Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций человека и выбора супруга'

Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций человека и выбора супруга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫБОР СУПРУГА / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова М.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи ценностных ориентаций молодых людей и выбора супруга. Полученные данные свидетельствуют о том, что у пар, обнаруживших существенные различия в оценке важности ценностных ориентаций, несогласованность отмечается во многих сферах жизни, чаще всего интимно-сексуальной и хозяйственно-бытовой. Все это свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях, достаточно высокой степени конфликтности супругов и приводит к снижению удовлетворенности браком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций человека и выбора супруга»

Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций человека и выбора супруга Study of the relationship between the value orientations of a person and the choice of a spouse

Емельянова М.

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград e-mail: maria.bezbozhnova@yandex.ru

Yemelyanova M.

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: maria.bezbozhnova@yandex.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи ценностных ориентаций молодых людей и выбора супруга. Полученные данные свидетельствуют о том, что у пар, обнаруживших существенные различия в оценке важности ценностных ориентаций, несогласованность отмечается во многих сферах жизни, чаще всего интимно-сексуальной и хозяйственно-бытовой. Все это свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях, достаточно высокой степени конфликтности супругов и приводит к снижению удовлетворенности браком.

Annotation.

The article is devoted to the study of the relationship of value orientations of young people and the choice of a spouse. The findings suggest that couples who found significant differences in the assessment of the importance of value orientations, inconsistency is noted in many areas of life, most often intimate-sexual and economic-household. All this testifies to problems in the relationship, a rather high degree of conflict between spouses and leads to a decrease in satisfaction with marriage.

Ключевые слова: ценностные ориентации, выбор супруга, степень удовлетворенности браком.

Key words: value orientation, choice of spouse, degree of satisfaction with marriage.

Одной из наиболее важных проблем современной психологии семьи является вопрос, как обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Так, например, количество разводов с середины прошлого столетия увеличилось в 13 раз и в 2012 году составило 640 тысяч (или 4,5 на тысячу населения). Некоторое время назад ООН признал Россию первой среди стран с самым высоким показателем уровня разводов [3].

Также, по утверждению Росстата, многие семейные люди указывают на низкую степень удовлетворенности своими отношениями, однако мужчины, в среднем, удовлетворены своим браком в несколько большей степени, чем женщины. Данный факт ставит еще одну существенную проблему современного института семьи - степень удовлетворенности браком [2].

В настоящее время существует множество подходов к пониманию семьи, моделей семейных отношений, закономерностей функционирования семьи как системы в самых различных областях психологической теории: психоанализе, интеракционизме, бихевиоризме, психосинтезе, социальной психологии и других. Наиболее интересными из них представляются точки зрения таких авторов, как Э. Берн, Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Адлер, И.С. Кон, М.С. Мацковский, А.С. Спиваковская, А.М. Свядощ, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Данная работа предполагает рассмотрение супружеского выбора с точки зрения ценностного подхода, при котором ценности человека служат ориентиром для выбора партнера и создания семьи. Ценности представляют собой особые психологические образования, имеющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов [5]. Несомненно, ценности человека, формирующиеся в

процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Иерархия ценностей для каждого человека может быть разная. Когда люди образуют семью, то несовпадение иерархий ценностей каждого из ее членов может стать причиной конфликтов в семье и даже ее распада.

Во многих исследованиях анализируются факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком. Исследования показывают, что для гармоничного функционирования семьи недостаточно материального благополучия и соответствующего уровня образования. В качестве одного из важнейших факторов устойчивости супружеских отношений выступает взаимопонимание между супругами, являющееся итогом множества разных влияний, в том числе и уровня согласованности ценностных установок и ориентаций [1, 4].

Таким образом, ценности оказывают большое влияние на сферу межличностных отношений человека и являются одним из основных факторов выбора брачного партнера. Сходство ценностных ориентаций в супружеской паре дает возможность предполагать наличие более крепких отношений и большую удовлетворенность браком.

