Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2211
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутбиддинова Римма Анваровна, Пек Екатерина Анатольевна

Статья посвящена изучению стрессоустойчивости личности и ее взаимосвязи с темпераментом личности. В ней представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кутбиддинова Римма Анваровна, Пек Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF RELATIONSHIP STRESS AND TEMPERAMENT PERSONALITY

The article is devoted to the study of personality stress and its relationship with the temperament of the individual. It presents the results of an empirical study on the relationship of stress and temperament in students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ _И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ

Кутбиддинова Римма Анваровна

кандидат психологических наук, доцент Сахалинский государственный университет

г. Южно-Сахалинск

Пек Екатерина Анатольевна

студентка 3 курса,

направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология образования» Сахалинский государственный университет

г. Южно-Сахалинск

INVESTIGATION OF RELATIONSHIP STRESS AND TEMPERAMENT PERSONALITY Kutbiddinova Rimma Anvarovna, Ph.D., Associate Professor Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk Pek Ekaterina Anatolevna, 3rd year student, training areas, "Psycho- pedagogical education" profile "Educational Psychology", Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению стрессоустойчивости личности и ее взаимосвязи с темпераментом личности. В ней представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента у студентов. ABSTRACT

The article is devoted to the study of personality stress and its relationship with the temperament of the individual. It presents the results of an empirical study on the relationship of stress and temperament in students. Ключевые слова: студенты, стресс, стрессоустойчивость, темперамент. Keywords: students, stress, stress stability, temperament.

В связи с тем, что современный мир отличается непостоянством, кризисностью, присутствием огромных потоков информации, которые требуют оперативной переработки, каждой личности жизненно важно иметь определенный набор качеств, помогающих ей справляться с этими стрессовыми факторами. Ежедневно человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, и подвергается влиянию стрессоров. Люди реагируют на стресс-факторы по-разному: одни становятся дисфункциональны и не могут принимать решения, а другие немедленно мобилизуются и решают свои проблемы. Для практической деятельности психолога и других специалистов, работающих в сфере «человек-человек», важно понимать от чего будет зависеть реакция человека на стресс.

Для начала отметим, что в словаре «стрессоустойчивость» характеризуется как некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [2, с. 479].

Стоит сказать о том, что все люди по уровню стрессоустойчивости делятся на четыре группы:

1 группа - «Стрессоустойчивые»: психика таких людей защищена от стрессового воздействия, они легко принимают и приспосабливаются к любым переменам. Такие личности остаточно просто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2 группа - «Стрессонеустойчивые»: таким личностям сложно приспособится к изменяющим условиям окружающей среды, и в большинстве случаев, они

подвержены негативному воздействию стрессогенных факторов. Что достаточно часто приводит к психогенным заболеваниям. Они ощущают себя хорошо только в условиях полной стабильности.

3 группа - «Стрессотренируемые»: люди такого типа готовы к переменам, но только не кардинальным и не мгновенным. В их жизни важна постепенность, непринужденность, безболезненность, а когда это по каким-либо причинам невозможно, тогда они склонны к раздражительности и депрессии. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.

4 группа - «Стрессотормозные»: люди, относящиеся к данной категории отличаются преобладающей стойкостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, к неожиданным внешним событиям относятся достаточно спокойно. Для них серьезные перемены возможны лишь при непереносимости незначительных, но регулярных изменений.

Стрессоустойчивость личности характеризуется как способность сравнительно спокойно реагировать на разного рода перемены. Можно сказать, что стрессоустойчивость - это способность эффективно функционировать в нестабильных и кризисных ситуациях.

Некоторые ученые считают, что стрессоустойчивость личности является результатом тренировок, однако, стоит помнить, что у каждого человека есть определенный набор личностных, физиологических и биологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу. К таким биологическим особенностям относится темперамент.

Темпераментальные различия проявляются в

глубине и интенсивности переживая эмоций их устойчивости, темпу, энергичности действий и других динамических, индивидуально-устойчивых особенностей психической жизни, поведения и деятельности [4, с. 4].

Люди с разным типом темперамента отличаются по проявлению стрессоустойчивости, однако нельзя говорить о том, что какой-то тип является более стрессоустойчивым по сравнению с другими (Полякова О.Н., Апчел В.Я., Цыган В.Н. и другие).

