Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / БАНКОВСКИЕ РАБОТНИКИ / СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / PROFESSIONAL BURNOUT / STRESS / BANKERS / STRESS SENSITIVITY / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самвелян Ф.Г., Кора Н.А.

Статья посвящена исследования взаимосвязи между профессиональным выгоранием и стрессоустойчивость банковских работников. Анализируется понятие профессионального выгорания личности, соотношение понятий «выгорание» и «стресс», выявлена необходимость исследования профессионального выгорания работников банковской сферы. В статье представлены результаты исследования профессионального выгорания и стрессоустойчивости на примере банковских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самвелян Ф.Г., Кора Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL BURNOUT AND STRESS RESISTANCE OF BANK WORKERS

The article is devoted to the study of the relationship between professional burnout and stress resistance of bank employees. The concept of professional burnout of the personality, the relationship between the concepts of "burnout" and "stress" is analyzed, the need to study the professional burnout of banking workers is revealed. The article presents the results of a study of professional burnout and stress resistance on the example of bank employees.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 159.9.07

Самвелян Ф.Г. студент магистратуры 1 курса факультет «Социальных наук» Кора Н. А., к.психол.н.

доцент

Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена исследования взаимосвязи между профессиональным выгоранием и стрессоустойчивость банковских работников. Анализируется понятие профессионального выгорания личности, соотношение понятий «выгорание» и «стресс», выявлена необходимость исследования профессионального выгорания работников банковской сферы. В статье представлены результаты исследования профессионального выгорания и стрессоустойчивости на примере банковских работников.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, банковские работники, стрессочувствительность, стрессоустойчивость

Samvelyan F. G. master student 1st year, Faculty of Social Sciences Amur State University Russia, Blagoveshchensk Kora N. A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Amur State University Russia, Blagoveshchensk RESEARCH OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL BURNOUT AND STRESS RESISTANCE OF BANK

WORKERS

Annotation: The article is devoted to the study of the relationship between professional burnout and stress resistance of bank employees. The concept of professional burnout of the personality, the relationship between the concepts of "burnout" and "stress" is analyzed, the need to study the professional burnout of banking workers is revealed. The article presents the results of a study of professional burnout and stress resistance on the example of bank employees.

Keywords: professional burnout, stress, bankers, stress sensitivity, stress resistance

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого

уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников в любой организации, является профилактика синдрома «профессионального выгорания».

Интерес к синдрому «профессионального выгорания» в отечественной литературе (А. Мищенко, Т. И. Ронгинская, Т. В. Форманюк, В. Е. Орел, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, и др.) проявился сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более сорока лет (К. Маслач, С. Джексон, Х. Дж. Фрейденберг и др.).

Термин «выгорание» ввел в практику американский психолог Х. Дж. Фрейденберг в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. В настоящее время большинством исследователей синдром профессионального выгорания определяется как «синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

В специальной литературе ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как «стресс» и «выгорание». До сих пор в литературе отсутствует четкое разделение между феноменами стресса и выгорания.

Согласно концепции Г. Селье, стресс определяется как общий адаптационный синдром, включающий в себя три стадии: тревога, резистентность, истощение. С этой точки зрения выгорание олицетворяет третью фазу (фазу истощения), для которой характерно наличие необратимых изменений в организме и исчерпанность физиологических ресурсов. Многие исследователи полагают, что выгорание выступает как отдельный аспект профессионального стресса в том, что оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. В таком случае выгорание представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений является результатом действия различных рабочих требований (стрессоров).

Синдром профессионального выгорания является следствием сложнейшей профессиональной деятельности лиц, работающих в так называемой области «человек-человек», характеризующейся высокими стрессовыми нагрузками, где происходит тесное взаимодействие с людьми, направленное на помощь в решении их разнообразных проблем.

