Научная статья на тему 'О ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ'

О ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PRIMARY SCHOOL / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / PROFESSIONAL DEFICITS / DIAGNOSTIC CARD / PERSONAL UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркевич Ирина Дмитриевна, Панченко Татьяна Владимировна

В статье обозначены профессиональные дефициты учителей, работающих в начальной школе в условиях инклюзивного образования. На основе сопоставительного анализа нормативных документов и современных исследований рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в контексте общей культуры личности, уточнены сферы оценивания, соответствующие показатели и индикаторы. Представлена диагностическая карта «Изучение состояния личностных универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», позволяющая выявить сформированность социальных (жизненных) компетенций у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в массовой начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркевич Ирина Дмитриевна, Панченко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DIAGNOSTICS OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH HIA

The article identifies the professional deficits of teachers working in primary schools in an inclusive education environment. On the basis of a comparative analysis of normative documents and modern research, the author considers the formation of personal universal educational actions for students with disabilities in the context of the General culture of the individual, and specifies the areas of evaluation, relevant indicators and indicators. The article presents a diagnostic map «Studying the state of personal universal educational actions in younger students with special educational needs», which allows to identify the formation of social (life) competencies in a child with disabilities who is studying in a mass primary school.

Текст научной работы на тему «О ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

развитие, например, американского искусства, будучи эмигрантами либо детьми эмигрантов с территории Советского Союза. В качестве примера можно назвать Ирвина Берлина, братьев Гершвиных, Дж. Баланчина и многих других.

Личностно-деятельностный подход в обучении прививает навыки самостоятельной работы, самостоятельного добывания знаний в рамках парадигмы «учение через всю жизнь». Проектная деятельность на совместном занятии позволяет объединить актёрское мастерство, сценическую речь, живой вокал и подготовленный компьютерный проект практически по любой теме, материал для которых можно будет взять в том числе из русскоязычных источников. Возможные темы могут затрагивать вопросы истории российских, советских театров, биографий, но для Поколения Z, безусловно, важна связь с современностью, поэтому задания лучше связывать с проблемами, актуальными для сегодняшнего дня. Темой дискуссии может быть новая нашумевшая театральная постановка, современный перформанс или только что вышедший фильм.

Выводы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы способствовать развитию критического мышления и адекватной реакции на многообразие окружающего мира. Воспитание критически мыслящей личности, имеющей чёткую жизненную позицию и умеющую обосновать собственное мнение, является одной из важнейших компетенций сегодняшнего дня. Эта задача особенно важна в воспитании будущих актёров и режиссёров, поскольку культура и искусство являются для нации сферой «смыслообразующей». Связь с теоретическими и практическими предметами позволит ИЯ решать данные важные задачи на основе междисциплинарных связей.

Литература:

1. Медведев Д.А., Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития, электронный доступ 27.01.2020 // http://static.govemment.ru/media/files/gAveWFrMIiQd5E2AzHw8S497eYqH2o1G.pdf

2. Бим И.Л., Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Опыт системно-структурного описания // Москва: Рус. яз., 1977, стр. 288

3. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Коптелов А.В., Харламова М.В., Технологии электронного обучения иностранным языкам: состояние и перспективы // Монография, М., 2018, стр. 12, 58, 70

4. Morson Gary Saul, Schapiro Morton; The Fabulous Future?: America and the World in 2040; Ch. 10 Education: the Future of Higher Education in the United States (and the world) // Northwestern University Press, 2015, с. 163 (пер. Туминой)

5. https://www.interfax.ru/russia/680783 (электронный доступ 27.01.2020)

6. Schmidt, P.R. & Wen, Ma 50 Literacy Strategies for Culturally Responsive Teaching, K-8 // Corwin Press, Thousand Oaks, 2006, ch. «Critical media literacy: Exploring Values. Strategy 25: Introduction to Critical Media Literacy)

7. Grundy Peter, English through Art // Helbling Languages, 2011, c. 30, 42, 106, 110

8. Taymor Julie The Lion King, Disney Editions, 2017

9. Crystal David, Sounds appealing // Profile books Ltd, 2018

10. Королькова Н.Е., Любивая И.Ю. авторы-составители, Михаил Семёнович Щепкин. Заветы мастера молодым актёрам. Master's precepts to the aspiring actors // М., ГИТИС, 2019

11. Тумина Е.А., Musical. Its Path in History. Мюзикл. История жанра., Учебное пособие // М., ГИТИС, 2018.

