психологические науки
Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ ...
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0088
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
© 2019
Петраш Ирина Александровна, кандидат филологических наук, ученый секретарь Лосева Людмила Юрьевна, документовед Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторы работы опираются на исследования в области общей психологии, психологии личности, стресса и стрессоустойчивости, ориентированные на теоретическое выявление признаков стрессоустойчивости. В данной статье рассматриваются психологические особенности стрессоустойчивости, отмечается зависимость стрессоустойчивости от индивидуально-психологических особенностей личности. Теоретические изыскания подтверждаются экспериментальным исследованием, приводятся результаты изучения стрессоустойчивости водителей общественного транспорта (на примере сотрудников МУП «Орскгортранс»). Выявление особенностей стрессоустойчивости водителей проводилось при помощи использования трех различных методик. При помощи личностного опросника Г. Айзенка были выявлены типы темперамента водителей общественного транспорта. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» показал уровень каждого из компонентов актуального функционального состояния водителей. Бостонский тест на стрессоустойчивость позволил проанализировать степень устойчивости водителей к стрессовым ситуациям. В статье подчеркивается, что на стрессоустойчивость водителей, управляющих городским транспортом, влияет не только тип темперамента, но и экстравертный и интровертный психотип, а также такая черта личности, как нейротизм.
Ключевые слова: водитель общественного транспорта, тип темперамента, стрессоустойчивость, интроверт, экстраверт, нейротизм, личностный опросник Г. Айзенка, опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение -Стресс», Бостонский тест на стрессоустойчивость.
THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF THE DRIVERS OF PUBLIC TRANSPORT
© 2019
Petrash Irina Aleksandrovna, candidate of philological sciences, scientific secretary Loseva Lyudmila Yurevna, document specialist Orenburg State University, branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors of the work rely on the researches in the field of the general psychology, psychology of the personality, a stress and resistance to stress focused on theoretical identification of signs of resistance to stress. In this article psychological features of resistance to stress are considered, the dependence of resistance to stress on individual and psychological features of the personality is noted. Theoretical researches are confirmed by a pilot study, the results of studying of resistance to stress of drivers of public transport are given (on the example of the staff of Orskgortrans Municipal Unitary Enterprise). The identification of features of resistance to stress of drivers was carried out by means of the use of three various techniques. By means of the personal questionnaire by G. Ayzenk the types of temperament of the drivers of public transport were revealed. The questionnaire «Exhaustion - Monotoniya - Satiation - the Stress» showed the level of each component of current functional state of drivers. The Boston stress test allowed to analyze the degree of stability of drivers in stressful situations. In the article it is emphasized that resistance to stress of the drivers managing city transport is affected by not only type of temperament, but also extrovert and introvert psycho-type and also such a personality feature as neuroticism.
Keywords: the driver of public transport, type of temperament, resistance to stress, the introvert, the extrovert, neuroticism, the personal questionnaire by G. Ayzenk, the questionnaire «Exhaustion - Monotony - Satiation - Stress», the Boston stress test.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Увеличение количества транспорта на дорогах привело к росту числа аварийных ситуаций, в том числе ДТП с летальным исходом. При этом значительную долю дорожно-транспортных происшествий составляют те, причиной которых является человеческий фактор. Следовательно, работа по снижению аварийности на дорогах должна вестись не только с позиции технического контроля качества автодорог и транспортных средств, но и с точки зрения индивидуально-психологических особенностей людей, получающих возможность управления автотранспортом. Наиболее важен учет личностных особенностей для водителей, которые управляют общественным транспортом, поскольку жизнь пассажиров зависит не только от их мастерства, но и от особенностей личности. Водители городских маршрутов работают в экстремальных условиях. Дело в том, что им приходится совмещать монотонную работу (движение по одному и тому же маршруту в течение всего рабочего дня) и разнообразную деятельность, связанную с общением с пассажирами и соблюдением ПДД, особенно в час-пик.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой про-
блемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психологические особенности личности рассматриваются в словарях и учебниках по психологии (К.К. Платонов [1], А.В. Петровский, В.А. Петровский [2], Л.Д. Столяренко [3], В.А. Бодров [4], П.Б. Зильберман [5], В.А. Крутецкий [6] и др.), общей психологии (О.В. Лозгачева [7], Е.В. Распопин [8], А.Л. Рудаков [9] и др.). Разнообразные методики на выявление особенностей личности предлагают издания по практической психологии [10]. Кроме того, множество исследований посвящено непосредственно изучению индивидуальных особенностей личности (М.Р. Кораблина [11], В.Л. Романова [12], B.C. Мерлин [13], В.Д. Небылицын [14], К.В. Судаков [15] и др.). Проблема стресса и его преодоления представлена в монографических работах М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [16], Е.П. Свитко [17], Н.И. Спиридонова [18], Л.Л. Горячевой [19], Н.И. Даникова [20], А.Н. Дружинина, Б.С. Дехтяра [21], Л.Ю. Хрусталевой [22] и т.п., а также в журнальных статьях В.А. Пономаренко [23], С.Н. Ениколопова [24], А.Б. Леоновой [25], Н.В. Тарабриной [26], И.В. Герасимова [27], М.А. Кленовой, Ю.С. Захаровой [28], А.Н. Цветкова [29], Л.Ю. Кириной [30] и др.
Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna
THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .
psychological science
Психологи и медики обозначили наиболее значимые аспекты психологических особенностей личности, а также проанализировали причины возникновения стресса и способы его преодоления.
Формирование целей статьи (постановка задания). Исследование индивидаульно-психологических особенностей личности водителей (на примере сотрудников МУП «Орскгортранс») и рассмотрение взаимосвязи стрессоустойчивости водителей городского автотранспорта и психотипа личности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Изучение психологических особенностей стрессоустойчивости водителей общественного транспорта проводилось на примере сотрудников МУП «Орскгортранс» при помощи следующих методик: личностный опросник Г. Айзенка, опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение -Стресс» и Бостонский тест на стрессоустойчивость.
Личностный опросник Г. Айзенка позволил определить тип темперамента и уровень нейротизма водителей, также было проведено исследование по шкале «интроверт - экстраверт». Оказалось, что среди исследуемых большая часть водителей общественного транспорта относится к экстравертному психотипу. Водители данного психотипа достаточно восприимчивы к различным ситуациям, могут завязать диалог с пассажирами. Однако у данной категории водителей имеется склонность к риску: они могут проехать на красный свет; не пропустить пешехода в надежде на то, что успеют проехать, пока пешеход дойдет до перехода. Кроме того, для них характерна предрасположенность к агрессивному поведению, они могут не только нагрубить пассажиру, но и нецензурно ответить. Водители-интроверты менее импульсивны, с пассажирами они никогда не разговаривают, для них свойственна скромность, застенчивость, у них отсутствует агрессия. Интроверты не любят сильные впечатления, они предпочитают ровные дороги. Если нужно доехать до какого-либо участка дороги, но при этом преодолеть различные «дорожные испытания», они объедут подобный участок дороги, даже если это будет долго. Интроверты все стараются делать по правилам, например, если человек просит остановить, но нет места для остановки общественного транспорта, то они не остановятся, при этом, водители-экстраверты обязательно бы остановились.
Рисунок 1 - Диаграмма распределения водителей общественного транспорта по типам темперамента
В ходе использования опросника Г. Айзенка было выявлено, что основная часть водителей обладает типом темперамента сангвиник. Для водителей-сангвиников типична высокая работоспособность и эмоциональная константность. В условиях оживленного городского движения они проявляют себя достаточно хорошо, но при этом малоустойчивы к однообразным раздражителям. Если они двигаются по продолжительным прямым участкам дороги, где ландшафт однообразен, то легко могут заснуть за рулем. Поэтому водители-сангвиники отдают предпочтение дорогам с крутыми виражами, где имеются внезапные повороты и большое число пере-
крестков. Водители общественного транспорта, у которых преобладают черты сангвиника, более надежны именно в городской езде, нежели в поездках на далекие расстояния.
Водители-холерики - люди со стремительными реакциями, сильными чувствами, которые внезапно появляются и ярко проявляются внешне. Для них свойственна порывистость, эмоциональность, легковозбудимость, они склонны к неадекватным и эмоциональным вспышкам. Кроме того, холериков отличает высокая работоспособность, но, при этом, чрезмерная активность, которая, в свою очередь, связана с большим расходом нервной и психической энергии, что оказывает влияние на быстрое утомление. В течение половины дня они могут быть достаточно активными, а на протяжении последующего времени будут уставшими. Такие водители общественного транспорта меньше, чем остальные боятся опасностей, они достаточно решительны, инициативны, причем, недостаточно сдержаны, у них часто наблюдается бессистемность в работе. Водители, которые часто превышают скорость, как правило, именно люди с данным типом темперамента. При управлении транспортом они все время нуждаются в постоянном контроле или самоконтроле.