Рассмотрим более подробно проявление взаимосвязи темперамента личности и её стрессоустойчи-вости. Меланхолики - это личности со слабой нервной системой отличаются глубинной и продолжительностью внутренних переживаний, они не склонны поддерживать большое количество контактов с другими людьми, их можно достаточно быстро вывести из состояния эмоционального равновесия, а для возвращения в норму им требуется много времени.

Как отмечает Полякова О.Н., люди со слабой нервной системой легче приспосабливаются к изменяющейся обстановке, быстрее добиваются высоких показателей работоспособности и психической активности. Также меланхолики способны переносить однообразные стресс-факторы. Но они весьма неустойчивы к экстремальным воздействиям, не могут поддерживать оптимальный уровень умственной деятельности и физической работоспособности при высоком психоэмоциональном напряжении [3, с. 92].

Холерики характеризуются быстротой действий, сильными и быстро возникающими эмоциями, сопровождающимися яркими и выразительными движениями; это общительные и возбудимые люди, их тоже достаточно легко вывести из состояния равновесия, но им легче переключиться на другой вид деятельности, чтобы прийти к нормальному состоянию.

Сангвиники - это быстро возбудимые люди, эмоции которых легко сменяются; они общительны, а их нервная система является более устойчивой к различным психоэмоциональным воздействиям, но до определенного момента; они достаточно быстро приходят в себя.

Флегматики медлительны, спокойны, их чувства и эмоции слабо выражены внешне; они не склонны к общению, обладают замедленной реакцией на эмоциональные сигналы из внешней среды, но, если их вывести из состояния неустойчивого равновесия, им потребуется очень много времени на возвращение к исходному уровню.

Люди с сильной нервной системой имеют высокий уровень устойчивости к стресс-факторам, но субъективные особенности личности могут снижать эти возможности организма: уровень тревожности, мотивация, личный жизненный опыт, субъективное отношение к стресс-ситуации и др.

С целью эмпирического изучения взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости мы провели исследование со студентами Сахалинского государственного университета. Для достижения цели были применены методики диагностики самооценки стрес-соустойчивости личности и темперамента «Формула А. Белова».

Проанализировав результаты психологической диагностики, мы установили, что из 25 студентов - 2 человека (8%) имеет преобладание сангвинистическо-го типа темперамента, 4 испытуемых (16%) - холери-

ческого, сангвиник-флегматик 6 (24%) испытуемых; 3 студента (12%) - флегматик-сангвиник, 2 исследуемых (8%) - флегматик-меланхолик, 3 (12%) холерик-сангвиник, 2 студентка (8%) имеют меланхолический тип темперамента, 3 человека (12%) флегматический.

Диагностика стрессоустойчивости показала, что 1 студент (4%) имеет высокий уровень стрессоустойчи-вости; 8 испытуемых имеют показатели - выше среднего, что составляет (32%); 7 испытуемых (28%) имеют средние показатели стрессоустойчивости, 5 испытуемых (20%) - ниже среднего и 4 человека (16%) имеют низкие показатели стрессоустойчивости личности.

Методы математической статистики позволили установить взаимосвязь между типом преобладающего темперамента и уровнем стрессоустойчивости студентов:

- между показателями темперамента - флегматик-меланхолик и уровнем стрессоустойчивости существует прямая корреляционная связь, это означает, что данные виды темперамента обуславливают более высокий уровень стрессоустойчивости студентов.

- между показателями темпераментов - сангвиник-холерик и уровнем стрессоустойчивости была выявлена обратная связь, что свидетельствует о том, что чем выше показатели сангвинистического и холерического темперамента, тем ниже показатели стрессоустойчивости студентов на данной выборке испытуемых.

Результаты эмпирического исследования показали, что между стрессоустойчивостью и темпераментом личности существует взаимосвязь: лица, имеющие меланхолический и флегматический тип темперамента, оценивают свою стрессоустойчивость выше, чем сангвиники и холерики. С целью формирования стрес-соустойчивости личности необходимо учитывать множество факторов: пол, возраст, профессиональная деятельность, а также тип темперамента личности.

