Научная статья на тему 'Исследование задачи нелинейной стабилизации программных значений угловых элементов орбиты космического аппарата'

Исследование задачи нелинейной стабилизации программных значений угловых элементов орбиты космического аппарата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование задачи нелинейной стабилизации программных значений угловых элементов орбиты космического аппарата»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1, На Ц. Вычислительные методы решения прикладных граничных задач : пер, е англ, М, : Мир, 1982, 296 е,

УДК 629

Е. А. Козлов, Ю. Н. Челноков

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДАЧИ НЕЛИНЕЙНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЗНАЧЕНИЙ УГЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОРБИТЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

В данной работе исследуется задача переориентации плоскости орбиты космического аппарата (КА) посредством реактивной тяги, ортогональной плоскости орбиты с использованием теории нелинейной стабилизации. Для решения задачи используется дифференциальное кватер-нионное уравнение ориентации орбиты в отклонениях. Работа является развитием [1].

Введем систему координат п, связанную с центром масс КА, таким образом, чтобы ось п была направлена вдоль радиуса-вектора центра масс КА, ось пз _ перпендикулярно плоскости орбиты КА, а п2 образовывала правую тройку с осями П1 и пз- Введем также систему координат которая в инерциальной системе координат X характеризует собой ориентацию орбиты КА и задается тремя угловыми оскулируюгцими элементами орбиты: долготой восходящего узла наклоном орб иты /, угловым расстоянием перицентра от узла Система координат £ связана с плоскостью и перицентром орбиты КА. Начало этой системы координат находится в центре О притяжения Земли, ось £1 направлена вдоль радиуса-вектора перицентра орбиты, ось £3 перпендикулярна плоскости орбиты и имеет направление постоянного по модулю вектора с момента скорости центра масс КА, а ось £2 - так, чтобы орты осей £1? £2 и £3 образовывали правую тройку.

Считается, что вектор ускорения и от тяги реактивного двигателя во все время управляемого движения КА направлен ортогонально плоскости орбиты КА. Тогда орбита К А в процессе управления движения центра масс К А не меняет своей формы и своих размеров, а поворачи-

и

фигура.

Требуется найти управление u, переводящее плоскость орбиты К А, движение центра масс которого описывается дифференциальными уравнениями

dA diftr c p

2 —— = A o íh, —-— = —, r =-, c = const,

dt dt r2 1 + e cos <ptr ^

A = Ло + Ai¿i + A2¿2 + Азгз, í = иГ (cos шгг ii + sin шгг ¿2),

c

из любого заданного начального состояния

t = to, A(to) = A0 в требуемое конечное состояние

t = t*, A(t*) = A*,

где Л - кватернион ориентации орбиты КА (кватернионный оскулнрую-гцпй (медленно изменяющийся) элемент орбиты КА); П - отображение вектора П абсолютной угловой скорости орбиты К А на базис ^>tr - истинная аномалия (угловая переменная, отсчитываемая в плоскости орбиты от ее перицентра и характеризующая положение КА на орбите); r - модуль радиуса-в ектора r центра масс К A; c - постоянная площадей (модуль вектора момента скорости v = dr/dt центра масс КА) e параметр и эксцентриситет орбиты КА; u - проекция вектора ускорения и на направление вектора момента скорости центра масс КА; Aj - компоненты кватерниона (параметры Эйлера), характеризующие ориентацию орбиты К А в инерциальной системе координат X; ij - векторные мнимые единицы Гамильтона; о - символ кватернионного умножения.

