Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / творческое саморазвитие личности / критическое мышление / адаптационные механизмы личности / конкурентоспособность / professional self-determination / creative self-development of personality / critical thinking / adaptive mechanisms of personality / competitiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Юлия Валентиновна, Расходова Ильмира Абраровна, Расходов Александр Евгеньевич

Условия стремительных профессиональных трансформаций не только повышают социальные риски, но одновременно и стимулируют развитие адаптационных механизмов самоопределения, развивают способности студентов к саморазвитию, поиска своего, особенного, уникального вектора социализации. Современное общество предъявляет особые требования к молодёжи овладение уникальными индивидуальными навыками, которые формируются в процессе всей жизни. Это такие навыки как гибкость. Способность уладить конфликтные ситуации, работа в команде, творческий подход и нестандартные решения проблемных ситуаций, рациональность. Авторский подход, заявленный в данной статье, обусловлен все более возрастающей необходимостью выпускников вуза соответствовать вызовам времени в различных профессиональных сферах. Как показало проведенное исследование, процесс профессионального самоопределения связан с развитием критического мышления как уникального синтеза способностей к исследованию, сравнительному анализу и отбору вариантов развития. При этом показателем конкурентоспособности личности становится совокупность высоких адаптационных способностей, критического мышления в ситуации проблемного профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Юлия Валентиновна, Расходова Ильмира Абраровна, Расходов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of rapid professional transformations increase not only social risks, but at the same time stimulate the development of adaptation mechanisms of self-determination, develop the students’ abilities to self-development, search for their own, special, unique way of socialization. Modern society makes special demands from young people unique individual skills that are formed in the process of a lifetime. These skills are flexibility, ability to solve conflicts, teamwork, creativity and non-standard solutions of problems, rationality. The author's approach stated in this article is shows increasing need of university students to meet the challenges of time in various professional fields. As the study showed, the process of professional self-determination is associated with the development of critical thinking as a unique synthesis of the abilities to make a research, comparative analysis and selection of development options. At the same time adaptation abilities, critical thinking and professional self-determination becomes an indicator of the personal competitiveness.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

6. Головин, М.В. Роль преподавателя в учебном процессе. Старые вопросы, новые ответы / М.В. Головин // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: Доклады и материалы XVI Международной научной конференции: в2 ч. (онлайн-формат), Москва, 18-19 ноября 2020 года. Том Часть I. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2020. - С. 601-605

7. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гребенкина Лидия Константиновна. - Москва, 2000. - 441 с.

8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 томах / Я.А. Коменский. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982.-656 с.

9. Литошенко, Д.А. Эволюция университетского образования в Ввропе XVI - конца XVIII веков: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.03/ Литошенко Денис Александрович. - Владивосток, 2004. - 380 с.

10. Сафонова, B.C. Роль преподавателя высшего учебного заведения в современном образовательном процессе / B.C. Сафонова // Вестник науки. - 2022. - Т. 1,№ 6(51). - С. 72-78

11. Сеткова, И.Н. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения / И.Н. Сеткова, А.К. Лукина, М.А. Волкова // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 1(33). - С. 92-102

Педагогика

УДК 37.017.925

профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Андреева Юлия Валентиновна

Казанский Федеральный Университет (г. Казань);

старший преподаватель кафедры иностранных языков русского,

русского как иностранного Расходова Ильмира Абраровна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань); профессор кафедры конструкции и эксплуатации вертолетов и двигателей Расходов Александр Евгеньевич

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Условия стремительных профессиональных трансформаций не только повышают социальные риски, но одновременно и стимулируют развитие адаптационных механизмов самоопределения, развивают способности студентов к саморазвитию, поиска своего, особенного, уникального вектора социализации. Современное общество предъявляет особы5е требования к молодёжи - овладение уникальными индивидуальными навыками, которые формируются в процессе всей жизни. Это такие навыки как гибкость. Способность уладить конфликтные ситуации, работа в команде, творческий подход и нестандартные решения проблемных ситуаций, рациональность. Авторский подход, заявленный в данной статье, обусловлен все более возрастающей необходимостью выпускников вуза соответствовать вызовам времени в различных профессиональных сферах. Как показало проведенное исследование, процесс профессионального самоопределения связан с развитием критического мышления как уникального синтеза способностей к исследованию, сравнительному анализу и отбору вариантов развития. При этом показателем конкурентоспособности личности становится совокупность высоких адаптационных способностей, критического мышления в ситуации проблемного профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, творческое саморазвитие личности, критическое мышление, адаптационные механизмы личности, конкурентоспособность.