Профессия менеджера банка относится к коммуникативной сфере, так как происходит постоянная непосредственная работа с людьми. В наше время такая работа - это ответственность, эмоциональные перегрузки,

потенциальная опасность возникновения переживаний и при длительном стрессе развитие синдрома эмоционально выгорания87.

Таким образом, возникает необходимость исследовать профессиональное выгорание у банковских работников, а также определить существует ли взаимосвязь между профессиональным выгоранием и стрессоустойчивостью банковских работников. Базой исследования является специализированный офис ПАО «Сбербанк», выборку составили 15 сотрудников в возрасте от 23 до 45 лет.

Для определения уровня профессионального выгорания использовалась методика «Диагностика профессионального выгорания», которую разработали американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Здесь диагностика уровня выгорания идет не по стадиям, а по главным чертам данного синдрома: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. По ним и судят о наличии или отсутствии выгорания88.

На рисунке 1 представлено распределение банковских работников в зависимости от уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений по методике «Диагностика профессионального выгорания»

120.00% 100% 100.00% 80.00% 60.00% 40.00%

20.00% 0% 0%

0.00%

53.30%

Эмоциональное истощение

I высокий уровень

Деперсонализация

средний уровень

Редукция личных достижений

низкий уровень

Рисунок 1 - Распределение банковских работников в зависимости от уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных

достижений

Опираясь на полученные данные можно сказать, что по шкале «Эмоциональное истощение» высокий уровень выявлен у 53,3 % исследуемых, это свидетельствует о том, что более чем у половины снижен эмоциональный тонус, повышена психическая истощаемость, происходит утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, наблюдается ощущение «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом.

33,3 % имеют средний уровень эмоционального истощения, у них понижен эмоциональный тонус, снижается работоспособность, жизненная

87 Качановецкая, Н. И. Стресс-факторы производственной среды в деятельности банковских служащих // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2015. - № 4. - С. 94 - 99

88 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 343 с.

активность, но нельзя забывать, что некоторый уровень эмоционального истощения является возрастной особенностью, длительностью работы на одной должности.

Всего лишь у 13,3 % исследуемых имеют низкий уровень эмоционального истощения. Данная категория банковских работников не испытывает негативных переживаний, работа, рабочий коллектив их вдохновляют, они чувствуют в себе заряд сил и энергии.

По шкале «Деперсонализация» 47 % опрошенных имеют высокий уровень, это демонстрирует деформацию отношений с окружающими, она бывает двух видов: повышенная зависимость от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к окружающим, в том числе клиентам.

20 % исследуемых имеют средний уровень деперсонализации, это может говорить о том, что менеджерам бывает сложно установить контакт с клиентами, коллегами, а если контакт установлен, то чувствуется напряжение, они стремятся выполнять свои обязанности формально, без активного включения в рабочий процесс. Однако, не следует упускать, что определенный уровень деперсонализации - необходимый механизм психологической защиты для ряда профессий (банковских работников, педагогов, врачей) в социальной адаптации.

У 33 % сотрудников выявлен низкий уровень деперсонализации, менеджеры хорошо устанавливают эмоциональные контакты с окружающими, в основном коллегами и клиентами, активно включаются в работу и инновационную деятельность.

По шкале «Редукция личных достижений» высокий уровень зафиксирован у 100 % испытуемых. Это может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей. Кроме того, высокий результат по редукции личных достижений характеризуется заниженной самооценкой значимости реально достигнутых результатов и снижении продуктивности ввиду изменения отношения к работе.

Для определения уровня стрессочувствительности — показателя, обратного стрессоустойчивости использовалась методика «Диагностика профессионально стресса» Ю. В. Щербатых89.

На рисунке 2 представлено Распределение сотрудников в зависимости от показателей чувствительности к стрессу (по методике «Диагностика профессионального стресса» Ю. В. Щербатых).

