Научная статья на тему 'Исследование зависимости напряженного состояния обделок круговых тоннелей, сооружаемых вблизи склонов, от основных влияющих факторов'

Исследование зависимости напряженного состояния обделок круговых тоннелей, сооружаемых вблизи склонов, от основных влияющих факторов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Корнеева Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование зависимости напряженного состояния обделок круговых тоннелей, сооружаемых вблизи склонов, от основных влияющих факторов»

СЕМИНАР 17

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"

МОСКВА.^МГГУ.я29яянваряя-Л2яф евраляя2001я".

© Н.Н. Корнеева, 2001

УАК 622.28

Н.Н. Корнеева

ИССЛЕЛОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЛЕЛОК КРУГОВЫХ ТОННЕЛЕЙ, СООРУЖАЕМЫХ ВБЛИЗИ СКЛОНОВ, ОТ ОСНОВНЫХ ВЛИЯЮЩИХ ФА КТОРОВ

В общем случае имеется значительное количество факторов, оказывающих существенное влияние на напряженное состояние обделок тоннелей, сооружаемых вблизи склонов - угол наклона склона, соотношение деформационных характеристик породы и материала обделки, толщины слоя обделки и т.д.

В связи с этим в настоящей работе приводятся результаты исследований напряженного состояния монолитной круговой обделки, выполненные с использованием комплекса программ, реализующего аналитический метод расчета обделок тоннелей, сооружаемых вблизи склонов, разработанный в Тульском государственном университете под руководством проф. Н.Н. Фотиевой [1-4]. Выполнению работы способствовал грант, поддержанный Советом по грантам Президента РФ и поддержке ведущих школ.

Расчетная схема представлена на рис. 1.

Обделка, выполненная из монолитного бетона класса В 20, в расчетной схеме моделировалась кольцом с модулем деформации Е и коэффициентом Пуассона VI. Ниже приведены общие исходные данные, принятые при расчетах: в = 15°, Я0 = 3,0 м, Е = 2,8 м (толщина

монолитной обделки Д = 0,20 м );

Е = 27000МПа , V = 0,2 ; коэффициент Пуассона породы V) = 0,35; объемный вес породы -

3 *

У = 0,02 МН/м а = 1. Остальные исходные данП9£кварШруюибо1ьшие напряжения имеют место, как правило, на внутреннем контуре речного сечения обделки, выполнялось исследование зависимости нормальных тангенциальных напряжений ад, возникающих на внутреннем контуре, от основных влияющих факторов - угла

Рис. 1. Расчетная схема

Р наклона склона, расстояния от оси тоннеля до склона Н , отношения модулей

ции породы и материала делки Е0 / Е, относительной толщины монолитной бетонной обделки Д

отношения

0

чальных напряжений в рушенном массиве пород Я, ширины I участка действия распределенной нагрузки, делирующей вес здания или сооружения, абсциссы Ь тра участка действия нагрузки на поверхности.

Исследование проводилось на основе многовариантных расчетов с использованием разработанных программ для ПЭВМ отдельно для каждого вида нагружения.

С целью исследования влияния расстояния от оси тоннеля до плоскости склона Н на напряженное состояние бетонной обделки, при действии собственного веса пород, производились расчеты при значениях отношения Е0/Е1 =0,05, 0,25,

0.8; Д = 0,2 м ; Я = 0,54 .

Зависимости максимальных нормальных тангенциальных напряжений ад, МПа, возникающих на внутреннем контуре поперечного сечения бетонной обделки, от Н показаны на рис. 2 сплошными, пунктирными и штрихпунктирными линиями. Номера кривых 1, 2, 3 соответствуют значениям отношения Е0/Е1 = 0,05, 0,25, 0,8. Как следует из рис. 2. с увеличением расстояния от оси тоннеля до склона Н сжимающие (отрицательные) нормальные тангенциальные напряжения возрастают практически по линейному закону,

Рис. 2. Зависимости напряжений а дех{г обделки от рас- Рис .3. Зависимости напряжений адех{г/а , МПа от отно-стояния Н : 1- при Е0/Е1 =0.05, 2- при Е0/Е1 =0.25, 3- шения модуёей деформации пород и материала обдеёки

при Ец/Еі =0.6

Ео/Е\ : 1 - при Н = 5 м, 2 - при Н = 3 0 м.

