Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михалкина Светлана Александровна, Анисимова Ксения Сергеевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме жизнестойкости и развития эмпатии. Подробно описана специфика проявление эмпатии и жизнестойкости в юношеском возрасте. Основное внимание в статье авторы акцентируют на взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости. Обосновывается научным путем мысль о том, что существует взаимосвязь эмпатии и жизнестойкости. В статье анализируются данные, полученные в результате проведеного эмпирического исследования со студентами педагогического вуза. В итоге проведеного исследования был сделан вывод о следующем: чем выше уровень эмпатии у студентов, тем ниже уровень жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михалкина Светлана Александровна, Анисимова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EMPATHY AND RESILIENCE IN STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the current problem of resilience and the development of empathy. The specifics of the manifestation of empathy and resilience in adolescence are described in detail. The authors focus on the relationship between empathy and resilience. The idea that there is a relationship between empathy and resilience is scientifically substantiated. The article analyzes the data obtained as a result of an empirical study conducted with students of a pedagogical university. As a result of the study, the following conclusion was made: the higher the level of empathy among students, the lower the level of resilience.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

профессиональные пробы для обучающихся являются основой их допрофессиональной подготовки. Включение обучающихся в педагогическое пространство может осуществляться в различных формах: организация культурных и досуговых мероприятий, работа в группе продленного дня, помощь в подготовке классных часов и т.д. Обучение в психолого-педагогических классах проходит через профильный уровень изучения гуманитарных предметов, предметы и курсы по выбору, организацию социальной практики и профессиональных проб, систему дополнительного образования, исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

На сегодняшний день проект «Психолого-педагогические классы» объединил в себе более 200 обучающихся 10-х классов из 22 образовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области. Наиболее интересными мероприятиями в рамках трех организованных сессий выступили:

- беседа- экстернализация «интервью со стрессом, или Как поговорить с серьезным по несерьезному», направленная на исследование взаимоотношений между проблемой (страх перед ЕГЭ) и обучающимися. Участники обрели «ключи к компетентности» в нахождении опор и управлении своим состоянием;

- мастер-класс «Управляй своей мечтой, или Как реализовать любой замысел, проект, план». По ходу мероприятия совместно с обучающимися был составлен алгоритм достижения своей мечты; выделены препятствия для достижения цели, намечены пути их преодоления;

- workshop «Источник моих сил, или Техники саморегуляции и управления свои состоянием». Интерактивная работа обучающихся с метафорическими картами, техники «Дождь», «Светящийся кокон» помогли освоить новые способы регуляции своим эмоциональным состоянием во время стрессовых ситуациях (например, экзамены), обрести баланс и спокойствие;

- workshop «Путешествие к себе, или Как расставить личностные границы» (руководитель ассистент Безносова О.А.). Участники узнали о важности личностных границ, причинах их нарушений. Интерактивная часть занятия была посвящена освоению техники их расставления.

В целом, проведенные мероприятия позволили актуализировать профессиональный выбор старшеклассника психолого-педагогических направлений подготовки. Старшеклассники с интересом участвовали в мастер-классах и семинарах преподавателей, магистрантов и студентов Института педагогики и психологии, проходили квесты, вступали в дискуссии, давали обширную обратную связь по каждому мероприятию.

Выводы. В результате теоретического анализа научной литературы и практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников было определено, что обогащение содержание профориентационной работы через мероприятия психолого-педагогических классы позволит повысить устойчивость и осознанность профессионального выбора личности, инициировать психологическую готовность выбора будущей трудовой деятельности и укрепить мотивационно-ценностное отношение к профессии.

Литература:

1. Кононова, В.Н. ДДО и «Профориентатор»: Преемственность отечественных профориентационных методик /

B.Н. Кононова, А.Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 63-74.

2. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 137-140.

3. Риккель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 / А.М. Риккель // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2(16). - С. 11.

4. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы /

C.Н. Чистякова // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 45-50.

5. Lent, R.W. Career-life preparedness: Revisiting career planning and adjustment in the new workplace / R.W. Lent // The Career Development Quarterly. - 2013. - V. 61. - P. 2-14.

6. McKay, D.A. The HEXACO and five-factor models of personality in relation to RIASEC vocational interests /

D.A. McKay, D.M. Tokar // Journal of Vocational Behavior. - 2012. - V. 81. - Issue 2. - P. 138-149.