Annotation. The conditions of rapid professional transformations increase not only social risks, but at the same time stimulate the development of adaptation mechanisms of self-determination, develop the students' abilities to self-development, search for their own, special, unique way of socialization. Modern society makes special demands from young people - unique individual skills that are formed in the process of a lifetime. These skills are flexibility, ability to solve conflicts, teamwork, creativity and non-standard solutions of problems, rationality. The author's approach stated in this article is shows increasing need of university students to meet the challenges of time in various professional fields. As the study showed, the process of professional self-determination is associated with the development of critical thinking as a unique synthesis of the abilities to make a research, comparative analysis and selection of development options. At the same time adaptation abilities, critical thinking and professional self-determination becomes an indicator of the personal competitiveness.

Key words: professional self-determination, creative self-development of personality, critical thinking, adaptive mechanisms of personality, competitiveness.

Введение. В цифровом мире происходит парадоксальный и стремительный технологический прогресс, который меняет ландшафт многих привычных профессий. Значительные изменения в профессиональной деятельности произошли в сфере профессионального медиа, затронули изменения технические, инженерные специальности.

Традиционные для высшей педагогики методы профориентации и профессионального самоопределения уже способны сориентировать студентов в быстро меняющемся профессиональном поле. Знание-центристская парадигма, так же, как и стратегии личностно-ориентированного, задачного, проблемного обучения, порой не вписываются в новые профессиональные запросы. Слишком быстро меняется ситуация в мире технологий, искусственный интеллект генерирует контент, все более глубоко регулирует технологические процессы. Все более востребованными становятся softskills -уникальные индивидуальные навыки, заложенные, сформированные, получившие развитие в процессе всей жизни индивида. Такие как коммуникативные навыки, например, способность уладить конфликт, креативное, нестандартное мышление, умение найти рациональное зерно в ситуации проблемы и пр. Особенности мышления, мировосприятия, творческие способности как способности «само» уровня, развиваются в семье и школе, во время прохождения обучающих и практических модулей вуза, в процессе всей жизни («life-long learning» - обучение, длинною в жизнь).

Речь идет об уникальных, базовых моделях (сочетании качеств, темперамента, мышления) личности, которые получают сначала развитие, а затем саморазвиваются, создают уникальные личностные сочетания. О закономерности саморазвития и

возможности перехода образования в самообразование, развитие в саморазвитие писал автор концепции «Педагогика творческого саморазвития личности» академик РАО В.И. Андреев [1].

Преимуществом данной педагогической системы является целостная и апробированная методика интегративного развития и саморазвития личности студента. Принимая эстафету научной преемственности, мы можем говорить о том, что сегодня блестящие идеи казанского педагога находят свое подтверждение. Динамика современного мира привела к пересмотру требований к университетскому образованию, к поиску новых технологий обучения с ориентацией на саморазвитие личности.

В современном мире научить студента стратегиям саморазвития, значит актуализировать новые цели и смыслы жизни, профессиональной деятельности. Так молодой профессионал сможет управлять изменениями, стать успешным, конкурентным, адаптивным и оставаться психически здоровой, нравственной, целостной личностью. Используя потенциал критического мышления, студент способен осознанно повысить уровень своей адаптивности, определить стратегии саморазвития и наиболее успешно реализовать себя в профессиональной сфере.

Проблемам адаптации и ее роли в становлении личности посвящены работы Л.С. Выготского[2], Н.П. Фетискина [8], A.A. Реана [5] и других. Феномен личностного роста как развития «адаптационного потенциала», лег в основу в теории интеллектуального развития Жана Пиаже, представлен в педагогической концепциях социально-психологической адаптации Г. Селье [7], A.A. Началджана [4] и других авторов. В науке немало определений понятия «адаптация», феномен может быть рассмотрен с междисциплинарных позиций. В биологии, социальной и медицинской психологии, философии, адаптация определяется как проявление не стандартного, но адекватного условиям сценария поведения, как приспособление организма к изменяющимся условиям среды.

Адаптационные возможности личности стали объектом психологических исследований, но достаточно редко рассматривались в педагогических теориях. И все же, в научном наследии Л.С. Выготского можно найти идею включения адаптационных механизмах личности как стратегий самозащиты, именно они позволяют сохранить «центр» личности при изменениях среды, динамики внешних факторов. В педагогике понятие социальная адаптация используется как «приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами» [2].