89 Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга : Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

80.00% 60.00% 40.00% 20.00% 0.00%

66.70%

46.70% 46.70% __0/

46.70% 46.70%

53.30% - - 70^3.30%

.70% 6.70% 6.70%

1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 2 - Распределение сотрудников в зависимости от показателей

чувствительности к стрессу

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Важно понимать, что уровень стресса зависит от того, как мы относимся к событиям нашей жизни, потому что все события проходят через так называемые психологические фильтры. Стресс возникает не в результате событий как таковых, а в результате их оценки нами.

Высоким показателем по данной шкале обладают 46,7 % банковских работников. Повышенная реакция на обстоятельства, неподвластные влиянию - это ненормальные реакции, вызванные постоянным внутренним напряжением. Свидетельствуют о том, что человек перенапрягает на работе, не отдыхает, не разряжается, не успокаивается.

Средним уровнем обладает ровно такое же количество сотрудников, а именно 46,7 %. Они довольно правильно реагируют на высокие цены, строгого руководителя, правительство, депутатов, внезапно испортившуюся погоду и другие, неподвластные влиянию факторы.

Низкий показатель по данной шкале у 6,7 % исследуемых. У них на стресс возникает простая реакция, они умеют отстраняться от трудностей, преодолевать сложности без ущерба для себя.

Вторая шкала теста выявляет качества, которые наиболее выражены у сотрудников. К таким качествам относятся: стеснительность, робость, застенчивость, страх перед будущим, излишне серьезное отношение к работе и др. Они отражают склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам.

Высоким показателем по данной шкале обладают 46,7 % банковских работников. Стремление всё усложнять приводит к тому, что они полностью вымотаны к концу рабочего дня и не заканчивают многие запланированные дела. Они хотят, чтобы все их действия были глубоко значимыми для человечества, поэтому не способны расслабляться и просто наслаждаться жизнью. Такие люди жестоко критикуют себя за то, что допустили промах, не могут смириться с тем, где они находятся, или с тем, чем они занимаются.

Средним уровнем обладает ровно такое же количество сотрудников, а именно 46,7 %. У них склонность все усложнять, что может приводить к

стрессам, выражена в пределах нормы.

Низкий показатель по данной шкале у 6,7 % исследуемых. Для данной категории работников не характерен пессимизм, то есть тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты. К тому же их крайне редко беспокоит страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах.

Третья шкала выявляет предрасположенность к психосоматическим заболеваниям.

Показатель по данной шкале находится на высоком уровне у 11,3 % сотрудников. Важно понимать, что стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний, причем его решающая роль в данном процессе доказана не только клиническими наблюдениями, но и в экспериментах.

Средние показатели по данной шкале наблюдаются у 66,7 % исследуемых, что означает нормальную выраженность предрасположенности к психосоматическим заболеваниям.

Низкий уровень предрасположенности к психосоматическим заболеваниям выявлен у 20 % банковских работников, а следовательно, они в большей степени обладают стрессоустойчивостью.

Четвертая шкала определяет деструктивные способы преодоления стресса. К таким способам относят алкоголь, телевизор, вкусную еду, агрессию.

Стоит отметить, что даже несмотря на то, что показатели большинства сотрудников находятся в интервале, который принято считать нормой, многие из участников тестирования, а именно 40 % «заедают» стресс или срываются на ком-то другом. Более того, некоторые прибегают также к использованию алкоголя.

Данный показатель у 53,3 % банковских работников находится в пределах нормы. Бывают случаи, когда они используют псевдоуспокаивающие средства борьбы со стрессом, но это происходит не на постоянной основе.

У 6,7 % исследуемых наблюдается низкий уровень по данной шкале, это говорит о том, что они крайне редко прибегают к деструктивным способам преодоления стресса.

Пятая шкала определяет конструктивные способы преодоления стресса. К таким способам можно отнести сон, отдых, общение с друзьями, физическую активность, изменение своего поведения.

У 46,7 % исследуемых данный показатель находится на высоком уровне, это говорит о том, что они преобразуют негативную энергию стресса и разрушительные побуждения в приемлемое поведение. Например, проявления агрессии заменяют физической активностью и т.д.

