СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.072 Научная статья
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-62-72
Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях
Е. В. Ахмадеева Н
Уфимский университет науки и технологий, Российская Федерация, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Аннотация
Введение. Компетентное самопредъявление определяет успех в планировании и продвижении целей коммуникатора, ориентированного на достижение результата в разных сферах жизнедеятельности. При этом предпочитаемые поведенческие стратегии и личностные особенности не всегда осознаются человеком, а значит не всегда используются им эффективно. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований поведенческих стратегий и индивидуально-психологических особенностей субъектов. Цель. Исследование взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий са-мопредьявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.
Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика диагностики уровня рефлексивности, опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98», методика «Диагностика мотивов аффили-ации», методика «Направленность личности в общении», тест уверенности в себе, опросник «Волевые качества личности», опросник «Стратегии самопредъявления».
Результаты исследования. Девушки предпочитают стратегию «стремление понравиться» и «отслеживание произведенного впечатления», юноши — «вариативность поведения». Женщины реже отслеживают впечатление, произведенное на собеседника, в случае необходимости способны доминировать и манипулировать. Мужчины, напротив, более внимательно отслеживают особенности своего поведения, им не свойственно проявлять зависимость и слабость. Уверенные в себе испытуемые характеризуются социальной смелостью, инициативностью, применяют стратегию «самопродвижение». Диалогичные — стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу. Для них не характерна стратегия «вариативность поведения». Рефлексивные испытуемые характеризуются использованием диалога, и применением стратегий «вариативность поведения» и «самопродвижение».
Обсуждение и заключения. Предполагается, что редкое использование женщинами стратегии «отслеживания впечатления» обусловлено действием механизма тендерного воспитания. Подтверждено, что на разных этапах возрастного и профессионального развития поведенческие стратегии обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности, востребованными в процессе самопредъявления. Полученные данные вносят вклад в теоретическое обоснование проблемы и позволяют разработать модель самопредьявления личности в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.
Ключевые слова: саморегуляция, рефлексия, инициативность, диалогическое общение, уверенность в себе, тендерная обусловленность.
© Ахмадеева Е. В., 2023
Для цитирования. Ахмадеева, Е. В. (2023). Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(1), 62-72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-62-72
Original article
The Study of the Relationship of Individual Psychological Characteristics and Self-Expression Strategies in Interpersonal Relationships
E. V. Akhmadccva У H
Ufa University of Science and Technology, 32, Zaki Walidi St.,Ufa, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Introduction. Competent self-expression determines success in planning and promoting the goals of a communicator focused on achieving results in different spheres of life. At the same time, preferred behavioural strategies and personality features are not always apprehended by a person and, consequently, not always used effectively. The urgency to study the problem is due to the insufficient representation of studies of behavioural strategies and individual psychological characteristics of subjects.
Purpose. Study of the interrelationships of individual psychological characteristics and behavioural strategies of self-expression of personality at different stages of professional formation and development.
Materials and Methods. The following methodological tools were selected: the methodology for diagnosing the level of reflexivity, the questionnaire Style of Self-Regulation of the Behaviour — SSB-98, the Test of Affiliation Motives, the Personality Orientation in Communication Test, the Self-Confidence Test, the questionnaire Volitional Qualities in person, the questionnaire Strategies of Self-Expression.
Results. Girls prefer the strategy of 'anxiety to please' and 'tracking the impression made', boys prefer the 'variability of behaviour'. Women are less likely to track the impression made on the interlocutor and, if necessary, they can dominate and manipulate. Men, in contrast, more closely monitor their behaviour peculiarities and do not tend to show dependence and weakness. Self-confident subjects are characterized by social courage and initiative and apply the 'self-promotion' strategy. Dialogical — strive to be accepted by the target audience, take the initiative. They are not characterized by the strategy of 'variability of behaviour'. Reflexive subjects are characterized by the use of dialogue and the use of the strategies 'variability of behaviour' and 'self-promotion'.
Discussion and Conclusion. It is assumed that the unoften use of the 'impression tracking' strategy by women is related to the action of the gender education mechanism. It is confirmed that at different stages of age and professional development, behavioural strategies are conditioned by individual psychological characteristics of the personality, which are in demand in the process of self-expression. The data obtained contribute to the theoretical substantiation of the problem and allow us to develop a model of the self-expression of a personality depending on its psychological characteristics.
Keywords: self-regulation, reflection, proactive, dialogic communication, self-confidence, conditioning by gender.
