Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / КОПИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слинькова Т.В., Журов А.А.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи застенчивости и стратегий совладания с трудными ситуациями у школьников раннего юношеского возраста. Показаны различия в значимости определенных копинг-стратегий в группах застенчивых юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Слинькова Т.В., к.псих.н.

доцент

кафедра психологии образования

Журов А.А. студент

Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Уссурийск ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи застенчивости и стратегий совладания с трудными ситуациями у школьников раннего юношеского возраста. Показаны различия в значимости определенных копинг-стратегий в группах застенчивых юношей и девушек.

Ключевые слова: застенчивость, копинг, копинг-стратегии, совладающее поведение, ранний юношеский возраст.

В современном российском обществе, отличающемся высоким ритмом жизни, обилием разнообразной информации, необходимостью

устанавливать взаимодействие с большим количеством людей все чаще акцентируется внимание на необходимость формирования у подрастающего поколения коммуникативных умений, способности действовать самостоятельно, активно, целеустремленно. Однако, такая личностная особенность как застенчивость, может затруднять адаптацию юношей и девушек в современном обществе, требующем быть мобильными, коммуникативно успешными, социально смелыми. Наличие застенчивости и связанные с ней трудности общения являются объективным препятствием для установления полноценных личностных контактов, снижают успешность общения, что, в свою очередь, затрудняет деятельность и жизнедеятельность человека в целом.

В.Н.Куницына [9] отмечает, что именно застенчивость является наиболее частой трудностью общения в юношеском возрасте, проявляющейся в неудовлетворительной саморегуляции, недостатке легкости, спонтанности и раскованности, нарушении эмоциональных, волевых, мыслительных процессов.

Несмотря на значимость проблемы застенчивости, ее изучение в отечественной науке носит фрагментарный характер. Можно выделить отдельные работы И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной. В зарубежной психологии проблему застенчивости достаточно подробно изучил Ф. Зембардо.

В.Н.Куницина рассматривает застенчивость, как «свойство личности, которое возникает у человека постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения» [9, с. 352]. Автор отмечает, что застенчивость часто актуализируется в период

активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола, что характерно в раннем юношеском возрасте.

Возникнув в юношеском возрасте, как вариант кратковременных затруднений в общении (возрастная застенчивость), застенчивость может приобрести форму постоянной личностной черты, которая может сохраниться на протяжении всей жизни, нарушая эффективность коммуникаций и затрудняя доверительное общение. Таким образом, минимизация этой черты личности становится одной из важных задач, решение которой способствует повышению социальной успешности молодого человека, как в данный момент времени, так и в будущем.

Успешность преодоления застенчивости, в том числе и в юношеском возрасте, в значительной мере обеспечивается сформированностью у человека эффективных стратегий совладающего поведения с трудными ситуациями, гибкого их использования адекватно требованиям условий различных жизненных ситуаций.

Совладающие формы поведения, направленные на преодоление трудной (кризисной) жизненной ситуации получили название копинг-стратегий. Под копингом Р. Лазарус и С. Фолкман понимают постоянные когнитивные и поведенческие усилия, предпринимаемые индивидом для управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его определенному испытанию или превышающие его наличествующие ресурсы. Иными словами, совладание рассматривается ими как преодоление человеком некоторой угрозы его психологическому благополучию. В отечественной психологии «копинг», или «совладающее поведение», часто понимают как «индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией» [1, с. 4].

Т.Л. Крюкова определяет совладающее поведение как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [7, с.6]. В данном определении, автор подчеркивает сознательность копинг-поведения и его направленность на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если же субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для продуктивности, здоровья и благополучия человека.

Изучение стратегий совладания, которые применяют застенчивые юноши и девушки, способов, с помощью которых они пытаются преодолеть негативные последствия трудных ситуаций, связанных с общением, является основой для разработки технологий психологической поддержки юношества.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность определили цель проведенного исследования: изучить

связь между застенчивостью и выраженностью стратегий совладания в раннем юношеском возрасте.

Гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между застенчивостью и стратегиями совладания в раннем юношеском возрасте.

Сбор эмпирических данных проводился при помощи опросника по изучению застенчивости Н. Н. Обозова [10], методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, адаптированной в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева [3] и копинг-теста Р. Лазаруса, в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк [6].

Для обработки результатов эмпирического исследования использовался U- критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs). Математическая обработка проводилась с использованием программы статистической обработки SPSS 17.

Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 10-11 классов МБОУ СОШ № 6 г. Уссурийска Приморского края в количестве 90 человек (32 юноши и 58 девушек) в возрасте 15-17 лет.

