Научная статья на тему 'Исследование зарубежного опыта развития корпоративных систем обучения'

Исследование зарубежного опыта развития корпоративных систем обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование зарубежного опыта развития корпоративных систем обучения»

рТжТть их связи. Эмпирический уровень исследования хТрТктеризуется следующей логической цепочкой: фТкты - явления - процессы - свойствТобъек -тов - закономерности (рис. (Т)). Теоретический уровень хТрТктеризуется другой логической цепочкой: зТконы (зТкономерности) - концепции - принципы - подходы - методы - процедуры (рис. (Б)).

И эмпирический, и теоретический уровни исследовТния, предстТвляемые в учебной дисциплине, должны включТть обе стороны исследовТния: ТнТлиз и синтез. При этом предложенные логические цепочки могут хТрТктеризовТть и процесс ТнТлизТ, и процесс синтезТ. ТТк, в ходе теоретического ТнТлизТ конкретной системы в соответствии с логической последовТтельностью (Б) могут быть сформировТны требовТния к совершенствовТнию дТнной системы, Т зТтем по той же схеме осуществляется ее проектиро-вТние (синтез) в соответствии с зТдТнными требовТ-ниями. Для эмпирического уровня должно быть по-кТзТно, кТк от отдельных фТктов и явлений происходит переход к устойчивым эмпирическим хТрТкте-ристикТм: свойствТм и зТкономерностям объектов и явлений (синтез - рис. (Т)). Возможно и обрТтное движение, если мы рТссмТтривТем проявления некоторой эмпирической зТкономерности в фТктТх и явлениях реТльной действительности.

ПредложеннТя системно-логическТя схемТ позволяет: во-первых, проТнТлизировТть нТ полноту и ТдеквТтность структуру учебных дисциплин; во-вторых, уточнить структуру предметной облТсти кТк отдельных дисциплин, тТк и нТучных нТпрТвлений. В-третьих, с ее помощью обеспечи-вТется нТучный подход к формировТнию системы дидТктических единиц госудТрственных обрТзо-вТтельных стТндТртов по рТзличным дисципли-нТм и нТпрТвлениям. НТконец, построение учебных дисциплин в соответствии с предложенной схемой, кТк мы считТем, обеспечивТет целостность, непротиворечивость, логичность и полноту предстТвления предметного знТния.

1 1 1- ■ ЗАКОНОМЕРНОСТИ <=>| 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1 1 1 СВОЙСТВА 1 1 КОНЦЕПЦИИ

1 1 1 ПРОЦЕССЫ 1 1 ПРИНЦИПЫ

1 1 1 ЯВЛЕНИЯ 1 1 ПОДХОДЫ

1 1 1 , ФАКТЫ 1 м , МЕТОДЫ, МЕРЫ

(А) ПРОЦЕДУРЫ (Б)

Рисунок. СтруктурТ эмпирического (Т) и теоретического (Б) исследовТния

ИССЛЕДОВТНИЕ

ЗТ РУБЕЖНОГО ОПЫТТ РТЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ

Е.В. Муженко, С.В. БРтькинР

Тезисы подготовлены при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 08-06-00047Т).

В последнее время одним из сТмых популярных средств решения конкретных бизнес-зТ-дТч и оргТнизТционных проблем стТновится рТз-витие корпорТтивных систем обучения (КСО) в сТмых рТзличных формТх - от целевых тренингов до внедрения нТ предприятиях систем непрерывного повышения квТлификТции ведущих сотрудников. ПрТктически любую оргТнизТционную проблему или любой зТпрос бизнес-среды современные и прогрессивные компТнии и предприятия пытТются решить при помощи КСО. И это предстТвляется вполне опрТвдТнным, поскольку:

• во-первых, оргТнизТция КСО в любой форме, безусловно, экономит время сотрудников нТ получение необходимых им новых знТний;

• во-вторых, очевидным преимуществом в рТмкТх КСО является предостТвление сотрудни-кТм грТмотно отобрТнной и компТктно изложенной информТции или проверенных прТктикой способов деятельности, которые встроены в контекст общей идеологии рТзвития оргТнизТции и рТботТют нТ нее.

НТ сегодняшний день можно выделить три принципиТльно рТзных подходТ к построению КСО.