7. Phan, W.M.J. Examining the duality of Holland's RIASEC types: Implications for measurement and congruence / W.M.J. Phan, J. Rouds // Journal of Vocational Behavior. - 2018. - V. 106. - Р. 22-36.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Михалкина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка Анисимова Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме жизнестойкости и развития эмпатии. Подробно описана специфика проявление эмпатии и жизнестойкости в юношеском возрасте. Основное внимание в статье авторы акцентируют на взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости. Обосновывается научным путем мысль о том, что существует взаимосвязь эмпатии и жизнестойкости. В статье анализируются данные, полученные в результате проведеного эмпирического исследования со студентами педагогического вуза. В итоге проведеного исследования был сделан вывод о следующем: чем выше уровень эмпатии у студентов, тем ниже уровень жизнестойкости.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические способности, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, юношеский возраст, студент.

Annotation. The article is devoted to the current problem of resilience and the development of empathy. The specifics of the manifestation of empathy and resilience in adolescence are described in detail. The authors focus on the relationship between empathy and resilience. The idea that there is a relationship between empathy and resilience is scientifically substantiated. The article analyzes the data obtained as a result of an empirical study conducted with students of a pedagogical university. As a result of the study, the following conclusion was made: the higher the level of empathy among students, the lower the level of resilience. Key words: empathy, empathic abilities, resilience, engagement, control, risk-taking, adolescence, student.

Материалы подготовлены в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» на тему «Исследование взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости студентов педагогического вуза»

Введение. В настоящее время современный студент сталкивается с огромным количеством процессов, происходящих в обществе, которые могут отрицательно влиять на его уровень учебной деятельности и жизни в целом. Стрессы, неадекватное поведение, депрессивные состояния - все это оказывает неблагоприятное влияние на продуктивность психического развития и общий уровень жизнестойкости студентов. Именно уровень жизнестойкости является одним из основополагающих фундаментов, определяющим возможность человека справляться как с внешними, так и внутренними негативными факторами.

Юношеский возраст, который выпадает на период обучения в ВУЗе, характеризуется формированием собственной внутренней позицией, развитием самосознания и самоуважения. Проблемой данного возрастного этапа является то, что многие молодые люди еще не до конца сформировались личностно, вследствие чего у них могут возникать проблемы с умением распознавать чувства и эмоции других людей, осознавать и контролировать свои переживания, адекватно реагировать на происходящие события.

Особую актуальность в данном случае приобретает проблема изучения эмпатии студентов, которая является сложными по своему содержанию. В психологии, в настоящее время, отсутствует общепринятое определение эмпатии, однако, по мнению большинства ученых (Л.А. Александрова [1], М.И. Постникова [2], А.Н. Яшкова [3]), эмпатия - это многоуровневый феномен, структурой которого является совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностей человека. Взаимосвязь между компонентами эмпатии определяется результатом социально-психологических отношений человека в социуме, опытом общения.

В период юношества особенно велика потребность поддержании дружеских взаимосвязей, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, которое определяет интимно-личностный характер общения со сверстниками, а в дальнейшем и со взрослыми, которые имеют ценностное влияние на формирование различных межличностных установок. При этом эмпатия, как социальный инструмент общения, в большинстве исследований изучается как необходимое условие, для успешного процесса взаимодействия между людьми.

Как коммуникативное качество личности юношей и девушек, эмпатия является самым первым регулятором взаимоотношений между людьми. Она проявляется в желание оказывать помощь и содействие другим людям, также предполагает развитие гуманистических ценностей личности студентов. Роль эмпатии в коммуникативной стороне общения в юношеском возрасте заключается в предоставлении уникального способа получения и проверки достоверности информации. Эмпатия также влияет на получение и анализ информации, мотивируя индивида на поиск интересующей информации с целью усиления собственной вовлеченности в процесс общения; воздействуя в качестве обратной связи на уже полученную информацию.

Обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: наблюдается стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям общества.

Таким образом, особенности эмпатийных способностей в юношеском возрасте детерминированы характером ближайшего окружения юношей и девушек. Эмоциональная сторона эмпатийных способностей в юношеском возрасте играет важную роль для понимания образа мыслей и поведения других людей.

Изложение основного материала статьи. Современные условия жизни, сопровождающиеся повышенными психологическими нагрузками, различного рода кризисами, серьезными требованиями к личности в трудовой деятельности и высокой конкурентностью побуждают любого человека, самостоятельно принимать решения и в основном рассчитывать только на свои собственные силы. Особенно это касается молодых людей, которые только поступили в ВУЗ и впервые столкнулись с жизненными ситуациями в период студенчества. Поэтому для эффективного решения данных проблем для личности большое значение приобретает сформированная жизнестойкость.