У большинства сотрудников, а именно 53,3 % уровень использования конструктивных способов преодоления стресса находится в пределах нормы, что отражает зрелость работников, поскольку для преодоления стресса

необходим глубокий анализ и изменение своего поведения в данной ситуации, создание атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

По результатам тестирования ни у кого из банковских работников конструктивные методы преодоления стресса не находятся на низком уровне, однако следует учитывать и тот факт, что исследуемые оценивали себя самостоятельно, а для многих характерно стремление скрыть свои недостатки и приукрасить положительные стороны.

Большинство сотрудников, прошедших тестирование, а именно 60 % отмечают, что уровень их постоянного стресса за последние три года возрос. И это неудивительно, ведь эмоциональное напряжение у работников банковской сферы довольно велико. Застойные отрицательные эмоции порождают множество факторов, таких как рост объема информации и уменьшение количества времени на ее обработку, четкие планы выполнения работы, за несоблюдение которых применяются такие меры наказания, как лишение премии и увольнение и др.

Далее выявили уровень стрессочувствительности - показателя, обратного стрессоустойчивости. Данные представлены на русинке 3. 100.00%

66.70%

50.00% 0.00%

26.70%

6.70%

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 3 - Распределение банковских работников в зависимости от уровня стрессочувствительности

Высокий уровень стрессочувствительности наблюдается у 66,7 % банковских работников. Большинство из них имеют повышенные реакции на воздействия стресс-факторов и как следствие обладают низкой стрессоустойчивостью — способностью адаптироваться к новым условиям без заметной потери продуктивности.

У 26,7 % исследуемых данный признак выражен в рамках нормы, что демонстрирует их умение эффективно управлять негативными эмоциями в критических ситуациях и оптимально взаимодействовать между структурными компонентами личности для достижения цели деятельности. Иными словами, способность эффективно справляться с чрезмерным стрессом.

Малая часть сотрудников банка, а именно 6,7 % обладают низким уровнем стрессочувствительности, совокупностью качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства.

Исходя из полученных данных, мы видим, что у большинства банковских работников стрессочувствительность находится на высоком уровне. Они имеют повышенную реакцию на обстоятельства неподвластные влиянию, а также склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам.

После интерпретации результатов исследования была проведена математическая статистика с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели взаимосвязи профессионального выгорания и стрессоустойчивости

Количество испытуемых п=15, г кр= 0,514, значимый показатель для данной выборки, имеющий вероятность ошибки р<0,05._

Стрессоустойчивость Профессиональное выгорание

Эмоциональн ое истощение Деперсон ализация Редукция личных достижений

Стрессочувствительность 0,036 0,255 0,465

1 шкала - повышенная реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять 0,201 0,612 0,54

2 шкала - склонность все излишне усложнять 0,148 0,313 0,384

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 шкала - предрасположенность к психосоматическим заболеваниям 0,245 0,311 0,376

4 шкала - деструктивные способы преодоления стрессов 0,083 0,147 0,0198

5 шкала - конструктивные способы преодоления стрессов 0,376 0,46 0,636

В ходе проведенных исследований по изучению взаимосвязи профессионального выгорания и стрессочувствительности статистически достоверной взаимосвязи выявлено не было. Однако была выявлена статистически достоверная связь (прямая) между деперсонализацией и повышенной реакцией на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, между редукцией личных достижений и повышенной реакцией на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, а также между редукцией личных достижений и конструктивными способами преодоления конфликтов.

Использованные источники:

1. Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. -Елабуга : Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.

3. Качановецкая, Н. И. Стресс-факторы производственной среды в

деятельности банковских служащих // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2015. - № 4. - С. 94 - 99

4. Ронгинская, Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 2. - С. 107 - 121.

5. Шингаев, С. М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2014. - № 13. - С. 290 - 296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.