Для решения исследуемой задачи в рамках теории нелинейной стабилизации [2] нами используются дифференциальные уравнения возмущенного движения центра масс КА в параметрах Эйлера, получающиеся из (1):

dA^ ^ ^ r((fitr(t)) , , ч . / ч . ч

2 = АЛ о = u-АЛ о (cos tptr(t) ii + sin tptr(t) i2),

d^tr (t) c p (2)

—-— = , r =---, c = const.

dt r2 1 + e cos iftr (t)

Здесь АЛ = cos(-A^) + sin(-A^) ед - отклонение углового положения 22

орбиты К А от ее требуемого положенияЛ*, которое определяется ква-тернионной формой:

Л = Л* о АЛ,

ill

где Др и ед - эйлеров угол и единичный вектор эйлеровой оси возмущенного конечного поворота орбиты КА относительно ее невозмущенного углового положения, задаваемого кватернионом поворота А*.

Невозмущенному движению центра масс КА соответствует частное решение ДЛ = 1 кватернионного уравнения при управляющем воздействии u = 0. Этому частному решению отвечают нулевое значение эйлерова угла Др и любые значения проекций ед ¡(i = 1, 2,3) единичного ед

орбитой.

Задача переориентации орбиты с использованием теории нелинейной стабилизации формулируется следующим образом: требуется построить стабилизирующее управление и, при котором невозмущенное движение ДЛ(£) = 1 центра масс КА при управляющем воздействии u = 0 будет устойчивым.

Для построения стабилизирующего управления будем использовать функцию Ляпунова (второй метод теории устойчивости движения), применяя подход Бранца-Шмыглевского [3].

Рассмотрим положительно определенную функцию Ляпунова:

W = 1 - ДАо = 1 [(1 - ДЛ0) + ДА? + ДЛ2 + ДА§]. 2

Производная от этой функции с учетом (2) примет вид

r

W = u-ДЛ0(ДЛ1 cos р + ДЛ2 sin р). u

u = —кДЛ0(ДЛ? cosр + ДЛ2sinр), k> 0. (3)

Для выбранного управления u производная W примет вид W = —кДЛ2(ДЛ1 cos р + ДЛ2 sin р)2.

Эта функция является знакопостоянной отрицательной, и процесс переориентации орбиты будет устойчив не асимптотически в соответствии с теоремой устойчивости Ляпунова.

u

димость процесса коррекции к положению равновесия во всей области изменения ДЛ, кроме точки ДЛ0 = 0, когда угол эйлеровою поворота равняется п радиан или 180°.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1, Челноков Ю. Н. Переориентация орбиты космического аппарата посредством реактивной тяги, ортогональной плоскости орбиты // Прикладная математика и механика, 2012, Т. 76, вып. 6, С, 895-912,

2, Челноков Ю. Н. Кватернионные модели и методы динамики, навигации и управления движением, М, : Физматлит, 2011, 560 с,

3, Бранец В. Н., Шмыглевский И. П. Применение кватернионов в задачах ориентации твердого тела, М, : Наука, 1973, 320 с.

УДК 629

К. Ю. Коннов, И. А. Панкратов

НАИСКОРЕЙШИЕ МАНЁВРЫ САМОЛЁТА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Движение центра масс летательного аппарата (самолёта) в горизонтальной плоскости с постоянной по величине скоростью описывается системой дифференциальных уравнений [1]:

йх тг _ йу тг . , йВ о

_ = ^ С08 в,л = у 81П в,- = V tg 7. (1)

где г - время, в - угол между осью Ох и направлением вектора скорости У, о - ускорение свободного падения, 7 - угол крена летательного аппарата.

Угол крена летательного аппарата является управляющим параметром, изменяя его можно изменять направление вектора скорости и пере-

х

у, § являются фазовыми координатами управляемой системы.

В начальный момент времени положение центра масс летательного аппарата и направление вектора скорости определяются соотношениями

г = 0, х = Хо, у = уо, в = во. (2)

В конечный момент времени центр масс летательного аппарата дол-

Оху

сти направлен вдоль этой прямой):

г = г*: у = у к + Х tg вк, в = вк. (3)

Требуется определить оптимальное управление 7 = 7(г), которое переводит управляемую систему (1) из начального состояния (2) на многообразие (3) за минимальное время.

ИЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.