Целью нашей работы стало доказать взаимовлияние ценностных ориентаций человека и выбора супруга.

В исследовании приняли участие 46 студентов, состоящих в браке. Из них - 24 студента Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) и 22 студента Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (ВолГАСУ). Группы включали мужчин и женщин в возрасте от 19 до 24 лет.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: 1). Тест ценности Шварца; 2). Ролевые ожидания партнеров (РОП).

В ходе исследования по методике Тест ценности Шварца в группе студентов-медиков были получены следующие результаты (рис.1). Для 75% респондентов одной из наиболее значимых ценностей является «Универсализм». Мотивационная цель данного типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы. Не исключена взаимообусловленность значимости этой ценности и выбора профессии.

Для 54% респондентов одной из наиболее значимых ценностей является «Доброта». Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Выбор этой ценности также, возможно, связан с выбором профессии.

80% 60% 40% 20% 0%

ост

Студенты ВолгГМУ

□ Универсализм

□ Доброта

Рисунок 1. Выбор важных ценностей студентами ВолгГМУ

В ходе исследования по методике Тест ценности Шварца в группе студентов-архитекторов были получены следующие результаты (рис.2).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Студенты ВолГАСУ

□ Власть □ Достижение

□ Гедонизм □ Стимуляция

□ Самостоятельность □ Универсализм

□ Доброта □ Конформность

■ Безопасность

Рисунок 2. Выбор важных ценностей студентами ВолГАСУ

Для 64% респондентов одной из наиболее значимых ценностей является «Достижение». Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет

содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

Для 68% респондентов одной из наиболее значимых ценностей является «Стимуляция». Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

Такой выбор ценностей, возможно, связан с особенностями получаемой профессии: высокая значимость эмоциональных переживаний со стремлением к новизне являются неизменными составляющими творческой профессии, которая ориентирована на получение социального одобрения.

Для обоих групп молодежи также достаточно значимыми оказались следующие ценности:

1. «Самостоятельность» (65% респондентов), заключающаяся в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

2. «Безопасность» (56,5 %). Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

3. «Традиции» (52%). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

Такой выбор предпочитаемых ценностей, скорее всего, связан с особенностями возрастного периода и наличной социально-экономической ситуацией в стране. Так, самостоятельность как ценность достаточно закономерно проявляется в юношеском возрасте, в момент непринятия контроля со стороны родителей, неустойчивости жизненных позиций и активного поиска себя. Потребность в безопасности отражает понимание молодежью сложностей, связанных со взрослой жизнью в тяжелый для страны период и видит способ снижения тревоги и стабилизации в сохранении традиции и следовании им.

В выборке у 4 из 12 пар студентов ВолгГМУ и 4 из 11 пар студентов ВолГАСУ обнаружились существенные различия в оценке важности ценностных ориентаций (по тесту ценности Шварца): на первых местах, соответствующих исключительно важной ценности (руководящему принципу жизни), очень важной и достаточно важной, предпочитаемые ценности не сходятся с выбором другого супруга. Так как предполагается, что несоответствие ценностей приводит к меньшей удовлетворенности браком, следует рассмотреть результаты, полученные по методике «Ролевые ожидания партнеров». Так, во всех 8 парах по шкале «согласованность семейных ценностей супругов» (ССЦ) по некоторым показателям средний балл ССЦ более 3, что говорит о проблемах во взаимоотношениях, достаточно высокой степени конфликтности супругов, что приводит к снижению удовлетворенности браком.

По показателю интимно-сексуальной ценности у 6 из 8 пар набрано более 3 баллов, что является показателем недостатка или отсутствия сексуальной гармонии как важного условия супружеского счастья, несогласованность взглядов на сексуальные отношения в браке.

По показателю личностной идентификации у 8 из 8 пар набрано более 3 баллов: не оправдалось ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения.

По показателю хозяйственно-бытовому у 4 из 8 пар набрано более 3 баллов: отражается рассогласованность установок на бытовую роль супруга и собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства.