БольшТя чТсть компТний стремится создТ-вТть рТзвитую систему внутреннего обучения своих сотрудников с использовТнием профессионТ-лов из числТ ведущих специТлистов сТмой компТнии, для которых обучение стТновится основным видом деятельности. При этом все подрТзделения компТния условно (или реТльно) покупТют обрТ-зовТтельные услуги этих специТлистов. Другими словТми, в соответствии с первым подходом оргТ-низТции создТется специТлизировТнное подрТзде-

Т ТТППТ-

ТПТТ, ПТПТТТ ТТПТТТТ ' ТТТТТТТ ТТТПТПТТТТ '

ТТПТТТТТТТТ ТПТПТ ТТТ ТТТ

ТТТ ТТТТППТТТ ТГ ТТПТ ТТПТГТТ ТТПШТТТ-

ТТТПТТПТТ Т ТТПТТ ТТ1ТТГТ ТТТТТТПТТТ ТТТ ТТТТПТТтТПТТ тТтттТ. ТИТ ТТТТТТ тттПт-

«ТТТПТТТ ПТТТТП, ТТТТТТПТТ тт

resources based - ORB), ТТТ ORB-ТТТТТГТТ. ТТ-ТТТТТП ТТТТ ТТТ ТТТТТТ ТТТТТТ ТПТПТ ТТТТТТ ТТТТТТТТТТТТТ Т ТТТТТТТТ ТТТ1ТТТТ, Т ТТТТТ ТТТ-ТТП ТТТТТТТТТТТ Т ТТТТТ ТТТ ТТТТТТТТТТТ ТТТТ-

ТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТ ТТТТТТТТТТТ Т'

ТТТ,

ТТТТТТ ТТТТТТ ТТПТТПТТ ТТП ТТТТТТТТ-ТТТТТТТ ТТТТТТТТТТТ ТТТТТТТ ТТТТТТТТП

ТТ «ТПТПШТЛТ» ТТТТТТ. ТТП ТТ ТТТТТТТТТП, ТТТ ТТТТТТТ, ТТТТТТТТТТТП ТТТТТТТ ТТТТТТТТТТТ (ТТ ТТ ТТТТТ ТТТТТ ТТТТТТТТТТТ). ТТТТТТ ТТТТТТ ТТТТТТТТТ ТТТТТТТТП ТТ «ТТТТТТТ» ТТТТТТТ, ТТТТТТ ТГТТ ТТТТТТПТТТ 'ТТТТТ ТТТТТТТТТ ТТТТ ТТТТ ТТТТТТТТ Procter and Gamble, ТТТ ТТТ ТТТТТ Т ТТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТТТТ ORB-ТТТ-ТТТТ Т ТТТТТТТТТ ТТТТТТТТТП ТТТТТТТТ ТТТТТТТ

тт ттпттптпт тттттт тттттттт ттттттттттт (competence based training system). ттттттттт тт-тттпттт тттттттт тттптптщ ттт тттт'-

ттттт, тттптт ттптптт тттттттттттт ттттттттт-ттт тттптптт тттт тттттт, ттттттт ттт. т тт

ттттттттт тттттт т п тт) ттттпттттттт тттт

тттттттт ттттттт-тттттт

, т ттт, ттт т ттттттттттттт тттт-

тттттт

тттттттп. ттт тттт т ттттттттттт тттттттт ттттттттттттт ттттттттт тттттттттттт тттттттттт тттттттп ттттттттттттттт ттттттттттт. ттттттттттт тттттт' тт тт ттт '

т ттттт пттттп, ттттттт ттттт т тттттттттттт ттттттт тттттттттт тттттттттттт ттттттт т

ттт ттттттттттт.

ттттт ттттттт, тттттт ттттттттт ттттттт-тттп т ттт, ттттт тттттт тттттттттт ттттттттт-

тттттттт тттттт тттттттт ттттттттт, т тттттт тттттттттт - ттттттттттт ттттт ттттттт тптп

ттттттттт.

ТТ ТТТТТТТ ТТТТТППТТТТ ТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТ

ТТТТТ ТТ ТПТТПТПТПТ ТТПТТТТ'ТТТТ. Т ТТТТТТ ТТТТТТТТТП ТТТ ТТТТТТТТ ТТТТТТТТ ТТТТТТТТ:

1) ТТТТТТТП ' ТТТТТ ТТТТТ ТТТТТТТТТТТ, ТТТТТТТТП

ТТТТТ ТТТТТТ, Т ТТТТТТ ТТТТТТТТТТ ' ТТ ТПТТТТП'П Т ТТТТТТТТ ТТ ТТТТТТТТТТТ;

2) ТТТ ТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТ ТТТТТ ТТТТТ Т ТТТТТТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТТТТ ТТТТТТТТ ТТТТТ-ТТТПТТТТ ТТТТТТТ ТТТТТТ П ТТТ ТТТТ, ТТТТТТТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.