Всю историю развития и становления индивида можно расценивать с точки зрения выработки системы эффективных адаптационных стратегий. Без способности к принятию изменений, включений в них, управления ими не было бы эволюции, в механизме ко-адаптации заложен ключ к внутренним, личностным преобразованиям. Саморазвитие же есть процесс «автоэволюции человека», когда личность меняется, чтобы стать успешнее. Этот сменяющийся цикл адаптаций становится «вечным двигателем» прогресса человеческой цивилизации [1].

Адаптация - это сложнейший процесс саморазвития личности. Индивид осознанно проходит все этапы трансформации: этап рефлексии (критически осмыслить изменения внешние и несоответствие вызову внутреннего), самооценки (осознанию, что именно нужно совершенствовать, развивать), самоорганизации (прогнозированию и планированию действий), самоконтроля, (который позволит динамично преодолеть зону тревоги и дискомфорта, в которую личность выходит при изменениях), самоуправлению и саморегуляции, коррекции выбранных действий. Адаптационные ресурсы индивида позволяют выбрать осмысленный поиск новых решений, новых стратегий поведения, которые бы раскрывают возможности реализации для себя (личностной самореализации) и других (коллег, коллектива). Процессы инновационной адаптации происходят как на внешнем, социальном, так и на внутреннем, личностном уровне. Следовательно, в основе адаптации личности лежит высокий уровень развития критического мышления. Особенно важным процесс ориентирования и адаптации становится в ситуации выбора профессиональной траектории для молодого специалиста, студента.

Понятие критического мышления сложно и противоречиво. Многие зарубежные и отечественные ученые дают различные интерпретации данного понятия, но все же все они имеют близкое значение. Изучив многие теории, авторы пришли к выводу о том, что критическое мышление - это рациональное мышление о том, что является истинным или ложным. Оно использует инструменты логики и науки и здравого скептицизма в контексте принятия желаемого за действительное, науки и псевдонауки. Критическое мышление не может гарантировать конечной истины, но дает альтернативу для принятия верного решения.

По мнению зарубежного учёного Ричарда Пола, критическое мышление имеет несколько уровней, переход от одного уровня к другому позволяет совершенствовать навыки развития критического мышления [9].

Шесть этапов развития критического мышления согласно Ричарду Полу:

1. Некритическое мышление, характеризующееся отсутствием осознанности в процессе мышления, следовательно, возникают трудности в решении проблем.

2. Зарождение критической мысли, характеризующееся первоначальным процессом рефлексии, стандартными оценками мышления.

3. Первичное критическое мышление, характеризующееся осознанием проблем в качестве процесса мышления, отсутствием системного мышления.

4. Практическое критическое мышление, характеризующееся потребностью регулярно практиковаться в улучшения своего мышления.

5. Продвинутое критическое мышление, характеризующееся четким видением взаимосвязи между мыслями, чувствами и желаниями.

6. Совершенствующееся критическое мышление, характеризующееся богатым опытом самооценки, осознанностью сложной взаимосвязи между мыслями, эмоциями и поведением.

Критическое мышление характеризуется такими качествами как способность дать собственную оценку предлагаемой информации, фактам или событиями, осознавать и разделять истинное и ложное, стремление к глубокому анализу, умению аргументировать свой выбор, свое решение, а главное, способность к принятию верного решения и ответственности за него. Навыкам критического мышления личность может быть обучена. Алгоритм развития мышления универсален: постановка проблемы, сбор необходимой информации, ее тщательный анализ и выбор верного решения. Развитие мышления студентов вуза проходит через несколько стадий: 1. актуализация - вызов (формирование мотивации к получению новых навыков, умений, информации); 2. осмысление (понимание и осмысление полученной информации); 3. рефлексия (анализ и самоанализ).