For citation. Akhmadeeva, E. V. (2023). The Study of the Relationship of Individual Psychological Characteristics and Self-Expression Strategies in Interpersonal Relationships. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(1), 62-72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-62-72
Введение. Проблема самопредъявления не теряет своей актуальности несмотря на то, что на сегодняшний день является в достаточной степени изученной. Любое общение предполагает грамотное преподнесение себя партнеру, либо целевой аудитории. От того, насколько эффективно осуществляется самопрезентация, зависит результат коммуникационного процесса в личных, профессиональных, дружеских и других межличностных отношениях. Вступая в коммуникацию, субъекты самопредъявления познают и оценивают партнеров по общению, что позволяет им регулировать свое поведение в значимых для них взаимодействиях. В разнообразных жизненных обстоятельствах человек преподносит себя по-разному. В одних случаях он демонстрирует определенный
образ, создавая у собеседника нужное впечатление, преодолевая различные коммуникативные барьеры, затрудняющие процесс общения, в других, в свойственной субъекту самопредъявления манере, транслирует привычные коммуникативные паттерны поведения. Следовательно, этот процесс может быть, как ситуативным, возникающим спонтанно, так и постоянным, характеризующимся осознанностью, обдуманностью, целенаправленностью и зависящим от индивидуально-психологических особенностей личности. Следует подчеркнуть, что личность, обладающая навыками компетентного представления себя другому, в ситуациях взаимодействия (знакомства, обучения, организации совместной деятельности, профессионального роста) способна в более полной мере реализовать свои ментальные потребности, сосредоточиваясь с помощью различных стратегий и тактик на сильных индивидуально-психологических, моральных и деловых качествах (Ахмадеева, Башкатов, 2022).
В современной мировой психологической науке проблема самопредъявления-самопрезентации изучается многими исследователями. В исследованиях зарубежных авторов отмечается, что выбор поведенческих стратегий обусловлен спецификой предстоящей ситуации взаимодействия, целью самопрезентации, значимостью коммуникации для субъектов самопредъявления, степенью знакомства с аудиторией и продолжительностью общения (Кули, 2019; Mead, 2015; Гофман, 2021). Имеются исследования, в которых внимание акцентируется на демонстрации безупречного образа себя предъявляющего субъекта и контроле над произведенным впечатлением с целью поддержания самооценки (Leary, 2019; Tedeschi, Riess, 2013; Schlenker, 2012). Многие ученые отмечают значимость мотивов самопрезентации-самопредьявления (стремление к власти, превосходству, уважительному отношению, избегание неодобрения или получение одобрения) (Jones, Pittman, 1982; Pandey, Chopra, Karve, 2020). Данные интерпретации понятия «самопредъявление» раскрывают способы и эффективность преподнесения и раскрытия себя как субъекта социального взаимодействия и межличностного общения.
В отечественных психологических источниках самопредьявление также исследуется с разных точек зрения. Например, феномен самопредьявления рассматривается через выражение образа субъекта. В исследовании И. В. Абакумовой и др. (2020) под самопрезентацией понимается сознательная или неосознанная, целенаправленная или спонтанная демонстрация образа Я при любом взаимодействии с окружающими. В коммуникативном процессе участники взаимодействия на основе представленного образа отмечают друг у друга значимые для их общения качества и свойства, которые представлены в совокупности физического, социального облика и экспрессивного поведения (Лабунская, Дроздова, 2017). В других источниках самопредьявление интерпретируется как регуляция и саморегуляция собственного поведения в зависимости от восприятия окружающими, что сближает этот феномен с социальной перцепцией. Здесь прослеживается взаимосвязь, так как самопредъявление коммуникатора зависит от того, каким его воспринимают реципиенты. Наблюдая и оценивая поведение человека, мы пытаемся понять его внутренний мир, причины поступков, спрогнозировать поведение в будущем, а также определить собственное отношение к нему, что позволяет сконструировать определенную стратегию поведения в случае, если планируется социальный контакт (Корягина, 2023). В процессе жизнедеятельности человека самопредьявление является одним из основных механизмов саморегуляции и регуляции межличностных отношений, например, в контексте создания имиджа. (Белобрагин, 2018; Петрова, 2019). По мнению Г. В. Бороздиной (2019), с помощью внешнего вида и поведения субъект может управлять впечатлением о себе и ситуацией в целом. В этой связи в структуре самопредъявления автор выделяет самоподачу привлекательности, превосходства, отношения, состояния и факторы, влияющие на поведение коммуникатора (Бороздина, 2019).
Несмотря на большое количество научных изысканий, направленных на исследование проявлений аспектов самопрезентации, остается недостаточно разработанной проблема самопредьявления в контексте психологии межличностных отношений, требующая проведения теоретического и эмпирического анализа аспектов использования поведенческих стратегий.
Востребованность индивидуально-психологических особенностей личности в различных ситуациях самопредьявления также представляется менее изученной. При этом здесь можно проследить некоторую связь. Более того, эффективность и успешность коммуникации во многом предопределяется индивидуально-психологическими свойствами личности. По нашему мнению, не случайно А. Н. Копанев (2020) выделяет социальный интеллект как способность к переключению, эго-компетентности, обаянию, владению манипул ятивными умениями.