Корректировать пагубное воздействие длительных стрессов возможно разными методами: массаж, аутогенная тренировка, медитативные техники, рефлексотерапия, дыхательные упражнения, разными вилами психотерапии (музыкотерапия, ароматерапия, фитотерапия, библиотерапия и др.). Достаточно эффективным средством является использование позитивной психотерапии и аффирмаций. Для сохранения нормальной жизнедеятельности человек должен научится анализировать то, что вызывает у него стресс и постараться свести к минимуму стрессовые, конфликтные ситуации. Освоение новых форм поведения, консультации квалифицированного психолога, участие в тренинговых группах помогут человеку эффективно справляться с возникающими трудностями и психосоматическими заболеваниями.

Литература:

1. Батаршев А. В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 337с.

2. Мещеряков Б. Г Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

3. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Речь, 2008. - 144 с.

4. Сердюк И. И. Материалы для практических за- но-методическое пособие. - Краснодар: Краснодарс-нятий по дисциплине «Социальная психология»: учеб- кий ЦНТИ, 2012. - 55 с.

МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Снетков В.М.

доцент психологического факультета СПбГУ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена необходимости перехода отечественной психологии труда от физиологической парадигмы следующему этапу своего развития в качестве метапсихологии ABSTRACT

Article is dedicated to the need of passing domestic psychology from the physiological paradigm to the tool house and to the following stage of its development as metapsikhologi.

Ключевые слова: парадигма, психика, душа, сознание, человек как субъект жизни, пассионарная личность. Keywords: paradigm, psyche, soul, consciousness. Men as the subject of life.

Воля — это духовная способность человека трансформировать и концентрировать биофизическую энергию организма в психическую;

в мотив и в цель; цель — в мечту и в смысл жизни;

смысл жизни как духовную идею в поступок,

духовный капитал человека.

В.С.

Актуальность данной темы заключается в том, что доминирующая в отечественной психологии труда физиологическая парадигма понимания психики как рефлекторно обусловленной врожденной, высшей нервной деятельностью, по сути, ограничивает возможности развития психики для повышения эффективности взаимодействия человека как субъекта труда в эргатических системах с людьми, предметом труда и машиной. НТР 20 века кардинально изменила предмет труда и технологию взаимодействия человека с машиной. Так в 20 веке возникли интернет и новая наука об энергоинформационных взаимодействиях в Мироздании - «эниология», на базе которой, весной 1995 года в России была зарегистрирована международная Академия энергоинформационных наук.

В физиологической парадигме нет места пока мало изученным, способностям человека как субъекта труда по активному использованию в деятельности своих духовных, душевных и энергоинформационных потенций.

По Томасу Куну «Научная парадигма - это существующая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом как основа дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида». («Структура научных революций» Т. Кун 1975г.).

На факультете психологии Ленинградского Госуниверситета (ЛГУ) в 1960-1970-х годах в лекциях и работах Ананьева Б.Г.Веккера Л.М., Ганзена В.А., Палея И.М., Суходольского Г.В., и др. разрабатывалась гипо-

теза об энергоинформационной основе психической деятельности. Л. М. Веккер в своем пособии пишет, что «Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соотношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов». (3. стр.42). О необходимости перехода от субъективной к объективной психологии писал еще В.М.Бехтерев во введении ко второму тому «ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» (1), что послужило в свое время началом рефлексологии.

В отечественной психологии первой половины 20 века научная парадигма была строго регламентирована политическими целями и предписывала изучение и физиологическую (материалистическую) интерпретацию психики человека. Сам человек при этом оказался на втором месте, вне сферы научных интересов психологии. Отчего до сих пор совершенно не раскрытым оказался целый пласт научно-практических проблем об индивидуальном потенциале и влиянии самого человека как субъекта психической деятельности на развитие, здоровье и объем использования им энергоинформационных ресурсов своей врожденной психики. Поэтому отечественная психология оказалась не способной объяснить экстрасенсорные, психические и прогностические способности таких людей как Джуна, Ванга, В. Мессинг и др.

В современной психологии проблему энергетического потенциала человека разрабатывают Шеховцо-ва Л.Ф.(20) и Г.С.Никифоров, который рассматривает энергетический потенциал как системное свойство физического тела человека, обладающего биологической энергией, которая обеспечивает проявление наследственных свойств человека (13. стр. 13-20).

Веккер Л.М. в своей работе (3) не только восстановил центральный статус человека в психологии, но и сформулировал критерий отличия физиологических процессов, результат деятельности которых всегда формулируется в терминах внутреннего функционирования исходного органа; от психологических процессов и действий, результат которых всегда форму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.