т , * Р 0,ехша

2

1,5

1

0,5

0

-0,5

-1

-1,5

-2

' 1

* 2

. __ -- -- •- ■‘3

Г" — 0 . -- -.4 5.^ 3 6 2 0

1

, град

р 0,ехіг/Ра

5

2 3

-- /

- -

в-1

5 _ У 3 - 3 - 2 - 1

" ■ ...

2

— — _ . — — *

1

N /

Ь, м

Рис. 4. Зависимости напряжений ад ехг в обделке тоннеля Рис. 5. Зависимости напряжений ад ех& в обделке тоннеля мелкого заложения от угла наклона склона: 1 - при Е0/ Е1 = меёк°г° заложения при действии нагрузки I = I0 м °т рас-

0.05, 2 - при Ец/ Еі = 0.25, 3 - при Ец/ Еі = 0.

положения абсциссы Ь центра нагрузки: 1 - при

Е0/ Е1 =0.05, 2- при Е0/ Е1 =0.25, 3- при Е0/ Е1 =0.8

например, с увеличением расстояния Н от 3,1м до 33 м при Е0/Е1 = 0,05 (кривая 1) напряжения увеличиваются в 10 раз, Е0/Е1 = 0,25 (кривая 2), Е0/ Е1 = 0,8 (кривая 3) - в 11 раз. Растягивающие (положительные) напряжения уменьшаются, при этом растягивающие напряжения отмечаются только при относительно малых расстояниях до 10 м. Так же стоит отметить то, что в более слабых породах (кривая 1) как растягивающие, так и сжимающие напряжения больше, чем в более крепких породах (кривая 3).

Для изучения влияния отношения модулей деформации породы и материала обделки Е0 / Е1 на напряженное состояние обделки, при действии соб-

ственного веса пород, расчеты производились при расстояниях от оси тоннеля до склона Н = 5 м, 30 м (остальные данные те же).

На рис. 3 показаны зависимости, иллюстрирующие влияние отношения Е0 / Е1 на экстремальные

нормальные тангенциальные напряжения а'^ех{г,

МПа. Кривые 1, 2 соответствуют расстояниям Н = 5 м, 30 м от оси тоннеля до склона.

Как следует из рис. 3, максимальные сжимающие и растягивающие напряжения уменьшаются по абсолютной величине с ростом отношения Е0/ Е1 . Так при изменении Е^ Е1 от 0,05 до 0,8 в случае мелкого заложения тоннеля (Н = 5м ) максимальные сжимающие напряжения уменьшаются в 6,4

Р 0 , ехГг/Ра

-15

2 1 .

3 ч

\ . .

-■

1 0 2 0 0 4 0 5 0 6 0 7 0

\

3 —

- "

ч ” - ""

ч 2

к—

\

Р 0, ех1г/Ра

5 -

в, град

-10

-15

о ■V 3

•V*,

1 V 31 6 2 4 3 2 О

ч

V —' ■

V

Ч / 2

С

— _ .

, 1

/

1 , м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Зависимости напряжений а™хг при абсциссе Ь = Рис.7. Зависимости напряжений а1@ ех1т при абсциссе цен-

0 от ширины участка I, м : 1 - при Е0/ Е1 =0.05, 2 при Тра нагрузки Ь =0 от угла Р: 1 - при Е0/Е1 =0.05, 2 - при

Е0/Е1 =0.25, 3 - при Е0/ Е1 =0.8 Е0/ Е1 =0.25, 3 - при Е>/ Е1 =0.8

раза, а максимальные растягивающие - в 5,8 раз; при большой глубине заложения (Н = 30м ) сжимающие напряжения уменьшаются в 7 раз, а растягивающие отсутствуют.