По показателю родительско-воспитательной функции у 1 пары из 8 набрано более 3 баллов, что говорит о несогласованности выраженных установок супругов по отношению к активной родительской позиции.

По показателю социальной активности ни у одной из пар не набрано более 3 баллов: следовательно, не возникает серьезных разногласий по поводу профессиональных интересов, активных общественных ролей и внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

По показателю эмоционально-психотерапевтической роли у 5 из 8 пар набрано более 3 баллов: у супругов возникают разногласия по поводу того, кто возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах коррекции психологического климата, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы». Этим парам сложно оказывать взаимную моральную и эмоциональную поддержку друг другу, они слабо ориентированы на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

По показателю внешней привлекательности у 2 пар из 8 набрано более 3 баллов, что говорит о несогласованности установок на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться.

Таким образом, у пар, обнаруживших существенные различия в оценке важности ценностных ориентаций, отмечаются высокие баллы по шкале согласованности семейных ценностей, что говорит о несоответствии ожиданий партнеров. Более того, эта несогласованность отмечается во многих сферах жизни, чаще всего - интимно-сексуальной и хозяйственно-бытовой, а также во взглядах на эмоционально-психотерапевтическую функцию семьи и вопросы личностной идентификации. Это говорит о проблемах во взаимоотношениях, достаточно высокой степени конфликтности супругов, что приводит к снижению удовлетворенности браком.

В остальных случаях, у 8 из 12 пар студентов ВолгГМУ и 7 из 11 пар студентов ВолГАСУ не обнаружилось существенных различий в оценке важности ценностных ориентаций. При анализе их результатов отмечаются низкие баллы по шкале согласованности семейных ценностей, что говорит о соответствии взглядов партнеров на их ожидания от брака, удовлетворенности супружескими отношениями.

С помощью корреляционного анализа были выявлены следующие закономерности (Таблица 1).

Статистически значимые взаимосвязи обнаружены между показателями интимно-сексуальной сферы, личностной идентификации, а также эмоционально-психотерапевтической роли семьи по шкале согласованности семейных ценностей и дихотомической шкалой согласованности/несогласованности ценностных ориентаций по тесту Шварца. Это означает, что при несовпадении ведущих ценностей у супругов отмечается неудовлетворенность браком, наиболее ярко выраженная в интимно-сексуальной сфере, личностной идентификации, а также страдает эмоционально-психотерапевтическая роль семьи.

Таблица 1. Данные корреляционного анализа.

РОП (шкала ССЦ)/ Тест Шварца Интимно-сексуальная Личностная идентификация Хозяйственно-бытовая Родительско-воспитательная Социальная активность Эмоционально-психотерапевтическая Внешняя привлекательность

Совпадение/ несовпадение ценностей -0, 67 -0,71 -0,46 -0,54 -0, 31 -0,64 -0,34

Тенденции к взаимозависимости обнаруживаются между показателем родительско-воспитательной роли

семьи по шкале согласованности семейных ценностей и дихотомической шкалой согласованности/ несогласованности ценностных ориентаций по тесту Шварца. Это означает, что при несовпадении ведущих ценностей у супругов, возможно, будут отмечаться проблемы в исполнении родительско-воспитательной роли семьи.

Таким образом, при несогласованности ценностных ориентаций у супругов отмечается снижение удовлетворенности браком и подтверждается предположение о взаимосвязи ценностных ориентаций человека и выбора супруга.

Список используемой литературы:

1. Айгумова З.И., Айгунов, В.Р. Мотивация выбора супруга. - М.: Прометей, 2010. - 216 с.

2. Голод С.К. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб., 2004. - 325 с.

3. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестн. Том. гос. ун-та. -Философия. Социология. Политология. - 2012. - №4. - Вып. 1 (20). - С.155-159.

4. Китова Д.А., Балова Д.Ю. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С.5-12.

5. Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 357-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.