С. В. Васильева и А. А. Цветова (2021) акцентируют внимание на том, что создать у целевой аудитории положительное впечатление о себе способен жизнерадостный, отзывчивый, активный, обладающий чувством юмора человек.
Проанализировав ряд теоретических исследований, мы уточнили какие индивидуально-психологические особенности личности могут быть востребованы в ситуации самопредьявления. Среди них выделяются: рефлексивность, способствующая осмыслению собственных поступков, эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, что, в свою очередь, позволяет коммуникатору дифференцировать наиболее соответствующие его индивидуальности способы саморегуляции, без которых движение к цели самопредъявления практически невозможно; осознанная саморегуляция, благодаря которой возможно управлять собственным поведением и корректировать его в зависимости от изменяющихся обстоятельств; потребность в аффилиации, с помощью которой в самопредъявлении выстраиваются доброжелательные отношения, существенно влияющие на достижение цели; направленность в общении, которая представляет собой комплекс ценностно-смысловой сферы личности, включающий в себя цели и средства общения, способы поведения в межличностных отношениях; уверенность в себе, социальная смелость, инициативность в социальных контактах — все эти качества представляют собой способность человека открыто заявлять о своих потребностях, добиваться целей, защищать свои интересы, выражать свою позицию, проявлять активность, ориентироваться на собственную систему ценностей, при этом не прибегая к агрессии; волевые качества личности (выдержка, решительность, самостоятельность), направленные на преодоление сложных ситуаций, оперативное принятие решений, регуляцию поведения, варьирование стратегий и тактик, что актуально для субъекта самопредьявления; активность в самопредъявлении, под которой понимается способ взаимодействия инициатора общения с целевой аудиторией, стремление занять центральную позицию и взять на себя инициативу в установлении социальных контактов для достижения целей самопрезентации. Наличие данных свойств позволит субъекту самопредьявления создать адекватный ситуации образ и выбрать стратегии в соответствии с особенностями личности для достижения поставленных целей.
Таким образом, целью исследования является изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий самопредьявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.
Гипотеза исследования состоит в том, что у респондентов в процессе самопредьявления может обнаруживаться связь между поведенческими стратегиями и совокупностью индивидуально-психологических особенностей.
Материалы и методы. В качестве эмпирического объекта выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 36 лет, всего 385 человек. Предметом исследования послужили индивидуально-психологические особенности личности и поведенческие стратегии в межличностных отношениях.
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были выбраны следующие методы и методики: методика диагностики уровня рефлексивности (А. В. Карпов), опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» (В. И. Моросанова), методика «Диагностика мотивов аффилиации» (А. Мехрабиан), методика «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко), тест уверенности в себе (В. Г. Ромек), опросник «Волевые качества личности» (М. В. Чумаков), опросник «Стратегии самопредьявления» (И. П. Шкуратова).
Далее нами были рассчитаны показатели описательной статистики с последующим корреляционным анализом. Данные, полученные в настоящей выборке, не соответствуют нормальному распределению, поэтому нам был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Участники исследования были разделены на две группы по возрастному признаку. В первую группу вошли респонденты в возрасте 18-22 лет, вторую группу составили участники исследования в возрасте 25-36 лет.
Первая группа представлена студентами высшей школы, поскольку студенческий возраст характеризуется такими особенностями, как профессиональное и личностное самоопределение с последующим самоутверждением в выбранной профессии. Констатируем, что самопредьявление в этом возрасте имеет свои особенности, связанные с началом обучения в вузе, становления профессиональной карьеры, а также особенности в межличностных отношениях, которые исследователями рассматриваются в ракурсе социальных коммуникаций (Болотова, Жуков, 2023). Отношения, по мнению Д. А. Леонтьева (2015), определяют конкретный смысл, который имеют для человека отдельные явления, объекты, люди и их классификация. В нашем случае межличностные отношения связываются
с ситуациями самопредъявления студентов. Выше мы описали значимые для этой категории испытуемых аспекты взаимодействия, большинство из которых так или иначе связаны с особенностями самопредъявления в этом возрасте. Во всех этих сферах в той или иной степени студенты могут чувствовать неуверенность в себе, испытывать психологические барьеры в коммуникациях, а также трудности во взаимодействиях. Стоит отметить, что содержательные характеристики самопредъявления студентов за время обучения в вузе меняются.
Вторая группа респондентов состоит из представителей средней взрослости. Стадия средней взрослости (молодости) характеризуется уже сложившейся ответственностью за принятие решений в различных видах деятельности и возможностью включения во все формы социальной активности. На этом этапе выстраивается жизненная стратегия (стиль жизни), продолжается либо завершается процесс профессионального образования. Большинство людей в этот период взрослости обладают гармоничным сочетанием внешних условий (которые субъект способен создавать самостоятельно) и субъективных факторов, способствующих возможности личности находиться на пике своего развития. Есть смысл отметить внешние проявления акме, которые, как правило, характеризуются определенной выразительностью поведения, способностью к успешному проявлению себя (в ситуациях самопредъявления), доверием и самостоятельностью при принятии решений. С позиции акмеологического подхода, ведущей деятельностью в средней взрослости принято считать ментальную потребность в максимальной реали-зованности собственного потенциала, активности и продуктивности личности в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в самопредъявлении.
