Развитие адекватных представлений о собственных возможностяхи ограничениях

О 5 10 1? 20 25 30 в Доступность и Важность

Рисунок №3

Итак, исходя из результатов данных рисунков, можем утверждать, что для родителей детей с ОВЗ жизненные компетенции, такие как: «Дифференциация и осмысление картины мира» и «Овладение навыками коммуникации» являются одними из важнейших направлений в ранжировании представленных компетенций.

Третья задача. На основе проведенных диагностик мы систематизировали все полученные информации и результаты об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ, которая представлена в рисунке №4.

Распределение результатов по жизненным компетенциям младших школьников с ОВЗ.

Представления о собственных возможностях и ограничениях

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни

Овладение навыками коммуникации

Дифференциация и осмысление картины мира

■ Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,ценностей и социальных ролей

01 02 03

Рисунок №4

Выводы. В результате проведения диагностики и обработки полученных данных представляем следующий вывод по детям с ОВЗ: дети имеют адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Данный навык развит на 80%. Другими словами, умеют адекватно оценивать свои силы, понимают, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов и др. Осознают, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Тогда как, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, владеют только на 50%. Один ребенок почти не имеет представлений об устройстве школьной жизни, так как обучается на дому. Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную), умение получать и уточнять информацию в диалоге - данные навыки у детей все еще слабо развиты. Однако, стоит заметить, что способность к дифференциации и осмыслению картины мира составила 69,2%. Бытовое поведение ребенка адекватно с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих. Дети не умеют проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Чаще всего проявляется назойливость в своих просьбах и требованиях, однако частично наблюдается отсутствие благодарности за проявление внимания и оказание помощи.

Таким образом, по проведенным диагностическим мероприятиям, учитывая все личностные характеристики испытуемых, ответы респондентов и конечную систематизацию показателей жизненных компетенций приходим к выводу, что изучение развития личностных качеств исключительных детей является важным педагогическим условием в дальнейшей грамотной организации коррекционно-развивающих занятий.

Литература:

1. Инклюзивное образование: вопросы проектирования адаптированной образовательной программы: Метод.рекомендации 1 часть / авт.-сост. А.А. Чебакова, Н.В. Скалозуб - Хабаровск: ХК ИРО, 2017. - 36 с.

2. ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598.

3. Электронный ресурс: http://fgosreestr.ru Примерные основные общеобразовательные программы. Дата обращения: 20.05.2020.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Колобкова Анастасия Анатольевна

АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (г. Мытищи)

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОГО КНИГОИЗДАНИЯ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

Аннотация. Статья посвящена развитию учебного книгоиздания в России по французскому языку в XVIII - первой половине XIX вв. Проанализированы процессы зарождения учебного книгоиздания, связанные с выходом грамматики В.Е. Теплова «Новая францусская грамматика сочиненная вопросами и ответами» и А. де Лави «Французская азбука», переизданные впоследствии несколько раз и ставшие базой для активизации лингвистического обучения в России в то время. С дальнейшим развитием учебной литературы по французскому языку начинает проявляться тенденция к отходу от церковных догм и нравоучений к более светскому, массовому образованию, что характерно для учебников Я. Сигезбека («Наставление как по-французски исправно читать и произносить»), «Французского букваря» коллективного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.