Студенческий период является одним из главных этапов становления и развития личности в целом. В юности у большинства начинается самостоятельная жизнедеятельность, возникают различные социально-психологические изменения, а также появляются различные достижения в профессиональной, личностной и социальной сферах. И жизнестойкость становится особенно важной для студента, в связи с тем, что способствует повышению психического и физического здоровья студентов, преодолению кризисов и лучшей подготовки себя к будущей профессиональной сфере. В том числе высокий уровень эмпатии является одним из факторов развития личности, который ведет к самодетерминации и самореализации студента в среде близких ему людей и интересов.

Изучение специфики жизнестойкости и ее взаимосвязи с уровнем эмпатии студентов обусловлено тем, что студенческая деятельность характеризуется существенным изменением образа жизни, многообразием эмоциональных переживаний, а также повышением умственных нагрузок. Частые эмоциональные напряжения требуют от студентов выдержки, самообладания, настойчивости, регуляции собственной активности и психоэмоционального состояния.

На основе проведенного теоретического анализа для изучения взаимосвязи уровня эмпатии и жизнестойкости в 2021 году было организовано эмпирическое исследование. Опытно-экспериментальной базой его стал ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». В исследовании приняли участие 30 студентов физико-математического факультета в возрасте от 20 до 22 лет.

С целью изучения взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости студентов педагогического вуза были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Для оценки достоверности полученных результатов был использован метод математической обработки - коэффицент ранговой корреляции Спирмена.

В результате проведенного исследования были получены эмпирические данные. Рассмотрим их.

Для анализа особенностей проявления эмпатии в процессе профессионального становления использовалась методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. Данные, полученные с помощью вышеуказанной методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные диагностики уровня эмпатических способностей по методике В.В. Бойко

Уровень эмпатии Процентный показатель Количество испытуемых

Очень высокий 20% 6

Средний 23,4% 7

Заниженный 36,6% 11

Очень низкий 20% 6

Рассмотрим в отдельности данные, получение по каждому каналу эмпатии. Они представлены в таблицы 2.

Таблица 2

Средние значения по каналам эмпатии по методике В.В. Бойко

Каналы эмпатии Процентный показатель

Рациональный 10%

Эмоциональный 32%

Интуитивный 12%

Установки 30%

Проникающая способность 7%

Идентификация 9%

Так, согласно данным таблицы 2 доминирующими каналами эмпатии являются установки и эмоциональный канал. Существуют различные установки, которые облегчают, но могут и препятствовать всем каналам эмпатии. В этой группе испытуемых данный показатель высокий, что говорит о присутствии различного рода установок и указывает на то, что испытуемые проявляют любопытство к жизни партнера и окружающих. Люди с развитым интуитивным каналом эмпатии видят поведение человека, не зная информации о нем, а оценивая по предыдущему жизненному опыту.

Наименее предпочтительным каналом является проникающая способность, которая расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, в среднем показателе равняется 4%.

Далее представим данные об уровне жизнестойкости по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования уровня жизнестойкости по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)

Уровень жизнестойкости Процентный показатель Количество испытуемых

Высокий 33,3% 10

Средний 50% 15

Низкий 16,7% 5

Согласно показателям, представленным в таблице 3 можно сделать вывод о том, что у студентов педагогического вуза преобладает средний уровень жизнестойкости, который допустим для их возраста. Рассмотрим данные, полученные по каждому каналу жизнестойкости. Они представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значения по каналам жизнестойкости по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)

Каналы жизнестойкости Процентный показатель

Вовлеченность 45%

Контроль 45%

Принятие риска 10%

Вовлеченность является лидирующим каналом у студентов. Она представляет собой убежденность в том, что вовлеченность субъекта деятельности в совершающиеся в данный момент события, дает наибольшую возможность найти нечто подходящее под интересы конкретной личности. Человек, с высокими показателями вовлеченности, в процессе деятельности получает удовольствие от проделанной работы. И напротив, отсутствие данного компонента приводит индивида к одиночеству, ощущение себя «вне» жизни.

Далее по средним показателям идет контроль. Контроль подразумевает под собой уверенность в том, что благодаря приложенным усилиям на конечный итог работы, даже при условии, что это влияние не безусловно и успех при этом не гарантирован. В противовес этому - чувство своей слабости. Студент с формированным компонентом контроля чувствует, то что непосредственно подбирает собственный подход при решении жизненных и задач . Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска - вера человека в то, что все, что с ним происходит, способствует личностному развитию за счет предыдущего опыта, - неважно, был ли он отрицательным или положительным. Человек, который интерпретирует жизнь как возможность получения нового опыта, готов действовать в отсутствие каких-либо гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к зоне комфорта и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска находится

концепция формирования личности посредством интенсивного овладения познаний и навыков с дальнейшим их применение. У студентов данный канал является менее значимым.