Результаты исследования. Средние значения индивидуально-личностных особенностей и стратегий само-предьявления участников исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения индивидуально-личностных особенностей и стратегий самопредъявления участников исследования
Показатели Юноши Девушки Мужчины Женщины
(и=126) (и=177) (и=36) (и=46)
Рефлексия 4,38 4,43 8,14 8,74
Саморегуляция 31,47 31,27 32,33 33,87
Диалогичность 3,11 2,97 10,33 10,45
Стремление к принятию 95,59 93,43 130,17 131,15
Страх отвержения 140,85 138,30 112,97 112,87
Уверенность в себе 7,49 7,27 7,83 7,66
Выдержка 9,17 18,73 21,14 20,60
Инициативность 19,44 18,91 21,14 20,11
Решительность 12,57 12,46 12,53 13,79
Инграциация 10,80 11,20 9,42 8,83
Самопродвижение 8,15 8,87 12,83 11,79
Примерность 5,65 5,86 5,92 5,96
Мольба 3,23 4,00 2,64 2,74
Запугивание 5,14 5,63 6,42 5,49
Отслеживание впечатления 6,58 7,03 7,08 6,23
Вариативность поведения 11,06 10,70 7Д1 6,89
Анализируя результаты, представленные в таблице 1, можно отметить, что по половому признаку все значения находятся примерно на одном уровне. Следовательно, в данном случае половая принадлежность значимо не влияет на поведенческие стратегии, а также на способность к рефлексии, саморегуляции, гибкости, диалогичности, уверенности в себе.
По возрастным признакам же наблюдаются некоторые различия между юношами и мужчинами, девушками и женщинами. Показатели рефлексии у женщин выше, чем у девушек в 1,97 раз, а у мужчин выше, чем у юношей
в 1,87 раз. В группе юношей и девушек показатели рефлексии составили в среднем 4 балла, что свидетельствует о среднем уровне развития рефлексивности. В группе мужчин и женщин значения рефлексии — в среднем 8 баллов, что указывает на высокий уровень развития рефлексивности. На наш взгляд, в старшей возрастной группе большая выраженность способности к рефлексии обусловлена приобретенным жизненным опытом, устоявшимися ценностями, личностной зрелостью, благодаря чему испытуемые этой группы способны более точно оценивать и анализировать межличностные отношения, собственные действия и поведение других людей.
Самое высокое среднее значение по общему уровню саморегуляции наблюдается у женщин (33,87). Автор методики (В. И. Моросанова) предлагает следующие значения для интерпретации результатов по этой шкале: низкий уровень — менее 23, средний уровень — 24—32, высокий уровень — 33 и выше. Значит, шкала общего уровня саморегуляции у юношей, девушек и мужчин имеет средний уровень, а у женщин — высокий. Это означает, что женщины более уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях, успешнее в привычных видах деятельности, легче адаптируются к новому окружению. Они стремятся к планированию и выбору способов поведения, достаточно много внимания уделяют деталям и мелочам, а также осознанно выдвигают и достигают поставленных целей.
Способность к диалогу у юношей ниже, чем у мужчин в 3,32 раза, у девушек ниже, чем у женщин в 3,52 раза. Согласно автору методики (С. Л. Братченко), полученные средние значения у юношей и девушек соответствуют низкому уровню диалогичности, а у мужчин и женщин среднему уровню. Как видим, определяющим маркером этих результатов является возраст. Диалог является формой межличностных отношений, активно складывающихся в юношеском возрасте, так как в этот период наиболее выражено стремление к личностному становлению, причем не только в плане взаимодействий с социальным миром (готовность к выбору профессии, определение ценностей, мировоззренческих установок), но и в интимно-личностном общении. Во взрослой жизни человек, как правило, уже владеет диалогом, который способствует реализации поставленных целей профессионального и межличностного плана. Формирование психологической готовности к диалогу, который востребован в юношеском возрасте, на старших возрастных этапах уже завершается, и личность обладает социальной компетентностью и готовностью к трудностям в контактах, умеет преодолевать барьеры общения в межличностных отношениях, в том числе и в ситуациях самопредъявления.
