БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1, На Ц. Вычислительные методы решения прикладных граничных задач : пер, е англ, М, : Мир, 1982, 296 е,
УДК 629
Е. А. Козлов, Ю. Н. Челноков
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДАЧИ НЕЛИНЕЙНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЗНАЧЕНИЙ УГЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОРБИТЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
В данной работе исследуется задача переориентации плоскости орбиты космического аппарата (КА) посредством реактивной тяги, ортогональной плоскости орбиты с использованием теории нелинейной стабилизации. Для решения задачи используется дифференциальное кватер-нионное уравнение ориентации орбиты в отклонениях. Работа является развитием [1].
Введем систему координат п, связанную с центром масс КА, таким образом, чтобы ось п была направлена вдоль радиуса-вектора центра масс КА, ось пз _ перпендикулярно плоскости орбиты КА, а п2 образовывала правую тройку с осями П1 и пз- Введем также систему координат которая в инерциальной системе координат X характеризует собой ориентацию орбиты КА и задается тремя угловыми оскулируюгцими элементами орбиты: долготой восходящего узла наклоном орб иты /, угловым расстоянием перицентра от узла Система координат £ связана с плоскостью и перицентром орбиты КА. Начало этой системы координат находится в центре О притяжения Земли, ось £1 направлена вдоль радиуса-вектора перицентра орбиты, ось £3 перпендикулярна плоскости орбиты и имеет направление постоянного по модулю вектора с момента скорости центра масс КА, а ось £2 - так, чтобы орты осей £1? £2 и £3 образовывали правую тройку.
Считается, что вектор ускорения и от тяги реактивного двигателя во все время управляемого движения КА направлен ортогонально плоскости орбиты КА. Тогда орбита К А в процессе управления движения центра масс К А не меняет своей формы и своих размеров, а поворачи-
и
фигура.
Требуется найти управление u, переводящее плоскость орбиты К А, движение центра масс которого описывается дифференциальными уравнениями
dA diftr c p
2 —— = A o íh, —-— = —, r =-, c = const,
dt dt r2 1 + e cos <ptr ^
A = Ло + Ai¿i + A2¿2 + Азгз, í = иГ (cos шгг ii + sin шгг ¿2),
c
из любого заданного начального состояния
t = to, A(to) = A0 в требуемое конечное состояние
t = t*, A(t*) = A*,
где Л - кватернион ориентации орбиты КА (кватернионный оскулнрую-гцпй (медленно изменяющийся) элемент орбиты КА); П - отображение вектора П абсолютной угловой скорости орбиты К А на базис ^>tr - истинная аномалия (угловая переменная, отсчитываемая в плоскости орбиты от ее перицентра и характеризующая положение КА на орбите); r - модуль радиуса-в ектора r центра масс К A; c - постоянная площадей (модуль вектора момента скорости v = dr/dt центра масс КА) e параметр и эксцентриситет орбиты КА; u - проекция вектора ускорения и на направление вектора момента скорости центра масс КА; Aj - компоненты кватерниона (параметры Эйлера), характеризующие ориентацию орбиты К А в инерциальной системе координат X; ij - векторные мнимые единицы Гамильтона; о - символ кватернионного умножения.
Для решения исследуемой задачи в рамках теории нелинейной стабилизации [2] нами используются дифференциальные уравнения возмущенного движения центра масс КА в параметрах Эйлера, получающиеся из (1):
dA^ ^ ^ r((fitr(t)) , , ч . / ч . ч
2 = АЛ о = u-АЛ о (cos tptr(t) ii + sin tptr(t) i2),
d^tr (t) c p (2)
—-— = , r =---, c = const.
dt r2 1 + e cos iftr (t)
Здесь АЛ = cos(-A^) + sin(-A^) ед - отклонение углового положения 22
орбиты К А от ее требуемого положенияЛ*, которое определяется ква-тернионной формой:
Л = Л* о АЛ,
ill
где Др и ед - эйлеров угол и единичный вектор эйлеровой оси возмущенного конечного поворота орбиты КА относительно ее невозмущенного углового положения, задаваемого кватернионом поворота А*.
Невозмущенному движению центра масс КА соответствует частное решение ДЛ = 1 кватернионного уравнения при управляющем воздействии u = 0. Этому частному решению отвечают нулевое значение эйлерова угла Др и любые значения проекций ед ¡(i = 1, 2,3) единичного ед
орбитой.
Задача переориентации орбиты с использованием теории нелинейной стабилизации формулируется следующим образом: требуется построить стабилизирующее управление и, при котором невозмущенное движение ДЛ(£) = 1 центра масс КА при управляющем воздействии u = 0 будет устойчивым.
Для построения стабилизирующего управления будем использовать функцию Ляпунова (второй метод теории устойчивости движения), применяя подход Бранца-Шмыглевского [3].
Рассмотрим положительно определенную функцию Ляпунова:
W = 1 - ДАо = 1 [(1 - ДЛ0) + ДА? + ДЛ2 + ДА§]. 2
Производная от этой функции с учетом (2) примет вид
r
W = u-ДЛ0(ДЛ1 cos р + ДЛ2 sin р). u
u = —кДЛ0(ДЛ? cosр + ДЛ2sinр), k> 0. (3)
Для выбранного управления u производная W примет вид W = —кДЛ2(ДЛ1 cos р + ДЛ2 sin р)2.
Эта функция является знакопостоянной отрицательной, и процесс переориентации орбиты будет устойчив не асимптотически в соответствии с теоремой устойчивости Ляпунова.
u
димость процесса коррекции к положению равновесия во всей области изменения ДЛ, кроме точки ДЛ0 = 0, когда угол эйлеровою поворота равняется п радиан или 180°.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1, Челноков Ю. Н. Переориентация орбиты космического аппарата посредством реактивной тяги, ортогональной плоскости орбиты // Прикладная математика и механика, 2012, Т. 76, вып. 6, С, 895-912,
2, Челноков Ю. Н. Кватернионные модели и методы динамики, навигации и управления движением, М, : Физматлит, 2011, 560 с,
3, Бранец В. Н., Шмыглевский И. П. Применение кватернионов в задачах ориентации твердого тела, М, : Наука, 1973, 320 с.
УДК 629
К. Ю. Коннов, И. А. Панкратов
НАИСКОРЕЙШИЕ МАНЁВРЫ САМОЛЁТА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
Движение центра масс летательного аппарата (самолёта) в горизонтальной плоскости с постоянной по величине скоростью описывается системой дифференциальных уравнений [1]:
йх тг _ йу тг . , йВ о
_ = ^ С08 в,л = у 81П в,- = V tg 7. (1)
где г - время, в - угол между осью Ох и направлением вектора скорости У, о - ускорение свободного падения, 7 - угол крена летательного аппарата.
Угол крена летательного аппарата является управляющим параметром, изменяя его можно изменять направление вектора скорости и пере-
х
у, § являются фазовыми координатами управляемой системы.
В начальный момент времени положение центра масс летательного аппарата и направление вектора скорости определяются соотношениями
г = 0, х = Хо, у = уо, в = во. (2)
В конечный момент времени центр масс летательного аппарата дол-
Оху
сти направлен вдоль этой прямой):
г = г*: у = у к + Х tg вк, в = вк. (3)
Требуется определить оптимальное управление 7 = 7(г), которое переводит управляемую систему (1) из начального состояния (2) на многообразие (3) за минимальное время.
ИЗ