Изложение основного материала статьи. Потенциал критического мышления стал предметом эксперимента, который проводился в КФУ и КНИТУ-КАИ. Студенты первых курсов Высшей школы журналистики КФУ, а также студенты КНИТУ-КАИ в 2022-2023 гг. участвовали в эксперименте по оценке уровня успешности, активной адаптивности и развития критического мышления. В исследовании применены методики К. Роджерса Р. Даймонда для диагностики социально-психологической адаптации личности. В опросах приняли участие 98 студентов бакалавров 1, 2 курсов технических направлений КНИТУ - КАИ и 70 студентов магистров Высшей школы журналистики КФУ. Многие студенты при

обсуждении результатов отмечают, что удивлены результатами высокой степени агрессии, неприятия других и стремлению к доминированию. В целом, студенты демонстрируют низкие показатели адаптивности (37 % студентов-магистров, протестированных набрали ниже 68 баллов). В процессе оценок эффективности педагогического взаимодействия со студентами были применены методы опроса, бесед, анкетирования, оценки выполнения творческих задач. Для выявления особенностей развития критического мышления использованы анкетирование, собеседование и анализ профессиональных ситуаций. Разработана серия тестовых задач на основе методики тестирования Лорен Сталки [9], цель которых являлась оценка степени развития критичности суждений, определения навыков аналитического и креативного мыслительного процесса. Вопросы в тестировании были представлены в виде картинок, ситуативных заданий и задач на логику. Уровень развития критического мышления оценивался по 10-бальной шкале. Данные результаты обрабатывались с применением методов математической статистики.

Для изучения особенностей критического мышления студентов авторской группой проведены специальные исследования. Так, в процессе дебатов-обсуждений и личных бесед со студентами, получены некоторые психолого-педагогические характеристики критического мышления современных учащихся. Преобладающим является начальный уровень развития критического мышления, наблюдаемый у 72% студентов, принимавших участие в исследовании.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что, студенты не готовы к решению профессиональных задач, требующих высокого уровня развития критического мышления. Студенты выполняют задачи спонтанно, непоследовательно, фрагментарно, без глубокой рефлексии, понимания процесса и прогнозирования личного результата.

Выводы Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что существуют факторы, влияющие на процесс адаптации личности; рассмотрен сам процесс саморазвития на основе анализа критического мышления. Была установлена связь некоторых характеристик критического мышления с рядом особенностей адаптацией студентов. Развитие критического мышления студентов связано с уровнем адаптивности личности, с уровнем самоорганизации студентов. Следовательно, критическое мышление, применяемое для поиска эффективных стратегий адаптации, приводит к эффективному профессиональному развитию и саморазвитию личности студентов.

Литература:

1. Андреев, В.П. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.П. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2015. - 288 с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М. Изд-во Смысл, Эксмо. - 2005. - 1136 с.

3. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. Перевод с английского Н.М. Никольской / Дж. Дьюи. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.

4. Налчаджян, A.A. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. - 2-е изд., перераб. и доп.

- Москва: Эксмо, 2010. - 368 с.

5. Реан, A.A. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. -Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати. -479 с.

6. Расходова, H.A. Уровни развития критического мышления личности студентов в высшей школе / И.А. Расходова // Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 27-28 марта 2017 года. - Казань: ООО "Центр инновационных технологий", 2017. - С. 177-180

7. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - Москва: Медгиз, 1960. - 254 с.

8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 362 с.

9. Lauren, Starkey. Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day / Starkey Lauren. - Learning Express, 2004.

10. Paul, Richard W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World / Richard W. Paul.

- Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Аргунова Нина Васильевна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат физико-математических наук, доцент Попова Алена Михайловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова» (г. Якутск)

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме конструирования комплекса задач для математических олимпиад школьников. Показатели успешности участия обучающихся в предметных олимпиадах являются одной из характеристик, позволяющей определить достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. В статье рассматриваются понятия «предметная олимпиада», «математическая олимпиада», «олимпиадные задачи». Сформулированы приемы и схемы конструирования олимпиадных задач, принципы формирования комплектов олимпиадных заданий. Авторами выделены этапы конструирования комплекта олимпиадных заданий. В конце статьи приведен пример олимпиадных заданий Северо-Восточной олимпиады школьников. Ключевые слова: математическая олимпиада школьников, конструирование задач.

Annotation. His article is devoted to the problem of constructing a set of problems for mathematical Olympiads of schoolchildren. Success indicators of students' participation in subject Olympiads are one of the characteristics that allows determining the achievements of subject, meta-subject and personal learning outcomes. The article discusses the concepts of "subject Olympiad", "mathematical Olympiad", "Olympiad problems". The methods and schemes of designing Olympiad tasks, the principles of forming sets of Olympiad tasks are formulated. The authors have identified the stages of designing a set of Olympiad tasks. At the end of the article, an example of Olympiad tasks of the North-Eastern Olympiad of schoolchildren is given. Key words: mathematical Olympiad of schoolchildren, problem construction.

Введение. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования позволяет утверждать, что одной из характеристик, позволяющей определить достижения предметных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.