Стремление к принятию у мужчин выше, чем у юношей в 1,36 раз. У женщин выше, чем у девушек в 1,4 раза. При этом страх отвержения у юношей выше, чем у мужчин в 1,24 раза, а у девушек в 1,22 раза выше, чем у женщин. Полученные данные также объясняются возрастными особенностями, в частности тем, что приобретаемый личностью жизненный опыт способствует не только адекватному принятию себя, но и определению своего личного статуса в межличностных отношениях. Стоит отметить, что такие отношения складываются стихийно, причем освоение собственной роли в целевой аудитории начинает активно формироваться в юношеском возрасте. Неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей отверженности от группы может служить барьером для успешного проявления себя в группе. Если этот процесс происходит без явных противоречий, психологических травм, боязни быть отвергнутым и конфликтов, то социальный статус личности во взрослой жизни будет достаточно высоким. В юношеском возрасте страх отвержения более выраженный и болезненный, чем во взрослой жизни, где в большей степени выражена потребность к принятию. В случае, когда реализуется потребность к принятию, личность чувствует уважение со стороны окружающих, коллег, и сама им симпатизирует, что придает ей уверенности в себе и чувства защищенности.
Самопродвижение у мужчин выше, чем у юношей в 1,57 раз; у женщин выше, чем у девушек в 1,33 раза. Стратегию «вариативность поведения» юноши используют в 1,56 раз чаще, чем мужчины, а девушки чаще в 1,55 раз, чем женщины. Заметим, что половые различия в стратегиях самопродвижения и вариативности поведения не выявлены. Данные результаты объясняются тем, что в юношеском возрасте стратегия вариативности поведения является более актуальной, так как личность находится в состоянии поиска профессионального пути и личностного становления. Таким образом происходит так называемая апробация того или иного предполагаемого стиля жизни. Поэтому представляется вполне понятным то, что без вариативности использования различных стратегий этот процесс невозможен. Во взрослой жизни личность так или иначе уже определилась с профессией и личным
статусом. Самоактуализирующаяся взрослая личность обладает необходимыми ресурсами (дипломами, сертификатами, профессиональным опытом и компетенциями) для дальнейшего развития, что видно из полученных результатов, где стратегия самопродвижения в группе взрослых испытуемых играет доминирующую роль.
Самое высокое среднее значение среди результатов исследования стратегии «мольба» наблюдается у девушек — 4,00. Это указывает на то, что они способны «играть на чувствах» партнера по общению, просить о помощи, призывать к желаемому действию из сострадания, понимая, что такая стратегия принесет им определенную выгоду, позволит решить их проблемы и добиться поставленных целей.
Далее были выявлены наиболее часто применяемыми испытуемыми стратегии самопредъявления (рис. 1).
Вариативность поведения 56% 43% 11%
Отслеживание ПВ 8% 9% 11% 4%
Мольба 3 % 3 % 0% 2%
Запугивание 9% до/о 19 % 11%
Примерность ^^^ 6% 3% 8% 2%
Самопродвижение Щ 29 % 38 % 83 % 72 %
Инграциация Г 46 % 52 % 36 % 34 %
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ Юноши ■ Девушки ■ Мужчины Женщины
Рис. 1. Стратегии самопредъявления, применяемые участниками исследования
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно констатировать, что в первой группе испытуемых (юноши и девушки) востребованы все стратегии самопредъявления, среди которых наиболее предпочитаемые: «вариативность поведения» (юноши 56 %; девушки 43 %), «стремление понравиться» (юноши 46 %; девушки 52 %) и «самопродвижение» (юноши 29 %; девушки 38 %). Приблизительно одинаковы у юношей и девушек по частоте использования стратегии: «примерность» (юноши 6 %; девушки 3 %), «запугивание» (юноши 9 %; девушки 9 %), «мольба» (юноши 3 %; девушки 3 %), «отслеживание произведенного впечатления» (юноши 8 %; девушки 9 %). Юноши реже используют стратегию «мольба», а девушки стратегии «мольба» и «примерность».
Во второй группе испытуемых (мужчин и женщин) наиболее популярной является стратегия «самопродвижение» (мужчины 83 %; женщины 72 %), выражающаяся в демонстрации своей компетентности в различных сферах жизнедеятельности, подчеркивании собственной значимости, а также в акцентировании внимания на сильных сторонах личности. Далее у мужчин следует «запугивание» (19 %), а у женщин «стремление понравиться» (34 %). Мужчины чаще женщин применяют стратегии «отслеживание произведенного впечатления» (соответственно 11 % и 4 %), «примерность» (соответственно 8 % и 2 %) и «вариативность поведения» (11 % и 9 %).
Для проверки гипотезы о наличии связи между стратегиями самопредъявления и совокупностью индивидуально-психологических особенностей нами был проведен корреляционный анализ. В результате были обнаружены умеренные прямые корреляционные связи между уверенностью в себе и социальной смелостью (Я = 0,49), инициативностью (Я = 0,31), самопродвижением (Я = 0,37). Было обнаружено, что чем выше уверенность в себе у испытуемого, тем выше взаимосвязи перечисленных личностных свойств.
Установлены умеренные прямые корреляционные связи между социальной смелостью и инициативностью в социальных контактах (Я = 0,34), социальной смелостью и гибкостью (Я = 0,34). Данные взаимосвязи показывают, что чем выше у испытуемого социальная смелость, тем больше в поведении проявляется инициативность в социальных контактах и гибкость.