Для определения взаимосвязи между уровнем эмпатии и жизнестойкости мы сопоставили результаты методик и провели корреляционный анализ с помощью коэффицента ранговой корреляции ге Спирмена. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Изучение взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и уровнем эмпатии у студентов

Уровень жизнестойкости Уровень эмпатии rs

Очень высокий Средний Заниженный Очень низкий

Высокий - - 20% (6) 13,3% (4) -0,68**

Средний 6,7% (2) 23,3% (7) 16,7% (5) 3,3% (1)

Низкий 13,3% (4) - - 3,3% (1)

Примечание гкр = 0,361 (p < 0,005); = гкр 0,463 (p < 0,01)

Из таблицы 5 следует, что существует взаимосвязь между жизнестойкостью и эмпатией личности на 1% уровне значимой достоверности. Данная взаимосвязь - отрицательная (-0,68), то есть имеет противоложенный эффект при развитии указанных психологических феноменов. Видно, что при высокой жизнестойкости идет занижение уровня развития эмпатии, а при низкой - к показателям высокой эмпатии. Это говорит о том, что эмпатия как проявление высокой чувствительности личности может быть самостоятельным факторов для снижения психологических ресурсов, которые в свою очередь важны для сохранения жизестойкости. Кроме этого, по таблице 5 видно, что пока уровень жизнестойкости у студентов преобладает средний, где эмпатию можно сохранить, так как без неё личность может потерять многие человеческие качества.

Выводы. Таким образом, результаты изучения уровня эмпатии студентов педагогического вуза показали, что для большинства испытуемых (36,6 % от общего числа студентов) характерен заниженный уровень эмпатии. В ходе изучения жизнестойкости было выявлено, что более половины испытуемых в выборке имеют средний уровень жизнестойкости. Корреляционный анализ показал достоверные данные отрицательной взаимосвязи между уровнем эмпатии и жизнестойкости, т. е. чем выше уровень эмпатии у студентов, тем ниже уровень жизнестойкости.

Литература:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.

2. Постникова, М.И. Особенности жизнестойкости молодежи / М.И. Постникова // Научный диалог. - 2016. - №1 (49). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-zhiznestoykosti-molodezhi (дата обращения: 20.05.2022).

3. Яшкова, А.Н. Диагностика эмоциональных состояний у студенческой молодежи / А.Н. Яшкова, А.А. Тумайкина // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 240-245.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Павлова Анна Сергеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель, магистр Миронова Ангелина Валерьевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что различные аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни являются актуальной обсуждаемой темой для учителей, специалистов сопровождения образовательной организации и родителей обучающихся. Поступление ребенка в образовательную организацию является одним из наиболее сложных периодов в его жизнедеятельности в физиологическом, социальном и психологическом планах. С началом школьной жизни ко всем первоклассникам предъявляются новые требования со стороны социума и семьи. У обучающихся впервые появляются социально значимые обязанности, с которыми они должны научиться справляться самостоятельно, без помощи родителей. Вместе с этим у первоклассников перестраивается и усложняется режим дня, появляются новые социальные контакты со взрослыми и сверстниками. Также вводятся новые правила поведения, появляется новое школьное пространство и новая ведущая деятельность - учебная. От успешности прохождения адаптационного периода в значительной мере зависит дальнейшая социализация ребенка. Часто проблемы в школе приводят первоклассника к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению физического и/или психического здоровья. Такое развитие событий может неблагоприятно отразиться не только на формировании его личности, но и на том, как сложится его жизнь после школы. Целью статьи является изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации современных первоклассников к условиям школьной жизни. Под социально-психологической адаптацией к образовательной организации подразумевается процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям окружающей его среды. Следует помнить, что поступление в школу - это новый этап в жизни не только первоклассника, но и его семьи. У всех членов семьи меняется режим дня, появляются новые обязанности, новые социальные контакты (с учителем, администрацией школы, родителями одноклассников своего ребенка и др.). Поэтому столь важна роль учителя в оказании поддержки не только первокласснику, но его семье. В статье рассматриваются понятия «адаптация», «социально-психологическая адаптация», характеризуются основные составляющие, непосредственно влияющие на социально-психологическую адаптацию первоклассника к школьной жизни.

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, социально-психологическая адаптация, готовность к обучению в школе, условия школьной жизни, ученик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.