Педагогика

УДК 373.31; 376.112.4

кандидат педагогических наук, доцент Маркевич Ирина Дмитриевна

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской обрасти «Институт развития образования» (г. Мурманск); кандидат педагогических наук Панченко Татьяна Владимировна Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

О ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Аннотация. В статье обозначены профессиональные дефициты учителей, работающих в начальной школе в условиях инклюзивного образования. На основе сопоставительного анализа нормативных документов и современных исследований рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в контексте общей культуры личности, уточнены сферы оценивания, соответствующие показатели и индикаторы. Представлена диагностическая карта «Изучение состояния личностных универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», позволяющая выявить сформированность социальных (жизненных) компетенций у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в массовой начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные дефициты, диагностическая карта, личностные универсальные учебные действия, культура личности.

Annоtation. The article identifies the professional deficits of teachers working in primary schools in an inclusive education environment. On the basis of a comparative analysis of normative documents and modern research, the author considers the formation of personal universal educational actions for students with disabilities in the context of the General culture of the individual, and specifies the areas of evaluation, relevant indicators and indicators. The article presents a diagnostic map «Studying the state of personal universal educational actions in younger students with special educational needs», which allows to identify the formation of social (life) competencies in a child with disabilities who is studying in a mass primary school.

Keywords: primary school, inclusive education, students with disabilities, professional deficits, diagnostic card, personal universal learning activities, culture of the individual.

Введение. В условиях необходимости обеспечения качественного доступного образования всем обучающимся, вузы и институты повышения квалификации не могут ограничиваться формированием (или развитием) у педагогов только базовой предметной или методической компетентности. Важно в процессе подготовки специалистов (бакалавров, магистров, слушателей) ориентироваться также на имеющиеся профессиональные дефициты. Профессиональный стандарт к необходимым умениям учителя относит использование и апробацию специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями, использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и др. Документ предусматривает выполнение трудовых действий по освоению и применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) [13]. Возникает необходимость формирования у педагогических работников общеобразовательных организаций специальных педагогических компетенций, в том числе инклюзивных компетенций [6], [15].

Изложение основного материала статьи. Согласно ежегодному публичному докладу о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области [5], в 2018 году открыто 255 классов, в которых совместно с нейротипичными детьми получают образование 2739 детей с ОВЗ, из них школьники 1-3 классов с сентября 2018 года учатся в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ [12]. Современные теоретические исследования о проблемах инклюзивного образования представлены работами о различных моделях функционирования инклюзивной школы (Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова и др. [11], о реализации социозащитной функции в инклюзивной образовательной организации (Е.В. Алехина [1]) и др. Однако работа в инклюзивном классе ставит перед педагогом новые профессиональные задачи, механизмы решения которых, ввиду отсутствия у части учителей специально-педагогического, дефектологического образования, им известны не всегда. В ходе исследования, проведенного Институтом развития образования Мурманской области, установлено, что 80 % учителей начальных школ отмечают свои профессиональные дефициты, среди которых: затруднения в разработке и реализации образовательных маршрутов, адаптированных и индивидуально-ориентированных программ для детей с ОВЗ; недостаточное умение проектировать и реализовывать программы, различные по уровню сложности и направленности, с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся с ОВЗ; низкий уровень владения методами педагогической диагностики универсальных учебных действий (далее -УУД) у обучающихся с ОВЗ. Проблема исследования состояла в поиске ответов на вопросы: каковы показатели и индикаторы сформированности личностных УУД у младших школьников с ОВЗ, обучающихся в массовой школе? Как сделать процесс диагностики, проводимый учителем начальных классов, не имеющим специальной подготовки для работы в условиях инклюзивного образования, более продуктивным и эффективным? Поскольку образовательная организация должна разработать программу оценки личностных результатов обучения, определяющих ценностно-смысловую ориентацию учащихся, необходима разработка соответствующего диагностического инструментария. Цель исследования - создание диагностической карты личностных УУД у младших школьников с ОВЗ, разработанной в соответствии с требованиями нормативных документов ([8], [10], [12], [14]), и позволяющей учителю начальных классов и специалистам определить индивидуально ориентированные специальные условия для успешного включения обучающегося в систему начального общего образования. Поскольку социализация и адаптация ведут к повышению личностной эффективности обучающихся (И.В. Васютенкова [2]), что находит отражение в сформированности у них социальных (жизненных) компетенций, а общекультурное и личностное развитие выступают основными предвосхищаемыми результатами получения начального общего образования ребенком с ОВЗ [12], целесообразным представляется уточнение личностных результатов обучения в контексте формирования культуры личности, при ориентации на достижение персонально-возможного (Т.В. Гудина [4]). Своеобразие данного процесса обусловлено особыми образовательными потребностями нейроразнообразных детей, то есть их актуальными и потенциальными возможностями, проявляемыми в процессе обучения (энергетическими, когнитивными, моторными и др.) (В.И. Лубовский [9]).