Обнаружены прямая умеренная корреляционная связь между рефлексией и диалогической направленностью в общении (Я = 0,59); средние прямые корреляционные связи между рефлексией и стремлением к принятию (Я = 0,43), рефлексией и самопродвижением (Я = 0,34), а также умеренная корреляционная связь между рефлексией и вариативностью поведения (Я = 0,39). Чем выше способность к рефлексии, тем чаще проявляются диало-гичность, самопродвижение, стремление к принятию, чаще применяется стратегия «вариативность поведения».
Обнаружена сильная прямая корреляционная связь между общим уровнем саморегуляции и программированием (Я = 0,76); средние прямые корреляционные связи между общим уровнем саморегуляции и моделированием (Я = 0,65), гибкостью (Я = 0,67), оцениванием результатов (Я = 0,66), газированием (Я = 0,59); умеренные прямые корреляционные связи между общим уровнем саморегуляции и выдержкой (Я = 0,46), решительностью (Я = 0,33), самостоятельностью (Я = 0,30); а также умеренная обратная связь между общим уровнем саморегуляции и стратегией «мольба» (Я = -0,36). Полученные корреляционные взаимосвязи указывают: чем выше общий уровень саморегуляции, тем чаще проявляются в поведении планирование, программирование, моделирование, гибкость, выдержка, самостоятельность, оценивание результатов деятельности. При этом реже используется стратегия «мольба».
Выявлены прямые умеренные корреляционные связи между стратегией самопродвижения и стремлением к принятию (Я = 0,39), самопродвижением и инициативностью (Я = 0,40), прямая средняя корреляционная связь между самопродвижением и диалогической направленностью личности (Я = 0,56). То есть, чем чаще во взаимодействиях используется стратегия самопродвижения, тем в большей степени актуализируются мотив стремления к принятию, инициативность и предприимчивость, а также предполагается заинтересованность субъекта межличностных отношений в свободном выражении собственных идей, мнений и взглядов.
Установлены средняя прямая корреляционная связь между диалогической направленностью в общении и стремлением к принятию (Я = 0,56); умеренная прямая корреляционная связь между диалогической направленностью в общении и инициативностью (Я = 0,45); умеренная обратная корреляционная связь между диалогической направленностью в общении и вариативностью поведения (Я = -0,43). Чем чаще в общении проявляется диалогичность, тем сильнее актуализируются мотив стремления к принятию, инициативность, реже используется стратегия «вариативность поведения».
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты. Лидирующую позицию у девушек занимает стратегия «стремление понравиться», которая заключается в способности быть привлекательной, нужной, умении угодить, похвалить, говорить комплименты и льстивые слова; у юношей — «вариативность поведения», которая реализуется в способности транслировать различные образы в зависимости от обстоятельств и условий межличностных взаимодействий.
Девушки чаще, чем юноши, используют стратегию «отслеживание произведенного впечатления», что, по-видимому, объясняется особенностями фемининного тендерного стереотипа, в котором большая роль отводится стремлению к внешнему перфекционизму. Согласно гендерным характеристикам, выделенным С. Бэм, представители фемининного типа демонстрируют привлекательность, уступчивость, чувствительность, застенчивость, способность к сочувствию; маскулинного — проявляют независимость, уверенность в себе, способность к лидерству и напористость. При этом в соответствии с существующими представлениями человек может быть наделен «дихотомическими» качествами, выражающими одновременно как маскулинность, так и фемининность, то есть отличаться андрогинностью.
Мужчины в межличностных отношениях (публичных контактах, романтических свиданиях, деловых встречах, дружеских беседах) более внимательно отслеживают особенности поведения, настроения, эмоционального состояния партнера по общению, проявляют гибкость в контактах, меняют собственное поведение с учетом реакций собеседника и изменений в ситуации общения. Мужчинам не свойственно просить, уговаривать, демонстрировать зависимость и слабость, поэтому они не выбирают стратегию мольбы. Контроль за тем, какое впечатление мужчины производят на других в ситуации самопредъявления, усиливает их желание понравиться окружающим и подчеркнуть свою компетентность.
Женщины, в отличие от мужчин, реже отслеживают произведенное впечатление на собеседника и контролируют собственное поведение. Вероятнее всего, в этом случае «срабатывает» механизм гендерного воспитания, который начинает оказывать влияние на поведение женщины с детства. На наш взгляд, на этот процесс в полной мере оказывает влияние защитный механизм интроекции, смысл которого в принятии гендерных норм на веру, закрепление способов женского поведения (эмоциональность, беспомощность, капризность) и формирование установок в отношении собственной привлекательности. Иными словами, этот механизм, преобразовавшись в установку, позволяет женщине изначально считать себя привлекательной. В связи с чем, у женщин отсутствует потребность контролировать и отслеживать произведенное впечатление. При необходимости они могут доминировать, угрожать, либо демонстрировать слабость и беспомощность, используя просьбы и уговоры.
Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать следующие выводы.
Испытуемые, обладающие уверенностью в себе в межличностных отношениях, проявляют социальную смелость (готовность вступать в контакты с людьми в различных ситуациях взаимодействия), не боятся открыто выражать собственное мнение. Они инициативны, способны к самостоятельным активным действиям. Ведущей стратегией самопредъявления уверенного в себе субъекта является самопродвижение (декларирование собственной компетентности, опыта, знаний).
Респонденты с развитой социальной смелостью демонстрируют инициативность в социальных контактах и гибкость (способность оперативно оценивать изменение значимых условий, без особых затруднений корректировать планы и программы поведения, своевременно выбирать оптимальный способ поведения).
Испытуемые, проявляющие инициативность в социальных контактах, предпочитают стратегию самопродвижения. Анализируя сшуацию самопредъявления, они демонстрируют социальную смелость, а также диалогич-ность, позволяющую выстраивать доверительные и паритетные отношения, чтобы не быть отвергнутыми партнерами по взаимодействию в межличностных контактах.
Испытуемые, умеющие осмысливать и анализировать процесс самопредъявления и объективно оценивать свой потенциал, используют диалог как основной механизм общения, не применяют стратегию «вариативность поведения», заключающуюся в транслировании разных образов Я, в зависимости от ситуации и обстоятельств.
Респонденты с общим уровнем саморегуляции обладают выдержкой, а также готовностью к моделированию, программированию, оцениванию результатов, планированию, гибкости, самостоятельности и решительности. Они объективно оценивают свои возможности в процессе самопредьявления, что позволяет им оперативно принимать самостоятельные решения для адекватной самоподачи в целевой аудитории. При этом выдержка позволяет им оставаться невозмутимыми в критических ситуациях, контролировать собственное поведение, не допускать импульсивных действий и сохранять хладнокровие; решительность — самостоятельно принимать решения и воплощать их в деятельности. Таким испытуемым не свойственно применять стратегию мольбы, выражающуюся в уговорах, демонстрации слабости и беспомощности.
Испытуемые, предпочитающие стратегию самопродвижения, стремятся быть принятыми целевой аудиторией, понравиться ей, проявляют инициативу, побуждающую их к самостоятельному управлению процессом самопредъявления. Предпочитаемой формой в общении для них является диалог.
Испытуемые с диалогической направленностью в общении стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу во взаимодействиях, не используют стратегию «вариативность поведения».
Проведенное исследование показало, что стратегии самопредьявления и индивидуально-психологические особенности личности взаимосвязаны, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Кроме того, была обнаружена связь зависимость измеряемых показателей от возраста. Из этого следует, что при выборе той или иной поведенческой стратегии необходимо учитывать индивидуальность субъекта, что позволит ему в полной мере достичь желаемого результата.
Список литературы
Ахмадеева, Е. В., Башкатов, С. А. (2022). Стратегии и тактики самопредъявления как факторы межличностного взаимодействия. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1, 133—145. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2Q22-l-133-145
Белобрагин, В. В. (2018). Социально-психологические проблемы имиджа как социального стереотипа и результата социальных установок. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество, 1,131-134.
Болотова, А. К., Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А. (2023). Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.
Бороздина, Г. В. (2019). Психология и этика делового общения. Москва: Юрайт.
Васильева, С.В., Цветова, А. А. (2021). Предпочитаемые тактики самопрезентации и статус в группе у студентов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 687-693. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-88
Гофман, И. (2021). Представление себя другим в повседневной жизни. Санкт-Петербург: Питер.
Копанев, А. Н. (2020). Анализ особенностей личностных качеств студенток колледжа и института, обусловливающих эффективность самопрезентации. В: Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: Сборник материалов II Международного научно образовательного форума (С. 267-274). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет.
Корягина, Н. А. (2023). Самопрезентация и убеждающая коммуникация. Москва: Юрайт.
Кули, Ч. X. (2019). Избранное: Сборник переводов. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН.
Лабунская, В. А., Дроздова, И. И. (2017). Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2), 202-226.
Петрова, Е. А. (2019). Имиджелогия — наука XXI века. В: Сборник материалов VIIМеждународной научно-практической конференции «Гуманитарные технологии в современном мире» (С. 25-28). Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Abakumova, I., Brizhak, Z., Kukulyar, A. et al. (2020). Features of self-presentation of modern young people in social networks. E3S Web of Conferences, 210,19003. https://doi.org/l 0.105 l/e3sconf/202021019003
Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982). Toward a general theory of strategic self-presentation. In: Psychological Perspectives on the Self (pp. 231-262). New York: Lawrence Erlbaum.
Leary, M. R. (2019). Self-presentation: Impression Management and Interpersonal Behavior. Oxfordshire: Taylor & Francis.