В отечественных исследованиях было доказано, что существуют гендерные различия в проявлении стратегий совладания [5, 7, 11]. поэтому, прежде чем перейти к изучению связи застенчивости и копинг-стратегий, мы сравнили степень развития изучаемых параметров в группах юношей и девушек. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Среднеарифметические показатели выраженности застенчивости и стратегий совладания у девушек и юношей_

Сравниваемые параметры Застенчивость по методике Н.Н.Обозова Копинг-стратегии

Методика Д. Амирхана Методика Р. Лазаруса

Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Позитивная переоценка

Юноши 30,0 22,2 19,9 20,3 9,8 10,0 11,7 9,4 7,4 13,5 10,3 11,8

Девушк и 31,7 24,9 21,4 20,0 8,5 9,3 11,3 9,5 7,5 11,6 11,3 12,0

U-кр 452 297* 383 422 325 * 417 435 436 444 345 359 458

Р 0,90 9 0,01 9 0,27 0 0,58 6 0,05 0,53 7 0,71 4 0,72 5 0,81 8 0,10 0 0,14 5 0,97 1

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05.

Из таблицы 1 видно, что различий в степени застенчивости юношей и девушек не наблюдается, что подтвержает данные В.Н. Кунициной об отсутствии половых различий в степени застенчивости.

Анализируя полученные результаты, можно также увидеть, что достоверные различия между девушками и юношами существуют лишь в предпочтении стратегий «разрешение проблемы» и «конфронтация». Таким образом, удалось установить, что, в отличие от юношей, девушки чаще прибегают к стратегии разрешения проблем, которая предполагает использование всех имеющихся личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Также удалось установить, что для юношей характерно более частое обращение к стратегии конфронтации, то есть они пытаются решать проблему за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, агрессии и пр. Это согласуется с выводами, полученными в исследованиях Т. Л. Крюковой [7], которая отмечает большую потребность юношей в физической или вербальной агрессии с целью разрядки эмоционального напряжения.

Выявленные различия показали неоднородность выборки, поэтому дальнейшее исследование мы проводили с учетом половой принадлежности испытуемых. Результаты исследования связи застенчивости и стратегий совладания в группах юношей и девушек приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Связь застенчивости и стратегий совладания в группах юношей и девушек__

Стратегии совладания Показатели связи с застенчивостью

в группе юношей в группе девушек

Методики Шкалы Р ГБ Р

Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана Разрешение проблем -,170 ,437 -,256 ,111

Поиск социальной поддержки ,236 ,278 -,079 ,627

Избегание проблем ,453* ,030 ,292 ,067

Копинг-тест Р. Лазаруса Конфронтация ,369 ,083 ,081 ,619

Дистанцирование ,104 ,636 ,204 ,206

Самоконтроль -,061 ,782 ,349* ,027

Поиск социальной поддержки ,477* ,021 -,031 ,850

Принятие ответственности -,260 ,230 ,435** ,005

Бегство-избегание ,164 ,455 ,294 ,066

Планирование решения проблемы -,291 ,178 -,215 ,183

Позитивная переоценка -,006 ,979 ,048 ,769

Примечание: * - уровень значимости - р<0,05; ** - уровень значимости - р<0,01.

По данным таблицы 2 видно, что уровень застенчивости у юношей связан с такими стратегиями совладания, как «избегание проблемы» и «поиск социальной поддержки». Таким образом, для застенчивых юношей характерно в трудных ситуациях уклоняться от решения возникшей

проблемы, путем полного отрицания либо игнорирования ее наличия, уклоняясь от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, проявляя при этом пассивность, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т. п. Также, для застенчивых юношей вероятно обращение за советами и рекомендациями к друзьям, родителям и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями, с целью получения эмоциональной поддержки, стремлении быть выслушанным, разделить свои переживания с понимающим и сочувствующим человеком.

В группе девушек застенчивость связана с такими стратегиями совладания как «самоконтроль» и «принятие ответственности», то есть чем более застенчива испытуемая, тем вероятнее у нее будут выражены тенденции к сдерживанию личных побуждений и подавлению потребностей, стремление скрывать личные переживания от окружающих, чрезмерная требовательность к себе. Также, для застенчивых девушек характерно в трудных ситуациях признавать свою роль в возникновении проблемы, искать истоки имеющихся трудностей в личных недостатках и ошибках, что может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой, что повышает риск развития депрессивных состояний.