На рис. 4. представлены зависимости экстремальных нормальных тангенциальных напряжений

а'воск в обделке от угла Р наклона плоскости склона( Я = 0,54) при Н = 5 м. Кривые 1, 2, 3 соответствуют Е0/Е1 = 0,05, 0,25, 0,8.

Из рис. 4. следует, что при реальных диапазонах изменения угла наклона склона (до 45°) возникающие напряжения возрастают с увеличением Р при всех рассматриваемых значениях отношения Е0/Е1 , причем это возрастания более значительно при расположении тоннеля в более слабых породах. Так, например, при Е0/ Е1 = 0,05 растягивающие напряжения увеличиваются в 18,8 раза, а сжимающие увеличиваются в 2 раза, при Е0/Е1 = 0,25 растягивающие напряжения увеличиваются в 18 раза, сжимающие - в 2 раза, при Е0/ Е1 = 0,8 растягивающие напряжения увеличиваются в 11 раза, сжимающие - в 2 раза.

Ниже приводятся результаты расчетов, выполненных с целью выявления зависимостей экстремальных нормальных тангенциальных напряжений

а™ ех1г, возникающих на внутреннем контуре поперечного сечения обделки тоннеля, сооружаемого вблизи склона под уже существующим зданием или сооружением.

С целью исследования влияния абсциссы Ь центра участка действия распределенной нагрузки длиной I = 10 м на напряженное состояние обделки (относительной толщиной = 0,067)

/к0

производились расчеты при тех же исходных данных (рис. 5).

Как следует из рис. 5.,изменение положения центра нагрузки существенно влияет на напряженное состояние обделки мелкого заложения. Наибольшие сжимающие напряжения возникают при Ь = 1...2 м . Наименьшие растягивающие напряжения возникают при Ь = 1м .

Для изучения влияния ширины участка I действия распределенной нагрузки на напряженное состояние конструкции мелкого заложения производились расчеты при действии симметричной нагрузки Ь = 0 - рис. 6.

Как следует из рис. 6., исследуемые зависимости максимальных растягивающих напряжений имеют экстремальный характер. Наибольшие растягивающие напряжения возникают в обделке при I = 4м . С дальнейшим увеличением ширины участка I действия нагрузки на поверхности растягивающие напряжения уменьшаются до нуля. Сжимающие напряжения резко возрастают, по абсолютной величине, при изменении ширины участка нагружения от 2 м до 16 м.

На рис. 7. представлены зависимости экстремальных нормальных тангенциальных напряжений

а'в ехлг в обделке тоннеля мелкого заложения Н = 5 , м от угла Р наклона склона при действии симметричной нагрузки шириной I = 10 м.

Из рис. 7. следует, что при реальных диапазонах изменения угла наклона склона (до 45°) максимальные нормальные тангенциальные растягивающие напряжения уменьшаются, а при дальнейшем увеличении Р до возможного угла Р = 75° растягивающие напряжения резко возрастают. Сжимающие напряжения, по мере увеличения угла Р плавно уменьшаются.

0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Fotieva N.N, Bulychev N/.S, Sammal A.S. Design of shallow tunnel linings. Proceedings of the ISRM International Symposium Eurock'96. Rotterdam/ Balkema/ 1996.-p.677-680

2. N.Fotieva, S.Anziferov, N. Korneeva Desining tunnel linings located near slopes // GEOTECHNICS 99 «The base of the modern technologies of construc-

tions». Ostrava / Czech republic/ 21-22 September, 1999, pp88-90

3. Корнеева Н.Н. Напряженное состояние кольца, подкрепляющего отверстие в весомой полуплоскости с наклонной границей//Современные проблемы математики, механики, информатики : Тез.док. 1517 февраля 2000г. - Тула, 2000. -с.82-83

4. Корнеева Н.Н. Расчет обделок тоннелей, сооружаемых вблизи склонов, на действие веса зданий и сооружений на поверхности// Проблемы освоения подземного пространства. Труды Международной конференции., Тула. 5-7 апреля 2000г., с.98-102

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Корнеева Н.Н. - кандидат технических наук, Тульский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.