Методологической основой для теоретического осмысления проблемы явились концепции общей и базовой культуры личности, которая определяет необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие, и не предполагает их равное количество (О.С. Газман, А.В. Иванов [3]). Исходя из сфер самоопределения личности, указанных в данной концепции (человек; общество, природа и др.), и на основе анализа документов ([8], [10], [12], [14]) были выделены следующие сферы оценивания, в которых проявляются личностные УуД ребенка с ОВЗ: сформированность самосознания (1); сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (2); сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации (3); сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему (4); сформированность социально одобряемого (этичного) поведения (5); сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении (6). Каждая из названных сфер оценивания уточнена совокупностью показателей, которые соотнесены с трехмерной моделью культуры: когнитивной, ценностной и регулятивной [7]. Так, когнитивный компонент предполагает: осознание себя ребенком с ОВЗ, наличие у него адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях (1.1); осмысление социального окружения и картины мира, ее временно-пространственной организации (4.1.); освоение соответствующей возрасту системы ценностей и социальных ролей (4.2), владение представлениями о российской гражданской идентичности (5.1.) и др. Ценностный (эмоционально-ценностный) компонент культуры предусматривает: принятие и освоение ребенком с ОВЗ социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (5.2.) и ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах (5.3.); наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств (5.4.) и др. В регулятивном (деятельностном, поведенческом) компоненте культуры находят отражение сформированные у ребенка с ОВЗ социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни (2.1.); особенности его коммуникации со взрослыми и сверстниками (3.1.); ориентировка на безопасный, здоровый образ жизни (6.1.) и др. Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями» (таблица 1) составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ [12], Концепцией ФГОС для обучающихся с ОВЗ [8], Концепцией развития образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев [10]) и Реестром примерных основных образовательных программ [14].

Таблица 1

Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД у младших школьников с особыми

образовательными потребностями»

Показатели Индикаторы Баллы

Сфера оценивания 1: Сформированность самосознания

1.1.1. ребенок дифференцирует свое имя и фамилию, называет свой возраст и дату рождения 0,5

1.1.2. определяет свою половую и национальную (при необходимости) принадлежность 1

1.1.3. обозначает свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.) 0,5

1.1. Осознание себя, 1.1.4. осознает разные результаты выполнения заданий 0,5

адекватные представления о собственных 1.1.5. понимает свое состояние (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.) и эмоции (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.) 0.5

возможностях и ограничениях 1.1.6. определяет свои затруднения (не понимаю, не успел) и потребности (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста) 0,5

1.1.7. умеет различать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога 0,5

1.1.8. осознает свои предпочтения (люблю-не люблю), побуждения (хочу-не хочу) 0,5

1.1.9. соотносит свое дошкольное детство (когда я был маленьким) с новыми требованиями, имеет планы на будущее 0,5

Сумма баллов 5

Сфера оценивания 2: Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков

2.1.1. у ребенка сформированы навыки самообслуживания (надевает одежду, моет руки, пользуется туалетом) 0,5

2.1.2. способен участвовать в уборке класса 0,5

2.1.3. способен участвовать в уборке дома 0,5

2.1. Социально-бытовые умения, используемые в 2.1.4. выражает желание овладеть доступными бытовыми и трудовыми действиями 0,5

повседневной жизни 2.1.5. умеет ухаживать за домашними животными 1

2.1.6. стремится помогать младшим 1

2.1.7. в состоянии оценить результат своего труда 1

Сумма баллов 5

Сфера оценивания 3: Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации

3.1. Особенности коммуникации со 3.1.1. ребенок обращается к одноклассникам по имени, к педагогам - по имени и отчеству 0,5

взрослыми и сверстниками 3.1.2. способен обратиться с вопросом, просьбой 0,5

3.1.3. выполняет необходимые действия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла 1

3.1.4. контролирует свои импульсивные желания 0,5

3.1.5. применяет средства коммуникации согласно ситуации 0,5

3.1.6. применяет адекватные способы поведения в разных ситуациях 1

3.1.7. адекватно применяет ритуалы и формы социального взаимодействия (умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с 1

возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, корректно

привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта)

Сумма баллов 5

Сфера оценивания 4: Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему

4.1. Осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации 4.1.1. ребенок знает свой адрес, дорогу от дома до школы 0,5

4.1.2. знает профессии родителей и школьных сотрудников, их обязанности 0,5

4.1.3. знает назначение некоторых общественных учреждений 0,5

4.1.4. знает сезонные изменения в природе 0,5

4.1.5. способен осознавать вред от загрязнения среды обитания, стремится помочь природе 0,5