Mead, G. H. (2015). Mind, Self, and Society. The dфnitive edition. Chicago: University of Chicago. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226112879.001.0Q01
Nichols, A. L. (2020). Self-Presentation Theory/Impression Management. In B. J. Carducci, Ch. S. Nave, J. S. Mio, R. E. Riggio (eds): The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Models and Theories. New Jersey: John Wiley & Sons, https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66
Pandey, A., Chopra, A., Karve, S. (2020). Manipulating impressions in the 'ME' culture: A study of millennial consumers. Journal of Customer Behaviour, 19(1), 51-72. https://doi.org/10.1362/147539220X15874775191976
Schlenker, B. R. (2012). Self-presentation. In M. R. Leary, J. P. Tangney: Handbook of Self and Identity. New York: Guildford Press.
Tedeschi, J. Т., Riess, M. (2013). Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research. In J. T. Tedeschi (ed.): Impression Management Theory and Social Psychological Research. New York: Academic Press.
References
Abakumova, I., Brizhak, Z., Kukulyar, A. et al. (2020). Features of self-presentation of modern young people in social networks. E3S Web of Conferences, 210, 19003. https://doi.org/l 0.105 l/e3sconff202021019003
Akhmadeeva, E. V., Bashkatov, S. A. (2022). Strategies and tactics of self-presentation as a psychological construct in interpersonal interaction. Perm University Herald. Series Philosophy. Psychology. Sociology, 1, 133-145. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2Q22-l-133-145 (In Russ.).
Belobragin, V. V. (2018). Sociopsychological problems of image as a social stereotype and the result of social attitudes. Bulletin of the Russian New University. Series Human and Society, 1, 131-134. (In Russ.).
Bolotova, A. K., Zhukov, Yu. M., Petrovskaya, L. A. (2023). Social communications. Psychology of communication: textbook and workshop for universities. 2nd ed., rev. & add. Moscow: Yurayt. (In Russ.).
Borozdina, G. V. (2019). Psychology and ethics of business communication. Moscow: Yurayt. (In Russ.).
Cooley, C. H. (2019). Favorites: Collection of translations. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
Goffman, E. (2021). The presentation self in everyday life. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982). Toward a general theory of strategic self-presentation. In: Psychological Perspectives on the Self (pp. 231-262). New York: Lawrence Erlbaum.
Kopanev, A. N. (2020). Analysis of the features of personal qualities of college students that determine the effectiveness of self-presentation. In: The mission of university teacher education in the XXI century: Collection of materials of the II International Scientific and Educational Forum (pp. 267-274). Rostov-on-Don: Southern Federal University. (In Russ.).
Koryagina, N. A. (2021). Self-presentation and persuasive communication. Moscow: Yurayt. (In Russ.).
Labunskaya, V. A., Drozdova, 1.1. (2017). A theoretical and empirical analysis of the influence of socio-psychological factors of young people's assessment of appearance. Russian Psychological Journal, 14(2), 202-226. (In Russ.).
Leary, M. R. (2019). Self-presentation: Impression Management and Interpersonal Behavior. Oxfordshire: Taylor & Francis.
Mead, G. H. (2015). Mind, Self, and Society. The definitive edition. Chicago: University of Chicago. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226112879.001.0001
Nichols, A. L. (2020). Self-Presentation Theory/Impression Management. In B. J. Carducci, Ch. S. Nave, J. S. Mio, R. E. Riggio (eds): The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Models and Theories. New Jersey: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66
Pandey, A., Chopra, A., Karve, S. (2020). Manipulating impressions in the 'ME' culture: A study of millennial consumers. Journal of Customer Behaviour, 19(1), 51-72. https://doi.org/10.1362/147539220X15874775191976
Petrova, E. A. (2019). Imageology is the science of the 21st century. In: Collection of materials of the VIIInternational scientific-practical conference "Humanitarian technologies in the modern world (pp. 25-28). Kaliningrad: Western branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (In Russ.).
Schlenker, B. R. (2012). Self-presentation. In M. R. Leary, J. P. Tangney: Handbook of Self and Identity. New York: Guildford Press.
Tedeschi, J. T., Riess, M. (2013). Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research. In J. T. Tedeschi (ed.): Impression Management Theory and Social Psychological Research. New York: Academic Press.
Vasilyeva, S. V, Tsvetova, A. A. (2021). Preferred self-presentation tactics and status in a student group. The Herzen University Conference on Psychology in Education, 4, 687-693. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-88 (In Russ.).
Об авторе:
Ахмадеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии, Уфимский университет науки и технологий (РФ, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32), ORCID, [email protected]
About the Author:
Akhmadeeva Elena V., Senior Lecturer of the Department of General Psychology, Faculty of Psychology, Ufa University of Science and Technology (32, Zaki Walidi St., Ufa, 450076, RF), ORCID, [email protected]
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.