Небольшая доля водителей общественного транспорта обладают таким типом темперамента, как флегматик и меланхолик. Флегматики очень спокойны, уравновешены, практически никогда не нервничают, у них очень редко может возникнуть стресс. Этих людей трудно вывести из себя, как правило, прежде чем что-то сказать, они это обдумают. Жесты и мимика у них невыразительны и однообразны. Прежде, чем что-то сделать или принять какое-либо решение, они долго будут это обдумывать, анализировать. Такие водители отлично подходят для дальних рейсов, поскольку у них высокая устойчивость к монотонным раздражителям, они не будут засыпать за рулем при однообразном пейзаже. Но реакция водителей-флегматиков обычно замедленная, что затрудняет действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени. Медлительность водителя с флегматическим темпераментом может компенсироваться профессиональным опытом, благодаря которому он заранее и достаточно точно будет прогнозировать развитие дорожной обстановки.
У меланхоликов слабая реакция, медленно меняется настроение. Они достаточно тяжело переживают жизненные трудности, часто замыкаются в себе, малообщительны, все их движения однообразны и медлительны. Водители общественного транспорта, для которых свойственна склонность к колебаниям, растерянность в сложной ситуации, нерешительность, наименее пригодны для водителей общественного транспорта.
Половина опрошенных водителей общественного транспорта обладает средним уровнем нейротизма (таблица 1). Такие водители проявляют спокойствие, уверенность, уравновешенность, но в стрессовых ситуациях могут проявить нерешительность, тревожность, может появиться паника. Практически у всех водителей общественного транспорта часто присутствует утомление, монотония, психологическое пресыщение и стресс.
Таблица 1 - Результаты исследования по опроснику «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс»
степень ненротнзм утомление монотония пресыщение стресс
выраженности
высогаш vpoEera 35 % 10 % 10% 5 % 10 %
средннн уровень 50% 80 % S5 % 80 % 90 %
ннжнн уровень 15 % 10 % 5 % 15 % -
У основной части водителей общественного транспорта в течение половины рабочего дня наблюдается высокая работоспособность, активность, но к концу дня она снижается и возникает утомление, что, в свою очередь, небезопасно. Утомление у водителей возникает от однообразной работы. У 10% водителей низкая работоспособность, активность у них проявляется крайне ред-
психологические науки
Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ...
ко, достаточно часто присутствует чувство усталости. Такие водители могут допускать ошибки в процессе управления транспортным средством (например, из-за утомления не заметят пешехода, переходящего пешеходный переход, или не обратят внимание на встречный автомобиль). У большей части водителей общественного транспорта присутствует монотония, вследствие чего решения принимаются медленнее обычного. Это происходит от того, что каждый день водители городского транспорта вынуждены действовать в условиях однообразия. Они часто бывают нервными, у них могут присутствовать только негативные эмоции, зачастую грубят пассажирам. Очень часто эти водители чувствуют сонливость, могут быть неторопливы. У водителей общественного транспорта часто возникает стресс, присутствуют негативные эмоции, что может возникнуть в силу разных причин.
В результате исследования по методике «Бостонский тест на стрессоустойчивость» (рисунок 2) было выявлено, что большинство водителей городских маршрутов обладают сильным сопротивлением стрессу, 15 % имеют нормальный уровень стрессоустойчивости и для такого же числа водителей непредвиденные ситуации на дорогах могут привести к возникновению стресса, что может пагубно сказаться на профессиональных навыках.
Рисунок 2 - Диаграмма стрессоустойчивости водителей общественного транспорта
Наибольшее число водителей общественного транспорта достаточно активны, подвижны, легко справляются с различными задачами, быстро выполняют просьбы начальства. Они всегда находятся в хорошем настроении, умеют найти общий язык, как с коллегами, так и с пассажирами. В условиях оживленного городского дорожного движения проявляют себя достаточно хорошо, но, при этом, они недостаточно устойчивы к монотонным раздражителям. Также для водителей общественного транспорта свойственно сильное сопротивление стрессу. К стрессовым ситуациям они достаточно устойчивы, почти никогда не нервничают, а спокойно и адекватно подходят к любой проблеме, их трудно вывести из себя. Чтобы все решилось самым лучшим образом, ищут разные способы решения проблемы и часто прибегают к логике. Для таких людей свойственная гармоничная, спокойная жизнь, без гнева, негативных эмоций. Они меньше, чем остальные, подвержены неврозу. Имеют хорошее душевное равновесие, вполне удовлетворены жизнью, что сказывается не только на настроении, душевном состоянии, отношениях с окружающими, но и на работе.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Уровень стрессоустой-чивости водителей общественного транспорта напрямую зависит от психологических особенностей личности, в первую очередь от типа темперамента. Сангвиники, для которых свойственна сообразительность, активность, общительность, эмоциональная устойчивость, имеют сильное сопротивление стрессу. К любой возникающей на дороге проблеме стараются подойти спокойно и адекватно ее решить. С окружающими поддержива-
ют хорошие отношения, у них всегда отличное настроение. Такие водители практически никогда не грубят пассажирам, вежливо разговаривают и, если им кто-то нагрубил, не станут грубить в ответ, просто промолчат или спокойно ответят. Водители-холерики решительны и инициативны на дороге, но при этом недостаточно сдержаны, в силу чего могут нарушать правила дорожного движения. Поэтому для водителей общественного транспорта с холерическим типом темперамента необходим постоянный самоконтроль. Для меланхоликов и флегматиков свойственно спокойствие, медлительность, замкнутость. У водителей с данными типами темперамента присутствуют негативные эмоции, часто возникает раздражительность, стресс; они могут долго переживать, нервничать даже из-за небольшой неприятности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: «Высшая школа», 2014. 289 с. ISBN 995-102-57356-2.
2. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. М.: «Высшая школа», 2017. 512 с. ISBN 5-32636-5042-2.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2014. 459 с. ISBN 4-9211-406756-7.
4. Бодров В.А. Психология / В.А. Бодров, В.С. Мухина. М.: «Просвещение», 2013. 378 с. ISBN 5-9268-0010-2.
5. Зильберман П.Б. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр, «Академия», 2014. 378 с. ISBN 5-52366-514-8.
6. Крутецкий В.А. Психология. М.: «Просвещение», 2015. 608 с. ISBN 5-2422-32176-102-2.
7. Лозгачева О.В. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 452 с. ISBN 5-7563-5002-6.
8. Распопин Е.В. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2014. 452 с. ISBN 6-5552-13327-5.
9. Рудаков А.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2016. 712 с. ISBN 656-2116-57006-72.
10. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 320 с. ISBN 5-8056-5369-8.
11. Кораблина М.Р. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. СПб., 2013. 285 с. ISBN5-2128-75566-5.
12. Романова В.Л. Психология индивидуальных различий. М.: Издательство Московского Университета. 2015. 315 с. ISBN 5-1475888-73.
13. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 2014. 296 с. ISBN 5-94444-57356-7.
14. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. М., 2016. 378 с. ISBN 5-2336-5363227-4.
15. Судаков К.В. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2016. 207 с. ISBN 555-5369-1023-5.
16.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Стресс и его причины. М., 2015. 257 с. ISBN 5-4589-1556-7.
17. Свитко Е.П. Все о стрессе. М.: АСТ, Олимп, 2017. 192 с. ISBN 5-10236-5246-8.
18. Спиридонов Н.И. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту. М.: ИГ «Весь», 2015. 320 с. ISBN 5-20153-75962-2.
19. Горячева Л.Л. Без депрессии, стресса и эмоциональных травм (комплект из 3 книг). М.: ИЛ, 2014. 704 с. ISBN 6-3256-74588-8.
20. Даников Н.И. Депрессия. Неврозы. Страхи. Стрессы. На вашей стороне сама природа. М.: Этерна, 2017. 148 с. ISBN 4-2144580223-7.
21. Дружинин А.Н. Как защитить себя от стресса/ А.Н. Дружинин, Б.С. Дехтяр. М.: Фаир-Пресс, 2015. 176 с. ISBN 5-9636-57356-7.
22. Хрусталева Е.Ю. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. М.: Технологии развития ООО, 2016. 368 с. ISBN 213-530124-246-1.
23. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности //Мир психологии. 2015. № 4. С. 38-46. ISBN 5-12215-301-2.
24. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3. С. 50-56.
25. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитаци-онной работы. 2001. № 11. С. 2-16.
26. Тарабрина Н.В. Психологические последствия воздействия стрессоров высокой интенсивности: посттравматический стресс // Психологический журнал. 2012. Т. 33, .№ 6. С. 20-33.
27. ГерасимовИ.В. Стресс: психологические основы и методы снятия //Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». 2013. № 2. Режим доступа: http^/psy^ology. snauka.ru/2013/2/1783 (дата обращения 04.11.2018 г.).
28. Кленова М.А., Захарова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». 2015. № 4. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/4/4873 (дата обращения 04.11.2018 г.).
29. Цветкова А.Н. Роль стресса в жизни // Электронный на-
Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna
THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .
psychological science
учно-методический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2016. № 3. Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2016/3/65121 (дата обращения 04.11.2018 г.).
30. Кирина Л.Ю. Взаимосвязь стрессоустойчивости и темперамента у водителей общественного транспорта //Вопросы современных научных исследований. Нефтекамск: НИЦ «Мир науки», 2018. С. 285-290.
Статья поступила в редакцию 29.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019