Таким образом, проведенное исследование взаимосвязи застенчивости и стратегий совладания в трудных ситуациях позволяет сделать следующие выводы:

- первоначальная гипотеза о том, что существует связь между застенчивостью и стратегиями совладания, подтвердилась, причем характер данной связи определяется половыми различиями;

- застенчивые юноши, используют при совладании с трудными ситуациями, как эффективные (поиск социальной поддержки) так и неэффективные (избегание проблем) стратегии совладания. При этом избегание проблем, стремление уклониться от их решения может препятствовать преодолению негативных последствий трудных ситуаций, затрудняет возможность справиться с проблемами, в том числе и коммуникативными. Полученные данные об использования застенчивыми юношами стратегии поиска социальной поддержки, могут показаться алогичными, ведь застенчивость как раз мешает установлению полноценных личностных контактов, затрудняет процесс общения. Однако, данное явление может быть связано с наличием у юношей именно возрастной застенчивости, которая в большей степени проявляется в наличии трудностей общения с определенными категориями людей, а именно со сверстниками противоположного пола и чужими взрослыми [4]. Вероятно, застенчивые юноши в трудных ситуациях, ищут эмоциональную поддержку и обращаются за советами, к тем категориям людей, с которыми они чувствуют себя уверенно - к сверстникам своего пола, родителям и другим знакомым значимым взрослым. Использование данной стратегии, на наш

взгляд является позитивным фактом, который может способствовать преодолению юношами возможных затруднений и успешному научению справляться с временными трудностями.

- застенчивые девушки, чаще используют на первый взгляд эффективные стратегии преодоления трудностей - самоконтроль и принятие ответственности, однако, при детальном рассмотрении можно заметить, что данные стратегии могут поддерживать и усугублять признаки застенчивости, так как их использование сопровождается подавлением потребностей, стремлением скрывать личные переживания от окружающих, неоправданной самокритикой, переживанием чувства вины и хронической неудовлетворенностью собой, что повышает риск развития депрессивных состояний и может способствовать перерастанию застенчивости в устойчивое свойство личности.

В заключение хочется отметить, что задачей педагогов и психологов, в работе с застенчивыми школьниками раннего юношеского возраста является необходимость обучения застенчивых юношей и, особенно, девушек активным позитивным стратегиям совладания с трудностями, работа на повышение их самооценки и уверенности в себе.

Использованные источники:

1. Анцыферова, JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - № 1.-С. 3 -18.

2. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо.- Пер. с англ. - М.: педагогика, 1991. - 208 с.

3. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

5. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции / Е.Р. Исаева // Вестник ТГПУ. - Раздел «Психология».- Вып. № 11 (89) 009. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - С. 144147.

6. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. -2007. - № 3. - С. 93-112.

7. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 2. - С. 5-15.

8. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг -шкалы / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2007. - 60 с.

9. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

10.Обозов, Н. Н. Психология менеджмента / Н. Н. Обозов. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 153 с.

11.Точилина, Т.В. Гендерные особенности совладающего поведения у младших подростков / Т.В. Точилина // Психология совладающего поведения: материалы междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. Е.А.Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома: КгУ им. Н.А. Некрасова, 2007. -С.156-158.

Суворова Л. Г., к фил. н.

доцент кафедра философии Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень

МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ: ОБЪЕКТИВНАЯ КУЛЬТУРА И

АКТЕРСКАЯ ИГРА

В статье рассматривается концепция объективной культуры Г. Зиммеля через дихотомию «мужское» - «женское». Значительное внимание уделяется специфике женской деятельности и актерской игры, выявляются их общие тенденции. Актерское мастерство предстает в виде единства личности и ее действия, единства объективного и субъективного.

The article discusses the concept of G Simmel's, objective culture. through the dichotomy «male» - «female». The considerable attention is paid to the specifics of women's activity and acting, their common trends are revealed. Acting appears as the unity of personality and its operation, the unity of objective and subjective.

Ключевые слова: объективная культура, мужское, женское, актерское искусство.

Keywords: objective culture, male, female, performing arts.

Затянувшийся антропологический кризис, выявляющий все новые и новые внешние и внутренние проблемы, в первую очередь актуализирует проблему мужского и женского не столько в сфере экономики, права и политики, сколько в сфере культуры. Эта тема нашла свое яркое выражение в целом ряде работ немецкого философа и социолога Г. Зиммеля.

Когда Г. Зиммель говорит об объективной культуре, он подчеркивает ее заданность мужчиной, ее мускульный характер, утверждая, что культура человечества не беспола, она за небольшим исключением сугубо мужская культура. Наше предположение о существовании «человеческой» культуры, культуры бесполой есть результат отождествления понятий «человек» и «мужчина», которые во многих языках означаются одним словом, а субъективная культура - это выражение объективной культуры в «восприятии субъектов не как ее цель и смысл, а как в сущности иррелевантное частное дело этих субъектов» 1. Овеществление и специализация культуры составляют ее существенные черты.

Мужчина способен дифференцировать специализированную

1 Зиммель Г., Избранное. Том 2. Созерцание жизни - М.: Юрист, 1996. - С.237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.