4.2. Осмысление социального окружения, соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей 4.2.1. обладает начальной ориентировкой на карте и глобусе 0,5

4.2.2. знает названия и назначение учреждений культуры и образования 0,5

4.2.3. знает названия городов, рек, зверей, птиц 0,5

4.2.4. имеет представления об особенностях жизни людей в разные эпохи 0,5

4.2.5. ребенок любознателен 0,5

Сумма баллов 5

Сфера оценивания 5: Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения

5.1. Представления о российской гражданской идентичности 5.1.1. ребенок знает название своей страны и столицы, государственную символику, объекты, составляющие национальное достояние 1

5.2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности 5.2.1. соблюдает школьные правила 0,5

5.2.2. адекватно реагирует на оценочные высказывания учителя, стремится быть успешным в учебе 0,5

5.2.3. задает вопросы по содержанию учебного материала, рассказывает дома о заданиях учителя 0,5

5.3. Развитие ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах 5.3.1. бережно относится к школьному имуществу и учебным принадлежностям, одежде, соблюдает нормы речевого этикета 0,5

5.3.2. выражает сочувствие при затруднениях и неприятностях, делает социально одобряемый выбор 1

5.4. Наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств 5.4.1. замечает красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях, осуществляет попытки самостоятельно создавать ее 1

Сумма баллов 5

Сфера оценивания 6: Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении

6.1. Ориентировка на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям 6.1.1. ребенок соблюдает правила личной гигиены 1

6.1.2. выбирает одежду в соответствии с погодой и ситуацией 1

6.1.3. имеет стремление к доступному физическому совершенствованию 1

6.1.4. соблюдает правила безопасного поведения и дорожного движения 1

6.1.5. отрицательно относится к вредным привычкам, избегает употребления вредных продуктов 1

Сумма баллов 5

Общая сумма баллов 30

При анализе результатов выполнения заданий, данные которых фиксируются в диагностической карте, педагогу начальной школы и специалистам следует учитывать уровень сформированности у ребенка речевых функций и неречевых средств коммуникации, в зависимости от состояния здоровья ребенка. Количественным показателем, который характеризует объем необходимых обучающемуся специальных условий, является суммарный балл (максимально возможный по каждой сфере оценивания - 5). Оценка от 0 до 4 свидетельствует о наличии особых образовательных потребностей по оцениваемым показателям и соответственно - о необходимости создания индивидуально ориентированных специальных условий, не только материально-технических, кадровых, но и организационно-педагогических.

Выводы. В ходе исследования решены следующие задачи:

1. Уточнены сферы оценивания, соответствующие им показатели и индикаторы сформированности личностных УУД у обучающегося с ОВЗ.

2. Разработана и реализована в программном средстве Microsoft Excel диагностическая карта, адресованная педагогу начальных классов и позволяющая фиксировать данные и автоматизировать расчеты, как для отдельного ребенка, так и для групп детей. Применение диагностической карты способствует устранению обозначенных профессиональных дефицитов у педагогов и дает возможность учителю начальной школы и специалистам оценить динамику развития социальной (жизненной) компетенции ребенка, наличие или отсутствие изменений по отдельным личностным универсальным учебным действиям. Перспективы дальнейших исследований видятся в апробации диагностической карты и изучении возможностей ее использования при реализации тьюторского сопровождения обучающегося, в конструировании программ социальной инклюзии учащихся с ОВЗ в условиях начального общего образования.

Литература:

1. Алехина Е.В. Инклюзивная школа как пример школы с ведущей социозащитной функцией // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 3-9.

2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования / под общ. ред. И.В. Васютенковой. - СПб.: ЛОИРО, 2011. - 130 с.

3. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М.: Новая школа, 1992. - 202 с.

4. Гудина Т.В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - № 1. - С. 178-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области в 2018 году [Электронный ресурс]. - URL: https://minsoc.gov-murman.ru/files/ezhegodnyy-publichnyy-doklad-2018.pdf, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

6. Ивенских И.В. Психологическая готовность будущих педагогов начального образования к работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного обучения: автореф. дисс. ... к. психол. н. - Хабаровск, 2019. - 26 с.

7. Кармин А.С, Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

8. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

9. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. -2013. - № 5. - С. 61-66.

10. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36 [Электронный ресурс]. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

11. Педагогика инклюзивного образования / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, М.Н. Назарова [и др.]: под ред. М.Н. Назаровой. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 335 c.

12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/Prikaz № 1598_ot_19.12.2014.pdf, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

13. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]. - URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

14. Реестр примерных основных образовательных программ [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosreestr.ru/registry, свободный. - (Дата обращения: 25.01.2020).

15. Хафизулина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... к. п. н. - Астрахань, 2008. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.